Что такое западное общество

Современные Западные страны: список, особенности

Западные страны являются наиболее развитым регионом нашей планеты. Этот мир ассоциируется у нас с богатыми и красивыми государствами, процветающим капитализмом.

Что такое западное общество. Смотреть фото Что такое западное общество. Смотреть картинку Что такое западное общество. Картинка про Что такое западное общество. Фото Что такое западное общество

История Западной Европы

Существуют разные мнения относительно теории зарождения европейской цивилизации. Согласно одной из теорий, она была основана древними греками. Однако в рамках другой концепции возникновение ее относят к XV-XVI веку, временам так называемых «больших географических открытий», зарождения капитализма и реформации.

Западноевропейская цивилизация прошла множество этапов развития, перенесла смену моральных устоев и устремлений. Сегодня она является одним из самых развитых регионов нашей планеты.

Что такое западное общество. Смотреть фото Что такое западное общество. Смотреть картинку Что такое западное общество. Картинка про Что такое западное общество. Фото Что такое западное общество

«Классика жанра»

Большинство этих государств сегодня входят в Европейский союз. Он занимает первое место по мелко хозяйственному и промышленному производству. Высокий уровень экономического развития делает страны Запада финансово обеспеченными.

Кроме этого, Западная Европа знаменита богатейшей культурой. Множество талантливых писателей, художников и музыкантов, имена которых известны всему миру, родились здесь.

Что отличает Западные страны мира?

Западную Европу отличают следующие факторы:

Что такое западное общество. Смотреть фото Что такое западное общество. Смотреть картинку Что такое западное общество. Картинка про Что такое западное общество. Фото Что такое западное общество

2. Латинский алфавит. Все коренные жители Западных стран мира и их бывшие колонии используют латинский алфавит, возникший в VII веке до н. э.

3. Наиболее распространены католицизм и протестантизм. Большой процент атеистов. Католицизм в X веке окончательно сформировался как отдельная ветвь православия. В XVI веке, когда католики начали злоупотреблять собственной религией, в качестве протеста был сформирован протестантизм.

В географическом понятии к странам Западной Европы относят:

То есть к Западным относят и государства, находящиеся в Центральной и Северной Европе. В данный список можно также включить Норвегию, Данию, Грецию, Финляндию, Португалию, Исландию, Кипр, Мальту. Эти страны входят в Европейский союз.

Кроме этого, Западными государствами часто называют США, Канаду, Новую Зеландию, Австралию, Японию, Южную Корею и АЮР, как было указано выше. Почему же такое обилие стран называют Западной Европой?

Что такое западное общество. Смотреть фото Что такое западное общество. Смотреть картинку Что такое западное общество. Картинка про Что такое западное общество. Фото Что такое западное общество

Запад характеризуется зажиточными государствами, богатством культуры, постоянно развивающейся инфраструктурой. Здесь не понаслышке знают, что такое свобода, достойная оплата труда, высокий уровень жизни.

Экономика ведущих Западных стран

Самая развитая цивилизация мира в области экономики. Западная Европа, включающая в себя 25 стран, занимает особое место в мировом хозяйстве. Все началось с подписания Римского договора об образовании Европейского экономического сообщества в 1957 году. Этот договор ознаменовал активное экономическое развитие этих стран.

Основная экономическая мощь приходится на долю четырех Западных стран, список которых рассмотрим ниже. Они сосредотачивают 70% валового продукта. Это крупные по площади государства, с большим количеством жителей.

Что такое западное общество. Смотреть фото Что такое западное общество. Смотреть картинку Что такое западное общество. Картинка про Что такое западное общество. Фото Что такое западное общество

Кто еще?

Остальные страны относятся к группе малопромышленных. Их доля ВВП составляет:

Присутствует большой научно-технический потенциал. Государства вкладывают в развитие науки огромные деньги (до 2% ВВП). Меньше, чем США (около 16%), но больше, чем Япония.

На сегодняшний день Европа лидирует в строительстве атомных станций, изготовлении лекарственных средств, в некоторых видах машиностроения и технике связи.

Доля сельского хозяйства достигает 8%. При этом количество людей, занимающихся им, в последние годы резко сократилось, но количество изготавливаемой продукции увеличилось. Ведущими европейскими странами, выпускающими сельхозпродукцию, являются Германия, Франция и Великобритания.

Источник

Что такое западное общество

Цивилизация возникла 13 в. назад.

Цивилизация переформатирует свои социокульты в новые форматы через 4 в. в будущем.

Социокульт Западной цивилизации включает в себя, как основные, социокульты Западной Европы и Северной Америки.

Основные принципы цивилизации перестанут функционировать в процессе установления власти Всемирного правительства.

Западная цивилизация – это характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки.

Б елая, нордическая + белая, альпийская + белая, средиземноморская раса по квалификации Тойнби.

Произошла цивилизация от сирийской и эллинской.

Национальные цивилизации могут в свою очередь подразделяться на еще более мелкие цивилизации: Шотландия, Ирландия, Каталония, Сицилия, страна басков.

З ападная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

З ападная цивилизация, берущая своё начало в средиземноморскоэгейской цивилизации и сформировавшаяся в древнегреческо-римской цивилизации, теперь воплотилась в современной западно-европейско-североамериканской цивилизации.

Э то человеко-вещная цивилизационная модель, поклоняющаяся разуму и науке, ее наивысшие достижения построены на основе единства детерминизма и контрдетерминизма, ее взгляд на вселенную выражает «единство всех вещей».

Основными ценностями западного типа цивилизации являются следующие:
1) динамизм, ориентация на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
3) индивидуализм, установка на автономию личности;
4) рациональность;
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
6) уважение к частной собственности;
7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Т ехническая экспансия западной цивилизации, создавая растущее единообразие, постоянно наталкивается на культуру неевропейских народов и цивилизаций, что неизбежно порождает проблему выработки моделей эндогенного их развития и осознания необходимости культурного плюрализма как основного его условия.

Рост цивилизационного самосознания усиливается в настоящий момент тем обстоятельством, что стало развиваться явление, которое можно назвать «возвращением к корням», наблюдаемое среди незападных цивилизаций.

З ападный, “Прометеевский” тип человека, видит мир в своей реальности, хаос, который он должен оформить своей организующей силой. “Прометеевский” человек — героический тип, он полон жажды власти, он все дальше удаляется от духа и все глубже уходит в мир вещей. Секуляризация — его судьба, героизм — его жизненное чувство, трагика — его конец.

Д ля западного человека характерен рациональный стиль, ориентированный на конкретный результат социальных технологий.

Е сли западный человек нуждается в истинах, которые служат ему, то восточный человек — в истинах, которым можно служить всю жизнь. Поэтому процесс познания у восточного человека — это не столько анализ свойств объекта, сколько его духовное постижение на уровне, недоступном рациональному исследователю.

Западный человек, поставленный рациональным мышлением в центр мироздания, игнорирует какую-либо трансцендентную волю.

Восточный человек, предполагая в основе мироздания некую трансцендентную волю, стремится распознать ее, “войти” в неё и творить её как свою собственную, преодолевая тем самым конечность своего бытия.

Г уманистическая матрица нацеливает западного человека на изменение мира и человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами, а гуманитарная матрица восточного человека ориентирует его на изменение самого человека как части мира в соответствии с изначальным (не человеку принадлежащим) замыслом.

Христианство утверждается как основная реальность западной жизни, которая накладывает свой отпечаток даже на атеистов, хотят они того или нет.

Тенденция развития западной цивилизации после формирования греческой мысли происходит в направлении рационализма, т.е. освобождения от религиозности. В этом заключается своеобразие западной цивилизации.

За исключением некоторых примеров (китайские софисты или арабские философы XII в.), нигде ещё в мире такого освобождения от религии не наблюдалось столь же отчётливо как на Западе.

Почти всегда мировые цивилизации погружены в религиозное чувство, в сверхъестественное, в магию; такое состояние сохраняется и в наше время: не западные цивилизации определяются главным образом своей особой психикой.

Западная цивилизация зависит от «индустриального общества», которое приводит ее в движение.

Источник

Западное общество

Что такое западное общество. Смотреть фото Что такое западное общество. Смотреть картинку Что такое западное общество. Картинка про Что такое западное общество. Фото Что такое западное общество

Что такое западное общество. Смотреть фото Что такое западное общество. Смотреть картинку Что такое западное общество. Картинка про Что такое западное общество. Фото Что такое западное общество

Содержание

Основные сведения [ | ]

Исторически к странам Запада сначала относились только страны Западной Европы, но после их колониальных завоеваний в Америке и Австралии, к странам Запада начали причислять США, Канаду, Австралию и др.

Западный мир, каким его определяет:

    Что такое западное общество. Смотреть фото Что такое западное общество. Смотреть картинку Что такое западное общество. Картинка про Что такое западное общество. Фото Что такое западное общество

    Джонатан Дэли (The Rise of Western Power, 2014)

    Что такое западное общество. Смотреть фото Что такое западное общество. Смотреть картинку Что такое западное общество. Картинка про Что такое западное общество. Фото Что такое западное общество

    П. Прасад Каран (The Non-Western World, 2003)

    Что такое западное общество. Смотреть фото Что такое западное общество. Смотреть картинку Что такое западное общество. Картинка про Что такое западное общество. Фото Что такое западное общество

    Специфика западной цивилизации [ | ]

    Что такое западное общество. Смотреть фото Что такое западное общество. Смотреть картинку Что такое западное общество. Картинка про Что такое западное общество. Фото Что такое западное общество

    Что такое западное общество. Смотреть фото Что такое западное общество. Смотреть картинку Что такое западное общество. Картинка про Что такое западное общество. Фото Что такое западное общество

    Нет ничего более характерного для нашей западной цивилизации, чем тот факт, что она неразрывно связана с наукой. Это единственная цивилизация, которая породила науку о природе, и в которой эта наука играет решающую роль.

    Западная цивилизация и Россия [ | ]

    Вопрос, принадлежит ли Россия к западной цивилизации, является в истории, социологии и культурологии дискуссионным.

    Согласно одному мнению («западничество»), Россия является частью западной цивилизации, но развивается с опозданием по сравнению с другими принадлежащими к ней (западной цивилизации) странами.

    По мнению других, она является ядром особой самостоятельной цивилизации («Русская цивилизация», «Православная цивилизация», см. также «Хартленд», «Русский мир», «славянофильство»), с одной стороны, являющейся ответвлением западной цивилизации (в частности, имеющей христианские корни), но при этом во многом не похожей на Запад.

    Третьи полагают, что Россия находится на стыке цивилизаций и эклектически сочетает их отдельные черты, которые не соединяются в нечто целостное и непротиворечивое.

    Спорадическое отнесение России к строго восточным странам (например, известное стихотворение «Скифы» А. Блока и аллегорическое отображение России страной киммерийцев Вольтером в «Царевне вавилонской») представляется достаточно редким явлением (см. панмонголизм).

    По религии Россия ближе к западному миру. В начале своей истории она подверглась влиянию византийской цивилизации. С XVII—XVIII веков она находится под сильным влиянием Запада и много заимствовала у него и в технологическом, и в культурном плане.

    Источник

    Западный мир

    Что такое западное общество. Смотреть фото Что такое западное общество. Смотреть картинку Что такое западное общество. Картинка про Что такое западное общество. Фото Что такое западное общество

    Что такое западное общество. Смотреть фото Что такое западное общество. Смотреть картинку Что такое западное общество. Картинка про Что такое западное общество. Фото Что такое западное общество

    Что такое западное общество. Смотреть фото Что такое западное общество. Смотреть картинку Что такое западное общество. Картинка про Что такое западное общество. Фото Что такое западное общество

    За́падный мир или западная цивилизация — совокупность культурных, политических и экономических признаков, объединяющих страны Западной Европы и выделяющих их на фоне других государств мира.

    Содержание

    Основные сведения

    К числу так называемых западных стран в настоящее время относят страны Западной Европы, США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, а иногда также ЮАР, Израиль, Японию и др.

    Однако, истоки западной цивилизации и ведущие её носители постоянно трансформировались в географическом, культурном, лингвистическом и религиозном плане. Значителен также и внутренний антагонизм между отдельными группами, слагающими современную западную культуру. Важно также осознавать нетождественность понятий «западный» и «европейский», хотя эти термины взаимосвязаны.

    В целом, так как нет единого критерия отнесения страны к западному миру — сам термин нельзя считать однозначно соответствующим современности.

    Западная цивилизация

    Западная цивилизация — особый тип цивилизации (культуры), исторически возникший в Западной Европе и претерпевший в последние столетия специфический процесс социальной модернизации.

    Западная цивилизация и Россия

    Вопрос, принадлежит ли Россия к западной цивилизации, является в истории, социологии и культурологии дискуссионным. Согласно одному мнению («западничество»), Россия является частью западной цивилизации, но развивается с опозданием по сравнению с другими принадлежащими к ней странами. По мнению других, она является ядром особой цивилизации («православно-славянской» или «евразийской», см. также «Хартленд»), во многом враждебной Западу.

    Третьи полагают, что Россия находится на стыке цивилизаций и эклектически сочетает их отдельные черты, которые не соединяются в нечто целостное и непротиворечивое.

    По религии Россия ближе к западному миру. В начале своей истории она подверглась влиянию византийской и исламской цивилизаций. С XVII—XVIII веков она находится под сильным влиянием Запада и много заимствовала у него и в технологическом, и в культурном плане.

    Динамика разрыва между Западом и «третьим миром»

    Что такое западное общество. Смотреть фото Что такое западное общество. Смотреть картинку Что такое западное общество. Картинка про Что такое западное общество. Фото Что такое западное общество

    Что такое западное общество. Смотреть фото Что такое западное общество. Смотреть картинку Что такое западное общество. Картинка про Что такое западное общество. Фото Что такое западное общество

    Существует также мнение, что западный мир находится в состоянии угасания. По словам писателя Михаила Веллера,

    Источник

    Черты западной цивилизации: кратко

    Черты западной цивилизации

    Итак, начиная с ХVI века на Западе побеждает чувственная культура со своей системой истины, познания, этики и права, а в ХIХ- ХХ веках на Западе окончательно устанавливается со­вершенно новый тип общества, новый тип цивилизации. Его иногда называют капитализмом, но это характеризует только чисто экономически его основы. Целый ряд классиков исторической науки, таких как Эдуард Майер, Макс Вебер или Ростовцев, утверждают, что все компоненты, из которых обычно складывается капитализм: капитал, рынок, наемные рабочие и массовое производство на экспорт, — все это существовало и в Вавилоне, и в Риме, и в других обществах. Поэтому речь идет о не просто о капитализме, а о новой цивилизации – западной цивилизации ( и соответственно, англо-саксонской протестантской социально-экономической модели). Вебер и Зомбарт первые среди западных исследователей попытались подчеркнуть не только экономические, но и духовные основы новой цивилизации а именно протестантизм кальвинистского толка (практически означавший возврат к идеологии Ветхого Завета и далеким от христианства ).

    Можно выделить такие особенности западной цивилизации:

    1) ее духовно-культурную основу составил протестантиз­м кальвинистского толка и чувственная культура;

    3) психология избранничества, первенства, по сути, предполагает агрессивное отношение к другому миру как к объекту для завоевания: это относится как к другим странам, так и к природе, иному мировоззрению;

    6) следствием построения технологической цивилизации становится замена реального мира искусственным, абстрактным, а позже виртуальным ;

    Менталитет западной цивилизации зиждется на том, что внешнее, материальное определяет достоинство внутреннего, духовного. Сомнительность иерархии ценностей техногенной цивилизации состоит в редукционизме – сведении высшего ранга к низшему, внутреннего – к внешнему, духа – к материи, ценностного сознания – сциентизму, культуры – к социальным технологиям, нравственности – к праву, искусства – к коммерческим зрелищам, человеческого общения – к отношениям собственности и денежной аксиологии (кто сколько заплатит), воспитание интеллекта – к формированию только профессионализма. В целом несостоятельность технической цивилизации заключается в том, что техника человеческой жизни превратилась в ее самоцель (с).

    Теперь остановимся на каждом пункте более подробно.

    Западная цивилизация

    Западный тип цивилизации (Запад понимается как символ определенных ценностей и образа жизни, а не как географическая категория), или «прогрессивного развития». При котором возникла самоподдерживающаяся (рыночная) экономика, светское правовое государство, демократическое общественное устройство, развитые системы жизнеобеспечения (здравоохранение и гигиена, светское образование и светская культура, социальная помощь и социальные гарантии, система распределения и перераспределения, материальных благ и т.д.).

    Этот тип наиболее ярко представлен античной цивилизацией Древней Греции и Рима (греко-латинской), доколумбовой Мезоамерикой (ацтеки, майя неклассического периода), современной европейской цивилизацией. Ряд стран, находящихся далеко от Европы: США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие — также относятся к третьему типу развития, ассоциируются с понятиями «Запад», «западное общество», «западная цивилизация». Они демонстрируют варианты европейского пути, привнесенные большими массами эмигрантов в различные части света, и у них больше общего, чем различий.

    Вместе с тем некоторые ученые, прежде всего американские, рассматривают США как самостоятельную цивилизацию западного типа, однако это не соответствует действительности. История этого государства насчитывает всего чуть более 200 лет. Прогрессивный тип развития позволил США за относительно короткий срок выйти на передовые рубежи. В отличие от европейских стран Соединенные Штаты являются не национальным, а федеральным государством. Подобный тип государства позволяет преодолеть разделение населения по национальному признаку, сделать преобладающими процессы интернационализации.

    В трудной борьбе против расизма удалось создать обстановку межнациональной лояльности, способствовать развитию общественной солидарности на социальной, а не на национальной основе.

    Для западного или прогрессивного типа цивилизации в буквальном смысле характерна идеология индивидуализма, безусловен приоритет личности, ее интересов.

    Следовательно, политический плюрализм, характерный для обществ западного типа свои истоки имеет в индивидуализме, который не отрицает, а предполагает наличие коллективных интересов общества в целом.

    Прогрессивный тип развития требует постоянного притока ресурсов, рабочей силы, все новых и новых мозгов.

    Устойчивый динамизм западная цивилизация приобрела в эпоху географических открытий и колониальных войн (в виде огромной колониальной системы).

    Основные черты западной цивилизации

    Эксплуатируя колонии, Европа выходила за рамки и привносила в разные части света очаги, анклавы своего развития. Так она превращалась в Запад или в западную цивилизацию.

    Совсем недавно понятие цивилизации имело для Европы чисто историко-культурный интерес. Сейчас понятие цивилизации выходит на первый план как категория, отражающая единство народов Европы, общность ценностей европейского дома. Именно в Европе прогрессивный тип цивилизации обрел устойчивость, развивается длительное время.

    Поэтому рассматривать особенности этого типа цивилизации целесообразнее, прежде всего на примере Европы.

    Становление современной европейской цивилизации шло трудно, в ходе войн, революций, социальных и религиозных движений. Это становление не было однолинейным. За революцией часто следовала контрреволюция, за реформами — контрреформы, но все же побеждала прогрессивная тенденция.

    Для Европы характерно представление о линейном, быстро текущем времени, которое состоит из трех ступеней:

    Оно свершилось, в нем ничего нельзя изменить, из него лишь можно извлекать уроки.

    — Настоящее. Человек — активно действующее лицо в настоящем, он может и должен влиять на ход событий, на жизнь общества.

    — Будущее. Оно лишь предстоит, оно неизвестно, но человек своей активной деятельностью в настоящем может в той мере, в какой ему это доступно, подготовить будущее.

    В общественном сознании господствует убеждение в необходимости постоянного развития, прогресса, движения вперед.

    В христианстве, как системе духовных ценностей, заложена идея прогресса, необходимости постоянного развития и совершенствования общества и человека.

    Для этого типа цивилизации характерна в буквальном смысле идеология индивидуализма.

    Приоритет личности, ее интересов безусловен. Индивидуализм — это исторически сложившийся тип поведения, имеющий социально — психологическую и идейно — мировоззренческую мотивированность. Акцент делается на самоценность индивида, на ее свободу, автономию, на право самому определять направления своей деятельности.

    Каковы исторически сложившиеся, прежде всего на примере Европы, черты западной цивилизации?

    — Высокий нравственный престиж труда и его результатов.

    — Рынок как способ функционирования экономики и ее регулятор Развитая частная собственность.

    Высокий престиж предпринимательства.

    — Классовая структура общества, развитые формы классовой организации: профсоюзы, партии, программы и идеологии и т.д.

    — Наличие развитых, не зависимых от власти (горизонтальных) связей, экономических, социальных, культурных, духовных, и, как следствие, наличие гражданского общества, существующего независимо от власти.

    — Правовое демократическое государство.

    Государство в классовом обществе неизбежно предоставляет наибольшее влияние имущим и образованным. Форма государства — демократия. Вмешательство государства в гражданскую жизнь ограничено законом.

    Необходимо отметить, что западный тип цивилизации характеризует западо- или европоцентризм.

    Он пронизывает все: науку, искусство, общественное сознание, политику. Запад считается центром и вершиной мира. Все остальное — отсталая периферия.

    1.Западная цивилизация – это тип цивилизации, который связан с прогрессивным развитием, постоянными изменениями в жизни человека.

    Возникла она в Древней Греции и Древнем Риме. Первый этап ее развития, получивший название «античная цивилизация», был отмечен возникновением основных ценностей западного типа общества: частнособственнических отношений, частного производства, ориентированного на рынок; первого образца народовластия – демократии, правда, ограниченной; республиканской формы правления.

    Были заложены основы гражданского общества, обеспечивающие права и свободу личности, а также система социокультурных принципов, способствующих мобилизации творческого потенциала и расцвету личности.

    Следующий этап развития западной цивилизации связан с Европой и христианством.

    Реформация породила новое направление в христианстве – протестантизм, который стал духовной основой западной цивилизации. Главная ценность этой цивилизации, на которой основывались все остальные,– индивидуальная свобода выбора во всех сферах жизни.

    Это было прямо связано со становлением особого европейского типа личности, появившегося в эпоху Возрождения.

    «Индивид становится трагически ответствен не только за приближение и удаление от Высшего, но и за выбор того, что же он, индивид, считает Высшим. Отвечает… не только за себя, но и перед собой».

    Важнейшей самостоятельной ценностью Запада стала рациональность (М. Вебер). Общественное сознание рационально, свободно от религиозных догм в решении практических вопросов, прагматично, но сфера приложения христианских ценностей – это общественная мораль, причем не только личной жизни, но и деловой этики.

    В эпоху географических открытий и колониальных войн Европа, распространила свой тип развития на другие регионы мира.

    Впервые человечество в результате всемирного распространения западных по своему происхождению ценностей и институтов (XVI–XIX вв.) было реально объединено в рамках охватывающей весь мир системы связей. К концу XIX–началу XX в. эти ценности и институты стали господствующими на планете и продолжали определять главные черты облика Земли в нашем столетии вплоть до самого последнего времени.

    Основное содержание цивилизационного процесса в XX в.составляет тенденция к историческому становлению структур универсальной мировой цивилизации. Процессы, происходившие в XX в. на Западе, приобрели глобальный характер, непосредственным образом затронув все народы, все иные цивилизации, которые вынуждены были искать ответ на исторический вызов Запада.

    Этот вызов воспринимался в конкретной форме действительности как императив модернизации.

    В подобной ситуации вопрос о соотношении модернизации и вестернизации стал центральным для подавляющего большинства человечества незападного мира. Следовательно, анализ процессов, происходящих в ареале западной цивилизации, имеет решающее значение для понимания цивилизационного развития как человечества в целом, так и различных его составляющих в XX в.

    Известно, что межцивилизационный диалог между Западом и Востоком происходил всегда.

    С Востока пришла к грекам письменность, у восточных мудрецов учились первые греческие философы, а греки в результате походов Александра Македонского оказали влияние на Восток.

    На Востоке родилось христианство, которое стало духовной основой западной цивилизации. В-XX в. особенно интенсивно идет процесс взаимовлияния и взаимообогащения различных типов развития при сохранении цивилизационных особенностей каждого сообщества.

    Исторический процесс многовариантен.

    Страны Азии, Африки, Латинской Америки испытали сильное влияние западной цивилизации во времена колониальных империй. Европейский образец становился ориентиром как для колониальных стран, так и для населения, которое не было колонизированным, но также подвергалось западному влиянию. В XIX столетии в странах Востока развернулись реформы западной ориентации, хотя большинство стран продолжало придерживаться устоявшихся традиций.

    В первой половине XX в. попытки глубоких реформ продолжались (Китай, Индия), но начало модернизации этих обществ совпало с нарастанием кризиса западной цивилизации, что осложнило процесс внедрения этого типа общества.

    После второй мировой войны процесс пошел более масштабно, причем страны Востока, имея целью ускоренное развитие и индустриализацию, стремились сохранить свои фундаментальные цивилизационные ценности, выбирая различные пути модернизации.

    Однако не только Восток осваивает западные ценности, но и Запад – восточные.

    Происходят изменения в общественном сознании – укрепляются авторитет семьи, коллективизм, делаются попытки одухотворить западную меркантильность, усиливается интерес к восточной философии, этическим и эстетическим учениям Востока. Идет процесс взаимообогащения стран и народов.

    Рассматривая этапы развития западной цивилизации до XX в., мы видим, что основные ценности ее взаимосвязаны и взаимообусловлены, но взаимосвязь их носит весьма противоречивый характер.

    Тот тип современного общества, который первоначально сформировался на Западе, был создан не просто на основе преобладания определенных сторон экзистенциальных противоречий, а на базе безусловного доминирования господства человека над природой, индивидуалистического начала над общественными интересами, инновационной стороны культуры над традиционной.

    Названные противоречия были и остаются основными источниками развития человечества. Но для того чтобы противоречие подобного типа могло выполнять свою функцию, сохраняться, обе стороны должны быть достаточно сильно выражены.

    Чрезмерное преобладание одной из сторон в ущерб другой ведет в конечном счете к пересыханию источника развития и усилению разрушительных тенденций (в результате нарастания диспропорций в процессе развития цивилизационной системы). Такова самая глубокая основа цивилизационного кризиса XX в.

    Становление современного общества на Западе означало утверждение капитализма, и, как следствие, отчуждение человека от продуктов его деятельности, превращение последних в господствующую над человеком и враждебную ему силу.

    Индивид оказался один лицом к лицу со всем миром, безграничным и угрожающим.

    Поиск утраченного смысла жизни составляет основное содержание духовной жизни Запада XX в. В начале этого века глобальный кризис Запада стал реальностью и фактически продолжался всю его первую половину. Насколько близка была западная цивилизация к гибели, показала уже первая мировая война.

    Эту войну и связанные с ней социальные революции 1917–1918 гг. можно считать первым этапом развития западной цивилизации XX в.

    Первая мировая война была качественно новым грандиозным столкновением по сравнению со всеми теми вооруженными конфликтами, которые ранее знало человечество.

    Прежде всего беспрецедентны масштабы войны – в нее были вовлечены 38 государств, где проживала подавляющая часть населения планеты.

    Совершенно новым стал характер вооруженной борьбы – впервые было мобилизовано все взрослое мужское население воюющих стран, а это – более 70 млн человек. Впервые для массового уничтожения людей применялись новейшие технические достижения.

    Во всех воюющих странах была свернута демократия, сузилась сфера действия рыночных отношений, государство активно вмешивалось в область производства и распределения.

    Особенности западной и восточной цивилизаций. Россия в диалоге культур

    Были введены трудовая повинность, карточная система, применялись меры внеэкономического принуждения.

    Впервые устанавливался оккупационный режим на территориях, занятых иностранными армиями. По количеству жертв война тоже не имела себе равных: 9,4 млн человек погибли или умерли от ран, миллионы стали инвалидами. Беспрецедентными оказались масштабы нарушений основных прав человека. Они далеко превзошли все, что было известно тогдашнему мировому сообществу.

    Западное общество вступало в новый этап своего развития.

    Казарменная психология получила распространение не только в армии, но и в обществе. Массовые разрушения, уничтожение людей показали, что человеческая жизнь потеряла самоценность. Идеалы и ценности западной цивилизации уничтожались на глазах.

    Рождались политические силы, предлагающие реализовать альтернативы западному пути, западной цивилизации: фашизм и коммунизм, имеющие различную социальную опору и разные ценности, но одинаково отвергающие рынок, демократию, индивидуализм.

    2.Возникновение предпосылок формирования современной западноевропейской цивилизации (V век)

    Нашествия варваров на Римскую империю и их последующее расселение на территории Западной и Восточной частей империи получили в исторической литературе наименование эпохи “Великого переселения народов”.

    В течение этого периода существенным образом изменилась как политическая, так и этническая карта Европы. Некоторое время на территории современной Венгрии существовала гуннская держава Аттилы. Гунны были кочевниками, пришедшими в Европу из Азии и присоединившими по пути множество других племён, в частности, северо-кавказское племя алан.

    Могущество гуннов не смогла подорвать даже победа над ними армии Западной Римской империи в битве на Каталаунских полях в 451 г. Распад державы произошёл со смертью Аттилы. В то время довольно часто возникали такого рода образования, быстро достигавшие могущества и также быстро сходившие с исторической сцены.

    На протяжении VI — VII веков политическая карта Европы неоднократно перекраивалась, но уже стали выкристаллизовываться некоторые объединения, давшие начало позднейшим государствам.

    Остров Британия был с середины V века завоёван германскими племенами англов, саксов и ютов, которые создали там несколько королевств, число которых не было постоянным.

    И те и другие большей частью сохраняли племенной строй.

    На Пиренейском полуострове располагались королевства вестготов и свевов. В Италии в конце V века вождь остготов Теодорих сверг власть Одоакра и основал своё государство, но после его смерти в распри наследников вмешалась Византийская империя и захватила часть Италии. С 568 года на полуостров началось вторжение племён лангобардов, которые, в конце концов, и подчинили себе большую его часть. В северной части Африки, на территории древнего Карфагена, располагалось королевство вандалов, ему же принадлежали и острова Сардиния и Корсика.

    Всё Восточное Средиземноморье продолжало входить в Византийскую империю, за пределами юго-восточных границ которой жили арабские племена, впервые вышедшие на историческую сцену в VII веке.

    Все варварские королевства были христианскими, но многие жители были приверженцами арианства, что рассматривалось как ересь. Формально короли новых государственных образований считали византийского императора верховным владыкой, а свои королевства воспринимали как части единой христианской империи, правда, на реальную политику это не оказывало почти никакого воздействия и не мешало различным “частям империи” вести между собой ожесточённые войны.

    Переселение варварских племён не сопровождалось тотальным уничтожением местного населения; изгнанию и истреблению, пожалуй, подверглись только бритты в Британии, вынужденные уйти в Уэльс и переселиться на полуостров Бретань в Галлии.

    На других территориях Западной Римской империи основная масса населения, состоявшая из потомков романизированного, в основном кельтского, коренного населения и переселенцев из римской Италии, осталась на своих местах.

    Завоеватели-варвары отнюдь не составляли большинства населения. В северной Галлии, где их число было наиболее значительным, самые смелые подсчёты позволяют говорить о 15 % всего населения, на юге Галлии их было не более 5 %. Примерно та же картина наблюдается и в других королевствах. Потомки местного населения сначала даже не смешивались с пришельцами, посколькуте расселялись компактными массами, сохраняя на первых порах свои соцальные институты.

    Сохраняли привычные формы социальной и экономической жизни и местные жители. Таким образом, многие институты поздней Римской империи без существенных изменений перешли и в следующую эпоху.

    Благодаря тому, что многие элементы феодализма появились ещё в эпоху Рима, процесс становления новых порядков, как социальных, так и экономических, в этих областях шёл быстрее, чем на территориях, никогда не входивших в состав Римской империи, то есть на землях собственно германских и славянских. Значительным своеобразием отличался процесс феодализации в Византийской империи, на территорию которой переселилось много славян, но центральная власть там сохранялась.

    Огромную роль во всех этих процессах играла христианская церковь, во многом благодаря тому, что в обстановке всеобщего хаоса и нестабильности подчас только она одна и сохраняла организацию и структуру, которую могли использовать в своих целях принимавшие христианство варварские короли.

    Велика также роль церкви и монастырей в сохранении культурной традиции античности. В эпоху зарождения европейских государств уровень образованности и грамотности резко упал сравнительно с римской эпохой. И только в монастырях можно было встретить грамотных и образованных людей, которые на протяжении многих столетий сохраняли и переписывали книги и рукописи, тем самым сберегли их до нашего времени.

    Стоит заметить, что большая часть античного литературного наследия дошла до нас в средневековых списках.

    Итак, начиная с ХVI века на Западе побеждает чувственная культура со своей системой истины, познания, этики и права, а в ХIХ- ХХ веках на Западе окончательно устанавливается со­вершенно новый тип общества, новый тип цивилизации.

    Его иногда называют капитализмом, но это характеризует только чисто экономически его основы. Целый ряд классиков исторической науки, таких как Эдуард Майер, Макс Вебер или Ростовцев, утверждают, что все компоненты, из которых обычно складывается капитализм: капитал, рынок, наемные рабочие и массовое производство на экспорт, — все это существовало и в Вавилоне, и в Риме, и в других обществах.

    Особенности Западной цивилизации

    Поэтому речь идет о не просто о капитализме, а о новой цивилизации – западной цивилизации ( и соответственно, англо-саксонской протестантской социально-экономической модели). Вебер и Зомбарт первые среди западных исследователей попытались подчеркнуть не только экономические, но и духовные основы новой цивилизации а именно протестантизм кальвинистского толка (практически означавший возврат к идеологии Ветхого Завета и далеким от христианства ).

    Можно выделить такие особенности западной цивилизации:

    1) ее духовно-культурную основу составил протестантиз­м кальвинистского толка и чувственная культура;

    3) психология избранничества, первенства, по сути, предполагает агрессивное отношение к другому миру как к объекту для завоевания: это относится как к другим странам, так и к природе, иному мировоззрению;

    6) следствием построения технологической цивилизации становится замена реального мира искусственным, абстрактным, а позже виртуальным ;

    Менталитет западной цивилизации зиждется на том, что внешнее, материальное определяет достоинство внутреннего, духовного.

    Сомнительность иерархии ценностей техногенной цивилизации состоит в редукционизме – сведении высшего ранга к низшему, внутреннего – к внешнему, духа – к материи, ценностного сознания – сциентизму, культуры – к социальным технологиям, нравственности – к праву, искусства – к коммерческим зрелищам, человеческого общения – к отношениям собственности и денежной аксиологии (кто сколько заплатит), воспитание интеллекта – к формированию только профессионализма.

    В целом несостоятельность технической цивилизации заключается в том, что техника человеческой жизни превратилась в ее самоцель (с).

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *