Что такое одаренные дети

Одарённые дети. Кто они?

Что такое одаренные дети. Смотреть фото Что такое одаренные дети. Смотреть картинку Что такое одаренные дети. Картинка про Что такое одаренные дети. Фото Что такое одаренные дети Валентина Бабак
Одарённые дети. Кто они?

воспитатели МБДОУ Высокогорский детский сад «Подсолнушек»,

село Высокая Гора, Республика Татарстан.

ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ. КТО ОНИ?

Что такое одарённость? Это подарок судьбы или головная боль педагога и родителей, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?

Одарённость – это стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ДОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:

— желание работать нестандартно, креативность;

— включать поисковую активность и любознательность;

— иметь знания психологии дошкольников и психологии одарённых детей;

— готовность педагога к работе с одарёнными детьми.

В группе может оказаться ребенок, который заметно отличается от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать, придумывает необычные истории и сказки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен»в общей работе с детьми: перебивает, стараясь дать ответ быстрее других воспитанников, задает вопросы, которые ставят Вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок.

Говоря о единых образовательных стандартах в новой системе образования, моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.

Одарённость подразделяют на несколько видов, исходя из того, в каких сферах деятельности ребёнок продемонстрировал наиболее высокие достижения:

— творческая одарённость (дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.);

— академическая одаренность (дети, хорошо обучающиеся в школе);

— информационно-коммуникативная (дети, имеющие развитые коммуникативные и лидерские способности) и спортивная.

Одаренные дети — это наше достояние. Одаренность ещё можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого ребенка, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей и талантов. Очень ВАЖНО, чтобы педагог чувствовал и научился отыскивать «звездные россыпи» дарований в своих детях.

Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей детей,включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Методы выявления одаренных детей

1. Анализ результатов педагогического мониторинга;

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Частые проявления одаренности:

— Физическое и нервно-психическое развитие опережает возраст;

— Ребенок начал ходить и говорить раньше сверстников;

— Ребенок рано заинтересовался числами, рисованием, пением, игре на музыкальных инструментах и т. п.

— Ребенок имеет большой словарный запас, знает значение многих слов и терминов, имеет отличную память, может запоминать энциклопедические данные;

— Ребенок очень любознателен, способен долгое время концентрировать внимание на чем-либо;

— Ребенок способен к нестандартным решениям;

— Ребенок рано начинает читать (3-4года, хотя взрослые не прикладывают к этому особых усилий или, например, в раннем возрасте овладевает игрой на музыкальном инструменте и т. д. ;

— Ребенок может запоминать большие числа, складывать, вычитать их в уме, производить другие математические операции;

В художественной деятельности одаренный ребенок проявляет себя раньше, чем в других сферах (до года и чуть позднее): рано начинает рисовать, много времени проводит за лепкой и конструированием, имеет свои стиль изображения;

В двигательной сфере одаренность проявляется в виде хорошей зрительно-двигательной координации, ребенок необычайно ловок, силен, координирован (это дети потенциально одаренные в танцах, спорте).

Абсолютно все одаренные дети испытывают большую потребность в умственной нагрузке, высокой активности ума.

Основными задачами сопровождения одаренныхдетей в детском саду является следующие:

Создание условий для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.

Отслеживание особенностей развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.

Итак: Кто такие «одаренные дети»?

В психологии нет общего представления о природе одаренности,а есть альтернативные подходы к ней:

1. «Все дети талантливы».

2. «Одаренность – дар свыше, которым наделены единицы».

На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны.

— Высокий уровень развития

— Искусственную провокацию развития (депривация произвольности)

Задачи воспитателей в работе с родителями детей с признаками одаренности:

— создавать условия творческого развития ребенка (например, в кружковой деятельности)

— поддерживать и поощрять творческие создания (устраивать выставки, обсуждения, продукты самовыражения ребенка, а также тягу к искусству, спорту (посещать музеи, театры, выставки, соревнования)

— быть аккуратнее с критическими замечаниями, терпимо и с пониманием относится к точке зрения ребенка

— развивать у ребенка коммуникативные навыки, добиваться соблюдений норм и правил общественной жизни

Одаренность определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Список используемых источников:

1. Программа «Одарённый ребёнок», М, «Новая школа»; 1995 г.

2. Под редакцией Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого, «Одарённые дети». М, 1991 г.

3. Г. Ю Айзенк. «Проверьте свои способности». 1998 г.

Дети любят потешки С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь.

Что такое одаренные дети. Смотреть фото Что такое одаренные дети. Смотреть картинку Что такое одаренные дети. Картинка про Что такое одаренные дети. Фото Что такое одаренные детиКонструктор и дети! Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для Вашего ребёнка. Конструирование.

Медлительные и гипоактивные дети «Ну, давай скорее! Сколько раз повторять! Все уже оделись! Ждём одного тебя! Считаю до трёх. Останешься в группе один!» Иногда можно.

Консультация «Одарённые дети. Трудности определения одарённости» Всегда ли мы видим одарённость детей? Бывают ли учительские ошибки при определении способностей ученика? Как помочь детям раскрыть свою.

Что такое одаренные дети. Смотреть фото Что такое одаренные дети. Смотреть картинку Что такое одаренные дети. Картинка про Что такое одаренные дети. Фото Что такое одаренные детиПроект «Дети и дорога» Педагогический проект «Дети и дорога» Автор: Козлова Татьяна Ивановна, воспитатель МКДОУ детский сад «Светлячок» Описание материала: проект.

Родительское собрание «Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Родительское собрание на тему: «Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Как слушать ребенка Техника.

Телевидение и дети Дети дошкольного возраста – одна из многочисленных аудиторий телевидения. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают.

Что такое одаренные дети. Смотреть фото Что такое одаренные дети. Смотреть картинку Что такое одаренные дети. Картинка про Что такое одаренные дети. Фото Что такое одаренные детиВыступление на РМО-2017 год «Одарённые дети» Презентация «Работа с одарёнными детьми в детском саду» Подготовила: Кулакова Елена Николаевна, воспитатель МДОУ Сараевский детский сад.

Источник

Детская одаренность

Что такое дет­ская ода­рен­ность? Какие виды бывают ода­рен­но­сти у детей? Какого ребенка счи­тают ода­рен­ным? На эти и дру­гие вопросы отве­чает книга А. И. Савен­кова, кото­рая отра­жает совре­мен­ные пред­став­ле­ния о дет­ской ода­рен­но­сти и т.д. Этот труд адре­со­ван не только учи­те­лям и вос­пи­та­те­лям дет­са­дов, а и родителям.

Чело­ве­че­ское мыш­ле­ние, спо­соб­ность к твор­че­ству — вели­чай­ший дар при­роды. Очень важно пони­мать, что даром этим при­рода отме­чает каж­дого человека.Но так же оче­видно и то, что свои дары она поровну не делит и кого — то награж­дает щедро, не ску­пясь, а кого — то обхо­дит сто­ро­ной. Ода­рен­ным же при­нято назы­вать того, чей дар явно пре­вос­хо­дит некие сред­ние воз­мож­но­сти, спо­соб­но­сти большинства.

Идея нерав­но­мер­но­сти этого рас­пре­де­ле­ния вполне оче­видна, однако не все с ней согласны Как-то, сме­ясь, Мон­тень заме­тил, что из всех спо­соб­но­стей Бог наи­бо­лее спра­вед­ливо рас­пре­де­лил умствен­ные — ибо никто не жалу­ется на их недостаток.

Мно­гие спе­ци­а­ли­сты назы­вают ода­рен­но­стью гене­ти­че­ски обу­слов­лен­ный ком­по­нент спо­соб­но­стей. Этот гене­ти­че­ски обу­слов­лен­ный дар в зна­чи­тель­ной мере опре­де­ляет как конеч­ный итог (резуль­тат раз­ви­тия), так и темп раз­ви­тия. Внеш­нее окру­же­ние, или, как гово­рят в про­фес­си­о­наль­ной лите­ра­туре, среда и вос­пи­та­ние, либо подав­ляют его, либо помо­гают этому дару рас­крыться. И подобно тому, как юве­лир может пре­вра­тить при­род­ный алмаз в рос­кош­ный брил­ли­ант, бла­го­при­ят­ная окру­жа­ю­щая среда и ква­ли­фи­ци­ро­ван­ное педа­го­ги­че­ское руко­вод­ство спо­собны пре­вра­тить этот при­род­ный дар в выда­ю­щийся талант.

Эта про­стая и, каза­лось бы, оче­вид­ная мысль с боль­шим тру­дом про­би­вала себе дорогу в оте­че­ствен­ной педа­го­гике и педа­го­ги­че­ской пси­хо­ло­гии. Мно­гие в нашем оте­че­стве не хотели и до сих пор не хотят “ждать мило­стей от при­роды”. Отсюда и идеи о том, что нет детей ода­рен­ных и нет не ода­рен­ных. Есть лишь те, кого пра­вильно или непра­вильно обу­чали и вос­пи­ты­вали, “нет пло­хих уче­ни­ков, есть пло­хие учителя…”.

Жаль разо­ча­ро­вы­вать этих людей, но при­рода не живет по их уста­нов­кам, у нее свои законы и пра­вила рас­пре­де­ле­ния даров, и видимо, свои пред­став­ле­ния о спра­вед­ли­во­сти и равновесии.

В послед­нее время мно­гое стало меняться, и тер­мин “ода­рен­ность” вновь стал исполь­зо­ваться в про­фес­си­о­наль­ной лите­ра­туре. Но споры не окончены.

Немного истории

Для выяс­не­ния сути поня­тия “ода­рен­ность” кратко оста­но­вимся на исто­рии его иссле­до­ва­ния. Это важно потому, что ста­рые, отжив­шие свой век и отверг­ну­тые нау­кой тео­рии и пред­став­ле­ния про­дол­жают жить в созна­нии людей, и ори­ен­та­ция на них порож­дает не про­сто массу заблуж­де­ний, но и крайне нега­тивно вли­яет на прак­тику вос­пи­та­ния и обу­че­ния, а сле­до­ва­тельно, на судьбы детей.

Дол­гое время гос­под­ство­вало пред­став­ле­ние о боже­ствен­ном про­ис­хож­де­нии дара, опре­де­ля­ю­щего инди­ви­ду­аль­ные раз­ли­чия людей. Так, напри­мер, еще Пла­тон писал о том, что “…поэт тво­рит не от искус­ства и зна­ния, а от боже­ствен­ного предопределения”.

Но при­мерно в сере­дине XIX века сфор­ми­ро­ва­лось дру­гое пони­ма­ние. Извест­ный англий­ский уче­ный Френ­сис Галь­тон, вдох­нов­лен­ный тру­дами сво­его дво­ю­род­ного брата Чарльза Дар­вина, стал активно раз­ра­ба­ты­вать идею о том, что гени­аль­ный чело­век — “про­дукт гени­аль­ного рода”. Он вни­ма­тельно про­ана­ли­зи­ро­вал родо­слов­ные выда­ю­щихся людей сво­его вре­мени и про­шлого и нашел ряд зако­но­мер­но­стей, доста­точно ясно ука­зы­ва­ю­щих, с его точки зре­ния, на то, что про­яв­ле­ния ода­рен­но­сти зави­сят в первую оче­редь от наследственности.

Однако уже позже, с появ­ле­нием и раз­ви­тием гене­тики, было дока­зано, что про­цесс пере­дачи наслед­ствен­ных при­зна­ков опо­сре­до­ван мно­же­ством фак­то­ров и имеет далеко не пря­мой харак­тер. Говоря иначе, дар, о кото­ром мы гово­рим, не может быть уна­сле­до­ван напря­мую, подобно родо­вому замку, дво­рян­скому титулу, мель­нице или Коту в сапо­гах, как, напри­мер, в зна­ме­ни­той сказке Ш. Перро.

Оста­но­вимся на этом подроб­нее несколько позже. А пока отме­тим важ­ную веху в исто­рии изу­че­ния про­блемы ода­рен­но­сти — Ф. Галь­тон, образно говоря, спу­стил про­блему ода­рен­но­сти с небес на землю. После него идея боже­ствен­ной при­роды ода­рен­но­сти в серьез­ных науч­ных источ­ни­ках уже не обсуж­да­ется, раз­ра­ботка про­блем ода­рен­но­сти идет в дру­гом, есте­ствен­но­на­уч­ном русле.

Парал­лельно, правда, суще­ство­вала и прямо про­ти­во­по­лож­ная точка зре­ния, согласно кото­рой ника­кого дара (ни боже­ствен­ного, ни врож­ден­ного) вообще не суще­ствует. Эта идея нашла свое выра­же­ние в несколько стран­ном тер­мине “tabula rasa” (лат. “чистая доска”). Ребе­нок подо­бен “чистой доске”, без вся­ких зна­ков и идей, и нет ника­кой, ни боже­ствен­ной, ни наслед­ствен­ной, пред­рас­по­ло­жен­но­сти к умствен­ной или какой-либо дру­гой дея­тель­но­сти. Несмотря на явную сомни­тель­ность, ощу­щав­шу­юся еще в пору сво­его зарож­де­ния, дан­ная тео­рия нахо­дит своих при­вер­жен­цев и поныне.

Реаль­ная прак­тика сви­де­тель­ство­вала о том, что умствен­ные, твор­че­ские спо­соб­но­сти людей не равны и отли­чия эти про­яв­ля­ются уже в дет­стве. Диа­па­зон их очень широк — от умствен­ной отста­ло­сти до высо­кой сте­пени ода­рен­но­сти. Объ­яс­нить эти раз­ли­чия только воз­дей­ствием среды и вос­пи­та­ния невоз­можно. В осо­бен­но­сти, когда речь идет о редко встре­ча­ю­щихся, выда­ю­щихся про­яв­ле­ниях одаренности.

Одаренность общая и специальная

Но споры велись и среди тех, кто при­зна­вал суще­ство­ва­ние ода­рен­но­сти. Спо­рили о том, суще­ствует ли так назы­ва­е­мая общая ода­рен­ность как “уни­вер­саль­ная спо­соб­ность” (спо­соб­ность ко всему) или дар все­гда про­яв­ля­ется только в одной или несколь­ких сфе­рах деятельности.

Боль­шая часть иссле­до­ва­те­лей скло­ня­лась к тому, что ода­рен­ность — инте­гра­тив­ное (сум­мар­ное, общее) лич­ност­ное свой­ство. Иначе говоря, если чело­век ода­рен, то он спо­со­бен достичь успе­хов во мно­гих видах дея­тель­но­сти. Прак­тика пока­зы­вала, что выда­ю­щи­еся ода­рен­ные люди довольно часто дости­гали вер­шин одно­вре­менно в самых раз­ных обла­стях: Лео­нардо да Винчи был и худож­ни­ком, и инже­не­ром, и выда­ю­щимся есте­ство­ис­пы­та­те­лем; М. В. Ломо­но­сов был не только выда­ю­щимся уче­ным, но и поэтом и худож­ни­ком; А. С. Пуш­кин писал стихи и прозу, а кроме того, делал пре­крас­ные иллю­стра­ции к своим про­из­ве­де­ниям, и спи­сок этот можно долго продолжать.

Но раз­ра­ба­ты­ва­лась и дру­гая точка зре­ния: согласно ей нет ода­рен­но­сти вообще, ода­рен­ность все­гда при­вя­зана к опре­де­лен­ному виду дея­тель­но­сти, она все­гда либо мате­ма­ти­че­ская, либо музы­каль­ная, либо лите­ра­тур­ная, либо спор­тив­ная и далее прак­ти­че­ски до бес­ко­нечно-сти. Выхо­дит, сколько видов дея­тель­но­сти, столько и видов одаренности.

Эта идея при­об­рела попу­ляр­ность в основ­ном среди тех, кто прежде активно высту­пал про­тив самого поня­тия “ода­рен­ность”, но вынуж­ден был при­знать его суще­ство­ва­ние под дав­ле­нием реально наблю­да­е­мых явле­ний. Ведь если мы при­знаем эту точку зре­ния, то мы вынуж­дены при­знать и выте­ка­ю­щий отсюда логи­че­ский вывод: нет людей (детей) не ода­рен­ных, каж­дый ода­рен в какой-либо обла­сти, надо только найти эту область и помочь чело­веку (ребенку) реализоваться.

Но как же на самом деле?

Резуль­таты иссле­до­ва­ний спе­ци­а­ли­стов на про­тя­же­нии всего XX века убе­ди­тельно сви­де­тель­ствуют о том, что об ода­рен­но­сти ско­рее сле­дует гово­рить как об инте­граль­ном, сум­мар­ном лич­ност­ном свой­стве. В пси­хике выда­ю­щихся людей есть некие общие спо­соб­но­сти, кото­рые уни­вер­сальны и не свя­заны с какой-то спе­ци­аль­ной деятельностью.

Спе­ци­аль­ная ода­рен­ность, допус­ка­ю­щая ситу­а­цию, что чело­век ода­рен в какой-то одной сфере дея­тель­но­сти и прак­ти­че­ски не при­го­ден к дру­гой, в при­роде — боль­шая ред­кость. Извест­ный рос­сий­ский пси­хо­лог В. Д. Шад­ри­ков отме­тил в одной из своих работ, что при­рода не могла поз­во­лить себе рос­кошь закла­ды­вать в гено­тип столько спе­ци­аль­ных спо­соб­но­стей. И потом, пси­хика чело­века фор­ми­ро­ва­лась много мил­ли­о­нов лет, а мно­гие виды дея­тель­но­сти, о выда­ю­щихся дости­же­ниях в кото­рых мы гово­рим как о спе­ци­аль­ной ода­рен­но­сти, появи­лись лишь несколько сотен лет тому назад.

Для того чтобы рас­смот­реть про­блему раз­ви­тия общих и спе­ци­аль­ных спо­соб­но­стей, можно при­ме­нить попу­ляр­ный в био­ло­гии и прак­ти­че­ски не исполь­зу­е­мый в пси­хо­ло­гии науч­ный прием — метод модель­ных систем. Как известно, при­рода строит свои системы по общим зако­нам, и алго­ритмы раз­ви­тия исполь­зу­ются одни и те же, то есть одна при­род­ная система вполне может слу­жить моде­лью дру­гой. В каче­стве такой модель­ной системы нам послу­жит… живое дерево!

От ствола отхо­дят сна­чала круп­ные ветви, они ста­но­вятся тоньше, делятся; тон­кие ветви, в свою оче­редь, делятся еще и еще… Пред­ста­вим себе, напри­мер, ветвь “худо­же­ствен­ная ода­рен­ность”. Спо­соб­но­сти к музыке, изоб­ра­зи­тель­ному искус­ству, лите­ра­туре, арти­сти­че­ские спо­соб­но­сти — это раз­ные спо­соб­но­сти. Но при этом они имеют много общего, и это общее обычно и объ­еди­ня­ется сло­вами “худо­же­ствен­ная ода­рен­ность”, “худо­же­ствен­ные спо­соб­но­сти”. И подобно тому, как от боль­шой ветви отхо­дят ветви меньше и тоньше, так из “общих худо­же­ствен­ных спо­соб­но­стей” вырас­тают спо­соб­но­сти “изоб­ра­зи­тель­ные”, “музы­каль­ные”, “арти­сти­че­ские” и др. Поэтому мно­гие худож­ники могут писать стихи без осо­бых слож­но­стей, музы­канты зани­ма­ются живо­пи­сью, а писа­тели иллю­стри­руют соб­ствен­ные произведения.

Чем больше у чело­века раз­ви­тых част­ных спо­соб­но­стей — “вет­вей”, чем выше уро­вень раз­ви­тия каж­дой, тем пыш­нее, вет­ви­стее крона нашего вооб­ра­жа­е­мого дерева. Чем рав­но­мер­нее, гар­мо­нич­нее раз­виты эти част­ные спо­соб­но­сти (ветви), тем более орга­нич­ным выгля­дит вооб­ра­жа­е­мое дерево.

В педа­го­ги­че­ском плане вопрос об общей и спе­ци­аль­ной ода­рен­но­сти имеет и важ­ный воз­раст­ной аспект.

Актуальная и потенциальная, ранняя и поздняя одаренность у детей

Спе­ци­а­ли­сты рас­смат­ри­вают дет­скую ода­рен­ность еще в одном аспекте — насколько она в дан­ное время про­яв­лена ребен­ком. Про­яв­лен­ную, оче­вид­ную ода­рен­ность, то есть заме­чен­ную пси­хо­ло­гами, педа­го­гами, роди­те­лями, назы­вают “акту­аль­ной”. И напро­тив, ода­рен­ность, кото­рая не сразу заметна, не оче­видна для окру­жа­ю­щих, назы­вают “потен­ци­аль­ной”.

Наи­бо­лее про­дук­ти­вен педа­го­ги­че­ский путь, согласно кото­рому ода­рен­ность на ран­них воз­раст­ных эта­пах (стар­ший дошколь­ный и млад­ший школь­ный воз­раст), должна рас­смат­ри­ваться и раз­ви­ваться пре­иму­ще­ственно как общая, уни­вер­саль­ная спо­соб­ность. А с воз­рас­том эта уни­вер­саль­ная, “общая спо­соб­ность” все более при­об­ре­тает спе­ци­фи­че­ские черты и опре­де­лен­ную пред­мет­ную направ­лен­ность. И глав­ная педа­го­ги­че­ская задача в этот период сме­ща­ется с раз­ви­тия общих спо­соб­но­стей к поиску адек­ват­ного спо­соба реа­ли­за­ции лич­но­сти в опре­де­лен­ных видах деятельности.

Мно­гие извест­ные уче­ные, музы­канты, худож­ники и даже писа­тели про­явили свои выда­ю­щи­еся спо­соб­но­сти сразу в ран­нем воз­расте. Всем известны бле­стя­щие твор­че­ские дости­же­ния малень­кого В.-А. Моцарта, выда­ю­щи­еся успехи в дет­стве Ф. Галь­тона, И. И. Меч­ни­кова, К. Гаусса, Н. Вин­нера, Г. В. Лейб­ница, В. Гюго. Этот спи­сок можно про­дол­жить. Довольно часто ода­рен­ные дети ста­но­вятся выда­ю­щи­мися взрос­лыми, но не всегда.

И наобо­рот, не менее часто дети, не про­явив­шие себя в дет­стве, дости­гали выда­ю­щихся резуль­та­тов в зре­лом воз­расте. Нередко выда­ю­щийся умствен­ный потен­циал, как сви­де­тель­ствуют био­гра­фии мно­гих извест­ных людей, дол­гое время оста­ется неза­ме­чен­ным окружающими.

Есте­ственно, что в каж­дом слу­чае при­чины, по кото­рым ода­рен­ность оста­ва­лась неза­ме­чен­ной, раз­личны. Потен­циал может быть дей­стви­тельно не про­яв­лен до опре­де­лен­ного вре­мени. А может быть, роди­тели, педа­гоги и дру­гие взрос­лые были невни­ма­тельны к тон­ким дви­же­ниям дет­ской души, им не хва­тило зна­ний, у них не сра­бо­тала инту­и­ция. Или напро­тив, в силу непо­ни­ма­ния они не заме­тили в ребенке этих выда­ю­щихся потен­ци­аль­ных воз­мож­но­стей и даже рас­смат­ри­вали про­яв­ле­ния твор­че­с­ко­сти, интел­лек­ту­аль­ной ини­ци­а­тивы как нега­тив­ные свой­ства. А наи­бо­лее цен­ными счи­тали совсем другие.

Всем нам по соб­ствен­ному опыту известно, что нередко встре­ча­ются роди­тели, школь­ные учи­теля, вузов­ские про­фес­сора, руко­во­ди­тели про­из­вод­ства, кото­рые ценят при­ле­жа­ние, послу­ша­ние, акку­рат­ность выше ори­ги­наль­но­сти, сме­ло­сти, неза­ви­си­мо­сти дей­ствий и суждений.

Свое­об­раз­ное под­твер­жде­ние этой мысли нашли аме­ри­кан­ские уче­ные, изу­чив­шие под этим углом зре­ния био­гра­фии 400 выда­ю­щихся людей. В иссле­до­ва­нии обна­ру­жено, что 60 % из них имели серьез­ные про­блемы в период школь­ного обу­че­ния в плане при­спо­соб­ле­ния к усло­виям обучения.

Факт суще­ство­ва­ния акту­аль­ной и потен­ци­аль­ной ода­рен­но­сти делает осо­бенно важ­ной дру­гую про­блему, про­блему про­гно­зи­ро­ва­ния раз­ви­тия. Какие при­знаки, свой­ства лич­но­сти, черты харак­тера, осо­бен­но­сти пове­де­ния и дея­тель­но­сти могут ука­зать взрос­лому на то, что ребе­нок в буду­щем может стать выда­ю­щимся уче­ным, худож­ни­ком, лиде­ром? Ответ на этот слож­ный вопрос не может быть про­стым. Уче­ные уже обна­ру­жили ряд зако­но­мер­но­стей, поз­во­ля­ю­щих про­гно­зи­ро­вать буду­щее ребенка, но до алго­ритма постро­е­ния надеж­ных обос­но­ван­ных про­гно­зов еще бес­ко­нечно далеко.

При этом миро­вой педа­го­ги­че­ский опыт пока­зы­вает, что часто вера в воз­мож­но­сти вос­пи­тан­ника, помно­жен­ная на мастер­ство роди­те­лей и педа­го­гов, спо­собна тво­рить педа­го­ги­че­ские чудеса. В жизни часто ока­зы­ва­ется важно даже не то, что дала чело­веку при­рода, а то, что он сумел сде­лать с тем даром, что у него есть.

Сколько всего одаренных детей

Трудно опре­де­лить, кто из детей ода­рен. Еще слож­нее ска­зать, кто из них может стать и ста­нет выда­ю­щимся уче­ным, худож­ни­ком, обще­ствен­ным дея­те­лем. Но на вопрос о том, сколько всего ода­рен­ных, как и на вопрос, сколько в обще­стве может быть выда­ю­щихся людей, как ни странно, отве­тить несколько проще. Правда, опыт пока­зы­вает, что не сле­дует спра­ши­вать об этом у пси­хо­ло­гов и педа­го­гов. Боль­шин­ство из них при ответе на него бук­вально начи­нают захле­сты­вать эмо­ции, и они назы­вают то 1 %, то 2 %, то 5 %, то 20 % от общего числа детей.

Более объ­ек­тивны в дан­ном слу­чае спе­ци­а­ли­сты по мате­ма­ти­че­ской ста­ти­стике. Для ответа на этот вопрос они поль­зу­ются не наблю­де­ни­ями, в кото­рых уже по опре­де­ле­нию велик эле­мент субъ­ек­ти­визма, и не резуль­та­тами экс­пе­ри­мен­тов, кото­рые можно истол­ко­вы­вать по-раз­ному, и уж конечно не руко­вод­ству­ясь эмо­ци­о­наль­ными поры­вами, а опи­ра­ясь на стро­гие мате­ма­ти­че­ские законы, опи­сы­ва­ю­щие при­род­ные явле­ния. Один из них — закон нор­маль­ного распределения.

Он выра­жа­ется гра­фи­че­ски кри­вой, напо­ми­на­ю­щей коло­кол. Цен­траль­ная часть этой кри­вой (верх­няя, сред­няя часть коло­кола) сим­во­ли­зи­рует норму, а сим­мет­рич­ные левая и пра­вая ее части — откло­не­ния от этой нормы. Осо­бенно широко этот закон при­ме­ня­ется в био­ло­гии (био­мет­рии). Согласно ему, в любой попу­ля­ции общее число нор­маль­ных осо­бей нахо­дится в пре­де­лах 68 %, суще­ствен­ные откло­не­ния в обе сто­роны состав­ляют по 16 %.

Чтобы про­ил­лю­стри­ро­вать его дей­ствие, часто исполь­зуют при­мер с изме­ре­нием роста ново­бран­цев, при­шед­ших на при­зыв­ной пункт. Пред­ста­вим, что врачи изме­рили рост несколь­ких тысяч ново­бран­цев. Боль­шая их часть неиз­бежно ока­жется при­мерно одного, сред­него, роста. Раз­ница в росте между ними будет коле­баться в крайне незна­чи­тель­ных пре­де­лах. Число таких людей состав­ляет при­мерно 68%. Но при этом обя­за­тельно най­дутся те, кто выше, и те, кто ниже сред­них зна­че­ний. Зна­чи­тель­ные откло­не­ния начи­на­ются при­мерно с 16 %. При­чем чем выше сте­пень откло­не­ния, тем реже оно встре­ча­ется. То есть очень высо­кие и очень низ­кие люди — боль­шая редкость.

То же самое про­ис­хо­дит и с умствен­ными спо­соб­но­стями. Но поскольку их реаль­ное изме­ре­ние про­из­ве­сти зна­чи­тельно слож­нее, чем, напри­мер, рост, вес, объем груд­ной клетки, то обычно пред­ла­га­ется рас­смат­ри­вать несколько иные цифры. Норма колеб­лется в интер­вале 60–70 %, соот­вет­ственно коли­че­ство откло­не­ний (ода­рен­ных и отста­ю­щих) будет нахо­диться в этом слу­чае в пре­де­лах 15–20 % для каж­дой группы.

При­чем отме­тим еще раз, чем выше сте­пень откло­не­ния (как ода­рен­но­сти, так и отста­ло­сти), тем реже это откло­не­ние можно встре­тить. Еще Ф. Галь­тон отме­чал, что “выда­ю­щийся гений”, столь же боль­шая ред­кость, как и “пол­ный идиот”. Ф. Галь­тон, опе­ри­руя зако­ном нор­маль­ного рас­пре­де­ле­ния, отме­чал, что если уро­вень умствен­ного раз­ви­тия нор­маль­ного чело­века при­нять условно за 100 еди­ниц, то умствен­ные спо­соб­но­сти гения будут равны 200, а иди­ота — 0.

Зна­чи­тельно позже, в 1912 году, извест­ный немец­кий уче­ный Вильям Штерн исполь­зо­вал это число — 100 — для фор­мулы рас­чета коэф­фи­ци­ента интел­лекта (IQ).

Что такое одаренные дети. Смотреть фото Что такое одаренные дети. Смотреть картинку Что такое одаренные дети. Картинка про Что такое одаренные дети. Фото Что такое одаренные детиХро­но­ло­ги­че­ский воз­раст опре­де­ля­ется очень легко, а вот умствен­ный опре­де­ляли по спе­ци­аль­ным тестам (от англий­ского test — “проба”, “опыт”). О пра­во­мер­но­сти этих изме­ре­ний мы пого­во­рим отдельно. В дан-ном слу­чае нам важен сам прин­цип расчета.

Извест­ный спе­ци­а­лист по кон­стру­и­ро­ва­нию ана­ло­гич­ных тестов, автор широко извест­ной мето­дики диа­гно­стики интел­лекта, аме­ри­кан­ский пси­хо­лог Дэвид Векслер обсле­до­вал 1,7 тыс. людей и на осно­ва­нии полу­чен­ных дан­ных пред­ло­жил сле­ду­ю­щую классификацию.

Таб­лица 1. Пока­за­тели интел­лек­ту­аль­ной одаренности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *