Что такое закят аль фитр
Основы Ислама
Закят и Милостыня (аль-Фитр)
ЗАКЯТ
ЧТО ТАКОЕ ЗАКЯТ. ПОЛЬЗА ЗАКЯТА
Четвертым столпом Ислама является закят. Выплата его была вменена мусульманам в обязанность во втором году хиджры, до того как пост в месяц Рамадан стал обязательным. Закят – это поклонение Создателю имуществом.
Закят заключается в ежегодном отчислении состоятельным мусульманином 1/40 части своего имущества в пользу бедных.
Закят вместе с намазом упоминаются в Коране 27 раз. Этот факт подтверждает его важную роль в Исламе.
Закят – это поклонение (‘ибада), которая избавляет сердце от скупости, очищает имущество и пробуждает в душах людей милосердие. Благодаря закяту зависть покидает сердца бедных и неимущих, укрепляется единство общества.
Закят не только очищает душу, но и способствует её освобождению от унижения привязанности к богатству и подчинения его власти, а также от бедствия рабской зависимости от денег. Ислам стремится к тому, чтобы мусульманин был рабом одного только Аллаха и освобождался от подчинения всему иному, являясь господином всего того, что есть в этом мире.
Закят увеличивает состояние верующего и сохраняет его благоденствие (баракят). Имущество, с которого был выплачен закят, оберегается Аллахом. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Оберегайте ваше имущество выплатой закята» [1] .
Закят служит мерилом искренности верующего. Отчисляя закят, человек вверяет себя Аллаху, благодарит Его за дарованные блага и милости. Он приносит пользу обществу и заслуживает любовь окружающих.
Благодаря выплате закята бедный человек получает возможность жить полноценной жизнью и исполнять свои обязанности, имеющие отношение к проявлению повиновения Аллаху. Также благодаря закяту бедный человек ощущает на себе заботу и внимание других членов общества, он ощущает, что находится в достойном человеческом обществе, которое не забывает его и протягивает ему руку помощи, не попрекая и не обижая его. Нуждающийся человек принимает помощь из рук богатых, не чувствуя себя униженными, держа голову высоко поднятой и не теряя чувства собственного достоинства, так как он берёт ту долю, которая принадлежит ему по праву.
Кто должен выплачивать закят
Выплачивать закят обязан тот, кто является:
НИСАБ. УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ВЫПЛАТА ЗАКЯТА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Нисаб – это мера богатства, установленная религией, обладая которым человек обязан выплачивать закят. Нисаб составляет сумму денежных единиц (валют), золота и серебра, которая в совокупности равна стоимости примерно 80 граммов золота или 561 грамма серебра.
Владея данным имуществом в течении одного полного лунного года, обязательно (фард) выплатить 2,5% от общей стоимости имущества на конец года, если оно равно или превышает нисаб.
Выплата милостыня «аль-фитр» в месяц Рамадан и совершение жертвоприношение (курбан) в дни праздника Курбан-байрам является необходимым (ваджиб) для обладающих нисабом имущества или денег, но при этом не требуется владение имуществом полный год и не требуется, чтобы имущество было увеличивающимся.
Также условием правильной выплаты закята является намерение, которое должен сделать выплачивающий при передаче закята. Произносить его вслух необязательно.
ИМУЩЕСТВО, КОТОРОЕ НЕ ВХОДИТ В ИСЧИСЛЕНИЕ НИСАБА
При исчислении нисаба в него не включаются предметы первой необходимости, такие как дома и квартиры, в которых живут, предметы домашнего обихода, одежда и обувь, средства передвижения, книги, не предназначенные для торговли, инструменты ремесленника, необходимая пища, украшения из алмазов, изумрудов и т.д. (кроме золота и серебра), которые не предназначаются для продажи.
НИСАБ И РАЗМЕР ЗАКЯТА С РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА
Вид имущества
Нисаб
Размер закята
≥ стоимости 80,18 г золота
≥ стоимости 80,18 г золота
1 годовалый теленок
С увеличением поголовья скота формула исчисления закята меняется. За вышеперечисленное имущество можно платить закят как самим имуществом, так и деньгами.
КОМУ ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ ЗАКЯТ
В Священном Коране говорится:
Таким образом, выделяют следующие направления выплаты закята:
При выплате закята предпочтение отдается в следующей последовательности:
Следует стараться, чтобы средства закята дошли именно до нуждающихся, а не стали причиной греха или расточительства.
Закят не выплачивается:
ПОЛОЖЕНИЕ ТОГО, КТО НЕ ВЫПЛАЧИВАЕТ ЗАКЯТ
Те, кто обязаны выплачивать закят, но не выполняют данное предписание религии, будут наказаны Всевышним Аллахом.
В Священном Коране говорится:
«Горе язычникам (многобожникам), которые не выплачивают закят и отрицают жизнь вечную» [4] .
В Судный День обитатели Рая спросят у грешников:
Человек, не выплачивающий закят, но не отрицающий его обязательности (фард), является грешником, но остается верующим мусульманином. Отрицающий обязательность выплаты закята выходит из Ислама.
Выплата милостыни «аль-фитр» является необходимым (ваджиб) для мусульманина, который не имеет долгов и обладает нисабом на день праздника Ураза-байрам. При этом не обязательно владеть имуществом в течении года и его увеличение.
Милостыню «аль-фитр» раздают во время месяца Рамадан. Лучшее время для ее выплаты – это день праздника Ураза-байрам до праздничного намаза. Можно также отдать его в течение всего месяца Рамадан и в день праздника.
Для обладающего нисабом мусульманина необходимым (ваджиб) является выплата милостыни «аль-фитр» за себя и за своих детей, которые не достигли совершеннолетия.
Обычно в качестве милостыни «аль-фитр» дается определенное количество одного из следующих продуктов:
Однако, милостыню «аль-фитр» можно выплатить и в денежном эквиваленте. Лучше дать то, что принесет большую пользу нуждающемуся.
Одна милостыня «аль-фитр» не делится, ее отдают только одному человеку. Можно дать одному бедняку больше одной милостыни «аль-фитр». При ее передаче делается намерение, что это милостыня «аль-фитр», но говорить об этом бедняку вслух не обязательно.
Милостыня «аль-фитр» выплачивают тем же, кому выплачивают закят.
Тот, кто обладает нисабом и не соблюдал пост в месяц Рамадан, также должен выплатить «аль-фитр».
Раздавая милостыню «аль-фитр» в день праздника, состоятельные мусульмане радуют бедняков. Выплата этой милостыни способствует принятию поста верующего и спасению от мучительной смерти и наказания в могиле.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
[1] Ат-таргыб ват-тархиб, том I, стр. 520.
Закят-уль-фитр – обязательная милостыня разговения
Закят разговения является особенностью общины Пророка Мухаммад (мир ему и благословение). Обязательным этот вид закята стал во втором году Хиджры за два дня до Праздника разговения, в том же году, в котором Всевышний Аллах предписал соблюдение поста месяца Рамазан. За день или два до разговенья Пророк (мир ему и благословение) произнёс проповедь, в которой сказал: «Выплачивайте саа (мера сыпучих тел равная 2кг 400г) пшеницы или саа фиников, или ячменя за каждого свободного или раба, и маленького и взрослого».
شهر رمضان معلق بين السماء والأرض ولا يرفع إلى الله إلا بزكاة الفطر
«Пост Рамазана будет находиться между землей и небесами, и только после выплаты закятуль-фитр пост будет вознесен на небеса» («Джамиульахадис» № 13439) т. е.,закят-уль-фитр способствует принятию нашего поста.
От Ибн Умара(да будет доволен им Аллах) передали:
عن ابن عمر رضي الله عنهما قال: «فرض رسول الله صلى الله عليه وسلم زكاة الفطر صاعاً من تمر أو صاعاً من شعير على العبد والحر والذكر والأنثى والصغير والكبير من المسلمين وأمر بها أن تؤدى قبل خروج الناس إلى الصلاة».
«Пророк (мир ему и благословение) велел выплатить подаяние разговенья после поста Рамазана в виде саа фиников или саа ячменя на раба и свободного, на мужчину и женщину, на взрослого и ребенка из мусульман»(«Сахих аль-Бухари» № 1503 «Сахихал-Муслим» № 984).
Неверующий также обязан выплачивать закятуль-фитр, но не за себя, а за своих родственников- мусульман, находящихся на его иждивении.
Тот, у кого нет средств на пропитание для себя и своих иждивенцев более чем на праздничную ночь и праздничный день, считается бедным и не обязан платить закятуль-фитр, в отличие от того, у кого остаётся излишек после праздничной ночи и праздничного дня. Излишком считается любое имущество, продав которое можно выплатить закятуль-фитр, за исключением дома – его продавать не обязуется. Наличие долга не является препятствием для выплаты закятуль-фитр. Тот, кто обязан отдать закятуль-фитр за себя, обязан отдать его и за тех, кто находится на его иждивении. Однако мусульманину нельзя отдавать закят за своего раба, близкого родственника, жену, если они не мусульмане, хотя они и находятся на его иждивении. Сын не обязан выплачивать закятуль-фитр за свою мачеху.
Если глава семьи не имеет достаточных средств для выплаты закятуль-фитр за всех членов семьи, то в первую очередь он отдаст за себя, затем за свою жену, затем за своего несовершеннолетнего ребёнка, далее за отца, далее за мать, затем за своего совершеннолетнего ребёнка.
Закятуль-фитр выплачивается из тех сельхозкультур, от которых взимается закят: пшеницы, риса, кукурузы, фиников, винограда и т.д. Также в качестве закятуль-фитр можно отдавать сыр и молоко, но с них закят даёт только тот, у которого это является основным продуктом питания. Мусульманин обязан отдавать закятуль-фитр из того продукта питания, которым питается большинство жителей его населённого пункта. Если в населённом пункте существуют несколько основных продуктов питания – можно отдать с любого из них.
По мазхабу имама Шафии (да будет доволен им Аллах)закятуль-фитр обязательно выплачивать зерном. Зерно должно быть целым и хорошего качества.
Отцу разрешается отдавать закятуль-фитр за своего несовершенного ребёнка, даже без его согласия.
При выплате закята необходимо сделать соответствующее намерение, например:«Я намереваюсь выплатить обязательный закят-уль-фитр за себя». Опекуну также необходимо сделать намерение при выплате закята с имущества несовершеннолетнего ребёнка и душевнобольного человека. Вакилю, т.е., уполномоченному человеку, не обязательно делать намерение во время раздачи закята, если уполномочивающий человек, т.е., хозяин, сделал намерение, когда передавал ему свой закят.
Обязательным является совершение намерения сердцем, а произношение намерения вслух является желательным.
На кого обязуется выплата закятуль-фитр
Выплата закятуль-фитра обязуется на свободного мусульманина, который имеет пропитание на день и ночь Праздника разговения для себя и тех, кто он обязан содержать. Также выплата закятуль-фитраобязятельнадля неверного, если те, кого он обязан содержать являются мусульманами.
Если муж беден, а жена состоятельная, то она не обязана выплачивать закят ни за него, ни за себя, но, все-таки, ей желательно выплатить его, и это будет считаться её желательной милостыней. В случае, если муж находится далеко, а жена остаётся без пропитания, то она может для своего пропитания взять в долг на имя мужа что-либо, но прежде ей следует обратиться к имаму, чтобы он оповестил мужа о её положении и необходимости содержать свою семью. Если разведённая (трёхкратным разводом) жена беременна, бывший муж обязан выплатить за неёзакят.
Закятуль-фитр получают те же восемь категорий людей, которые получают и закят с имущества.
Ученые мазхаба имама Шафии (да будет доволен им Аллах)ИбнуМунзир, Равяни, шейх абуИсхакШирази говорят, что можно раздать трём неимущим и необязательно всем категориям.
Рафии сказал, что можно давать и одному человеку.
Размер милостыни разговения
Закятуль-фитр выплачивается тем видом зерна, который больше употребляют в данной местности, в количестве одного саха с одного человека. Это может быть пшеница, ячмень, кукуруза, рис, горох, просо, чечевица, финики, изюм и т.д. Если где-то употребляют ячмень, лучше будет, если выплатить пшеницей.
Закятуль-фитр за умершего
С того, кто умер после захода солнца в последний день Рамазана, закятуль-фитр выплачивается, а если умер до захода солнца – не выплачивается. С ребёнка, родившегося в последний день Рамазана, тоже выплачивается, если он останется живым до захода солнца.
Сах равен 2 кг. 400 граммам, а для точности лучше выплатить 2,5 килограмма. Согласно мазхабу имама Шафии(да будет доволен им Аллах), нельзя выплачивать денежным эквивалентом. Когда есть трудность выплаты зерном, следуя имаму Абу Ханифы(да будет доволен им Аллах), шафииту разрешается выплачивать деньгами,в размере стоимости 1сах, но следует учитывать, что по мазхабу Абу Ханифы(да будет доволен им Аллах) достаточно отдать половину саха, если выплачивают пшеницей или изюмом т.е. приблизительно,1700-2000 грамм.
Время выплаты закятуль-фитр
Ибн Омар (да будет доволен им Аллах) сказал:
عن ابن عمر أن النبي صلى الله عليه وسلم أمر بإخراج زكاة الفطر قبل خروج الناس إلى الصلاة
«Пророк (мир ему и благословение) повелел нам выплатить закят разговенья до выхода людей на молитву» («Сахих аль-Бухари» №1407).
Закятуль-фитр разрешается выплатить в начале Рамазана, не дожидаясь конца месяца. Но нельзя его выплачивать до наступления рамазана.
Откладывание выплаты закята после совершения праздничного намаза является нежелательным (макрух).
Откладывать выплату закятуль-фитр до захода солнца дня разговения без причины является грехом (харам). Мусульманин имеет право откладывать выплату закятуль-фитр, если его имущество находится далеко, или, если люди, которые должны получить закят, находятся далеко.
Закят нужно раздать тем людям, которые находятся в населённом пункте выплачивающего. Если здесь нет людей тех категорий, которые могут получить закят, только тогда его переносят в другое место.
Если в начале месяца Рамазан закят не был выплачен, то его нужно выплатить и раздать в том населённом пункте, в котором он находится в момент захода солнца в последний день месяца.
Материал по теме:
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Закят-уль-фитр – закят в Рамадан
По мазхабу имама Абу Ханифы
Закят, выплачиваемый по завершении месяца поста рамадан, называется закят-уль-фитр.
В чем мудрость закят-уль-фитр?
По завершении месяца рамадан наступает праздник – мусульмане радуются поклонению, совершенному Всевышнему. Ислам пробуждает эту радость во всех, и так, чтобы и самый бедный не почувствовал себя в умме обделенным.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Дайте, чтобы им в этот день не приходилось просить». Поэтому Шариат обязал выплачивать закят-уль-фитр. Считается, что совершенствует пост и очищает от ошибок, допущенных в этом месяце. Сын Аббаса Абдулла говорит: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обязал закят-уль-фитр для очищения от ненужных разговоров во время поста и для подаяния еды неимущим».
Решения по закят-уль-фитр
Закят-уль-фитр является фарзом, т.е. обязательным. От Абдуллаха бин Умара передают, что Пророк (мир ему и благословение) обязал к закят-уль-фитру по саху фиников или пшеницы с раба, свободного, мужчины, женщины, взрослого и ребенка – мусульман (Бухари, Муслим).
Мужчина выплачивает его за себя и за тех, кого обязан содержать – несовершеннолетних детей. Если они богаты, то с их имущества. Дедушка обязан выплачивать закят за детей своего сына, если они неимущие и у них нет отца, а за детей дочери не обязан.
Человек не обязан выплачивать закят за совершеннолетних детей, родителей, жену, независимо от того, богаты они или бедны.
Сроки выплаты закята-уль-фитр
Время выплаты закята уль фитр наступает с рассветом праздника разговения. Если кто умрет или обеднеет до наступления рассвета, то с него эта обязанность снимается. Те, кто после наступления рассвета родится, разбогатеет, примет веру, не обязаны выплачивать его. Но тот, кто родился до рассвета, обязан выплачивать закят-уль-фитр. Закят-уль-фитр желательно раздать до совершения праздничного намаза (намаза ид), после намаза раздать порицается (караха). Можно раздать и в начале месяца Рамазан, до наступления праздничного дня или в праздничную ночь.
Количество закята-уль-фитр
С каждого человека выплачивают по пол-саха пшеницы муки, изюма (киш-миш), или их стоимость. Если выплачивают финиками, пурчина, то выплачивают полный сах или его стоимость. Во всех случаях лучше выплатить стоимостью. По возможности закят-уль-фитр лучше отдавать родным или близким, но нельзя отдавать родителям, детям или жене.
Аллах не примет садака человека, покуда среди его родных будут нуждающиеся. Родные, кому можно отдать закят-уль-фитр: брат, сестра, их дети, дяди, тети по отцу или матери, их нуждающиеся дети. Потом нуждающиеся соседи, село, город. Переносить закят-уль-фитр не в свое село порицается, если только там нет нуждающихся родственников.
Нужно стараться выплатить закят-уль-фитр до наступления праздника разговения, дабы не упустить его мудрость.
Общие положения, связанные с закятом-уль-фитр.
1. Обязательство выплачивать закят-уль-фитр не снимается, если даже и лишился нисаба при обложении, до его выплаты, закятооблагаемого минимума (нисаба). Надо выплатить, возмещая, в отличие от закята с имущества.
2. Если человек в месяце Рамадан не постится по каким-либо причинам, или, не имея причины, даже не совершает намаз, то и он обязывается к выплате закята уль фитр.
3. За маленьких детей и умалишенных закят выплачивает их опекун с их имущества. Если не выплатили, то по достижении совершеннолетия или выздоровления они должны это сделать.
4. Если жена состоятельная, а муж – нет, то она должна выплатить садака за детей.
5. Муж не обязан выплачивать милостыню за детей жены от другого брака.
6. Разведенная или вдова не обязана выплачивать за детей садака. Если они имеют состояние, то закят выплачивается из него.
7. Закят-уль-фитр предписано раздать там, где находится сам выплачивающий, а общий закят (состояние) там, где находится его имущество (скот и тому подобное).
8. Можно несколько сахов выдать одному бедному, равно как один сах нескольким беднякам.
Зайнула Гамзатов
По мазхабу имама аш-Шафии
Закят-уль-фитр (или закат-са‘; закат-сах) обязан уплатить каждый мусульманин (мусульманка), имеющий пропитание на более чем одни сутки и живой ко времени захода солнца накануне ‘Ид-уль-Фитра (то есть накануне дня Ураза-байрам). Так, если до этого момента родится ребенок, то за него следует уплатить закят-уль-фитр, и если кто-либо умрет до этого момента, то за него закят-уль-фитр не снимают.
Закят-уль-фитр можно уплатить в течение всего месяца Рамадан, но лучше – со времени захода солнца накануне ‘Ид-уль-Фитра. Отдать его лучше всего до начала праздничного намаза, но можно и в течение праздничного дня до захода солнца. Откладывать его выдачу после этого срока – харам (запрещено). А кто не успел выплатить Закат-уль-фитр к этому сроку, обязан возместить его как можно скорее.
Каждый взрослый мусульманин обязан уплатить закят-сах не только за себя, но и за тех, кто законно находится на его иждивении (за жену, детей и т.д.) При этом желательно получить полномочие (вакиль) от тех, за кого уплачивается са‘.
Са‘ снимается наиболее часто употребляемыми продуктами. В Дагестане (как и по всей России) наиболее часто употребляемым продуктом является пшеничный хлеб, поэтому са‘ следует снимать пшеницей. При этом пшеница должна быть хорошего качества и чистой. Са‘ пшеницы составляет 2 кг 400 г, но с учетом возможных примесей лучше отдать по 2 кг 500 г. Некоторые алимы считают, что са‘ — это 2 кг 700 г, если взять за основу это количество, будет еще лучше. По ханафитскому мазхабу са‘ составляет 3 кг 700 г, и если его выдают пшеницей, то достаточно половины са‘а.
Кроме того, в том случае, если выплатить са‘ пшеницей затруднительно, по ханафитскому мазхабу са‘ можно выплатить и деньгами – стоимость такого же количества пшеницы. При этом шафи‘итам, делая нийят, необходимо говорить, что са‘ выплачивается деньгами, следуя имаму Абу Ханифе. Но последователям шафи‘итского мазхаба лучше са’ снять пшеницей.
Перед снятием закят-са‘ следует сделать нийят: “Я намереваюсь снять за себя (за свою жену, несовершеннолетних детей: сына, дочь – произносится имя того, за кого снимаешь) обязательный (фарз) са‘ — закят-уль-фитр во имя Всевышнего Аллаха”.
Если за совершеннолетнего мусульманина са‘ снимает другой мусульманин, то следует его уполномочить на это, т.е. сделать его вакилем.
Закят-уль-фитр, как и закат вообще, следует отдать только строго определенным категориям людей:
1) бедным (т.е. имеющим доход, составляющий 20-30% от необходимого);
2) неимущим (т.е. имеющим доход в 70-80% от необходимого);
3) работникам, связанным со сбором, хранением, учетом, распределением заката, в качестве заработной платы;
4) новообращенным (т.е. тем, кто принял Ислам и нуждается в материальной или моральной поддержке);
5) невольникам, освободившимся по договору о само выкупе;
6) тем, кто имеет долги, взятые на цели, разрешенные Шариатом (лечение, питание, строительство необходимого жилья, покупка необходимой одежды и т.д.);
7) тем, кто находится на истинном пути и ведет священную войну (газават) против неверных;
8) путникам, находящимся в путешествии, дозволенном Шариатом, и оставшимся без необходимых средств.
Необходимо подчеркнуть, что закат положен только вышеперечисленным категориям мусульман, и его выдача другим (например, сиротам или инвалидам, если они не попадают в перечисленные категории, мечетям и т.д.) недопустима, ибо в этом случае фарз остается не исполненным и это считается просто милостыней (садака).
В первую очередь закат следует отдать родственникам и соседям, которым положен закят (за исключением тех родственников, кого по Шариату обязан содержать выплачивающий сах; а содержать мусульманин обязан жену, несовершеннолетних детей, немощных родителей и т.д.). Если среди них нет людей, которым положен закат, тогда надо отдать тем, кому положено, из жителей данного населенного пункта. Если и в селе (городе) нет таких людей, то в соседние города, села.
Тот, кому положен сах и кто получил его, вправе распоряжаться им как захочет: съесть, продать, подарить и т.д.
Са’ следует отдать не менее чем трем мусульманам. Поэтому лучше смешать несколько сахов, а потом разделить между получателями.
Са’ очищает мусульманина от небольших грехов, от погрешностей поста. В хадисе сказано, что пост, который мусульманин соблюдал в течение месяца Рамазан, не возносится на небо, а зависает между небом и землей, пока не будет уплачен закят-уль-фитр.
Но закят-сах следует уплатить независимо от того, соблюдал мусульманин пост в месяце Рамазан или нет.
Если са’ не был выплачен ранее, то его следует возместить как можно скорее, ибо это фарз (обязанность) каждого мусульманина.
Абдурахман Алиев
Что такое закят аль фитр
1. Положение закятуль-Фитра.
2. Кому выплачивают закятуль-Фитра?
3. Кто должен выплачивать закятуль-Фитр?
4. За кого выплачивать закятуль-Фитр?
5. С чего выплачивают закятуль-Фитр?
6. Когда выплачивают закятуль-фитр?
7. Закятуль-Фит|р деньгами.
8. Возмещается ли закятуль-фитр?
9. Выводы.
1. Положение закятуль-Фитра
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:
Представляю вашему вниманию отрывки из шарха нашего шейха на «Умдатуль Ахкам» имама ‘Абдуль-Гъаний аль-Макъдиси.
«Сказал Ибн аль-Мунзир: «Единогласны все те, от кого сохранилось знание, что закят аль-фитр является обязательным. Сказал Исхакъ: «Это единогласие ученых»». Передал Ибн Къудама в «аль-Мугъни». Сказал аль-Байhакъи: «Сошлись ученые на том, что закят аль-Фитр является обязательным». Ибн аль-Мунзир также передал единогласие в «аль-Ишраф», как об этом сказал имам ан-Науауи…»
2. Кому выплачивают закятуль-Фитра?
«Сказал (аль-Буhути) в «Шарх мунтаhа аль-Ирадат»: «И выплачивают его, т.е закят аль-Фитр, так-же, как и закятуль-мал. Это согласно общему значению (аята): «Милостыня дается лишь бедным». Пришел текст с ограничением, затрагивая лишь бедняков. Если пришла фраза «бедняк» и «нищий» в одном контексте, то их смысл единый. Сказал Ибн ‘Аббас: «Посланник Аллаhа ﷺ вменил в обязанность закят аль-Фитр как очищение для постящегося от праздных речей и сквернословия, а также для кормления бедняков». Передал Абу Дауд и Ибн Маджа. А остальные (шесть) участников списка (денежного) закята не нуждаются в еде в этот (праздничный) день, по этому, надо ограничиться лишь нищими и бедняками. Затем я нашел подтверждение этому у Ибн Къайима, где он сказал: “И из его из руководства было то, что он ﷺ отдавал эту садакъу (закятуль-фитр) строго беднякам, и не делил он ее на восемь видов… и никто из сподвижников и тех, кто после них, не делали такое…”» Конец (слов аль-Буhути)».
Я добавлю: Сказано в марказе №55594:
«Если упомянутый сын живет не самостоятельно, а находится в числе твоих домочадцев, которых ты обеспечиваешь, то не разрешается тебе отдавать ему закатуль-фитр. А если он живет самостоятельно (отдельно от вас) и он бедный, как ты об этом упомянул, то здесь ты можешь отдать ему (закятуль-фитр)».
3. Кто должен выплачивать закят?
فَرَضَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم صَدَقَةَ الْفِطْرِ
أَوْ قَالَ رَمَضَانَ — عَلَى الذَّكَرِ وَالأُنْثَى ، وَالْحُرِّ وَالْمَمْلُوكِ : صَاعاً مِنْ تَمْرٍ
أَوْ صَاعاً مِنْ شَعِيرٍ بُرٍّ, عَلَى الصَّغِيرِ وَالْكَبِيرِ
Посланник Аллаhа ﷺ вменил обязанность закят аль-фитр — или Рамадана — мужчине, женщине, свободному и рабу са’ фиников или са’ ячменя…
«Кто должен выплачивать закят? Или является ли долг препятствием? Она вменена в обязанность каждому свободному, разумному, совершеннолетнему мусульманину, который способен раздобыть себе на дневной рацион, он (обязан выплатить) за себя и тех, кого он обязан содержать. Сказал аш-Шафи’и: «Опекун выплачивает за своего ребенка и умалишенного и тех, кого он обязан содержать… Каждый, кто застал полумесяц Шауаля и у него есть своя еда и еда тех, кого он обеспечивает (хотя-бы) на день и ночь, он должен выплатить с него закят за себя и за них… А если у него лишь свой и их рацион (равный одному) дню, то такие ничем не обязаны… А если кто-то из тех, кого он должен содержать имеет возможность отдать закят, то я не разрешаю ему оставлять выплату закята… Не выплачивается закятуль-фитр кроме как за муслима. Человек должен выплатить закятуль-фит|р за каждого, кого он обязан содержать, будь это взрослые или маленькие (дети)»».
≡ Сказал ан-Науауи: «Нет заката на том, кто ничего не имеет».
≡ Сказал аль-Буhути: «Долг не препятствует выплате закятуль-фитра».
«Если у сироты есть возможность, то он должен отдать закятуль-фит|р. Сказал имам Ибн Къудама: «Сирота тоже обязан давать ( закятуль-фит|р). Его опекун выплачивает из его (т.е сироты) имущества, и мы не знаем никого, кто-бы противоречил в этом вопросе»»… Закят не требуют с раба или ребенка, за них должен выплачивать их опекун.
Если кто-то не в состоянии дать закятуль-фитр, то близкие или друзья могут выплатить его за него. Халид аль-Муслих.
4. За кого выплачивать закятуль-Фитр?
«Пришло от Асмы бинт Аби Бакр, что во времена пророка ﷺ она выплачивала за своих домочадцев, где были и рабы и свободные, двумя муддами пшеницы, или одним са’ом (т.е 4 мудда) фиников. Муд и cа’, это именно те, которые они использовали в торговле между собой. Передал ат-Т|ах|ауи в «Шарх ма’ани аль-Асар» и ат-Т|абарани. Сказал аль-Альбани: «Иснад хороший, на условиях Муслима». Поэтому, заключение Му’авии (т.е что можно выплачивать двумя муддами) не противоречит тексту (хадиса), на против, его заключение соответствует тексту. Причина уравнивания одного мудда пшеницы из Шама к двум муддам (остальной пищи) заключалась в хорошем качестве пшеницы Шама…
Я добавлю: Абу Са’ид аль-Худри не был согласен в этом с Му’авией, да будет доволен ими Аллаh.
≡ Сказал аш-Шафи’и: «Опекун выплачивает за своего ребенка и умалишенного и тех, кого он обязан содержать… Каждый, кто застал полумесяц Шауаля и у него есть своя еда и еда тех, кого он обеспечивает (хотя-бы) на день и ночь, он должен выплатить с него закят за себя и за них…»
Передается от ‘Усмана, что он давал закятуль-фитр за ребенка в утробе, но группа ученых послабила это сообщение. Это дело остается желательным, но не обязательным.
См Ибн ‘Усеймин «Маджму аль-Фатауа» 18/263
Шейх сказал: «Сказал имам Малик: «Лучшее из-то, что я слышал (об этом): человек должен давать закят за тех, кого он обязан содержать…» Сказал Ибн аль-Къассар: «Ученые различных городов не разногласили, что господин должен отдать закят аль-Фитр за своего раба мусульманина»».
5. С чего выплачивают закятуль-фитр?
«Закят дают тем, чем запасаются и питаются. Некоторые ученые добавили третье условие: чтобы оно было из того, что взвешивается, как сыпучее тело. Если им запасаются, но не питаются обычно, то не годиться. Если обычно им питаются, но им нельзя запасаться, то не годиться тоже. И по этой причине ячмень сегодня не является тем, чем обычно питаются. Сказал имам Малик: «Выплачивается из того, чем обычно питаются»».
Я добавлю: сегодня люди находят наглости выплачивать закятуль-фитр зерном и пшеницей! Они ссылаются на хадис Ибн ‘Умара и Абу Са’ида, где пришли такие слова как: пшеница, ячмень, финик, творог, изюм. Они либо намеренно не осознают реальности фикъhа, либо намеренно уклоняются от закята закятуль-фитра, в силу своей жадности и страха, что они на один день их стол останется без телятины. Прошу защиты у Аллаhа от этого.
Неужели сегодня мы обычно едим пшеницу (я не говорю о пшеничной каше) или зерно? Или ячмень? Или может нашим основным рационом является изюм и финик? Изюм и финик является десертом, а не обычным рационом.
≡ Сказал имам Ибн Аби Зейд аль-Къайравани аль-Малики в своем послании на маликитский фикъh:
«… обязательно надо отдавать закятуль-фитр из того, что обычно бывает в рационе, даже если это мясо или масло, но выплачивается это весом са’а пшеницы».
≡ Сказал Ибн ‘Усеймин:
«И достоверно, что все то, что является обычным рационом, будь это зерновые культуры, плоды, мясо и тому подобное, годиться (для закат аль-фитра).
См. Ибн ‘Усеймина в «Зад аль-Мустакъни» 6182.
Но некоторые не включили мясо в этот список говоря, что мясо не является основным, мясо является дополнением. Они также говорят, что еще одна из причин запрета давать мясо как закят аль-фитр, это то, что им нельзя запасаться, оно быстро портится, как об этом говорил Ибн Джибрин. В некоторых хадисах пришел «творог», а мы знаем, что творог долго не храниться без холодильника. А если сушить его с солью, то тогда его просто так не поешь в качестве рациона, т.е если в этом случае мы сумели сохранить творог как запас, тогда теряется возможность свободного его употребления, так как он соленый.
Уважаемый доктор шариатских наук Мухаммад аль-Хабдан сказал, что если та или иная местность принимает трапезу обычно мясом, курицей или рыбой, то они дают закят аль-фитр именно этим.
Наш шейх тоже сказал: «Упомянутый рацион в данном хадисе (т.е хадисе Ибн ‘Умара) и в следующем хадисе Аби Са’ида, не является неким ограничением вида трапез, однако это было упомянуто лишь в качестве примера. Если выплатить закят тем, что входит в хукм (упомянутых видов еды), чем обычно питаются и запасаются, то закят засчитывается».
6. Когда выплачивают закятуль-фитр?
Передал аль-Бухари и Муслим, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллаh, сказал:
أمر بها أن تؤدى قبل خروج الناس إلى الصلاة
…и было приказано выплачивать (закятуль-фитр) до выхода людей к праздничной молитве.
فَرَضَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ زَكَاةَ الْفِطْرِ طُهْرَةً لِلصَّائِمِ مِنْ اللَّغْوِ وَالرَّفَثِ وَطُعْمَةً لِلْمَسَاكِينِ ، مَنْ أَدَّاهَا قَبْلَ الصَّلَاةِ فَهِيَ زَكَاةٌ مَقْبُولَةٌ وَمَنْ أَدَّاهَا بَعْدَ الصَّلَاةِ فَهِيَ صَدَقَةٌ مِنْ الصَّدَقَاتِ
«Посланник Аллаhа ﷺ вменил в обязанность закятуль-фитр как очищение от пустословия и сквернословия для постящегося, и для кормления бедняков. Кто выплатил ее до (праздничной) молитвы, то закят его принимается, а кто выплатил после молитвы, то это обычная садакъа».
≡ Сказал аль-хафиз аль-‘Иракъи в «Тасриб»: «Лучше время для выплаты закята, это время перед праздничной молитвой, как об этом говорили четыре имама».
Сподвижники давали за два дня, как это передал Аль-Бухари. У шафиитов можно платить на протяжении всего Рамадана. Лучше всего давать закятуль-фит|р между праздничным намазом и Фаджром, если это возможно, как об этом сказал имам Ибн Баз у себя в «Маджму аль-Фатауа» 14/203.
Обязательное время выплаты этого закята, это после захода солнца последнего дня Рамадан, и вплоть до праздничной молитвы, как сказал имам Ибн Къудама.
7. Закятуль-Фитр деньгами
Не дается закятуль-фитр деньгами, даже если на этом был ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, Абу Ханифа, аль-Хасан аль-Басри и Суфьян ас-Саури, да будет доволен ими Аллаh. Мнение этих имамов противоречит очевидному хадису, а ведь все ошибаются кроме пророка ﷺ. Все сподвижники поступали таким образом, как мы уже передали это от Ибн ‘Умара, Абу Са’ида, Ибн ‘Аббаса и Асмы бинт Аби Бакр, да будет доволен ими Аллаh.
Другое дело, когда есть нужда дать закят деньгами, как тот случай, когда бедная семья в тяжелом положении, и отправить им еду никак не получается, в таком случае им начисляется сумма, что-бы те потом взяли то, что входит в категорию закятуль-фит|ра: рис, гречка, мясо, пшеничная каша, овсянка, перловка, макароны, картошка и т.д. Это мазhаб ханбалитов, и на этом шейхуль-ислям Ибн Теймийя.
8. Возмещается ли закятуль-фитр?
Если человек не выплатил закятуль-фитр по забывчивости, или не знал, или проспал, или не успел, или думал, что закятуль-фитр не уаджиб, ссылаясь на Ибн ‘Абдиль-Барра, то он может возместить свой закятуль-фитр и отдать после ‘ид-намаза. Ведь Господь сказал: «Господь наш! не взыщи с нас если мы позабыли или ошиблись…». А также в хадисе: «Всевышний простил этой умме ее (грехи) по забывчивости, ошибки и то, к чему их принудили».
См. Ибн Баз в «Маджму» 14/217, Ибн ‘Усеймин в «Нур ‘аля ад-Дарб». 18/271.
Если человек намеренно не выплатил ее до ‘ид-намаза, а выплатил ее после ‘ид-намаза, может ли он возместить? Маликиты, шафииты и ханбалиты считают, что если человек намеренно, без уважительной причины не выплатил закятуль-фитр до праздничной молитвы, то он попадет в грех, он должен возместить закятуль-фитр. У х|анафитов нежелательно отлаживать закятуль-фитр, они не ограничили время выплаты закята праздничной молитвой.
См. Кувейтская энциклопедия фикха. 43/41. Также в постоянном комитете фетв КСА 9/373.
≡ Шейх ‘Абдуль-Карим аль-Худейр сказал:
من لم يخرج زكاة الفطر في وقتها وهو قبل الصلاة يوم عيد الفطر فإنه آثم عليه التوبة والاستغفار، وقضاؤها بحيث يخرجها بعد قضاءًا، هذا إذا كان عامداً، والناسي لا شيء عليه غير القضاء، والله الموفق
«Тот, кто не выплатил закятуль-фитр своевременно, т.е до праздничной молитвы ‘ид, попадает в грех, он должен покаяться и попросить прощение (у Аллаhа). После этого он должен отдать закят как возмещение. Это если было намеренно. А если забыл, то на нем нет ничего кроме возмещения».
≡ Сказал ‘алляма Ибн Баз, да помилует его Аллаh, в «аль-Маджму»:
الواجب عليك إخراجها بعد الصلاة، والحمد لله، مع التوبة والاستغفار، أخرجها بعد الصلاة والحمد لله قضاءًا، والسنة إخراجها قبل صلاة العيد إذا تيسر، وإذا أخرجها الإنسان قبل العيد بيوم أو يومين كما فعله الصحابة فلا بأس؛ لأن الوقت ضيق، ما بين صلاة الفجر وصلاة العيد وقت ضيق، ليس كل أحد يستطيع ذلك، فإذا أخرجها قبل الصلاة بيوم أو يومين فلا بأس
«Ты обязан выплатить его до (праздничного) намаза, и хвала Аллаhу, на тебе покаяние и просьба о прощении. (Если ты не сделал это) тогда уже выплати его после молитвы в качестве возмещения. Сунна, выплачивать до праздничной молитвы, если это возможно. Если человек выплатил ее за два дня до праздника, как это делали сподвижники, то нет проблем, ведь мало времени между утренней и праздничной молитвой, мало кто успеет…»
≡ Сказал Ибн Къудама: « А если он не выплатил (закятуль-фитр) вовремя, то он в грехе. Он должен возместить его».
Как мы видим, все четыре мазhаба на том, что человек должен возместить этот закят за все пропущенные годы, так как это право бедняков, а их права надо возвращать.
См. аль-‘Аббадий аль-Ханафи в «Аль-Джауhара ан-Нейрийя» 1/135, Шамсуддин ат-Т|арабилси аль-Малики в «Мауаhибуль-Джалиль» 2/376, Мухаммад аш-Ширбини аш-Шафи’и в «Мугъниль-Мух|тадж» 2/112, Ибн Къудама ль-Х|анбали в 3/177, аль-Мардауи аль-Х|анбали в «Аль-Инсаф» 9/386.
Но имам Шамсуль-Хакъ ‘Азим Абади сказал, в шархе Абу Дауда: «И (большинство) ученых заявили, что (закятуль-фитр) принимается вплоть до праздничного дня, однако хадис (Ибн ‘Аббаса) опровергает их».
9. Выводы
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам