Что такое законодательная метрология
Что такое законодательная метрология?
Законодательная метрология является одним из разделов общей метрологической науки. В качестве предмета данной области знаний рассматривается установление обязательных требований юридического и технического характера в отношении эталонов, физических величин, а также средств и методов измерений – все это направлено на обеспечение единства и необходимости в проведении максимально точных измерений. В законодательной метрологии насчитывается огромное количество принципов, которые отличают ее от других наук. В эту сферу входят определенные правила, требования, нормы, стандарты, которые контролируются на государственном уровне. В частности, в России она регламентируется законом «Об обеспечении единства измерений». Он был принят, чтобы защищать права и интересы граждан, а также государственную экономику от негативных последствий, причиной которых являются недостоверные результаты измерений.
Цели и задачи законодательной метрологии
Среди основных целей и задач научной области выделяют:
Кроме этого, законодательная метрология призвана изучать развитие системы мер, счета, денежных единиц в исторической перспективе.
Какие сферы деятельности охватывает законодательная метрология?
Даже не подозревая того, все мы пользуемся принципами законодательной метрологии. Она охватывает практически все стороны нашей жизни: средства и методы науки применяются на международном уровне, уровнях предприятий и их подразделений.
В сферу деятельности специалистов по законодательной метрологии входит проверка средств измерений (начиная от простой школьной линейки и заканчивая высокоточной военной или медицинской техникой), разработка стандартов и регламентов, проведение проверки и контроль над выполнением предписаний.
Что такое законодательная метрология
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Государственная система обеспечения единства измерений
Основные термины и определения
State system for ensuring the uniformity of measurements. Metrology. Basic terms and definitions
Дата введения 2015-01-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о рекомендациях
1 РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им.Д.И.Менделеева» (ФГУП «ВНИИМ им.Д.И.Менделеева»)
2 ВНЕСЕНЫ Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 ПРИНЯТЫ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. N 44)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 декабря 2013 г. N 2166-ст рекомендации по межгосударственной стандартизации РМГ 29-2013 введены в действие в Российской Федерации для применения в качестве рекомендаций по метрологии Российской Федерации с 1 января 2015 г.
Введение
За полтора десятка лет, прошедших с подготовки последней редакции РМГ 29, продолжалось развитие понятийного аппарата современной метрологии, отражающее расширение влияния метрологии на новые области измерений и отвечающее процессам глобализации и интеграции, происходящим в мировой экономике.
Современное представление основных понятий зафиксировано в последней редакции Международного словаря по метрологии (VIM3-2008)*, где основные изменения коснулись расширения таких понятий, как «метрология», «величина», а также включения ряда новых понятий, связанных с метрологической прослеживаемостью и неопределенностью измерений. Одной из задач актуализации РМГ 29 является гармонизация с международной терминологией, что направлено на обеспечение единого подхода к оценке качества результатов измерений, установление их метрологической прослеживаемости и, в конечном итоге, способствует взаимному признанию результатов измерений, калибровок, испытаний и выполнению международных обязательств стран СНГ.
Настоящие рекомендации содержат основные термины, используемые в метрологии. Часть терминов предыдущей редакции РМГ 29 исключены. Это касается, в первую очередь, ряда терминов, содержащихся в других межгосударственных документах и терминов, относящихся к организации деятельности метрологической службы.
Взаимные отношения между терминами иллюструет приложение А, содержащее схемы связи понятий.
1 Область применения
Настоящие рекомендации устанавливают основные термины и определения понятий в области метрологии.
Термины, установленные настоящим документом, рекомендуется применять во всех видах документации, научно-технической, учебной и справочной литературе по метрологии, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.
2 Метрология и ее разделы
2.1 метрология: Наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
2.2 теоретическая метрология: Раздел метрологии, предметом которого является разработка фундаментальных основ метрологии.
2.3 законодательная метрология: Раздел метрологии, предметом которого является установление обязательных технических и юридических требований по применению единиц величин, эталонов, методов и средств измерений, направленных на обеспечение единства и требуемой точности измерений.
2.4 практическая (прикладная) метрология: Раздел метрологии, предметом которого являются вопросы практического применения разработок теоретической метрологии и положений законодательной метрологии.
practical (applied) metrology
3 Величины и единицы
3.1 величина: Свойство материального объекта или явления, общее в качественном отношении для многих объектов или явлений, но в количественном отношении индивидуальное для каждого из них.
3.2 размер величины: Количественная определенность величины, присущая конкретному материальному объекту или явлению.
3.3 род (величины): Качественная определенность величины.
kind of quantity, kind
3.4 значение величины: Выражение размера величины в виде некоторого числа принятых единиц, или чисел, баллов по соответствующей шкале измерений.
quantity value, value of a quantity, value
3.5 числовое значение (величины): Отвлеченное число, входящее в значение величины.
numerical quantity value, numerical value of a quantity, numerical value
3.6 система величин: Согласованная совокупность величин и уравнений связи между ними, образованная в соответствии с принятыми принципами, когда одни величины условно принимают за независимые, а другие определяют как функции независимых величин.
1 Порядковые величины, такие как твердость, измеряемая по шкале С Роквелла, обычно не рассматриваются как относящиеся к системе величин, так как они связаны с другими величинами только через эмпирические соотношения.
system of quantities
3.7 уравнение связи (между величинами): Математическое соотношение между величинами в данной системе величин, основанное на законах природы и не зависящее от единиц измерения.
3.8 основная величина: Одна из величин подмножества, условно выбранного для данной системы величин так, что никакая из величин этого подмножества не может выражаться через другие величины.
1 Подмножество, упоминаемое в этом определении, называется набором основных величин.
2 Основные величины относят к взаимно независимым, так как основная величина не может быть выражена как произведение степеней других основных величин.
3.9 производная величина: Величина, входящая в систему величин и определяемая через основные величины этой системы.
3.10 Международная система величин: Система величин, основанная на подмножестве семи основных величин: длины, массы, времени, электрического тока, термодинамической температуры, количества вещества и силы света.
International System of Quantities, ISQ
3.11 размерность (величины): Выражение в форме степенного одночлена, составленного из произведений символов основных величин в различных степенях и отражающее связь данной величины с величинами, принятыми в данной системе величин за основные с коэффициентом пропорциональности, равным 1.
1 Степени символов основных величин, входящих в одночлен, в зависимости от связи рассматриваемой величины с основными, могут быть целыми, дробными, положительными и отрицательными. Понятие размерности распространяется и на основные величины. Размерность основной величины в отношении самой себя равна единице, т.е. формула размерности основной величины совпадает с ее символом.
2 Символы, представляющие размерности основных величин в Международной системе величин, приведены в таблице 1.
quantity dimension, dimension of a quantity, dimension
Вероятно, самый старый в рунете сайт о менеджменте качества
Законодательная метрология
Предлагаемый конспект лекций ориентирован на слушателей курсов повышения квалификации различных специализаций кафедры «Законодательная метрология».
Лекции носят обзорный характер и могут быть полезны в качестве общего материала, содействующего введению в специализацию.
Основной целью предлагаемого пособия является оказание помощи слушателям в системном изучении документов законодательной метрологии.
Основная направленность лекций может помочь слушателям в формировании правового мышления для различных сфер метрологической деятельности.
Материал конспекта лекции по темам имеет определенную взаимосвязь; однако каждая тема носит достаточно самостоятельный характер и может быть использована для изучения независимо от других.
Прочтение пособия при одновременном изучении соответствующих нормативных документов в области метрологии (рекомендуются по тексту), окажет помощь в самостоятельном изучении этих документов.
Настоящее пособие не заменяет выпущенные кафедрой «Законодательная метрология» лекции по метрологическому обеспечению производства, метрологической экспертизе технической документации, поверке средств измерений, методикам выполнения измерений, государственному метрологическому надзору, аккредитации метрологических служб, которые отличаются направленностью на углубленное изучение соответствующего направления метрологической деятельности.
1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРАВА.
Право в России всегда отличалось высокой организацией, логичностью построения и четкостью норм.
В 1997 г. решением Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО праздновалось 500-летие российского Судебника, в Москве была проведена международная научная конференцня.
Российский Судебник был принят в сентябре 1497 т. «великим князем всея Руси» Иоанном III вместе с Боярской думой.
В основе Судебника были заложены принципа христианства, нравственности и справедливости; по своей сути Судебник был направлен на защиту государственного порядка, личности человека, защиту прав собственности.
Судебник представлял собой общегражданский кодекс, обращенный ко всем людям, любому человеку; он запрещал совершать антиобщественные поступки, воровать, грабить, давать и брать взятки. Судебник содержал 68 статей, первая включала: «. И всякому судне посула от суда не имати никому. А судом не мстити, ни дружите никому».
Сегодня, на рубеже XIX и XX веков, остро стоят вопросы перехода общества на новый уровень цивилизации; организации четкого правового регулирования взаимоотношений государства и личности, субъектов хозяйственной деятельности на основе высокой человеческой духовности, морали и нравственности.
Граждане и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями юридических прав и обязанностей (физические и юридические лица) являются субъектами правоотношений.
В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации «стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени» находятся в ведении Российской Федерации. 27 апреля 1993 г. Постановление (No 4871-1) Верховного Совета Российской Федерации ввело в действие Закон РФ «Об обеспечении единства измерений», ст. 4 которого установила «Государственное управление обеспечением единства измерений». Таким образом «обеспечение единства измерений» отнесено к государственным функциям и организована система государственного управления.
1.1. История государства и права России (отв. ред.Ю.П. Титов). Изд. «Былина», Москва. ]996,
1.2. История политических и правовых учений (под ред. B.C. Нерсесяппа). Изд. «Норма», Москва, 1997.
1.3. История государственного управления в России (под ред. А.Н. Маркиной,). Изд. «ЮНИТИ», Москва, 1997.
1.4. Общая теория права (под ред. А-С. Пиголкина). Изд. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Москва 1996.
1.5. С.В. Клименко, А.Л. Чичерин. Основы государства и права. Изд. «Зерцало ТЕИС». Москва, 1996.
2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Термин «стандартизация» представляет «деятельность, направленную на достижение оптимальной степени упорядочения, в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач» (ISO/IEC GUIDE2 : 1996; ГОСТ Р 1.0-92).
В России эта деятельность регулируется Законом РФ «О стандартизации».
Государственное регулирование деятельности по стандартизации организационно, реализуется с помощью глобальной «Государственной Системы Стандартизации» (ГСС). По своей сути ГСС является «Технической Конституцией» страны, включающей практически все стороны деятельности и их результаты
За последние годы отечественное приборостроение активно адаптируется к развивающимся рыночным отношениям, действующее законодательство дало значительные свободы участникам этого процесса.
Приборная продукция занимает особое положение. СИ участвуют в измерениях, контроле, диагностике, испытаниях; позволяют получить информацию о качестве товаров и услуг, информацию о состоянии технологических процессов, что в свою очередь используется в процессах автоматизации и управления. Т.е., приборная продукция, будучи сама рыночным товаром, позволяет оценить другие товары и услуги. Использование СИ в качестве средств оценки накладывает на них специфическое требование по достоверности получаемой информации, т.к. ее дальнейшее использование влияет не только на технические, но и экономические аспекты.
Обеспечение единства и требуемой точности измерений регламентируется Законом РФ «Об обеспечении единства измерений». Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений осуществляется на базе «Государственной Системы обеспечения единства Измерений» (ГСИ),
ГСИ, приборостроение и приборопользование составляют национальную систему измерений; и естественно технический регламент измерительного дела основывается на стандартизации.
Обеспечение единства измерений является государственной функцией, поэтому принципы законодательной метрологии мало зависимы от особенностей рыночной экономики; однако, для приборостроения регламент, предлагаемый государственной стандартизацией может существенно влиять на качество приборной продукции, эффективность ее производства и использования, на ее конкурентоспособность.
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «Об обеспечении единства измерений»
Принципиальным моментом введения Закона явилось провозглашение «недостоверных результатов измерений» вне закона; установление определенных метрологических норм и правил, как юридической обязанности, и соответствующей юридической ответственности за нарушение этих норм и правил, как вида государственного принуждения.
Объективная необходимость принятия и введения в действие Закона определялась принципами правового государства, направленными на зашит>’ прав и интересов физических и юридических лиц, охрану правопорядка, интересов государства путем организации соответствующей правоисполнительской и правоохранительной
Перевод метрологической деятельности на законодательный принцип управления был связан со многими обстоятельствами, например, необходимо было:
— провозгласить для новых организационных и экономических условий «обеспечение единства измерений» государственной функцией;
— законодательно ввести для новых условий государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений;
— сохранить ДОСТИГНУТЫЙ уровень обеспечения единства измерений при переходе к рыночным отношениям, когда предприятия получают значительные свободы в выборе форм и видов деятельности и управления, в ряде случаев перестают быть государственными и становятся мало управляемыми с помощью административных методов централизованного воздействия;
— адаптировать Российскую национальную систему измерений к мировой системе;
— обеспечить отечественным производителям равные условия по отношению :к зарубежным конкурентам в решении вопросов управления качеством продукции как оперативной функции, т.е. функции, реализуемой только непосредственным исполнителем работ; достичь это, при прочих равных условиях, за счет снижения излишнего для рыночных отношений «метрологического прессинга»;
— ввести разделение видов метрологической деятельности на характерные для государственного управления и рыночных отношений;
— сохранить ранее действовавший государственный метрологический контроль и надзор только для сфер государственного управления;
— создать условия для вступления определенных видов метрологической деятельности в рыночные отношения;
— оптимально снизить расходы налогоплательщиков на государственное поддержание деятельности по обеспечению единства измерений;
— ввести соответствующие санкции за нарушение метрологических норм и правил.
В определенной степени поставленные задачи были решены.
Ст. 71 Конституции установила: «В ведении Российской Федерации находятся:
. стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени».
Тем самым, нормативно-правовой акт, обладающий высшей в стране юридической силой, учредил основные принципы для метрологической деятельности.
Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», обладающий высшей юридической силой в областях метрологической деятельности, установил правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации.
Как известно, управление требует выбора объектов и реализации воздействий на них. организации функциональной и обеспечивающей частей, в целом формирования системы <3.3].
Закон распространяется на все звенья Российской системы измерений (ГСИ) [3.2] и реализуется через Государственную систему обеспечения единства измерений (ГСИ) [3.1] как научно-техническую и организационно-правовую систему управления. Правила и нормы для РСИ устанавливаются в ГСИ в соответствии со ст. 5 Закона. По своей сути статьи 5, 6. 7 и частично ст. 9 Закона составляют основы законодательной метрологии.
Термин «служба» предполагает исполнение обязанностей, однако в общем составе Государственной метрологической службы (ГМС) находятся как Государственные наличные метрологические центры (ГНМЦ). которые в соответствии со ст. 10, п.2 Закона несут ответственность за основы законодательной метрологии, так и органы Государственной метрологической службы (ОГМС), имеющие исполнительские ‘функции; кроме того, ОГМС осуществляют государственный метрологический контроль и надзор (ГМКиН). Таким образом, законодательная. исполнительская и надзорная деятельность осуществляется в одной структуре:
метрологические службы. Кроме того, ГМКиН осуществляется в органах
Государственной метрологической службы.
Ст. 10 Конституции Российской Федерации установила: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной
Принцип разделения властей принят многими демократическими государствами [3.4], провозглашен Конституцией Российской Федерации и его воплощение в реализацию государственной функции может принести значительный эффект. Основы законодательной метрологии должны составлять государственную монополию и могут формироваться только в ГНМЦ, деятельность которых не должна кем-либо дублироваться, особенно исполнительными структурами. Государственный метрологический надзор не должен осуществляться службой, за деятельностью
которой он обязан следить.
По разделу III Закона целесообразно отметить, что ГМС составляют только ГНМЦ и ОГМС. Кроме того, существуют Государственные службы времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ). стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО), стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД), которые являются иными государственными службами обеспечения единства измерений. Госстандарт России осуществляет руководство ими и координацию их деятельности. Связано это с тем, что деятельность этих служб в значительной части выходит за границы Госстандарта
Важным моментом раздела III Закона является обязательность создания
Важным моментом является возможность распространения ГМКиН на другие сферы деятельности, что определяется нормативными актами власти на местах.
Ст. 14 Закона устанавливает порядок утверждения типа средств измерений, что в современных условиях заменяет проведение государственных испытаний СИ. Статья устанавливает международный порядок официального оформления нового средства измерения.
Ст. 15 Закона «Поверка средств измерений» касается технических средств, используемых в сферах ст. 13 Закона, проводится органами ГМС при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации СИ. Учитывая тот факт, что органы ГМС технически и организационно не имеют возможности проводить поверку всего парка средств измерений страны, предусмотрено делегирование права поверки аккредитованным метрологическим службам юридических лиц; порядок аккредитации определяется Правительством Российской Федерации.
Следует отметить, что проведение поверки при ввозе по импорту в действительности повторяет проведение первичной поверки (калибровки) СИ при их изготовлении на фирме. В этом случае потребитель дважды оплачивает первичную поверку. Однако в соответствии с документами Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ) имеется принципиальная возможность признания первичной поверки (калибровки) зарубежной фирмы.
Раздел V Закона интересен тем, что устанавливает порядок работы со средствами измерений, используемыми вне сфер ст. 13 Закона и по сути, это регламент добровольных действий, что могло бы в Законе отсутствовать. Но на этапе перехода к законодательному принципу управления эта достаточно большая масса СИ оказалась бы вне связи с законодательной метрологией, а отчуждение СИ от государственных эталонов, норм и правил по метрологии грозит потерей единства измерений.
Формулировка ст. 23. п.1: «Средства измерений, не подлежащие поверке, могут подвергаться калибровке. » означает, что формальный подход позволяет не проводить калибровку СИ. Однако следует учитывать, что неподтверждение метрологических характеристик для СИ не позволяет техническое средство отнести к классу средств измерений.
Раздел VI Закона устанавливает ответственность за нарушение положений настоящего Закона; предусматривается уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность. Мера воздействия устанавливается в соответствии с действующим законодательством. Выбор вида юридической ответственности при правонарушении достаточно сложен. Как известно, в соответствии с принципами юридической ответственности, взыскание или наказание должно соответствовать тяжести содеянного. В этом плане чисто метрологические нарушения не выглядят достаточно серьезными. Однако нарушения метрологических правил и норм могут быть весьма опасны последствиями, часто отдаленными. В этой деятельности государственному метрологическому надзору предстоит установить более тесную связь с прокуратурой и судами, выработать подходы к оценке метрологических нарушений во взаимодействии с общей системой права.
Ст. 26 Закона установила рамки деятельности, которая в обязательном порядке должна подлежать государственному финансированию. Сюда отнесена деятельность, результаты которой принципиально не могут вступить в рыночные отношения, стать рыночным товаром.
Заключительная ст. 27 Закона определила перечень метрологических работ и услуг, оплачиваемых в соответствии с условиями заключаемых договоров. Признано, что результаты этой деятельности являются рыночным товаром.
Таким образом. Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» перевел метрологическую деятельность на законодательный принцип управления, определил сферы государственного управления, предложил перевести деятельность вне этих сфер в рыночные отношения. В связи с этим трудно переоценить роль этого Закона для современных условий.
Вместе с тем практика применения Закона показала, что целесообразно ряд его положений уточнить и развить, в том числе с учетом изложенного.
3.1. Богомолов Ю.А. Принципы государственного управления метрологической деятельностью в Российской Федерации. Законодательная и прикладная метрология. 1994, No6.
3.2. Богомолов Ю.А., Исаев Л.К. Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений. Измерительная техника. 1994, No 2.
3.4. История политических и правовых учений. Учебник. Под ред. B.C. Нерсесянца. Москва, 1997.
4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Метрологическая деятельность весьма разнопланова и своеобразна. Ее теоретической основой является наука метрология; собственно процесс деятельности определяется понятием метрологическое обеспечение; а регулирование взаимоотношений в этой деятельности возлагается на государственную функцию;
— обеспечение единства измерений.
Метрологическая деятельность возникла и развивалась как деятельность прикладного характера, поэтому в значительной своей части она естественно участвует в общих рыночных отношениях, однако ее результаты должны отвечать особым требованиям «единства измерений»; в силу этого метрологическая деятельность является предметом правового регулирования, объектом воздействия права.
Закон установил, что таким органом является Госстандарт России.
Госстандарт России разработал и ввел в действие около сорока нормативных документов по обеспечению единства измерений.
Новое типовое положение о метрологической службе представляет ПР 50-732-93 «ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц».
В условиях рыночных отношений весьма полезны правила ПР 50.2.015-94 «ГСИ. Порядок определения стоимости (цены) метрологических работ».
Требования к головным и базовым организациям по метрологии, а также установление их компетентности регламентируются ПР 50.2.008-94 «ГСИ. Порядок аккредитации головных и базовых организаций метрологических служб государственных органов управления Российской Федерации и объединений юридических лиц».
Ранее проводившиеся государственные испытания средств измерений заменены испытаниями с целью утверждения типа; их новый порядок установлен в ПР 50.2.009-94 «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений», МИ 2146-95 «ГСИ. Порядок разработки и содержание программ испытаний средств измерений для целей утверждения их типа», ПР 50.2.010-94 «ГСИ. Требования к государственным центрам испытаний и порядок их аккредитации», ПР 50.2.011-94 «ГСИ. Порядок веления Государственного Реестра средств измерений».
Испытания средств измерений на добровольной основе могут проводиться в «Системе сертификации средств измерений», что регламентируется МИ 2277-93 «ГСИ. Система сертификации средств измерений. Основные положения и порядок проведения работ». МИ 2278-93 «ГСИ. Система сертификации средств измерений. Органы по сертификации», ПР РСК 002-95 «Калибровочные клейма», МИ 279-93 «ГСИ. Система сертификации средств измерений. Порядок ведения Реестра Системы».
Вопросы поверки получили пояснения в ПР 50.2.006-94 «ГСИ. Порядок проведення поверки средств измерений», МИ 1837-93 «ГСИ. Типовое положение о контрольно-поверочном пункте территориального органа Госстандарта РОССИИ),’, ММ 2284-94 «ГСИ. Документация поверочных лабораторий», ПР 50.2.007-94 «ГСИ. Доверительные клейма», ПР 50.2.012-94 «ГСИ. Порядок аттестации поверителей средств измерений», ПР 50.2.014-96 «ГСИ. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений», МИ 2273-93 «ГСИ. Области использования средств измерений, подлежащих поверке», МИ 2322-95 «ГСИ. Типовые нормы времени на поверку средств измерений».
Для упорядочения деятельности по калибровке средств измерений Госстандарт России создал «Российскую систему калибровки», ее документы: ПР 50.2.017-95 «ГСИ. Положение о Российской системе калибровки», ПР 50.2.016-94 «ГСИ. Требования к выполнению калибровочных работ», ПР 50.2.018-95 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ», Р РСК 001-95 «РСК. Типовое положение о калибровочной лаборатории», ПР РСК 002-95 «РСК. Калибровочные клейма».
С 1 июля 1997 г. введен новый ГОСТ Р 8.563-96 «ГСИ. Методики выполнения измерений», дополнительная регламентация этих работ дается в МИ 2377-96 «ГСИ. Разработка и аттестация методик выполнения измерений», ПР 50.2.013-97 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов».
Определенные виды метрологической деятельности в соответствии с Законом требуют лицензирования, что проводится в соответствии с ПР 50.2.005-94 «ГСИ. Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений».
Надзор за метрологической деятельностью, выполнением метрологических правил и норм осуществляется в соответствии с ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм», ПР 50.2.003-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций», ПР 50.2.004-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже», МИ 2304-94 «ГСИ. Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц».
Кроме перечисленных документов разработан ряд рекомендательных материалов:
— МИ 2357-95 «ГСИ. Порядок разработки и реализации программ метрологического обеспечения отраслей народного хозяйства, важнейших научно-технических проблем»;
— МИ 2240-92 «ГСИ. Анализ состояния измерений, контроля и испытаний на предприятии, в организации, объединении. Методика и порядок проведения работ»;
— МИ 2386-96 «ГСИ. Анализ состояния измерений, контроля и испытаний в центрах (лабораториях), осуществляющих сертификацию продукции и услуг. Методика проведения работ»;
— МИ 2427-97 «ГСИ. Оценка состояния измерений в испытательных и измерительных лабораториях».
В условиях законодательного принципа управления метрологической деятельностью целесообразно изучить также Временные методические указания «ГСИ. Применение юридических санкций за нарушение метрологических правил и норм. а также Р 50.1.009-96 «Рекомендации по стандартизации. Порядок рассмотрения органами Госстандарта России дел об административных правонарушениях».
5. О МЕТРОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ
Основные принципы обеспечения метрологического контроля устанавливаются международным документом No 16 Международной организации законодательной метрологии (МД No 16 МОЗМ «Принципы обеспечения метрологического контроля»). Этот документ рекомендует включать в систему метрологического контроля следующее:
— испытание и утверждение типа средств измерений;
— требования к монтажу средств измерений;
— поверка как на предприятии, так и на месте эксплуатации;
— определенная периодичность поверки средств измерений после выпуска из производства;
— требования к условиям эксплуатации,
— специальные требования к оператору, например, выдача удостоверения;
— требования к эксплуатации, такие, как сбор данных и установление пределов для объектов измерений;
— требования к ремонтному персоналу, например, выдача удостоверений, аттестация испытательного оборудования и поверка исходных средств измерений.
Выбор стратегии в организации и проведении метрологического контроля осуществляется должностными лицами, которые имеют возможность при ограниченных метрологических ресурсах использовать политику ограниченного вмешательства в процессы изготовления и эксплуатации. При этом законодательная метрология, обеспечивая единство измерений, должна основное внимание уделять вопросам «соблюдения регламентов», а не «предоставлению услуг». В конечном итоге объем метрологического контроля в каждом конкретном случае соразмеряется с требованиями действующего законодательства при постоянно сохраняющейся угрозе применения юридических санкций должностными лицами, осуществляющими метрологический надзор.
утверждение типа средств измерений;
поверку средств измерений, в том числе эталонов;
лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонт), продаже и прокату средств измерений.
Вам рекомендуется изучить очередной метрологический подзаконный акт ПР 50.2.009-94 «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений». Эти испытания проводят государственные научные метрологические центры, аккредитованные в качестве государственных центров испытаний средств измерений. Испытания проводятся по специально оформляемым программам. которые соответствуют МИ 2146-95 «ГСИ. Порядок разработки и содержание программ испытаний средств измерений для целей утверждения их типа».
Итогом проведения указанных испытаний является (при положительных результатах) включение типа средства измерений в Государственный реестр средств измерений и выдача государственного сертификата об утверждении типа средств измерений, приложение к сертификату имеет полное описание данного типа со всеми, п 1.ч. метрологическими, характеристиками. По своей сути эта процедура и ее результаты направлены на включение конкретного средства измерений в национальную систему измерений при определенных гарантиях метрологического обеспечения выполняемых этим средством измерений.
6. О ПОВЕРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный» (Библия, Ветхий завет. Третья книга Моисея, Левит).
Весьма важным является вопрос первичной поверки СИ при выпуске из производства. В принципе, она обязательна только для СИ, которые будут использоваться в сферах ГМКиН, для применения вне этих сфер достаточно провести первичную калибровку СИ, Однако, когда приборостроительное предприятие планирует организовать серийное производство средства измерений, целесообразно провести его испытания с целью утверждения типа, включить его в Государственный реестр средств измерений и организовать первичную поверку при выпуске из производства. Такие СИ могут использоваться во всех сферах и в т.ч. сферах распространения ГМКиН, что расширяет круг их потребителей. Далее потребители могут использовать это СИ, осуществляя периодическую калибровку, но, приобретая его, они не ограничивают себя в областях применения.
На сегодня в России в эксплуатации находится около одного миллиарда средств измерений; если хотя бы половина из них нуждается в поверке, то этот объем работ не соответствует техническим и организационным возможностям Государственной метрологической службы (ГМС). Ст. 15 Закона предусматривает: «По решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. Порядок аккредитации определяется Правительством Российской Федерации». В свою очередь. Госстандартом России выпущен документ ПР 50-2.014-96 «ГСИ. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений».
История показывает, что в России государственная функция «обеспечение единства измерений» всегда выполнялась на высоком уровне. Так, немец-опричних Генрих Штаден в своих «Записках» говорит об Иване Грозном: «Нынешний великий князь достиг того. что по всей Русской земле, по всей его. державе одна вера, один вес. одна мера».
6.1. ГОСТ 8.009-84 «ГСИ. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений»
6.2. Основные термины в области метрологии. Словарь-справочник. М. Изд-во стандартов,1989
6.3. Н.А. Шостьин. Очерки истории русской метрологии. М. Изд-во стандартов. 1975
7. ПОВЕРКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ
В соответствии со Ст. 15 Закона поверка СИ осуществляется органами Государственной метрологической службы (ОГМС); по решению Госстандарта России право поверки СИ может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. В настоящее время право самостоятельно проводить поверку имеет весьма ограниченное количество МС юридических лиц, при этом это право в большей части выдается при условии проведения поверки только тех СИ, которые принадлежат предприятию- Однако организационные и технические возможности ОГМС весьма ограничены, поэтому ‘делегирование права поверки метрологическим службам юридических лиц является объективной необходимостью и должно осуществляться Госстандартом России для выполнения государственной функции обеспечения единства измерений.
Целесообразно также ознакомиться с документом: МИ 2284-94 «ГСИ. Документация поверочных лабораторий». Эти рекомендации уточняют номенклатуру документов, которые необходимо иметь МС для деятельности и прохождения аккредитации на право поверки СИ в соответствии с Правилами по метрологии ПР 50.2.014-96 «ГСИ. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений».
8. КАЛИБРОВКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ
Ст. 11 (п.2) Закона определяет калибровку как вид метрологического контроля и разрешает ее проведение метрологическим службам юридических лиц без каких-либо ограничений.
Исходя из положений Закона, калибровка не подлежит государственному метрологическому надзору, а необходимость ее проведения определяется только на предприятии, изготавливающем или использующем средство измерений. Это подтверждает Ст. 23 Закона, в которой, применительно к средствам измерений, не подлежащим поверке, говорится, что они «могут подвергаться калибровке». Данное положение нуждается в особом комментарии.
В соответствии со Ст. 23 Закона «заинтересованные метрологические службы юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ». «В этих случаях аккредитованным метрологическим службам предоставляется право выдавать сертификаты о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали». «Калибровочная деятельность аккредитованных метрологических служб юридических лиц контролируется государственными научными метрологическими центрами или органами Государственной метрологической службы в соответствии с условиями заключаемых договоров». Порядок аккредитации. выдачи сертификата о калибровке или нанесения калибровочного знака, а также требования к выполнению калибровочных работ устанавливаются Госстандартом России.
В рамках Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) Госстандартом России создана и введена в действие «Российская система калибровки» (РСК). Эта система может быть отнесена к группе научно-технических и организационно правовых систем (Рис. 8.1), деятельность которых регулируется внутренней системой нормативных документов.
Предлагается изучить ряд нормативных документов, разработанных и введенных для упорядочения метрологической деятельности по калибровке СИ:
МИ 2304-94 «ГСИ. Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц»;
ПР 50.2.017-95 «ГСИ. Положение о Российской системе калибровки», утверждены приказом Госстандарта России от 24.04.95 No 54 и зарегистрированы Минюстом России 03.12.96 подNo 1205;
ПР 50.2.016-94 «ГСИ. Требования к выполнению калибровочных работ» приняты постановлением Госстандарта России от 21.09.94 No 17 и зарегистрированы Минюстом России 24.01-95 под No782;
Р РСК 001-95 «Типовое положение о калибровочной лаборатории». утверждено распоряжением Центрального органа РСК от 24.05.95 под No 1:
ПР 50.2.018-95 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ», приняты постановлением Госстандарта России от 28.12.95 No 95, зарегистрированы Минюстом России 27.02.96 подNo 1037.
Кроме этих документов по вопросам калибровки СИ Госстандартом России выпушены:
ПР РСК 001-95 «Порядок регистрации государственных научных метрологических центров и органов Государственной метрологической службы в качестве аккредитующих органов в Российской системе калибровки»;
ПР РСК 002-95 «Калибровочные клейма»,
9. ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Под метрологическим обеспечением (МО) измерений понимается «деятельность метрологических и других служб, направленная на: создание в стране необходимых эталонов, образцовых и рабочих средств измерений; правильный их выбор и применение;, разработку и применение метрологических правил и норм; выполнение других метрологических работ, необходимых для обеспечения требуемого качества измерений на рабочем месте, предприятии (организации), в министерстве (ведомстве), народном хозяйстве» [9.1].
Для промышленных предприятий, разработчиков и пользователей средств измерений практический интерес представляет часть МО, связанная с деятельностью метрологической службы (МС) предприятия. В связи с этим широкое распространение получили термины «метрологическое обеспечение предприятия», «метрологическое обеспечение производства» (МОП) [9.2].
МОП, в основном, включает:
— анализ состояния измерений;
— установление рациональной номенклатуры измеряемых величин и использование средств измерений (рабочих и эталонных) соответствующей точности;
— проведение поверки и калибровки средств измерений;
— разработку методик выполнения измерений для обеспечения установленных норм точности;
— проведение метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации;
— внедрение необходимых нормативных документов (государственных, отраслевых, фирменных);
— аккредитацию на техническую компетентность;
— проведение метрологического надзора.
В условиях рыночных отношений, когда основной целью предприятия является прибыль, используемые средства измерений, как часть основных фондов, должны работать на эту основную цель.
МОП должно в определенной степени обеспечивать оптимизацию управления технологическими процессами и предприятием в целом, стабилизировать процессы, поддерживать качество изготовления продукции. При этом затраты на МОП должны соответствовать масштабам производства, сложности технологических циклов и в конечном счете не только окупаться, но и возвращаться прибылью. В оценке адекватности и экономической эффективности МОП могут оказать серьезную организационную и методическую помощь разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ВНИИМС) рекомендации МИ 2240-92 «ГСИ. Анализ состояния измерений, контроля и испытаний на предприятии, в организации, объединении».
Документ может быть использован при разработке и сертификации систем качества, при аккредитации на техническую компетентность, для разработки программ совершенствования метрологического обеспечения и т.д. Документ содержит «методику оценивания экономической эффективности мероприятий по совершенствованию состояния измерений, контроля, испытаний, метрологического обеспечения производства на предприятии». Весьма интересно и полезно приложение 2 «Информационное обеспечение. Сценарий диалога и алгоритмы для автоматизированной обработки информации по анализу состояния измерений, контроля, испытании на предприятии». Дополнение этого материала соответствующим программным продуктом и техническими средствами позволит автоматизировать деятельность метрологической службы предприятия и сократит объем рутинных операций, облегчит расчет экономической эффективности МОП и повысит его эффективность. Весьма заманчивым является моделирование вариантов МОП с различными параметрами и последующим расчетом их экономической эффективности;
сканирование по вариантам может обеспечить автоматический поиск (выбор) оптимального МОП.
9.1. Основные термины в области метрологии. Словарь-справочник- М., Изд-во стандартов. 1989
10. АККРЕДИТАЦИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ НА ТЕХНИЧЕСКУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
В рыночных условиях предприятия, производящие продукцию или оказывающие услуги, имеют основной целью своей деятельности получение прибыли.
Одним из важных показателей рыночной экономики является преобладание предложений над спросом. В этих условиях потребитель (покупатель) отдает предпочтение производителям, которые вызывают доверие. Доверие покупателей формируется годами и завоевывается стабильным качеством. Но в условиях динамичных рыночных отношений выбор производителя (поставщика, партнера) должен решаться оперативно, и для этого разработан и реализуется ряд чисто рыночных процедур. Так сертификация систем качества производителя позволяет застабилизировать технологически процесс и обеспечить, установленное качество. При этом выборочная сертификация продукции может с уверенностью характеризовать серийное производство.
В дополнение к отмеченному, в последние годы в России масштабно разворачивается работа по анализу конкретной деятельности производителя и установлению технической компетентности в этой деятельности; эта процедура называется «аккредитация».
Если имидж аккредитующего органа безупречен, то это обеспечивает доверие потребителей (покупателей) к аккредитованному производителю товаров и услуг, что значительно сокращает для производителя сроки завоевания рынка.
Термин «аккредитация» в понятийной части связан с терминами «аттестация» и «сертификация».
Интересно взаимодействие терминов «аттестация» и «аккредитация».
Кроме уточнения функций терминология позволяет сделать определенные выводы об организации работ по аккредитации.
Целесообразно обратить внимание на положение аккредитующего (аттестующего) органа.
Положение третьей стороны в определенной степени говорит о ее независимости. В рыночных отношениях участвуют производитель и потребитель (покупатель), а также государство. Создать какое-либо юридическое лицо, абсолютно от них не зависящее, практически невозможно, т.к. в качестве учредителя (соучредителей) выступают государственные, акционерные, частные либо какие-то иные структуры, имеющие свои интересы. В мировой практике достаточно часто предпочтение отдается негосударственной некоммерческой организации («некоммерческая» говорит о том, что ее учредители не получают дивидендов).
При аккредитации юридическое лицо, как правило, стремиться получить не только документ о признании компетентности, но и повысить свой профессиональный уровень деятельности. С учетом этого выбор системы аккредитации и аккредитующего органа далеко не безразличен. В этом существует некая дилемма. Компетентность устанавливается по соответствию определенным требованиям, которые характерны для соответствующей системы (каждая деятельность связана с определенной системой). Аккредитация в собственной системе может быть необъективной, аккредитация со стороны может быть формальной, некомпетентной. Рыночный механизм нашел определенный компромисс. Компетентная система создает независимую систему аккредитации с необходимым количеством органов по аккредитации (независимую юридически, организационно и экономически). Эти органы по аккредитации проводят аккредитацию в рамках установленного порядка. В своей деятельности эта система аккредитации имеет вне штата высококвалифицированных экспертов из компетентной системы, ее создавшей. Осуществляя аккредитацию конкретного юридического лица, орган по аккредитации привлекает к работе своих внештатных экспертов, выбирая их с учетом их независимости от аккредитуемого объекта. Таким путем достигается независимость и компетентность аккредитации.
Госстандартом России в 1995 г. оформлена «Система аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий» и выпущен ряд государственных стандартов серии ГОСТ Р 51000. В частности, ГОСТ Р 51000.1 устанавливает общие требования, применяемые в Российской Федерации к системам аккредитации объектов, осуществляющих деятельность в области оценки соответствия, включая испытания, измерения и сертификацию, в обязательной (законодательно регулируемой) и (или) добровольной сферах.
В рамках ГСИ аккредитация, т.е. подтверждение компетентности, распространяется на метрологические службы предприятий, измерительные и испытательные лаборатории и т.п. Профессионально разработана аккредитация юридических лиц в таких видах деятельности, как: измерения (в частности, аналитический, радиационный контроль); поверка и калибровка средств измерений;
аттестация методик выполнения измерений; метрологическая экспертиза технической документации: осуществление метрологического надзора и др. В ГСИ аккредитация подразделяется на обязательную н добровольную; под обязательную аккредитацию попадают: испытания с целью утверждения типа средств измерений, поверка средств измерений и аттестация методик выполнения измерений. Для прохождения аккредитации на техническую компетентность необходимо иметь соответствующим образом оформленное юридическое лицо с определенной компетенцией, организованный менеджмент, достаточную техническую базу и нормативное обеспечение, а также специалистов соответствующего профиля и квалификации.
В ГСИ выпущены следующие документы по аккредитации:
ПР 50.2.008-94 «ГСИ. Порядок аккредитации головных и базовых организаций метрологических служб государственных органов управления Российской Федерации и объединений юридических лиц»;
ПР 50.2.010-94 «ГСИ. Требования к государственным центрам испытаний и порядок их аккредитации»;
ПР 50.2.013-97 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов)/;
ПР 50.2.014-96 «ГСИ. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений»;
ПР 50.2.018-95 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ»;
МИ 2278-93 «ГСИ. Система сертификации средств измерений. Органы по сертификации. Порядок аккредитации»;
МИ 2492-98 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора»;
ПР РСК 001-95 «Порядок регистрации государственных научных метрологических центров и органов Государственной метрологической службы в качестве аккредитующих органов в Российской системе калибровки»;
ПР РСК 003-98 «Порядок осуществления инспекционного контроля за соблюдением аккредитованными метрологическими службами требований к проведению калибровочных работ».
10.1. Приборы. Справочный журнал. 1999, No 1 («Управление качеством продукции», Стр. 49).
10.2. ЕОК 6 «Словарь терминов, используемых в области общего руководства качеством».
10.3. ИСО МЭК. Рук. 2 «Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности».
10.4. РОСС RU.0001.000100 «Правила по проведению сертификации в РФ».
10.5. ИСО МЭК. Рук. 48 «Руководящие положения по оценке и регистрации системы качества поставщика третьей стороной».
11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ
Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» в ст. 25 установил:
«Юридические и физические лица, а также государственные органы управления Российской Федерации, виновные в нарушении положений настоящего закона, Hecyi в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность».
Краткость записи связана с тем. что Закон устанавливает положения для сфер обеспечения единства измерений, что касается порядка и меры ответственности за возможные нарушения, то они устанавливаются соответствующими сферами права.
невыполненная поверка-СИ (бездействие). Различают два вида правонарушений:
которым руководствуются при совершении правонарушения. При этом следует учесть
Юридическая ответственность имеет несколько принципов:
19 мая 1995 г. в Российской Федерации был принят Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов Российской Федерации «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг». Этот Закон внес в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях ряд изменений и дополнений, в частности, установлено:
«Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации вправе: главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений; главные государственные инспектора республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений».
Госстандартом России выпушены два документа, связанные с рассматриваемым вопросом и названные в разделе 4 настоящего пособия:
Временные методические указания «ГСИ. Применение юридических санкций за нарушение метрологических правил и норм»;
— Р 50.1.009-96 «Рекомендации по стандартизации. Порядок рассмотрения
органами Госстандарта России дел об административных правонарушениях». Рекомендуется эти документы детально проработать.