Что такое запинающий грех
Толкование на Евреям 12:1
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Евреям 12:1 / Евр 12:1
Ефрем Сирин (
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще
Посему и мы, кои такое имеем вокруг нас, как бы собравшееся, облако, множество свидетелей бремени нашего, то есть предстоящее нам облако скорбей и бед, кои приведут к совершенству весьма многих, имеющих надежду во Христе и умирающих за Него, — сложим с себя все, чтобы не оказаться нам медлительными в борьбе с грехами, кои всегда готовы ввести нас в преступление, — и с терпением да устремимся к предлежащему нам подвигу, (приготовленному) не от одних только гонителей, но и от самого диавола.
Феофилакт Болгарский (
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей
Не сказал: поднимающееся над нами, но: вокруг, то есть отовсюду нас охватывающее. Свидетелями же называет не только лиц новозаветных, но и ветхозаветных, и эти последние засвидетельствовали о величии Божием, как три отрока, и Даниил, и все пророки. Не сказал же: все множество, но облако, как наиболее приличное в настоящем наставлении. Так как те, к кому писал апостол, объяты были огнем скорбей, то, говорит, воспоминание о свидетелях, подобно облаку, охватывая вас отовсюду, освежит вас.
Свергнем с себя всякое бремя
То есть бремя земных занятий и попечение о них. Ибо, говорит, это ничто иное, как тщетное бремя. Так почему же вы огорчаетесь при освобождении от них?
И запинающий нас грех
Или легко обладающий нами, или легко могущий подвергнуть нас беде. Ибо если мы пожелаем, то легко подчиняемся греху. Или чрез грех легко подпасть беде, ибо нет ничего столь опасного, как грех.
И с терпением будем проходить предлежащее нам поприще
Не сказал: станем биться, или: станем бороться, но ставит на вид то, что было легче всего в деле подвига; не сказал: усилим подвиг, но: будем оставаться в том самом подвиге. Одни путем воздержания, другие путем милости, третьи путем иной какой-нибудь добродетели должны подвизаться; вы же — терпением. Ибо оно вам нужно, как и выше было сказано.
Евфимий Зигабен (
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще
Темже убо и мы, толик имуще облежащ нас облак свидетелей
Облаком здесь называет Апостол утешение, получаемое от примера, ободрение души в несчастиях, которое, подобно облаку, орошает страждущих в горниле искушений. Далее он поясняет свои слова. Облак, это — сонм святых, свидетельствовавших об истине, подвизавшихся ради Бога и своим примером направляющих к благодушию и терпению тех, которые находятся еще в подвигах страданий, они доставляют как-бы освежение для страждущих душ и придают мужество. Их-то он и назвал облаком. Свидетелями же могут быть назнаны не только праведники новозаветные, но и ветхозаветные, как, напр., Даниил и три отрока, Елеазар с Маккавеями, пророки и вообще все, кто только подвизался ради Бога и того, что Ему принадлежит.
Гордость всяку отложше
Легкомыслие, небрежность, малодушие, помыслы низкие, недостойные подвижников и людей верующих.
И удобь обстоятельный грех
Который легко нас обступает и окружает или наоборот: которым легко мы можем овладеть когда только пожелаем, т. е. с которым мы легко можем бороться и лишить его власти над нами.
Терпением да течем на предлежащий нам подвиг
Имея, говорит, такое утешение, » да течем« путем терпения на предлежащий нам подвиг борьбы. A далее разумеется. само собою и прочее. В слове » да течем« выражается совет.
Источник: Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще
Как облако своею тенью защищает того, кого палят жгучие лучи, так и воспоминание о святых восстановляет и укрепляет душу, удрученную бедствиями. Не сказал: висящий над нами, но: облежащ нас, что означает более и показывает, что, облегая кругом, это облако свидетелей делает нас более безопасными… (Злат.). — «Всякое бремя». Какое — всякое? Т е. сон, нерадение, низкие помыслы, все человеческое (Злат.). — «Запинаюший нас грех…» thneuperistaton amartian, точнее слав. : «удобообстоятельный грех…», т.е. или удобно овладевающий нами, или удобно побеждаемый; лучше последнее, так как мы можем, если захотим, легко победить грех (3лат.). — «Терпением да течем (с терпением будем проходить)…» Не сказал: будем бороться… но что всего легче на поприще, то и поставляет на вид. Не сказал также: усилим течение, но: будем терпеливы в том же самом течении, не будем ослабевать (Злат.).
Что такое запинающий грех? И как от него освободиться?
Вы спрашиваете о стихе Евр.12: 1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Старорусское слово «запинать» означает «быть препятствием, помехой».
Отсюда слова «запнуться», «запинка», «препона», означающие нарушение, прерывание, остановку какого-то действия. Запонка указывает на связывающую, скрепляющую функцию этого аксессуара на мужской сорочке. Знаки препинания указывают на остановки при чтении. Близки к этому значению украинские слова «зупинка» (остановка), «зупинятися, спинитися» (останавливаться).
Схожий смысл имеют библейские выражения
Быт.27:36 И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запн ул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И [еще] сказал: неужели ты не оставил мне благословения?
Ос.12:3 Еще во чреве матери запин ал он брата своего, а возмужав боролся с Богом.
Запнул = опередил.
На ум приходит английская пословица (вольный перевод Маршака):
Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице
Не было гвоздя.
Идея ясна: «неважных» мелочей нет. Британцы и по сей день стараются во всем следовать этому принципу, т.е. всё делать качественно.
Победа на Олимпийских играх приносила ряд ценнейших преимуществ: пожизненное признание, известность, денежный приз. Каждый спортсмен представлял свой город. Если он побеждал, то становился почетным горожанином и членом магистрата, до смерти освобождался от налогов, и даже его дети имели серьезные льготы.
Павел показывает, что в стремлении к такой награде было глупо проигнорировать какую-то важную мелочь. Такой фатальной «мелочью» для христианина станет любой грех, в котором он не раскается и с которым не будет бороться силой Божьей.
Вот этот стих в других переводах:
Кулаков: 1 Окруженные столь многими свидетелями, отрешимся и мы от всего, что гнетет нас, `вырвемся из сетей` греха, в которые так легко попадаем, и с упорством `атлета` устремимся к поставленной перед нами цели, 2 видя всегда пред собой Иисуса, Который есть Начало и Венец `нашей` веры. В `чаянии` грядущего торжества Своего Он принял крестные муки, пошел на позор `и унижение, но теперь` воссел по правую сторону престола Божия.
IBS: 1 Нас окружает целое облако свидетелей! Поэтому давайте сбросим с себя все, что мешает нам бежать, и грех, легко запутывающий нас в свои сети, и будем терпеливо преодолевать отмеренную нам дистанцию. 2 Будем неотрывно смотреть на Иисуса. Он начало и конец нашей веры.
Огиенко: 1 Тож і ми, мавши навколо себе велику таку хмару свідків, скиньмо всякий тягар та гріх, що обплутує нас, та й біжім з терпеливістю до боротьби, яка перед нами, 2 дивлячись на Ісуса, на Начальника й Виконавця віри, що замість радости, яка була перед Ним, перетерпів хреста, не звертавши уваги на сором, і сів по правиці престолу Божого.
Что такое запинающий грех
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще.
Обычно под фразой «запинающий нас грех» мы понимаем, что у каждого есть какая-то сфера, в которой мы спотыкаемся снова и снова, и вот от этого греха, который нас пытается «запинать», нам нужно избавиться.
Такое понимание Евр. 12:1 не учитывает контекст этого Послания. Давайте посмотрим, чему оно посвящено.
Послание Евреям написано, как это видно из названия, евреям. Причём оно написано евреям, которые обратились ко Христу, но их старые религиозные привычки взяли своё и они вернулись к соблюдению иудейских постановлений.
С 3-ьей по 10-ую главу послания автор доказывает превосходство Нового Завета во Христе над Ветхим Заветом и законом Моисеевым.
В 10 главе мы также встречаем знаменитую фразу о «произвольно грешим», которую тоже толкуют чаще всего совсем неправильно. Читайте об этом сообщение «Что такое произвольный грех». Коротко говоря, мы произвольно грешим, когда от веры в Кровь Христа, которая уничтожила грех (Евр. 9:27), навсегда сделала совершенными освящаемых (Евр. 10: 14), открыла нам вход во святилище ( Евр. 10: 19), очистила сердца наши от порочной совести (Евр. 10: 22), и вот от этой веры мы возвращаемся к вере в жертвоприношения, о которых сказано: «ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10:4). Стать верующим во Христе и потом вернуться к Ветхому Завету, перестать верить в совершенство жертвы Христа — вот что такое произвольный грех!
Именно это стало проблемой иудействующих христиан. Они не верили в достаточность жертвы Иисуса Христа. К 12 главе автор переходит уже исключительно к вопросу веры. Слово «вера» и его производные встречаются в 10-ой и 11-ой главах 30 раз.
И вот наконец звучит фраза «запинающий нас грех». Так какой грех запинал этих иудействующих христиан? Неверие! Неверие в завершённость, совершенство и достаточность жертвы Иисуса Христа!
Ещё раз перечитаем Евр. 12:1:
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще.
Во-первых, облако свидетелей здесь — это герои веры, упомянутые в предыдущей главе. Заметьте, что все они прославились не через соблюдение закона. Даже дела Моисея упомянуты только те, которые были совершены до получения закона.
Во-вторых, здесь говорится, что мы должны свергнуть с себя всякое бремя. А что Иисус называл бременами неудобоносимыми? Закон.
Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом не дотрагиваетесь до них.
Мы имеем тенденцию жить по закону только тогда, когда мы не верим, что жертвы Иисуса достаточно для всякой сферы нашей жизни. Когда мы не верим в этом, нам всё хочется добавить к труду Иисуса на кресте что-то свое.
Если ты не веришь, что крови Иисуса достаточно, чтобы спасти тебя и сохранить тебя в этом спасении, и что никакие другие жертвы, ни в буквальном, ни в переносном смысле, не надо прибавлять к жертве Христа, если ты не веришь в это, то это и есть запинающий тебя грех, который давно пора свергнуть и отдаться спасительной и научающей благодати Иисуса Христа!
Запинающий грех. Как с ним справиться?
В процессе своего духовного роста и последующего служения, я не смог не обратить внимание на такую вещь, как запинающий грех. Это грех, к которому человек возвращается снова и снова, дает обещание себе и Богу, что это последний раз, но потом снова нарушает данное слово и снова грешит. В результате приходит разочарование, падает температура веры, возникают мысли бросить все и уйти из Церкви и жить, как все обычные люди.
Со временем я стал замечать этого больше и больше и, размышляя над этим, у меня сложилось устойчивое мнение, что для многих это вопрос не простой и достаточно щепетильный. Вроде бы в Писании все просто – “Покоритесь Богу, и убежит от вас” (Иак 4:7), но в жизни оказывается все гораздо труднее.
Вроде бы все знаешь, все понимаешь, осознаешь, что то, что ты делаешь не правильно, а если быть точным – мерзость в глазах Бога, но такое чувство, что не ты это делаешь, а кто-то за тебя решает, как тебе жить (Рим 7:18). Хотя в то же самое время, когда проходишь этот путь, то потом оказывается, что не так всё было и страшно. Как говорится – “не так страшен чёрт, как его малюют”. Но это когда уже пройдешь, а вот когда ты еще в пути, то ох, как тяжко бывает!
Здесь нужно отметить, что первым шагом на пути к победе будет то, что есть осознание греха и того, что это неправильно с точки зрения Священного Писания.
Если это уже есть, и ты это осознаешь и ищешь пути решения, это уже 50% победы!
Чтобы победить в этой схватке, прежде всего, нужно осознать проблему и признаться самому себе, что она есть. Но также очень важно помнить, и утвердить в самом себе это – Бог тебя не осуждает. Он тебя любит и благоволит к тебе. Иисус умер за твои прошлые, настоящие и будущие грехи. Даже если ты дал самому себе обещание не возвращаться больше к этому (греху), то Он знает, что ты еще к нему вернешься, и Он тебя не судит за это. Конечно, Бог ненавидит грех. Он осуждает грех, но любит человека. Любовь Божья и Его всепрощение это не повод грешить, или как-то умалять мерзость и значимость греха. Но и думать, что Бог разочаруется в тебе, тоже не стоит. Нет такого греха, который Бог не мог бы простить! Лучше довериться Ему. Мы проигрываем не тогда, когда падаем, а когда остаемся лежать, когда теряем силы и веру подняться.
Практически в борьбе с запинающим грехом помогут три вещи – самодисциплина, молитва и общение c верующими, лучше со служителями.
Грех – по сути это привычка. Порой, чтобы от чего-то отвыкнуть, нужно убрать все, что с этим связано, чтобы самой возможности возврата к этому не было. Вполне возможно, что в этой борьбе придется лишиться и отказаться от чего-либо (Мф 5:29-30) – расстаться с материальными ценностями (Деян 19:19), или оборвать какие-то связи и отношения (1 Кор 15:33). Возможно, это будет трудно сделать, но душа важнее.
Молитва. Есть такое выражение: «Либо молитва уведет тебя от греха, либо грех от молитвы». Без молитвы здесь тоже не обойтись. В молитве самое важное, это честность перед Богом и собой. Не надо стесняться признаться Богу, что ты согрешил. Не надо бояться, что Он разочаровался в тебе и теперь ты до Него не докричишься (Ин 6:37-40). Прежде всего, искреннее раскаяние (хоть и в 153-й раз), это то, что помогает победить, то, что придаст сил поднять глаза к небу и увидеть любящий взгляд Отца, и получить прощение. Нужно просить Его дать тебе сил противостоять, и чтобы Он помог убрать обстоятельства греха из жизни. Даже если это будет стоить дорого – душа важнее.
Все эти три составляющие, повторю – самодисциплина, молитва и общение, неразрывно связаны друг с другом. Самодисциплина важна не только в организации самого себя и отказе от привычек, она также помогает систематизировать молитву и общение. В общении также есть хорошая возможность исповедаться, и заручиться молитвенной поддержкой. Возможно, откроется возможность включиться в молитвенный марафон и самому молиться за кого-то, что благотворно скажется и на личной борьбе с искушениями.
Также нужно понимать, что конечная цель, это не внешние перемены, а внутренняя свобода.
Внешние перемены станут результатом, но цель – это удалить семя греха из своего сердца. Цель, это добиться того состояния, что когда рядом находятся вещи или обстоятельства, которые ранее склоняли тебя к греху, ты на них не реагируешь. Ты не реагируешь на них не потому, что тебе это нельзя, а потому, что тебе это стало не надо. Настоящая внутренняя свобода это не то, когда тебе все нельзя, свобода, это когда тебе все можно, но ты способен отказаться от чего-то, понимая, что это не принесет тебе пользы, или, что еще хуже в итоге тебя убьет.
Поэтому в этом вопросе очень важную роль играет Церковь. Я не верю в то, что можно быть верующим – иметь глубокие взаимоотношения с Богом в одиночку. Знать, что Он есть – да. Иметь глубокую веру – нет. Потому что без общения с верующими в собрании, без поклонения, без причастности к Телу Христову (поместной Церкви, не вселенской, не онлайн), к Его Крови с такими вещами не справиться.
Да благословит вас Господь!
Автор: Мещихин Дмитрий (Великие Луки Псковской обл, Россия) – Миссионер, пастор.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Евр. 12:1
Прп. Ефрем Сирин
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще
Блж. Феофилакт Болгарский
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей
Не сказал: поднимающееся над нами, но: вокруг, то есть отовсюду нас охватывающее. Свидетелями же называет не только лиц новозаветных, но и ветхозаветных, и эти последние засвидетельствовали о величии Божием, как три отрока, и Даниил, и все пророки. Не сказал же: все множество, но облако, как наиболее приличное в настоящем наставлении. Так как те, к кому писал апостол, объяты были огнем скорбей, то, говорит, воспоминание о свидетелях, подобно облаку, охватывая вас отовсюду, освежит вас.
Свергнем с себя всякое бремя
То есть бремя земных занятий и попечение о них. Ибо, говорит, это ничто иное, как тщетное бремя. Так почему же вы огорчаетесь при освобождении от них?
И запинающий нас грех
Или легко обладающий нами, или легко могущий подвергнуть нас беде. Ибо если мы пожелаем, то легко подчиняемся греху. Или чрез грех легко подпасть беде, ибо нет ничего столь опасного, как грех.
И с терпением будем проходить предлежащее нам поприще
Евфимий Зигабен
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще
Темже убо и мы, толик имуще облежащ нас облак свидетелей
Облаком здесь называет Апостол утешение, получаемое от примера, ободрение души в несчастиях, которое, подобно облаку, орошает страждущих в горниле искушений. Далее он поясняет свои слова. Облак, это – сонм святых, свидетельствовавших об истине, подвизавшихся ради Бога и своим примером направляющих к благодушию и терпению тех, которые находятся еще в подвигах страданий, они доставляют как-бы освежение для страждущих душ и придают мужество. Их-то он и назвал облаком. Свидетелями же могут быть назнаны не только праведники новозаветные, но и ветхозаветные, как, напр., Даниил и три отрока, Елеазар с Маккавеями, пророки и вообще все, кто только подвизался ради Бога и того, что Ему принадлежит.
Гордость всяку отложше
Легкомыслие, небрежность, малодушие, помыслы низкие, недостойные подвижников и людей верующих.
И удобь обстоятельный грех
Который легко нас обступает и окружает или наоборот: которым легко мы можем овладеть когда только пожелаем, т. е. с которым мы легко можем бороться и лишить его власти над нами.
Терпением да течем на предлежащий нам подвиг
Имея, говорит, такое утешение, » да течем« путем терпения на предлежащий нам подвиг борьбы. A далее разумеется. само собою и прочее. В слове » да течем« выражается совет.
Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.
Архиеп. Евсевий (Орлинский)
Ст. 1-2 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия
Под облаком свидетелей Апостол указывает на то множество подвижников веры и благочестия, о которых он говорил впереди, которые своим примером свидетельствовали о важности и необходимости жизни по вере и неизменного постоянства на пути благочестия. Св. Златоуст говорит: как облако своею тенью защищает того, кого палят пламенные лучи; так и воспоминание о святых восстановляет и укрепляет душу, удрученную бедствиями.
Под бременем разумеются земные заботы и привязанность к земным благам, или страсти – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2:16 сл. Лк. 21:34; Рим. 13:13; Тит. 2:11, 12).
Удобь обстоятельный или запинающий грех – это всякий грех и всякая наклонность ко греху, близкая нам, на каждом шагу готовая препятствовать нам в делах веры и благочестия, и всякий повод или случай ко греху.
Предлежащее нам поприще – это вся земная жизнь христианина, которую он должен проводить в борьбе со всеми врагами его спасения, как воин Христов.
С терпением будем проходить предлежащее поприще, то есть не будем ослабевать, не будем предаваться малодушью в подвигах благочестия.
Взирая на начальника веры и совершителя Иисуса. Иисус Христос называется начальником веры, потому что Он – виновник нашего спасения; только чрез веру в Него и можем мы вступить на путь спасения и достигать его. Иисус Христос называется совершителем – потому, что Он, благодатью своею, приводит спасаемых к последней цели, к вечному блаженству. Он есть мздовоздаятель, воздающий или награждающий за все подвиги, понесенные верующими в Него на поприще земной жизни (2 Тим. 4:7–8). Апостол изображает подвижническую жизнь христианина, сравнивая ее с подвигом на ристалище. Он как бы так говорит: после того, что мы видели, воспоминая примеры древних подвижников веры, и представляя такое неисчислимое множество праведников, которые так ясно свидетельствуют о могуществе и благотворности веры, и мы отвергнем все житейские заботы и всякое пристрастие к земным благам, избегая всякого случая ко греху, и с неослабным постоянством и мужеством будем проходить путь земной жизни в благочестии и добродетелях, всегда устремляя взоры на Начальника нашей веры, совершителя нашего спасения и праведного мздовоздаятеля Господа Иисуса.
Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.
Лопухин А.П.
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще