Что такое общество с точки зрения философии
Философия: конспект лекций
Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция № 16. Понятие общества
Такие понятия, как «общество», «социум», «общественный», «социальный», крайне распространены, однако их смысл часто оказывается чрезвычайно многозначным и не до конца ясным. Главным образом необходимо отличать термин «общность» от термина «общество». Общность можно помыслить как форму совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом (семья, народ). Общество — это продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов. Общество выстроено на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включенности в общество, чем в зависимости от включенности в общность.
Уже в XIX в. наряду с философией сформировалась наука социология, которая предназначалась для того, чтобы исследовать различные общества и общество в целом как предмет. Ее основоположник О. Конт мыслил социологию «социальной физикой», способной стать новой религией человечества. В том же столетии общество называли по-разному: и растением, и животным, и лицом, и союзом, и взаимодействием, и солидарностью, и борьбой. Гораздо больше определений было сформулировано в XX в.
Также следует отличать понятие «общество» от понятий «народ», «нация» и «государство». Народ — это форма общности людей, связанных языком, культурой и происхождением. Нация — это форма организации жизни одного народа, связанная с государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Государство — это форма организации жизни народов и наций, основанная на праве и законе, является продуктом исторического развития цивилизации. Само собой разумеется, что все эти понятия взаимопересекаются и определяют понимание друг друга.
Современной социологией приводится более десяти способов объяснения специфики социальной структуры различных обществ и сущности различных социальных групп. Философия сосредоточивает такие понятия, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Основными типами таких связей считаются духовные (Августин, Фома Аквинский), конвенциональные (философы XVII–XVIII вв.), материальные, основанные на взаимодействии людей (К. Маркс).
Дабы понять феномен общества, необходимо понять противоречия человека в обществе и установить закономерность, объединяющую людей в социум. Выделяют три основных подхода к объяснению этих связей и закономерностей. Первый намечен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, животного мира, космоса.
Второй подход — идеалистический. Здесь суть объединения людей рассматривается с позиции верований, мифов.
Следующий подход имеет прямую связь с анализом человеческих отношений, которые возникают в различных природных условиях, верованиях и имеют определяющий характер.
Философское определение общества. Его структура
Хадли Кентрил сформулировал 15 «законов», которые могут повлиять на общественное мнение.
1. Значит. события, затрагивающие интересы и эмоции многих людей, как правило отражаются в ОМ.
2. Необычные (шокирующие) события могут создать ситуацию маятника в общественном мнении, оно будет колебаться из крайности в крайность, до тех пор, пока не станет понятной причина происшедшего.
3. Общественное мнение, как правило, более чутко и оперативно реагирует на события, чем на слова.
4. Чтобы устные заявления в связи с важными политическими событиями повлияли на общественное мнение, они должны прозвучать своевременно, оперативно, пока отношение не сформировано и люди ждут интерпретации от авторитетного источника информации.
5. Общественное мнение не предвидит ситуаций – оно лишь реагирует на них.
6. С психологической точки зрения общественное мнение детерминировано в основном их личными (корыстными) интересами.
7. Общественное мнение может быть возбуждено каким-то словесным (информационным) воздействием, всколыхнет большие массы людей. Но если развитие событий не подтверждает их личной заинтересованности в происходящем, «волна» общественного мнения стихнет.
8. Общественное мнение трудно изменить, так как оно затрагивает личные интересы.
9. ОМ м/т опережать действия офиц. органов, если затрагивает особо насущные интересы людей.
10. Если мнение разделяет даже незначительное количество людей, событие или факт может склонить общественное мнение к его одобрению.
11. В значительной степени влияют на ОМ руководители, «боссы». Важна степень доверия к ним со стороны персонала. В критических ситуациях люди становятся придирчивыми, оценивая компетентность своего руководства. Но если доверие есть – они могут предоставить руководству полномочия выше обычных.
13. Люди с большей готовностью высказываются по поводу выдвигаемых целей, чем по поводу методов их достижения.
14. ОМ всегда эмоционально окрашено. Если эмоции в формировании ОМ преобладают, то оно особо подвержено резким изменениям.
15. Чем выше уровень образованности, просвещенности населения, чем больше доступ к информации, тем более присущи общественному мнению трезвость и здравый смысл.
Общество обладает рядом признаков:
3. Общество создается на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов. Таким образом, люди достигают совместно целей, которые не могут быть достигнуты одним человеком.
4. Кроме того, общество призвано разрешать противоречия между индивидуальными интересами (т.е. интересами отдельного человека) и интересами общими (т.е. интересами общества в целом).
Понятия «общество» и «государство» не тождественны. Общество возникает гораздо раньше государства.
НО, чем же отличается это определение общества от философского? Понятием целостности и системности.
Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо) Согласно Томасу Гоббсу, человеческая жизнь была бы «опасной, жестокой и короткой» без политической власти. Без политической власти мы жили бы в естественном состоянии, где у каждого есть неограниченные естественные свободы, включая «право на все» и, соответственно, свободу вредить всем, кто угрожает нашей собственной жизни; была бы бесконечная «война всех против всех» (Bellum omnium contra omnes). Чтобы избежать этого, свободные люди устанавливают политическое общество, то есть гражданское общество через общественный договор, в котором каждый получает выгоду от гражданских прав взамен подчинению гражданскому кодексу или политической власти. Локк разрабатывает тему частной собственности и труда, которые рассматривает как неотъемлемые атрибуты естественного человека. Он считает, что для естественного человека всегда было характерно владеть частной собственностью, что определялось его гоистическими наклонностями, присущими ему от природы.
Бакунин: анархисты не имеют намерений навязывать народу какой-то идеал общественного устройства, но надо искать элементы своей будущей организации в самом народе. Так как всякая государственная власть по существу своему стоит вне народа и стремится починить народ своим порядкам, то анархисты объявляют себя врагами всякой государственной власти, врагами всякого государственного устройства. А народ, организуясь снизу вверх, путем самостоятельных и совершенно свободных соединений сам создаст свою жизнь. Становление безвластия и коллективизма в общественной жизни мыслилась путем революции, но при этом Бакунин отрицал необходимость революционной диктатуры: если будет государство, то будут и управляемые, будут и рабы».
Маркс: «Общество — исторически сложившаяся совокупность отношений между людьми в процессе их совместной деятельности.
Если суммировать эти позиции, то можно определить общество в самом широком смысле как систему исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей. Прежде всего, это целостная система. Это единый организм, имеющий свою структуру, множество элементов и свою особую форму движения — социальное движение.
Общество не просто состоит из индивидов, а выражает сумму их связей и отношений, в которых эти индивиды находятся.
Предметом изучения социальной философии является общество. СФ изучает развитие общества вообще. Предметом СФ выступает наиболее общие законы строения, функционирования и развития общества как целостной системы.
Общество:
1. Это СФМ функциональной единицей которой является человек.
2. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся жизнедеятельность людей.
3. Это сложный коллектив людей, объединенный различными видами социальных связей, обусловленных для данного общества специфическими особенностями существования. Деятельность и труд являются важнейшими факторами организации людей.
По мысли К. Маркса, общество – это продукт взаимодействия людей, сумма тех связей и отношений в которых индивиды находятся друг к другу. Или, иными словами, оно – продукт воспроизводства людьми своей жизни.
Принципиальное отличие человеческого общества от различных биологических сообществ (прежде всего, от стада животных) состоит в осуществлении в нем труда, производства, средств жизни. Животные приспосабливаются к условиям окружающей среды, а люди приспосабливают ее объекты к своим жизненным потребностям, производя предметы и продукты, которых природа либо вообще не создает, либо создает в недостаточном для них количествах. Словом, материальное производство выступает в качестве необходимого условия жизни общества.
Маркс писал: «В производстве люди воздействуют не только природу, но и друг на друга. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство».
Питирим Сорокин отмечал: «Миллион полностью изолированных людей не представляют собой социального явления или общества, поскольку они не влияют друг на друга…».
Труд – процесс совершенствования между человеком и природой, процесс который человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой.
Уровень активного отношения к миру зависит от уровня культуры человека. Деятельность и труд являются способом реализации и саморазвития человека.
Предметом изучения СФ является общество. По аналогии с общей философией принято выделять Общественное бытие и общественное сознание две стороны, материальная и духовная, жизни об-ва, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии.
Общественное бытие – материальная жизнь общества, материальное отношение людей к природе и друг другу, которые складываются в процессе производства и воспроизводства собственной и чужой жизни.
Общественное сознание – совокупность чувств, настроений взглядов, теорий, (политические, юридические, эстетические, этические) действующих в обществе, выражающих духовную жизнь общества. ОС не сводится к сумме индивидуальных сознаний.
Вопрос о взаимоотношении О. б. и о. с. является конкретизацией осн. вопроса философии в применении к об-ву. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни об-ва. В действительности же сознание есть не что иное, как отражение в духовной жизни людей их О. б. Первую формулировку этого положения, подводящего под науку об об-ве твердое научное основание, дали Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии»: «. люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение (т. е. производственные отношения.- Ред.), изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание»
Три закона развития ОС:
1. ОС способно обладать относительной самостоятельностью
2. ОС может опережать общественное бытие, а может и отставать
3. ОС способно активно влиять на ОБ
Главная цель существования общества – создание духовных и материальных благ для нормальной жизнедеятельности людей.
Общество с философской точки зрения
Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 04:50, реферат
Описание работы
Социальная философия начинается с уяснения общих характеристик общественной реальности и общественного человека (человека в его социальных качествах), для того чтобы в результате обрести конкретное знание своего предмета в его целостности и многообразии его определений. Первый шаг на этом пути связан с ответом на вопрос: что такое общество с философской точки зрения? Речь идет не о каком-то конкретном сообществе, некогда существовавшем в прошлом (в истории) или существующем ныне, а об «обществе вообще» («обществе как таковом»).
Работа содержит 1 файл
Общество с философской точки зрения.docx
Общество с философской точки зрения
Социальная философия начинается с уяснения общих характеристик общественной реальности и общественного человека (человека в его социальных качествах), для того чтобы в результате обрести конкретное знание своего предмета в его целостности и многообразии его определений. Первый шаг на этом пути связан с ответом на вопрос: что такое общество с философской точки зрения? Речь идет не о каком-то конкретном сообществе, некогда существовавшем в прошлом (в истории) или существующем ныне, а об «обществе вообще» («обществе как таковом»).
Универсальная абстракция типа «общество вообще» бедна по содержанию. Из нее нельзя логическим путем извлечь какие-то конкретные признаки различных «обществ», когда-либо существовавших в истории. Тем не менее, подобные абстракции не только допустимы, но и необходимы. Они являются основаниями, благодаря которым удается сравнивать самые различные общества, существовавшие в разных исторических эпохах, или различные сообщества людей, существующих в современном мире. Другими словами, философское понятие общества играет роль своего рода условий (ориентиров) познания любого конкретного общества, какого-либо социального явления, свойства или отношения.
Философское понятие общества
Общество.
1) Философское понятие общества
2) Общество как система. Основные подсистемы общества
3) Общество как исторический процесс
4) Источники и факторы развития общества.
5) Правовое государство и гражданское общество
6) Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
Философское понятие общества
Общество – объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.
Общественное бытие имеет две стороны:
Объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей.
Субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.
На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные – воля и сознание людей.
Общество как система. Основные подсистемы общества
Понятие общество изучается всей системой социально-гуманитарных наук: культурологией, социологией, экономической теорией, историей. Наиболее глубокое общее понятие дает философия. Однако, общество в философском, ценностном понятии требует особого подхода – общества как системы.
Система– это то или иное множество элементов, находятся между собой в различных связях и отношениях и представляет собой определенную целостность.
Общество– органическая система, самая сложная и высокоорганизованная.
Общество представляет собой многоуровневую иерархическую систему
Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.
Основными сферами жизни общества являются:
Экономическая, социальная, политическая и духовная.
Экономическая сфера – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя : производство, распределение, обмен, потребление материальных благ:
Экономическая сфера существует в следующих формах;
Экономическое пространство – то, в котором происходит хозяйственная жизнь;
Деятельность институтов управления экономикой;
Способ производства материальных благ.
Способ производства материальных благ имеет две составляющие:
Производственные силы и производственные отношения
Производственные силы – люди, с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.
Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства.
К ним принадлежат: отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений – поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;
Отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;
Отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.
Значение материального производства в том, что оно:
Создает материальную базу существования общества;
Способствует решению проблем, стоящих перед обществом;
Непосредственно влияет на социальную структуру;
Влияет на политические процессы;
Влияет на духовную сферу – как непосредственно, так и на структуру, на инфраструктуру, носитель духовной сферы
Социальная сфера – система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.
Основными элементами социальной структуры являются:
классы, страты, сословия, люди города и деревни, представители физического и умственного труда, социально-демографические группы, национальные общности.
Политическая сфера общества – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.
Главным элементом политической системы общества является государство – система органов, осуществляющих государственную власть.
Главный вопрос политики – это вопрос о завоевании и удержании власти.
Духовная подсистема общества. Основными элементами духовной жизни общества являются:
Духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовные потребления, индивидуальное сознание, общественное сознание.
Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке. Материальном и духовном мире.
В результате духовной деятельности возникают духовные ценности.
В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются в соответствие с их духовными потребностями.
Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.
Основой духовной жизни общества выступает общественное сознание
Общественное сознание – возникающее из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, это совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.
Элементами общественного сознания являются, :обыденное и теоретическое сознание; общественная идеология и психология; формы общественного сознания.
Вопросы для самопроверки
1.Какое определение общества дается в социальной философии?
2. В чем заключаются основные принципы системного подхода к изучению общества?
3. Что такое общественно-исторический процесс?
4. Какова позиция по вопросу о направленности исторического развития? Аргументируйте её.
Лекция по теме: Общественное сознание и ценности.
1) Общественное сознание
3) Правовое сознание
4) Мораль. Нравственные ценности
5) Эстетические ценности
6) Религиозные ценности
Общественное сознание – возникает из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, из совокупности чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядах, которые отражают все разнообразие бытия.
Элементами О. С являются обыденное и теоретическое сознание. Обыденное – непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.
Теоретическое – высшее обобщенное восприятие бытия.
О. С реализуется через общественную психологию и идеологию. Общественная психология – это чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом. Общественная идеология – это система взглядов, установок принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев и общественно-политического строя в целом.
Формами общественного сознания являются: политическое, правовое, моральное, научное, религиозное.
Ценности.
Ценности – это свойство общественного предмета удовлетворять определенные потребности человека, группы людей, общества. Это понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности.
Итак, ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется степенью вовлеченности того или иного предмета в человеческую жизнь. Субъективно желаемое выступает в форме оценки, т.е. установления значимости различных явлений для человека, которые определяются его соц. позицией, мировоззрением уровнем культуры, интеллекта и нравственности.
Мир ценностей зависим от человека, обусловлен его развитием, расширением его деятельности, характером культуры и цивилизации, а природа сама по себе аксиологически нейтральна, т.к. она актуализируется лишь в контексте с человеком, в конкретно-исторических условиях его существования и развития. Ценность неотделима от оценки, т.к. благодаря ей человек актуализирует одни оценки, отвергает другие, устанавливает их иерархию. Оценка помогает ориентировать человека в мире явлений, направляет его деятельность. Оценка универсальна, она оказывает влияние на все виды деятельности человека, реализуется на чувственных и рациональных уровнях, проявляется в эмоциях и чувствах, влечениях, желаниях и стремлениях.
В структуру оценки входят 6 предмет, субъект, основание оценивания.
Предмет –объективное содержание оценки, определяется предметом. Поэтому оценка непосредственно связана с познанием, ибо прежде чем судить о значимости предмета, необходимо знание о его объективных свойствах. Субъект –индивид, соц. группа, общество, человечество. Основание оценивания –критерий, который позволяет субъекту дать квалификацию явления о.т.з. его соц. значимости. В качестве основания оценивания могут выступать непосредственные потребности, интересы, установки личности или социальной группы. Но оценка может иметь своим основанием и стандарты или проекты, выражающихся в нормах. Особенностью норм является то, что они выражают как ценность и как основание оценки могут выступать как нормативный, социокультурный профессиональный набор и последовательность операций достижения цели.
Существует множество классификаций ценностей. По содержанию ценности можно разделить на материальные, политические, социальные и духовные;
Материальные:
Производственные – потребительские, ценности связанные с отношением собственности
Духовные:
Человек. Индивид. Личность.
Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием «индивид». Индивид — это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или как член социальной общности меньшего порядка: это своего рода демографическая единица. Единичность, отдельность (генетическая, телесная, эмоциональная, интеллектуальная и т. д., присущи только данному человеку) является предпосылкой его индивидуальности.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» — совокупность духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность — это человек как социальное существо. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность, и в процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет свое собственное «я».
Путь индивида к личности лежит через социализацию, то есть социальное воспроизводство человека посредством усвоения им общественных норм, правил, принципов поведения, мышления, образов действий в различных сферах жизнедеятельности. В процессе социализации личность усваивает соответствующую системе социальную роль — это совокупность обязательных для выполнения в данной сфере деятельности норм поведения, а также само это поведение.
Одной из основных характеристик личности является ее автономность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их выполнение.
Индивидуальность — есть совокупность наследственных и приобретенных социальных черт и свойств, которые отличают индивидов между собой.
Различают людей по качествам, их наличию, развитости. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества. В философии выделяются позитивные моральные качества: гуманизм, человечность, честь, совесть, скромность, великодушие, справедливость, верность. И общественно осуждаемые — негативные: чванливость, цинизм, грубость, тунеядство, трусость, нигилизм, иные негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: воля, решительность, мудрость, умения, убеждения, патриотизм. Как правило, человек совмещает в себе все виды качеств: одни качества развиты больше, другие — меньше.
Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов. Потребности — это переживаемое и осознаваемое человеком состояние нужды в чем-либо. Потребности могут быть:
• биологическими (естественными) — в сохранении жизни, питании, размножении и др.;
• духовными — стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры;
• материальными — обеспечить достойный уровень жизни;
— социальными — реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.
Потребности — основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей — важный компонент человеческого счастья. Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворения. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.
Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Среди интересов выделяются:
• классовые (интересы социальных групп — рабочих, учителей,
банкиров, номенклатуры);
• общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);
• интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.).
У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия. Приоритетные потребности и интересы банкира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям.
Смысл жизни человека
Вопрос о смысле жизни — это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни.
Осознание смысла жизни, как главной ее ценности, носит исторический характер. Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека. Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие:
• смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;
• смысл жизни выносится за пределы самой жизни;
• смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;
• не существует смысла жизни.
В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. Смысл человеческой жизни в сохранении и очищении своей бессмертной души.
Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра. «Смысл жизни в обретении добра» (В. С. Соловьев).
Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек находит в ней сам. В. Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь.
Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости.
С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Еще И. Кант утверждал, что удовольствие не выступает в качестве цели нравственного действия, а являются следствием, к которому оно приводит. И если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий.
Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в истории философской мысли: еще в древности афоризм царя Соломона «Все суета» подчеркивал бессмысленность существования. В современной философии представители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсурдно и бессмысленно.
Но все-таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:
• смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что
в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия (Ф. Ницше);
• смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей (Л. Н. Толстой);
• смысл жизни в достижении некого идеала человека;
• смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности (марксизм).
Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно, с достоинством и чувством исполненного долга.
Общество.
1) Философское понятие общества
2) Общество как система. Основные подсистемы общества
3) Общество как исторический процесс
4) Источники и факторы развития общества.
5) Правовое государство и гражданское общество
6) Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
Философское понятие общества
Общество – объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.
Общественное бытие имеет две стороны:
Объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей.
Субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.
На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные – воля и сознание людей.
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 10401; Нарушение авторского права страницы
- Что такое общество с ограниченной ответственностью определение
- Что такое общество составьте 3 предложения содержащую информацию об обществе