Что такое овертайм в работе
Овертаймы: причины и действия со стороны сотрудников
Спать по четыре часа в сутки не сложно, сложно потом не спать остальные двадцать часов. © баш
Рано или поздно в жизни каждого программиста случается ситуация, когда к тебе приходит менеджер и говорит, что нужно задержаться или выйти на выходных. Если речь идет об одном часе раз в месяц, то и говорить не о чем. А вот если кажется, что процесс затянется на все выходные ближайшего полугодия — тогда стоит подумать.
В предыдущей части мы обсуждали причины овертаймов со стороны заказчика и их цену. В этой поговорим о причинах и действиях с позиции сотрудника.
Овертаймы и вред от них
Самое плохое в овертаймах — это отключение критического мышления. Мышление становится очень узким, как луч фонарика в темном лесу. Хорошо, если луч вашего фонарика сфокусировался на работе. На нужной части работы — особенно хорошо. Иначе можно выйти из режима «быстро пишу код не отвлекаясь на попить воды» и обнаружить, что делал ненужное. К примеру, рефакторил вместо багфиксинга за день до релиза.
Всё, что не попало в фокус во время овертайма — выпадает из поля зрения. Начинаются конфликты на ровном месте. Лично я становлюсь обидчивым. А в тяжелых случаях — покрываюсь фурункулами.
В русскоязычном интернете можно прочитать истории «как я работал по много часов, и как мое здоровье от этого рассыпалось». В англоязычном можно еще и найти «как я провел много месяцев с психическими неурядицами и на антидепрессантах». У нас считается немужественным ходить к психологам — даже к проктологу идут проще.
xxx: Я сегодня поймал момент, когда нужно перестать кодить и ложиться спать.
ххх: Это момент, когда отвечая кому-то в соцсети, я предложения заканчивал «;», перечитывал, не находил ошибок и отправлял. Край. © баш
Овертаймы и польза
Рассмотрим несколько основных пунктов, когда овертаймы могут приности пользу:
1. Опционы
Во многих стартапах явно или неявно предлагают сделку: «сейчас мы все работаем на износ, а потом вы получите долю в успешном проекте». С одной стороны, это возможность получить намного больше денег, чем откладывать с зарплаты, с другой стороны:
— Очень редко детально оговариваются условия опционов. На старте основателям некогда и непонятно. Примеры вопросов, на которые обычно нет ответа: какая будет моя доля? что будет, если я буду работать два года, а потом уйду? что будет, если я проработаю три года, а потом меня уволят?
— Восточная мудрость гласит, что уже выполненная работа стоит недорого. Даже если ваш основатель — отличный человек, то за несколько лет работы точно накопятся взаимные претензии. И если сейчас он может искренне думать, что даст каждому нынешнему сотруднику по N%%, то потом запросто появятся соображения: «Вася выдохся и потерял интерес, а Петя — сорвал важные сроки, так что давайте дадим им N/2 %%».
— Если владелец верит в успех предприятия, то он постарается отдать деньгами сейчас. А если не очень верит — постарается дать опционами. Ничего личного, просто бизнес-прагматика. Еще прагматичнее — дать очень расплывчатое обещание и уточнить условия постфактум. Когда дело идет о больших деньгах, человеческая этика становится удивительно пластичной.
— Очень небольшой процент основателей остается у руля даже в успешных стартапах, обычно их оттирают в сторону со-инвесторы. Так что данное сейчас словесное обещание опциона потом новые владельцы могут совсем не захотеть выполнять.
2. Деньги и гибкий график
Двойная оплата и неявный перенос рабочих дней очень часто идут рядом, так что рассмотрим их вместе. Несколько историй из жизни:
«А я люблю овертаймы с двойной оплатой. И в субботу работать приятно, когда людей мало и митингов никаких. Я б вообще только овертаймила. А в будние дни отдыхала». © Katherine Muntianu
Мне в этой истории особенно нравится обман системы — «я работаю на выходных вместо будней в тихом офисе, а вы мне жирно доплачиваете». Это большой минус построившему такую систему менеджеру.
— Коллеги, надо посовещаться, есть тема для обсуждения, когда сможем? Может, вечером?
— Ммм… вечером я хотел поработать…
— Да, и я тоже. Вечером тихо, никто не отвлекает, хорошо работается… Давай сейчас совещаться. © Yuriy Silvestrov
В больших компаниях для сидящего в опенспейсе и востребованного коллегами работника овертайм может быть единственным временем погрузиться в поток и сделать большую задачу.
Отсюда следуют два вывода:
— Если предложенная схема допускает перенос рабочих выходных на отдыхательные будни — это гибкий график, а не овертайм. Если за это еще и доплачивают — скорее всего где-то менеджеры слабоваты, и есть повод задуматься о конкурентоспособности и адекватности компании;
— Если вам за овертайм пообещали выходной — обязательно его возьмите сразу. Потом он сгорит, а сейчас вам точно нужен отдых. Хотя бы для эффективной работы дальше.
3. Опыт и озарения
Во время овертаймов можно получить бесценный опыт решения задач «влёт». Лично я не особо ценю такой опыт, он всё-таки в кредит (подробней — в предыдущей статье цикла).
«Я вот сознательно овертаймю, когда решаю что-нибудь сложное. Когда довожу себя до полуобморочного состояния, у меня часто случаются озарения. Обратная сторона — есть риск зациклиться, и после такого перформанс часто падает». © Igor Kim
Есть менеджеры и владельцы бизнеса, которые мега-погружаются в проект, и за счет игнорирования жизни за пределами проекта добиваются супер-результатов. Лично я не готов поменять семью на успех проекта, но люди-то разные.
Из-за чего возникают овертаймы
Овертаймы появляются из-за того, что сотрудники позволяют сесть себе на шею (на самом деле правда, но не истина).
«Когда-то я писал код для супермаркета. У нас еще директор был своеобразный: цепура, пиджак, блатная речь, удобная во всех смыслах секретарша и прочие атрибуты братка из девяностых. Товар в магазин уже был закуплен и разложен по полкам, а открыться не могли, так как модуль для кассы еще глючил. Так вот, директор размахивал наручниками и угрожал приковать всех программистов к батарее, пока не закончим. У него и рыба, и молочка пропадают! Мы-то зарелизились, а потом быстро-быстро уволились. С тех пор я на отечественных заказчиков не работаю». © Миша, мой коллега
История выше — это исключение. Рабских контрактов в IT нет — всегда можно уволиться и найти другую работу. Это не врачи и не учителя, у которых только один работодатель.
Почему люди соглашаются овертаймить
Очень больной вопрос. Более того, люди часто просто не помнят об овертаймах — память вытесняет неприятные воспоминания. Точнее, люди помнят то, что ближе к актуальному эмоциональному состоянию. То есть в овертайме вы помните про «всегда овертаймили, и вот снова», а вне овертайма «та ну, со мной такого быть не может, больше я в такое не полезу».
«Кинул твою статью знакомому. Сначала он сказал: «Да ну», а потом вспомнил из своей практики пару случаев, когда его так на овертаймы «развели». Сказал: «Да ну нафиг, сволочи прошаренные какие!» © Sergey Atroschenkov
Кроме уже перечисленных рациональных причин, есть еще несколько более глубоких и редко осознаваемых. Опционы, деньги и быстрый опыт — это всего лишь поводы. Обычно настоящие причины глубже, и думать о них сложнее.
1. «Начальник будет лучше относиться и повысит зарплату. И вообще, лояльность к фирме — это важно»
Есть социопаты, к которым этот пункт не относится. Впрочем, на работе они не задерживаются. Несоциопаты могут помнить анекдот о том, что лучше всех в колхозе работала лошадь, но, тем не менее, большая зарплата была у председателя, и при этом всё равно ценить мнение и отношение старшего по званию. Это нормально и естественно для людей.
Давайте проведем микротест — оцените от 0 до 10 свою лояльность к компании:
0. Мне абсолютно всё равно. Проблемы фирмы, команды и заказчика меня волнуют не больше, чем проблемы загрязнения Антарктиды.
1. Если сильно надавят и пригрозят серьезными реальными последствиями — я выйду.
…
9. Если надо — я готов работать бесплатно.
10. Для фирмы я готов не просто работать бесплатно, а продать почку, дочку, тачку и квартиру.
Скорее всего, вы оцените свою лояльность между 6 и 8. Есть какая-то граница, дальше которой вы заходить не готовы.
2. «Я — нормальный, вокруг меня такие же, как я»
Работающие больше меня — больные идиоты, работающие меньше — саботажники.
Работая «как все», люди получают чувство безопасности и справедливости. Для человека естественно стараться работать примерно так, как работает большинство. Конечно, кто-то будет стараться работать лучше других, а кто-то — только чтобы не выгнали. Много слов о том, как руководитель и группа побуждают выполнять групповые нормы, давайте оставим на другой раз.
«Кое-где овертаймы являются принятым способом повышения производительности, вся компания так работает, включая руководство. Несколько раз с этим сталкивался. Вплоть до того, что на собеседовании тебе говорят, что в 6 часов у нас не принято уходить домой. Должен заметить, что такие компании весьма известны и успешны. Платят, кстати, ниже рынка». © Sergey Ershov
3. «Я — ценный сотрудник»
Раньше психологи говорили, что у человека может быть высокая либо низкая самооценка. Сейчас исследования показывают, что у большинства самооценка нестабильна. Очень часто нейтральная фраза «Пожалуйста, выйди в воскресенье» расшифровывается подсознанием как угроза: «Если выйдешь — ты ценный специалист и помогаешь фирме, а если нет — ты не нужен и никчемен, мучайся страхом и чувством вины».
4. Вина
Когда программиста спрашивают об эстимейтах, то у него есть выбор запросить побольше или поменьше. Причем данных для рациональной оценки нет никогда. По результату работы он может либо обогнать график, либо отстать.
Возможны комбинации:
— запросил много и обогнал — плохой оценщик;
— запросил много и отстал — вообще плохо;
— запросил мало и отстал — плохой специалист, но были же объективные обстоятельства;
— запросил мало и обогнал — единственный хороший сценарий. Когда мысли заняты обдумыванием задачи, то мозг автоматически выбирает именно его.
Все люди, и не только программисты, обычно дают слишком оптимистичную оценку. А потом испытывают чувство вины, что не успевают. И чтобы искупить легко соглашаются овертаймить. Самое интересное начинается, когда начальник и жена (муж) начинают соревноваться за «кто заставит тебя чувствовать более виноватым».
5. «Если что-то делаешь — делай это хорошо». Перфекционизм
Среди программистов много перфекционистов. Мы видим незаконченную работу или неидеальный код и легко готовы выйти на работу для фикса.
«Учитывая мой перфекционизм, я успел пару раз попасть в этот цикл: „Ошибся → ты ж крутой программист → работай больше“. Особенно он хорошо организуется, когда есть несколько таких людей рядом, и им друг друга ставят в пример». © Victor Ronin
Я добавлю — это не от возраста, это от психологии. Она может меняться, а может нет. Несколько десятков часов с психотерапевтом такое решают, но откуда же трудоголику найти время на разговор с умным человеком о себе?
Перфекционист не может выйти без помощи психолога. Самолечение здесь затягивается на десятилетия. У психолога — ну очень примерно 10 сеансов по скайпу раз в неделю по часу за 20USD/1500RUR/300UAH каждый.
6. Страх увольнения
Думать об увольнении — это примерно как думать о собственной смерти. Неприятно, думать об этом рационально сложно. К примеру, я настроил гугл-сервис под названием «на всякий случай» только недавно.
Меня увольняли четырежды: крах доткомов, кризис 2008-го, потогонка, слишком медленно работал. Когда увольняют — это больно и бьет по самооценке.
Когда у меня родилась дочка, я боялся об этом сказать на работе, боялся, что меня уволят. И это мне было уже больше 30, большой стаж и опыт. В итоге сказал, и через месяц меня уволили. Кстати, на моей памяти это был единственный проект, который я успешно закончил досрочно. А фирма потом начала зачищать негативные отзывы на DOU, а после вообще начала постить вакансии анонимно.
При мысли об увольнении запросто включается предохранитель — убегание. Очень энергоемкий процесс, часто проще поовертаймить, чем работать со своим страхом.
7. Трудоголизм и другие попытки убежать
Некоторым людям очень хочется убежать от себя. Причин может быть много: и внутренний конфликт, и ощущение невозможности достичь целей, и неодобряемые обществом цели. Когда человеку хочется убежать — он убегает. Кто-то пьет, кто-то гоняет эльфов по кустам, кто-то гоняет орков по экрану, кто-то пишет код не поднимая головы. Трудоголизм не делает человека счастливым, но убирает боль от жизни.
Дома — вечно недовольная жена, проблемная тёща и вопящий ребёнок. На работе после 8 вечера — тишина и код. Угадайте, насколько хочется уйти с работы пораньше?
Напрашивается вывод: повод для согласия не важен, истинная причина обычно глубже, и думать о ней не хочется. А уже после согласия критическое мышление отключается, и овертайм засасывает.
Что делать, когда предлагают поовертаймить
xxx: заказчик в проекте попросил изменить маску максимального количества рабочих часов в неделю на сотрудника с 00:00 на 000:00. Жесткая фирма © баш
Самое важное — оценить ситуацию до входа в овертаймы. Вспомнить, что дальше логика выключится, поэтому поставить напоминалку/будильник на неделю вперед: «Задуматься, имеет ли смысл овертаймить дальше?»
Овертаймы — это не спринт, это марафон. Загнанных лошадей пристреливают.
До входа в овертайм следует проработать сценарии:
1) Что будет, если меня уволят? Страх увольнения убивает разум, поэтому начать лучше с него.
2) Что будет, если я скажу «нет»? Что самое страшное здесь произойдет? Уволят? Компания разорится? За долги продадут почку? Формулировка отказа многим дается сложно. Много лет назад мы с Димой Снисарем даже готовили отдельный онлайн-тренинг по правильным отказам.
3) Что будет, если я попрошу компенсации? Отгулы, деньги, другой проект? Что из этого мне интересно?
Последний вопрос желательно поднять публично. И здесь менеджеру придется как-то распределить ответственность, кто виноват в конкретно этих овертаймах:
— В овертайме больше виноват заказчик. Смена ТЗ, медленные ответы и всё такое. Тогда есть шанс компенсацию получить. Конечно, если это не фирма с принципом: «Больше доить, меньше кормить». Могут быть и компании с такой бизнес-культурой, гуглите отзывы про Амазон, к примеру. Впрочем, про такую культуру вы узнаете в первую неделю на новом месте.
— В овертайме виноваты вы. Тогда в придачу к овертайму вы получите нагоняй за плохую работу. И здесь чем раньше, тем лучше.
— В овертайме виноват конкретно этот менеджер. Точнее, он чувствует себя виноватым. Тогда пусть ищет способы компенсации.
Профилактика овертаймов
При устройстве на работу можно поискать такие маркеры будущих овертаймов:
— Компания специализируется на коротких небольших проектах, или у нее большая текучка;
— На компанию нет отзывов в контролируемых местах, зато есть в неконтролируемых.
— Микромендежмент, большая загрузка руководителя и овертаймы сотрудников плотно связаны;
— Два начальника на одного программиста ;
— Если манагер обманывает клиента, то и сотрудника без проблем кинет.
Всё это может быть, а может и не быть признаками будущих овертаймов. Можно просто спросить, только не удивляйтесь ответу: «У нас такая культура, у нас принято работать много».
Выводы
Самое плохое в овертаймах — это отключение критического мышления.
Опционы, деньги, гибкий график, быстрый опыт — это всего лишь поводы. Обычно настоящие причины лежат глубже, и думать о них сложнее.
Если вы влезли в овертаймы один раз — влезете и второй. «Один раз случайность, два — совпадение, три — закономерность».
В овертаймах есть свои плюсы и минусы. Знайте свои личные и умейте их использовать.
15 компаний отвечают про овертаймы. «Вряд ли на 12-м часу из программиста будет струиться хороший код»
Нередко сотрудникам ИТ-компаний приходится работать больше 8 часов в день. Причины разные: от плохого менеджмента до форс-мажоров. dev.by спросил у аутсорсинговых и продуктовых компаний, есть ли у них овертаймы и на каких условиях люди соглашаются работать больше положенного. Наиболее крупные разработчики воздержались от ответов.
Овертаймите? Как часто?
ArtyLine (Елена Малютина, СЕО):
В нашей компании овертаймы даже невозможно подсчитать — у нас нет нормированного графика. В среднем над проектом мы работаем 6 часов в день. Я ставлю задачи ребятам с таким прицелом, чтобы они могли их выполнить в нужный срок, работая в удобном для них режиме.
Belka Games (Ольга Кондратович, HRD):
Овертаймим, это исключение из правил, нежели тенденция. Нагрузка сотрудников возрастает в предрелизное время, овертаймы могут случаться только в этот период, но далеко не на каждом проекте и не для всех сотрудников. Мы со своей стороны всегда пытаемся планировать нагрузку так, чтобы максимально избегать переработок.
Cactussoft (Оксана Остапович, СЕO):
Бывает, но мы стараемся сводить переработки к минимуму. Например, на одном из проектов, который длится уже более 7 месяцев, на команду из 13 человек за всё время пришлось всего 43 часа овертайма. В основном потребность в переработках возникает по просьбе заказчика, но мы всегда уточняем у сотрудников, согласны ли они работать сверх нормы.
Fibery.io (Михаил Дубаков, СЕО):
У нас полная свобода в этом плане, люди работают, сколько хотят и когда хотят. Некоторые, вероятно, перерабатывают, но мы это не отслеживаем. Нередко люди работают в субботу или до 9 вечера.
GantPro (Дмитрий Дудин, СЕО):
Не овертаймим, и не поддерживаем эту практику. Но ничего не можем поделать, если человек рвётся в бой сам.
Gismart (Светлана Мейсак, VP of Business Development and Marketing):
У нас овертаймы бывают, и это осознанный выбор людей, которые мотивированы на результат.
MakeML (Александр Кравцев, фаундер):
Обычно овертаймом называют время, которое ты дополнительно тратишь на проект сверх нормы, но, мне кажется, это понятие из аутсорса. Поэтому даже не знаю, как ответить: да, мы постоянно работаем над проектом, и в выходные в том числе. Но не уверен, что это можно назвать овертаймом.
Onde (Игорь Зубченок, CTO):
Как и везде — если горит задача. Но мы за здоровый баланс в целом. Есть команды, для которых задан режим 24/7: клиентская поддержка, дежурные администраторы. Овертаймы у них предусмотрены по необходимости, если нужно подменить кого-то из коллег.
Octonion Technology (Сергей Семашко, Technical leader):
Да. Обычно овертаймы «приурочены» к некому событию. Например, демонстрации демо, на которой хочется показать больше, чем можно успеть в нормальном темпе, или релиз, который был кому-либо обещан, и не хочется ударить в грязь лицом.
PandaDoc (Сергей Плевко, руководитель юнита):
Бывает, работы хватает. Лично у меня вообще часто. Я не считаю рабочее время, и график у меня довольно гибкий. По ощущениям, почти всегда больше 8 часов работаю.
Rozum Robotics (Виктор Хаменок, СЕО):
У нас редко бывают овертаймы, я бы даже сказал слишком редко. Не знаю, как у 100% моих ребят, но у меня самые тёплые воспоминания связаны с проектами, где мы фигачили с утра до ночи и иногда без выходных. Это было, когда я работал Java-программистом, даже не лидом, а простым разработчиком. Я люблю свою работу, люблю то, что я делаю, и ценю то, куда вложено много усилий. Но в своей компании я эту позицию не навязываю.
ScienceSoft (Татьяна Пархимович, PR-менеджер):
Работа в режиме овертаймов — неотъемлемая часть любого бизнеса, у которого есть цепочка: поставщик услуги — потребитель. И дело даже не в ошибках оценки рисков, которые, как многим кажется, способны полностью нивелировать необходимость работы сверхурочно. А скорее в том, что рынок и мир в целом очень динамичны и конкурентны.
Verv (Виталий Романовский, СТО):
С ростом и зрелостью команды всё реже возникают ситуации, когда нужны какие-либо hot fix пропущенных багов. Но иногда такое случается — мы всё-таки работаем не в вакууме, у нас суперконкурентная ниша мобильных приложений, кроме того, иногда происходят неожиданные изменения на самом рынке, требующие нашего немедленного реагирования. В этих обстоятельствах никто — и мы тоже — не может исключить овертаймы.
Weavora (Михаил Кулаков, CEO):
В нашем случае в этом как-то и нет особой необходимости. Возможно, из-за стадии проекта (на старте это, вероятно, встречается чаще) и нашей финансовой стабильности. Продукт у нас прибыльный, и мы не привлекали внешних инвестиций.
Почему/ зачем овертаймите?
ArtyLine:
У меня в команде мало людей, и каждый человек на вес золота. Избавляя их от овертаймов, я берегу их от выгорания. Также я постоянно включаю их в обсуждение продуктовых вопросов и всего, что связано с курсом нашего бизнеса — например, вот, ребята мы в акселератор идём, давайте к этому времени сделаем что-нибудь «вау» и заставим акселератор рыдать от счастья, что мы подались. 🙂
Belka Games:
На самом деле, здесь всё очень тесно переплетается — форс-мажорные ситуации, ошибки планирования со стороны менеджмента, человеческий фактор со стороны разработчиков — и нельзя точно выделить какую-то одну причину. В наиболее частых случаях это ошибка оценки рисков. Любой форс-мажор можно к этому отнести.
CactusSoft:
В нашем планировании мы учитываем дедлайны, комплектуем команду и планируем спринты с расчётом, чтобы всё сделать в срок. Но бывают ситуации, когда заказчики проводят презентации конечным клиентам и приходят к нам со срочными изменениями, которые влияют на планирование. Тут, конечно, мы стараемся пойти навстречу клиентам и обсуждаем с сотрудниками, готовы ли они овертаймить.
Fibery.io:
У нас стартап, а у стартапа особое отношение к овертаймам. Частенько вся жизнь превращается в работу, и люди программируют по 60+ часов в неделю. Это может продолжаться какое-то время, но неизменно плохо закончится. Для успешной многолетней работы нужно поймать баланс, что на самом деле невероятно сложно. У стартапов часто время перевешивает всё, потому что заканчиваются деньги или закрывается окно возможностей на рынке. Поэтому подавляющее большинство стартапов работает в режиме постоянного кранча. В этом есть драйв и эндорфины, но недолго. Я думаю, в режиме кранча можно работать 2-3 месяца, потом расход жизненных сил организма превысит буфер его возможностей и начнутся болезни, эмоциональные выгорания и так далее. Так что я не люблю овертаймы, но они бывают хороши для коротких спринтерских рывков. Например, за пару месяцев до важного релиза. После такого промежутка обязательно нужно отдыхать и восстанавливаться.
GantPro:
Я, когда только пришёл в компанию, чувствовал себя полным дебилом на фоне более опытных коллег. И чтобы попытаться скрыть факт, что медленно работаю, адски туплю и ничего не успеваю, я приходил домой и втихую «фигачил» по ночам и выходным, доделывал рабочие таски. Конечно, я не писал овертаймы в репорты и не просил компенсации, просто пытался казаться умнее и быстрее, чем был на то время. Думаю, такая история многим знакома. И я ни капли не жалею о потраченном времени. Моя мотивация была в том, чтобы быстро учиться и практиковаться, а это намного дороже денег. Сейчас, когда мы набираем на работу людей, они иногда повторяют мою историю. Я всячески пытаюсь переубедить их, говорю, чтобы ночами отдыхали, но если человека прёт, то с этим ничего не поделаешь. В целом, это триггер того, что он ещё зажжёт. Главное, чтобы не выгорел на этой волне, вовремя опомнился, поверил в себя и вошёл в рабочий режим без овертаймов.
Gismart:
Овертаймы скорее связаны с желанием людей больше погрузиться в работу, сделать что-то качественно, вырасти в профессиональном плане и принести больше пользы бизнесу. Работая в таком динамичном секторе с высокой конкуренцией, как mobile, зачастую невозможно ограничить себя рамками стандартных рабочих часов. Вовремя не отреагировав на возникшую ситуацию или не разрешив какой-то вопрос, можно упустить хорошую возможность.
MakeML:
Это необязательно какие-то срочные задачи, зачастую нам просто хочется сделать как можно больше для нашего продукта. Идей много, времени — мало.
Овертаймы случаются обычно по собственному решению коллег сделать больше или когда что-то «лежит» и надо срочно фиксить. От нас всё-таки зависит бизнес наших клиентов, поэтому не приходится долго думать.
Octonion Technology:
Овертаймы — это как раз то, что лежит на совести менеджеров и технических лидов. Именно на этом уровне допускаются ошибки планирования и принятие несовершенных процессов. Сложно винить разработчиков: как правило, у хорошего менеджера должно быть чёткое представление о способностях команды и возможных непредвиденных ситуациях. Учитывать все нюансы при планировании это как играть колодой в тысячу карт: ошибиться очень легко.
Тем не менее, форс-мажорные ситуации тоже случаются. В случае Octonion Technology мы имеем дело с «многослойной» архитектурой от hardware до cloud.
Здесь можно провести аналогию с ситуацией, когда несколько автомобилей едут друг за другом и первый начинает плавно тормозить. Учитывая время на реакцию и принятие решения, последний водитель, вероятно, будет тормозить «в пол».
Так и у нас: если задержалась новая «железка», hardware команда её позже проверит, firmware команда позже начнёт поддержку в прошивке. Gateway и cloud, соответственно, смогут начать интегрироваться значительно позже. Отсюда задержка в неделю на уровне hardware может вылиться в то, что фича доберётся до пользователя на месяц позже. Случаются также ситуации, когда после первого шага проверки нового hardware элемента его приходится отправлять на доработку. И вот тогда точно всё планирование летит к чертям.
PandaDoc:
По-разному. Был период, когда периодически возникали вопросы по поводу стабильности приложения, надо было раз в несколько недель решать проблемы вечерами и на выходных. Один раз было вообще было эпично. По собственной инициативе решил почистить неиспользуемые файлы. Делал постепенно несколько недель и, когда уже почти всё было сделано, немного прокололся и удалил лишнее, был вечер пятницы. Причём понял это только ночью во сне. Встал часов в пять в субботу и закончил в 10 вечера воскресенья с перерывом на сон. Всё восстановил. Теперь есть что вспомнить.
Часто работаю больше положенного по своей инициативе, чтобы быстрее двигаться, не блочить людей, получать результат. Также есть интересные технические задачи для души, на которые не всегда получается выделить время на работе.
Rozum Robotics:
Форс-мажор. Выставка через 3 месяца, надо успеть закончить решение.
ScienceSoft:
Работа овертайм — это такой же этап большинства проектов, как и работа в обычном режиме. Следовательно, раз предотвратить полностью появление овертаймов скорее всего не получится, то к этому просто нужно быть готовым.
Наиболее частая причина, по которой команда вынуждена работать сверх графика, — это неожиданные изменения в требованиях платформ и площадок, с которыми мы работаем, например, Apple. Последний возможный сценарий — срочные фичи, которые требуется доставить к какой-либо дате, например, под фичеринг или в связи с рекламной компанией к празднику.
Это добровольно или принудительно?
Belka Games:
У нас компания и сотрудники — как партнёры, никого даже не нужно просить об овертайме. Наш продукт — общее дело, разработчик радеет за результат не меньше менеджера, никто не бросит коллег в напряжённый момент. Ответственность за общий результат — это часть нашей культуры.
Cactussoft:
У нас овертаймы — это добровольная переработка. Сотрудник имеет право отказаться. Кстати, некоторые ребята, напротив, даже просят работу на овертайм.
Gismart:
Это осознанный выбор каждого.
Octonion Technology:
Переработка, конечно же, добровольная. С другой стороны, когда работаешь в коллективе над общим делом, сложно сказать «нет», если условные Вася и Петя уже согласились. В связи с этим некоторым приходится перекраивать свой выходной день или вечер, обделив кого-то из близких.
Можно также выделить ещё один вид добровольной переработки: личные амбиции разработчика.
Одна из особенностей нашей компании — большое количество исследовательских задач, которые, как правило, не имеют тривиальных решений. Для многих психологически некомфортно уходить вечером домой, не имея решения или по крайней мере перспективного направления в его поиске.
PandaDoc:
Честно говоря, не знаю, прописано ли это в договоре явно, думаю, что нет. Иногда люди отказываются от овертаймов, если есть объективные причины. Обычно видно сразу, если человек устал, и темп его работы замедлился. Тогда мы пересматриваем планы, ищем другие варианты. То же самое и с моим личным темпом. Мой главный принцип — это разумность. Думаю, каждый сам может контролировать, что и как делать.
Verv:
Все происходит только по договорённости с сотрудниками, и обязательно вся команда должна понимает, откуда возникает такая потребность.
Оплачиваете/компенсируете?
Belka Games:
У нас нет установленной «таксы». Мы всегда соблюдаем трудовое законодательство Беларуси в части компенсации и оплаты дополнительного рабочего времени. И со своей стороны стараемся предложить сотрудникам дополнительные бонусы за потраченное время.
Cactussoft:
По договорённости: денежная компенсация, дополнительный выходной.
В качестве компенсации — всё индивидуально: сокращённые дни или берём переработки в зачёт прошлых «недоработанных» дней. Ужин, такси — ребята обеспечиваются всем при необходимости.
Octonion Technology:
Дни/часы переработки компенсируются отгулами, эквивалентными длительности овертаймов. Опции «всем пиццы» и такси после 22:00 за счёт компании имеются. Деньгами взять нельзя, так как КПД овертайма крайне низкий, а на дистанции, возможно, и отрицательный. Стимулировать это дополнительным заработком — не лучшее решение для компании. Да и особо ушлые овертаймщики наверняка найдут, где накинуть себе пару часов или какую ещё бесполезную штуку сделать в нерабочее время.
PandaDoc:
Здесь у нас очень гибко, договориться можно о любом варианте. Закреплённых договоренностей я не встречал. Вообще, я не сталкивался с системными овертаймами, так чтобы было понятно изначально: «работаем следующие 4 субботы». Если нужен дополнительный день, то ребятам из команды обычно предлагаю взять выходной день в рабочую неделю.
ScienceSoft:
Небольшие переработки компенсируются дополнительной оплатой. Гораздо более серьёзное последствие имеют более редкие, но большие овертаймы — когда команде приходится задерживаться на 2-4 часа после работы, работать в какой-то степени на износ.
Здесь к финансовой компенсации добавляется ещё и эмоциональная — поддержка, подбадривание от руководителей всех уровней, «разгрузки мозга» тимбилдингами, системы поощрений.
Безусловно, мы компенсируем переработки дополнительными днями к отпуску, оплачиваемыми отгулами, обедами\ужинами за счёт компании.
Либо компенсация деньгами, либо выходной день (на выбор сотрудника). Сопутствующие бонусы, а точнее необходимые организационные моменты — всё решается в зависимости от конкретной ситуации.
Каковы, по-вашему, последствия переработок для сотрудника?
Belka Games:
Безусловно, овертаймы — это не норма, и мы считаем, что постоянные переработки негативно сказываются на производительности и могут повлечь за собой выгорание. Поэтому у нас овертаймы — редкое явление, после которого ребятам всегда предоставляется время для восстановления сил.
Cactussoft:
ИТ индустрия — не завод или фабрика. Тут нет обязаловки и работы по принципу «из-под палки». Как правило, сотрудники ставят для себя в приоритет одну из двух целей: либо работаешь за деньги, либо на результат. Те, кто мотивирован развиваться и расти, овертаймят во всех смыслах этого слова: на проектах компании, на дополнительных курсах, читая профессиональную литературу, сидя ночами над собственными проектами. Если нравится проект на работе, время не имеет такого большого значения, как результат и личный вклад в него. Но, конечно, нужен здоровый баланс.
Gismart:
Здесь многое зависит от людей, их личной мотивации и целей. Когда через овертаймы и дополнительное вовлечение в работу достигается хороший результат, это придаёт дополнительную мотивацию и силы. Мы видим, что производительность тех, кто склонен овертаймить, в разы выше.
MakeML:
Если работать каждый день, то неизбежно наступает день, когда вообще ничего делать не хочешь.
На эффективности такие ситуации сказываются негативно. Отдельных товарищей приходилось отправлять домой принудительно.
Octonion Technology:
Овертаймы — зло, и это прописная истина. Если в компании нет этого понимания и овертаймы считаются нормой, на наш взгляд, это проблема. Работать много — не значит лучше. Вряд ли из работающего двенадцатый час программиста будет струится качественный, продуманный и хорошо структурированный код.
Как правило, это костыли, которые либо просто выкидывают, либо разгребают всей командой ещё пол спринта после релиза.
В итоге получаем время, которое потрачено впустую и которого так не хватает перед следующим релизом. Овертаймы не являются основной и единственной причиной профессионального выгорания. Тем не менее, физический и психологический отдых необходим любому человеку, и его недостаток может запросто стать «последней каплей».
PandaDoc:
Овертаймы могут сказываться на производительности, особенно если занимаешься тем, что не нравится. Лично у меня просто накапливается усталость, если я много овертаймлю, и мне достаточно просто отдохнуть. Наверное, потому что мне нравится то, что я делаю, и я понимаю, зачем. Я бы не связывал овертаймы и выгорание напрямую. На мой взгляд, овертаймы далеко не первая причина выгорания. Если овертаймы системные и не успеваешь восстанавливаться, то да, конечно, это быстро надоест. Надо искать свой ритм.
Rozum Robotics:
Короткие овертаймы ни на что не влияют.
В любой сфере систематическая переработка приводит к усталости и выгоранию, и ИT-компании здесь не исключение. Именно для этого мы стараемся планировать всю работу заранее, чтобы овертаймы были исключением из правил.
Weavora:
По факту, трудно дать даже 6 часов высокоэффективной работы, не говоря уже про овертаймы. Если ощутимого результата за это время нет, то это уже проблемы фокуса, не очень грамотной постановки задач или прокрастинации. Овертаймы — это симптомы какой-то проблемы, которую нужно стараться устранить. Ведёт это к одному: досадным упущениям, нездоровой атмосфере и «выгоранию» сотрудника. Это ненормально!
Овертаймы — это в большей степени продуктовая история или аутсорсная?
Fibery.io:
Не думаю, что в аутсорсинге овертаймы невозможны. Там тоже есть релизы, сложности с оценкой работы и дедлайны. Просто овертайм должен быть практикой последней надежды для менеджеров, а не затычкой для всех дыр.
GantPro:
Думаю, что и там, и там эта история есть. В аутсорсе она скорее вызвана требованиями, сроками, бюджетами и давлением заказчика, а в продуктах довольно часто случается на драйве и по инициативе самой команды.
Gismart:
Это история скорее личностная, и связана она с персональным отношением человека к работе, его профессиональными амбициями и целями. В целом, есть прямая зависимость — люди добиваются большего результата в том, чему посвящают много времени.
Octonion Technology:
Овертаймы есть везде, но они немного разные. В аутсорсе тебя как бы «просят» поработать сверхурочно, чтобы успеть к сроку и всячески мотивируют. В продуктовой истории культура компании способствует тому, что ты сам считаешь себя «должным». Это отчасти твой продукт, и ты не можешь просто забить и уйти домой. Овертаймы в продуктовой компании более качественные, но в то же время более деструктивны. Если складывается ситуация, когда сотрудник вкалывает, а продукт «не стреляет», у него появляется обоснованное предположение, что в провале виноват кто-то другой. Такая ситуация неминуемо ведёт к разрыву между теми, кто продукт разрабатывает, и теми, кто его продаёт/продвигает. Непонимание между бизнесом и разработкой для продуктовой компании может оказаться фатальным.
PandaDoc:
Овертаймы у меня были и в аутсорсе тоже. Разница лишь в отношении к ним. В продукте понимаешь, что твоя активность напрямую влияет на ваше общее дело, и я не воспринимаю здесь овертаймы как что-то особенное.
Weavora:
Мне лично история про овертаймы больше видится в аутсорсинге, когда есть внешний заказчик, у которого могут «гореть» сроки или когда на одного человека «вешается» сразу несколько проектов. Если говорить о продукте, то тут сроки (если это не критичный фикс) не так важны. Задача легко может занять больше времени, если в процессе вносить какие-то улучшения. Результат должен нравится пользователям, поэтому качество важнее скорости. Другое дело, что мы стараемся дробить крупные задачи на более мелкие. Их легче оценить и быстрее сделать. Зависнув на одной задачей, теряешь азарт.
Как свести овертаймы к минимуму?
ArtyLine:
Планирование + работа с мотивацией людей. Дело в том, что овертаймы могут появляться не из-за большого количества самой работы, а из-за нежелания за неё браться (сложно либо скучно). Поэтому народ до последнего ждёт, а потом жёстко овертаймит перед дедлайном — ведь большую часть времени ни черта не делали. Решение в данном случае — только здоровая мотивация.
Раньше бывало, что муж забирал у меня зарядку от ноутбука, чтобы я ночью не работала, потому как потом ходила раздражённая, уставшая и злая, и это сказывалось на состоянии всей семьи. Поэтому сейчас довольно жёстко разделяю дом и работу, иногда силой.
Belka Games:
Вопрос со звёздочкой. 🙂 Первое, что приходит на ум: лучше планировать, но здесь речь о том, чтобы закладывать больше времени на фичи, а это не панацея для бизнеса и имеет свои риски.
Fibery.io:
Нужно понимать, что люди очень разные. Кому-то 40 часов в неделю уже тяжело, а кому-то 60 нормально. Поэтому нужно предоставлять свободу выбора. Свободная рабочая неделя без тайм-трекинга — самое то.
GantPro:
Умножайте эстимейт на три и добавляйте ещё две недели.
Octonion Technology:
В продуктовой компании часто случается, что хочется выкатить новую функциональность как можно скорее. Это выливается в попытки обмануть себя и заниженные оценки. Также разработчикам по какой-то причине тяжело даётся понимание, что необходимо закладывать время на тестирование и починку багов. Инициатива в решении этих проблем должна исходить сверху. Важно привить команде культуру объективной оценки времени на выполнение задач. Лидам необходимо принимать во внимание не только экономические и технические факторы, но и то, на что способна команда. Учиться жонглировать имеющимися ресурсами и находить ценность в промежуточных результатах.
PandaDoc:
Банальный ответ — лучше планировать. Не думаю, что есть серебряные пули.
Rozum Robotics:
1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения.
Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.
А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.
😣😖😫😩 Айтишники рассказали про признаки плохого оффера. Читайте истории, выводы и советы.