Что такое общие вагоны в поездах ржд
Общий вагон
Внешне плацкартные вагоны практически не отличаются от общих вагонов, поэтому многим пассажирам становится непонятно, чем они разнятся, кроме стоимости билета. Люди, которые хоть раз ездили в общем вагоне, хорошо знают эти отличия. Важно понимать, в чем кроются главные отличия, чтобы при оформлении проездных документов приобрести билеты на места достаточного комфорта и уровня обслуживания. Стоит учесть дальность поездки и другие факторы, чтобы в пути не испытывать неудобства. К тому же следует знать, что общие вагоны также бывают разных классов, но обо всем по порядку.
История появления
В период перестройки во многих отраслях наблюдался экономический спад. Не обошли стороной экономические проблемы и железную дорогу. Перед перевозчиком возникла непростая задача, как повысить доходность транспортной отрасли. Повышать стоимость проезда было нецелесообразно, так как спрос на услуги уменьшился бы еще больше. Тогда было решено увеличить количество мест в вагоне. Некоторые обычные плацкартные вагоны стали общими, благодаря чему в одном вагоне стало вместо 54 мест 81. Лежачие полки стали использовать для сидячих мест.
Главные отличия
Сейчас общие вагоны мало востребованы, поэтому включают их в состав далеко не во всех вагонах. Так как предусмотрены только сидячие места, общие вагоны включают в поезда, которые преодолевают путь не более чем за 12 часов. Увидеть общий вагон в составе поезда дальнего следования, который ездит от одного пункта к другому несколько суток, невозможно.
Формируются общие вагоны на основании плацкартных вагонов, но для размещения пассажиров используются только нижние полки, при этом все пассажиры размещаются в сидячем положении. На каждой полке предусмотрено три места, хотя нумерации нет. Разделение полок на отдельные места и отсутствие подлокотников создает для пассажиров определенные неудобства. Среди основных характеристик – низкий уровень комфорта.
Из-за отсутствия мягкой спинки и невозможности занять удобное положение в пути ехать в общем вагоне на дальние расстояния просто невозможно. К тому же отсутствует предоставление услуг. Пассажиры максимум могут рассчитывать на стакан для напитков, да и то не всегда.
Из-за увеличившегося количества пассажиров возрос и спрос на туалет. Большие очереди – привычное дело. К тому же обычно используют старые вагоны, которые имеют определенные неисправности и недостатки. Часто случаются ситуации, что работает только один санузел. Следует учесть, что его обязательно закрывают в санитарных зонах. В связи с этим иногда попасть в туалет довольно затруднительно.
Неработающее отопление, вентиляция или другие коммуникации – нормальное явление для общих вагонов. Розетками вряд ли удастся воспользоваться. Обычно они не работают. Зимой холодно, летом душно и жарко – вот на такие условия могут рассчитывать пассажиры. Важным недостатком общих вагонов является и то, что в них практически всегда грязно. Связано это с тем, что проводникам довольно затруднительно убирать из-за большого скопления людей. К тому же поток пассажиров часто меняется, так как общими вагонами пользуются люди при путешествии на близкие расстояния.
Поскольку для общих вагонов никогда не используется новый подвижной состав, встретить биотуалет, кондиционер и другие удобства не предоставляется возможным. Недостатков у общих вагонов много, а преимущество только одно – низкая стоимость проезда.
Правила перевозки
Все общие вагоны делятся на два класса обслуживания – общий (обозначается буквой О) и без услуг (ОЗ). В вагоне ОЗ можно провозить мелких домашних животных, например, кошек в корзине. Обязательно необходимо позаботиться о соблюдении всех правил перевозки. С большими животными, например, собакой, в вагон точно не пустят. В вагоне ОЗ провозить нельзя даже мелких домашних животных.
Главная особенность общих вагонов заключается в отсутствии нумерации мест. Пассажиры занимают любые свободные места. В связи с этим при посадке часто возникает давка на входе, поскольку все желают попасть в вагон первыми, чтобы занять самые удобные места.
Довольно часто общими вагонами ездит сомнительный контингент, что нередко порождает конфликты. В подобных случаях на помощь приходит транспортная полиция, хотя сейчас РЖД постепенно отказываются от общих вагонов. Несмотря на низкую цену, потребительский спрос постоянно снижается. Люди предпочитают заплатить дороже, но ехать в более комфортных условиях.
Хорошая альтернатива – сидячие вагоны
Если вы не против ехать сидя, тогда лучше выбрать место в сидячем вагоне. Его основные отличия:
Кроме этого, имеется бойлер, два биотуалета и обязательно установлена система кондиционирования. Все эти факторы обеспечивают комфортные условия передвижения. В мягком кресле можно довольно удобно разместиться, поэтому человек не испытывает неудобств даже при длительной поездке. К тому же у проводника можно купить горячие напитки, печенье или сладости. Часто в сидячих вагонах имеется беспроводной интернет и розетки для зарядки гаджетов. Стоит помнить, что не следует выбирать сидячий вагон, если запланирована поездка с ребенком. Ему высидеть несколько часов будет затруднительно.
Что значит общий вагон в поезде? Преимущества и недостатки
Общий вагон – это не то же самое, что вагон сидячий. В чем же здесь разница? В последнем присутствует общий салон, где размещены индивидуальные кресла. А как же выглядит общий вагон? Как уже ранее отмечалось, наиболее часто для общих поездов задействуются плацкарты. Просто на спальных местах (полках) в таком вагоне уже нельзя лечь – каждая нижняя полка предназначена для размещения троих пассажиров, а верхняя или складывается (прижимается к стенке пассажирской секции) или вовсе демонтируется. Заполняются в таком вагоне только нижние ряды. Боковые места предназначены для размещения троих пассажиров. Итого, пассажирская секция в общем вагоне поезда рассчитана на размещение девятерых пассажиров, а весь вагон имеет 81 посадочное место.
Но общие места в поезде могут находиться не только в вагонах плацкартных.
Кроме того, в качестве общих вагонов используются также и вагоны СВ. Они по сути ничем не отличаются от купейных, но вместо 18 мест вмещают сразу все 54.
Итак, какова же здесь концепция и что вообще такое общий вагон в поезде РЖД? Различные типы железнодорожных вагонов имеют:
Что же такое общий вагон в поезде? Ведь согласно приведенным примерам такой вагон может быть и «бывшим» плацкартным, и купейным и даже «бывшим» вагоном люкс. Именно в это и заключается концепция: вагонов различного класса на любом направлении может быть много, но вот пассажирский спрос на перемещения не всегда соответствует предложению. В этом случае любые классы вагонов (кроме сидячих) просто «переквалифицируют» в общие для того, чтобы увеличить численность перевозимых пассажиров.
Итак, что значит «общий вагон»? Это вагон, лишенной классности, где все его свободные пространства, на которых может осуществляться перевозка пассажиров, приспособлены под сидячие места.
Чем отличается общий вагон от сидячего?
Почему же не может быть общим сидячий вагон? «Переквалификация» вагонов СВ или купе в общие происходит для того, чтобы увеличить общее количество посадочных мест.
Что в СВ, что в купе при «общем» подходе в вагоне можно перевезти 54 пассажира за рейс. (По сравнению с СВ – это в 3 раза больше, с купейным размещением – в 1,5).
На сколько же можно увеличить число посадочных мест в сидячем вагоне? Ни на сколько! Это вообще невозможно, потому что сидячий – это самый вместительный вагон на железнодорожном транспорте.
На РЖД присутствует следующая классификация поездов:
При этом не берется в расчет время в пути. Однако на некоторых электричках можно добираться до границы московской области (к примеру) добрых 6 часов. А всем известные «Сапсаны» связывают 2 столицы России уже менее, чем за 4 часа. Не означает ли это, что на пригородных маршрутах имеет смысл вводить вагоны с лежачими местами и переводить некоторые электрички на междугородние перевозки?
Отчасти так уже делается. Пример – знаменитая скоростная электричка «Ласточка», поезд «Аллегро», курсирующий между Санкт-Петерубргом и Хельсинки и др. Но «водораздел», который не позволяет использовать общие вагоны в поезде, проходит по линии разделения даты:
В общем случае, если поездка занимает более 12 часов, то общих мест в поезде быть не должно. Это положение инструкции.
Общий вагон в поезде – что это?
Итак, промежуточный итог: общие места в поезде – что это такое? Это сидячие места в непрофильных вагонах, которые на постоянную или временно переквалифицированы в сидячие вагоны с понижением классности и комфорта с целью увеличения объема перевозок пассажиров.
Как выглядит общий вагон в поезде РЖД? Общий вагон весьма трудно различить в составе при посадке. Ведь это не конструкционная особенность, «общий» означает статус, который может быть получен временно. Но как правило, в качестве общих задействуются именно плацкартные вагоны. Обычно это самые последние вагоны в составе.
Резюме
Если говорить о качестве сервисного обслуживания, то в общих вагонах оно не предполагается вовсе (пожалуй, это главное отличие общих поездов от фирменного «Невского экспресса»). Однако если взять в расчет, что длительность путешествия в таком вагоне не может превышать 12 часов, а как правило, она существенно меньше, и сопоставить несколько часов дискомфорта с крайне гуманными ценами на такие места, то выбор оказывается в пользу общих вагонов. Об это свидетельствует статистика!
Общий вагон
Многие просто не знают, чем отличаются плацкартные и общие места в поезде. Что это такое им могли бы объяснить пассажиры, которые хоть раз путешествовали железнодорожным транспортом. Но большинство расскажут только то, что существуют несколько видов пассажирских вагонов: от экономичных плацкартов до комфортабельных мягких. И мало кто вспомнит, что они бывают и эконом-класса, проезд в которых считается самым дешевым. Ниже подробно рассказано об особенностях общего вагона в поезде и что это.
История
Необходимость в них возникла в период перестройки, когда начался экономический спад во многих отраслях, в том числе и на железной дороге. Это привело к тому, что перевозчик вынужден был всеми силами повышать окупаемость поездки. Проще всего это было сделать, увеличив количество пассажиров в составе. Так и появился общий вагон. В них количество мест с 54 увеличили до 81.
Места в общем вагоне
Основные отличия
На сегодняшний день РЖД называют общим вагоном тот, который включен в состав пассажирского поезда, при условии, что он не является скоростным или скорым. В них пассажиры могут купить только сидячие места. Длительность таких маршрутов не должна превышать 12 часов. Ввиду этого встретить такой тип на маршрутах дальнего следования не получится. Обслуживание не предусмотрено. Максимум на что может рассчитывать пассажир – стакан для напитков.
Как правило, такие вагоны формируются на основе плацкартных с учетом того, что нижние полки, в том числе и боковые, предназначены для трех пассажиров. Поэтому выглядеть он будет так же, как и плацкарт, и отличаться отсутствием лежачих мест – верхние полки поднимают. Это снижает уровень комфорта, так как места не разделяются подлокотниками, сами сиденья не имеют мягкой спинки и подголовников. Ехать так на дальние расстояния очень тяжело.
Схема общего вагона
К тому же возросшее количество пассажиров увеличивают нагрузку на туалеты – чаще появляются очереди. Если учесть тот факт, что на такие маршруты нередко выпускают технически неисправные или подлежащие списанию вагоны, можно столкнуться с тем, что будет работать только один туалет, или не будет работать электроснабжение. Летом встречаются неисправные контуры отопления, зимой неработающая вентиляция. Часто можно встретить вагоны с заблокированными форточками. Ввиду высокой кучности пассажиров становится затруднительна уборка проводниками, что также делает поездку менее комфортной.
Так как новых общих вагонов никогда не выпускалось, а новые плацкартные используются по прямому назначению, встретить здесь кондиционер или биотуалет не представляется возможным.
Особенности перевозки
Обратите внимание на особенности перевозки животных. Они будут зависеть от класса обслуживания. На сегодняшний момент общие вагоны обслуживаются по классам ЗО и ЗВ. Первый разрешает платную перевозку мелких домашних животных. С крупной собакой не пустят. Второй класс не подразумевает перевозку животных вообще. Подробнее об этом можно почитать на сайте РЖД.
Важно! Билеты на общие вагоны продаются без нумерации. Пассажиры рассаживаются с учетом свободных мест. Это обстоятельство породило одну неприятную особенность – давку на входе, потому что все хотят занять более удобные места. С разрешения проводника можно устроиться и на верхней полке. Но для этого войти нужно в числе первых.
Отдельно стоит упомянуть о билетах на общие места. Буква О в графе вагон означает «общий», ОЗ значит место без услуг.
Отзывы пассажиров, путешествующих на таких вагонах, практически все сходятся на том, что это наименее комфортный вид транспорта, который встречался им когда-либо. Отмечается низкий профессионализм проводников, многочисленные неисправности, и хоть редко, но встречающиеся конфликты. Последние должны урегулировать сотрудники транспортной полиции. Хотя в последнее время такие инциденты встречаются все реже. Из плюсов – по-прежнему самая низкая цена.
Многие недоумевают, как это в поездах все еще есть общие места. Для них хорошей новостью является то, что постепенно общие вагоны вытесняются из составов из-за их малой наполняемости. В таком случае они заменяются на стандартные плацкартные с более низким уровнем обслуживания. Они всегда технически исправны, нередко встречаются построенные недавно.
Сидячие вагоны
Обратите внимание! Если маршрут продолжает пользоваться популярностью, то общие вагоны заменяют на сидячие. В них пассажиры также сидят всю дорогу, но не на плацкартных полках, а в отдельных сиденьях. В редких случаях можно встретить сидячие вагоны старого образца, у которых вместо сидений единые диваны, но все равно такая поездка намного комфортнее, чем в общем. Вагоны оборудованы кондиционерами, работают бойлер и два туалета.
Планировка такая же как и в междугородних автобусах, со всеми вытекающими плюсами и минусами. К плюсам можно отнести удобные кресла, которые откидываются назад, если захочется вздремнуть. Они имеют откидные столики. Их можно использовать во время приема пищи или как подставку. Кстати, места имеют нумерацию. В зависимости от компоновки мест (два кресла по обе стороны или три с одной стороны, одно с другой) можно подобрать наиболее удобное место. Уровень обслуживания тоже соответствующий.
В открытом доступе розетки для подзарядки гаджетов, все чаще встречается Wi-Fi. Проводник продает чай, кофе и сладости. Но рекомендовать данный вид вагонов для дальних поездок, хотя их включают в состав межобластных поездов, не стоит. Провести столь долгое время в сидячем положении все равно сложно. Да и с детьми тут будет непросто. Оба типа вагонов не рекомендуются к дальним поездкам, хотя в последнее время заметна тенденция к их модернизации.
Какие бывают вагоны
Вагоны в поездах ОАО «РЖД» делятся на несколько типов, в зависимости от количества мест и уровня комфорта. Для большинства типов вагонов на Туту.ру есть схема мест.
Сидячий вагон
В сидячем вагоне отдельно стоящие мягкие кресла с подлокотниками. Он напоминает салон самолета или междугороднего автобуса, но здесь значительно больше места. Лучше брать билет в сидячий вагон, когда поездка длится несколько часов. Так вы не успеете устать. Это, например, дневные экспрессы между Москвой и Санкт-Петербургом или Нижним Новгородом и Кировом.
Сидячие вагоны сильно отличаются по расположению и количеству мест, а также по классам обслуживания. Поэтому единой схемы для них нет. На рисунке для примера указана схема вагона поезда № 102Я Москва — Ярославль.
На Туту.ру в разделе «Поезда» есть схемы мест для многих сидячих поездов, в том числе для популярных «Сапсана» и «Ласточки». При покупке ж/д билета (на странице выбора мест) для некоторых поездов указано направление движения. Это позволяет выбрать удобные места, чтобы не ехать спиной вперед.
Скоростной поезд «Стриж», вагон 1 класса
Плацкартный вагон
Это самый популярный тип вагона из-за невысокой цены билетов. В вагоне 54 места — 9 купе по 6 спальных мест. Два верхних, два нижних и два боковых. Между купе нет дверей, все они соединены общим коридором. Все нижние места с нечетными номерами, а верхние — с четными.
Места с 37 по 54 — это «боковушки», они короче мест в блоке по 4. Места с 33 по 38 находятся около туалета. Здесь могут мешать хлопанье двери, ведущей в коридор, и неприятные запахи.
В третьем (места 9-12) и шестом (места 21-24) купе не открываются окна. Это актуально для старых поездов без кондиционера. В новых поездах вентиляция работает нормально.
Обычно в вагоне два туалета, есть титан с кипятком для заваривания чая. Каждое купе оборудовано столиками, на боковушках столик и два места для сидения получаются, если разложить нижнюю полку. В плацкарте много места для багажа — это отсеки под нижними сиденьями и третьи полки.
В полностью занятом плацкарте может быть душно и тесно (особенно на боковых местах). Плацкартные вагоны в фирменных поездах чище и комфортабельнее: есть кондиционер и биотуалет, больше розеток.
Плацкартный вагон в фирменном поезде «ФПК»
Общий вагон
Обычно это плацкартный вагон с тремя сидячими местами на каждой нижней полке, в том числе и на нижних боковых. У такого вагона есть несколько серьезных недостатков.
Во-первых, плацкартные полки не приспособлены для долгого сидения — из-за отсутствия мягкой спинки и подголовника. Во-вторых, создается ощущение тесноты — нет подлокотников, разделяющих людей между собой. Наконец, в большинстве случаев, в общем вагоне все билеты продаются без места — кто раньше успел, тот и занял лучшие места.
Это наименее комфортный тип вагона, но зато и билет в него самый дешевый.
Купейный вагон
В купейном вагоне обычно 32 или 36 мест, разбитых на купе по четыре места в каждом. Бывают вагоны на 38 мест, где места 37–38 — двухместное купе. Нижние места нечетные, а верхние — четные. Купе изолированы друг от друга и закрываются на замок. В общем коридоре есть откидные стульчики.
В купе есть зеркало, столик, вешалки и крючки для одежды, а также лампа-ночник для каждого пассажира. В отличие от плацкарта, в купе третья полка отсутствует — ее заменяет ниша для багажа под потолком. Поэтому на верхней полке в купе можно свободно сесть.
Купе — один из самых востребованных типов вагонов благодаря сочетанию цены и комфорта. В вагоне меньше людей, не мешают посторонние разговоры, а личные вещи находятся в сохранности. В купейном вагоне аналогично плацкарту есть два туалета и титан. Но в купе реже бывают очереди в туалет по сравнению с плацкартом, так как в таком вагоне едет значительно меньше пассажиров.
Часто по акции верхние полки в купе можно купить по цене плацкарта. В некоторых вагонах при покупке билета можно выбрать тип купе. В смешанном купе могут ехать и мужчины и женщины, а в женском — только женщины. Вид купе определяет пассажир, который первым купил билет.
Купе повышенной комфортности в «Таврии»
Вагон люкс (СВ)
СВ — это спальный вагон. В нем от 8 до 10 купе по 2 спальных места, оба расположены снизу. Есть люксы (СВ) с верхним и нижним местом, но в таком купе тоже всего 2 места. В стандартном люксе — 18 мест. Люкс (СВ) комфортнее купейного вагона, так как в нём нет верхних полок. На нижних полках есть мягкая спинка для сидения.
По уровню обслуживания СВ лучше купейного вагона — в люксе обычно есть кнопка вызова проводника, кондиционер, в некоторых поездах есть и телевизор. В зависимости от компании-перевозчика, пассажирам предоставляется разный набор услуг (питание, напитки, дорожный набор, пресса, белье).
Люкс (СВ) удобен для семейного или романтического путешествия, когда можно выкупить все купе. Главный недостаток СВ — цена проезда. Она обычно в 3-4 раза выше, чем в плацкарте, и в 1,5-2 раза больше, чем в купе. Поездка в СВ обойдется дороже авиабилета на аналогичное расстояние.
Мягкий вагон
В мягком вагоне может быть 4, 5 или 6 купе. Планировка самого купе и обстановка в нем также сильно различаются. В каждом купе 1 или 2 спальных места. Если мест два, то нижнее — это диван, раскладывающийся в кровать шириной 120 см. Сами купе похожи на люкс, но отличаются большей площадью.
Мягкий вагон оборудован на уровне 3-4-звездочного отеля: в каждом купе есть биотуалет, умывальник, душ, кондиционер, телевизор, мягкий диван и кресло. Тут обязательно кормят горячим завтраком, выдают набор для душа, халат и махровое полотенце, свежую прессу. В мягких вагонах оборудован бар.
Из минусов — высокая цена, значительно превышающая стоимость билета на самолет.
Интерьер мягкого вагона фирменного поезда «Гранд Экспресс»
Вагон международного сообщения с 4-местными купе
По уровню комфорта четырехместные купе на международных маршрутах аналогичны обычным купейным вагонам на территории РФ. Но за рубеж, как правило, ездят новые вагоны, поэтому в них есть много приятных мелочей.
Еще купе в таком вагоне может превратиться в люкс, если поднять верхние полки. В зависимости от маршрута в вагоне может быть общий душ, в купе — кондиционер, индивидуальное освещение для каждого места и розетки.
4-местное купе в поезде Москва — Ницца.
Вагон международного сообщения с 3-местными купе
В некоторых поездах международного сообщения есть трехместные купе. Всего в таком вагоне 33 места. В купе все три спальных места расположены друг под другом с одной стороны. Такие купе могут использоваться как двухместные — средняя полка остается в поднятом положении.
По размеру они меньше 4-местных купе и могут показаться тесными. Когда в нем трое пассажиров, они все вместе вынуждены сидеть или лежать, так как сидеть с опущенной средней полкой невозможно. Поэтому вагоны с 3-местными купе сейчас используются очень редко.
Ехать в таком купе приятно, только если выкупить вдвоем все три места и поднять среднюю полку. Из удобств в них могут быть (но есть не во всех купе) кресло, столик, умывальник и шкаф для одежды.
Наше расписание предельно просто в установке и удобно для ваших пользователей.
Всего за 5 минут вы можете получить актуальное, обновляемое расписание от Туту.ру. Подробнее
Как я узнала что такое общий вагон
Ждали там до 7, сказали отмена, поехали в университет решить с отделом практики, и говорили всякие варианты, короче мы хотели очень сильно туда, увидеть другую клиническую базу.
Так мы не сдались, пошли к проводнику подняли хай вай, жаловались что на наше место сели, и тут она нам все объяснила, что это общий вагон, и это как вагон автобус.
Мне от этого стало ещё хуже. Тошнить начало. Под утро места освободились и женщина ушла в другое место,подруга ушла так же, но рядом. Задремала я значит, через минут 15-20 открываю глаза и вижу что мою ногу просто подвинули и сели две женщины.
Они сказали что им только нужно проехать две станции и потом уйдут. Сказать что я была в шоке ничего не сказать. И ещё сели кучу рабочих, и опять та же атмосфера
День, жарко, градусов +41, невозможно, запах бешенный. В 11:50 я решилась точно и вышла на остановке и обошла всех и нашла место в купе! Счастье полные штаны!
Подруга оставалась в шоке оттого что для неё билета нет и думала что сядет в общий вагон, и вот он момент чуда, до прибытия поезда ( когда оставалось минут 20) на сайте появился одно плацкартное место.
А прикинь некоторые люди постоянно так ездят
Доводилось несколько раз в общем вагоне ехать,но я—человек простой,меня вонь не смущает.) Я в битком забитых автобусах езжу в летнюю жару и мне норм;D
О команде экспедиции Кон-Тики2
Продолжение постов об экспедиции Кон-Тики 2 на плотах через Тихий океан.
Давно не писал, что-то всё сборы-сборы, вот, выдался свободный часок.
Был запрос про команду написать. Почему бы и нет.
Наверно, стоит начать с организатора всей этой занимательной авантюры. Лидером, вдохновителем и главным реализатором стал норвежец Торгейр Хиграфф. На момент экспедиции ему было 42. В Норвегии Торгейр преподает антропологию и историю. Являясь последователем Тура Хейердала, Торгейр предпринял попытку расширить его теорию о контакте Полинезийцев с жителями доколумбовой Южной Америки, что и стало целью нашей экспедиции. В 2006 году он организовал экспедицию Тангароа, также на бальсовых плотах. Команда из 6 участников повторила маршрут Хейердала, правда несколько быстрее. Но это была, если можно так сказать, разминка перед попыткой совершить обратный переход с запада на восток. Из 6 участников Тангароа, трое вновь вышли на плотах в океан уже в составе Кон-Тики 2: сам Торгейр, Роберто Сала (Перу) и Ойвин Лаутен (Норвегия).
Ойвин Лаутен (64) стал капитаном плота Tupac Yupanqui в пути от Перу до острова Пасхи. Он имеет колоссальный морской опыт, неоднократную трансатлантику и плавания в разных широтах на абсолютно разных судах. Кроме того, Ойвин профессиональный корабельный плотник, без чьих навыков нам пришлось бы туго во время строительства плотов в Кальяо. Имея минимальный опыт парусного, такелажного и плотницкого дела, я старался максимально перенять его знания, чем сначала, думаю, крепко его притомил. Потом ничего, притерпелся капитан к надоедливому русскому, пожалуй, даже проникся.
Роберто Сала (53) морской офицер академии Escuela naval в Перу. Ходил на военных, исследовательских и грузовых кораблях. Стал мне надёжным другом в обратном пути от острова к Южной Америке. Множество вахт мы провели рассматривая южные созвездия, когда позволяла погода, и воюя с уплывающей палубой во время штормов.
Перед тем как перейти к остальным участникам, в двух словах расскажу о составе экспедиции в целом. Из Перу вышло два плота: Tupac Yupanqui и Rahiti Tane. Команда каждого из них насчитывала 7 человек. На Тупаке, на котором мне предстояло идти, вся команда была исключительно мужская. На Раити – смешанная. На острове Пасхи часть команд планово сменилась, и в обратный путь отправились 4 участника с первого этапа, а остальные «свежие».
Про свою команду расскажу больше и подробнее, но и про Раити постараюсь не забыть.
Итак, поехали. Команда Tupac Yupanqui:
Торгейр – лидер, Ойвин – капитан до острова.
Хокон Виум Ли (50, Норвегия). В такое время живём: не запостил – не было, а постить из середины Тихого океана затруднительно. Являясь на тот момент техническим директором Opera Software, он взял в свои руки техническую часть оснащения проекта. Оборудования у нас на борту была тьма. От научно исследовательских модулей, до навигационных приборов и спутниковых интернетов. Всё это было настроено и работало только благодаря ему. Ему же я обязан своим участием в экспедиции, потому что именно Хокону пришла в голову светлая идея, что Опере, как одному из крупнейших спонсоров, нужен участник именно из России, который будет освещать события экспедиции для русской аудитории. Время идёт, экспедиция давно закончилась, а я вот всё освещаю. Теперь и на пикабу))
Ула Боргфюр (23, Норвегия). Один из четырёх участников, прошедших оба этапа экспедиции. Боцман и главный плотник на этапе Перу-Остров Пасхи, капитан на обратном пути. Мастер традиционного судостроения. Здоровенный, молчаливый детина. Оба плота можно назвать его детищем, потому что именно он занимался разработкой их конструкции и, не побоюсь слова их «сотворением» с первых макетов до самого выхода в море. Также принял значимое участие в строительстве, а потом и плавании на норвежском драккаре Draken Harold Harfagre, о котором можно почитать в пердыдущих постах. Прямая цитата Торгейра о нем:
To take responsibility for crew and vessel on such kind of journey when you are just 23… You have to had balls for that. (Чтобы взять ответственность за людей и плоты в таком путешествии, когда тебе всего 23… Надо иметь яйца.)
Дэвид Шорт (30, Англия). Вот этот чувакдуша любой компании. Умелый моряк. Позже именно с ним я попал на Дракен, встретился в Италии, пока работал там на круизной яхте и ещё много где. Пожалуй, именно про него можно сказать так:
— Девид, ты на аккордеоне играть умеешь?
— Не знаю, никогда не пробовал.
Йостейн Хейденстром (19, Норвегия). Самый молодой участник экспедиции. Чувак нескончаемой энергии и активности, участвовавший в абсолютно любом кипеше. Как самым молодым, нам с ним досталось регулярное научное исследование Manta-trawl, которое я ненавидел всем сердцем. Если бы не Йостейн, какой-нибудь тёмной ночью я бы отрезал к херам эту плавучую сеть, лишь бы больше ей не заниматься. Но вместе познавать количество пластика в океане было веселее так что manta-trawl дожил до конца экспедиции, а результаты, записи и образцы доехали до института морских исследований Норвегии.
Эрик Классен (45, Норвегия). Остров пасхи – ЮА. Профессиональный спасатель, пловец и ныряльщик. Весьма полезный персонаж, когда путешествуешь на связке бревен через бушующий океан. Гарпун, который он брал с собой для подводной охоты, по роковому стечению обстоятельств, перестал работать в самом начале. Но целеустремлённого Эрика это не остановило, и дальше рыбу он гарпунил врукопашную, примотав наконечник к бамбуковой палке. Надёжный, веселый, отчаянный и маленько дурной на голову (чего греха таить, как и все остальные) друг и напарник.
Джимми Блум (31, Швеция). Остров Пасхи – ЮА. Специалист по рыбалке. Пожалуй, если бы не они с Эриком, на обратном пути мы могли бы практиковать каннибализм. С рыбой в той части океана, где мы шли, ваще оказалось туго, но их стараниями, время от времени она всё-таки гостила у нас на столе.
Эрленд Коппергард (23, Норвегия). Оператор, который откликнулся в последний момент, и занял место отказавшегося Леса Страуда, американца канадского происхождения, который слился когда мы уже шли к острову. Это тот, который вел по bbc передачу survivor, на подобие Беара Гриллса. Эрлденд, будучи куда менее раскрученным и популярным, чем он, взял его обязанности и кропотливо вёл хронику путешествия.
Теперь по команде Rahiti Tane. Тут поскромнее напишу, потому что общался с ними куда меньше.
Кари Дал (Норвегия [ж]). Капитан до острова. Работала в Норвегии на спасательном судне в Северном море.
Пол Борресен (52, Норвегия). Старший помощник в пути до острова.
Сигне Меллинг (27, Норвегия [ж]). Она третья, кто участвовал в обоих этапах плавания. Капитан на обратном пути. Умелый моряк, отвечала за паруса и такелаж во время постройки.
Гунвор Сторас (25, Норвегия [ж]). Вместе с Сигне они взяли на себя всю работу по парусам. Умелый моряк, хороший учитель. Именно у неё я учился азам изготовления парусов и работы с веревками, что в дальнейшем открыло мне дорогу на другие суда.
Сесилия Мауритзен (54, Норвегия [ж]). Руководитель научной части проекта, в пути до острова.
Эстебан Контрерас (38, Чили). Помощник Хокона на Раити. Обеспечивал работу всей электроники у себя на борту.
Евгений (Штиль) Орлов (54, Россия). Оператор на обратном пути.
Лив Арнессен (65, Норвегия [ж]). Старший помощник на обратном пути. Знаменита экспедицией в одиночку к Южному полюсу.
Лиза Те Хеухеу (Новая Зеландия [ж]). Маори. Матрос в обратном пути.
Расмус Эрландсон (30, Швеция). Умелый моряк.
Педро де ла Торре (32, Мексика). Руководитель научной части проекта в обратном пути. Так случилось, что Педро приехал к нам на несколько дней, наладить научное оборудование, а потом разгулялся шторм и плоты разнесло. Так три дня растянулись в три недели, так что его можно причислить сразу к обеим командам. Очень напомнил мне Паганеля из «Дети капитана Гранта».
Сергей Гольцов (38, Россия). Экспедиционный врач на обратном пути. За спиной интереснейшие экспедиции в Папуа Новую Гвинею и Африку, а теперь ещё и в ревущие сороковые Тихого океана.
Суховат постик получился, ибо сложно в такой объём уложить столько чувств, историй, и мыслей, сколько связывают меня с каждым из этих людей. Пройдя вместе такой путь, становишься настоящей командой. Это не друзья и не семья, но что-то схожее и объединяющее эти понятия. С каждым из них я готов вписываться в любую авантюру, зная, и веря в их надёжность, как в свою собственную. В следующих постах попробую рассказать чуть больше историй, которые помогли бы составить впечатление об этих людях. О моей команде.
Советую посмотреть фильм Хозяин морей: На краю Земли.(Master and commander: The far side of the world)
Итак, немного о сюжете. Британский капитан Джек Обри получает задание на своём фрегате «Внезапный» найти, затем потопить или захватить французский корабль «Ахерон», но тот внезапно атакует и оказывается, что он намного мощнее и прочнее английского корабля, поэтому капитан приказывает спешно отступить. Но Джек, несмотря на это и на советы членов экипажа, хочет исполнить приказ любой ценой.
Если говорить о недостатках этой картины, для меня он только один, но достаточно существенный. Образы персонажей здесь действительно соответствуют создаваемому антуражу, но это делает их немного картонными, ещё мне не очень понятна экспозиция фильма, которая касается только главных героев, всё это забирает возможность сочувствовать второстепенным персонажам, поэтому всё что с ними происходит зрителя будто и волновать не должно, что, конечно, неправильно.
А фильм посмотреть всё же стоит, потому что ничего подобного на таком же уровне не снимали(Ааа! Точно! Пираты Карибского моря, ой. Да кому они нужны? Да кто их не видел?).
Salty stories. Морские байки
Новый формат. Посмотрим, как зайдёт. Встречаем моряцкие байки.
— А, что, Андрей. – говорит он. – Знаешь ли ты каких-либо сказочных существ из вашей мифологии?
— Лешие есть. Такие чуваки, которые живут в лесу и следят там за порядком.
— Да никакие. Как договоришься. Если деревья живые рубишь, или мусоришь, могут в болото завести. А если попросить по-доброму, покажут путь, если заблудился.
— У нас в Перу тоже такие есть. (Название вылетело, не вспомню) – отвечает Роберто. – Только они злые. Утаскивают детей в джунгли. Зато, если их (детей), ими пугать, они лучше слушаются.
Фшшшить. Блесна летит далеко за борт и плюхает в воду.
— У нас в Норвегии тролли есть. (Ула, не отрываясь от деревяхи)
— Мужики, мы два месяца в море. Давайте без пикси. До земли ещё неизвестно сколько, а тут им взяться неоткуда.
— Русалки должны быть. – Педро со смаком закидывает очередной орех в пасть.
— Знаете, джентельмены. – Роберто чешет поседевшую бороду, отложив спининг. – У меня дома жена и дочь. Да и вообще. Такими темпами, если в этом путешествии мы поймаем русалку, скорее всего мы ее сожрём.
За качество фоток извиняюсь, часть нарезал с гоупрошки.
Как такой формат, братцы – сестрицы? Или лучше как раньше, блоками по темам писать? Дайте знать.
Rapa Nui #1 об острове Пасхи
Раз про Кон-Тики 2 заходит, попробую про промежуточную остановку рассказать.
Собственно, план экспедиции был прост, потому красив: на бальсовых плотах выйти как Хейердал в 1947 из Кальяо (Перу), дойти до острова Пасхи, как крайней восточной точки Полинезии, а потом вернуться обратно, тем самым развив теорию норвежского антрополога о возможности контактов цивилизаций. Вот про остров, пожалуй и расскажу.
Лежит он аж в двух тысячах морских миль к западу от Южной Америки. Это примерно 3.5 тысячи километров. Перли мы до него долгих 43 дня. Никакой суши на этом промежутке нет, так что опыт получился увлекательный. Сам остров юридически является Чилийской территорией, но подавляющее большинство местных – полинезийцы, и Чили, мягко говоря, недолюбливают. Подтверждением тому являются две (да, на весь остров всего две) полицейские машины, поверх стекол которых наварены железные решётки. Островитяне всячески пытаются от принадлежности к Чили откреститься, и, говорят, даже бунтуют. Но сам ни разу не видел. Видимо, бунтуют тоже по-полинезийски: в 11 вышел, до часу побунтовал, потом сиеста, часов до пяти, а после пяти уже и вечер, можно не выходить, и так за сегодня много сделал. Аста маньяна. Хотя, за несколько недель, что мы там провели, была забастовка в аэропорту, так что прилетали только военные самолеты, которые доставляли в основном всякие почты и посылки. На таких самолетах и прилетели новые участники нашего путешествия, планово сменившие часть команды, которая шла до острова. Вообще говоря, вляпаться мы могли крепко, в плане того, что они могли и не прилететь, а будь забастовка пораньше, в магазинах мог бы начаться дефицит, что поставило бы крест на наших надеждах пополнить запасы. Ну, обошлось, и ладно.
Полинезийское название острова Рапа Нуи. Испанское – Исла де Паскуа. Население, думаю, тысяч 5, притом вместе с туристами. Есть единственный городок Ханга-Роа, и какое-то количество ферм вокруг. Остров крошечный. За день легко можно объехать его по периметру на велике, чем однажды мы и занялись. Вышло километров 70 вроде. Есть аэропорт, отели, клубы, вайфаи всякие, и прочая инфраструктура для туристов. Понятное дело, после 43 дней на плоту посреди океана, для нас это было диковато и как-то суетно. Но, конечно, народ сюда едет не за этим.
По сути, остров, маленький и лысый. Есть небольшой эвкалиптовый лесок и какое-то количество пальм на побережье. В остальном – скалы и пастбища. Красивым и зеленым, каким представляется тропический остров, его не назовёшь. Но местная история и культура, конечно пробирают до мурашек. Начать, пожалуй, можно с культа моаи – тех самых таинственных каменных голов, понатыканных по всему острову древними племенами. Сколько их всего на острове. думаю, не знают и сами жители. Всякими гипотезами, откуда, зачем и как они взялись, грузить не буду. Интересно, но сложно. Да и много материала по этому поводу есть. От себя скажу, что большинство из них стоят лицом к центру острова, а вот те, что в бухте Анакена (в восточной части острова) стоят лицом на восток, как будто встречая кого-то. Оттуда мы и пришли, также как инки на плотах задолго до нас. Инки, к слову, на острове были, и это научно доказанный факт. Свидетельств хватает, от анализа ДНК, до каких-то там ваще мудрёных штук. Из самых простых, например: тростник тотора растёт на планете только в двух местах. На острове и на озере Титикака, что в Андах. Сам он оттуда вряд ли приплыл. Ещё из интересного, по местной легенде, на остров пришли чужеземцы с Востока, которых вёл вождь «Тупа». По невероятному везению, наш плот как раз назывался Тупак Юпанки, в честь инкского вождя, во время правления которого, империя инков располагала огромным флотом таких бальсовых плотов. Короче, совпадений хватает настолько, что в их случайность верится с трудом.
Ладно, назад к статуям. Статуи на острове двух видов. Видимо, делались в разное время. Во-первых, одни вырублены ростом по пояс, а у вторых – только голова. Черты лица вырезаны тоже по-разному. Во вторых, те, которые «по пояс» часто носят красную шапку, вырубленную в соседнем карьере из красной вулканической породы. По одной из легенд, это вовсе и не шапка, а волосы рыжего цвета. Есть гипотезы про то что туда рыжеволосые викинги доплывали, но это уже перебор и псевдонаука, на мой взгляд. Ещё, кстати, у некоторых из них, вырублены руки, сложенные ладонями на животе, между которых вертикально к пупку торчит писюн. Готов спорить, это не новодел и не модификации, пришедшие со временем. Ну, дело важное, сказано – показано. Надо вырезать, раз уж есть. Чаще всего, те, что по пояс, стоят группами. Самое больше скопление – платформа Тонгарики на южном берегу. Пятнадцать моаи стоят в ряд, плечом к плечу на возвышении, называемом Аку. Подобных Аку на острове много. Из тех, что наиболее запомнились, было Аку Акиви с семью моаи на нем. По преданию, Аку Акиви символизирует первых поселенцев, приплывших на каноэ. Платформа по форме отдаленно, но всё же действительно его напоминает. Но, вспоминая книжки про остров, которые я листал в детстве, эти моаи выглядели как-то не совсем так. А вот те, у которых вырублена только голова, выглядят один в один. И все одинаковые, как под копирку. В смысле, пропорции, конечно, разные, высота опять же, но все черты рубились по одному образцу. Самое больше их скопление я видел в кратере вулкана Рано-Раратку. Только никакой системы в расположении, в отличии от «по пояс-собратьев», у них нет. Рано-Раратку какое-то очень тёплое место. В смысле, спокойное и умиротворённое. Ну и напридумывать себе можно, что ты в тайной обители спящих богов, мистику там всякую. – кто во что горазд. Я напридумывал как следует. Место располагает.
У отвесного с одной стороны края этого вулкана, этих истуканов как раз и добывали. До сих пор в скалах видны недовырубленные моаи, которые так и не заняли своё место на страже острова. Те, что добрались до склонов, частично попадали лицами вниз, потому что за столетия почва с дождями уплыла из под основания. Остальные пока стоят, но и их со временем пожрёт ветер и дожди. Главное, чтобы не растащили туристы. Эх, нет на земле ничего вечного.
По некоторым источникам, остров раньше был весьма богат лесами, но местное население массово их вырубало. Брёвна как раз активно использовались для транспортировки моаи от кратера где они были вырублены до места, где им суждено встать на свой караул. Это не говоря уже о строительстве хижин и лодок. В результате активной вырубки, леса перестали сдерживать корнями почву, что способствовало ветровой эрозии. Плодородный слой просто сдуло, оставив вулканическую породу, непригодную для земледелия, а это в свою очередь породило голод. Население острова стремительно сократилось, а на смену культу моаи пришёл иной. Жестокий, но не менее интересный, о котором расскажу в другой раз.
Больше об экспедиции Кон-Тики 2 на плотах через тихий океан можно почитать в предыдущих постах