Что такое закон моисеев

Что такое “Закон Моисея” и “Закон Иисуса Христа”?

Что такое закон моисеев. Смотреть фото Что такое закон моисеев. Смотреть картинку Что такое закон моисеев. Картинка про Что такое закон моисеев. Фото Что такое закон моисеев

Что такое “Закон”? Что такое “Закон Ветхого Завета”? Что такое “Закон Моисея”? Что такое “Закон Иисуса Христа”? Я постоянно слышу эти термины и хотел бы разобраться в том, чем они отличаются (если такие отличия есть)?

Закон Моисея и закон Иисуса Христа

Слово “Закон” в Библии чаще всего относится к Закону Моисея, представлявшего из себя правовую систему/ соглашение, заключенное на горе Синай во времена блужданий в пустыне под предводительством Моисея. Есть случаи, когда “Закон” подразумевается в расширенном толковании. Например, в послании Колоссянам 2:14, когда Павел упоминает “рукописание”, он, возможно, говорит от законах вообще, не только о Законе (Кодексе) Моисея. Также Иакова 2:9-10 подразумевает закон в более широком смысле. Не исключено, что здесь имеется в виду восприятие закона в нашем сознании, Римлянам 2:14-16 намекает на что-то подобное.

Таким образом, в большинстве мест в Библии, “Закон”, “Закон Ветхого Завета” и “Закон Моисея”, как правило, означают одно и то же, за некоторыми исключениями. Это тот закон, про который говорил Иисус, что он пришел его исполнить (Евангелие от Матфея 5:17-20), таким образом, мы более не находимся под “проклятием” Закона Моисея.

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. (От Матфея 5:17-20)

Причина, по которой Закон упоминался в смысле “проклятия”, в том, что никто из нас не был способен выполнять его и, следовательно, никто из нас не был совершенен в исполнении Закона Моисея или любого другого закона. При доскональном изучении термина “Закон”, что в контексте означает “Закон Моисея”, вся книга Галатам подтверждает это предположение.

Закон Христа — это выражение, используемое всего несколько раз во всем Новом Завете. Одно из них это 1 Коринфянам 9:21, другое Галатам 6:2.

для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; (1-е Коринфянам 9:21)

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. (К Галатам 6:2)

Трудно быть до конца уверенным, что Павел имел в виду под “Законом Иисуса Христа”. Один из предположений в том, что это выражение относится к тому же, о чем говорилось в Послании Римлянам 8:2, где сказано “через закон духа жизни” мы “освобождены от закона греха и смерти”. Закон Иисуса Христа может быть “Законом” спасения через Христа — в противоположность закону греха и смерти.

Если это так, трудно понять, как это работает в Галатам 6:2, где говорится о том, что если мы носим бремена друг друга, тем самым мы соблюдаем закон Христов. В этом контексте получается, что Закон Христа — это принцип жизни, подобной жизни Христа. По моему мнению, мы должны будем остановиться на том, что Закон Христа не так хорошо описан в Новом Завете.

Источник

Закон Моисея

Зако́н Моисе́я – закон, данный Богом через про­рока и Бого­видца Моисея. Изло­жен в Пяти­кни­жии. В нём име­ются три части: веро­учи­тель­ная, нрав­ствен­ная и обря­до­вая (послед­няя уже не акту­альна для хри­стиан).
Ядром Мои­се­ева Зако­но­да­тель­ства явля­ется Дека­лог – десять Запо­ве­дей Божиих.
Рав­вины насчи­тали в законе 248 пове­ле­ний и 365 запре­ще­ний, в сумме 613 – число, равное коли­че­ству букв в 10 запо­ве­дях.

Что такое закон моисеев. Смотреть фото Что такое закон моисеев. Смотреть картинку Что такое закон моисеев. Картинка про Что такое закон моисеев. Фото Что такое закон моисеев

Если закон Моисея служил под­го­товке Изра­иля к При­ше­ствию Христа, то как иудеи, про­ти­во­реча Христу, могли ссы­латься на этот закон?

Ветхий Завет имел целью под­го­то­вить людей к При­ше­ствию в мир Сына Божьего. На это был направ­лен и пре­по­дан­ный через Моисея закон.

Если бы иудеи времен обще­ствен­ного слу­же­ния Христа строго сле­до­вали закону Моисея, то они не только не стали бы про­ти­виться Спа­си­телю, но и пер­выми при­знали бы в Нем обе­то­ван­ного Мессию, пер­выми после­до­вали бы за Ним как за Небес­ным Царём.

Про­ти­во­дей­ствие иудеев Христу было свя­зано не с тре­бо­ва­ни­ями закона Моисея, но с тре­бо­ва­ни­ями свое­об­разно интер­пре­ти­ро­ван­ного ими зако­но­да­тель­ства, кото­рое они при­ни­мали за Мои­сеев закон.

Сам Моисей, про­ро­че­ствуя о Христе по вдох­но­ве­нию свыше, предо­сте­ре­гал своих сопле­мен­ни­ков от непо­слу­ша­ния Ему: «про­рока из… бра­тьев твоих, как меня, воз­двиг­нет тебе Гос­подь Бог твой, — Его слу­шайте» ( Втор.18:15 ).

Кроме того о Христе воз­ве­щало мно­же­ство Божьих про­ро­ков, рев­ни­те­лей закона Моисея. Имея это в виду и отра­жая неспра­вед­ли­вые нападки в Свой адрес со сто­роны иудеев, Спа­си­тель стре­мился их вра­зу­мить, ука­зы­вая на Писа­ние: «Иссле­дуйте Писа­ния, …они сви­де­тель­ствуют о Мне» ( Ин.5:39 ).

При этом Он же под­чёр­ки­вал, что пришёл не нару­шить закон, но испол­нить ( Мф.5:17 ), и испол­нил. В резуль­тате нрав­ствен­ные тре­бо­ва­ния закона полу­чили новое рас­кры­тие и были вос­пол­нены, тогда как обря­до­вые были отме­нены (ибо носили вре­мен­ный харак­тер). Что каса­ется веры, Гос­подь пре­по­дал совер­шен­ное учение о Боге и Его Про­мысле, вверил его своим апо­сто­лам, после чего те вве­рили его Цер­кови.

Источник

Писал ли Моисей Закон?

«По-моему, это как раз и дока­зы­вает истину хри­сти­ан­ства, все эти нападки, отри­ца­тель­ная кри­тика, злоб­ное ана­ли­зи­ро­ва­ние свя­щен­ных биб­лей­ских и цер­ков­ных фактов… Как чело­век с гла­зами, стра­да­ю­щими даль­то­низ­мом, путает цвета, так и стра­да­ю­щий душев­ной сле­по­той (стра­стями) – сек­тант, анти­ре­ли­ги­оз­ник, без­бож­ник. И как первый сме­ши­вает крас­ное с зеле­ным (пред­ставьте себе такого маши­ни­ста или у нас наверху руле­вого!), так и послед­ний все путает и нахо­дит в каждой строчке Библии и Еван­ге­лия про­ти­во­ре­чия. И как про пер­вого мы гово­рили «боль­ной» и не сму­ща­емся, так и про послед­них надо ска­зать. Пожа­леть, и всё».
Еп. Вар­нава (Беляев). По Волге… к Цар­ству Небес­ному1.

Одним из глав­ных пре­пят­ствий для при­ня­тия истин­ной веры со сто­роны дикого пле­мени науч­ни­ков явля­ется при­зна­ние т.н. «высо­кой биб­лей­ской кри­тики», выда­ва­е­мой за послед­нее слово науки. Согласно пред­став­ле­ниям, при­ня­тым в среде бого­бор­цев-ученых, счи­та­ется дока­зан­ным, что почти все биб­лей­ские книги напи­саны не теми авто­рами, кото­рыми они под­пи­саны. Напри­мер, книгу про­рока Исайи на самом деле писали два или три автора, Еван­ге­лия напи­саны или во II или III веках. Почти все посла­ния апо­стола Павла ему якобы не при­над­ле­жат. Не при­над­ле­жат будто бы и Давиду его псалмы, книга про­рока Дани­ила напи­сана в 165 г. до Р.Х. и т.д. Но нача­лом всей кам­па­нии, направ­лен­ной против Свя­щен­ного Писа­ния, стала попытка дока­зать, что Пяти­кни­жье напи­сано не про­ро­ком и Бого­вид­цем Мои­сеем, а создано груп­пой авто­ров (от двух до пяти) спустя пол­ты­ся­че­ле­тия после той даты, кото­рая зафик­си­ро­вана в Библии.

Система аргу­мен­та­ции постро­ена на пред­взя­то­сти, пре­зумп­ции винов­но­сти и прин­ципе двой­ного стан­дарта. Как точно заме­тил епи­скоп Вар­нава (Беляев), «никто в непо­нят­ных и непри­выч­ных с пер­вого раза вещах не ищет бес­смыс­лицы, а наобо­рот, ста­ра­ется доис­каться, какой смысл вложил в свои слова автор. Но когда речь каса­ется Библии, забы­ва­ются все пра­вила и все при­ли­чия. Всё свое неве­же­ство, непо­ни­ма­ние, неуме­ние разо­браться в данных совре­мен­ной биб­лей­ским авто­рам эпохи каждый сва­ли­вает на послед­них»2.

Дей­стви­тельно, для дока­за­тель­ства того, что данная биб­лей­ская книга напи­сана не этим авто­ром обычно утвер­жда­ется, что он не мог напи­сать так, ибо не мог знать буду­щего и потому писал только после совер­ше­ния собы­тия (так обос­но­вы­ва­ется, напри­мер, якобы непод­лин­ность 40–66 главы про­рока Исайи, книги про­рока Дани­ила). А это явля­ется просто про­воз­гла­ше­нием ни на чем не обос­но­ван­ных догм мате­ри­а­лизма. Ведь если есть сверхвре­мен­ной Бог, то, конечно, воз­можны и про­ро­че­ства, и вме­ша­тель­ства Его в исто­рию. А дока­за­тельств Его несу­ще­ство­ва­ния пока еще никем не полу­чено. Так что перед нами про­ис­хо­дит обыч­ная псев­до­на­уч­ная дема­го­гия, при­кры­ва­ю­щая ложную фило­со­фию.

Другим при­зна­ком непод­лин­но­сти и неод­но­род­но­сти свя­щен­ного текста выдви­га­ются сти­ли­сти­че­ские раз­ли­чия и утвер­жда­ется, будто в древ­но­сти не суще­ство­вало поня­тия автор­ства в тра­ди­ци­он­ном смысле этого слова. Точным, хотя и шар­же­вым, вос­про­из­ве­де­нием мето­дики биб­лей­ской кри­тики, дал Г. Честер­тон, пока­зав то, как объ­яс­няют «ученые» чудо в Кане Гали­лей­ской ( Ин. 2 ):

«Такие авто­ри­теты, – гово­рил про­фес­сор, – убе­ди­тельно дока­зали, что т.н. пре­вра­ще­ние воды в вино совер­шенно несов­ме­стимо с пси­хо­ло­гией рас­по­ря­де­те­лей пира, вообще – с иудей­ско-ара­мей­ским мыш­ле­нием тех времен, не говоря уже о том, что оно ни в малой мере не вяжется с обра­зом дан­ного учи­теля этики. Доктор Хашер счи­тает весь эпизод позд­ней­шей интер­по­ля­цией, тогда как другие авто­ри­теты – такие, как Минис – пред­по­ла­гают, что в воду под­лили без­ал­ко­голь­ный напи­ток. Совер­шенно ясно, что, при­ме­нив этот прин­цип к т.н. чудес­ному улову, мы должны пред­по­ло­жить вместе с Джил­пом, что в озеро были выпу­щены искус­ствен­ные рыбы (см. преп. И. Уайз «Хри­сти­ан­ское веге­та­ри­ан­ство как миро­вая рели­гия»), или, вместе с док­то­ром Хаше­ром, назвать эпизод интер­по­ля­цией. Самые смелые спе­ци­а­ли­сты, в том числе про­фес­сор Поук, счи­тают, что сцену эту сле­дует сопо­ста­вить с фразой «Я сделаю вас лов­цами чело­ве­ков». Фраза несо­мненно ино­ска­за­тельна, ибо даже в новых интер­по­ля­циях нет ука­за­ний на то, чтобы в сетях апо­сто­лов ока­зы­ва­лись люди»3.

Всякий про­чи­тав­ший хотя бы несколько стра­ниц Бауэра, Бульт­мана, Вель­ха­у­зена или Гар­нака убе­дится, что именно такие бре­до­вые постро­е­ния выда­ются за откры­тия совре­мен­ной науки. Биб­лей­ская кри­тика за почти три века своего суще­ство­ва­ния не дала ни одного пред­ска­за­ния, кото­рое под­твер­дила бы архео­ло­гия. Более того, не суще­ствует даже единой свя­зан­ной теории про­ис­хож­де­ния Вет­хого Завета вообще, и Пяти­кни­жья в част­но­сти. Одно­вре­менно десятки ученых выдви­гают сотни вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щих гипо­тез, кото­рые их вос­тор­жен­ные уче­ники выдают за истину в послед­ней инстан­ции и кото­рые опро­вер­га­ются через несколько дней после их выхода из печати. Все они осно­ваны на голой фан­та­зии их авто­ров и при чтении этих трудов ста­но­вится исклю­чи­тельно жалко той бумаги, кото­рая на них пошла.

Однако самое инте­рес­ное про­ис­хо­дит после опро­вер­же­ния тех или иных без­бож­ных теорий про­ис­хож­де­ния Писа­ния. Несмотря на то, что изна­чаль­ные посылки, лежа­щие в основе теории, опро­вер­га­ются, выводы из оши­боч­ных взгля­дов про­дол­жают выдви­гаться как неоспо­ри­мые доводы науки. Поэтому всем чита­те­лям таких сочи­не­ний (если им не жалко своего вре­мени на иссле­до­ва­ние такой глу­по­сти) должно сле­до­вать совету круп­ного совре­мен­ного биб­ле­и­ста док­тора Ристо Сан­таны: «иссле­до­ва­тель должен рас­про­стра­нить свое кри­ти­че­ское отно­ше­ние также и на кри­ти­че­ские иссле­до­ва­ния»4.

Дей­стви­тельно сам пафос кри­ти­ков Библии явля­ется ярчай­шим дока­за­тель­ством ее под­лин­но­сти. Ведь диавол, явно дей­ству­ю­щий через них, знает, на что напа­дать. Такого ярост­ного напора нет ни на Коран, ни на Веды или Три­пи­таки, хотя сто­рон­ни­ков у рели­гий, име­ю­щих эти книги как свя­щен­ные тексты, не меньше чем хри­стиан. Лучшее сви­де­тель­ство – сви­де­тель­ство врага. Надо заме­тить, что каса­ется это не только Библии, но и патро­ло­гии, где ученые яростно ста­ра­ются нис­про­верг­нуть св. Отцов.

Основ­ные воз­ра­же­ния против под­лин­но­сти Пяти­кни­жья мы раз­бе­рем ниже, а сейчас хоте­лось бы кос­нуться опас­ной тен­ден­ции, наблю­да­е­мой в совре­мен­ном пра­во­слав­ном бого­сло­вии. Ряд авто­ров, такие, как про­то­и­е­рей Алек­сандр Мень, А. Кар­та­шев, Г. Федо­тов, прот. Алек­сей Князев, прот. Нико­лай Соко­лов и другие, соли­да­ри­зи­ро­ва­лись с утвер­жде­нием без­бож­ных тео­ло­гов, будто книги про­рока Моисея напи­саны вовсе не им, а несколь­кими (чаще пятью) авто­рами, начи­ная со X по V вв. до Р.Х. Подоб­ные умо­за­клю­че­ния уже про­никли в систему духов­ного обра­зо­ва­ния и счи­та­ются чем-то само собой разу­ме­ю­щимся. Они утвер­ждают, что:

«…Вопрос об автор­стве св. книг есть исклю­чи­тельно научно-исто­ри­че­ский вопрос, кото­рый не имеет пря­мого отно­ше­ния к веро­учи­тель­ной сто­роне Писа­ния. От его реше­ния в ту, или иную сто­рону в плане дог­ма­ти­че­ском и нрав­ствен­ном ничего не может изме­ниться. Но зато, более точно уста­но­вив исто­рию напи­са­ния той или иной книги, мы легче можем уви­деть ее место в исто­ри­че­ском кон­тек­сте эпохи. А это в свою оче­редь окажет неоце­ни­мую услугу для экзе­гезы Писа­ния»5.

Соб­ственно науч­ных аргу­мен­тов, отли­ча­ю­щихся от посы­лок бого­бор­цев, у данных авто­ров нет. Свя­то­оте­че­ских аргу­мен­тов в под­твер­жде­ние своей пози­ции также ника­ких не при­во­дится (за их полным отсут­ствием). Таким обра­зом, перед нами явное про­ник­но­ве­ние в цер­ков­ную ограду бого­хуль­ных учений, пре­тен­ду­ю­щих при этом, что они помо­гут Церкви лучше пони­мать то Откро­ве­ние, кото­рое Она хранит. И при этом еще счи­та­ется, что дог­ма­тике и нрав­ствен­но­сти хри­стиан ничего не грозит! Посмот­рим, так ли это?

Кос­немся сперва дог­ма­ти­че­ского созна­ния Церкви. Мы верим не в Бога фило­со­фов и ученых, а в Бога Авра­ама, Исаака и Иакова, в Бога Отца Гос­пода Иисуса Христа, Кото­рый не есть некая непо­зна­ва­е­мая вне­исто­ри­че­ская монада, а Гос­подь исто­рии. Мы верим не слепо, но опи­ра­ясь на сви­де­тель­ства Откро­ве­ния. И сви­де­тель­ские пока­за­ния как тако­вые могут под­ле­жать (и под­ле­жат про­верке). Поэтому кстати и Пра­во­слав­ное хри­сти­ан­ство и явля­ется истин­ным, (исходя из совре­мен­ных пред­став­ле­ний о воз­мож­но­сти опро­вер­же­ния как обя­за­тель­ном усло­вии верной вери­фи­ка­ции), потому что дает воз­мож­ность про­верки. Ниже мы увидим, что Пяти­кни­жье с блес­ком выдер­жи­вает это испы­та­ние. Но сам подход рас­смат­ри­ва­е­мых «пра­во­слав­ных бого­сло­вов» пока­зы­вает, что они не верят в Бога Откро­ве­ния. Ведь если биб­лей­ский текст утвер­ждает6, что авто­ром Пяти­кни­жья был Моисей, то воз­можны только две аль­тер­на­тивы: или это правда (а тогда ложью ока­зы­ва­ется вся биб­лей­ская кри­тика), или ложь (а тогда этот текст вовсе не Откро­ве­ние Истин­ного Бога, Кото­рый не может лгать7). Tertium non datur. Все другие попытки сов­ме­стить два под­хода пока­зы­вают просто отсут­ствие у их авто­ров эле­мен­тар­ного логи­че­ского мыш­ле­ния.

Более того, от при­зна­ния автор­ства Моисея зави­сит и вера в Боже­ствен­ность Гос­пода Иисуса Христа. Ведь если Иисус есть все­ве­ду­щий Сын Бога Живого, суще­ствен­ная Истина, то Он не может заблуж­даться и выда­вать за истину ложь. А Он Сам гово­рил, что Моисей дал иудеям Закон ( Ин. 7:19 ), что само Его слу­же­ние под­твер­жда­ется сви­де­тель­ством Моисея ( Ин. 5:46 ), что Моисей пока­зал веру в вос­кре­се­ние при купине ( Лк. 20:37 ). Вообще в Еван­ге­лиях Пяти­кни­жье неод­но­кратно при­пи­сы­ва­ется Моисею ( Мф. 8,4; 19,7–8 ; 22 24; 23, 2; Мк. 7, 10; 12, 19 ; Лк. 2, 22; 16, 29,31; 24, 27 ; Ин. 1, 17,45; 5, 45–46; 6, 32; 7, 22–23; 8, 5; 9, 28–29 ). Итак, или Гос­подь Иисус оши­бался – и тогда Он не Бог, а вели­чай­ший обман­щик (только тогда непо­нятно, как же Он все-таки вос­крес из мерт­вых?), или Он был прав – и тогда книги Бытия, Исход, Левит, Числа и Вто­ро­за­ко­ние напи­саны не кол­ле­гией Ягви­стов, Эло­ги­стов и других редак­то­ров, а св. прор. Мои­сеем.

Как пишет свят. Фила­рет Мос­ков­ский в кате­хи­зисе, став­шим после одоб­ре­ния его Свя­тей­шим Сино­дом сим­во­ли­че­ской книгой Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви:

«Какие книги зако­но­по­ло­жи­тель­ные? Пять книг, напи­сан­ных Мои­сеем: Бытия, Исход, Левит, Числа, Вто­ро­за­ко­ние. Сам Иисус Хри­стос дает сим книгам общее назва­ние Закона Мои­се­ева»10.

Подоб­ную же веру содер­жит и ныне Кафо­ли­че­ская Цер­ковь, воз­гла­ша­ю­щая ана­фему всем тем, кто не верит в то, что Писа­ние есть откро­ве­ние Свя­того Духа, данное святым про­ро­кам и апо­сто­лам (см. чин Недели Пра­во­сла­вия). Более того, у нас есть ярчай­шие дока­за­тель­ства того, что именно Моисей напи­сал Закон. Сам Бог послал именно его истол­ко­вать слова книги Левит для св. Анто­ния. Вот как об этом сооб­щают «Досто­па­мят­ные ска­за­ния»:

«Неко­то­рые братья пришли к Авве Анто­нию и пред­ло­жили ему слова из книги Левит. Старец отошел в пустыню, а за ним тайно после­до­вал Авва Аммон, знав­ший его обык­но­ве­ние. Старец отошел на дале­кое рас­сто­я­ние, стал на молитву и гром­ким голо­сом воз­звал: Боже, пошли Моисея, и он изъ­яс­нит мне эти слова! И пришел к нему голос, гово­рив­ший с ним. Авва Аммон ска­зы­вал о себе, что он, хотя слышал голос, гово­рив­ший с Анто­нием, но силы слов не понял»11.

Более того, Цер­ковь давно уже оце­нила как ересь учение о том, что книги Моисея напи­саны не им. Как пишет преп. Иоанн Дамас­кин, ере­тики насса­реи «учат, что книги пяти­кни­жия – не Мои­се­евы писа­ния»12.

Так что те люди, кото­рые утвер­ждают такое, не могут быть пра­во­слав­ными, если же они свя­щен­но­слу­жи­тели, они должны быть лишены сана.

Но теперь пора про­ана­ли­зи­ро­вать соб­ственно аргу­мен­та­цию тех, кто верит, будто Моисей не писал Пяти­кни­жья. Для начала, руко­вод­ству­ясь юри­ди­че­ской нормой «пре­зумп­ции неви­нов­но­сти», выслу­шаем пока­за­ния самого автора Торы (Пяти­кни­жья).

Если объ­ек­тивно подойти к предо­став­лен­ному нам доку­менту, то мы увидим, что напи­сан он, на взгляд непред­взя­того чита­теля, одним авто­ром13. Во всех пяти книгах про­сле­жи­ва­ется единый сюжет. Не заметно резкое изме­не­ние или слом языка, стиля или под­хода к пере­даче мате­ри­ала. Как пока­зали резуль­таты рас­ко­пок в Рас Шамре, Египте и Меж­ду­ре­чье, автор был осве­дом­лен о жизни пло­до­род­ного Полу­ме­сяца сере­дины II тыся­че­ле­тия до Р.Х. в таких подроб­но­стях, кото­рые вряд ли воз­можно было бы узнать спустя несколько веков14.

Автор пре­красно знаком с бытом Египта и его куль­ту­рой. Он точно опи­сы­вает обычаи этого народа (дом Поти­фара, обряд воз­ве­де­ния в долж­ность, нали­чие свя­щен­ника в Оне (Гелио­по­лисе), способ про­из­вод­ства кир­пича, земель­ные отно­ше­ния)15. Имена егип­тян, при­ве­ден­ные в тексте, имеют точное соот­вет­ствие еги­пет­ским. В первых двух книгах Пяти­кни­жья содер­жится больше поло­вины еги­пет­ских слов из всего объема Библии. Автор пре­красно знает погод­ные и гео­гра­фи­че­ские усло­вия, флора и фауна соот­вет­ствуют Египту и Синай­ской пустыне, и не имеют прямых соот­вет­ствий Пале­стин­ским (хотя автор и имеет о послед­ней инфор­ма­цию, видимо, от пред­ков и раз­вед­чи­ков – ее много в книге Бытия и во Вто­ро­за­ко­нии, но она прак­ти­че­ски отсут­ствует в Исходе, Левите и боль­шей части Чисел)16. Язык Пяти­кни­жья изоби­лует арха­из­мами, исче­за­ю­щими в более позд­нее время.

Более того, автор опи­сы­вает поря­док напи­са­ния Торы. Пер­во­на­чаль­ный блок текста (книга Бытия и книга Исход до еги­пет­ских казней вклю­чи­тельно) напи­сан был до вре­мени битвы с Ама­ли­ком ( Исх. 17:14 ), даль­ней­шие собы­тия и слова Гос­пода с Синай­ской горы напи­саны сразу после заклю­че­ния Завета ( Исх. 24:4 ), далее Бог пове­ле­вает запи­сать Моисею десять запо­ве­дей ( Исх. 34:28 ). Затем Гос­подь пове­лел Моисею опи­сать всё путе­ше­ствие по станам в пустыне ( Числ. 33:2 ), и таким обра­зом был запи­сан весь блок повест­во­ва­ния, начи­ная от Синая и до раз­де­ле­ния земель Заи­ор­да­нья ( Исх. 24, 4 – Числ. 33, 2 ). Дальше Моисей запи­сал слова Вто­ро­за­ко­нья и отдал его леви­там ( Числ. 35, 1 – Втор. 31, 9 ). После этого была при­бав­лена песнь Моисея ( Втор. 32:44 ) и запи­саны «в книгу все слова Закона сего до конца» ( Втор. 31:24 ). Окон­ча­ние Вто­ро­за­ко­ния (бла­го­сло­ве­ния Моисея перед смер­тью и само опи­са­ние его смерти) было запи­сано в книгу Торы или самим Мои­сеем (кото­рый знал буду­щее как пророк), или по его пору­че­нию Иису­сом Нави­ном17.

Зачем пона­до­бился столь слож­ный меха­низм записи для пред­по­ла­га­е­мой группы фаль­си­фи­ка­то­ров? Более того, текст Торы содер­жит внут­рен­ние ссылки на суще­ство­ва­ние книги Закона ( Втор. 28:58, 61; 29:20, 27 ), что при допу­ще­нии о том, будто пред­по­ла­га­е­мые изна­чаль­ные авторы (Ягвист и Эло­гист) не сове­то­ва­лись друг с другом, делает напи­са­ние цель­ной книги крайне слож­ной зада­чей.

Более того, автор пре­тен­дует на то, что он пророк, и самое важное, что его слова под­твер­жда­ются спустя пол­тора тыся­че­ле­тия после его смерти (если верить дате самого текста) – пред­ска­за­ния о судьбе еврей­ского народа во время Иудей­ской войны 70 г. по Р.Х. ( Втор. 28 ). Здесь никак нельзя гово­рить о про­ро­че­стве post factum, т.к. у нас суще­ствуют копии этих пред­ска­за­ний, напи­сан­ные за 200–300 лет до этих собы­тий. Веро­ят­ность слу­чай­ного их испол­не­ния равна 5:10–59, что фак­ти­че­ски равно нулю18. Стал бы вечный Бог откры­ваться группе фаль­си­фи­ка­то­ров?

Итак, исходя из непред­взя­того чтения Пяти­кни­жья, мы при­хо­дим к выводу, что ее авто­ром был еврей, полу­чив­ший хоро­шее еги­пет­ское обра­зо­ва­ние, живший в Египте и на Синай­ском полу­ост­рове в сере­дине II тыся­че­ле­тия до Р.Х. и обла­дав­ший про­ро­че­ским даром – т.е. Моисей.

Также под­твер­ждает дей­ствие зако­нов Торы в их риту­аль­ной части находки гра­на­то­вых яблок из сло­но­вой кости (сер. VIII в. до Р.Х.) с над­пи­сью «при­над­ле­жа­щее дому Иахве, свя­щен­ное, свя­щен­ники» (ср. Исх. 28, 34 ). Две най­ден­ные в Иеру­са­лиме сереб­ря­ные пла­стины VII до Р.Х. содер­жат бла­го­сло­ве­ние Бога, «сохра­ня­ю­щего завет и милость любя­щим Его и соблю­да­ю­щим Его пред­пи­са­ния» (ср. Исх. 20:6; 34:6–7 ), также под­твер­ждают это20. И об этом же гово­рят находки золо­тых пла­стин VI в. до Р.Х. с тек­стом бла­го­сло­ве­ния из книги Чисел (6, 24–26).

Теперь над­ле­жит дать слово и другой сто­роне. На чем осно­вы­ва­ются утвер­жде­ния о том, что у Пяти­кни­жья несколько авто­ров? Подробно ана­ли­зи­ро­вать мно­же­ство суще­ству­ю­щих на этот счет гипо­тез нет ни малей­шей воз­мож­но­сти. Состо­я­ние биб­лей­ский кри­тики на насто­я­щей момент можно найти в работе И.Р. Тант­лев­ского («Вве­де­ние в Пяти­кни­жие». М. 2000), где дается и опи­са­ние исто­рии раз­ви­тия кри­тики, начи­ная с Пор­фи­рия, Цельса и Юлиана Отступ­ника.

Един­ствен­ное, что можно заме­тить при чтении исто­рии раз­ви­тия этого заблуж­де­ния – так это уни­каль­ную живу­честь идеи, кото­рая мно­го­кратно опро­вер­га­лась и при этом оста­ется в созна­нии многих непре­ре­ка­е­мой исти­ной. Почти ни один из аргу­мен­тов выдви­гав­шихся против автор­ства Моисея не устоял, но сама теория живет своей соб­ствен­ной жизнью, вдох­нов­ля­е­мой адским дыха­нием.

Глав­ными аргу­мен­тами против тра­ди­ци­он­ной точки зрения явля­ются сле­ду­ю­щие:

Наи­бо­лее извест­ная в России точка зрения (но встре­ча­ю­щая все больше воз­ра­же­ний на Западе) дает сле­ду­ю­щую дати­ровку. Со времен Моисея идет ряд устных пре­да­ний (таких как Дека­лог), кото­рые фик­си­ру­ются Ягви­стом (Иудея) ок. 850 г. до Р.Х., затем Эло­хи­стом (из Север­ного цар­ства) ок. 750 г. до Р.Х., при Езекии два текста (или сейчас начи­нают больше гово­рить о пре­да­ниях) слили в один, при Иосии (622 г. до Р.Х.) был опуб­ли­ко­вано Вто­ро­за­ко­ние, нака­нуне плена был состав­лен ряд зако­нов книги Левит, во вре­мена плена над тек­стом про­дол­жают рабо­тать редак­торы, а окон­ча­тель­ный вид при­об­ре­тает Тора бла­го­даря Ездре (444 г. до Р.Х.)21.

Вот какую кар­тинку рисуют нам лже­бо­го­словы, для того, чтобы лишить нас веры в Слово Божие.

Но давайте раз­бе­рем все эти аргу­менты по порядку.

Для начала заме­тим, что из одного и того же текста все иссле­до­ва­тели делают самые разные выводы. Для одних Ягвист писал позже Эло­хи­ста потому, что Ягве более позд­нее имя Бога, чем Элохим (Эль), на самом же деле мы встре­чаем упо­ми­на­ние имени Ягве в доку­мен­тах Уга­рита и Эблы. Другие гово­рят, что Эло­хист зави­сит от Ягви­ста, и потому он младше, и так далее.

Тору разо­рвали на малей­шие клочки, кото­рые не имеют сами по себе ника­кого смысла, и горе-иссле­до­ва­тели не могут разо­браться в этом море пре­да­ний, вли­я­ний, интер­по­ля­ций, кото­рые они же и выду­мали. Они пишут о раз­нице в стиле и жанре, причем не могут дого­во­риться о том, где нахо­дится образ­чик того или дру­гого из-за отсут­ствия кри­те­риев для про­верки их утвер­жде­ний. Как пишет один из запад­ных ученых, «Непо­нятно, как совре­мен­ные запад­ные кри­тики реша­ются выно­сить суж­де­ние о раз­ли­чиях в стиле и сло­вар­ном запасе Библии, не рас­по­ла­гая ника­кими еврей­скими пись­мен­ными доку­мен­тами той же эпохи. Они отвер­гают пред­ло­же­ние или просто фор­му­ли­руют их по дру­гому (везде, где текст про­ти­во­ре­чит их типич­ному «запад­ным» идеям о связи текста и его стиле). Они утвер­ждают, что улуч­шают текст Библии, заме­няя в нем редкие и мало­упо­тре­би­тель­ные слова масо­рет­ского текста (т.е. слова, кото­рых они не пони­мают или не ожи­дают встре­тить) дру­гими»22.

Они предъ­яв­ляют к древ­нему тексту те кри­те­рии, о кото­рых автор и не помыш­лял, и удив­ля­ются, почему они не рабо­тают. Думаю, если бы мы при­ме­нили их мето­дику, напри­мер, к роману Томаса Манна «Иосиф и его братья», то нашли бы у него не менее десятка авто­ров и редак­то­ров. Дей­ствия биб­лей­ских кри­ти­ков срав­нимы с поту­гами мик­ро­био­лога иссле­до­вать при помощи мик­ро­скопа звезд­ное небо – или жела­ния оце­нить мастер­ство Бет­хо­вена, ана­ли­зи­руя хими­че­ский состав пар­ти­туры.

Более того, все эти работы осно­ваны на факте мол­ча­ния источ­ни­ков, под­твер­жда­ю­щих любую их версию (за исклю­че­нием автор­ства Моисея). Нет ни малей­шего следа ни Ягви­ста, ни Эло­хи­ста, ни Дев­те­ро­но­ми­ста, ни любого дру­гого пред­по­ла­га­е­мого пра­и­сточ­ника – ни в архео­ло­ги­че­ском мате­ри­але, ни в ссыл­ках древ­них авто­ров. Ничего под­твер­жда­ю­щего хотя бы чуть-чуть их теорию! Напро­тив, все древ­ней­шие сохра­нив­ши­еся тексты Торы уже суще­ствуют в нынеш­нем виде и не имеют ника­ких следов пред­по­ла­га­е­мых источ­ни­ков.

В этих рабо­тах напрочь отсут­ствует ком­плекс­ный подход, осно­ван­ный на выяв­ле­нии гар­мо­нии и непро­ти­во­ре­чи­во­сти текста. Вопреки юри­ди­че­скому прин­ципу пре­зумп­ции неви­нов­но­сти кри­тики заве­домо уве­рены в том, что данное про­из­ве­де­ние внут­ренне про­ти­во­ре­чиво и под­ложно, и, исходя из этой посылки, строят свои работы. А исходя из этого, можно дока­зать все что угодно.

Но теперь время рас­смот­реть по пунк­там все обви­не­ния против Моисея.

2. Суще­ству­ю­щие в Пяти­кни­жье повто­ря­ю­щи­еся сюжеты или вза­имно допол­няют друг друга (две исто­рии Тво­ре­ния, исто­рия Потопа, исто­рия Иосифа), или просто выдумка кри­ти­ков (напри­мер, трое­крат­ное под­твер­жде­ние обе­ща­ния Бога Авра­аму ( Быт. 17, 17; 18, 12; 21, 6 ) гово­рит о трех разных собы­тиях, а не об одном. Это каса­ется и многих других при­ме­ров). Все скорее сви­де­тель­ствует в пользу един­ства плана и автор­ства Торы, чем об обрат­ном.

3. Сле­ду­ю­щее утвер­жде­ние, выдви­ну­тое одним из первых против под­лин­но­сти Торы, и вовсе не выдер­жи­вает ника­кой кри­тики. Вопреки мнению первых «нис­про­вер­га­те­лей» Пяти­кни­жья, во вре­мена Моисея пись­мен­ность не только суще­ство­вала, но насчи­ты­вала уже более чем тыся­че­лет­нюю исто­рию. В Египте най­дены тексты времен Древ­него Цар­ства и даже доди­на­сти­че­ской эпохи. В Месо­по­та­мии кли­но­пись известна со времен Шумера и Аккада. Рас­копки Эблы пока­зали, что еще во второй поло­вине III тыс. до Р.Х. пись­мен­ность была обще­рас­про­стра­нен­ным явле­нием в Сирии (более того, в этих текстах есть упо­ми­на­ния об Евере, Фарре, Авра­аме, Нахоре и другим пат­ри­ар­хах). В том самом месте, где по пре­да­нию было напи­сано Пяти­кни­жье – на Синай­ском полу­ост­рове, – най­дены памят­ники древ­ней­шего алфа­вита («про­то­си­най­ский алфа­вит»), кото­рый был пред­на­зна­чен для записи семит­ского языка24 того же вре­мени, что и время Исхода (дати­ру­ется алфа­вит первой поло­ви­ной II тыс. до Р.Х.) Воз­можно, что изоб­ре­та­те­лем алфа­вит­ного письма явля­ется сам Моисей, кото­рый был обучен всей пре­муд­ро­сти еги­пет­ской, как об этом гово­рит древ­ний еврей­ский исто­рик Евпо­лем (II в. до Р.Х.). От него взяли свой алфа­вит фини­кийцы, а от них в свою оче­редь греки, к кото­рым вос­хо­дят все евро­пей­ские алфа­виты25.

4. Чет­вер­тое воз­ра­же­ние против автор­ства явля­ется просто мате­ри­а­ли­сти­че­ским утвер­жде­нием, осно­ван­ным на уже опро­верг­ну­той Тай­ло­ров­ской теории воз­ник­но­ве­нии рели­гии, на кото­ром построил свою теорию Велль­ха­у­зен. Кри­тику этого учения нам при­хо­ди­лось при­во­дить выше, здесь же стоит заме­тить, что серьез­ные ученые на Западе давно не при­ни­мают в расчет этой идео­ло­гии, опро­верг­ну­той и антро­по­ло­гами, и исто­ри­ками. Следы еди­но­бо­жия суще­ствуют, начи­ная с самых древ­них времён (напр. оно есть в таб­лич­ках Эблы) и вера в суще­ство­ва­ние Еди­ного Творца Все­лен­ной никак не свя­зана с соци­аль­ной средой или спо­со­бом хозяй­ство­ва­ния. Все подоб­ные версии никоим обра­зом не под­твер­жда­ются фак­тами и явля­ются при­ме­ром чистой про­па­ганды. Вообще попытка постро­ить схему эво­лю­ции рели­гии, не рас­по­ла­гая при этом ника­кими дан­ными, ее под­твер­жда­ю­щими, и при этом отвер­гать все факты ее отри­ца­ю­щие – это не самый науч­ный подход.

5. Пятое воз­ра­же­ние против под­лин­но­сти Торы может пока­заться более серьез­ным. Дей­стви­тельно, в тексте можно найти ара­ме­измы, но когда они про­никли в еврей­ский язык – неиз­вестно, ведь сами пат­ри­ар­хии жили с Сирии. Более того, часто ока­зы­ва­ется, что в резуль­тате рас­ко­пок мнимые «ара­ме­измы» ока­зы­ва­ются чисто еврей­скими сло­вами, так что этот аргу­мент не имеет силы. Ана­хро­низмы, якобы невоз­мож­ные для Моисея, на самом деле такими не явля­ются «земля фили­стим­ская» ( Исх. 13:17 ) вполне могла быть во вре­мена Исхода26; «Дан» при опи­са­нии битвы царей ( Быт. 14:14 ; Втор. 34:1 ) скорее всего не город Дан, воз­ник­ший во вре­мена Судей ( Суд. 18:29 ), а один из исто­ков Иор­дана, кото­рый мог носить это назва­ние задолго до времен Моисея27, тем более что место с этим именем упо­ми­на­ется в текстах Мари и Египта XVIII в. до Р.Х28; «земля Евреев» ( Быт. 40:15 ) – вполне точное опи­са­ние Пале­стины, и потому что она обе­щана была евреям, и потому, что здесь под­ра­зу­ме­ва­ется не вся тер­ри­то­рия этой страны, «а часть ее, в кото­рой оби­тали пат­ри­архи. Они пре­бы­вали наи­бо­лее около Хев­рона, и коче­вали около Сихема»29. Таким обра­зом, у нас нет неоспо­ри­мых сви­де­тельств того, что книги Моисея напи­саны после его смерти.

6. Моисей не мог гово­рить о себе в тре­тьем лице, гово­рить о своих доб­ро­де­те­лях ( Числ. 12:3 ) и писать о своей смерти ( Втор. 34 ), – гово­рят кри­тики, но и это воз­ра­же­ние постро­ено на недо­ра­зу­ме­нии. Дело в том, что сквозь всю Библию про­хо­дит крас­ной нитью утвер­жде­ние, что «Я есмь» может ска­зать только Сущий, и перед Его Лицом все осталь­ные подобны тени. Наше «я» лишь слабый отблеск Сия­ю­щего Яхве. Неуди­ви­тельно потому, что Моисей пишет о себе в тре­тьем лице. Ведь во всех его книгах дей­ству­ю­щим Лицом явля­ется Бог, а Моисей – не более чем Его сви­де­тель. Более того, обра­ща­ясь к древним тек­стам, мы видим, что подоб­ный прием свой­стве­нен древ­ней лите­ра­туре.

«Так, напри­мер, в своих «Запис­ках о галль­ской войне» и «Запис­ках о граж­дан­ской войне» Гай Юлий Цезарь (100–44 до Р.Х.) неиз­менно гово­рит о себе в тре­тьем лице, что под­чер­ки­вает объ­ек­тив­ность и искрен­ность изло­же­ния. Ранее тот же прием исполь­зо­вал и гре­че­ский исто­рик, фило­соф и дидак­тик Ксе­но­фонт Афин­ский (430/425 – после 335 г. до Р.Х.) в своем самом зна­ме­ни­том про­из­ве­де­нии «Ана­ба­сис» (в семи книгах). По мнению Плу­тарха (ок. 46 – после 119 гг. по Р.Х.), Ксе­но­фонт посту­пил так, в част­но­сти, потому, что славу в каче­стве дей­ству­ю­щего лица опи­сы­ва­е­мых собы­тий ставил выше нежели славу в каче­стве автора дан­ного сочи­не­ния, а также дабы вну­шить полное дове­рие к своему повест­во­ва­нию»30.

7. Утвер­жде­ние, что до вре­мени царя Иосии никто не знал о законе Вто­ро­за­ко­ния о цен­тра­ли­за­ции культа (народ при­но­сил жертвы на высо­тах) и само откры­тие книги Закона ( 4Цар. 22:8–13 ) было вре­ме­нем напи­са­ния Вто­ро­за­ко­ния, ни на чем не осно­вано. Всё про­тя­же­ние 3 и 4 книг Царств про­ни­зано воз­му­ще­нием тем фактом, что народ и цари при­но­сили жертвы на высо­тах ( 3Цар. 15, 14; 22, 43 ; 4Цар. 12, 3; 15, 35; 16, 4 ), что было бы невоз­можно, если это счи­та­лось нормой. Да, конечно явле­ние Бога или Его откро­ве­ние счи­та­лось доста­точ­ным осно­ва­нием для того, чтобы норма закона была при­оста­нов­лена, но из этих фактов (таких как жерт­во­при­но­ше­ние Гедеона или Илии) никак не сле­дует, будто отсут­ство­вала сама норма.

Более того, у нас есть прямые сви­де­тель­ства, что нормы Вто­ро­за­ко­ния дей­ство­вали задолго до Иосии. Царь Амасия не казнил детей убийц, испол­няя норму этой книги Закона Мои­се­ева ( 4Цар. 14, 6 ср. Втор. 24, 16 ). Сам факт откры­тия книги Закона Мои­се­ева после ремонта (речь, видимо, идет об ори­ги­нале) не должен вызы­вать сомне­ния в его воз­мож­но­сти. Подоб­ные случаи про­ис­хо­дят и сейчас. Так в 1975 г. рабо­чие обна­ру­жили во время работ в мона­стыре св. Ека­те­рины на Синае тайник, в кото­ром нахо­ди­лось около 3000 древ­них ману­скрип­тов, вклю­чая ряд недо­ста­ю­щих листов Синай­ского кодекса (IV в.)31. Таким обра­зом, аргу­мен­та­ция про­тив­ни­ков под­лин­но­сти Пяти­кни­жья не выдер­жи­вает кри­тики и должна быть отбро­шена.

Надо ска­зать, что она не заслу­жи­вала вни­ма­ния с самого начала, ибо осно­вана была не на каких-то архео­ло­ги­че­ских или исто­ри­че­ских откры­тиях, по вер­ному слову прот. Сергия Анти­мин­сова, «все эти «науч­ные резуль­таты» были добыты за пись­мен­ным столом, с тек­стом Библии в руках. Каждый «ученый» считал себя в праве тол­ко­вать свя­щен­ный текст, как ему взду­ма­ется. Что же, если отверг­нут авто­ри­тет Церкви, иного и быть не должно: у каж­дого появ­ля­ется своя «вера», при­во­дя­щая к пол­ному неве­рию»32.

При­ме­ча­ния:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *