Что такое одд на выборах
Мандаты и списки: что значат «страшные» слова про выборы
Обозреватель, Политика, 8:03, 12.07.2021
За непонятными специальными выражениями чаще всего кроются не слишком сложные правила участия в избирательных кампаниях
Обычно выборы – захватывающее действо с внутренней драматургией, выпадами кандидатов в адрес друг друга, борьбой за голоса, «плюшками» для избирателей и так далее. Однако часто они сопровождаются «страшными» словами вроде «одномандатный округ», «партийные списки» и другими. Они не только не разжигают интерес людей к избирательной кампании, в которой они, вообще-то, главные герои, а, напротив, отбивают его напрочь. В преддверии 19 сентября, когда в стране и крае пройдут масштабные парламентские выборы, «Толк» объясняет, что кроется за непонятными терминами и как в них ориентироваться.
Каких депутатов выбираем 19 сентября?
Депутаты, как и вся система власти, бывают трех уровней.
Что такое одномандатный округ?
Это территория, на которой разыгрывается один мандат, то есть ее в парламенте будет представлять только один депутат.
Округа «нарезает» избирком исходя из численности избирателей, которых должно быть примерно одинаковое число на каждом. Например, для выборов в Госдуму страну поделили на 225 округов (только половина депутатов из 450 избирается по округам).
Ректора алтайского политеха на выборах заменит единоросс Мордовин
В региональном отделении партии власти говорят о том, что замена связана с большим объемом предвыборной работы на округе
В каждом – плюс-минус равное число избирателей с учетом географических особенностей и деления на регионы (в среднем от 400 до 650 тыс.). Например, в Алтайском крае таких округов вышло четыре, а в соседней Республике Алтай – только один.
На каждом округе сражаются представители разных партий и те, кто выдвинул свою кандидатуру сам (их называют самовыдвиженцами). Побеждает тот, кто получит наибольшее число голосов.
То есть наш регион будут в Госдуме представлять минимум четыре депутата.
Такая же схема действует и на выборах в АКЗС. Территорию края поделили на 34 округа. Некоторые объединяют по несколько районов, а некоторые «захватывают» только часть городов. Опять же главное мерило – численность избирателей.
Что такое партийные списки кандидатов?
Другая половина депутатов и в Госдуму, и в АКЗС избирается как раз по таким спискам.
Суть в том, что избиратель может проголосовать не просто за конкретного кандидата, который предлагает довериться его имени, личным качествам и т.д., но и за партию, то есть за определенную идеологию и систему политических взглядов. А партия уже сама определяет, кого направить в парламент. То есть избиратель доверяет партии в выборе конкретных ее представителей.
И это не игра вслепую, как может показаться. Каждая допущенная к выборам партия составляет список кандидатов. Есть, как правило, так называемая первая тройка/пятерка – это лидеры, которые ведут за собой партию и имеют наибольшие шансы избраться.
Также партия уже сама делит территорию на округа и в каждом создает свой список – территориальную группу.
Спикер АКЗС заявил о задумках, о которых еще не знает вице-премьер правительства
Председатель парламента Алтайского края считает, что региональному заксобранию можно добавить дополнительных полномочий
Например, «Единая Россия» на выборах в Госдуму объединила в один округ Алтайский край и Республику Алтай. И для этой территории сформировала свой список кандидатов.
На региональных выборах партийные округа чаще всего совпадают с одномандатными, это удобнее.
Избиратель, ставя галочку напротив партии, автоматически голосует за предложенный список кандидатов.
С определением победителей тут сложнее, чем на округах. Во-первых, имеет значение, сколько партия набрала в целом, – от этого зависит, сколько мандатов она получит всего. Если грубо, то кресла распределяются между партиями, набравшими более 5% голосов, пропорционально полученному результату.
После этого уже сами партии смотрят, какие территориальные группы набрали больше всего, и, как правило, лидеры этих списков проходят в парламент.
Что такое представительный орган?
Это и есть парламент – орган власти, который представляет интересы избирателей.
У парламента две функции – законодательная и представительная. Разрабатывая и принимая законы, депутаты формируют условия и правила жизни населения. А представляя граждан разных территорий – отстаивают их интересы.
Чем отличается выдвинутый кандидат от зарегистрированного?
Каждая партия, выдвинувшая своих кандидатов, подает необходимый пакет документов в избирательную комиссию. Также может сделать и самовыдвиженец. Если эта процедура соблюдена и избирательная комиссия документы приняла, кандидат получает статус выдвинутого.
Сильный пол и женский пул: кто будет сражаться за места в Госдуму на Алтае
Самым конкурентным из четырех думских округов станет Рубцовский, где с выборов снялся главный фаворит от «Единой России» Виктор Зобнев
Однако с этого момента все только начинается. Например, партии, которые не получили право регистрации без сбора подписей (это, как правило, небольшие непарламентские партии), а также самовыдвиженцы должны собрать необходимое число подписей в свою поддержку. А требования к ним суровые, и на этапе проверки многие отсеиваются.
Но даже те, кто избавлен от сбора подписей, должны пройти через проверку документов, соответствия всем требованиям.
И только после того, как кандидатов исследуют и не найдут в них «изъянов», их регистрируют. После этого кандидат уже полноправный участник выборов.
Как узнать «своих» кандидатов?
Во-первых, самые активные из них будут вести агитацию – проводить встречи, заваливать газетами, брошюрами, «мелькать» на билбордах или на телеэкранах. К этой избирательной кампании некоторые из них освоили соцсети, и там тоже могут появиться.
Во-вторых, есть сайт Алтайкрайизбиркома, на котором выдвинувшихся и зарегистрированных кандидатов можно будет посмотреть.
В-третьих, их список с описанием каждого будет вывешен на избирательном участке.
Более четверти депутатов гордумы Барнаула могут уйти на повышение в сентябре
Самый большой пул депутатов может покинуть фракцию «Единая Россия», от которой в выборах в Госдуму и краевое заксобрание будут участвовать 10 человек
Программа «от двери к двери»
Программа ОДД является также наиболее надежным средством преодоления информационной блокады в СМИ со стороны власти. Поэтому она практически обязательна для оппозиционных партий и кандидатов, независимо от масштаба кампании.
Существует огромное количество вариантов построения программы ОДД. В качестве базового примера мы подробно рассмотрим самый простой вариант: схему двойного обхода квартир избирателей с заполнением отрывного талона. Она представляет дополнительный методический интерес также и потому, что хорошо иллюстрирует, каким образом описанные в предыдущих параграфах принципы построения агитации и организации работы агитаторов воплощаются в конкретном мероприятии.
Программа начинается примерно за 28–35 дней до дня голосования и проводится в два этапа (обхода). Работает участковая команда: обходы осуществляются агитаторами, закрепленными за соответствующими избирательными участками.
Первый (основной) обход занимает примерно 21-38 дней.
Агитатор получает следующий набор материалов.
1. Листовки с отрывным талоном. Листовки двусторонние. На лицевой стороне содержится основная (программная) листовка кандидата, на обратной – основа предвыборной платформы. Под платформой печатается бланк отрывного талона, в который избирателю предлагается внести свои пожелания (наказы) и расписаться в поддержку платформы. Во время контакта в отрывной талон вносится также минимум сведений об избирателе: его адрес и Ф.И.О.
2. Другие печатные агитационные материалы, которые штаб кандидата считает нужным распространить.
3. Извинительные записки от кандидата с сообщением, что к избирателю приходили агитаторы. Оставляется в почтовом ящике или дверной ручке вместе с агитационными материалами на тот случай, если избирателя не удалось застать дома.
4. Инструкцию и карту обхода участка.
Задача агитатора при первом обходе – собрать как можно больше отрывных талонов с наказами. Контакт с избирателем считается эффективным, только если получено его подтверждение в виде талона. Изюминка данного метода как раз и состоит в том, что избиратель, заполнивший отрывной талон, в каком-то смысле становится сам активным участником избирательной кампании, что стимулирует формирование у него соответствующей положительной установки и резко повышает вероятность его голосования за кандидата. Получение отрывного талона следует рассматривать как «зацепку» избирателя в качестве потенциального сторонника кандидата (п. 3.4.2).
Повторный обход является фиксирующиммероприятием. Он осуществляется накануне дня голосования. Обходятся только те избиратели, которые заполнили отрывной талон при первом обходе. Им вручаются личные письма от кандидата (обязательно с его личной или факсимильной подписью!) с благодарностью за поддержку и обещанием выполнить наказы.
О системе оплаты агитаторов.
За каждый полученный талон агитатор получает оперативную оплату, величина которой в 40-50 раз больше, чем оплата за оставление материалов в постовом ящике. Т.е. фактически оплачивается не количество обойденных квартир, а количество собранных талонов, что (при условии выборочного контроля) исключает имитацию работы со стороны агитаторов нацеливает их на эффективные контакты. Далее, за каждый эффективный контакт агитатору начисляется бонус, в размере 50-120% оперативной оплаты. Условия выплаты бонуса:
— выполнение агитатором плана по количеству эффективных контактов на участке (обычно такой план составляет 20-25% от числа квартир на участке);
— кандидат (партия) должны получить на участке голосов не меньше, чем собрано талонов;
— дополнительное условие, которое может ставиться или не ставиться в зависимости от обстоятельств: кандидат одерживает победу на участке (партия набирает оговоренный процент голосов).
При усредненной норме один агитатор на 1 500 избирателей (750 квартир) размер бонуса на каждого агитатора составляет вполне достаточную сумму, чтобы в день голосования агитатор, без всякого дополнительного нажима со стороны штаба, лично отследил, чтобы каждый зацепленный избиратель дошел до участка и проголосовал.
Описанная схема представляет собой программу ОДД в минимальной комплектации: одна зацепка + один фиксирующий контакт. При наличии ресурсов программу можно существенно расширить и усилить.
1. Увеличить число фиксирующих контактов: например, принести зацепленному избирателю брошюру с программой кандидат, попросить заполнить анкету (кандидату очень важно именно Ваше мнение), принести специальное обращение кандидата только к сторонникам и т.д. Понятно, что каждая дополнительная фиксация усиливает позитивную установку избирателя по отношению к кандидату. Отметим, что сколько бы промежуточных фиксаций не предусматривала программа ОДД, последняя из них – это всегда благодарственное письмо от кандидата накануне голосования.
2. Расширить фронт зацепок: включать в число избирателей, подлежащих фиксирующим касаниям, не только тех, у кого удалось получить талон в ходе первого обхода, но и других избирателей, которые попали в базу данных сторонников, например, в ходе сбора подписей, или по результатам встреч с кандидатом, и т.д.
3. Включить в программу дополнительные касания, не предусматривающие прямой контакт избирателя и агитатора. Например, первый обход квартир полезно предварить безадресной (сплошной) рассылкой листовки-уведомления, в которой кандидат просит выслушать его агитаторов. Еще лучше вместо безадресного уведомления сделать адресное (п.3.4.6.).
4. Можно варьировать и форму обратной связи во время первого обхода. Так, вместо сбора наказов иногда избирателю предлагают отметить в талоне, какой из пунктов платформы кандидата следует выполнить в первую очередь. Распространенной формой является подписание договора (контракта) между кандидатом и избирателем, или подписание избирателем того или иного обращения, и т.д.
В общем, наращивание программы ОДД по всем направлениям – это и есть способ воплотить в жизнь предложенную В. Полуэктовым технологию «трех ЗА» (п. 3.4.2).
Здесь мы имеем дело со случаем, когда кандидату и руководству кампании следует проявить необходимую жесткость и волю к победе и «продавить» сопротивляющихся агитаторов. Нам не известно ни одного примера, когда ОДД не давала бы ощутимого положительного результата (хотя, как и любое мероприятие, 100% победы она не гарантирует). Отказаться от такого мощного средства агитации из-за страха своей команды перед «хождением в народ» или под влиянием трудностей, которые обычно сопутствуют первым дням кампании (когда агитаторы еще не набрались опыта и не «разогрелись» по-настоящему) значило бы проявить слабость, недопустимую для кандидата. И самое лучшее, что может сделать кандидат для преодоления психологического барьера – показать пример и принять личное участие в агитации «от двери к двери».
Гораздо труднее, чем агитаторов, бывает убедить в эффективности ОДД политиков и политтехнологов, исповедующих «пиаровский» подход к избирательным кампаниям. Иногда создается впечатление, что указанных деятелей буквально начинает трясти от одной мысли о применении в кампании программы ОДД. Чего только про нее не говорят: мол, тратить деньги на ОДД бессмысленно; агитаторов не проконтролируешь, все будет разворовано; люди уже не верят агитаторам, поэтому ОДД утратила эффективность, если все будут агитировать методом «от двери к двери», избиратели окончательно взбесятся и начнут бить агитаторов, и т.д., и т.п.
Представляется, что на большую часть приведенных «возражений» читатель, ознакомившийся с данным параграфом, может ответить и без подсказки авторов. Что касается остального, то пиарщики забывают, что, например, рекламные ролики тоже используют все участники кампании, и что люди этим роликам уже давно не верят. А об уже имеющейся готовности избирателей бить всех политиков, журналистов и тех же пиарщиков не стоит и распространяться. Все это почему-то не воспринимается как аргумент за то, чтобы отказаться от роликов, газетных агиток и билбордов, которые «бесят» избирателей ничуть не слабее агитаторов.
И все же, как можно оценить эффективность программы ОДД?
В плане сбора наказов обычная эффективность кампании «от двери к двери» лежит в интервале 20–30%: отрывной талон удается получить примерно в каждой третьей-пятой квартире. Установить столь же четкую зависимость между количеством полученных талонов и голосами, отданными за кандидата, затруднительно – число голосов определяется всем ходом кампании. Однако некоторые оценки мы все же приведем – насколько нам известно, впервые в отечественной литературе по выборам.
Подчеркнем, что мы приводим средние показатели, которые могут достаточно сильно отличаться от результатов конкретных кампаний. Причем главным фактором, влияющим на разброс, является качество стратегии. Например, та же самая пилотная программа, проведенная в 2003г. в некоторых одномандатных округах для стратегически слабой федеральной кампании СПС, дала всего 0.08 дополнительных голоса за талон. И хотя в указанных округах результат СПС все равно оказался в 1.7 раз выше, чем в среднем по России, абсолютные цифры не впечатляют. Есть и противоположные примеры: в ряде кампаний, где биография и личные качества кандидата позволяли создать мощный и убедительный образ, программа ОДД давала 0.8, 1.0 и даже 1.2 дополнительных голоса за талон. Что еще раз доказывает, что стратегически слабую кампанию не могут вытянуть никакие, даже самые эффективные мероприятия. Зато соединение сильной стратегии с эффективными мероприятиями воистину превращает кампанию в пресловутый «летящий лом».
Добавим, что помимо прямой отдачи в виде голосов избирателей, программа ОДД является также сильным средством для выявления и наращивания актива, что особенно важно для решения задачи партийного строительства. Вообще говоря, программа ОДД является преимущественно партийной технологией: ее удобнее проводить, опираясь на партийный актив и имея в качестве задела сформированную еще до выборов базу данных сторонников партии.
Несколько слов о модифицированных видах программы «от двери к двери»: агитация во дворах, в магазинах и т.д. Они достаточно эффективны (особенно в мелкомасштабных кампаниях и особенно когда в них участвует сам кандидат), но гораздо менее технологичны, поскольку не позволяют гарантированно «коснуться» всех избирателей, установить четкое соответствие между работой агитатора и конечными результатами и т.д. На наш взгляд, их следует рассматривать как вспомогательные формы агитации, которые целесообразно задействовать одновременно с основной программой «от двери к двери».
Телефонная агитация
Агитация избирателей по телефону, широко применяемая в западных странах, в России пока используется слабо. Западные избиратели привыкли к постоянной коммерческой рекламе по телефону, поэтому и телефонная политическая реклама воспринимается ими как нечто естественное. В России же такой привычки нет. Поэтому некоторые формы телефонной агитации вызывают отторжение российских избирателей. Особо плохо воспринимают у нас прямые призывы по телефону голосовать за того или иного кандидата (партию), а также использование в телефонной агитации голосовых роботов.
Зато такая форма агитации, как телефонная внедрение (косвенная агитация, скрытая под видом различных опросов и телефонных анкет) работает в российских кампаниях вполне успешно.
Телефонное внедрение можно рассматривать как своего рода альтернативу программы «от двери к двери». Оно менее ресурсоемко; его можно провести не опираясь на команду участковых агитаторов. Оно легче психологически, поскольку не предполагает контакта с избирателями лицом к лицу. Однако по этим же причинам телефонное внедрение не так эффективно: пропадает такое мощное средство воздействия на избирателей, как настроенный на волну кандидата агитатор. Точнее, почти пропадает: от него остается лишь голос в телефонной трубке.
Как и программа «от двери к двери», телефонное внедрение обеспечивает и узнаваемость, и формирование положительного образа кандидата. Однако при телефонном внедрении центр тяжести агитации приходится скорее на узнаваемость, формирование же образа осуществляется опосредовано, косвенным путем.
Телефонное внедрение можно рассматривать как основное мероприятие, если на кампанию «от двери к двери» не хватает сил и средств. В остальных случаях – это поддерживающее мероприятие, однако довольно важное: хотя оно и уступает по эффективности агитации «от двери к двери», но не намного. Если избирательная кампания не испытывает недостатка в ресурсах, мы рекомендуем использовать телефонное внедрение одновременно с программой «от двери к двери». Отменим, что при одновременном задействовании агитации «от двери к двери» и телефонного внедрения телефон оптимально запустить с некоторым опережением
Для реализации телефонного внедрения необходимо иметь телефонную базу данных по избирателям или телефонную книгу с указанием фамилий абонентов.
Как и в случае программы «от двери к двери», существует несколько эффективных схем телефонного внедрения. В качестве примера рассмотрим схему двойного прозвона: контакт – фиксация контакта.
Первая волна прозвона начинается примерно за три недели до голосования и заканчивается примерно за неделю. От имени некой социологической службы избирателю предлагается ответить на пять-шесть вопросов. Опросник составляется так, чтобы провоцировать благоприятные для кандидата ответы, в результате чего избиратель как бы сам для себя формирует положительный образ кандидата.
Примерная схема опроса при первом прозвоне:
1. Представиться от имени социологической службы, проводящей исследования в округе и попросить разрешение задать несколько вопросов;
2. Спросить, знает ли респондент кандидата, его предыдущую деятельность и его программу;
3. При любом варианте ответа зачитать краткую биографическую справку о кандидате, подчеркивающую его положительный образ;
4. Далее задается три-пять вопросов (не более!), подчеркивающих положительный образ кандидата. Например: «Одобряете ли вы намерение кандидата сделать то-то и то-то для города?» – и т.д.;
5. В заключение следует поблагодарить респондента, попросить разрешения сделать повторный звонок и поинтересоваться под этим предлогом именем и отчеством респондента (обычно в телефонных справочниках или базах данных приводятся только фамилии и инициалы). Контакт считается эффективным, если такое разрешение получено.
В ходе опроса необходимо не менее шести-семи раз повторить имя и фамилию кандидата (работа на обеспечение узнаваемости). По результатам первого прозвона опросчик заполняет стандартную кодировочную карту, в которой фиксируются результаты (наличие контакта, отсутствие контакта, отказ от беседы, не сняли трубку и т.д.).
В последнюю неделю избирательной кампании проводится фиксирующий прозвон по тем телефонам, контакты по которым оказались эффективными.
Телефонное внедрение осуществляется специально нанимаемой командой локальных агитаторов-прозвонщиков. Подготовка такой команды во многом напоминает подготовку участковых агитаторов и включает в себя настройку на волну кандидата, обучение и т.д. При работе прозвонщиков за вознаграждение оплате подлежат только эффективные контакты. Таким образом, предложенная схема ориентирует прозвонщиков на конечный результат (эффективный звонок) и позволяет осуществлять выборочный контроль их работы.
Эффективность телефонного внедрения (доля эффективных контактов) составляет обычно около 25%, хотя положительная установка по отношению к кандидату оказывается при этом несколько слабее по сравнению с той, которой удается добиться в ходе кампании «от двери к двери».
С детальным описанием схемы телефонного внедрения (включая набор типовых инструкций и анкет), а также с некоторыми другими методами эффективной работы с избирателями по телефону можно познакомиться в [2].
Изначально этот метод применялся исключительно коммунистами, причем не от хорошей жизни: ведь у комми в распоряжении не было ни своих телеканалов, ни своих радиостанций, ни популярных газет (даже «Правду» отобрали!) Поэтому они навострились засылать своих старушек в пешие походы по этажам и лестницам, зачастую без лифта, и с пачкой листовок в слабых старческих руках, с черно-белым серпом и молотом на плохой бумаге… И, как ни странно, эти жалкие хождения давали КПРФ и ее кандидатам вполне ощутимые проценты голосов!
А потом «от двери к двери» повадились ходить и единороссы. Хотя, казалось бы, им-то зачем? Когда у них в руках и «ящик», и практически все газеты?! Однако успехи КПРФ на выборах в 90х и первой половине «нулевых» убедили едросовских политтехнологов, что в хождениях «От двери к двери» что-то есть.
И «Единая Россия» тоже стала запускать «агитаторские волны». Действовали с размахом, не то что нищие коммунисты: набирали сотни агитаторов из числа бюджетников, печатали для раздачи цветные, на дорогой бумаге агитматериалы, но ими не ограничивались – выдавали «на раздачу» еще и подарки для жителей, например, пледы, платки, сувенирные ручки или еще какие полезные в хозяйстве вещи… Пусть народ не просто читает и разглядывает, а еще и благодарит родную «ЕР» за щедрость!
Только в единороссовских агитбригадах было одно существенное отличие от коммунистов: едросы платили своим «агитаторам». Мелкий прайс, но платили.
Я, однако, пообщался с некоторыми из «агитаторов». И сделал несколько довольно неприятных открытий.
Первое было наиболее очевидно: конечно же, практически никто из этих частью нанятых, частью принужденных «бюджетников» вовсе не был сам, лично уверен, что надо голосовать за «ЕР» или за Путина. Все они знали какой-то казенный набор аргументов, но список возражений у каждого из них был во много раз длиннее.
Кого мог убедить такой «агитатор»? Вечером буднего дня, несчастный бюджетник вместо того, чтобы идти, как все, домой, вынужден был переться «агитировать». Вот он звонит в квартиру такого же бедолаги, но уже влезшего в домашние тапочки:
— Ты что, не видишь, который час?! Какая агитация?! – возмущается потревоженный избиратель.
— И что хорошего в этой «Единой России»?! Нет, ты мне сам скажи! – напирает обыватель.
Тут и происходит конфуз: «агитатор» начинает приводить какие-то доводы, в которые сам не верит, а квартировладелец их громит, все больше воодушевляясь. В результате такой «агитации», естественно, число идейных противников властей только возрастает – ибо никогда человек так не проникается собственными аргументами, как в момент, когда видит их ослепительный эффект на раздражающем его собеседнике!
Словом, в итоге все эти наемные агитаторы добивались ровно противоположного эффекта: чем больше общались с нервозной, протестно настроенной аудиторией – тем вернее превращали ее из просто недовольных в почти что идейных противников режима. Для меня стало несомненно, что вклад «нанятого актива» в итоговые 37% «ЕР» был весьма весом.
Можно ли было «при помощи НЛП» или каких-то еще штук сделать из этих нищих, замордованных жизнью учителей, врачей и работников ЖКХ пламенных агитаторов? Нет, ибо мотивация у них была сугубо денежная. И «Единую Россию», и Путина эти люди видали в буквальном смысле в гробу в белых тапках. По сути, значительная часть из них представляла собой прекрасных, уже готовых агитаторов ПРОТИВ Путина. Причем – за деньги заказчика, моего несчастного мэра.
Подумал я над всем этим, покрутил и так и так – да и решил: не будет у нас агитации «от двери к двери». Точнее, будет – но только строго добровольная и абсолютно бесплатная. То есть кто хочет – пусть агитирует, но денег мы за это не дадим никому ни рубля.
Да и людей – самих бюджетников – я, получается, этих денег лишил; так бы пошли они им в приработок, детишкам на молочишко… Сам подставился, получается, мэру лишнюю нервотрепку задал: на кону должность, в такие моменты многие предпочитают потратиться, но получить какую-то, пусть иллюзорную, но гарантию на будущее…
Однако нельзя было их пускать! Пары недель интенсивной работы с местным «путинским активом» хватило, чтобы понять – даже так называемые «идейные» сторонники Путина в городке являются на самом деле крайне ненадежным контингентом; их решимость голосовать за Путина может быть поколеблена сотней способов, и они сами себе не верят. У каждого есть свой счет к действующему премьеру, и этот счет велик. Что уж говорить про тех, кто должен будет агитировать ЗА ДЕНЬГИ! Будучи выпущенным «в поле», такой человек поведет себя абсолютно непредсказуемо.
Таким образом, у меня была Идея кампании, малоэффективные местные СМИ, энергичный мэр – и, слава богу, удалось избавиться от казенных агитаторов. Оставалось понять, чем же и как мы будем все ж воздействовать на аудиторию.