Что такое закон моисеев
Что такое “Закон Моисея” и “Закон Иисуса Христа”?
Что такое “Закон”? Что такое “Закон Ветхого Завета”? Что такое “Закон Моисея”? Что такое “Закон Иисуса Христа”? Я постоянно слышу эти термины и хотел бы разобраться в том, чем они отличаются (если такие отличия есть)?
Закон Моисея и закон Иисуса Христа
Слово “Закон” в Библии чаще всего относится к Закону Моисея, представлявшего из себя правовую систему/ соглашение, заключенное на горе Синай во времена блужданий в пустыне под предводительством Моисея. Есть случаи, когда “Закон” подразумевается в расширенном толковании. Например, в послании Колоссянам 2:14, когда Павел упоминает “рукописание”, он, возможно, говорит от законах вообще, не только о Законе (Кодексе) Моисея. Также Иакова 2:9-10 подразумевает закон в более широком смысле. Не исключено, что здесь имеется в виду восприятие закона в нашем сознании, Римлянам 2:14-16 намекает на что-то подобное.
Таким образом, в большинстве мест в Библии, “Закон”, “Закон Ветхого Завета” и “Закон Моисея”, как правило, означают одно и то же, за некоторыми исключениями. Это тот закон, про который говорил Иисус, что он пришел его исполнить (Евангелие от Матфея 5:17-20), таким образом, мы более не находимся под “проклятием” Закона Моисея.
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. (От Матфея 5:17-20)
Причина, по которой Закон упоминался в смысле “проклятия”, в том, что никто из нас не был способен выполнять его и, следовательно, никто из нас не был совершенен в исполнении Закона Моисея или любого другого закона. При доскональном изучении термина “Закон”, что в контексте означает “Закон Моисея”, вся книга Галатам подтверждает это предположение.
Закон Христа — это выражение, используемое всего несколько раз во всем Новом Завете. Одно из них это 1 Коринфянам 9:21, другое Галатам 6:2.
для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; (1-е Коринфянам 9:21)
Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. (К Галатам 6:2)
Трудно быть до конца уверенным, что Павел имел в виду под “Законом Иисуса Христа”. Один из предположений в том, что это выражение относится к тому же, о чем говорилось в Послании Римлянам 8:2, где сказано “через закон духа жизни” мы “освобождены от закона греха и смерти”. Закон Иисуса Христа может быть “Законом” спасения через Христа — в противоположность закону греха и смерти.
Если это так, трудно понять, как это работает в Галатам 6:2, где говорится о том, что если мы носим бремена друг друга, тем самым мы соблюдаем закон Христов. В этом контексте получается, что Закон Христа — это принцип жизни, подобной жизни Христа. По моему мнению, мы должны будем остановиться на том, что Закон Христа не так хорошо описан в Новом Завете.
Закон Моисея
Зако́н Моисе́я – закон, данный Богом через пророка и Боговидца Моисея. Изложен в Пятикнижии. В нём имеются три части: вероучительная, нравственная и обрядовая (последняя уже не актуальна для христиан).
Ядром Моисеева Законодательства является Декалог – десять Заповедей Божиих.
Раввины насчитали в законе 248 повелений и 365 запрещений, в сумме 613 – число, равное количеству букв в 10 заповедях.
Если закон Моисея служил подготовке Израиля к Пришествию Христа, то как иудеи, противореча Христу, могли ссылаться на этот закон?
Ветхий Завет имел целью подготовить людей к Пришествию в мир Сына Божьего. На это был направлен и преподанный через Моисея закон.
Если бы иудеи времен общественного служения Христа строго следовали закону Моисея, то они не только не стали бы противиться Спасителю, но и первыми признали бы в Нем обетованного Мессию, первыми последовали бы за Ним как за Небесным Царём.
Противодействие иудеев Христу было связано не с требованиями закона Моисея, но с требованиями своеобразно интерпретированного ими законодательства, которое они принимали за Моисеев закон.
Сам Моисей, пророчествуя о Христе по вдохновению свыше, предостерегал своих соплеменников от непослушания Ему: «пророка из… братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте» ( Втор.18:15 ).
Кроме того о Христе возвещало множество Божьих пророков, ревнителей закона Моисея. Имея это в виду и отражая несправедливые нападки в Свой адрес со стороны иудеев, Спаситель стремился их вразумить, указывая на Писание: «Исследуйте Писания, …они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ).
При этом Он же подчёркивал, что пришёл не нарушить закон, но исполнить ( Мф.5:17 ), и исполнил. В результате нравственные требования закона получили новое раскрытие и были восполнены, тогда как обрядовые были отменены (ибо носили временный характер). Что касается веры, Господь преподал совершенное учение о Боге и Его Промысле, вверил его своим апостолам, после чего те вверили его Церкови.
Писал ли Моисей Закон?
«По-моему, это как раз и доказывает истину христианства, все эти нападки, отрицательная критика, злобное анализирование священных библейских и церковных фактов… Как человек с глазами, страдающими дальтонизмом, путает цвета, так и страдающий душевной слепотой (страстями) – сектант, антирелигиозник, безбожник. И как первый смешивает красное с зеленым (представьте себе такого машиниста или у нас наверху рулевого!), так и последний все путает и находит в каждой строчке Библии и Евангелия противоречия. И как про первого мы говорили «больной» и не смущаемся, так и про последних надо сказать. Пожалеть, и всё».
Еп. Варнава (Беляев). По Волге… к Царству Небесному1.
Одним из главных препятствий для принятия истинной веры со стороны дикого племени научников является признание т.н. «высокой библейской критики», выдаваемой за последнее слово науки. Согласно представлениям, принятым в среде богоборцев-ученых, считается доказанным, что почти все библейские книги написаны не теми авторами, которыми они подписаны. Например, книгу пророка Исайи на самом деле писали два или три автора, Евангелия написаны или во II или III веках. Почти все послания апостола Павла ему якобы не принадлежат. Не принадлежат будто бы и Давиду его псалмы, книга пророка Даниила написана в 165 г. до Р.Х. и т.д. Но началом всей кампании, направленной против Священного Писания, стала попытка доказать, что Пятикнижье написано не пророком и Боговидцем Моисеем, а создано группой авторов (от двух до пяти) спустя полтысячелетия после той даты, которая зафиксирована в Библии.
Система аргументации построена на предвзятости, презумпции виновности и принципе двойного стандарта. Как точно заметил епископ Варнава (Беляев), «никто в непонятных и непривычных с первого раза вещах не ищет бессмыслицы, а наоборот, старается доискаться, какой смысл вложил в свои слова автор. Но когда речь касается Библии, забываются все правила и все приличия. Всё свое невежество, непонимание, неумение разобраться в данных современной библейским авторам эпохи каждый сваливает на последних»2.
Действительно, для доказательства того, что данная библейская книга написана не этим автором обычно утверждается, что он не мог написать так, ибо не мог знать будущего и потому писал только после совершения события (так обосновывается, например, якобы неподлинность 40–66 главы пророка Исайи, книги пророка Даниила). А это является просто провозглашением ни на чем не обоснованных догм материализма. Ведь если есть сверхвременной Бог, то, конечно, возможны и пророчества, и вмешательства Его в историю. А доказательств Его несуществования пока еще никем не получено. Так что перед нами происходит обычная псевдонаучная демагогия, прикрывающая ложную философию.
Другим признаком неподлинности и неоднородности священного текста выдвигаются стилистические различия и утверждается, будто в древности не существовало понятия авторства в традиционном смысле этого слова. Точным, хотя и шаржевым, воспроизведением методики библейской критики, дал Г. Честертон, показав то, как объясняют «ученые» чудо в Кане Галилейской ( Ин. 2 ):
«Такие авторитеты, – говорил профессор, – убедительно доказали, что т.н. превращение воды в вино совершенно несовместимо с психологией распорядетелей пира, вообще – с иудейско-арамейским мышлением тех времен, не говоря уже о том, что оно ни в малой мере не вяжется с образом данного учителя этики. Доктор Хашер считает весь эпизод позднейшей интерполяцией, тогда как другие авторитеты – такие, как Минис – предполагают, что в воду подлили безалкогольный напиток. Совершенно ясно, что, применив этот принцип к т.н. чудесному улову, мы должны предположить вместе с Джилпом, что в озеро были выпущены искусственные рыбы (см. преп. И. Уайз «Христианское вегетарианство как мировая религия»), или, вместе с доктором Хашером, назвать эпизод интерполяцией. Самые смелые специалисты, в том числе профессор Поук, считают, что сцену эту следует сопоставить с фразой «Я сделаю вас ловцами человеков». Фраза несомненно иносказательна, ибо даже в новых интерполяциях нет указаний на то, чтобы в сетях апостолов оказывались люди»3.
Всякий прочитавший хотя бы несколько страниц Бауэра, Бультмана, Вельхаузена или Гарнака убедится, что именно такие бредовые построения выдаются за открытия современной науки. Библейская критика за почти три века своего существования не дала ни одного предсказания, которое подтвердила бы археология. Более того, не существует даже единой связанной теории происхождения Ветхого Завета вообще, и Пятикнижья в частности. Одновременно десятки ученых выдвигают сотни взаимоисключающих гипотез, которые их восторженные ученики выдают за истину в последней инстанции и которые опровергаются через несколько дней после их выхода из печати. Все они основаны на голой фантазии их авторов и при чтении этих трудов становится исключительно жалко той бумаги, которая на них пошла.
Однако самое интересное происходит после опровержения тех или иных безбожных теорий происхождения Писания. Несмотря на то, что изначальные посылки, лежащие в основе теории, опровергаются, выводы из ошибочных взглядов продолжают выдвигаться как неоспоримые доводы науки. Поэтому всем читателям таких сочинений (если им не жалко своего времени на исследование такой глупости) должно следовать совету крупного современного библеиста доктора Ристо Сантаны: «исследователь должен распространить свое критическое отношение также и на критические исследования»4.
Действительно сам пафос критиков Библии является ярчайшим доказательством ее подлинности. Ведь диавол, явно действующий через них, знает, на что нападать. Такого яростного напора нет ни на Коран, ни на Веды или Трипитаки, хотя сторонников у религий, имеющих эти книги как священные тексты, не меньше чем христиан. Лучшее свидетельство – свидетельство врага. Надо заметить, что касается это не только Библии, но и патрологии, где ученые яростно стараются ниспровергнуть св. Отцов.
Основные возражения против подлинности Пятикнижья мы разберем ниже, а сейчас хотелось бы коснуться опасной тенденции, наблюдаемой в современном православном богословии. Ряд авторов, такие, как протоиерей Александр Мень, А. Карташев, Г. Федотов, прот. Алексей Князев, прот. Николай Соколов и другие, солидаризировались с утверждением безбожных теологов, будто книги пророка Моисея написаны вовсе не им, а несколькими (чаще пятью) авторами, начиная со X по V вв. до Р.Х. Подобные умозаключения уже проникли в систему духовного образования и считаются чем-то само собой разумеющимся. Они утверждают, что:
«…Вопрос об авторстве св. книг есть исключительно научно-исторический вопрос, который не имеет прямого отношения к вероучительной стороне Писания. От его решения в ту, или иную сторону в плане догматическом и нравственном ничего не может измениться. Но зато, более точно установив историю написания той или иной книги, мы легче можем увидеть ее место в историческом контексте эпохи. А это в свою очередь окажет неоценимую услугу для экзегезы Писания»5.
Собственно научных аргументов, отличающихся от посылок богоборцев, у данных авторов нет. Святоотеческих аргументов в подтверждение своей позиции также никаких не приводится (за их полным отсутствием). Таким образом, перед нами явное проникновение в церковную ограду богохульных учений, претендующих при этом, что они помогут Церкви лучше понимать то Откровение, которое Она хранит. И при этом еще считается, что догматике и нравственности христиан ничего не грозит! Посмотрим, так ли это?
Коснемся сперва догматического сознания Церкви. Мы верим не в Бога философов и ученых, а в Бога Авраама, Исаака и Иакова, в Бога Отца Господа Иисуса Христа, Который не есть некая непознаваемая внеисторическая монада, а Господь истории. Мы верим не слепо, но опираясь на свидетельства Откровения. И свидетельские показания как таковые могут подлежать (и подлежат проверке). Поэтому кстати и Православное христианство и является истинным, (исходя из современных представлений о возможности опровержения как обязательном условии верной верификации), потому что дает возможность проверки. Ниже мы увидим, что Пятикнижье с блеском выдерживает это испытание. Но сам подход рассматриваемых «православных богословов» показывает, что они не верят в Бога Откровения. Ведь если библейский текст утверждает6, что автором Пятикнижья был Моисей, то возможны только две альтернативы: или это правда (а тогда ложью оказывается вся библейская критика), или ложь (а тогда этот текст вовсе не Откровение Истинного Бога, Который не может лгать7). Tertium non datur. Все другие попытки совместить два подхода показывают просто отсутствие у их авторов элементарного логического мышления.
Более того, от признания авторства Моисея зависит и вера в Божественность Господа Иисуса Христа. Ведь если Иисус есть всеведущий Сын Бога Живого, существенная Истина, то Он не может заблуждаться и выдавать за истину ложь. А Он Сам говорил, что Моисей дал иудеям Закон ( Ин. 7:19 ), что само Его служение подтверждается свидетельством Моисея ( Ин. 5:46 ), что Моисей показал веру в воскресение при купине ( Лк. 20:37 ). Вообще в Евангелиях Пятикнижье неоднократно приписывается Моисею ( Мф. 8,4; 19,7–8 ; 22 24; 23, 2; Мк. 7, 10; 12, 19 ; Лк. 2, 22; 16, 29,31; 24, 27 ; Ин. 1, 17,45; 5, 45–46; 6, 32; 7, 22–23; 8, 5; 9, 28–29 ). Итак, или Господь Иисус ошибался – и тогда Он не Бог, а величайший обманщик (только тогда непонятно, как же Он все-таки воскрес из мертвых?), или Он был прав – и тогда книги Бытия, Исход, Левит, Числа и Второзаконие написаны не коллегией Ягвистов, Элогистов и других редакторов, а св. прор. Моисеем.
Как пишет свят. Филарет Московский в катехизисе, ставшим после одобрения его Святейшим Синодом символической книгой Русской Православной Церкви:
«Какие книги законоположительные? Пять книг, написанных Моисеем: Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Сам Иисус Христос дает сим книгам общее название Закона Моисеева»10.
Подобную же веру содержит и ныне Кафолическая Церковь, возглашающая анафему всем тем, кто не верит в то, что Писание есть откровение Святого Духа, данное святым пророкам и апостолам (см. чин Недели Православия). Более того, у нас есть ярчайшие доказательства того, что именно Моисей написал Закон. Сам Бог послал именно его истолковать слова книги Левит для св. Антония. Вот как об этом сообщают «Достопамятные сказания»:
«Некоторые братья пришли к Авве Антонию и предложили ему слова из книги Левит. Старец отошел в пустыню, а за ним тайно последовал Авва Аммон, знавший его обыкновение. Старец отошел на далекое расстояние, стал на молитву и громким голосом воззвал: Боже, пошли Моисея, и он изъяснит мне эти слова! И пришел к нему голос, говоривший с ним. Авва Аммон сказывал о себе, что он, хотя слышал голос, говоривший с Антонием, но силы слов не понял»11.
Более того, Церковь давно уже оценила как ересь учение о том, что книги Моисея написаны не им. Как пишет преп. Иоанн Дамаскин, еретики нассареи «учат, что книги пятикнижия – не Моисеевы писания»12.
Так что те люди, которые утверждают такое, не могут быть православными, если же они священнослужители, они должны быть лишены сана.
Но теперь пора проанализировать собственно аргументацию тех, кто верит, будто Моисей не писал Пятикнижья. Для начала, руководствуясь юридической нормой «презумпции невиновности», выслушаем показания самого автора Торы (Пятикнижья).
Если объективно подойти к предоставленному нам документу, то мы увидим, что написан он, на взгляд непредвзятого читателя, одним автором13. Во всех пяти книгах прослеживается единый сюжет. Не заметно резкое изменение или слом языка, стиля или подхода к передаче материала. Как показали результаты раскопок в Рас Шамре, Египте и Междуречье, автор был осведомлен о жизни плодородного Полумесяца середины II тысячелетия до Р.Х. в таких подробностях, которые вряд ли возможно было бы узнать спустя несколько веков14.
Автор прекрасно знаком с бытом Египта и его культурой. Он точно описывает обычаи этого народа (дом Потифара, обряд возведения в должность, наличие священника в Оне (Гелиополисе), способ производства кирпича, земельные отношения)15. Имена египтян, приведенные в тексте, имеют точное соответствие египетским. В первых двух книгах Пятикнижья содержится больше половины египетских слов из всего объема Библии. Автор прекрасно знает погодные и географические условия, флора и фауна соответствуют Египту и Синайской пустыне, и не имеют прямых соответствий Палестинским (хотя автор и имеет о последней информацию, видимо, от предков и разведчиков – ее много в книге Бытия и во Второзаконии, но она практически отсутствует в Исходе, Левите и большей части Чисел)16. Язык Пятикнижья изобилует архаизмами, исчезающими в более позднее время.
Более того, автор описывает порядок написания Торы. Первоначальный блок текста (книга Бытия и книга Исход до египетских казней включительно) написан был до времени битвы с Амаликом ( Исх. 17:14 ), дальнейшие события и слова Господа с Синайской горы написаны сразу после заключения Завета ( Исх. 24:4 ), далее Бог повелевает записать Моисею десять заповедей ( Исх. 34:28 ). Затем Господь повелел Моисею описать всё путешествие по станам в пустыне ( Числ. 33:2 ), и таким образом был записан весь блок повествования, начиная от Синая и до разделения земель Заиорданья ( Исх. 24, 4 – Числ. 33, 2 ). Дальше Моисей записал слова Второзаконья и отдал его левитам ( Числ. 35, 1 – Втор. 31, 9 ). После этого была прибавлена песнь Моисея ( Втор. 32:44 ) и записаны «в книгу все слова Закона сего до конца» ( Втор. 31:24 ). Окончание Второзакония (благословения Моисея перед смертью и само описание его смерти) было записано в книгу Торы или самим Моисеем (который знал будущее как пророк), или по его поручению Иисусом Навином17.
Зачем понадобился столь сложный механизм записи для предполагаемой группы фальсификаторов? Более того, текст Торы содержит внутренние ссылки на существование книги Закона ( Втор. 28:58, 61; 29:20, 27 ), что при допущении о том, будто предполагаемые изначальные авторы (Ягвист и Элогист) не советовались друг с другом, делает написание цельной книги крайне сложной задачей.
Более того, автор претендует на то, что он пророк, и самое важное, что его слова подтверждаются спустя полтора тысячелетия после его смерти (если верить дате самого текста) – предсказания о судьбе еврейского народа во время Иудейской войны 70 г. по Р.Х. ( Втор. 28 ). Здесь никак нельзя говорить о пророчестве post factum, т.к. у нас существуют копии этих предсказаний, написанные за 200–300 лет до этих событий. Вероятность случайного их исполнения равна 5:10–59, что фактически равно нулю18. Стал бы вечный Бог открываться группе фальсификаторов?
Итак, исходя из непредвзятого чтения Пятикнижья, мы приходим к выводу, что ее автором был еврей, получивший хорошее египетское образование, живший в Египте и на Синайском полуострове в середине II тысячелетия до Р.Х. и обладавший пророческим даром – т.е. Моисей.
Также подтверждает действие законов Торы в их ритуальной части находки гранатовых яблок из слоновой кости (сер. VIII в. до Р.Х.) с надписью «принадлежащее дому Иахве, священное, священники» (ср. Исх. 28, 34 ). Две найденные в Иерусалиме серебряные пластины VII до Р.Х. содержат благословение Бога, «сохраняющего завет и милость любящим Его и соблюдающим Его предписания» (ср. Исх. 20:6; 34:6–7 ), также подтверждают это20. И об этом же говорят находки золотых пластин VI в. до Р.Х. с текстом благословения из книги Чисел (6, 24–26).
Теперь надлежит дать слово и другой стороне. На чем основываются утверждения о том, что у Пятикнижья несколько авторов? Подробно анализировать множество существующих на этот счет гипотез нет ни малейшей возможности. Состояние библейский критики на настоящей момент можно найти в работе И.Р. Тантлевского («Введение в Пятикнижие». М. 2000), где дается и описание истории развития критики, начиная с Порфирия, Цельса и Юлиана Отступника.
Единственное, что можно заметить при чтении истории развития этого заблуждения – так это уникальную живучесть идеи, которая многократно опровергалась и при этом остается в сознании многих непререкаемой истиной. Почти ни один из аргументов выдвигавшихся против авторства Моисея не устоял, но сама теория живет своей собственной жизнью, вдохновляемой адским дыханием.
Главными аргументами против традиционной точки зрения являются следующие:
Наиболее известная в России точка зрения (но встречающая все больше возражений на Западе) дает следующую датировку. Со времен Моисея идет ряд устных преданий (таких как Декалог), которые фиксируются Ягвистом (Иудея) ок. 850 г. до Р.Х., затем Элохистом (из Северного царства) ок. 750 г. до Р.Х., при Езекии два текста (или сейчас начинают больше говорить о преданиях) слили в один, при Иосии (622 г. до Р.Х.) был опубликовано Второзаконие, накануне плена был составлен ряд законов книги Левит, во времена плена над текстом продолжают работать редакторы, а окончательный вид приобретает Тора благодаря Ездре (444 г. до Р.Х.)21.
Вот какую картинку рисуют нам лжебогословы, для того, чтобы лишить нас веры в Слово Божие.
Но давайте разберем все эти аргументы по порядку.
Для начала заметим, что из одного и того же текста все исследователи делают самые разные выводы. Для одних Ягвист писал позже Элохиста потому, что Ягве более позднее имя Бога, чем Элохим (Эль), на самом же деле мы встречаем упоминание имени Ягве в документах Угарита и Эблы. Другие говорят, что Элохист зависит от Ягвиста, и потому он младше, и так далее.
Тору разорвали на малейшие клочки, которые не имеют сами по себе никакого смысла, и горе-исследователи не могут разобраться в этом море преданий, влияний, интерполяций, которые они же и выдумали. Они пишут о разнице в стиле и жанре, причем не могут договориться о том, где находится образчик того или другого из-за отсутствия критериев для проверки их утверждений. Как пишет один из западных ученых, «Непонятно, как современные западные критики решаются выносить суждение о различиях в стиле и словарном запасе Библии, не располагая никакими еврейскими письменными документами той же эпохи. Они отвергают предложение или просто формулируют их по другому (везде, где текст противоречит их типичному «западным» идеям о связи текста и его стиле). Они утверждают, что улучшают текст Библии, заменяя в нем редкие и малоупотребительные слова масоретского текста (т.е. слова, которых они не понимают или не ожидают встретить) другими»22.
Они предъявляют к древнему тексту те критерии, о которых автор и не помышлял, и удивляются, почему они не работают. Думаю, если бы мы применили их методику, например, к роману Томаса Манна «Иосиф и его братья», то нашли бы у него не менее десятка авторов и редакторов. Действия библейских критиков сравнимы с потугами микробиолога исследовать при помощи микроскопа звездное небо – или желания оценить мастерство Бетховена, анализируя химический состав партитуры.
Более того, все эти работы основаны на факте молчания источников, подтверждающих любую их версию (за исключением авторства Моисея). Нет ни малейшего следа ни Ягвиста, ни Элохиста, ни Девтерономиста, ни любого другого предполагаемого праисточника – ни в археологическом материале, ни в ссылках древних авторов. Ничего подтверждающего хотя бы чуть-чуть их теорию! Напротив, все древнейшие сохранившиеся тексты Торы уже существуют в нынешнем виде и не имеют никаких следов предполагаемых источников.
В этих работах напрочь отсутствует комплексный подход, основанный на выявлении гармонии и непротиворечивости текста. Вопреки юридическому принципу презумпции невиновности критики заведомо уверены в том, что данное произведение внутренне противоречиво и подложно, и, исходя из этой посылки, строят свои работы. А исходя из этого, можно доказать все что угодно.
Но теперь время рассмотреть по пунктам все обвинения против Моисея.
2. Существующие в Пятикнижье повторяющиеся сюжеты или взаимно дополняют друг друга (две истории Творения, история Потопа, история Иосифа), или просто выдумка критиков (например, троекратное подтверждение обещания Бога Аврааму ( Быт. 17, 17; 18, 12; 21, 6 ) говорит о трех разных событиях, а не об одном. Это касается и многих других примеров). Все скорее свидетельствует в пользу единства плана и авторства Торы, чем об обратном.
3. Следующее утверждение, выдвинутое одним из первых против подлинности Торы, и вовсе не выдерживает никакой критики. Вопреки мнению первых «ниспровергателей» Пятикнижья, во времена Моисея письменность не только существовала, но насчитывала уже более чем тысячелетнюю историю. В Египте найдены тексты времен Древнего Царства и даже додинастической эпохи. В Месопотамии клинопись известна со времен Шумера и Аккада. Раскопки Эблы показали, что еще во второй половине III тыс. до Р.Х. письменность была общераспространенным явлением в Сирии (более того, в этих текстах есть упоминания об Евере, Фарре, Аврааме, Нахоре и другим патриархах). В том самом месте, где по преданию было написано Пятикнижье – на Синайском полуострове, – найдены памятники древнейшего алфавита («протосинайский алфавит»), который был предназначен для записи семитского языка24 того же времени, что и время Исхода (датируется алфавит первой половиной II тыс. до Р.Х.) Возможно, что изобретателем алфавитного письма является сам Моисей, который был обучен всей премудрости египетской, как об этом говорит древний еврейский историк Евполем (II в. до Р.Х.). От него взяли свой алфавит финикийцы, а от них в свою очередь греки, к которым восходят все европейские алфавиты25.
4. Четвертое возражение против авторства является просто материалистическим утверждением, основанным на уже опровергнутой Тайлоровской теории возникновении религии, на котором построил свою теорию Велльхаузен. Критику этого учения нам приходилось приводить выше, здесь же стоит заметить, что серьезные ученые на Западе давно не принимают в расчет этой идеологии, опровергнутой и антропологами, и историками. Следы единобожия существуют, начиная с самых древних времён (напр. оно есть в табличках Эблы) и вера в существование Единого Творца Вселенной никак не связана с социальной средой или способом хозяйствования. Все подобные версии никоим образом не подтверждаются фактами и являются примером чистой пропаганды. Вообще попытка построить схему эволюции религии, не располагая при этом никакими данными, ее подтверждающими, и при этом отвергать все факты ее отрицающие – это не самый научный подход.
5. Пятое возражение против подлинности Торы может показаться более серьезным. Действительно, в тексте можно найти арамеизмы, но когда они проникли в еврейский язык – неизвестно, ведь сами патриархии жили с Сирии. Более того, часто оказывается, что в результате раскопок мнимые «арамеизмы» оказываются чисто еврейскими словами, так что этот аргумент не имеет силы. Анахронизмы, якобы невозможные для Моисея, на самом деле такими не являются «земля филистимская» ( Исх. 13:17 ) вполне могла быть во времена Исхода26; «Дан» при описании битвы царей ( Быт. 14:14 ; Втор. 34:1 ) скорее всего не город Дан, возникший во времена Судей ( Суд. 18:29 ), а один из истоков Иордана, который мог носить это название задолго до времен Моисея27, тем более что место с этим именем упоминается в текстах Мари и Египта XVIII в. до Р.Х28; «земля Евреев» ( Быт. 40:15 ) – вполне точное описание Палестины, и потому что она обещана была евреям, и потому, что здесь подразумевается не вся территория этой страны, «а часть ее, в которой обитали патриархи. Они пребывали наиболее около Хеврона, и кочевали около Сихема»29. Таким образом, у нас нет неоспоримых свидетельств того, что книги Моисея написаны после его смерти.
6. Моисей не мог говорить о себе в третьем лице, говорить о своих добродетелях ( Числ. 12:3 ) и писать о своей смерти ( Втор. 34 ), – говорят критики, но и это возражение построено на недоразумении. Дело в том, что сквозь всю Библию проходит красной нитью утверждение, что «Я есмь» может сказать только Сущий, и перед Его Лицом все остальные подобны тени. Наше «я» лишь слабый отблеск Сияющего Яхве. Неудивительно потому, что Моисей пишет о себе в третьем лице. Ведь во всех его книгах действующим Лицом является Бог, а Моисей – не более чем Его свидетель. Более того, обращаясь к древним текстам, мы видим, что подобный прием свойственен древней литературе.
«Так, например, в своих «Записках о галльской войне» и «Записках о гражданской войне» Гай Юлий Цезарь (100–44 до Р.Х.) неизменно говорит о себе в третьем лице, что подчеркивает объективность и искренность изложения. Ранее тот же прием использовал и греческий историк, философ и дидактик Ксенофонт Афинский (430/425 – после 335 г. до Р.Х.) в своем самом знаменитом произведении «Анабасис» (в семи книгах). По мнению Плутарха (ок. 46 – после 119 гг. по Р.Х.), Ксенофонт поступил так, в частности, потому, что славу в качестве действующего лица описываемых событий ставил выше нежели славу в качестве автора данного сочинения, а также дабы внушить полное доверие к своему повествованию»30.
7. Утверждение, что до времени царя Иосии никто не знал о законе Второзакония о централизации культа (народ приносил жертвы на высотах) и само открытие книги Закона ( 4Цар. 22:8–13 ) было временем написания Второзакония, ни на чем не основано. Всё протяжение 3 и 4 книг Царств пронизано возмущением тем фактом, что народ и цари приносили жертвы на высотах ( 3Цар. 15, 14; 22, 43 ; 4Цар. 12, 3; 15, 35; 16, 4 ), что было бы невозможно, если это считалось нормой. Да, конечно явление Бога или Его откровение считалось достаточным основанием для того, чтобы норма закона была приостановлена, но из этих фактов (таких как жертвоприношение Гедеона или Илии) никак не следует, будто отсутствовала сама норма.
Более того, у нас есть прямые свидетельства, что нормы Второзакония действовали задолго до Иосии. Царь Амасия не казнил детей убийц, исполняя норму этой книги Закона Моисеева ( 4Цар. 14, 6 ср. Втор. 24, 16 ). Сам факт открытия книги Закона Моисеева после ремонта (речь, видимо, идет об оригинале) не должен вызывать сомнения в его возможности. Подобные случаи происходят и сейчас. Так в 1975 г. рабочие обнаружили во время работ в монастыре св. Екатерины на Синае тайник, в котором находилось около 3000 древних манускриптов, включая ряд недостающих листов Синайского кодекса (IV в.)31. Таким образом, аргументация противников подлинности Пятикнижья не выдерживает критики и должна быть отброшена.
Надо сказать, что она не заслуживала внимания с самого начала, ибо основана была не на каких-то археологических или исторических открытиях, по верному слову прот. Сергия Антиминсова, «все эти «научные результаты» были добыты за письменным столом, с текстом Библии в руках. Каждый «ученый» считал себя в праве толковать священный текст, как ему вздумается. Что же, если отвергнут авторитет Церкви, иного и быть не должно: у каждого появляется своя «вера», приводящая к полному неверию»32.
Примечания: