Что такое законопроект определение
Значение слова «законопроект»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЗАКОНОПРОЕ’КТ, а, м. (полит., право). Проект закона, предлагаемый на утверждение законодательных органов. Внести з. в парламент.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
законопрое́кт
1. полит. юр. проект закона, предлагаемый на утверждение законодательным органам государственной власти или на референдум
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова азотистый (прилагательное):
Ассоциации к слову «законопроект»
Синонимы к слову «законопроект»
Предложения со словом «законопроект»
Цитаты из русской классики со словом «законопроект»
Сочетаемость слова «законопроект»
Каким бывает «законопроект»
Понятия со словом «законопроект»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «законопроект»
В конце концов, неужели можно определить будущее всемирной страховой компании или политические и социальные последствия нового законопроекта лишь с помощью дерева принятия решений или набора цифр в таблице?
Между тем советы экономистов в процессе обсуждения законопроекта отличались значительной полярностью.
Законодательством определены полномочия этих органов по разработке соответствующих законопроектов, их обсуждению и принятию.
Законопроект
Законопроект — документ c текстoм закона, предлагаемый к принятию законодательному органу или на референдум.
Содержание
Основные сведения
Законопроект может предлагаться лицами и органами, имеющими право законодательной инициативы, указанными обычно в конституции страны. Например, в России такое право принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховном Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
Подготовка, процедура принятия
Регламентом установлены следующие виды законопроектов, которые могут вноситься: [источник не указан 692 дня]
б) законопроекты о внесении изменений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР.
Необходимым условием внесения законопроекта является предоставление вместе с текстом определенного пакета сопроводительных документов. Можно выделить общие документы и дополнительные (касаются только законопроектов по определенным вопросам). К общим относят: пояснительная записка к законопроекту, текст законопроекта, перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, а также перечень актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона, финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат).
Законопроект обычно проходит 3 стадии обсуждения. В первом чтении решается вопрос о передаче законопроекта в профильную комиссию. Во втором чтении идёт детальное обсуждение проекта, вносятся поправки и дополнения. В 3-м чтении идёт голосование за проект в целом, возможны лишь редакционные поправки. [источник не указан 692 дня]
Госдума разъяснила, как инициатива становится законом
robuart / Depositphotos.com |
На официальном сайте нижней палаты парламента появился соответствующий материал. В нем поясняется, кто имеет право внести законопроект на рассмотрение Госдумы, сколько чтений проходит документ и в чем особенности каждой из них, кто подписывает финальный вариант текста.
Так, подчеркивается, что не каждая инициатива становится законом. Также перечисляются лица, которым принадлежит право законодательной инициативы. К ним относятся Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Законопроекты могут инициировать Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации – однако только по вопросам, касающимся их ведения (ст. 104 Конституции Российской Федерации).
Поступающий в Госдуму законопроект и материалы к нему направляются на имя Председателя Госдумы, регистрируются в Управлении документационного обеспечения Аппарата Госдумы в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Госдумы с присвоением уникального регистрационного номера. В свою очередь, в Системе обеспечения законодательной деятельности на документ заводится электронная регистрационная карта, в которой отражается необходимая информации о проекте (начиная с даты его поступления, списка инициаторов и сведений о прохождении в Госдуме и заканчивая данными об одобрении Госдумой или о принятии и рассмотрении соответствующего закона Советом Федерации и о подписании Президентом РФ).
Затем документы направляются в профильный комитет, который проверяет их на соответствие установленным требованиям, после чего поступают в Совет Госдумы. Последний может вернуть законопроект профильному комитету или инициатору, либо сразу включить его в примерную программу работы Госдумы, назначив при этом ответственный за документ комитет (или несколько комитетов), который проведет основную работу над законопроектом (с привлечением экспертов, представителей профессиональных и научных сообществ, созданием рабочих групп для анализа предложений по совершенствованию инициативы, проведением парламентских слушаний, круглых столов и т. д.). Рассмотренный ответственным комитетом и рекомендованный к принятию или отклонению депутатами законопроект подлежит рассмотрению на пленарных заседаниях.
Процесс рассмотрения законопроекта в Госдуме включает три стадии:
Одобренные Госдумой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Госдумы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями Правительства РФ и иными сопутствующими материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Госдумы и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Обязательному рассмотрению верхней палатой парламента подлежат федеральные конституционные законы, законы о поправках в Конституцию РФ, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, а также законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты госграницы. Остальные законы Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать – это будет означать согласие с их принятием.
Наконец, последним этапом является подписание и обнародование закона Президентом РФ в течение 14 дней после поступления документа из Совета Федерации. Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно. При этом, если федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то Президент должен будет подписать его и обнародовать в течение семи дней.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания Президентом. Что касается вступления законов в силу, то, по общему правилу, они начинают действовать через 10 дней после официального опубликования. Однако в самом документе может быть указан иной срок вступления его в силу (в виде конкретной даты или периода, по истечении которого нормы закона начнут действовать).
Что такое закон?
Можно ли коротко ответить на вопрос: Что такое закон? Да, это некий набор обязательных норм и правил. Основная его роль – это регламентирование отношений между отдельными представителями общества, а также их взаимодействие с самой государственной властью.
Правильный, в человеческом понимании, закон должен быть создан с учётом норм нравственности и морали конкретного общества и в конкретное время – это объясняет то, почему законы разных государств иногда бывают кардинально противоположными. Меж тем законодательная база РФ создана не только в соответствии с внутригосударственными механизмами защиты прав и свобод человека, но и с учётом норм международного права.
Закон – основа государственной власти
Без законов невозможно существование правового государства. Они обеспечивают нормальную жизнь граждан и жизнь государства в целом. К примеру, Конституция определяет:
Некоторые виды законов утверждает законодательная власть – в нашей стране это Федеральное Собрание, в него входит Совет Федераций и Госдума. Другой вариант принятия законов – референдум.
Виды законов
Нормативно-правовые акты РФ имеют разную юридическую силу. Первостепенной значимостью обладает Конституция – главный закон страны имеет наивысшую юридическую силу. Служит базой для разработки других норм. Никакие нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции. Другие виды законов:
Конституционные законы
Федеральные конституционные законы имеют преимущество над Федеральными законами. Они принимаются органами законодательной власти при условии их одобрения:
Значительная доля законов – это акты, устанавливающие статус наиболее значимых государственных институтов и органов. Они не могут быть отклонены президентом.
Федеральные законы
Принимаются ФЗ большинством голосов депутатов Госдумы, а также половины всех голосов членов Совета Федераций. Если законопроект будет отклонён членами СФ, то в случае его повторного рассмотрения необходимо одобрение 2/3 голосов депутатов от общего состава. На нормативные акты этого уровня президент РФ имеет право наложить вето.
Для поиска необходимого правового акта можно воспользоваться информационным интернет-порталом online-zakon и разделом: «Федеральные законы».
Кого и в чем ограничат законопроекты о QR-кодах
Комитет Государственной думы про безопасности и противодействию коррупции предложил внести законопроект о праве регионов вводить QR-коды для доступа в общественные места в повестку декабрьской сессии ГД. Эту новеллу вместе с законопроектом-спутником о регулировании на транспорте правительство внесло в Госдуму вечером 12 ноября. Опрошенные Право.ru юристы отмечают, что новые нормы призваны придать больше веса уже вводимым в регионах ограничениям, но вопрос об их соответствии Конституции по меньшей мере неоднозначен.
Законопроекты касаются только угрозы распространения коронавируса (а не любых ЧС) и носят временный характер — их действие закончится 1 июня 2022 года.
Все указанные в них меры касаются только граждан, достигших 18 лет.
QR-коды по всей стране и единые «правила игры»
Законопроект № 17357-8 позволяет региональным властям устанавливать правила посещения массовых мероприятий, учреждений культуры, кафе, ресторанов, торговых центров и магазинов. Для этого потребуется QR-код о вакцинации, официальное подтверждение, что гражданин переболел коронавирусом, либо медицинский отвод от прививки. До 1 февраля 2022 года также можно будет использовать отрицательный ПЦР-тест. Предъявить код можно в том числе и на бумажном носителе, такие документы будут выдавать в МФЦ. Как будут посещать такие места иностранцы, которые не могут получить QR-код, решит Главный санитарный врач России.
Судьбу российских граждан, сделавших иностранную прививку, законопроект не проясняет. Но пока они не признаются в РФ. Первый шаг сделали в Ленобласти, где 1 ноября разрешили посещать музеи и театры по зарубежным QR-кодам.
Решение, для каких конкретно мероприятий и мест будет действовать такой пропускной режим, смогут принять власти субъекта в зависимости от ситуации с COVID-19.
Сейчас власти субъектов уже установили требования предъявлять QR-коды для подтверждения вакцинации при посещении определенных общественных мест, причем правила разные в разных регионах и меняются в зависимости от эпидемической обстановки. В Москве, например, они с 28 октября нужны для посещения театров и музеев. Зампред правительства Татьяна Голикова подчеркнула, что новая норма позволит руководителям всех регионов «принять однозначные, понятные населению правила».
Новеллы напрямую связаны с провалом правительства и органов исполнительной власти, которые не смогли выстроить правильную и открытую политику внутри государства и наладить диалог с гражданами.
Михаил Герман, партнер GRATA International GRATA International Федеральный рейтинг. группа Морское право группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании ×
Герман отметил, что новеллы не только позволяют гражданам лучше понять суть ограничений, но и до определенной степени дают бизнес-структурам возможность адекватно и на законных основаниях реагировать на нарушителей ограничительных мер. Сейчас бизнес, в первую очередь общепит, не имеет законных оснований отказаться пускать клиента. Это сопряжено с риском «потребительского экстремизма» и исков на основании закона «О защите прав потребителей», объясняет Герман. В случае судебных разбирательств по таким претензиям новый законопроект может стать для бизнеса базой при защите своей позиции, указывает юрист.
Кроме того, законопроект расширяет полномочия главных санитарных врачей регионов. Они смогут направлять главе субъекта рекомендации по борьбе с распространением COVID-19. В трехдневный срок губернатор должен будет либо принять предложенные меры, либо направить главному санитарному врачу РФ мотивированное возражение против них. По результатам главный санитарный врач примет «соответствующие меры реагирования».
Ограничения на транспорте
Законопроект № 17358-8 позволяет вводить аналогичные требования при междугородних и международных перевозках железнодорожным и авиатранспортом. Правительство отдельным актом определит длительность переходного периода, во время которого наряду с QR-кодом или документом, подтверждающим перенесенный коронавирус либо медотвод от прививки, можно будет предъявить отрицательный ПЦР-тест.
Требования будут вводиться в два этапа. На первом QR-код потребуется только при посадке в транспорт. Если человек купил билет, но QR-кода у него нет, ему вернут деньги в течение 30 дней.
На втором этапе код потребуется предъявить уже при покупке билета на поезд или самолет. Первый этап начнется сразу после вступления закона в силу, а срок наступления второго этапа кабмин определит отдельным актом.
Ряд субъектов ввели или запланировали ограничительные меры для пассажиров. С 23 ноября QR-коды будут требоваться для посадки на авиарейсы и междугородние автобусы внутри Камчатского края. С 7 ноября такие требования ввели для междугородних поездок автомобильным и железнодорожным транспортом в Хабаровском крае, а с декабря их распространят и на авиаперелеты.
Но все эти нормы до сих пор касались только передвижений внутри регионов, а не между ними. В случае принятия правительственной новеллы ситуация изменится.
Для въезжающих в Россию иностранцев достаточно будет ПЦР-теста. Срок его действия определит Роспотребнадзор, но он будет не более 72 часов. Законопроекты также устанавливают требование для проводящих тесты организаций передавать их результаты, при согласии гражданина, в информационную систему единого портала «Госуслуги» в срок не более 24 часов. Это позволит оперативно проверять их подлинность.
Конституционно или нет?
Даже законодательное закрепление дополнительных ограничений породит немало споров относительно их законности и правомерности, считает Михаил Герман. Такие споры, вероятно, дойдут и до Конституционного суда. Делать прогнозы относительно соответствия таких изменений Конституции — неблагодарное занятие, поскольку только жесткие ограничительные меры могут переломить ситуацию с антипрививочными настроениями в обществе, полагает адвокат. Поскольку сам Основной закон указывает на обеспечение безопасности здоровья граждан как на одну из основных обязанностей государства, «в какой-то мере» новые законопроекты ему соответствуют.
Александр Павлов отметил, что конституционное право на свободное передвижение по территории страны и выезд за ее пределы, безусловно, будет ограничено для не имеющих QR-кодов граждан, если законопроект примут. В то же время государство уполномочено ограничивать одни права граждан для того, чтобы соблюсти другие — в данном случае право на охрану здоровья.
Герман отметил, что законопроекты не прошли даже первое чтение с Госдуме и могут претерпеть существенные изменения.
40 млн непривитых пассажиров и коллективный иммунитет
Зампред правительства Татьяна Голикова на посвященном новеллам брифинге отметила, что ситуация с коронавирусом в России все еще «достаточно сложная», а нерабочие дни пока дали только ограниченные результаты. Показатели смертности, по ее словам, «абсолютно тревожные», а нагрузка на систему медпомощи велика.
«Эти потери связаны с нашим нежеланием сделать то, что мы должны сделать: просто пойти и привиться», — заявила Голикова.
Она также обозначила необходимый уровень коллективного иммунитета в 80% от взрослого населения страны. Сейчас этот показатель «приближается к 50%». К моменту окончания срока действия законопроектов власти рассчитывают довести его до планового результата. Голикова добавила, что страны, где коллективный иммунитет уже составил 80%, поднимают его желаемый показатель до 95%.
Министр транспорта Виталий Савельев отметил, что с августа 2020-го по август 2021-го около 58 млн россиян воспользовались авиа- и железнодорожным транспортом, и только 29,5% из них вакцинированы от коронавируса. Именно поэтому новые меры затрагивают поездки этими видами транспорта.
Савельев добавил, что ведомство, не дожидаясь вступления новых мер в силу, разрабатывает процедуру проверки QR-кодов при посадке, которая не будет сильно задерживать пассажиров. Также идет работа по совмещению систем бронирования билетов с порталом «Госуслуги». Правительство определит срок наступления второго этапа, требующего предъявления QR-кода при покупке билетов, в зависимости от времени, которое потребуется на эту интеграцию.