Что такое закрытые способы определения ппи в электронной форме
Как правильно провести закрытую закупку по 44-ФЗ
Закрытый способ определения поставщика по 44-ФЗ — это процедура выбора победителя тендера, среди участников которого — приглашенные компании из ограниченного круга лиц.
Когда закрывают закупки
Заказчики проводят тендеры таким способом только при наличии основания применения закрытых способов определения поставщика. К ним относятся закупки (ст. 84 44-ФЗ):
Виды процедур
В федеральном законе о контрактной системе сказано, что закрытыми могут быть следующие способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ст. 84 44-ФЗ):
При проведении торгов основной критерий выбора победителя — цена. Участники подают предложения исходя из шага аукциона, который установлен заказчиком в документации. Торги проводят в режиме реального времени в присутствии комиссии. Предложения компаний и результаты аукциона фиксируют в протоколе. Видео- и аудиозапись не ведут.
Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как провести закрытый аукцион без ошибок. Используйте эти инструкции бесплатно.
В конкурсе закрытый внутренний отбор проводят на основе нескольких критериев. Например: опыт, квалификация, цена. Рейтинг участников рассчитывают исходя из баллов, которые получены ими по тому или иному показателю. Порядок ранжирования и оценки критериев заказчики предусматривают в конкурсной документации.
Двухэтапный конкурс проводят в несколько этапов. Сначала участники подают заявки без указания цены. После этого заказчик уточняет требования и рассматривает окончательные предложения организаций с ценой контракта.
Конкурс с ограниченным участием предполагает проведение предквалификационного отбора.
Контрактное законодательство разъясняет, какой способ определения поставщика не может быть закрытым: в 44-ФЗ отсутствуют основания для проведения такого запроса котировок и запроса предложений.
В какой форме проводят
Контрактное законодательство содержит такие виды закрытых способов определения поставщика, доступных заказчику:
Аккредитацию в АСТ ГОЗ организации получают на основе:
Срок рассмотрения обращения — 5 рабочих дней.
Постановление №223 от 28.02.2019 уточняет, что такое закрытый перечень по 44-ФЗ: это реестр участников секретных электронных процедур в АСТ ГОЗ, которые получили аккредитацию на площадке.
Порядок проведения
Рассказываем, как провести закрытую закупку по 44-ФЗ без ошибок:
Шаг 1. Подготовить тендерную документацию, которая содержит:
Шаг 2. Согласовать размещение заказа с УФАС. В приказе Минфина №51н от 01.04.2020 уточнено, в какой срок согласовывается возможность применения закрытых способов определения поставщиков: не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения.
Шаг 3. Разместить извещение о проведении тендера в ЕИС. Если сам факт закупки — гостайна, в закрытых закупках запрещено публиковать этот документ в системе. Потенциальным участникам рассылают приглашение на участие в закупке.
Шаг 4. Подвести итоги.
Порядок заключения контракта
Заказчик направляет победителю тендера проект контракта, и стороны подписывают его на условиях, которые указаны в тендерной документации и заявке участника. Внесение изменений в условия запрещено.
Об авторе этой статьи
Элла Залужная Эксперт проекта Закончила Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС по специальности «Финансы и кредит».
В 2013 году — Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по программе: «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2014 году — НИУ ВШЭ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2020 году прошла профессиональную переподготовку на базе образовательного центра «Гарант» и «Сбербанк-АСТ» по программе «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и корпоративными закупками (223-ФЗ)».
С 2008 по 2009 год работала экономистом отдела закупок на скорой помощи. С 2009 г. — ведущим экономистом госзаказа в театре им. Н.П. Акимова. В 2011 г. — специалистом Управления торгов Биржи (торги для Газпрома, Транснефти). С 2012 года — заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности в ГБУ. С 2017 года — консультирует заказчиков и поставщиков.
Что такое закрытые способы определения ппи в электронной форме
Статья 84.1. Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме
(введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
1. Под закрытыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме понимаются закрытые электронные процедуры, при которых в соответствии с положениями статей 85 и 86 настоящего Федерального закона информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документации о закупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок, в порядке, определенном частью 3 настоящей статьи.
2. Закрытые электронные процедуры применяются в случаях, установленных частью 2 статьи 84 настоящего Федерального закона, при условии, что обязанность осуществления закрытых электронных процедур установлена решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 настоящей статьи.
3. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме применяются по согласованию, предусмотренному частью 3 статьи 84 настоящего Федерального закона. При проведении закрытых электронных процедур применяются положения настоящего Федерального закона о проведении электронных процедур, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе в части порядка взаимодействия с единой информационной системой, обеспечения заявок на участие в закупках, подачи заявок на участие в закупках, порядка рассмотрения таких заявок и определения победителя, с учетом положений настоящей статьи, а также особенностей проведения закрытых электронных процедур, порядка аккредитации на специализированных электронных площадках, установленных Правительством Российской Федерации.
4. Не допускается взимание с участников закупки платы за аккредитацию на специализированной электронной площадке.
5. При проведении закрытых электронных процедур денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.
Статья 84.1. Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме
Информация об изменениях:
Статья 84.1. Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 84.1 настоящего Федерального закона
1. Под закрытыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме понимаются закрытые электронные процедуры, при которых в соответствии с положениями статей 85 и 86 настоящего Федерального закона информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документации о закупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок, в порядке, определенном частью 3 настоящей статьи.
2. Закрытые электронные процедуры применяются в случаях, установленных частью 2 статьи 84 настоящего Федерального закона, при условии, что обязанность осуществления закрытых электронных процедур установлена решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 настоящей статьи.
3. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме применяются по согласованию, предусмотренному частью 3 статьи 84 настоящего Федерального закона. При проведении закрытых электронных процедур применяются положения настоящего Федерального закона о проведении электронных процедур, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе в части порядка взаимодействия с единой информационной системой, обеспечения заявок на участие в закупках, подачи заявок на участие в закупках, порядка рассмотрения таких заявок и определения победителя, с учетом положений настоящей статьи, а также особенностей проведения закрытых электронных процедур, порядка аккредитации на специализированных электронных площадках, установленных Правительством Российской Федерации.
4. Не допускается взимание с участников закупки платы за аккредитацию на специализированной электронной площадке.
5. При проведении закрытых электронных процедур денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.
Статья 84. Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Статья 84. Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
1. Под закрытыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) понимаются закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, при которых в соответствии с положениями статей 85 и 86 настоящего Федерального закона информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документации о закупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок, в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
2. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в случаях:
1) закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
2) закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
3) заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;
4) закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов;
5) закупок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 84.1 настоящего Федерального закона. Перечень указанных органов, учреждений и предприятий утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление данных функций, за исключением закупок, предусмотренных пунктом 5 части 2 настоящей статьи. Согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. При этом срок такого согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании применения закрытого способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
4. Срок действия решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление согласования закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не должен превышать девяносто дней с даты его принятия до даты направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Выбираем поставщика закрытым способом: изменения в правилах в 2021 году
Закрытые способы определения поставщика по 44-ФЗ — это способы выявить исполнителя контракта, при котором заказчик направляет документацию о закупке ограниченному кругу лиц. Потенциальные участники соответствуют требованиям заказа, а секретные данные не публикуются в открытом доступе в ЕИС. Планируют засекретить закупки еще одного органа власти.
Планируемые изменения
На сайте проектов нормативных актов опубликовали законопроект, который изменяет п. 5 ч. 2 ст. 84 44-ФЗ и включает Федеральную службу войск национальной гвардии в список федеральных органов исполнительной власти, которые обязаны проводить закрытые закупки на специализированной электронной площадке АСТ ГОЗ.
В пояснительной записке к проекту закона указано, что войска нацгвардии — государственная военная организация, которая предназначена для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Планируется, что эти нововведения позволят обеспечить максимальную информационную защищенность поставщиков товаров, работ, услуг и Федеральной службы войск нацгвардии как заказчика товаров, работ, услуг.
Раскрытие информации о закупках Росгвардии в ЕИС ведет к отказам потенциальных поставщиков от участия в торгах из-за рисков включения в санкционные списки и наложения международных санкций за взаимодействие с Росгвардией. А принятие изменений унифицирует подход к проведению федеральными органами исполнительной власти политики в сфере гособоронзаказа и к формированию информационно-аналитической системы государственного оборонного заказа.
Скачать законопроект о включении Росгвардии в список ФОИВ, обязанных проводить закрытые закупки на АСТ ГОЗ |
Виды закрытых процедур
Выделяют всего два вида закрытых способов определения поставщика:
Другими способами провести закрытую процедуру заказчик не имеет права.
Когда применяются
С 01.01.2019 конкурентные способы определения поставщика перевели в электронный вид. А в п. 44 ст. 112 44-ФЗ указано, что это правило не распространяется на закупки, которые прописаны в ст. 84 44-ФЗ. Эта статья регулирует закрытые способы определения поставщика:
По этому основанию закупаются подведомственные этим органам власти учреждения и унитарные предприятия.
В постановлении правительства № 223 от 28.02.2019 указано, что эти заказчики проводят закрытые закупки в электронном виде. Этим же постановлением утверждены особенности проведения закрытых электронных процедур и порядок аккредитации на специализированной электронной площадке — АСТ ГОЗ.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Как провести: пошаговая инструкция
Шаг 1. Разрабатываем документацию.
Определяем круг потенциальных участников и поясняем, почему проводим закупки не в открытой форме.
Шаг 2. Согласовываем заказ.
Заказчик обращается с заявлением о проведении процедуры в ФАС. Она согласовывает применение закрытых способов определения поставщиков в порядке, который утвержден приказом Минфина № 51н от 01.04.2020.
Шаг 3. Публикуем извещение и приглашаем участников.
Как публиковать сведения в ЕИС, смотрите в ч. 3 ст. 85 и ч. 4 ст. 86 закона о контрактной системе (только в случае закупок, которые содержат гостайну, сведения о которой есть в документации или проекте контракта). Заказчик публикует извещение и по запросу заинтересованных лиц направляет им документацию, соблюдая требования о защите государственной тайны.
В других случаях, по ч. 4 ст. 85, ч. 5 ст. 86 44-ФЗ, претендентов из утвержденного списка заказчик уведомляет о проводимой закупке, отображая порядок получения документации. По требованию приглашенных участников им предоставляется документация.
Шаг 4. Вскрываем, рассматриваем, оцениваем заявки или торги по аукциону.
Победителя определяют по правилам, которые установлены в статьях 85 и 86 ФЗ № 44.
Протоколы аналогичны открытым торгам и составляются с учетом положений ст. 52, 53, 56, 57.
Процедура аукциона проводится не в электронной форме, а путем оглашения аукционистом цены контракта, снижаемой на «шаг аукциона» (5%), и поднятия участниками карточек в случае согласия заключать контракт по озвученной цене с учетом положений ст. 90 44-ФЗ.
Составленные протоколы направляются на рассмотрение контролирующему органу и не публикуются в ЕИС.
Шаг 5. Подписываем контракт.
Контракт заключается на условиях, которые указаны в документации, по цене победителя. В случае заключения с единственным поставщиком (в соответствии с ч. 24, 25 ст. 93) заказчик согласовывает сделку с ФАС по правилам, которые установлены в приказе Минфина № 51н от 01.04.2020.
Ответственность
При проведении закрытых способов определения поставщика Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) предусмотрена административная ответственность (ч. 2, 2.1, 3 ст. 7.29):