Что такое западная музыка
Западная музыка на советских виниловых пластинках
В Рунете и офлайн-магазинах легко отовариться пластинками всех направлений: от народной музыки и речей партначальников до прогрессивных групп и переизданий культовых альбомов на 180-граммовом виниле. А как с прослушиванием музыки на физических носителях обстояло дело 30-40-50 лет назад?
Советский меломан со средним заработком не мог позволить себе огромную коллекцию записей на пластинках (если под словом «огромная» подразумевать собрание с тысячами наименований). Один альбом стоил 2, 3, 5, даже 10 рублей и более. Всё зависело от тиража издания, страны происхождения и качества виниловой массы.
Встречались и дешёвые пластинки – миньоны (диаметром 7 дюймов или 18 сантиметров) и гибкие (эластичные или flexy disc). Последние стоили по 30 копеек. Гибкие пластинки, несмотря на популярность, имели один существенный минус – в момент прослушивания пластинка переставала вращаться под весом иглы проигрывателя. Поэтому «флексики» клали поверх обычного винила, чтобы не допустить «зажевывания».
Гибкие пластинки существуют и сегодня. На сайте магазина Audiomania можно ознакомиться с примером современных flexy discs и общей историей формата.
Массовому изданию музыки на гибких пластинках предшествовал период «музыки на костях», «скелета моей бабушки» или просто «самиздата», когда запрещённые цензурой отечественные и иностранные альбомы или отдельные песни записывалась на рентгеновских снимках. Феномену «музыки на костях» посвящено немало исследований и экспозиций. В 2017 году в петербургской «Новой Голландии» прошла выставка, где посетители смогли поближе рассмотреть необычные экспонаты из далёкого прошлого.
Однако же вернёмся к основной теме.
В СССР была прекрасная эстрада, джаз, рок и фолк. Но артисты советских республик приедались, слушателю хотелось чего-то нового. Выезжавшие за границу счастливчики рассказывали друзьям о музыке Европы и Америки, тенденциях, ярких именах. Если сегодня мы без особых препятствий знакомимся с героями западных чартов, то у наших родителей, бабушек и дедушек такой возможности не было.
Дело в том, что модные исполнители из Европы и США пели песни, не всегда проходившие цензурную проверку. В таких случаях из целого альбома «выкидывался» неподходящий материал и заменялся другой песней того же исполнителя из прежних альбомов. Тем не менее советский слушатель мог составить о западной музыке своё мнение даже в столь усечённом виде и блеснуть перед товарищами недюжинными познаниями. Огромную роль в музыкальном просвещении граждан сыграл журнал «Кругозор», который начали издавать в 1964 году.
В интернете есть архив журнала со статьями и комментариями, а также подробный список всех упомянутых за почти 30-летнюю историю «Кругозора» заграничных певцов, певиц и групп. И список этот весьма впечатляющий. Внутри журнала продавались гибкие пластинки, двусторонние и долгоиграющие.
К первым номерам «Кругозора» прилагалась аннотация:
«Чтобы получить полное впечатление от очерков, репортажей и заметок, советуем вам после каждого прочитанного материала обращаться к пластинке. Номер звуковой страницы указан в цветном кружке или в тексте материала. Для того, чтобы прослушать звуковую страницу, её не нужно вырезать или, тем более, вырывать из журнала. Сложите журнал так чтобы нужная вам сторона пластинки оказалась сверху, и затем положите его на диск проигрывателя или радиолы. Скорость проигрывания 33 оборота в минуту. Игла корундовая. Слушать звуковые страницы на патефоне, имеющем металлическую иглу, нельзя. Следите, чтобы у журнала не загибались углы: они могут мешать вращению диска».
С 1991 года часть тиража журнала выпускалась с компакт-кассетами, а часть, по-прежнему – с пластинками. С 1992-го редакция отказалась от пластинок в пользу кассет. Носитель приходилось заказывать отдельно от журнала. В том же году редакция закрыла «Кругозор» из-за финансовых неурядиц.
Сборники, лицензии студийных альбомов, синглы на гибких пластинках – в СССР с каждым годом появлялось всё больше иностранных композиций на любой вкус.
В 1967 году фирма «Мелодия» выпустила миньон «Кит Бекингем играет на Хаммондоргане». Британский пианист записал для электромеханического Органа Хаммонда несколько композиций. Одна из них была переведена советскими редакторами как «Фантазия на тему Битлсов».
Нетрудно догадаться, что сочинение Бекингема вдохновлено шлягерами легендарной ливерпульской четвёрки. «Фантазия на тему Битлсов» – попурри из трёх хитов группы I Want To Hold Your Hand, Yesterday и All My Loving.
В 1973 году та же фирма выпустила миньон «Вокально инструментальные ансамбли», куда были включены две песни мегапопулярной группы Deep Purple Mary Long и Super Trouper с альбома Who Do We Think We Are. Название коллектива решили не упоминать, дабы не нарваться на претензии по авторским правам.
Серия музыкальных сборников продолжилась в 1974-75 годах, когда в продажу поступил трёхчастный 12-дюймовый гигант «Мелодии и Ритмы». Именно на нём советские меломаны услышали песни The Rolling Stones, Оркестра под управлением Джеймса Ласта (известного всем по теме «Одинокий пастух»), Элвиса Пресли, Энди Уильямса, Дина Мартина и Нила Даймонда.
В те же годы «Мелодией» выпущен миньон с песнями некоего «Вокально инструментального ансамбля» из Англии. Понятно, что снова речь идёт о The Beatles, так как в авторах указаны Джон Леннон и Пол Маккартни. Западные коллекционеры считают этот лот редкостью и готовы отдать за находку бешеные деньги.
Вообще дуэт Леннон/Маккартни был популярен на просторах СССР все 70-е и 80-е. В 1971 году советские поклонники услышали бессмертную Imagine на пластинке-гиганте с симпатичной обложкой. Та же пластинка с улучшенным качеством записи была перевыпушена в 1988 году через восемь лет после смерти Леннона.
Пол Маккартни также выпускался на советских гигантах. Неплохие в общем-то записи имели один недостаток – к примеру, песни на пластинке 1977 года «Пол Маккартни + Ансамбль «Wings» играли чуть быстрее британских «оригиналов».
Обложка советской пластинки выглядела скромно. Визуально все издания сэра Пола из СССР всегда были на любителя. Сегодня они не пользуются спросом ни в России, ни на Западе. Согласно сайту Discogs.com, одну пластинку «Пол Маккартни + Ансамбль «Wings» можно продать всего лишь за 3 евро.
На советских пластинках выпускалась музыка Creedence Clearwater Revival, любимой группы Чувака из культового фильма «Большой Лебовски». Изначально она называлась ВИА «Криденс», затем просто «Криденс». Но на профильных ресурсах можно встретить и то, и другое наименование коллектива в один и тот же период выпуска.
В СССР издавались диско, эстрада, джаз и шансон (но французский – не путать с русским). Люди буквально сметали с прилавков записи Джо Дассена, Эдит Пиаф, Boney M, Клиффа Ричарда, ABBA, Baccara, Аманды Лир, Рафаэллы Карра, Далиды, Bee Gees, Демиса Руссоса и др.
Встречались пластинки, где песни западного исполнителя/группы шли вперемешку с советскими ВИА. Легенды из ABBA «соседствовали» на одной гибкой пластинке Тбилисской студии грамзаписи с ВИА «Гунеш», ансамблем, исполнявшем народную музыку на русском и туркменском языках.
Вышеупомянутые Дассен и Пиаф неоднократно выпускались в Стране Советов на гигантах. У автора поста есть потрясающая пластинка «Мир Эдит Пиаф» с аннотацией, лакированным конвертом и синим «яблоком» (этикеткой на пластинке).
По слухам, от цвета этой этикетки зависело качество записи (пластинки с чёрными и синими этикетками считались эдакими «лакшери»-экземплярами и отправлялись на экспорт; пластинки с красными, розовыми, зелёными и белыми этикетками коллекционеры-снобы называют «плохо звучащими остатками для простых смертных», но лично я подвергаю эту специфическую классификацию большому сомнению).
Иногда массовому выпуску пластинок западных групп, певцов и певиц предшествовали гастроли в СССР. В 1979 году в Москву приехал Элтон Джон. Выступление в Москве стало для Элтона большим потрясением – как и для поклонников, которые не могли поверить своему счастью. Через год после концерта вышла 12-дюймовая пластинка, занимающая отдельное место в коллекциях преданных почитателей.
«Поёт Элтон Джон» – по сути, советское издание альбома A Single Man, выпущенного в 1978 году. Из альбома исключили несколько треков, обложку на дешёвой бумаге сделали размытой. В целом издание выглядит бюджетным вариантом западной пластинки, где конверт раскрывался, словно большая фото-книга.
Достаточно просто взглянуть на оба издания, чтобы понять, насколько сильно они отличаются.
Вот как выглядит западный вариант A Single Man:
А вот каким видели альбом советские меломаны. Согласитесь, разница очевидная:
Альбомы исполнителей серьёзно видоизменялись в плане контента. Нетленку от Boney M Nightflight to Venus «урезали», убрав оттуда популярные треки Rivers of Babylon, Rasputin и Never Change Lovers In The Middle Of The Night. Советская цензура посчитала композиции неприличными и неподходящими для прослушивания по идеологическим соображениям. Rasputin – полубиографический музыкальный очерк о жизни мистика Григория Распутина, советника Николая II. В песне историческое лицо представлено в образе сексуального гиганта и политического манипулятора («Russia’s greatest love machine»).
Изменения претерпела и обложка культового альбома. Если на европейской и американской версиях группа изображена «летящей» в космическом пространстве, то в советском издании изначальное фото заключено в голубую рамку с символами знаков зодиака. Интересная находка образца далёких 80-х.
На обратной стороне обложки «Ночного полёта на Венеру» опубликована статья Артемия Троицкого из журнала «Музыкальная жизнь» (1979 г., № 4). Вообще на многих советских пластинках присутствовали либо небольшие, либо довольно объёмные аннотации/рецензии, где журналисты кратко излагали основные биографические вехи и тут же приступали к анализу творчества.
В конце 80-х музыкальные монополисты издали сначала «Рок-архив», а затем «Архив популярной музыки», сборники лучших песен популярных групп и композиторов. Тираж пластинок был огромен – от 60 до 150 тысяч экземпляров. Причём раскупались эти сборники практически мгновенно – настолько исполнителей из «Архива. » почитали и ждали на концертных площадках.
«Архив популярной музыки» открыл для слушателей новые имена и в то же время новые грани творчества уже знакомых музыкантов. В собрании выходили компиляции песен Элтона Джона, Стиви Уандера, The Rolling Stones, Deep Purple, Led Zeppelin, Дэвида Боуи, Элвиса Пресли.
Западная музыка проникала на территорию СССР постепенно. Примеры с неназванными «вокально-инструментальными ансамблями» – это лишь один из способов распространения достойного иностранного звука. Другой и более лёгкий путь – исполнение каверов, а точнее, эквиритмических переводов оригинальных песен на русский язык. К концу 70-х кавер-версии западных хитов перешли в целое направление на советской эстраде.
Что это, спросите вы? Плагиат? Ухищрения музыкальных редакторов? А ведь композиции ВИА звучат так же красиво и полётно, как и оригиналы. Вот ВИА «Здравствуй, песня» исполняют «Просто я такая женщина» на мотив уж очень знакомого шлягера.
И да, вы не ослышались – это легендарная Woman in Love Барбры Стрейзанд из альбома Guilty 1980 года. Голос на композиции принадлежит Галине Шевелевой. Почему-то мне кажется, что её вокал впечатлил бы Барбру и продюсеров «Влюблённой женщины». И таких примеров на сцене СССР было просто немерено.
PS. В интернете до сих пор идут дискуссии относительно качества западных записей фирмы «Мелодия». Поклонники пластинок со стажем от 30 лет и более так и не смогли прийти к единому выводу. И это совершенно неудивительно – на крупных заводах грампластинок выпускались многотиражные издания, штамповавшиеся ежесекундно. Во-первых, никто не отменял человеческого фактора (работник завода мог серьёзно испортить ещё не поступившую в продажу пластинку), во-вторых, скорость изготовления мешала оценке качества.
По словам бывалых коллекционеров, этим «грешили» на производствах в Ташкенте. Бытует мнение, что Ташкентский завод изготавливал спорный по звучанию материал. Конечно, в любом правиле есть исключения, но знатоков не переубедишь. При продаже в интернете пластинки из Узбекистана получают удовлетворительную характеристику и прайс ниже среднего. А вот заводы Москвы и Ленинграда, наоборот, хвалят и называют кузницей «советского» звука. Безусловно, оценка записи (и сохранности пластинки) – вещь крайне субъективная. Для одного «запиленная» вещь с блошиного рынка это бриллиант, для другого – мусор, который стыдно брать в руки.
Материалы для статьи взяты из Дзен-каналов «ВЕК МУЗЫКИ», «FUZZ MUSIC», «Вадим Сазонов», YouTube-канала «ВЕК МУЗЫКИ», сайтов Discogs.com, Mail.encyclopedia-stones.ru, Beatlesvinyl.com.ua, Vinylology.ru, Telegram-канала «МЕЛОДИЯ» и других отрытых источников в Сети.
Небольшой бонусный контент:
1. Фрагмент детской познавательной передачи «Отчего и почему» («Главная редакция программ для детей», 1987 г.) – рассказ о процессе производства грампластинок с момента создания матрицы на металлическом диске до массовой печати:
2. Блогер Игорь Шевнин – о гибких пластинках времён СССР:
Западная музыка
Содержание
развитие
Песни исторических ковбоев
Независимо от того, пели ковбои на самом деле своим животным или нет, в любом случае признано, что везде, где люди были изолированы в течение длительного периода времени и при особых обстоятельствах, сложилась традиция петь с песнями об этих людях и их работе. так, например, с моряками, лесорубами, шахтерами и т. д. Таким образом, можно предположить, что в периоды изоляции и скуки каждый человек, который мог придумать любую другую форму развлечения, кроме карточных игр, обеспечивал долгожданные перемены. Говорят, что «несомненно» наиболее креативные ковбои из спящих бараков и лагерей сочинили стихи, которые вместе с известными мелодиями стали ковбойскими песнями.
Однако сначала ковбои пели песни, которые они знали из прошлого, такие как гимны или песни менестрелей. Во время войны уже существовали различные карманные песенники, которые солдаты могли носить с собой и которые содержали красочную смесь разных стилей: помимо шотландских или ирландских баллад и песен менестрелей, патриотические и сентиментальные песни.
С другой стороны, были созданы новые песни, повествующие о суровой и одинокой жизни ковбоев: их повседневной работе, ритуалах и выдуманных историях. Эти песни были сосредоточены на отношениях между ковбоями и природой, а не на отношениях между ковбоями и обществом или с женщинами в обществе. Пустота, образовавшаяся в результате их изоляции, была заполнена ковбоями природой и своей работой: так же, как лесорубы пели о лесу и своих инструментах, ковбои пели о тропе и стадах. И оба воспевали прихоти природы. Кроме того, обрабатывались не связанные с работой темы, такие как преступники и индейцы, но были также песни с непристойными текстами, которые «ничего не оставляли для воображения».
Изначально песни распространились от ранчо к ранчо, например, когда недавно нанятый ковбой принес песни со своего старого места работы. Со временем появились новые стихи и вариации, так что постепенно был создан исчерпывающий набор песен. Однако примерно с 1870 года тексты песен и стихи также публиковались в газетах, особенно на Великих равнинах и в западных штатах, а также в некоторых национальных журналах.
Начало
Поворотные моменты
Голливуд открывает «Поющего ковбоя»
История поющих ковбоев из фильмов тесно связана с историей «нормальных» вестернов, из которых развился этот жанр. Вестерны были очень популярны в то время, и, поскольку ковбои уже были связаны с пением широкой публикой, было логично использовать новую технику в этом отношении. Уже в эпоху немого кино режиссер Джон Форд использовал пение и другие музыкальные перформансы в качестве стилистических приемов в нескольких своих ранних вестернах, при этом тексты воспроизводились в субтитрах. Форд использовал музыку специально, чтобы подчеркнуть определенные аспекты сюжета. Например, в « Бакинг-Бродвее» (1918) ковбои поют грустную песню « Дом, милый дом» после того, как главный актер узнал, что его девушка ушла от него.
Первые звезды
Неясно, запрыгнул ли Уорнер в движущийся поезд после успеха Отри или заранее планировал это сделать. С одной стороны, короткий промежуток времени должен говорить в пользу последнего: маловероятно, что все решения можно будет принять всего за два месяца, тем более что звезду нужно было подписать, нужно было написать сценарий и спланировать маркетинг. С другой стороны, текст, с помощью которого Уорнер рекламировал фильм владельцам кинотеатров 9 ноября 1935 года, указывает в этом направлении: соответственно, это должно быть новое сочетание западного боевика с ковбойскими песнями, от которых страна недавно так безумно помешалась. быть.
По мнению некоторых критиков, Форан был лучшим певцом, и песни были более напрямую связаны с сюжетом фильмов, но никогда не могли развить большой успех Отри. Причина этого объясняется историками, что Форан, как и большинство его коллег, был привлекательным актером и хорошим певцом, но не имел определенного авторитета как ковбой, «кольцо равнин». Форан, как говорят, был больше «эстрадным певцом», в то время как носовой, тем не менее интимный стиль Отри был естественным и непринужденным ».
Также критиковали за то, что фильмы Форана, действие которых происходит на историческом западе, были очень предсказуемыми и, кстати, слишком скроенными для него как единственной звезды. Напротив, у Отри были свои помощники, и он регулярно предлагал выступления других известных звезд радио. Только в 1936 году группы Light Crust Doughboys и Sons of the Pioneers выступили дважды, каждый с Tennessee Ramblers и Beverly Hillbillies, вместе с ним и Смайли Бернетт. Таким образом, фильмы в соответствующих регионах происхождения приглашенных звезд должны быть особенно привлекательными для зрителей.
критика
Была также критика нереалистичных поющих ковбоев. В частности, перенос сюжета в современность стал проблемой для пуристов. Но также критиковалось то, что было встроено чрезмерное количество вокальных интерлюдий, поскольку их производство особенно дешево по сравнению с боевыми сценами: «Они используют песни, чтобы сэкономить деньги на лошадях, всадниках и боеприпасах. Вы берете Джина Отри, прислоняете его к дереву с его гитарой и позволяете ему спеть три песни, и вы можете заполнить всю катушку, не тратя никаких денег. Вот почему они перестарались с пением ». Эта цитата принадлежит Баку Джонсу, который в первые годы пробовал себя в роли поющего ковбоя и даже опубликовал книгу с известными ковбойскими песнями в 1940 году.
Кроссовер
После Второй мировой войны
С одной стороны, эта потеря смысла могла быть связана с определенной перенасыщенностью, с другой стороны, жанр вестернов продолжал развиваться в более сложные и реалистичные фильмы; не в последнюю очередь из-за ослабления производственного кода, который до сих пор затруднял изображение насилия или «аморальных» сцен.
Присутствие
Роль женщин
В прошлом завоевание американского Запада в основном изображалось с мужской точки зрения. И только когда «скотницы», такие как Энни Окли или Каламити Джейн, продемонстрировали свои навыки в больших вестернах в конце XIX века, роль женщин стала постепенно становиться известна публике. Кроме того, развивающийся жанр западной музыки предлагал (белым) женщинам больше возможностей, чем, например, деревенский жанр или блюз. В то время как последний уже был «под запретом» для «приличных» женщин, первый с его бродячими песнями подходил лишь частично. Таким образом, поющая пастушка стала приемлемой альтернативой; широкие прерии заменили предыдущие сцены, такие как бары, тюремные камеры или товарные вагоны.
Напротив, детская звезда Мэри Ли сделала в начале 1940-х годов популярными среди молодых девушек наряды наездниц и верховую езду. 15-летняя Ли, которую описывают как «маленькую брюнетку с большим голосом», сыграла озорную младшую сестру женского партнера Отри, когда она впервые появилась (девяти лет) рядом с Джином Отри.
Значение этнических меньшинств
афроамериканец
Мексиканский
С этой точки зрения неудивительно, что фильм « Юг от границы» стал самым успешным фильмом Джина Отри. Он был назван в честь одноименной песни, которую авторы песен Майкл Карр и Джимми Кеннеди написали для него во время турне Отри по Великобритании и которая оказалась огромным хитом.
Йодль
Исторические свидетельства
Нет никаких надежных указаний на то, что настоящие ковбои на самом деле йодили, особенно в том смысле, как это понимается сегодня. Основная проблема в том, что музыка ковбоев сохраняется только в письменном виде, а не в виде аудиозаписей, в результате чего «очевидно тривиальные вопросы, такие как нарушение голоса, легко ускользают от восприятия».
Поющие ковбои начинают йодль
Проблемы стиля: Yodel The Cowboy Way
Однако большинство из них по-прежнему были песнями, посвященными исключительно ковбою или американскому Западу, обогащенным йодлингом в различных стилях, будь то более блюзовый или более альпийский.
Отношение к музыке кантри
Несмотря на все различия, с самого начала всегда было совпадение, и оба жанра нацелены на более или менее идентичную целевую группу. По сути, это академический вопрос, с которым аудитория вряд ли справится : «Хотя пуристы считают западную музыку дискретным стилем, его по-прежнему твердо отождествляют и путают с музыкой кантри».