Что такое одр в экономике
Блог
Отчет о доходах и расходах (ОДР) – главный отчет предприятия, который показывает на сколько эффективно и результативно работает компания. Отчет содержит информацию о выручке, затратах и прибыли компании.
Анализ ОДР раскрывает структуру доходов и затрат компании, что позволяет осуществлять их контроль в разрезе статей, видов (направлений) деятельности, товарных групп, менеджеров. На основании анализа, полученного в разрезе различных аналитик, возможна подготовка корректирующих мероприятий. Например, можно сделать выводы о целесообразности развития или прекращения каких-либо направлений деятельности, изменения товарной линейки, внедрения KPI (англ. Key Performance Indicators – ключевой показатель результата деятельности, степени достижения и затрат на получение результата) для менеджеров, подразделений.
Отчет о доходах и расходах на каждом предприятии имеет свою специфику и аналитику, но в целом имеет следующую структуру:
Выручка от реализации продукции (товаров, услуг)
Себестоимость (прямые затраты)
Валовая прибыль (маржинальный доход)
Прочие операционные расходы
Проценты за использование заемными средствами
Прибыль до налогообложения
Рассмотрим значение ключевых статей отчета о доходах и расходах:
Важно понимать, что в отчете о доходах и расходах происходит отражение документальных операций, а не реального движения денег. Если продукция (товары) были отгружены покупателю с оформлением отгрузочных документов, то по статье выручка отобразиться данная операция. При этом оплата за товары может прийти в следующем периоде.
В состав себестоимости могут входить следующие затраты:
Расходы на приобретение материалов для производства (закупки товаров)
Зарплата производственного персонала
Затраты на энергоресурсы (электроэнергия, теплоснабжение производственных помещений)
Валовая прибыль – промежуточный финансовый результат компании. Это доход компании за вычетом прямых расходов, но до вычета постоянных расходов (расходов, которые на прямую не зависят от объема производства или продаж, например, зарплата административного персонала, затраты на содержание офиса и пр.). Валовая прибыль показывает уровень дохода, который остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли.
Административные расходы – расходы, связанные с управлением компанией (расходы на административный и управленческий персонал, аренда, консалтинг, обучение персонала, налоги, за исключением налога на прибыль и пр.)
Коммерческие расходы – затраты, связанные с продажей продукции, например, маркетинг, пошлины, расходы на торговый персонал и пр.)
Прочие операционные расходы – расходы, не связанные с основным видом деятельности, например, штрафы, пени, компенсации, резервы.
Операционная прибыль – разница между валовой прибылью и административными, коммерческими и прочими операционными расходами.
Прибыль до налогообложения – разница между операционной прибылью и финансовыми расходами, например, процентами по привлеченным кредитам.
Чистая прибыль – сумма прибыли, которая остается в распоряжении собственников по итогам периода и может быть направлена на инвестиции (модернизация производства, увеличение торговой сети) или выплату дивидендов.
Отчет о доходах и расходах так же позволяет осуществлять жизненно необходимую для любой компании функцию – управление затратами. Проведение анализа в разрезе статей затрат, дает возможность отнесения затрат к «важным» или не «важным» по их доле в общем объеме затрат, а также к «управляемым» или «не управляемым» по возможности влиять на их уровень. «Важные» и в то же время «управляемые» затраты оказывают ключевое влияние на уровень финансового результата компании, поэтому очень важно определение таких статей для последующего осуществления их систематического контроля в динамике по периодам и в разрезе статей затрат с целью дальнейшей оптимизации (снижения). К примеру, зачастую материальные затраты имеют большую долю в общем объеме затрат, при этом статья «материальные затраты» в большинстве случаев является «управляемой» статьей. Управляемость обусловлена возможностью установки и контроля норм расхода и лимитов на материалы.
Невозможно управлять тем, что нельзя измерить. Измеряя и анализируя свои доходы и расходы с использованием различной степени детализации, у Вас будет реальная возможность управления своим бизнесом и соответственно достижения высоких финансовых результатов.
Если у Вас появились вопросы по настройке отчета о доходах и расходах в программах 1С позвоните по номеру +7 (343) 222-12-12 или закажите обратный звонок.
Что такое одр в экономике
офицер действующего резерва
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
Общество друзей радио
отчёт о доходах и расходах
отдельный разведывательный полк
Объединение демократических реформ
Полезное
Смотреть что такое «ОДР» в других словарях:
ОДР — ОДР, одра, муж. (книжн.). Постель, ложе (устар.). «На хладный одр монаха отходя.» Пушкин. || Постель, ложе больного или умирающего. «Всё реже и реже покидала кровать, обратившуюся наконец в мучительный одр болезни.» Фет. «Покойница на смертном… … Толковый словарь Ушакова
ОДР — муж. кровать, постель, ложе. Завещанье писанное на смертном одре. Возьми одр твой и иди, говорят в Еванг.; во всей Азии поныне кроватей нет, постель, кошемка, войлок, стелют, ее где вздумается, а утром свертывают и уносять. | Носилки под… … Толковый словарь Даля
одр — См. постель. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. одр ложе, постель; кровать Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
ОДР — (греч., hedra седалище). Постель, преимущественно больных. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОДР 1) в Евангелии подстилка, на которой лежит больной; 2) подмостки для ульев. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
Одр — Одр аббревиатура, которая может означать: Одр Кровать, на смертном одре; одр отдельная дорожная рота; Cписок значений слова или с … Википедия
ОДР — ОДР, а, муж. (стар.). Постель, ложе (теперь употр. только в нек рых выражениях). На смертном одре (об умирающем; высок.). На одре болезни (высок.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
одр — одр, одр а (постель) … Русский орфографический словарь
одр — одр, одра; на смертномодре; мн. одры, одров (постель, ложе) … Русское словесное ударение
Одр — м. устар. 1. Постель, ложе. отт. Постель, ложе больного или умирающего. 2. Носилки для выноса покойного. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
одр — а; м. Устар. Постель, ложе. Лежать на одре болезни (книжн.; болеть). Лежать (быть) на смертном одре, на одре смерти (книжн.; быть при смерти, умирать) … Энциклопедический словарь
Тема: БДР, БДДС, ОДР, ОДДС
Опции темы
Добрый день! Очень проу помочь найти мне формы БДС, БДДС, ОДР, ОДДС.
Выхожу на работу после отпуска по уходу за ребенком. Все позабывала, нужно повторить все и вспомнить. Работала финансистом. Сейчас устраиваюсь на новую работу. требования пугают немного, хотя знаю, что имела дело с тем, что от меня хотят. Помогите, не хотелось бы ударить в грязь лицом. Спасибо!
Извините за банальность, но для каждой фирмы вид (детальный) этих форм может быть абсолютно разный.
На них влияет оргструктура, потребности руководства (как хочет видеть функционирование фирмы), условия работы с внешними контрагентами, в общем практически все стороны ведения бизнеса.
Лучше разобраться с тем, что там уже есть.
А если нет, то участвовать в разработке и понять как оно устроено.
Что скажете?
вапрос канешна блондинистый но хамить то зачем?
Образование бухгалтера не иначе я думаю, потому что это очень удобно уже заведомо знать как учитываются доходы, расходы от основной деятельности, как рочие дходы и расходы, знаешь где что искать в 1с-ке, например. Очень жалею, что пропустила много мимо ушей, когда учила в институте бух.учет, теперь очень тяжко без него.)))) С другой стороны бухгалтер работает уже с тем, что имеет, а финансист должен уметь мыслить абстрактно. Таким образом, вывод: бухгалтеру до экономиста не хватает только умения переводить цифры в показатели. Примерно так, я думаю
Между Бухгалтерией и финансовым менеджментом должна стоять Великая Китайская стена и общение этих структур должно ограничиватся. Бухгалтерия должна заниматся только учетом сделок и проводкой сделок рекомендованных ФМ и бюджетным отделом, т.е. работать только с фактическими данными.
А проблема в собственниках, которые пытаются возложить данную задачу на бухгалтера с укоренненными мыслями о том, что зачем лишнего работника брать, ведь и те и другие связаны с экономикой.
Согласна, наверно так и есть.
[quote=mediator_mba]Между Бухгалтерией и финансовым менеджментом должна стоять Великая Китайская стена и общение этих структур должно ограничиватся. quote]
Не могу согласиться с этим утверждением, на практике столкнулась с ситуацией, когда ограничение общения между службами приводит к тому, что в период отчетов, поступающих от всех служб, приходится тратить много времени, сводя данные к единой цели анализа (ведь эти цели могут периодически изменяться в зависимости от предварительного фин.реза в том или ином месяце). А разве не проще финансовому директору изначально объяснить бухгалтерии, коммерческой службе какие еще данные и в какой форме потребуются сегодня? В конце концов, все службы предприятия работают на один результат.
Как устроен отчёт о движении денежных средств
В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов рассказывает, зачем нужен отчёт о движении денежных средств, что в нём можно увидеть и почему уметь читать этот отчёт важно не только бухгалтеру. В конце статьи — пример построения отчёта о движении денежных средств, который будет понятен даже очень далёкому от бухучёта читателю.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на Клерке.ру я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Зачем нужен отчёт о движении денежных средств
ОДДС описывает денежные потоки компании за отчётный период и их сальдо на начало и конец периода. Из него можно понять, откуда поступали денежные средства и денежные эквиваленты и на что тратились. Изучение ОДДС в комплексе с отчётом о финансовых результатах позволяет понять, почему прибыль есть, а денег нет, или наоборот.
Я не раз писал о том, что нужно отделять доходы и расходы от поступлений и выплат денег. Первые определяются в момент изменения экономических выгод, вторые — в момент оплаты. Сопоставление первых позволяет понять финансовый результат — прибыль или убыток. Сопоставление вторых — за счёт чего у компании стало больше или меньше живых денег.
Важно анализировать как первые, так и вторые. Доходы и расходы влияют на экономическую эффективность работы компании, которая измеряется показателями рентабельности. Поступления и выплаты — на ликвидность активов и платежеспособность бизнеса. Если мониторить что-то одно, а второму не уделять внимание, есть шанс быстро разориться.
Продавец договорился о продаже продукции за 200 руб. с рассрочкой платежа. Себестоимость продукции составила 150 руб. Фиксируем прибыль 50 руб. Прибыль есть, а денег нет. Сотрудники не получат зарплату вовремя, компанию погубит недостаток ликвидности.
Пример 2.
Продавец договорился о продаже продукции за 100 руб. и получил 100% предоплаты. Себестоимость продукции составила 150 руб. Фиксируем убыток 50 руб. Деньги есть, а прибыли нет. Сотрудники получат зарплату вовремя, но купить материалы на следующий месяц будет уже не на что. Компанию погубит убыточность. Эльвира Сахипзадовна сказала бы: «Отрицательная рентабельность».
Чтобы не принять чужие деньги за прибыль, а кассовый разрыв за убыток, бухгалтеры и придумали два отчёта.
Чтобы понять, как работает второй, сначала разберемся с базовой терминологией.
Что такое денежные потоки и их сальдо
Денежные потоки (Cash Flow) — это поступления и выплаты денежных средств и денежных эквивалентов. Денежным потоком не считается любое изменение формы денег: обмен денежных средств на денежные эквиваленты и наоборот, покупка или продажа валюты, перевод денег с одного счета на другой, снятие или внесение наличных. Но только само изменение формы: если сумма денег при этом меняется, разница формирует отдельный денежный поток.
Сальдо денежных потоков (Cash Balance) — это разница между поступлениями и выплатами. Если за отчётный период было больше поступлений, сальдо положительное. Если больше было выплат, сальдо отрицательное.
Вчера продавец продал продукцию за 100$ и получил оплату. Курс был 69 руб. за доллар. Сегодня он обменял доллары на рубли. Курс уже 70 руб. за доллар. Денежный поток (поступление) вчера составил 6900 руб. Сегодня денежного потока из-за конвертации валюты не было, но из-за разницы курсов возник дополнительный поток 100 руб. Итого положительное сальдо денежных потоков составило 7000 руб.
В какие-то месяцы сальдо денежных потоков может быть отрицательным. Если у бизнеса есть жирок в виде остатков на счетах и других видов денег, это можно пережить. Особенно если при этом фиксируется прибыль. Но устойчиво отрицательное сальдо денежных потоков — звоночек. Он означает, что дебиторы живут за ваш счёт. При возможности такого нужно избегать.
Виды денежных потоков
Денежные потоки в бухучёте классифицируют по трём видам хозяйственной деятельности компании.
Текущая деятельность в основном связана с фактами хозяйственной жизни, которые компания осуществляет для получения выручки. Но оплаты некоторых прочих доходов и прочих расходов тоже попадают сюда. К денежным потокам от текущей деятельности относятся:
К инвестиционной деятельности относят денежные потоки, связанные с поступлением и выбытием внеоборотных активов. Сюда включаются:
Финансовая деятельность связана с получением долевого финансирования от собственников и заёмных средств. И с выплатами собственникам, кредиторам и займодавцам. Денежные потоки от финансовой деятельности — это:
Движения по расчётному счету ООО «Рога и копыта » за месяц:
500 тыс. руб. — оплаты от покупателей за продукцию
300 тыс. руб. — выплаты поставщикам за материалы
100 тыс. руб. — выплата зарплаты сотрудникам
200 тыс. руб. — поступление за проданный автомобиль
150 тыс. руб. — возврат выданного займа
50 тыс. руб. — выплаченные собственникам дивиденды
Сальдо денежных потоков:
Текущая деятельность: 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. — 300 тыс. руб. — 100 тыс. руб.)
Инвестиционная деятельность: 350 тыс. руб. (200 тыс. руб. 150 тыс. руб.)
Финансовая деятельность: — 50 тыс. руб. (0 тыс. руб. — 50 тыс. руб.)
Не устаю подчеркивать: положительное сальдо денежных потоков не означает, что дела у компании идут хорошо. Она может при этом иметь убытки, которые приведут к закрытию.
Структура отчёта о движении денежных средств
Денежные потоки в ОДДС группируются по трем направлениям деятельности компании:
По каждому виду деятельности определяется сальдо.
В России применяется так называемый прямой метод составления ОДДС. Поступления и выплаты берутся со счетов учета денежных средств и денежных эквивалентов (раздел V Плана счетов) без каких-либо корректировок. То есть это честные денежные потоки: сколько компания получила или заплатила — столько и пошло в отчет. Затем по каждому направлению деятельности выводится сальдо денежных потоков, складывается с остатком денег на начало периода и определяется остаток денег на конец периода.
Остаток денежных средств ООО «Рога и копыта » на начало месяца: 250 тыс. руб.
Движения по расчётному счету за месяц:
Сальдо денежных потоков:
Остаток денежных средств на конец месяца: 650 тыс. руб. (250 тыс. руб. 100 тыс. руб. 350 тыс. руб. — 50 тыс. руб.).
ОДДС ООО «Рога и копыта » будет выглядеть так:
Отчет о доходах и расходах. Король финансовых отчетов
Отчет о доходах и расходах – это главный операционный отчет, который показывает, сколько прибыли вы получили за период. Рассказываем, о чем говорят его показатели и как спомощью этого отчета увеличить прибыль компании и контролировать финансы.
Есть три главных финансовых отчета – Отчет о доходах и расходах, Отчет о движении денежных средств, и Баланс. Можно сказать, что все эти отчеты — панель управления бизнесом.
Отчет о доходах и расходах – это спидометр, который показывает, с какой скоростью движется бизнес, сколько прибыли вы заработали, насколько эффективно развивается компания.
Отчет о движении денежных средств – это показатель топлива. Достаточно ли у вас средств, чтобы доехать туда, куда нужно.
Баланс – это внутренний «компьютер» автомобиля, который проверяет все ли системы в порядке, все ли заданные соотношения выполняются.
Отчет о доходах и расходах – это главный операционный отчет, который показывает, сколько прибыли вы получили за период.
Структура отчета о доходах и расходах
У каждого предприятия своя структура отчета о доходах и расходах. Управленческая отчетность создается под каждую компанию и имеет свои уникальные особенности.
Рекомендовано, чтобы ОДР содержал следующие разделы:
Статья | Январь | Февраль | Март | |||
---|---|---|---|---|---|---|
план | факт | план | факт | план | факт | |
1. Выручка | ||||||
1.1. Выручка по товару 1 | ||||||
1.1. Выручка по товару 2 | ||||||
2. Прямая себестоимость | ||||||
2.1. Прямая себестоимость товара 1 | ||||||
2.2. Прямая себестоимость товара 2 | ||||||
Маржинальная прибыль | ||||||
Валовая рентабельность | ||||||
3. Производственные расходы | ||||||
Прибыль от производства | ||||||
Рентабельность производства | ||||||
4. Общехозяйственные расходы | ||||||
5. Расходы на производство | ||||||
Операционная прибыль | ||||||
6. Проценты за пользование заемными средствами | ||||||
7. Налог на прибыль | ||||||
Чистая прибыль | ||||||
Рентабельность продаж | ||||||
Дивиденды | ||||||
Нераспределенная прибыль |
Доходы – выручка (отгрузка) компании за период. Её лучше разбить по тем видам/направлениям деятельности или по группам товаров, по которым вам важно контролировать маржинальную прибыль (рентабельность).
Прямые расходы – расходы, непосредственно (прямо) относящиеся к выручке, которую вы указали в доходах. Не было бы выручки, не было бы этого расхода.
Выручка – это стоимость отгруженного товара, то есть сумма, за которую вы продали товар покупателю
Прямые расходы – это себестоимость отгруженного товара, то есть сумма, за которую вы купили отгруженный товар у поставщика
Совет: Включайте в состав прямых расходов только те расходы, которые вы можете посчитать прямым методом – материалы, заработную плату, услуги. Расходы, относящиеся к нескольким видам продукции, лучше учитывать по отдельным статьям затрат.
Производственные расходы — расходы, непосредственно связанные с производственным циклом: заработная плата производственного персонала, аренда цеха, производственные услуги и так далее. Эти расходы считаются условно-постоянными. Они в какой-то части зависят от выручки, например электроэнергия цеха, или сдельная заработная плата рабочих, но в большей части они постоянны.
Общехозяйственные расходы — расходы по обслуживанию вашей основной деятельности: заработная плата бухгалтерии, финансовой службы, услуги маркетинга и зарплата управленцев, служба HR и сервиса – это постоянные расходы, которые никак не зависят от объема выручки.
Расходы по финансовой деятельности — расходы по привлечению заемного капитала.
Показатели рентабельности
Оценить эффективность деятельности компании «одним взглядом» можно посмотрев на показатели рентабельности, которые тоже лучше включить в Отчет о Доходах и Расходах.
Чтобы узнать больше об управлении маржой и доходностью товаров, регистрируйтесь на бесплатный вебинар «Управление доходностью товаров» 12 августа.
Быстрый чек-тест финансового состояния
Быстро сделать вывод, идет ли все по плану или нужно срочно вмешиваться, можно всего по трем показателям из ОДР:
Как использовать ОДР, чтобы увеличить прибыль
Выводы
Анализ эффективности деятельности – занятие непростое, и сложность растет с ростом бизнеса. Составить правильную структуру финансовой отчетности, выявить финансовые дыры и предложить пути их устранения – задача для профессионального финансового директора.
Если в вашей компании отсутствует финансовый директор, то возможно вы не владеете всей необходимой финансовой информацией. Решением этой задачи может быть передача финансового учета на аутсорсинг. Наши специалисты имеют большой опыт в таких вопросах, и на протяжении 10 лет мы занимаемся вопросами управленческого учета в разных компаниях.
Задавайте свои вопросы в комментариях или обращайтесь в наш офис за консультацией, мы всегда рады помочь.