Что такое общество как предмет социальной философии

Общество как предмет философского анализа

Что такое общество как предмет социальной философии. Смотреть фото Что такое общество как предмет социальной философии. Смотреть картинку Что такое общество как предмет социальной философии. Картинка про Что такое общество как предмет социальной философии. Фото Что такое общество как предмет социальной философии Что такое общество как предмет социальной философии. Смотреть фото Что такое общество как предмет социальной философии. Смотреть картинку Что такое общество как предмет социальной философии. Картинка про Что такое общество как предмет социальной философии. Фото Что такое общество как предмет социальной философии Что такое общество как предмет социальной философии. Смотреть фото Что такое общество как предмет социальной философии. Смотреть картинку Что такое общество как предмет социальной философии. Картинка про Что такое общество как предмет социальной философии. Фото Что такое общество как предмет социальной философии Что такое общество как предмет социальной философии. Смотреть фото Что такое общество как предмет социальной философии. Смотреть картинку Что такое общество как предмет социальной философии. Картинка про Что такое общество как предмет социальной философии. Фото Что такое общество как предмет социальной философии

Что такое общество как предмет социальной философии. Смотреть фото Что такое общество как предмет социальной философии. Смотреть картинку Что такое общество как предмет социальной философии. Картинка про Что такое общество как предмет социальной философии. Фото Что такое общество как предмет социальной философии

Что такое общество как предмет социальной философии. Смотреть фото Что такое общество как предмет социальной философии. Смотреть картинку Что такое общество как предмет социальной философии. Картинка про Что такое общество как предмет социальной философии. Фото Что такое общество как предмет социальной философии

Бытие людей является важной характеристикой общественного, социального бытия. Как социальная философия описывает, объясняет совместную жизнь людей, общественные связи и отношения? Философский анализ общества предлагает рассмотрение следующих вопросов:

§ что представляет из себя общество и каковы основные подходы к его пониманию;

§ какова структура общества и как осуществляется его развитие

Традиционной для социальной философии являлась установка, выявляющая наиболее общие свойства бытия людей, выявляющая наиболее устойчивые связи, нормы, стандарты, которые можно было бы рассматривать в качестве основных определений общества. «Общественное» рассматривалось в виде особой структуры, которая проявляется в жизни людей. Исследователь, философ, размышляя над таким материалом, мог исследовать индивидуальное явление человеческой жизни в рамках какой-нибудь большой структуры, рассматривая его сугубо научным, рациональным способом. Подобно тому как физика CUIII века объясняла явление теплорода с помощью флюидов, социальная философия стремилась объяснить общественно-исторический процесс с помощью особых социальных форм, определяющих поведение людей. Если физика отказалась от такой гипотезы теплоты, то социальная философия на протяжении значительного времени использовала подобные структуры в своих исследованиях.

Рассмотрение устойчивых связей и отношений, которые являются объективными отношениями имеет большое значение для развития социальной философии как науки, без него невозможно познание общества. Однако такое рассмотрение не способно решить вопроса об особенностях индивидуального бытия людей, их взаимодействия. Деятельность людей как личностей была поглощена вопросом о больших социальных структурах. Тема больших социальных структур преобладала, заслоняла собой изучения индивидуальных, личностных проявлений жизни людей. Вопрос о реализации социальных структур в жизни людей, вопрос о зависимости больших социальных структур от деятельности людей отодвигался на задний план исследований.

Идея общества как выражения объективных по отношению к людям норм и стандартов социальной жизни получила широкое распространение среди различных направлений и школ философской мысли. Идея внешнего структурирования бытия людей исследовалась структурализмом, опиравшемуся на учение Э. Дюркгейма. Подобный подход был разработан в теории структурно-функционального анализа общества у Т. Парсонса.

Согласно К. Марксу, объективные социальные отношения между людьми строятся на основании живого, личностного взаимодействия. Догматический марксизм, который развивался под давлением тоталитарной идеологии (СССР и страны Восточной Европы), попытался увековечить под видом марксизма не те приемы изучения общества, которые были характерны для самого Маркса.

Обратимся к марксизму недогматическому, к марксизму, направленному на изучение живой человеческой деятельности. Марксизм содержит «инструменты» исследования общества, полезные для развития социальной философии. Необходимо преодолеть мифологический подход к учению Маркса как к «суперценному» учению. Важно рассмотреть учение Маркса как представителя европейской философии CIC века и «прочитать» его как мыслителя в ряду других мыслителей этого столетия. С этой точки зрения возникнет реальная перспектива рассмотрения марксовой философии, приемы ее исследования, которые имеют актуальное значение для развития науки и культуры.

Что такое общество как предмет социальной философии. Смотреть фото Что такое общество как предмет социальной философии. Смотреть картинку Что такое общество как предмет социальной философии. Картинка про Что такое общество как предмет социальной философии. Фото Что такое общество как предмет социальной философии

Рассмотрим проблематику исследований, которые не были Марксом реализованы, но могут получить новую ценность для развития социальной философии. Маркс создал концепцию этапов общественно-исторического развития. Согласно этой концепции социальные связи и социальные институты зависимы от совместного бытия людей. Эта концепция формирует такие представления о развитии общества, согласно которым эволюция социальных связей представляет собой переход от непосредственных отношений между людьми к их опосредованным ( с помощью вещей, предметов) связям и отношениям. Такие связи и отношения способствуют независимому существованию людей, которые в свою очередь способствуют их личностному развитию.

1. общество – совокупность общественных отношений. Каждое общество представляет собой не только межличностные отношения, но и единую систему социальных отношений, единый социальный организм, который обладает самостоятельным развитием;

3. общество представляет собой конкретный этап культурно-исторического развития. В этом случае общество выступает субъектом истории. Например: общество средневекового Запада, американское общество, российское общество).

Источник

Лекция 1. Общество как предмет социальной философии

1. Предмет и структура социальной философии. Место социальной философии в социально-гуманитарном знании.

2. Анализ различных подходов к пониманию факторов развития общества.

3. Общество и природа. Биосфера и ноосфера.

4. Структура общества и социальная мобильность.

1.Целостный и полноценный анализ природы и сущности человека, основных этапов его развития, зафиксированных в понятиях индивид, индивидуальность, личность не возможен вне понятия общества. Это связано с тем, что само появление человека во многом является продуктом коллективной жизнедеятельности и общения. Поэтому анализ различных компонентов человека невозможен вне понимания его социальной сущности, что и является предметом особой отрасли философского знания – социальной философии. Если предметом философии вообще является взаимодействие таких составляющих как человек и мир, то предметом социальной философии являются проблемы соотношения человека и социального мира (общества).

Решающий шаг в становлении социальной философии был сделан в XIX веке усилиями четырех мыслителей – Гегеля, О. Конта, К. Маркса и Г. Спенсера. До этого, мыслителями выделялись лишь отдельные проблемы социальной философии. Напр. с периода античности и вплоть до Нового времени в философских исследованиях разрабатывались прежде всего два пункта: этика и учение о государстве, получившее обстоятельную разработку у Платона, Аристотеля, Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо. Понятие государства при этом, мало чем отличалось от общества. Впоследствии центр теоретического интереса все больше сдвигался от политико-государственных и духовных проблем к проблемам социально-экономическим. Это отчетливо проявилось в работах К.А. Сен-Симона, А. Смита, К. Маркса и др. Особенно заметное развитие социальная философия получила в в связи с разработкой в XIX-нач. XX века социологии в трудах М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина.

Термин «общество» представляет собой особую форму коллективного надындивидуального бытия людей, которую принято рассматривать в 3 основных значениях:

— общество как особый самодеятельный коллектив людей (напр. российское общество, общество ветеранов и т.д.)

— общество как процесс коллективного бытия людей (т.е. общественная жизнь людей в отличие от животного стада).

— общество как целостная система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами (т.е. общество как органическое соединение различных частей – политической, правовой, экономической сфер, науки, социальных групп).

Общество изучается множеством наук – философией, социологией, историей, этнологией, культурологией и др. Задача социальной философии сводится не только к целостному пониманию общества, но и его взаимодействия с конкретным человеком, а также закономерностей общественной жизни. Ключевой вопрос социальной философии – что такое общество? Понимание предмета социальной философии становится ясным в ходе анализа структуры социальной философии. Проф. Л.П. Станкевич выделяет следующие компоненты социальной философии:

социальная онтология – исследует универсальные закономерности общественной жизни, проблему соотношения материальных и духовных факторов в общественном развитии, роль природы в общественной динамике.

социальная гносеология – анализирует общие проблемы познания социальных явлений, зависящих от человека и не зависящих от него. Это ответ на вопрос о том, как возможно адекватное познание социальных явлений.

социальная аксиология – (или социальная теория ценностей) – служит обоснованию существования относительной системы ценностей в разные периоды истории, исследует закономерности появления ценностей в обществе, их соотношения с абсолютными ценностями.

социальная праксиология – исследует практические проблемы организации общественной жизни, проблемы соотношения целей, средств и результата.

Таким образом, становится понятно, что социальную философию интересуют общие проблемы общественной жизни – факторы ее развития, общая структура общества, закономерности социально-исторического развития. Это означает, что социальная философия выступает как обобщающее теоретическое знание, основанное на данных таких эмпирических наук как социология, история, социальная психология, этнология. Так, если социология анализирует внутреннюю структуру общества, его особенности его социального состава, динамику отношений между социальными группами, общие закономерности в различных сферах общественной жизни – политике, экономике, праве, то социальная философия рассматривает общество с точки зрения наличия в нем универсальных общественных закономерностей в их взаимосвязи с окружающим природным и космическим миром. Если история и социология трактуют общество как определенный поток изменений, то социальная философия стремиться рассматривать общество как синтез изменчивости и неизменных начал. Он исследует то, что могло бы объединить различные народы и культуры на всем протяжении человеческой истории и на основе этого дать ответ – каково реальное значение общества в жизни человека.

2.Научный анализ общества не представляется возможным, если отсутствует четкое понимание того, что объединяет различные социальные группы, отдельных индивидов, крупные социальные общности в единое целое и заставляет их действовать в рамках общего исторического движения. Другими словами – что является источником развития общества и, что объединяет людей в единый социальный «организм»?

Что такое общество как предмет социальной философии. Смотреть фото Что такое общество как предмет социальной философии. Смотреть картинку Что такое общество как предмет социальной философии. Картинка про Что такое общество как предмет социальной философии. Фото Что такое общество как предмет социальной философии

В истории социальной философии традиционно выделяются 3 наиболее крупных точки зрения:

натуралистический подход – человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге – Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А.Л. Чижевский и Л.Н. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш.Л. Монтескье, Л.И. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (Э. Уилсон, Р. Докинс).

идеалистический подход – сущность связей, объединяющих людей в единое целое усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. Основой общественной жизни также может служить божественное начало (религиозное понимание общества), или идеи великих личностей (О. Конт), психология масс (Г. Лебон) или абсолютный Разум (Гегель).

материалистический подход – наиболее полно обоснован в концепции К. Маркса и Ф. Энгельса, которую они сами называли материалистическим понимаем истории. Основу мировой истории и общества составляет деятельность. Именно деятельность (труд и общение) способствовали превращению обезьяны в человека и продолжают оказывать влияние на историческое развитие общества. Связывает людей в «социальный организм» не общая идея или общий Бог, а потребность людей оказывать сопротивление силам природы и с помощью труда поддерживать свою жизнь. У каждого человека есть определенные потребности, которые должны удовлетворяться. История представляет собой ряд этапов, в ходе которых данные потребности удовлетворяются тем или иным способом экономического производства. Именно уровень развития техники, материального производства и является определяющим для формирования той или иной системы социальных отношений, уровня культуры, политического строя, правовых положений и философских представлений о мире. Таким образом, людей объединяют конкретные экономические интересы, которые производны от их потребностей.

3.Важную роль для пониманияединого характера процессов взаимодействия природы и человека сыграло учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Биосфера – это особый этап геологической истории Земли, совокупность всех живых организмов в их отношении между собою и не-живой природой. Биосфера выступает единым живым организмом, получающим энергию от Солнца и активно обратно влияющим на Космос. Эволюция биосферы с появлением человека утратила свое естественное направление. Вмешательство человека в развитие Земли, а теперь уже и космоса приводит к изменениям подчас необратимого характера. Важным показателем необратимой эволюции биосферы в настоящее время В. И. Вернадский считал переход биосферы в стадию ноосферы.

Термин ноосфера (сфера разума) впервые был введен в научный обиход французскими философами Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом. Вернадский же под ноосферой подразумевал комплексную геологическую оболочку (биосферу), преобразованную научной мыслью. То есть это такая стадия развития биосферы, в которой разумная деятельность человека становится геологическим по масштабам фактором. Жизнедеятельность людей приобретает планетарное значение. Ноосфера предполагает включение в биологическую эволюцию Земли множества идеальных явлений: знаний, сведений, мыслей, образов и т. п. Человеческая деятельность не может осуществляться в отрыве от иных биосферных процессов. В стадии ноосферы требуется переосмысление человеческой деятельности в рамках единого целого биосферы. Это повлечет существенные изменения в области интеллектуальной, научно-технической и духовной жизни общества. Масштабы и последствия подобных изменений трудно предвидеть в настоящее время.

Сложность структуры ноосферы определяется двумя особенностями. Во-первых, ноосфера вобрала в себя все предшествующие ей идеальные явления. Во-вторых, ноосфера как, впрочем, и человечество лишена пока подлинного единства – она противоречива, отражая все противоречия, присущие обществу. И все же ноосфера – это новая стадия в истории планеты, вступив в которую, люди уже не смогут без соответствующих поправок пользоваться для сравнения ее историческим прошлым. В своем движении к ноосфере человечество должно исключить войны, невозможные без самоистребления при обладании мощными источниками энергии. В итоге ноосфера должна обеспечить автотрофность человечества, то есть освободить его от необходимости получать энергию от растительного и животного мира Земли. Это позволит разорвать границы земной эволюции и перенести ее ход в Космос.

4.Философский анализ общества был бы не полным без упоминания о порядке его структурации, т.е. принципов выделения социальных групп и выявления социальной иерархии. Принято выделять макросоциальные и микросоциальные общности людей.

Микросоциальная группа – представляет собой малочисленную по составу группу члены, которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом. Микросоциальная группа включает в себя как эмоциональные отношения, так и особые групповые ценности. В микросоциальные группы входят семья, трудовой и учебный коллектив, объединения людей на основе интереса.

Макросоциальная группа – это большая общность людей, объединенных по этническому, национально-государственному или социально-экономическому признаку. Принято выделять такие макросоциальные группы как этнос, нация, народность, класс. Классом принято обозначать группу людей, объединенных механизмом объективных производственно-экономических интересов. Народность можно определить как общность людей, проживающих на одной территории, объединенных общим языком, особенностями психического склада, культуры и образа жизни, закрепленных в обычаях, нравах, традициях. Следующей более высокой формой общности людей, в которой этнический момент начинает дифференцироваться от социально-производственного и приобретать в известной степени самостоятельное значение является нация. Можно сказать, что нация – это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа. Народность и нация вытекают из более крупной общности людей, называемой этносом. Этнос – это устойчивая общность людей, объединенных территорией расселения, сходим расовым составом и повседневной культурой.

Важнейшей чертой стратифицированного общества является социальная мобильность, которая, в свою очередь, делится на горизонтальную и вертикальную. В соответствии с горизонтальной мобильностью, люди могут перемещаться внутри одного и того же слоя, например, меняя специальность, формы получения дохода, местожительство. Вертикальная мобильность означает переход людей из нижних страт в верхние, и наоборот. Детально классифицированы и профессионализированы пути, следуя которым, люди могут улучшить свое положение. Один из примеров подобного подхода дает концепция “эскалаторов” или “лифтов”, следуя которой можно подняться на верхнюю ступень общественной жизни. Как правило, перечисляют шесть “лифтов” или путей достижения благополучия: 1) экономическая деятельность, с помощью которой бедный, но инициативный человек может стать миллионером; 2) область политики, где можно сделать политическую карьеру со всеми вытекающими отсюда благоприятными последствиями; 3) служба в армии, где из рядового солдата можно дослужится до генерала; 4) через служение богу можно достичь высокого положения в церковной иерархии; 5) научная деятельность, позволяющая хотя и не сразу, а благодаря огромным усилиям, добиться высокого положения; 6) наконец, удачный брак, с помощью которого можно моментально улучшить свой социальный статус и материальное положение.

1. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М.: Высш.шк., 1997.

2. Радугин А.А. Философия. М.: Центр, 2004.

3. Введение в философию. Ч.1. Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1990.

4. Барулин В.С. Социальная философия в 2 ч. М.: Изд-во МГУ, 1993.

5. Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.

6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Республика, 1992.

7. Гобозов И.А. Социальная философия. М.: Мысль, 2000.

8. Философия. Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М.: Гардарики, 2003.

9. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.: Слово, 1994.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое социальная философия?

2. Какие виды понятия «общество» вам известны?

3. Какова структура философского знания?

4. В чем состоит главное отличие натуралистического подхода от материалистического?

5. Перечислите основные формы воздействия общества на природу.

6. Какой смысл вкладывал В.И. Вернадский в понятие «биосфера» и «ноосфера»?

7. В чем заключаются основные различия макро и микросоциальных групп?

Дата добавления: 2015-02-09 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав

Источник

Лекция 1. Общество как предмет социальной философии

Тема 7. Философское понимание жизни общества

5. Предмет и структура социальной философии. Место социальной философии в социально-гуманитарном знании.

6. Анализ различных подходов к пониманию факторов развития общества.

7. Общество и природа. Биосфера и ноосфера.

8. Структура общества и социальная мобильность.

1.Целостный и полноценный анализ природы и сущности человека, основных этапов его развития, зафиксированных в понятиях индивид, индивидуальность, личность не возможен вне понятия общества. Это связано с тем, что само появление человека во многом является продуктом коллективной жизнедеятельности и общения. Поэтому анализ различных компонентов человека невозможен вне понимания его социальной сущности, что и является предметом особой отрасли философского знания – социальной философии. Если предметом философии вообще является взаимодействие таких составляющих как человек и мир, то предметом социальной философии являются проблемы соотношения человека и социального мира (общества).

Решающий шаг в становлении социальной философии был сделан в XIX веке усилиями четырех мыслителей – Гегеля, О. Конта, К. Маркса и Г. Спенсера. До этого, мыслителями выделялись лишь отдельные проблемы социальной философии. Напр. с периода античности и вплоть до Нового времени в философских исследованиях разрабатывались прежде всего два пункта: этика и учение о государстве, получившее обстоятельную разработку у Платона, Аристотеля, Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо. Понятие государства при этом, мало чем отличалось от общества. Впоследствии центр теоретического интереса все больше сдвигался от политико-государственных и духовных проблем к проблемам социально-экономическим. Это отчетливо проявилось в работах К.А. Сен-Симона, А. Смита, К. Маркса и др. Особенно заметное развитие социальная философия получила в в связи с разработкой в XIX-нач. XX века социологии в трудах М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина.

Термин «общество» представляет собой особую форму коллективного надындивидуального бытия людей, которую принято рассматривать в 3 основных значениях:

— общество как особый самодеятельный коллектив людей (напр. российское общество, общество ветеранов и т.д.)

— общество как процесс коллективного бытия людей (т.е. общественная жизнь людей в отличие от животного стада).

— общество как целостная система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами (т.е. общество как органическое соединение различных частей – политической, правовой, экономической сфер, науки, социальных групп).

Общество изучается множеством наук – философией, социологией, историей, этнологией, культурологией и др. Задача социальной философии сводится не только к целостному пониманию общества, но и его взаимодействия с конкретным человеком, а также закономерностей общественной жизни. Ключевой вопрос социальной философии – что такое общество? Понимание предмета социальной философии становится ясным в ходе анализа структуры социальной философии. Проф. Л.П. Станкевич выделяет следующие компоненты социальной философии:

социальная онтология – исследует универсальные закономерности общественной жизни, проблему соотношения материальных и духовных факторов в общественном развитии, роль природы в общественной динамике.

социальная гносеология – анализирует общие проблемы познания социальных явлений, зависящих от человека и не зависящих от него. Это ответ на вопрос о том, как возможно адекватное познание социальных явлений.

социальная аксиология – (или социальная теория ценностей) – служит обоснованию существования относительной системы ценностей в разные периоды истории, исследует закономерности появления ценностей в обществе, их соотношения с абсолютными ценностями.

социальная праксиология – исследует практические проблемы организации общественной жизни, проблемы соотношения целей, средств и результата.

Таким образом, становится понятно, что социальную философию интересуют общие проблемы общественной жизни – факторы ее развития, общая структура общества, закономерности социально-исторического развития. Это означает, что социальная философия выступает как обобщающее теоретическое знание, основанное на данных таких эмпирических наук как социология, история, социальная психология, этнология. Так, если социология анализирует внутреннюю структуру общества, его особенности его социального состава, динамику отношений между социальными группами, общие закономерности в различных сферах общественной жизни – политике, экономике, праве, то социальная философия рассматривает общество с точки зрения наличия в нем универсальных общественных закономерностей в их взаимосвязи с окружающим природным и космическим миром. Если история и социология трактуют общество как определенный поток изменений, то социальная философия стремиться рассматривать общество как синтез изменчивости и неизменных начал. Он исследует то, что могло бы объединить различные народы и культуры на всем протяжении человеческой истории и на основе этого дать ответ – каково реальное значение общества в жизни человека.

2.Научный анализ общества не представляется возможным, если отсутствует четкое понимание того, что объединяет различные социальные группы, отдельных индивидов, крупные социальные общности в единое целое и заставляет их действовать в рамках общего исторического движения. Другими словами – что является источником развития общества и, что объединяет людей в единый социальный «организм»?

В истории социальной философии традиционно выделяются 3 наиболее крупных точки зрения:

натуралистический подход – человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге – Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А.Л. Чижевский и Л.Н. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш.Л. Монтескье, Л.И. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (Э. Уилсон, Р. Докинс).

Что такое общество как предмет социальной философии. Смотреть фото Что такое общество как предмет социальной философии. Смотреть картинку Что такое общество как предмет социальной философии. Картинка про Что такое общество как предмет социальной философии. Фото Что такое общество как предмет социальной философии

идеалистический подход – сущность связей, объединяющих людей в единое целое усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. Основой общественной жизни также может служить божественное начало (религиозное понимание общества), или идеи великих личностей (О. Конт), психология масс (Г. Лебон) или абсолютный Разум (Гегель).

материалистический подход – наиболее полно обоснован в концепции К. Маркса и Ф. Энгельса, которую они сами называли материалистическим понимаем истории. Основу мировой истории и общества составляет деятельность. Именно деятельность (труд и общение) способствовали превращению обезьяны в человека и продолжают оказывать влияние на историческое развитие общества. Связывает людей в «социальный организм» не общая идея или общий Бог, а потребность людей оказывать сопротивление силам природы и с помощью труда поддерживать свою жизнь. У каждого человека есть определенные потребности, которые должны удовлетворяться. История представляет собой ряд этапов, в ходе которых данные потребности удовлетворяются тем или иным способом экономического производства. Именно уровень развития техники, материального производства и является определяющим для формирования той или иной системы социальных отношений, уровня культуры, политического строя, правовых положений и философских представлений о мире. Таким образом, людей объединяют конкретные экономические интересы, которые производны от их потребностей.

3.Важную роль для пониманияединого характера процессов взаимодействия природы и человека сыграло учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Биосфера – это особый этап геологической истории Земли, совокупность всех живых организмов в их отношении между собою и не-живой природой. Биосфера выступает единым живым организмом, получающим энергию от Солнца и активно обратно влияющим на Космос. Эволюция биосферы с появлением человека утратила свое естественное направление. Вмешательство человека в развитие Земли, а теперь уже и космоса приводит к изменениям подчас необратимого характера. Важным показателем необратимой эволюции биосферы в настоящее время В. И. Вернадский считал переход биосферы в стадию ноосферы.

Термин ноосфера (сфера разума) впервые был введен в научный обиход французскими философами Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом. Вернадский же под ноосферой подразумевал комплексную геологическую оболочку (биосферу), преобразованную научной мыслью. То есть это такая стадия развития биосферы, в которой разумная деятельность человека становится геологическим по масштабам фактором. Жизнедеятельность людей приобретает планетарное значение. Ноосфера предполагает включение в биологическую эволюцию Земли множества идеальных явлений: знаний, сведений, мыслей, образов и т. п. Человеческая деятельность не может осуществляться в отрыве от иных биосферных процессов. В стадии ноосферы требуется переосмысление человеческой деятельности в рамках единого целого биосферы. Это повлечет существенные изменения в области интеллектуальной, научно-технической и духовной жизни общества. Масштабы и последствия подобных изменений трудно предвидеть в настоящее время.

Сложность структуры ноосферы определяется двумя особенностями. Во-первых, ноосфера вобрала в себя все предшествующие ей идеальные явления. Во-вторых, ноосфера как, впрочем, и человечество лишена пока подлинного единства – она противоречива, отражая все противоречия, присущие обществу. И все же ноосфера – это новая стадия в истории планеты, вступив в которую, люди уже не смогут без соответствующих поправок пользоваться для сравнения ее историческим прошлым. В своем движении к ноосфере человечество должно исключить войны, невозможные без самоистребления при обладании мощными источниками энергии. В итоге ноосфера должна обеспечить автотрофность человечества, то есть освободить его от необходимости получать энергию от растительного и животного мира Земли. Это позволит разорвать границы земной эволюции и перенести ее ход в Космос.

4.Философский анализ общества был бы не полным без упоминания о порядке его структурации, т.е. принципов выделения социальных групп и выявления социальной иерархии. Принято выделять макросоциальные и микросоциальные общности людей.

Микросоциальная группа – представляет собой малочисленную по составу группу члены, которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом. Микросоциальная группа включает в себя как эмоциональные отношения, так и особые групповые ценности. В микросоциальные группы входят семья, трудовой и учебный коллектив, объединения людей на основе интереса.

Макросоциальная группа – это большая общность людей, объединенных по этническому, национально-государственному или социально-экономическому признаку. Принято выделять такие макросоциальные группы как этнос, нация, народность, класс. Классом принято обозначать группу людей, объединенных механизмом объективных производственно-экономических интересов. Народность можно определить как общность людей, проживающих на одной территории, объединенных общим языком, особенностями психического склада, культуры и образа жизни, закрепленных в обычаях, нравах, традициях. Следующей более высокой формой общности людей, в которой этнический момент начинает дифференцироваться от социально-производственного и приобретать в известной степени самостоятельное значение является нация. Можно сказать, что нация – это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа. Народность и нация вытекают из более крупной общности людей, называемой этносом. Этнос – это устойчивая общность людей, объединенных территорией расселения, сходим расовым составом и повседневной культурой.

Важнейшей чертой стратифицированного общества является социальная мобильность, которая, в свою очередь, делится на горизонтальную и вертикальную. В соответствии с горизонтальной мобильностью, люди могут перемещаться внутри одного и того же слоя, например, меняя специальность, формы получения дохода, местожительство. Вертикальная мобильность означает переход людей из нижних страт в верхние, и наоборот. Детально классифицированы и профессионализированы пути, следуя которым, люди могут улучшить свое положение. Один из примеров подобного подхода дает концепция “эскалаторов” или “лифтов”, следуя которой можно подняться на верхнюю ступень общественной жизни. Как правило, перечисляют шесть “лифтов” или путей достижения благополучия: 1) экономическая деятельность, с помощью которой бедный, но инициативный человек может стать миллионером; 2) область политики, где можно сделать политическую карьеру со всеми вытекающими отсюда благоприятными последствиями; 3) служба в армии, где из рядового солдата можно дослужится до генерала; 4) через служение богу можно достичь высокого положения в церковной иерархии; 5) научная деятельность, позволяющая хотя и не сразу, а благодаря огромным усилиям, добиться высокого положения; 6) наконец, удачный брак, с помощью которого можно моментально улучшить свой социальный статус и материальное положение.

1. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М.: Высш.шк., 1997.

2. Радугин А.А. Философия. М.: Центр, 2004.

3. Введение в философию. Ч.1. Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1990.

4. Барулин В.С. Социальная философия в 2 ч. М.: Изд-во МГУ, 1993.

5. Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.

6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Республика, 1992.

7. Гобозов И.А. Социальная философия. М.: Мысль, 2000.

8. Философия. Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М.: Гардарики, 2003.

9. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.: Слово, 1994.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое социальная философия?

2. Какие виды понятия «общество» вам известны?

3. Какова структура философского знания?

4. В чем состоит главное отличие натуралистического подхода от материалистического?

5. Перечислите основные формы воздействия общества на природу.

6. Какой смысл вкладывал В.И. Вернадский в понятие «биосфера» и «ноосфера»?

7. В чем заключаются основные различия макро и микросоциальных групп?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *