Что такое замощение земельного участка
Можно ли замощенную площадку облагать налогом на имущество?
Облагать или не облагать тот или иной конкретный объект имущественным налогом налоговики и финансисты разъясняют систематически. Ведь до сих пор общий порядок решения этого вопроса нигде четко не прописан. Так, не раз нам разъясняли, что замощение земельного участка не признается самостоятельной недвижимостью, а считается его благоустройством. Но в одном из последних писем появилось условие: только если это замощение не имеет признаков сооружения.
Недвижимость и объект налогообложения
В определении ВС РФ от 7 апреля 2016 года № 310-ЭС15-16638 говорится, что вещь является недвижимой или в силу своих природных свойств, или в силу прямого указания федерального закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей.
Обратимся к статьям 130 и 131 ГК РФ. Они гласят, что недвижимостью являются:
Исходя из этого, можно составить общий алгоритм отнесения вещи к недвижимости, а уже затем – к объекту налогообложения имущественным налогом.
Недвижимое имущество признается объектом налогообложения (ст. 374 НК РФ). Это вся недвижимость, которая подлежит госрегистрации и прочно связана с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. В их числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Есть недвижимость, которая к объектам налогообложения налогом на имущество не относится.
Перемещение объекта
Итак, первое подтверждение для отнесения имущества к недвижимости – это запись об объекте в ЕГРН. Затем, если сведений в реестре нет, нужно установить, есть ли прочная связь объекта с землей и действительно ли его невозможно переместить без несоразмерного ущерба назначению.
Налоговики в письме от 8 февраля 2019 года № БС-4-21/2181 говорят: функционально связанные со зданием или сооружением объекты являются недвижимостью. Это те, которые переместить и не причинить при этом ущерб недвижимости невозможно. Среди таких объектов были названы трубопроводы, лифты, эскалаторы, системы вентиляции и кондиционирования.
Объекты капстроительства
Для создания объектов капитального строительства необходимы подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 48, 48.1, 49, 51, 55 ГрК РФ).
Это значит, что по объектам капитального строительства при отнесении их к объектам налогообложения должно также оцениваться наличие:
В Градостроительном кодексе также дано определение объекта капитального строительства.
Так, под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (ст. 1 ГрК РФ).
Объектом незавершенного капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10 ст. 1 ГрК РФ).
Асфальтовое покрытие
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 374 НК РФ установлено, что не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
Вспомним алгоритм отнесения объекта к облагаемой налогом недвижимости.
Первое подтверждение для отнесения имущества к недвижимости – это запись об объекте в ЕГРН. Затем – установление прочной связи объекта с землей и возможность его перемещения без несоразмерного ущерба назначению.
А для объектов капитального строительства надо установить наличие документов технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т.п.
Как правило, записи в ЕГРН у отдельно взятой асфальтовой площадки нет.
Проверяем связь асфальтового покрытия с землей. Она, разумеется, есть.
Замощение участка без несоразмерного ущерба его назначению переместить невозможно. Но оно не обладает полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором находится. Это всего лишь принадлежность земельного участка, которая улучшает его свойства (см., например, определения ВС РФ от 27 февраля 2017 г. № 305-КГ16-21236, от 26 апреля 2016 г. № 308-КГ16-3285 и др.).
Любое твердое покрытие (асфальтовое, бетонное или другое) земельной площадки, как правило, имеет вспомогательную функцию. Оно может быть элементом благоустройства, может улучшать участок. Но в тоже время оно функционально не связано с участком и не препятствует его использованию по другому назначению.
То есть такая площадка вообще не признается самостоятельным объектом обложения налогом на имущество организаций. Об этом говорилось в письме Минпромторга от 10 октября 2019 г. № ПГ-12-8457.
Оговорка об отнесении к сооружению
В письме от 14 февраля 2020 г. № 03-05-05-01/10366 Минфин, сославшись на судебную практику, уточнил в очередной раз, что само по себе замощение земельного участка является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью. Но уже с оговоркой: если оно не отвечает признакам сооружения. Так считает Верховный суд (Определение ВС РФ от 7 апреля 2016 г. по делу № 310-ЭС15-16638, пункт 38 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25).
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Замощение участка при благоустройстве территории не увеличит налог на имущество
Минфин разъяснил, надо ли платить налог на имущество организаций в отношении объекта благоустройства территории (замощенного земельного участка).
В письме от 14.02.2020 № 03-05-05-01/10366 ведомство напоминает, что согласно статье 374 НК РФ не облагаются налогом на имущество земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
При этом суды неоднократно уточняли, что замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью.
Это значит, что замощение участка в рамках благоустройства территории не потребует от организации дополнительной уплаты налога на имущество.
Объектом налогообложения налогом на имущество организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств. При этом под недвижимостью понимаются объекты, прочно связанные с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Недвижимостью, в частности, признаются здания, сооружения и объекты незавершенного строительства, жилые и нежилые помещения.
Гибель недвижимости влечет прекращение обязанности по уплате налога за данное имущество, но для этого необходимо снять уничтоженный объект недвижимого имущества с государственного кадастрового учета. Вещи, которые не отнесены к недвижимости, в соответствии с законом признаются движимым имуществом и не облагаются налогом на имущество организаций.
Также не признаются объектами налогообложения земельные участки и водные объекты, а также объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры). Организации обязаны сдавать налоговые декларации по налогу на имущество не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты по авансовым платежам по налогу с 2020 года не сдаются.
Что такое замощение земельного участка
Выводы суда: замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью.
Площадка, покрытая бетоном, не является самостоятельным объектом недвижимого имущества. Укладка на земельном участке определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня), в том числе для прохода или для проезда, стоянки автомобилей, не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка (несет вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка) и является лишь элементом благоустройства данного участка. При этом регистрация на такой объект права собственности не может служить безусловным основанием для предоставления занятого этим объектом земельного участка в собственность по правилам статьи 39.20 ЗК РФ.
Рекомендуем публикации по теме:
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2018 г. по делу N А43-47512/2017
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 23.03.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018, отказал в удовлетворении требования. Суды пришли к выводу о том, что оспариваемые решение и действия Администрации не противоречат действующему земельному законодательству и не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с доводами заявителя, так как считает решение и постановление законными и обоснованными.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства Администрация не обеспечила явку представителей в кассационную инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителей заявителя, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Общество является собственником бетонной площадки, расположенной на земельном участке площадью 8509,8 квадратного метра, с кадастровым номером 13:60:010024:0162, по адресу: Нижегородская область, город Саров, Южное шоссе, дом 26, строение 46, уч. 1 (свидетельство о государственной регистрации права от 09.07.2013 серии 52АД N 516508).
Общество 19.09.2017 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении названного земельного участка в собственность за плату.
Администрация письмом от 17.10.2017 N 01-11/3522 отказала Обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку земельный участок расположен в границах закрытого административно-территориального образования города Саров и в силу закона ограничен в обороте.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, посчитав решение и действия Администрации не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно части 2 статьи 27 указанного кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, не указанные в пункте 4 настоящей статьи, в границах закрытых административно-территориальных образований (подпункт 6 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Испрашиваемый Обществом земельный участок расположен в границах города Сарова, который в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 N 508 является ЗАТО, поэтому суды пришли к выводу о том, что спорный земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в частную собственность, ибо такая возможность не установлена федеральным законом.
Исходя из положений пункта 6 части 2 статьи 39.3 и пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник объекта недвижимости вправе испрашивать в собственность соответствующий земельный участок с целью эксплуатации названного объекта в соответствии с принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, установленным подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 названного кодекса.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено: согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (первый абзац пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (второй абзац пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Суды верно сочли, что площадку, покрытую бетоном, нельзя рассматривать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества. Укладка на земельном участке определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня), в том числе для прохода или для проезда, стоянки автомобилей, не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка (несет вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка) и является лишь элементом благоустройства данного участка. При этом регистрация на такой объект права собственности не может служить безусловным основанием для предоставления занятого этим объектом земельного участка в собственность по правилам статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Иных объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке и принадлежащих на праве собственности заявителю, не имеется.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые решение и действия Администрации не противоречат действующему земельному законодательству и не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Термин «объект капитального строительства» является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию «объект недвижимого имущества», имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.
Наличие инженерных коммуникаций, подведенных к спорному участку, не означает создание на нем объекта недвижимости с характеристиками, обозначенными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отсутствие на спорном земельном участке объекта, отвечающего признакам недвижимости, является правомерным основанием для отказа заявителю в приватизации такого участка в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о разрешении спора по существу с нарушением требований земельного законодательства.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Об отнесении асфальтированной площадки к недвижимости: мнение Минфина
Минфин России изложил свою позицию по спорному вопросу: может ли асфальтированная площадка признаваться самостоятельным объектом недвижимости и облагаться налогом
В Письме от 10.10.2019 N ПГ-12-8457 Минпромторгом России был сделан вывод о том, что асфальтированная площадка не является самостоятельным объектом недвижимого имущества, а потому не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.
С данным вопросом разбирался также Минфин России. По его мнению, при решении данного вопроса необходимо учитывать сложившуюся правоприменительную практику.
Например, в мотивировочной части Постановления Президиума ВАС РФ от 16.12.2008 N 9626/08 отмечено, что производственная площадка может признаваться объектом недвижимости.
Вместе с тем, в ряде судебных актов ВС РФ указано, что замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью.
Поэтому, если асфальтированная площадка является только улучшением земельного участка, то, по мнению Минфина России, такая площадка не признается объектом обложения налогом на имущество организаций.
Вопрос: Относится ли асфальтированная площадка на территории организации к категории основных средств? Если да, то в целях налога на имущество организаций она является движимым или недвижимым имуществом?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 ноября 2019 г. N 03-05-05-01/87416
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 22.10.2019 по вопросу применения законодательства в отношении земельного участка (находящегося на территории предприятия), покрытого асфальтом (асфальтированная площадка), и сообщает.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 374 Кодекса установлено, что не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
На момент издания данного документа статья 1 ГрК РФ изложена в новой редакции.
Поэтому вопрос о том, является ли объект недвижимостью, должен решаться с учетом положений ГрК РФ на стадии разработки проектной документации и получения разрешительных документов (письмо Минэкономразвития России от 22.04.2019 N Д23и-13390).
По мнению Департамента, при решении вопроса признания асфальтированной площадки для целей налогообложения объектом недвижимого имущества необходимо учитывать также различную правоприменительную практику по данному вопросу.
На основании пункта 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (Обзорсудебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, ОпределениеВерховного Суда Российской Федерации от 07.04.2016 по делу N 310-ЭС15-16638, пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25).
В то же время из мотивировочной части Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 N 9626/08 по делу N А08-7744/06-5 следует, что производственная площадка может признаваться объектом недвижимости.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Что такое замощение земельного участка
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 февраля 2020 г. N 03-05-05-01/10366 О налогообложении налогом на имущество организаций объектов благоустройства территории
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на имущество организаций объектов благоустройства территории и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 374 Кодекса установлено, что не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
При этом объектом капитального строительства также является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (пункт 10 ГрК РФ).
Судебными органами также указано, что замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2016 по делу N 310-ЭС15-16638, пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25).
Заместитель директора Департамента | В.В. Сашичев |
Обзор документа
Налогом на имущество организаций облагается недвижимость, учитываемая на балансе в качестве объектов основных средств.
Не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования.
ГрК РФ определено, что к объектам капстроительства не относятся неотделимые улучшения земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Судебными органами указано, что замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью.