Что такое закономерность в педагогике

Закономерности процесса обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Закономерность – это совокупный результат взаимодействия нескольких законов и принципов развития, выражающий связи и отношения процесса.

Понятие закономерностей обучения

Изучение закономерностей обучения является актуальной темой в педагогике, так как их познание позволяет выявить общие тенденции развития и функционирования дидактических систем.

Содержание закономерностей обучения заключается в том, что они выражают необходимые и существенные связи между условиями его организации и конечным результатом.

В настоящее время, выделяют несколько закономерностей обучения, рассмотрим наиболее полное их описание:

Таким образом, закономерности обучения – это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения

Характеристика основных закономерностей обучения

Выделяют две основные закономерности процесса обучения.

В процессе обучения осуществляется развитие личности учащегося.

Данная закономерность указывает на зависимость процесса развития ребенка и процесса обучения, а именно его характера и содержания. Однако это не означает что связь прямая и однозначная. Как показывает практика, не всегда обучение продвигает развитие ребенка, бывает ситуации, что напротив тормозит. Исходя из этого, важным является определение развивающего механизма обучения. Решением этого вопроса занимался Л.С. Выготский, который описал уровни развития ребенка, в рамках данной закономерности обучения:

Первый уровень – это «зона актуального развития» (ЗУН). Представляет собой результат завершенных циклов развития ребенка. Основные характеристики данного уровня – самостоятельная работа ребенка в процессе решения разнообразных интеллектуальных заданий. С точки зрения психологии этот уровень рассматривается как «вчерашний день» развития, то есть уже состоявшийся и освоенный.

Готовые работы на аналогичную тему

Второй уровень – это «зона ближайшего развития» (ЗБР). Данная зона определяет те функции ребенка, которые еще не достаточно развиты, и он не может владеть ими самостоятельно. Однако использование этих функций совместно со взрослым в сотрудничестве или с его помощью осуществляется достаточно хорошо. По сути, это «завтрашний день развития» ребенка, то к чему он стремится, на что направлены его мотивы познания и любопытство.

Таким образом, данная закономерность, определяется как обучение, которое ведет за собой развитие.

В процессе обучения осуществляется воспитание личности учащегося.

Согласно данной закономерности воспитывающее начало имеется во всех компонентах процесса обучения (содержании, методах, формах, взаимодействии между участниками и т.д.).

Реализация воспитывающей закономерности обучения достигается при реализации ряда условий:

Для того чтобы все компоненты системы обучения в реальном педагогическом процессе были согласованы, учитель должен иметь достаточно четкие и строгие ориентиры в своей деятельности. Роль таких ориентиров выполняют принципы обучения (дидактические принципы).

Источник

Закономерности педагогики

Что такое закономерность в педагогике. Смотреть фото Что такое закономерность в педагогике. Смотреть картинку Что такое закономерность в педагогике. Картинка про Что такое закономерность в педагогике. Фото Что такое закономерность в педагогике

В отличие от законов природы, которые реализуются во взаимодействии материальных объектов и процессов, педагогические, общественные и психологические закономерности представляют собой зависимости, проявляющиеся во взаимоотношениях и взаимодействии людей.

Несмотря на то, что процессы обучения действуют в человеческих отношениях, во время взаимодействия людей (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-коллектив и т.д.), они не теряют своей объективности, так как проявляются неосознанно и в других взаимодействиях.

Мы с уверенностью можем сказать, что законы педагогики объективны также, как и законы природы и общества.

В педагогике существуют следующие общие закономерности:

1) Единство обучения и воспитания, проявляющееся в воспитывающем характере обучения. Воспитание невозможно без соответствующего обучения; а обучение в свою очередь предполагает воспитание.

2) Единство обучения и развития, проявляющееся в том, что деятельности обучения и воспитания исходят из уровня развития ученика и способствуют ускорению развития.

3) Воспитание и обучение осуществляются в активности не только субъектов (ученика и учителя), но и объекта воспитания, но эта активность всегда будет обладать социальным свойством, включающим в себя отношение человека к человеку. То есть, если ученик уважительно относится к учителю, то процесс воспитания будет идти по одной модели, а если же ученик не видит в учителе авторитета, то обучение будет затруднено или вообще невозможно.

4) Воспитание и обучение осуществляются в определенной социальной и культурной среде, и эффективность этих процессов зависит от учета особенностей культурных стереотипов и менталитета людей. Так невозможно представить, что в российских школах будут преподавать тайский бокс как один из основных предметов, в то время как в Тайланде этот предмет заменяет обычную физкультуру.

Что такое закономерность в педагогике. Смотреть фото Что такое закономерность в педагогике. Смотреть картинку Что такое закономерность в педагогике. Картинка про Что такое закономерность в педагогике. Фото Что такое закономерность в педагогике

5) Эффективность обучения и воспитания основаны на глубинных закономерностях научения и зависят от того, в какой мере эти закономерности научения используются в достижении целей обучения и воспитания.

Следует помнить, что закономерности педагогики высшей школы являются конкретным выражением общих закономерностей воспитания и обучения. Правда они имеют свою специфику, обусловленную особенностями специального образования. Но все же отклонение от указанных выше общих закономерностей приводит к снижению эффективности обучения и воспитания или к деформации личности.

Например, принудительное обучения не только снижает эффективность и блокирует возможности самообразования, но и вызывает отвращение к учению и вследствие к любой структурированной деятельности.

Источник

Общие закономерности в педагогике и история их развития

Педагогические познания берут свое начало из далекого прошлого. Сначала это был опыт, далее – теоретические обобщения, а на сегодняшний день – это неоспоримо имеющиеся закономерности.

История развития и становления педагогических закономерностей

В древние времена люди постепенно накапливали практические умения, связанные с обучением и воспитанием подрастающих поколений. Уже на тот момент общество развивало и осваивало практические правила обучения и воспитания, способствующие успешной подготовке молодежи к взрослой жизни. Один из таких опытов – наследование умений и навыков старших поколений.

Во время античного периода ученые Платон, Аристотель и Квинтилиан стремились обобщить практику обучения и воспитания в виде перечня правил и рекомендаций.

Средневековье было тяжелым этапом в совершенствовании педагогической мысли. Правила обучения и воспитания того времени зачастую воспринимались в качестве простого закрепления традиций.

В XVIII в педагогика рассматривалась как прикладное естествознание и считалось, что она подчиняется законам биологии. Ученые Я.А. Коменский и ДЖ. Локк начали преобразовывать педагогику на натуралистических началах. Таким образом, педагогические принципы поделили на 3 аспекта:

В экспериментальной педагогике конца XIX в. – начала ХХ в. предполагалось, что путем эксперимента, измерения и статистики удается раскрыть закономерности педагогического процесса. Попытки выявления педагогических законов делали ученые Дьюи, Торндайк, Мейман, Кильпатрик.

Закономерности в педагогическом процессе

Закономерности в педагогике – это нормы педагогического процесса.

Выделяют следующие нормы:

Педагогический процесс протекает в более или менее благоприятных условиях. С ростом экономических возможностей общества модернизируются учебно-материальные и школьно-гигиенические возможности для эффективного решения задач всестороннего становления личности. По этой причине на задачи, содержание, методы и формы педагогического воздействия влияют потребности, а также возможности и условия протекания данного процесса в обществе.

Как говорил Ю.К. Бабанский, необходимо исследовать связи, происходящие внутри самого процесса, то есть между его главными компонентами:

Долгий педагогический поиск и анализ школьной практики говорят о том, что нельзя успешно выстроить обучение и воспитание ребенка без учета хотя бы одного из этих видов внутренних связей. Они характеризуются важными, необходимыми и всеобщими свойствами. Связи всегда проявляются и потому являются постоянными. Следовательно, все связи закономерные и они выражаются как обусловленные закономерности педагогического процесса.

Психолого-педагогические учения Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева и других ученых показали, что воспитанию и обучению отводится важная роль в становлении личности. Как говорят психологи, обучение и воспитание находятся впереди развития и определяют его. Приведем цитату Л.С. Выготского.

“Лишь то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию, создает зону ближайшего развития ребенка, то есть вызывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития”.

Выявленные закономерные связи существуют и между обучением и воспитанием. В условиях отсутствия образования трудно проводить воспитание, поскольку человек осваивает определенные закономерности и знания, используемые в обществе. Помимо этого, нельзя поставить обучение с необразованными учениками, то есть если они отвергают обучение, у них отсутствует чувство долга и ответственности.

Потому все действия педагогов и учебные занятия в педагогическом процессе направлены на приобретение высокого и всесторонне развивающего эффекта. Воспитание должно быть развивающим.

Источник

Закономерности обучения

Как и всякая иная наука, педагогика имеет свои законы и закономерности. В частности, основными здесь являются закономерности обучения. Данный термин можно охарактеризовать следующим образом: закономерности обучения – это те явления, принципы и взаимосвязь между ними, соблюдение которых ведет к достижению целей и задач обучения.

Закономерности обучения сами по себе глубоко неоднородны: прежде всего, ученые-педагоги подразделяют их на общие и частные. К первым относятся те, что охватывают всю дидактическую систему, а ко вторым – те, которые распространяются на отдельный (частный) объект дидактической системы (например, закономерности формирования навыков и умения устной речи).

Общие закономерности обучения

К общим закономерностям обучения современная педагогика относит следующие:

Конкретные закономерности обучения

Как и было отмечено выше, закономерности педагогической науки распространяются и на ее частные аспекты. К таковым следует отнести аспекты овладения тем или иным сегментом учебного материала, например, закономерности овладения способностью к аудированию на изучаемом иностранном языке. В то же время такие закономерности по своему характеру также разнообразны. Наиболее известны среди них следующие:

Дидактические закономерности обучения

Среди дидактических закономерностей, прежде всего, необходимо выделить следующие: результаты обучения в определенной мере прямо пропорциональны его продолжительности, а продуктивность овладения учебным материалом во многом обратно пропорциональна его сложности; результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от личной мотивации учащихся и понимания ими ценности данного материала и учебного процесса в целом.

Гноссеолоические закономерности обучения

Гноссеологические закономерности обучения (от греческого «гнозис» — «познание») предполагают зависимость результатов обучения уровню сформированности навыков учащихся к учебной деятельности и желания овладевать учебным материалом. Еще одной подобной закономерностью является тот факт, что продуктивность обучения находится в прямой зависимости от объема практического применения ранее полученных знаний, умений и навыков. Также следует отметить, что и умственное развитие учащихся прямо пропорционально объему получаемых знаний. И, наконец, еще одной гноссеологической закономерностью является наличие системы упражнений и заданий: изучаемый материал должен закрепляться в сознании и памяти учащихся, для чего существуют домашние задания, применяемые практически на всех этапах обучения. Регулярность и качество их выполнения, а также характер неизменно влияют на уровень сформированности поставленных целью обучения навыков и умений.

Кибернетические закономерности обучения

Кибернетические закономерности обучения имеют непосредственное отношение не только к педагогической, но и к математической науке. В частности, одна из них гласит, что результативность обучения прямо пропорциональна частоте и объему педагогического контроля и обратной связи. Другая кибернетическая закономерность обучения состоит в том, что частота педагогического контроля зависит от временной продолжительности обучения. В немалой степени важна и третья кибернетическая закономерность обучения, которая предполагает прямую пропорциональную зависимость эффективности обучения от количества и качества учебного материала, а также психического и психологического состояния и возможностей учащихся как реципиентов учебного материала.

В данной статье нами были рассмотрены основные закономерности обучения, хотя очевидно, что в современной педагогической науке их намного больше, и их круг постоянно увеличивается, что во многом связано с динамическим развитием педагогики как науки.

Источник

Закономерности и принципы воспитания в педагогике

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, насколько хорошо владеет педагог знаниями о закономерностях и принципах воспитания и умеет их применить в каждодневной практике.

Закономерности воспитания

Педагогические закономерности воспитания в педагогике – это отражение объективной реальности воспитательного процесса, имеющего устойчивые, повторяющиеся значимые общие свойства в определенных обстоятельствах.

Возможно выделить такие воспитательные закономерности:

Перечисленные закономерности отражают современные требования к методам, инструментам и содержанию воспитательного и обучающего процессов. На данных закономерностях базируются основные принципы воспитания.

Требования к принципам воспитания

Принципы воспитания – это основные положения, являющиеся руководством для педагога в воспитательном и обучающем процессах.

Перечислим требования, которым должны соответствовать принципы воспитания:

Принципы воспитания

Персонификация

Множество современных исследований ясно свидетельствует о чрезвычайной важности учета индивидуальных характеристик и возможностей ребенка.

Персонификация – это воспитание с опорой на личностные качества: уже имеющиеся установки, предпочтения, ценностные ориентиры, «работающие» мотиваторы деятельности, направленность развития личности ребенка.

Принцип персонификации предполагает, что педагог:

Указанные меры дают возможность избежать грубого упрощения возрастного и индивидуального подходов, позволяют педагогу видеть глубже развитие процессов. Индивидуальных черт, которые должен учитывать педагог, множество; особенно мы выделим такие как восприятие, мышление, темперамент, память, речь, характер, воля.

Природосообразность

Общеизвестным фактом является то, что существенное значение для развития человека играют наследственные факторы. Вообще это является основополагающим принципом педагогики и носит название принципа природосообразности.

В общем данный принцип отражает отношение к каждому человеку как элементу природы, предполагает взятие за основу природных сил индивидуума и создание благоприятного фона для их развития. Существенный период времени принцип природосообразности в педагогике незаслуженно игнорировался. Современные модели воспитательного и обучающего процессов возвращаются к этому принципу, что дает возможность для педагогов точно понимать возможности учащихся. Применение принципа природосообразности нивелирует противоречие одинаковых программ, созданных с условием равенства всех обучающихся.

Культуросообразность

Принцип культуросообразности в педагогике – это учет в воспитательной и образовательной деятельности внешних условий, в которых пребывает человек, а также культуры общества в целом.

Последнее является базой развития нового поколения людей. Степень развития культуры общества формирует определенные требования для воспитания интеллигентных и образованных людей. Необходимо отметить, что возможна ситуация, когда принцип природосообразности и принцип культуросообразности вступают в противоречие друг с другом: в таком случае нужно противодействовать влиянию ложного образования и культуры. Человек является носителем культурно-исторических ценностей, и в процессе жизнедеятельности должен «впитывать» и развивать эти ценности, создавать новые культурные реалии. Т.е. по сути человек есть центр культуры, а сама культура – творение человека.

Гуманизация

Результатом гуманистического воспитания должно стать всестороннее развитие личности, основанное на гуманном способе взаимодействия всех участников педагогического процесса. Гармония развитой личности выражается в равновесии самости и социумности и предполагает изменения в рациональной и эмоциональной сферах. Собственно, достижение этой гармонии и есть цель гуманистического воспитания.

Дифференциация

Дифференцированный подход подразумевает учет возрастных и индивидуальных особенностей человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *