Что такое огниво в сказке андерсена определение
Значение слова «огниво»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ОГНИ’ВО, а, ср. Кусок камня или стали для высекания огня из кремня. Каменное о. Мешочек с кремнем и огнивом. Пршвн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
огни́во
1. кусок камня или металла, используемый для получения огня путём высекания искр соударением о кремень ◆ Деду вспало на ум, что у него нет ни огнива, ни табаку наготове: вот и пошел таскаться по ярмарке. Н. В. Гоголь, «Пропавшая грамота», 1831-1832 г. ◆ Но зажечь фонарь, добыть огня было нелегко: серные спички в то время считались редкостью на Руси; в кухне давно погасли последние уголья — огниво и кремень не скоро нашлись и плохо действовали. С зубовным скрежетом вырвал их Чертопханов из рук оторопелого Перфишки, стал высекать огонь сам: искры сыпались обильно, еще обильнее сыпались проклятия и даже стоны, — но трут либо не загорался, либо погасал, несмотря на дружные усилия четырех напряженных щек и губ! Тургенев, «Конец Чертопханова», 1872 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: оратор — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Огниво
Огни́во — приспособление для получения открытого огня. Имело широкое распространение до конца XVIII — начала XIX вв., когда были изобретены спички. На сегодняшний день пользуется популярностью среди туристов. Простейшее огниво состоит из кресала (как правило — напильника с очень мелкой насечкой), «кремня» (обычно — минерал, окись кремния SiO2) и трута. Сноп высекаемых искр, получаемый от удара кремня о кресало, воспламеняет трут, в дальнейшем тлеющий трут раздувается, а при хорошем качестве трута — немедленно вспыхивает пламя.
Содержание
Кресало
Кресало (кромсало, а также резало и тесало — от «кресать», «кромсать», то есть резать) представляет собой полоску закаленной стали, имеющую на своей поверхности очень мелкую насечку. Насечка предназначена для выкалывания (вырезания) из материала «кремня» очень мелких стружек, и так как при резании материала «кремня» развиваются значительные локальные температуры (900—1100 °C), то разогретые мельчайшие стружки немедленно воспламеняются, взаимодействуя с кислородом, содержащимся в воздухе. В известной степени этот процесс схож с шлифованием какого-либо стального предмета на точильном камне, где, как известно, мелкие стружки железа воспламеняются на воздухе, образуя сноп искр. Впоследствии при улучшении способов зажигания кресало претерпело конструктивные изменения, превратившись из полоски металла с насечкой в колесико с насечкой. Это позволило улучшить процесс образования искр и сделать приспособления для зажигания в значительной степени более компактными. Колесико с насечкой нашло свое применение в огнестрельном оружии (колесцовый замок) для воспламенения пороха, а в более позднее время и по наши дни кресало, приводимое в движение большим пальцем руки, можно чаще всего встретить в конструкции обыкновенной бензиновой или газовой зажигалки. При характерном «чирканьи» можно легко наблюдать короткий и обильный сноп ярких искр пирофорного сплава.
«Кремень»
В качестве «кремня» издавна применяется природный сульфид железа — минерал пирит (pyrite). По-гречески кремень — pyropetra (огненный камень). Пирит и пиропетра — это простые названия средневекового огнива. При подборе формы и качества «кремня» руководствуются тем, что размеры его должны соответствовать хорошему удержанию его рукой (длина 4—5 см, толщина 2—3 см), на поверхности «кремня» не должно быть видимых трещин (так как материал очень хрупок) или слоистой структуры (для исключения намокания в объеме). Таким образом, лучший выбор «кремня» представляет собой природный монокристалл пирита достаточных размеров. Точное происхождение применения пирита в качестве «кремня» неизвестно, в то же время ряд источников ссылается на тот факт, что эффект «кремня» был впервые замечен рудокопами Германии в раннем средневековье. При ударах стальным кайлом и киркой о сухой материал разрабатываемой горной породы, пирит крошится с образованием значительного количества ярко-желтых искр, в то же время мокрый пирит при любых условиях не позволяет высечь искры. Впоследствии пирит был заменен железом и специальными пирофорными сплавами. В настоящее время наиболее широкораспространенным пирофорным сплавом является мишметалл — сплав железа, лантана, церия, суммы лантаноидов и магния.
В качестве трута выбирается любой волокнистый материал, способный к немедленному возгоранию (тлению) при попадании искр. В качестве трута издавна используются природные растительные материалы, специально обработанные и подготовленные. Трут хранится в сухой герметичной таре, так же как и «кремень». Основные материалы для приготовления трута:
Во всех случаях материал трута — это растительная целлюлоза, и потому в качестве удобной формы трута чаще всего выступает опаленная сухая ткань (тряпка). Трут должен быть очень сухим, поэтому его предварительно опаливают пламенем, для того чтобы воспламенение происходило мгновенно. Предполагается, что при опаливании происходит возгонка летучих легковоспламеняющихся компонентов (терпентин, смолы и др.), содержащихся в неочищенной растительной целлюлозе и оседающих на поверхности волокон.
Техника зажигания огнивом
Техника зажигания огнивом достаточно проста, но, в то же время, требует определенного навыка и достаточной сухости и качества применяемых компонентов. При попытке зажечь трут производятся следующие действия: сухой трут укладывается на какую-либо поверхность из горючих материалов, «кремень» удерживается неподвижно рукой в непосредственной близости от трута (расстояние 3-5 см), после этого кресало, удерживаемое другой рукой и прижатое к поверхности «кремня», приводится в движение. Скорость кресала должна быть достаточно высокой и напоминает резкий толчок, при котором сразу образуется толстый сноп ярких желто-оранжевых искр, которые и поджигают трут. Далее тлеющий трут раздувается, а при хорошем качестве трута — немедленно вспыхивает пламя.
«Огниво» — краткое содержание сказки Ганса Христиана Андерсена
Ганс Христиан Андерсон написал «Огниво» в свои 30 лет в 1835 году. Эта история входит в сборник «Сказки, рассказанные детям», который был напечатан также в 1835 году. Практически все волшебные рассказы из этого цикла основаны на фольклоре. Приключение с тремя чудесными псами также входит в их число. Замечательная авторская сказка «Огниво» для читательского дневника поможет лучше разобраться в себе и ответить на вечные и главные вопросы.
Рассказ о волшебных псах
Сюжет литературного произведения созвучен с традиционными сказками о волшебных мирах. В основе находятся приключения главного героя, при завершении которых изменяется его статус (например, бедняк превращается в короля). Прийти к поставленной цели помогают особенные волшебные вещи и чудесные помощники (несколько огромных собак). Нередко в подобных сказочных историях фигурируют злые колдуньи, общающиеся с потусторонним миром духов.
История создания
Романтичные натуры первыми проявили интерес к сказкам, начали изучать фольклор и, черпая оттуда вдохновение, создавать свои сказочные произведения. Таким образом начал собственную литературную деятельность и Ганс Андерсен. «Огниво» — это одна из волшебных историй, которые почти полностью основаны на фольклоре. Когда книга была напечатана, она получила множество восторженных аннотаций от современников. В идее произведения нет дополнений и свежих мыслей, отсутствует новый подтекст. Тема — это подлинные вечные ценности.
В литературной работе восхваляются старания и терпение при достижении поставленной цели, главное для персонажей — это храбрость и любовь, а совсем не материальное богатство, которое у Ганса Андерсена теряет свою ценность, подобно мусору, по этой причине его так просто приобрести и утратить.
Принцесса довольна и радостна, когда умирает её отец король, так как это значит, что для юной девушки начинается новая свободная жизнь, где она не ребёнок, а взрослый человек. Проблема настоящей и ложной дружбы, которая может исчезнуть у обнищавшего героя, представляет собой классический сюжет для авторских книг и для фольклора.
Композиция сказки
Сказки обычно пишутся по определённым правилам. Персонажи преодолевают сложные препятствия, приходят к цели, используя волшебные предметы и обращаясь к умершим духам. Мир мёртвых в «Огниве»: чудесное дерево, дупло которого является своеобразной дверью в подземелье. Из этого царства смерти главный герой солдат приобретает сокровища, волшебную вещь и чудесных помощников. Самый значимый дар — это огниво, так как его обладатель повелевает духами из потустороннего мира.
Сказка Ганса Андерсена полна повторов особенной цифры «три». Эти волшебные градации усиливают и приумножают действительность в чудесной истории об огниве. Например, каждый последующий пёс, которых трое, гораздо больше в размерах, чем предыдущий. Собаки охраняют несметные богатства.
Солдат три раза набирает в рюкзак, карманы, а также в обувь золото, серебро, медные монеты. Надо отметить, что испытание деньгами — это сложное и опасное искушение, которое герой преодолевает с честью, он щедро помогает нищим. Вот проверку тщеславием главному персонажу не удалось пройти, солдат доверился ложным приятелям, которые его предают. Они называют его ласковыми прозвищами, например, «славный малый», именуют истинным кавалером, что очень льстит герою. Солдат начинает дерзить, это приводит его к запретному плоду.
Чудесные свойства огнива стали известны солдату неожиданно и совершенно случайно. От числа ударения по кремню напрямую зависит то, какой пёс придёт к зовущему его. Три раза солдат отдаёт приказ маленькому псу с глазами, похожими на чашки для чая, чтобы тот привёз ему среди ночи принцессу, и лишь на третье свидание, чтобы найти пропажу, королевская фрейлина нашла решение прикрепить к спине юной царевны незаметный мешочек крупы.
В сказках нередко звучат пророчества, которые потом сбываются. Главный герой молодой военнослужащий был приговорён к смерти, так как стало известно предсказание, что ему суждено женится на прекрасной принцессе. Но, разумеется, от судьбы не уйдёшь. Солдату приходит правильная мысль отправить посыльного за огнивом, чтобы пригласить волшебных псов из потустороннего мира мёртвых. Впоследствии он провозглашён королём и супругом красавицы-принцессы.
План для краткого пересказа:
Исследование текста
Основной персонаж — обычный военный, который на редкость прямолинеен, храбр сердцем, решителен. Когда у него появляются деньги, раздаривает их каждому встречному, поддерживает бедняков, не скупится перед друзьями. Но вот денежные средства заканчиваются и кошелёк пуст. Теперь солдат перебирается в каморку под крышей, он не падает духом.
Основной персонаж
Солдат — главный герой. Молодой человек, традиционный персонаж фольклора. В фольклорных художественных произведениях главный герой нередко дурак, а в сказке Андерсена он смекалистый и удачливый. Это пример предприимчивого человека, который при благоприятных условиях может самостоятельно построить личное счастье.
Действующие лица:
Главный персонаж — бывалый юноша, «служивый». Военная служба его завершена, он после войны на пути к своему дому. Молодой парень начинает новую жизнь. У героя сказки нет профессии, денежных сбережений, а лишь сабля на поясе и рюкзак за плечами. Персонаж похож на богатыря на распутье, ему следует выбирать, как жить дальше. По канонам волшебной истории он выходит из этой трудной ситуации победителем, обратившись к потустороннему миру.
Образ военного прописан во многих деталях, в фольклорных произведениях нет такого подробного описания. Он любит внимание и похвалу, щедрый, разбрасывается деньгами, авантюрен, смел. Страх главный герой превозмогает смехом, он отпускает шутки перед лицом смерти. Жутким собакам солдат отвечает: «нечего таращиться на меня», «почитаю», «вот молодец». А посыльному за огнивом говорит, прощаясь с жизнью перед своей казнью: «без меня не обойдутся в этом деле».
Второстепенные герои
Колдунья в истории Андерсена — это проводник из потустороннего мира. Она сама внешне похожа на мертвеца: «Отвратительная, гадкая, её нижняя губа свисала до груди». Злобная ведьма постоянно обманывает и строит козни. Она при знакомстве нахваливает юного военного: «Бравый солдат!». Желает обхитрить молодого человека, даёт ему сколько угодно сокровищ, в таком количестве, в каком душа пожелает. Старинное огниво преподносится солдату, как нечто лишнее и с изъяном.
Ведьме необходимо найти союзника, кто отправится вместо неё в дупло. Можно лишь строить предположения, по какой причине она отказывается сама это проделать, потому что огниво находится в мёртвом царстве уже более трёх сотен лет. Когда волшебное огниво попадает к военному, отношение к нему колдуньи меняется. Она дерзит молодому человеку, за это солдат убивает злобную ведьму. К ней автор не испытывает сострадания, так как она мерзкая и внешне, и внутри.
Три страшных пса, охраняющие золото, серебро и медь, — это сестрицы Цербера, который находится у ворот потустороннего мира. Кошмарные стражники преобразуются в покорных слуг, когда у солдата есть волшебные вещи. Клетчатый фартук колдуньи нейтрализует злобных псов, они становятся парализованными. Огниво заставляет собак выполнять все желания и прихоти военного. О размерах чудесных животных читателю известно только по размеру их глаз. Конечно же, уже самый крошечный пёс с глазами, как чашки, жутко огромен и выразителен.
Животные бесконечно преданны тому, кто владеет огнивом, также они разумны и хитры. Таким образом собака начертила кресты на каждом доме, для того чтобы королевская фрейлина не обнаружила отмеченное ею жилище солдата. Помимо того, в завершение истории на свадебном празднике псы сидят и топорщат глаза. Также они могут плясать и вопить «ура», в том числе огромная собака, у которой глаза с колесо мельницы.
Королевская семья (правитель и его супруга) в чудесной истории Ганса Андерсена представляют собой зло, глупое руководство государством и неоправданную жестокость. Также нужно сказать, сама по себе королева разумна и любит труд. Король закрыл единственную дочь в замке из меди, потому что страшился древнего пророчества о её союзе с солдатом. По этой причине о смерти правителя страны никто не горюет, в том числе оскорблённая принцесса.
Своеобразие выразительных средств
В фольклорном произведении события волшебной истории никоим образом не связаны с земным миром, в авторской сказке об огниве литературные образы созвучны с дорогими сердцу Андерсона Копенгагеном и скандинавской Данией. Глазища у самого крупного пса размером со знаменитую Круглую башню, которая действительно существует в Копенгагене и является астрономическим сооружением. За золотые монеты собак военный мог купить целиком и полностью Копенгаген.
Фольклорное предание нейтрально в повествовании, а у Андерсена отличительной иллюстрацией к сказке «Огниво» является неизменное присутствие рассказчика, который постоянно обращается к читателю. Он следует рядом с солдатом, денежные средства военного измеряет поросятами на блюде, игрушечными оловянными солдатиками, которые тот в состоянии приобрести. Автор неизбежно комментирует все события междометиями, сопереживает главному герою в темнице: «Как скучно!». Рассказчик предостерегает читателя перед наиболее опасными и страшными моментами: «Теперь послушаем!».
Мораль литературного произведения
В сказках всегда есть волшебные вещи и существа. Самый важный предмет — это огниво, предназначенное в обычной жизни для розжига огня в камине. У Андерсена оно служит сигналом для жутких псов, обладающих интеллектом, способным побороть злых людей.
Сказка завершается блистательной победой солдата над его врагами, хотящими отнять у него жизнь, потому что он испытывает нежные чувства к прекрасной принцессе. Справляют свадьбу, по желанию подданных государства военный становится королём. Главная тема литературного сочинения — это человеческие искания и судьбоносные решения, проиллюстрированные Андерсеном во взаимодействии действительности и фантастических обстоятельств.
Для сказки «Огниво» опорные слова:
Каждый, кто храбр и целеустремлённо настроен, способен найти своё истинное счастье. Но нельзя забывать, что нужно сохранять рассудок. Смысл литературного произведения в том, чтобы не делать плохих поступков. Тогда жизнь будет честной и открытой.
Крайне важно сделать правильный выбор в пути, который всегда полон испытаний, но приводящий к успеху. Всемогущество материальных сокровищ весьма сомнительно, оно никогда не является основной целью существования, а только лишь служит средством для жизни. Так, сказка учит добру, рассказывает о чистоте помыслов и желаний, о благородстве души.
Отзывы современников:
Сказка «Огниво» Ганса Христиана Андерсена впечатляет детей тем, что здесь в полной мере отображаются фантастические образы в виде ведьмы, волшебных собак, тем самым приукрашивая сказку, делая её как бы забавнее, а дети любят такие сказки.
В сказке «Огниво» мне понравился солдат, который, став богатым, помогал бедным людям. Он сумел избежать смерти, благодаря своей находчивости, и стал в конце сказки королём.
«Огниво» — сказка Г. Х. Андерсена, на которой воспиталось не одно поколение детей мира. В сказке повествуется о необычайной удаче, которая улыбнулась солдату.
Анализ сказки Огниво Андерсена
Произведение по жанровой направленности является авторской сказкой.
Главный герой сказки представляется простым солдатом, отличающимся прямолинейностью, смелостью, решительностью и щедростью души. С приобретением денег солдат раздает их окружающим его людям, сочувствуя нищим и не скупясь на одаривание друзей. Когда деньги заканчиваются, солдат не отчаивается и смиренно живет в каморке, расположенной под крышей.
Отличительной особенностью сказки является наличие в ней волшебных предметов и существ, которые участвуют в повествовании вместе с людьми. Главным волшебным предметом, из-за которого разворачивается сюжетная линия, представляется в виде старого огнива, предназначенного в бытовых условиях для разжигания камина, но в сказке приобретающего иные свойства в качестве сигнала для появления волшебных собак, наделенных интеллектом и помогающим противостоять хитрым людям.
Солдат случайно обнаруживает волшебное действие старого огнива и, получив дополнительный источник дохода, щедро делится с ним со своими друзьями, некоторые из которых бросают его в бедности.
Финал сказки оказывается великолепным в виде победы солдата в борьбе с врагами, желающими его гибели в связи с тем, что он влюблен в принцессу, которую впоследствии освобождает из темницы.
Солдат и принцесса играют свадьбу, а народ решает выбрать солдата своим королем.
Основной тематикой сказки является человеческие искания и жизненный выбор, описанные автором в тесном переплетении реальных событий и фантастических ситуаций.
Смысл произведения заключается в возможности каждого человека, отличающегося смелостью, напористостью, находчивостью, обрести свое настоящее счастье, но при этом необходимо не терять рассудок и не совершать опрометчивых поступков, оставаясь, несмотря на доход, честным, открытым, здравомыслящим человеком.
В сказке наглядно демонстрируется выбор правильного пути, который сопровождается многочисленными испытаниями и трудностями, сложностями и порой смертельными опасностями, но ведущий к успеху.
Кроме того, автор доносит до читательской аудитории мысль о спорном всемогуществе денежных благ, которые не является главной целью человеческой жизни, а просто помогающие людям достойно существовать.
Таким образом, сказка повествует о чистоте человеческой души и благородстве побуждений.
Название произведения | Огниво |
---|---|
Автор | Ганс Христиан Андерсен |
Жанр | Сказка |
Год написания | 1835 |
Главные герои
Сюжет произведения
Однажды молодой солдат возвращался домой с войны. По дороге домой он встретил ведьму, которая попросила достать огниво из дерева. За услугу старая колдунья обещала щедро отблагодарить солдата золотыми монетами. Служивый достал огниво, но обманул старуху – отрубил ей голову и забрал огниво себе.
Солдат богато зажил в городе, стал барином. Однажды слуга поведал о прекрасной принцессе, которая жила в медном замке и никто, кроме короля её не мог навещать. Причина тому – предсказание о замужестве с простым солдатом.
Вскоре солдат потратил все деньги и осталось у него только огниво. Стоило зажечь его, как появлялась волшебная собака, готовая исполнить любое желание солдата. Несколько ночей подряд собака приносила принцессу, которую полюбил солдат. Однажды королева привязала на спину принцессе дырявый мешок с крупой, чтобы обнаружить хитреца. Местонахождение солдата обнаружили и его приговорили к смертной казни. В последний момент прохожий мальчишка принёс солдату огниво.
Солдат перед смертью попросил исполнить его последнее желание – выкурить трубку. Ударив по кремню три раза, перед всем народом предстали все три собаки. Они накинулись на судей и королевскую свиту, чтобы избавить служивого от петли. Испугавшись, народ провозгласил солдата своим королём, и он женился на принцессе.