Что такое заложный покойник

Заложные покойники

Заложные покойники – в славянской мифологии люди, которые умерли неестественной или преждевременной смертью. Также назывались «мертвяками» и «нечистыми». К ним обычно причисляли умерших насильственной смертью, самоубийц, опойцев (умерших от пьянства), утопленников, некрещеных детей, колдунов и ведьм.

Возникновение самого слова «заложный» связывают со способом захоронения. В отличие от обычных покойников – «родителей» – «нечистых» не закапывали в землю, а хоронили на перекрестках дорог, границах полей, в лесу, в болотах, в оврагах, за пределами ограды церкви, так как считалось, что они «прокляты родителями и земля их не принимает».

Тело в гробу укладывали лицом вниз, яму закладывали (отсюда по одной из версий и название этих покойников – «заложные») камнями и ветками. Д. К. Зеленин приводит рассказ крестьян Новомосковского уезда о том, что самоубийцу не нужно переносить с того места, где он умер, иначе тот будет возвращаться обратно в течение семи лет. Но если все же его труп надо перенести, то делают это с помощью переноса через перекресток, тогда умерший заблудится, дойдя до него.

Одним из самых распространенных поверий, связанных с заложными покойниками, была их способность вызывать засуху. Так, в Екатеринославской губернии некая женщина удушилась, но родственники похоронили ее вблизи кладбища, несмотря на то, что все жители были против. После этого, во время засухи, местной женщине приснился сон, что если удушившуюся напоят, то снова пойдет дождь. Ночью жители отрыли труп и вылили на него три бочки воды.

В Симбирской губернии, существовало поверье, что во время засухи «надо непременно найти опойца, которого не принимает земля, поэтому его надо вырыть из земли и кинуть в болото, чтобы пошел дождь». Аналогичные рассказы есть и о других местах, кроме тех, где засухи не бывает.

Помимо засухи, заложные покойники могли причинить и другой вред. Так, например, родилась легенда о Батурке, который, по поверью, был очень жадным, поэтому, чтобы утолить его алчность, проходящие мимо люди должны были сделать подношение, иначе он мог нагнать на них и их скот болезнь. Сохранилось много сказаний о том, как «нечистые» мертвецы пугали скот и людей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

«Заложные» покойники и «неправильная» смерть

Покойники из пещеры Нах-Тунич

Покойники из пещеры Нах-Тунич На границе гватемальского Петена с Белизом была обнаружена самая, пожалуй, богатая на археологические находки пещера, получившая название Нах-Тунич. В ней было все: иероглифические тексты и росписи, керамика и множество погребений. Всего

«Деды» и «заложные»: культ предков у восточных славян

«Деды» и «заложные»: культ предков у восточных славян Читатель не раз уже мог убедиться, насколько схожими могут быть формы культа и мифы у самых разных народов мира. Культ предков был характерен и для славян. В. Я. Пропп отмечал, что этот культ непосредственно был связан

Источник

«Заложные» покойники и «неправильная» смерть

«Заложные» покойники и «неправильная» смерть

К другому разряду относятся умершие «неправильной» смертью — от несчастного случая (замерзшие, сгоревшие, утонувшие), самоубийцы, опойцы, то есть те, кто умер от чрезмерного пьянства, пропавшие без вести. Главным признаком «неправильной», смерти является то, что умерший не изжил своего века или вообще жил неполноценно, например, не вступил в брак, не оставил потомства. Таковы, например, мертворожденные дети, дети, загубленные матерями или умершие некрещеными. «Неправильными» покойниками становятся и те, кто при жизни знался с нечистой силой, — ведьмы, колдуны, и те, кого прокляли родители. Все они — нечистые покойники, они недостойны обычного погребения и поминовения и очень опасны для живых. Именно из таких покойников, как верят в народе, получаются упыри, русалки, кикиморы и многие мелкие демоны.

В научной литературе «неправильных» покойников принято называть «заложными» или, по-другому, ходячими. Этот термин был введен известным русским этнографом Д.К. Зелениным, который в начале XX века первым описал связанные с ними народные верования [110]. Представления о «заложных» покойниках сформировались у славян в глубокой древности [111] и оказались такими устойчивыми, что в несколько измененном виде бытуют в народной культуре и по сей день.

В славянских поверьях о сроке человеческой жизни наряду с представлениями о «неизжитом» веке существовали и представления о веке «пережитом». Люди, «пережившие» свой век, также опасны для окружающих. По народным воззрениям, колдуны и ведьмы умирают в глубокой старости не потому, что обладают более крепким здоровьем, а потому, что отбирают жизненную силу у других (у растений во время цветения, у коров, снимая сметану и сливки с молока, у людей, укорачивая им жизнь). О слишком долго живущих стариках говорили: «чужой век заедает» [112].

«Нечистые» покойники ходят после смерти, потому что их «земля не принимает». «Чтобы тебя земля не приняла» — очень распространенное проклятие. Считается, что таких покойников бесполезно зарывать в землю, она не держит их в себе, и они через некоторое время снова оказываются на поверхности. В одной украинской легенде говорится о сыне, проклятом матерью. Через некоторое время сын заболел и умер. Его не удавалось похоронить — закопают в землю, а гроб через два дня выходит из могилы наружу. Его снова закапывают, а он снова выходит.

Тела «нечистых» покойников в могилах не истлевают, как у обычных умерших, а лишь распухают и страшно смердят.

Мать прокляла сына за то, что он поднял на нее руку. Через несколько десятков лет пришлось разрыть его могилу, и увидели, что покойник в могиле сидит. Покойник сказал: «Я тридцатый год лежу, и меня земля не принимает, а матери Бог смерти не дает, за то что меня не простила. Если она меня простит, то Господь ей смертушку пошлет, а если не простит, ей Бог смерти не пошлет, а меня мать-сыра земля не примет». Мать, помолившись, перекрестила сына, и он мгновенно превратился в прах [113].

Душами «заложных» покойников с момента их смерти полностью распоряжается нечистая сила. Никакие молитвы и поминки не могут им помочь, и дьяволы будут мучить их до Страшного суда. И скитаются они по земле «не своим духом», а с помощью нечистой силы. Часто думают, что ходит не сам покойник, а черт, залезший в его кожу или принявший его облик. Есть немало рассказов о том, как, умирая, колдун просил своих детей перед похоронами облить его тело крутым кипятком (или обрызгать святой водой). Один из сыновей забрался ночью на печку и увидел, как черти вынули тело умершего из кожи, выбросили его, а в коже спрятались. Когда труп колдуна облили кипятком, черти выскочили и пустились прочь.

За душой самоубийцы черти прилетают в виде бури или вихря, вот почему, при сильном ветре, в народе говорят, что где-то поблизости произошло самоубийство. Да и человек не сам лишает себя жизни, а по наущению Сатаны. О самоубийцах так и говорят, что они «у Сатаны в коленях» или «в когтях», или «душу дьяволу отдали»; их называют «детьми дьявола», «чертовой жертвой».

Если человек удавился, Господь его не принимает. Он уже как у Сатаны в коленях, раз он свою душу — Господняя душа-то, не твоя, — дьяволу, лукавому отдал. Его и в церкви не отпевают. Он сам свою душу нарушил.

Согласно многочисленным легендам и быличкам, черти возят на самоубийцах и опойцах воду, а то и просто катаются на них верхом, словно на лошадях. Вот быличка, записанная в XIX веке.

Одному кузнецу раз случилось попадью подковать. Как-то ночью стучат к нему в окошко — подъехали на конях люди богатые, одеты хорошо: «Подкуй кобылу, кузнец». Пошел кузнец в кузню, подковал кобылу, только успел оглянуться — видит, это уже не кобыла, а попадья, недавно удавившаяся в этом селе. Тот, кто ее оседлал, оказался чертом, и другие, такие же черти, сидели кто на удавленниках, кто на пьяницах. Недели через две после этого случая кузнец умер.

Похожие былички до сих пор рассказывают на Русском Севере.

Вот в кузнице ковал кузнец, и как-то вечером он запоздал. И приезжает к нему человек подковать лошадь. Он приготовил все: «Давай, — говорит, — сюда коней». Тот привел, а ноги-то у коней человечьи. Это, видно, черт приехал на утопленниках. Кузнец и прибежал домой без языка. Вот все говорят, что черт на утопленниках катается. Утонут да удавятся — самое плохое дело, на них черти воду возят.

«Заложные» покойники сохраняют связь с местом своей смерти и своей могилой. В народе такие места считаются нечистыми и опасными, ибо там всегда присутствует дьявольская сила. Если человек ступит на такое место, он может сбиться с дороги, тяжело заболеть и даже умереть. Если скотина — у нее пропадет молоко. Крестьяне всегда избегали хоронить «нечистых» покойников, особенно самоубийц, на кладбищах, веря, что это неизбежно повлечет за собой серьезные бедствия для всей общины [114]. Вот как об этом говорят в Полесье.

Утопленников раньше хоронили на перекрестке. Утопленников и висельников. Вывозят и на любом перекрестке (можно в самом селе) хоронят. Это нечистый дух его забрал, не Господь Бог, а нечистый дух. Он уже не своим духом дошел.

Тела таких покойников часто вообще избегали зарывать в землю, а относили в овраги, болота, низменные и топкие места, подальше от людских глаз и там оставляли, закидывая листвой, ветками, мхом [115]. Запрет хоронить «нечистых» покойников в земле, а тем более на кладбище вместе с «чистыми», «правильными» умершими объясняется тем, что природа может ответить на такое осквернение засухой, заморозками, бурями, неурожаем, мором и другими страшными бедствиями. О том, как этого опасались, свидетельствует заговор от засухи, записанный в середине XIX века.

Выхожу я, удалый добрый молодец… на все четыре стороны поклонюся. Вижу — лежит гроб поверх земли, земля того гроба не принимает, ветер его не обдувает, с небеси дождь не поливает. Лежит в том гробе опивец зубастый, сам собой головастый … Божии тучи мимо проходят, на еретника за семь поприщ дождя не изводят. Беру я, раб Божий, осиновую ветвь, обтешу орясину осиновую, воткну еретнику в чрево поганое, в сердце его окаянное, схороню в болоте смердящем, чтобы его ноги поганые были не ходящие, скверные уста не говорящие, засухи не наводящие… окаянные бы его на ноги не подымали, засухи на поля не напущали.

В этом заговоре, как в капле воды, собраны основные мифологические представления восточных славян о «нечистых» покойниках: их не принимает земля, они опасны тем, что вызывают засуху, и чтобы обезвредить их, необходимо воткнуть в их тело осиновый кол и бросить в болото. Последнее, по-видимому, — наиболее древний способ погребения «нечистых» покойников, против которого боролась церковь, настаивавшая на погребении в земле всех умерших, в том числе и самоубийц, хотя и не удостоивала последних отпевания. Митрополит Фотий в 1416 году в послании псковскому духовенству разъясняет позицию церкви: «А который от своих рук погубится, удавится или ножом зарежется, или в воду себя ввержет, то по святым правилам тех не повелено у церквей хоронить, ни петь над ним, ни поминать, но в пустом месте в яму вложить и закопать».

Народ, следуя своей логике, упорно отказывался хоронить «нечистых» покойников в земле. Нередко их уже после официального погребения выкапывали из могил и перезахоранивали по древнему обычаю — в болоте, овраге или просто выбрасывали в реку или озеро. Особенно часто так делали во время засух, неурожаев и других несчастий [116].

Этот обычай дожил до начала XX века, о чем свидетельствуют судебные разбирательства над крестьянами, которые считали своим долгом устранить причину засухи или заморозка, выкопав труп самоубийцы с местного кладбища и перезахоронив его по древним правилам. В июне 1873 года в одном из сел Самарской губернии крестьяне выкопали трупы тех, кто при жизни слыл колдунами, считая, что именно они отваживают дождевые тучи. В разрытые могилы налили воды, а трупы перевернули лицами вниз и засыпали сверху землей. Засушливой весной в одном из харьковских сел был вырыт гроб повесившегося крестьянина, который слыл колдуном, перенесен на дно глубокого оврага и там завален землей. Весной 1913 года в Саратовской губернии крестьяне раскопали гроб местного жителя, умершего от водки, и отрезали у трупа ноги. Свой поступок они объяснили тем, что на этом покойнике ночами черти катались по полям и выгону, и это могло привести к продолжительной засухе. Чтобы предупредить несчастье, крестьяне решили отрезать ноги покойнику, лишив его тем самым возможности возить чертей [117].

В убогий дом за Серпуховскими воротами в мае 1606 года сбросили труп убитого Дмитрия Самозванца. Тут грянули необычно сильные морозы, погубившие цветущие сады и посевы, и москвичи, давно подозревавшие Самозванца в чародействе, приписали холода его зловредному влиянию. Труп был вынут из убогого дома и сожжен на Котлах (сейчас на этом месте находится станция метро «Нагорная»).

В 1771 году Екатерина II, побывав в одном из убогих домов, издала указ об их запрещении. Но в провинциальных городах «заложных» покойников еще долго хоронили именно так [118].

Если «заложные» покойники, особенно утопленники и опойцы, обладают способностью вызывать засуху, заморозки и вообще непогоду, то можно найти способ ублаготворить их. К примеру, считалось, что утопленник или умерший от пьянства сильно страдает от жажды и потому выпивает всю влагу из почвы там, где похоронен, от чего и возникает засуха. Значит, чтобы прекратить или предотвратить засуху, нужно «напоить» такого мертвеца — облить его могилу сверху или, раскопав ее, наполнить водой. В сильную засуху так поступали вплоть до конца XIX века, а в Полесье обычай дожил до наших дней.

В засуху старые бабы ходили на кладбище, обливали водой могилки, где утопленник или висельник. И дождь потом пойдет.

Во время засухи льют воду на могилку утопленника, чтобы пошел дождь. И чужие могут лить, и родственники. Говорили: «На тебе воды, чтобы шел дождь!»

Когда засуха, поливают могилу утопленника, чтобы воду забрал. Он воду с собой забрал, когда утопился. Собирались группой пять-шесть женщин, идут и льют на могилу и около могилы, приговаривая: «Петро или Иван, отдай воду, отдай воду, отдай воду!» Его жена рядом плачет, голосит: «Сам умер, да людям горя наделал, забрал водицу! Теперь в воде лежишь, на тебя воду льют». Так она голосит три раза. А женщины вокруг кричат: «Отдай воду, чтобы в воде не лежал!»

Устраивать обычные поминки по самоубийцам и упоминать их в заупокойной молитве считалось грехом, поскольку душа самоубийцы погибла навеки и такая молитва не только не умилостивит Бога, а, напротив, прогневит Его. Однако все же раз в год самоубийц поминали: насыпали на перекрестках крупу для птиц или раздавали милостыню нищим поминальной едой — блинами, пирогами, крашеными яйцами. У русских поминовение самоубийц и других «нечистых» покойников приурочивалось обычно к Семику, у украинцев и белорусов — к Троице, а на Русском Севере — ко дню Сорока мучеников (22 марта ст. ст.). В эти дни в одних областях было принято приходить на их могилы и разбивать яйцо им в жертву. В других — родственники давали деньги на литье колокола, полагая, что колокол вызвонит несчастному милость у Бога.

Среди ходячих покойников есть и такие, которые не знают успокоения, потому что на земле их что-то «держит»: нераскаянный грех, невыполненное обещание, незаконченное дело, невозвращенный долг или неизбытая вина. Эти несчастные возвращаются по ночам домой, бродят по комнатам, передвигают мебель, гремят посудой, пытаясь выполнить то, что не дает им покоя на «том» свете. Украинцы называют их покутниками (от украинского глагола покутувати — «искупать грех, каяться»). Они не стремятся причинить вред людям или напугать их, зато часто обращаются к живым с просьбой выполнить за них незаконченное дело. Так человек, который при жизни не расплатился с соседом за купленного у него коня, каждую ночь приходит домой и ищет деньги. Священник, умерший, не исполнив всех заказанных ему треб, пытается по ночам служить в пустой церкви. А если умерла мать грудного ребенка, то она по ночам приходит покормить его, покачать его колыбель.

Умерла жена у мужика. Осталось трое детей. Вот ночуют в хате. Слышат — кто-то есть в хате. Он спит, видит — жена печь топит, варит, детей купает. А человек видит и боится вставать. Как петух запел — куда все делось?! И каждую ночь ходит, ходит и все. Что делать? Пошел он к знахарке. Она и говорит: «Возьми сруби осину и сделай кол, снеси на могилу и забей в землю. Это же нехорошо, что мертвая приходит». Он так сделал, и жена перестала приходить.

Чтобы прекратить посещения такого покойника, необходимо выяснить, какая причина заставляет его ходить. Сам он не может первым заговорить с живым человеком, и человек, заметив покутника, должен обратиться к нему со словами: «Всякое дыхание да хвалит Господа!» «И я хвалю!» — ответит он. После этого можно спросить, что именно не дает ему покоя. Узнав причину его мытарств, нужно приложить все усилия, чтобы устранить ее, — тогда умерший успокоится и больше не будет возвращаться. Вдова человека, не выплатившего деньги за коня, нашла их там, где указал ей умерший муж, и отдала соседу. Новый священник взял все неисполненные требы своего предшественника на себя. Родственники умершего вора возвратили украденное владельцу. После этого все эти покойники получили успокоение и перестали возвращаться.

Души «нечистых» покойников не только бродят по свету, возвращаются домой, являются во сне или наяву родственникам, пугают людей и преследуют их. Главная опасность таких покойников в том, что они пополняют ряды нечистой силы. О мифологических персонажах, происхождение которых в восточнославянской мифологии связывается с «заложными» покойниками, и пойдет речь в этой главе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Смерть

Смерть Целый ряд новейших исследований[34] показал, что средневекового человека неотступно преследовала своего рода навязчивая мысль о смерти, ибо ее повседневное присутствие ощущали на себе и стар и млад.Высока смертность младенцев, пришедших в мир, где им суждено

Сон и смерть

Покойники из пещеры Нах-Тунич

Покойники из пещеры Нах-Тунич На границе гватемальского Петена с Белизом была обнаружена самая, пожалуй, богатая на археологические находки пещера, получившая название Нах-Тунич. В ней было все: иероглифические тексты и росписи, керамика и множество погребений. Всего

Заложные покойники

Заложные покойники Заложные покойники – в славянской мифологии люди, которые умерли неестественной или преждевременной смертью. Также назывались «мертвяками» и «нечистыми». К ним обычно причисляли умерших насильственной смертью, самоубийц, опойцев (умерших от

Смерть

Смерть Когда кто-нибудь умирает, односельчане обязательно выходят на кладбище и копают могилу. Мертвого заворачивают в белый саван и без гроба кладут в могилу лицом на юг, головой на запад. Женщины на могилу не ходят, они плачут в доме умершего, воспевая его доблести. На

СМЕРТЬ

СМЕРТЬ Известен философский силлогизм о том, что о смерти невозможно сказать ничего определенного уже хотя бы потому, что мы никогда не сможем с ней встретиться: пока мы есть – смерти нет, когда она приходит – нас уже нет.И это абсолютно справедливо. Отношение к смерти

Смерть

«Деды» и «заложные»: культ предков у восточных славян

«Деды» и «заложные»: культ предков у восточных славян Читатель не раз уже мог убедиться, насколько схожими могут быть формы культа и мифы у самых разных народов мира. Культ предков был характерен и для славян. В. Я. Пропп отмечал, что этот культ непосредственно был связан

СМЕРТЬ В РАЮ

СМЕРТЬ В РАЮ Судно «Эдвенчер» бросило якорь у белого здания, словно построенного из каррарского мрамора и похожего на мост, плывущий по океану. С палубы судна я перешел на этот «мост», который когда-то тоже был линкором «Аризона», одним из многих кораблей, стоявших на

25. Смерть

IV [Смерть]

IV [Смерть] 1. Доводилось ли тебе любоваться Закатом, когда Небо было рассвечено Кровью умирающего Солнца, и вечер навевал возвышенную печаль и тоску по чему-то Невыразимому?2. А ведь то была красота Смерти. Смерти светлого дня…3. Любишь ли ты золотую осень, когда деревья

Источник

Кого на Руси называли заложными покойниками?

С понятием “заложные покойники” знакомы лишь немногие, однако их образ широко известен в народных преданиях. Именно так наши предки называли мертвецов, что погибли “нечистой” смертью, то есть подверглись насилию или стали самоубийцами. Считалось, что души таких людей не находят себе покоя после прощания с физической оболочкой.

Заложные покойники оставались на земле, превращаясь в мифических существ. К таким причисляли мавок, навок, русалок, всевозможную славянскую нечисть, чьё происхождение было связано со смертью. Какие поверья ходили в народе о таких покойниках? И почему их назвали заложными?

Название

Впервые термин “заложные покойники” использовал Дмитрий Зеленин, этнограф, значительная часть работ которого посвящена вятским поверьям. Прежде определённого слова, определяющего “нечистых” покойников, не было. На мой взгляд, в каждом регионе имелось своё название для такого рода мертвецов (или использовалось именование определённого их “вида”). К примеру, вятичи могли называть их “ходячими” покойниками.

Но почему же стало распространено именно слово “заложные”? Как утверждает большинство этнографов, связано оно непосредственно со способом захоронения. Человека, умершего неестественной смертью, редко хоронили традиционно.

Что такое заложный покойник. Смотреть фото Что такое заложный покойник. Смотреть картинку Что такое заложный покойник. Картинка про Что такое заложный покойник. Фото Что такое заложный покойникИногда души людей не находят покоя после смерти / © Mark Makovey / artstation.com

Нередко тело укладывали лицом вниз, а яму забрасывали (закладывали) ветками и камнями. Заложными покойниками называли людей, что умерли насильственной смертью, от пьянства, а также умерших некрещёных детей, колдунов или ведьм.

Считалось, что такие люди получали проклятие предков, а потому кладбищенская земля не принимала их. Хоронили их за пределами кладбища (например, у перекрёстка дороги, на обочине, в оврагах или на опушке леса).

Что такое заложный покойник. Смотреть фото Что такое заложный покойник. Смотреть картинку Что такое заложный покойник. Картинка про Что такое заложный покойник. Фото Что такое заложный покойникДуши, не нашедшие приюта, часто возвращаются к любимым местам / © Nismiana / deviantart.com

Поверья о заложных покойниках

У славян существовали вполне чёткие понятия о “правильной” и “неправильной” смерти. Но если они достаточно ясны и современному человеку, то существовал и ещё один аспект.

Не меньшее значение играл век человека. К примеру, “неизжитым” веком называли время, которое человек не сумел прожить (из-за гибели в юности или в случае с умершим ребёнком).

Но не менее опасным считался и “пережитый” век. Считалось, что колдуны и ведьмы живут очень долго не по причине крепкого здоровья, а из-за того, что забирают жизнь у других людей. Если старик жил слишком долго, говорили, что он “чужой век заедает”.

Что такое заложный покойник. Смотреть фото Что такое заложный покойник. Смотреть картинку Что такое заложный покойник. Картинка про Что такое заложный покойник. Фото Что такое заложный покойникПризрак умершего ребёнка проживает неизжитый век / © Shiroitsuki / wallpapershome.ru

И если с жертвами преступлений всё было не так однозначно (порой поговаривали, что невинно убиенную душу Бог принимал к себе), то проще обстоял вопрос с самоубийцами.

Они однозначно причислялись к заложным покойникам. В народе рассказывали, что утопленники или повешенные не могут свободно покинуть землю. Они нарушили правила жизни, самовольно прервав её. Поэтому их душам необходим было “дожить” свой век, скитаясь по земле и совершая далеко не самые приятные поступки.

От себя хочу отметить, что деяния заложных покойников могли быть разными. Кто-то злился на людей и творил зло, а кто-то просто страдал из-за совершённой ошибки, пугая путников и прохожих.

Что такое заложный покойник. Смотреть фото Что такое заложный покойник. Смотреть картинку Что такое заложный покойник. Картинка про Что такое заложный покойник. Фото Что такое заложный покойникСамоубийцы любят приходить к местам своих захоронений / vesiskitim.ru

Предание о самоубийце

Что такое заложный покойник. Смотреть фото Что такое заложный покойник. Смотреть картинку Что такое заложный покойник. Картинка про Что такое заложный покойник. Фото Что такое заложный покойникВидимо, так или примерно так выглядит призрак в лесу / traveltimes.ru

Однажды через лес ехал кучер помещика соседнего села. Он увидел Григория, однако не знал, что тот наложил на себя руки. Парень пригласил кучера к себе в гости. Дав согласие, тот оказался на славном пиршестве. Он сидел за широким столом, уставленном яствами.

В одно мгновение Григорий вдруг стал протягивать к гостю руки, что тому показалось странным. Но в этот миг пропели петухи, и хозяин удивительным образом растворился в воздухе. Кучер же, очнувшись, увидел, что стоит по пояс в реке протекавшей через лес. Если бы не крик петуха, заложный покойник явно расправился бы с ним.

Что такое заложный покойник. Смотреть фото Что такое заложный покойник. Смотреть картинку Что такое заложный покойник. Картинка про Что такое заложный покойник. Фото Что такое заложный покойникБолотница / © Оксана Измайлова / artstation.com

Тайны “превращения”

Часто на Руси рассказывали, что самоубийцы любят приходить к местам своих захоронений. Однако они могли превращаться не только в привидений. К примеру, девушки, покончившие с собой из-за неразделённой любви, нередко обращались в мавок и русалок.

Характер их был неоднозначным. Они могли увлекать к реке молодых людей, после чего топили их в “гиблых местах”. Но также русалки нередко спасали заблудившихся детей, которым указывали верный путь к селению.

Превращение умершего в заложного покойника могло произойти и из-за проклятия. Так, рассказывали, что в одном из селений мать прокляла своего сына, когда тот поднял на неё руку.

Юноша умер, после чего был похоронен согласно обычаям. Но люди нередко встречали его призрак у могилы. Было ясно, что душа проклятого не может найти себе покоя. Когда могилу разрыли, увидели, что покойник в ней не лежит, а сидит. В тот миг, когда мать помолилась и простила сына, тело его обратилось в прах.

Что такое заложный покойник. Смотреть фото Что такое заложный покойник. Смотреть картинку Что такое заложный покойник. Картинка про Что такое заложный покойник. Фото Что такое заложный покойникМавок также причисляли к заложным покойникам / oir.mobi

Истории о заложных покойниках часто имеют некоторые жуткие особенности, но есть в них и поучительный элемент. Народ с явным осуждением относился к насилию и самоубийцам, а потому считалось, что и после смерти души таких людей не найдут упокоения. Конечно, заложные покойники считались опасными существами, но вместе с тем они вызывали у людей жалость и искреннюю печаль о том, кто так и не смог найти покой – при жизни и после смерти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *