Что такое закон целостности
Закон цельности и целостности
Вытекает из цельности мира, его материальности. Он требует подчинения всех элементов и частей произведения единому целому. Иначе композиция распадается на части. Зрительное впечатление от произведения зависит от способности художника второстепенное подчинить главному, слить в единое целое (единый организм).
– в точно найденных жизненных выразительных отношениях персонажей сюжетного центра с другими группами и окружающей средой,
– в логическом и эмоциональном построении сюжета, в определенности и согласованности поз и движений фигур в изображении психологических состояний персонажей,
– в целостности пространства,
– в целостности колорита и тоновых отношений и т.д.
В основе композиции должна лежать простая конструктивная идея, вытекающая из природы замысла художника. Главной чертой закона цельности является неделимость композиции. Художник создает центр внимания и подчиняет ему все второстепенное. «Невозможно ни рисовать, ни писать с натуры, пренебрегая законом целостности. Ни форма, ни цвет не существуют сами по себе, а только в отношении к целому, как части целого». (Кибрик ЕА.) Неделимость означает невозможность воспринимать произведение, как сумму нескольких частей, и заключается в нахождении художником конструктивной идеи, которая способна объединить все в одно целое.
Закон цельности требует связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. В совершенной композиции все должно быть настолько нужно, что нельзя убрать ни одну ее часть или даже деталь без ущерба для целого. В хорошо решенной композиции чувствуется, что ничего не хочется добавить или изменить, все связи точны и содержательны.
И последней чертой закона является неповторимость элементов композиции. Ничто в композиции не должно повторяться. Ни величины, ни пятна, ни интервалы «паузы», ни типы, ни жесты. Все близкое, подобное должно либо объединяться в единое пятно или силуэт, либо резко индивидуализироваться.
Проявление и действие закона необходимо проследить в наблюденных жизненных ситуациях. Выполнение эскизов строится на основе возможных и используемых художниками моделями построения многофигурных композиций.
ЛИТЕРАТУРА:
Н.Н. Волков «Композиция в живописи» М. «Искусство» 1977. стр.190-218
Е.В. Шорохов «Основы композиции» М. «Просвещение» 1979.
В. Ушакова «О композиции» Ж. «Юный художник» 1991. № 2 стр. 36-39.
Закон типизации и жизненной правдивости
Этот закон характеризуется тремя основными чертами:
1)Типичность характеров и типичность обстоятельств, в которых развивается действие в композиции. Типичность – это создание художественного образа, в котором через характерное передается типическое, через единичное – общее.
2)Движение и развитие во времени. Без движения нет жизни. Особенность изобразительного искусства в том, что запечатлевает оно всегда один момент, а призвано передавать жизнь движущуюся, развивающуюся, беспрерывно изменяющуюся. Этот закон предполагает передачу в одном кульминационном моменте движения признаков предыдущего и последующего состояния. Отсутствие этих черт ведет к застылости в композиции.
3) Новизна. Художественный образ содержит в себе эстетические качества и новизну композиции, нечто новое, найденное самим автором.
4) Интуиция и анализ:
Первый этап интуитивный.
Второй этап – анализ сделанного. Только гармоничное соединение интуиции и анализа позволяет создать хорошо скомпонованное, высокохудожественное произведение. Способность к творческой интуиции – проявление творческой одаренности художника. Способность к анализу, т.е. к логическому рассмотрению своего творчества необходимо развивать.
Только сумев проанализировать созданное по интуиции, художник может перейти к заключительному этапу творчества. Интуиция – анализ – интуиция, ибо искусство начинается, кончается и воспринимается чувством, объясняется при помощи анализа.
Композиционные эскизы выполняются на сюжеты по принципу однофигурного построения композиции, т. е. монолога, внутреннего действия.
ЛИТЕРАТУРА:
Н.Н. Волков «Композиция в живописи» М. «Искусство» 1977. стр.171-177.
Е.В. Шорохов «Основы композиции» М. «Просвещение» 1979.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Разбираемся в законах композиции за 10 минут
Законы композиции пригодятся иллюстраторам, визуализаторам и дизайнерам. Чтобы узнать все самое необходимое, достаточно нашей статьи.
Любая дизайнерская работа, будь то иллюстрация, визуализация или
3D-сцена, начинается с построения композиции.
Связь между объектами
Построение композиции стоит начинать с распределения ролей задействованных объектов. Если каждый из них будет притягивать внимание в равной степени, то зритель просто растеряется и не поймет, чему посвящена картинка, и, скорее всего, посчитает ее неинтересной. Именно поэтому важно подчеркнуть главный объект визуализации и, уже отталкиваясь от него, строить композицию, пользуясь приемами привлечения внимания, о которых мы поговорим ниже.
Золотое сечение
Про принцип построения композиции на основе золотого сечения слышали даже те, кто не имеет ничего общего с миром искусства. Интересно, что он использовался еще древними египтянами при строительстве пирамид, хотя историки и спорят о том, насколько осознанно жители Древнего Египта применяли золотое сечение.
Первое упоминание принципа связывают с именем Евклида, который применил золотое сечение для построения правильного прямоугольника. В искусстве принцип получил широкое распространение начиная с Леонардо да Винчи — наверняка вы знаете его легендарный рисунок «Витрувианский человек», наглядно демонстрирующий связь этого принципа с пропорциями человеческого тела.
Пишет про дизайн в Skillbox. Работает директором по маркетинговым коммуникациям, изучает рекламную графику и 3D.
Закон целостности
Закон целостности — это основной закон, на базе которого формулируется понятие «композиция». Согласно этому закону, невозможно изъять из изображения или добавить в него какие-то элементы без ущерба для первоначального замысла, также целостность изображения невозможно свести к простой, механической сумме его элементов, не изменив первоначального замысла. То есть любая замена, изъятие объектов, перемещение или добавление их приведет к изменению первоначальной идеи. Абстракционисты не любят этот закон и даже отрицают его, потому что им не нравится исходный постулат этого закона — замысел (идея). Им нужна свобода не только в написании картины, но и в понимании другими того, что «нарисовано». С их взглядами нет смысла спорить. Действительно, художественное творчество как постоянный поиск должно быть свободным, — это, как мы отмечали выше, — своеобразная игра, забава. А какие могут быть ограничения забавных игр? Ведь такие игры не убивают никого и ничего, кроме самого искусства — высшей формы одухотворенного мастерства.
Художники рекламы тоже не любят разговоров о законе целостности, во-первых, потому что они проходили в основном художественную школу. А как известно, сегодня почти все художественные и фотографические школы строятся на авторитете педагога. Хотя в настоящее время проведенные научные исследования в области восприятия визуально-образной информации помогают рационально построить рекламное объявление таким образом, чтобы большинство зрителей воспринимали картинку в соответствии с рекламной идеей. Хотя проблемы с идеями есть. За рекламную идею в России почти ничего не платят в отличие от развитых стран, где отличная идея стоит до 60% от стоимости всей рекламной кампании. В России основная масса денег уходит на компьютерную подготовку и производство рекламного объявления. А коли идея не оплачивается, зачем тратить на нее время? Поэтому идей очень мало. А если идей нет, зачем говорить о композиции?
Если же мы хотим, чтобы наша реклама работала и увеличивала продажи, то должны выполняться пять основных требований: самореклама рекламного объявления, информация, эмоция, запоминание, побуждение к действию.
Простейшей проверкой совершенства композиции является следующий прием: прикрыть один из изображенных предметов. Если после этого происходит изменение в передаче идеи или зрительного ощущения, то композиция совершенна. Если же при закрытом объекте или части изображения этих изменений не происходит или изображение становится даже лаконичнее, выразительнее, значит, эта композиция несовершенна. Если в рекламное объявление можно дополнительно ввести изображение какого-то объекта, которое не ухудшит, а улучшит его, и реклама станет более выразительной, то это означает, что первоначальная композиция несовершенна, то есть нарушен закон целостности.
На рис. 223 приведен пример типичного нарушения закона целостности. Аргументируем: 1 — нет четкой идеи, и потому это скорее не реклама, а простое объявление; 2 — нет СВКЦ; 3 — много всего на плоскости и любое изъятие изображенных объектов ничего не изменит в композиционном решении, а сделает его лаконичнее. Это можно легко проверить, прикрыв любую часть этой иллюстрации.
В деятельности авторов любого художественного произведения всегда нужно оставлять нечто, что позволит зрителю иметь возможность доосмыслить увиденное. Однако перегруженность приведенного примера такой возможности не оставляет. К положительному моменту этого рекламного объявления следует отнести выбор колорита — цветового решения: изображение желтых предметов на черном фоне. Это всегда наиболее удачный вариант цветового решения в рекламе изделий из золота.
На рис. 224 — типичный пример абсолютного нарушения закона целостности. Здесь при изъятии даже более половины нижней части рекламы ничего не изменится.
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №2
Основные принципы (законы) композиции:
— целостность,
— равновесие,
— соподчиненность, подчиненность второстепенного главному, то есть наличие доминанты;
Если взять такую фигуру, как круг, и расположить его в геометрическом центре плоскости, то, казалось бы, должен получиться эффект наиболее устойчивого равновесия. Но зрительно круг воспринимается сдвинутым немного вниз.
По законам зрительного восприятия, в силу оптических иллюзий глаз переоценивает верхнюю часть и недооценивает нижнюю часть плоскости, поэтому любую фигуру, чтобы она казалась расположенной в центре, необходимо немного поднять вверх.
На вес изобразительных элементов влияет их форма.
Геометрически правильная форма воспринимается тяжелее, чем неправильная. Самой тяжелой фигурой является квадрат в устойчивом положении. Треугольник устойчив в том положении, когда одна его сторона совпадает с горизонталью плоскости.
Мозг человека может одновременно активно воспринять не более 5-7 элементов или групп. При большом количестве элементов композиция не воспринимается как целое и кажется раздробленной. Потребность «организовать», «группировать» элементы формы является свойством человеческой психики.
Правила группировок основаны на применении «принципа подобия». Группирующий эффект может возникать в нашем сознании путем:
• «подобия по размерам»,
• «подобия на основе формы»,
• «подобия по скорости»,
• «подобия света и цвета»,
• «подобия по расположению» (правилом близости или родства),
• «подобия пространственной ориентации»,
• «подобия по направлению».
✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР
• Поддержкой называют второстепенные элементы/мотивы, которые поддерживают композиционный центр. Поддержка всегда менее активна, чем главный композиционный элемент.
Видеошкола. Статья третья: «Законы композиции»
Латинское слово «композиция» (composition) означает «сочинение, сопоставление, соединение, связь». То есть соединение, сочетание отдельных компонентов в единое целое. Ключевое слово здесь – «единое». Значит, композиции подчиняется не только кадр, но и монтаж, каждый эпизод, весь фильм – в том числе и любительский. Композиция основана на объективных законах соединения и сочетания элементов в единое целое. Она не досужая выдумка, а открытые законы восприятия человеческой психики. Не соблюдать их, значит воевать с природой – своей и зрительской. Как Вы думаете, за кем всегда останется в этом случае «поле боя»?
Эта статья написана как конспект основ композиции. Для тех, кто делает первые шаги и заинтересуется более глубоким изучением ее законов, она может стать первым шагом к специальной литературе. Здесь же собрана только «выжимка» основ – базовая «памятка на каждый день» и для любителя, и для профессионала.
К.С.Станиславский говорил о том, что любое произведение «зарождается с того момента, как создается непрерывная тянущая линия звука, голоса, рисунка, движения». Значит, и первый закон любой композиции – закон целостности.
ЗАКОН ЦЕЛОСТНОСТИ – приведение всех элементов произведения к единому целому, непрерывному во времени и пространстве.
Увы, именно нарушение этого закона чаще всего и подводит любителя, делая его фильм «свалкой» никак не связанных эпизодов. Сколько раз большинству из нас вместо цельных законченных роликов о поездке на рыбалку, потом Дне рождении и т.д., приходилось видеть безумную смесь всевозможных, никак не связанных эпизодов, собранных вместе только потому, что именно в таком порядке они снимались! Но ведь любые кадры – это не фильм, а лишь исходный материал для него. «Сырые» немонтированные съемки отличаются от фильма так же как словарь – от рассказа. Другое дело, что рассказ может быть хорошим или плохим, интересным или нет, но для того, чтобы он хотя бы приблизился к рассказу, нам нужно отобрать определенные слова, выстроить их в предложения, описать ими некое событие. Любой фильм, даже самый простой – тот же рассказ, только сделанный на основе движущихся запечатленных камерой изображений.
Так же как слова в рассказе, кадры должны сложиться в осмысленную, пусть и очень простую историю. Например, о том, как ваш ребенок пошел в школу, или жена приготовила обед, или вы с друзьями съездили на рыбалку. Если вы поставите себе такую задачу еще до съемки и определите, про что будет ваше «кино», если вы будете помнить об этом, снимая каждый кадр, тогда у вас будет шанс собрать на экране цельное и внятное. То есть сделать пусть простой и любительский, но фильм, а не просто показать родным и друзьям набор лучше или хуже снятых кадров, которые они будут смотреть с той же тоской, с какой вы смотрите семейный альбом троюродной тети своей тещи.
В конце концов, вспомните свои собственные чувства: разве в любом фильме вас самих интересовало, кроме самой истории и того, как именно она рассказана? И разве интересно смотреть фильмы, в которых история отсутствует (такой и будет сложно) или рассказана невнятно?
Рассказывая с экрана историю, вам придется отбрасывать все лишнее, мешающее ее внятному восприятию, то есть привести все кадры, монтажные фразы и эпизоды к единству и целостности. Ценность каждого кадра, каждой фразы, каждого эпизода определяется только его значением в рамках рассказываемой вами истории.
Но ведь не каждый элемент обладает ценностью. Одни могут дать нам ключ к считыванию, пониманию ситуации или характера. А другие наоборот, будут загромождать смысл ненужными подробностями, запутывать зрителя, скрывать и размывать главное. В каком случае каждый конкретный элемент (кадр, деталь, эпизод и пр.) окажется жизненно важным, а в каком – лишним, может решить только сам автор.
Допустим, если в «дорожном» сюжете из второй статьи вы решили показать жену как растяпу, то оставленный на дороге ключ «балонник» акцентирует вашу мысль. Но если задача будет прямо противоположная, то та же деталь – забытый ключ – разрушит создаваемый вами на экране характер.
Тогда главный критерий использования любой детали, кадра, ситуации – помогают они передать нужные смыслы (мысли и чувства) или наоборот, мешают созданию цельности, внятному пониманию рассказываемой с экрана истории. Каждый раз нам нужно определиться: необходимы они или случайны? сочетаются с остальными элементами или наоборот входят с ними в логическое противоречие? И все, что разрушает единство, цельность, должно безжалостно выбрасываться.
Но где критерий этого отбора? Он во втором законе композиции – законе типизации.
ЗАКОН ТИПИЗАЦИИ – отбор основных деталей происходит по принципу их типичности для данной ситуации или персонажа. Отобранные типичные элементы должны быть тождественны друг другу и общему замыслу.
То есть, если вы задумали снять рыбалку вашего приятеля, а для него обычна везучесть, то вытаскивание подряд десятка рыб будет типичным эпизодом, а полное ведро рыбы в финале – типичной деталью. Если нет – тогда придется либо от этих элементов отказаться, либо выстраивать эпизод так, чтобы ваш зритель понял, что, например, именно ваша съемка и приманила к приятелю всю рыбу.
Если вашему приятелю везет на рыбалке, то вытаскивание
подряд десятка рыб будет типичным эпизодом, а полное ведро
рыбы в финале – типичной деталью
Но если мы будем отбирать в персонаже или ситуации лишь некие типичные черты, то в итоге получим на экране, вместо живых людей и событий, лишь некую «подборку» общих мест, «архив» типичных признаков. Но ведь человек разнообразен, каждый из нас интересен и ценен как персона, личность – поэтому именно личность мы и стремимся запечатлеть, в том числе и в бытовой съемке. И каждая ситуация заражает нас эмоционально не как вариация общей типичной схемы, а благодаря своим уникальным качествам. Значит, отбираться должны не только типичные, но и характерные, индивидуальные детали. Типизация не должна отметать или отодвигать на задний план личностных черт. Но если типичные и индивидуальные черты будут противоречить друг другу, то на экране получится полный сумбур. Поэтому третьим законом композиции является закон сочетания и сопоставления.
ЗАКОН СОЧЕТАНИЯ И СОПОСТАВЛЕНИЯ – элементы, отобранные как типичные или характерные не должны противоречить друг другу и разрушать понимание смыслового значения, которое они несут.
То есть, если вы хотите показать, что ваш приятель – стильный пижон, то вряд ли стоит вставлять в монтаж кадры, где он ходит в драных джинсах или садится за руль старенького «Запорожца». Все кадры с ним тогда надо отбирать по принципу выявленности этих качеств: акцентированности на «стильности» и «пижонстве».
Но что будет, если мы отберем все детали по одному признаку? Если мы будем играть музыку, барабаня по одной ноте или писать картину одной краской? Музыка получается благодаря разнице высоты нот, а картина – сочетанию разных цветов, полутонов и оттенков.
Более того, даже типичные черты никогда не бывают одноплановыми. Например, чем более жесток, жаден и злобен человек, тем более высокие оправдания – «общим благом» или «высшей справедливостью» – он будет находить своим поступкам. Больше всех хвастается своим интеллектом и познаниями во всех областях свойственно именно дуракам. «Все познается в сравнении», – говорили древние.
Отсюда и возникает закон контрастов.
ЗАКОН КОНТРАСТОВ – сопоставляемые элементы должны, не нарушая законов целостности, сочетания и сопоставления, быть контрастны, конфликтны по отношению друг к другу, подчеркивая, в соотношение друг с другом, диапазон различий.
Это касается и каждого из персонажей, и их соотношений друг с другом, и всех ситуаций. То есть, если «Запорожец» будет разрушать образ «стильного пижона», то тот же «Запорожец» на фоне стильного «Форда» его усилит, акцентирует. Так же как грязная телогрейка подчеркнет стильность костюма «от Кардена».
По закону контрастов сопоставляемые элементы подчеркивают, в соотношение друг с другом, разницу объектов. В кадре, который вы видете выше, общий контраст возраста усиливается контрастными деталями : фактур кожи (девичье лицо и рука старухи), закрытостью-открытостью (открытая голова одной и платок на второй) и т.д.. Закон сочетания и сопоставления здесь выполняется за счет аналогий: оба персонажа женщины, их кофты похожи по цвету и фактуре и пр.. Объединяет героев действие (жест поза), эмоциональное состояние, подчиняя кадр идейному замыслу. Оба персонажа очень типичны. В итоге все элементы кадра приведены к цельности и его смысл легко «прочитывается» зрителем.
Закон типизации требует тождественности, а закон контраста – конфликтности и разнообразия. Чтобы избежать парадокса, нам нужен некий принцип, приводящий их к согласию, к той самой целостности, которую провозглашает первый закон композиции. Этот принцип в композиции называется законом подчинения идейному замыслу.
Если вы хотите оставить своим детям добрую память о деде или «дискредитировать» в их глазах свою тещу, сделать это с камерой проще простого. Не зависимо, увы, от объективной реальности. Для этого достаточно точно определиться с задачей, а затем, в соответствии с законами композиции, отобрать нужные элементы и выстроить их, по тем же законам, в определенном порядке. Например, сочетание постоянно недовольного ворчания тещи, контрастно соединенное с «добродушием» папы (даже снятыми в разное время и в разных местах), повторенное в нескольких эпизодах, создаст на экране вполне неприглядный характер первой и покажет «невинные страдания» второго. Но пара, а то и один эпизод, который ярко покажет противоположные качества характера тещи (например, где она накормит всех вкусными пирогами), этот негативный образ наверняка разрушит.
А если вы задумали показать на экране свою подругу идеальной красавицей, то вам придется искать и отбирать для съемки только те эпизоды, где она действительно хорошо выглядит. И исключать все кадры и эпизоды, где она не только одета в затрапезный халат, но и злится (злое лицо и на экране, и в жизни некрасиво), ест (процесс еды всегда на экране выглядит неэстетично), плачет и т.д. И еще один совет – снимайте ее рядом с некрасивыми подругами.
Конечно, все законов здесь описаны в предельно простом виде, а примеры приведены самые доступные для понимания. Чтобы максимально подробно и точно описать, как работают законы композиции в любом, даже самом простом любительском фильме, понадобился бы объем книги. Но существуют приемы, помогающие кратчайшим путем достичь требуемых ими результатов. Все, что будет описано в следующих статьях, будет подчинено законам композиции: зрячий да увидит!