Что такое озелененная территория в административном кодексе
Парковка на газоне: кто и как штрафует
В законе нет понятия “газон”, а в ПДД он упоминается только при описании тротуара (ст. 1 ПДД), как элемент, разделяющий пешеходную зону и проезжую часть. При составлении протокола инспектор ГИБДД или местные власти используют определение газона из толкового словаря, например, Татьяна Ефремова определяет газон как “участок земли с коротко подстриженной травой”. Иногда сотрудники ГИБДД пишут в протоколе, что водитель совершил парковку на газоне, не описывая понятие такого зеленого насаждения.
В некоторых регионах понятие “газон” закреплено в местных законах. Например, в Московской области под ним понимается искусственно созданный участок с травой и возможностью размещения на нем зелёных насаждений и парковых сооружений (ст. 4 Закона Московской области № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве»). А власти в Твери определили подобную поверхность как травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, а также естественная травяная растительность (п. 1.5 Приложения к Решению Тверской городской думы №368 от 16 октября 2014 года).
Но отсутствие точного термина в федеральных законах ещё не говорит о том, что наказание за стоянку на газоне незаконно, поэтому стоит быть предельно внимательным и парковаться только на асфальте.
Что грозит за парковку на газоне
Региональные власти самостоятельно устанавливают размер штрафа за парковку на газоне. Если его не предусмотрели, то водителю придется заплатить 500 рублей по ст. 12.19 КоАП (“Нарушение правил остановки и стоянки автомобилей”). При этом парковка на газоне одним колесом или зимой, если через снег видны насаждения, тоже является нарушением. Как правило, если водитель припарковался так впервые, то получит минимальное наказание. При повторном нарушении придется заплатит по максимуму.
Кто фиксирует нарушения за стоянку на газоне
Инспекторы ГИБДД, МАДИ (в Москве), камеры, органы местного самоуправления и обычные граждане (через приложения «Помощник Москвы», «Народный инспектор» и др.) могут сфотографировать нарушителя. Затем эти материалы и заявление о правонарушении передают полицейским или местным администрациям, поскольку только они имеют право выписать штраф автолюбителю.
Чтобы не ошибиться, относится ли территория, на которой припаркован автомобиль, к газону, в Москве и некоторых регионах разработана схема, на которой отмечены такие зеленые насаждения. Именно поэтому жалоб на штрафы за парковку на газоне в Москве практически нет, ведь законность местных норм подтвердил Конституционный суд (Определение № 2790-О от 08 ноября 2018 года).
Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Орест Мацала говорит, что необходимо зафиксировать на фото или видео незаконную парковку на газоне и направить его вместе с заявлением о привлечении к ответственности в местную администрацию и полицию. Автомобиль не будет помещен на штрафстоянку, но эксперт объясняет: «Машину могут забрать как вещественное доказательство, на период разбирательства, но применяется это крайне редко».
В течение 3 дней с момента вынесения постановления о штрафе его отправят нарушителю, который должен проверить, что на машине видны отчетливо номера и факт наезда на газон. При этом важно знать, если машина несколько дней стояла на газоне, а водитель получил несколько штрафов за каждый день простоя, то он обязан оплатить только один: остальные отменяются.
На штрафы за парковку на газоне скидка 50% не распространяется.
Когда штраф за парковку на газоне не назначат
Так, автолюбитель из Москвы припарковала машину во дворе многоэтажки, но получила штраф 5000 руб. за парковку на газоне по ст. 8.25 КоАП Москвы («Размещение машин на зеленых насаждениях»). Не согласившись с решением, она подала жалобу в Московский городской суд. Судья Людмила Сумина запросила сведения в АИС «Реестр зеленых насаждений», из которых было видно, что территория, на которой водитель оставила свою машину, является дворовой и на ней нет газона. Мосгорсуд отменил штраф автовладельцу, так как состав административного правонарушения отсутствовал (дело №7-0013/2018).
В Курске жительница многоквартирного дома пожаловалась в местную администрацию на то, что Владимир Корнеев** постоянно ставит свою машину на газоне. Местные власти зафиксировали нарушение и назначили автолюбителю штраф 3000 руб. Он обратился с жалобой в Ленинский районный суд г. Курска и утверждал, что автомобиль из фото ему не принадлежит. Судья Елена Скрипкина не нашла в материалах дела доказательств того, что территория, где стояла машина, является газоном. Не оказалось и протокола осмотра места происшествия, а по фотографиям машины непонятно, когда, где, кем и при каких обстоятельствах они сделаны, поэтому Корнееву отменили штраф (дело №12-963/2018).
Административная комиссия города Чебоксары оштрафовала водителя на 1000 руб. за парковку на газоне. Считая такую санкцию незаконной, он подал жалобу в Московский районный суд города Чебоксары. Автомобилист доказывал, что силами и средствами жителей многоэтажки на территории, где он оставил свою машину, была построена экопарковка, на которой можно оставлять автомобиль. После изучения договора поставки строительных материалов, сметы на устройство открытой автостоянки и фотографий машины судья Алексей Никитин установил, что автомобиль припаркован на специально отведенном для этого месте, поэтому отменил штраф водителю (дело №12-1217/2015).
*Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.
**Имена участников спора изменены редакцией
Озеленённые территории общего пользования, выделяемые в составе рекреационных зон, размещаются во взаимосвязи преимущественно с жилыми и общественно-деловыми зонами.
Минимальные размеры площади принимаются:
при размещении парков, садов, бульваров, скверов следует максимально сохранять участки с существующими насаждениями и водоёмами.
Оптимальные параметры общего баланса территории составляют:
зона природных ландшафтов:
Основные виды разрешённого использования:
городские парки, городские сады, скверы, бульвары, набережные цветники, газоны и др. виды озеленённых территорий, предназначенные для проведения досуга населения.
Вспомогательные виды разрешённого использования:
вспомогательные строения, сооружения и инфраструктура для отдыха;
предприятия общественного питания;
спортивные и игровые площадки без трибун;
пункты проката инвентаря;
летние театры и эстрады, лекционные площадки;
автостоянки служебного транспорта;
детские игровые площадки;
площадки для отдыха;
площадки для сбора мусора;
другие объекты садово-парковой инфраструктуры.
Условно разрешённые виды:
универсальные спортивно-зрелищные, физкультурно-оздоровительные сооружения, развлекательные комплексы;
объекты религиозного назначения;
объекты радиодоступа (не выше V класса опасности при соответствующих технических обоснованиях) для беспроводной передачи данных.
Параметры и условия физических и градостроительных изменений
Минимальные размеры площади принимаются:
Для условий реконструкции указанные размеры могут быть уменьшены.
Величина территории парка в условиях реконструкции определяется существующей градостроительной ситуацией:
расстояние между границей территории жилой застройки и ближним краем паркового массива следует принимать не менее 30 м.
В соответствии с региональными нормативами градостроительного проектирования Ярославской области «Планировка и застройка городских округов и поселений Ярославской области» структура использования территории парка может быть следующей (от общей территории парка):
Радиус доступности должен составлять:
Функциональная организация территории парка включает следующие зоны с преобладающим видом использования, от общей площади парка:
Размеры земельных участков по зонам парка (м2/чел.):
Учреждения круглогодичного функционирования (культурно-просветительские, зрелищные, пункты проката и питания) размещать вблизи основных входов.
Расстояние между входами в парк принимать не более 500 м.
Расстояние между границей территории жилой застройки и ближним краем паркового массива следует принимать не менее 30 метров.
автостоянки для посетителей парка следует размещать за пределами его территории, но не далее 400 м от входа и проектировать из расчёта 10 машиномест на 100 единовременных посетителей. Размеры земельных участков автостоянок на одно место следует принимать:
Функциональную направленность организации территории городского сада принимать в соответствии с назначением общественных территорий, зданий, комплексов, объектов, при которых расположен городской сад. Преобладающей функцией городского сада должна быть прогулочная функция.
Величина территории сада в условиях реконструкции определяется существующей градостроительной ситуацией:
общая площадь застройки не должна превышать 7% территории сада;
структура использования территории сада может быть следующей (от общей площади сада):
доступность для жителей микрорайона на расстоянии не более 400 м.
Бульвары и пешеходные аллеи представляют собой озелененные территории линейной формы, расположенные, как правило, вдоль улиц и рек, предназначенные для транзитного пешеходного движения, прогулок, повседневного отдыха:
бульвары и пешеходные аллеи предусматриваются в направлении массовых потоков пешеходного движения;
на бульварах и пешеходных аллеях следует предусматривать площадки для кратковременного отдыха;
ширина пешеходных дорожек должна быть кратна 0,75 м (ширина полосы движения 1 человека);
на бульварах шириной более 50 м возможно размещение спортивных площадок, водоемов, объектов рекреационного обслуживания (павильоны, кафе), детских игровых комплексов, велодорожек и лыжных трасс при условии соответствия параметров качества окружающей среды гигиеническим требованиям;
ширина бульваров с одной продольной пешеходной аллеей, не менее размещаемых:
минимальное соотношение ширины и длины бульвара следует принимать не менее 1:3 м;
на бульварах шириной более 50 метров возможно размещение спортивных площадок, водоемов, объектов рекреационного обслуживания (павильоны, кафе), детских игровых комплексов, велодорожек и лыжных трасс при условии соответствия параметров качества окружающей среды гигиеническим требованиям;
вдоль жилых улиц следует проектировать бульварные полосы шириной от 18 до 30 метров;
высота зданий не должна превышать 6 м.
Структура использования территории сквера может быть следующей (от общей площади):
на городских улицах и площадях:
в жилых районах, на жилых улицах, между домами, перед отдельными зданиями:
Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения:
продольный уклон при движении не должен превышать 5%, при устройстве съездов с тротуаров около зданий и в тесных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м;
На территории рекреационных зон не допускается строительство новых и расширение действующих промышленных, коммунально-складских и других объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией указанных объектов.
Лесопарки создаются на базе существующих лесов как дополнение к нормируемой суммарной площади озеленённых территорий общего пользования.
Зона выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования лесных массивов, для создания экологически чистой окружающей среды и организации мест отдыха.
Основные виды разрешённого использования:
рекреация с проведением необходимого объема благоустройства и инженерного оборудования;
лесохозяйственное использование в соответствии с природоохранными режимами.
Вспомогательные виды разрешённого использования:
любые виды и объемы строительства для рекреационных целей (в том числе спортивные здания и сооружения).
Условно разрешённые виды:
придорожные объекты сферы обслуживания;
объекты эксплуатации территории лесопарка;
любые виды и объемы строительства для инженерной инфраструктуры и линейных сооружений.
Параметры и условия физических и градостроительных изменений:
рекреационное использование с учётом допустимых нагрузок на ландшафт: расчетное число единовременных посетителей территории лесопарков, принимать 10 человек на гектар;
благоустройство (организация дорожно-тропиночной сети, площадок для отдыха).
Зона городских лесов, лесопарков выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующих массивов городских лесов, создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья и организации мест отдыха населения.
Градостроительные регламенты для лесов не устанавливаются (статья 36 п. 6 ГК РФ).
Основные виды разрешённого использования:
самодеятельная рекреация без специального обустройства (массовые игры, пешие, лыжные и велосипедные прогулки).
Вспомогательные виды разрешённого использования:
сезонные нестационарные торговые объекты.
Условно разрешённые виды:
В зону включены территории санитарно-защитных зон и санитарных разрывов.
Основные виды разрешённого использования:
зеленые защитные насаждения;
объекты, разрешенные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Вспомогательные виды разрешённого использования:.
Условно разрешённые виды:
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 3. Категории природных и озелененных территорий
Статья 3. Категории природных и озелененных территорий
1. В зависимости от природоохранной ценности, целевого назначения и выполняемых функций природных и озелененных территорий, а также в зависимости от площади участков выделяются следующие категории природных и озелененных территорий:
1) особо охраняемые природные территории;
2) иные природные территории (лесопарки, городские леса, залесенные участки, луга, отдельные урочища (овраги, фрагменты пойм и террас), искусственно созданные парки, которые приобрели свойства естественных экологических систем за время своего существования);
3) озелененные территории общего пользования, ограниченного пользования, специального назначения;
5) иные категории природных и озелененных территорий.
2. Категории, установленные для природных территорий и озелененных территорий, не подлежат пересмотру, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8 настоящего Закона.
3. При принятии решения о признании земельных участков города Москвы природной территорией для обеспечения географической целостности в их состав могут включаться озелененные территории (природно-антропогенные объекты) и резервные участки природных и озелененных территорий с ранее установленным правовым режимом их использования.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 15. Особенности правового режима охраны и использования озелененных территорий общего пользования
Статья 15. Особенности правового режима охраны и использования озелененных территорий общего пользования
1. Озелененные территории общего пользования (садово-парковые комплексы, парки, сады, скверы, бульвары, зоны отдыха, пляжи и прочие) предназначены для организации отдыха, культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
2. Правовой режим охраны и использования озелененных территорий общего пользования определяется настоящим Законом, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы в области защиты зеленых насаждений, градостроительной деятельности.
3. На озелененных территориях общего пользования не допускаются изменения существующих парков, садов, бульваров, скверов, объектов благоустройства и застройки, кроме изменений, связанных с восстановлением нарушенных (утраченных) зеленых насаждений, других природно-антропогенных объектов и их элементов или с реставрацией историко-культурных объектов.
4. На озелененных территориях общего пользования допускается строительство объектов капитального типа, прокладка дорог и инженерно-технических коммуникаций, необходимых для обеспечения охраны, содержания и использования указанных территорий в соответствии с целями и задачами их создания.
5. Допускаются ремонт и реконструкция существующих в пределах озелененной территории зданий (объектов) и сооружений, дорог и инженерно-технических коммуникаций по согласованию со специально уполномоченным органом и органом исполнительной власти города Москвы, обеспечивающим реализацию государственного регулирования градостроительной и архитектурной деятельности на территории города.
6. На озелененных территориях общего пользования в соответствии с их целевым назначением могут осуществляться следующие виды работ:
1) воссоздание утраченных или создание новых природно-антропогенных объектов и их элементов;
2) реставрация природных, озелененных и историко-культурных объектов;
3) создание водоемов рекреационного назначения;
4) комплексное благоустройство территории;
5) строительство сети прогулочных троп, троп здоровья, устройство площадок отдыха, детских и спортивных площадок в создаваемых рекреационных центрах;
6) комплексная реконструкция капитальных сооружений, лестниц, пешеходных мостиков, торшеров освещения, фонтанов, монументов и других объектов, связанных с целевым назначением конкретной озелененной территории;
7) проведение иных природоохранных, восстановительных, научно-исследовательских и рекреационных мероприятий, применимых для конкретного вида озелененной территории общего пользования, предусмотренных настоящим Законом.
7. Доля озелененных, застроенных участков, участков, занятых аллеями, дорожками, иными элементами благоустройства, площадь и высота застройки, мероприятия по благоустройству определяются в зависимости от вида озелененной территории общего пользования, рекреационной нагрузки в соответствии с нормативными документами о градостроительстве и благоустройстве.
8. Использование озелененных территорий общего пользования осуществляется в соответствии с утвержденной градостроительной и проектной документацией конкретной территории и установленным для нее правовым режимом охраны и использования, а также разрешенным использованием земельного участка.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 15. Содержание озелененных территорий
Статья 15. Содержание озелененных территорий
2. Содержание зеленых насаждений включает:
г) ограждение скверов и садов; подметание; удаление снега; посыпку песком дорожек; расстановку и перемещение скамеек, урн, работы по уходу за детскими площадками, песочницами; промывку полировочных и мраморных поверхностей, пьедесталов, барельефов и другие сопутствующие работы;
е) работы по уходу за цветочными вазами (вазонами).
3. Надлежащее содержание озелененных территорий обеспечивают администрации сельских поселений, а также юридические, физические лица и индивидуальные предприниматели в границах прилегающей территории, закрепленной для благоустройства.
4. Юридические, физические лица и индивидуальные предприниматели на предоставленных земельных участках и прилегающей территории, закрепленной для благоустройства, обязаны:
а) производить озеленение (посадку деревьев и кустарников, создание газонов и цветников) в соответствии с планом-картой прилегающей территории, планом благоустройства;
б) следить за сохранностью зеленых насаждений, не допускать вытаптывания и повреждения газонов, цветников, вазонов;
в) осуществлять надлежащее содержание зеленых насаждений;
г) выполнять мероприятия по борьбе с вредителями, болезнями зеленых насаждений.
6. Порядок содержания зеленых насаждений на территории населенных пунктов определяется муниципальным правовым актом администрации сельского поселения.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.