Что такое общественные институты
Что такое «общественные (социальные) институты
И каковы различия между институтами и организациями
Для начала надо разобраться в терминологии. На сегодняшний день понятие «общественный институт»[3] имеет два разных толкования. Согласно одному из них, этим понятием обозначаются относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Эти практики определяются, во-первых, набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; во-вторых, интеграцией в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности того или иного института, осуществлять социальный контроль над институциональными типами действий; в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля[4].
Согласно другому толкованию, приведенному в той же Российской социологической энциклопедии, социальный институт – это совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную общественную функцию[5].
В известной книге Дугласа Норта «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» утверждается, что «институты структурируют повседневную жизнь. Они организуют взаимоотношения между людьми, так что когда мы хотим поздороваться с друзьями на улице, поехать на автомобиле, купить апельсины, занять деньги, организовать свой бизнес, похоронить близких и совершить любые другие действия, с которыми сталкиваемся в обычной жизни, мы знаем (или можем легко научиться), как это сделать. Нетрудно заметить различия в институтах, если бы мы попытались совершить подобные же действия с участием других людей в другой стране — например, в Бангладеш. Говоря профессиональным языком экономистов, институты определяют и ограничивают набор альтернатив, которые имеются у каждого человека»[7].
С этой, разделяемой и мной точки зрения, институты – это правила; а люди, организации, ведомства, правительства – это игроки, играющие по этим правилам[8].
Применительно к анализируемой проблеме можно сказать, что масс-медиа – это общественный институт, задающий ограничительные рамки для процессов создания и распространения массовой информации, а СМИ – это совокупность организаций (редакций и иных медиапредприятий), действующих в этих рамках.
Такой подход позволяет представить общество как систему устойчивых самоорганизующихся и самовоспроизводящихся общественных институтов, которые регулируют экономические, политические идеологические и иные отношения.
Какие институты бывают?
Типология социальных институтов совпадает с типологией сфер общественной жизни, в рамках которых действуют люди и организации. По мнению С. Кирдиной, основными «проекциями» общественного целого, сферами общественной жизни являются экономика, политика и идеология. Экономика отражает сторону социальных отношений, связанных с переработкой природных и иных ресурсов для получения продукта, удовлетворяющего потребности людей. Политика характеризует способы организации совместной деятельности для достижения целей выживания и развития общества. Идеологияотражает основные цели развития общества и тем самым легитимизирует экономические и политические способы их достижения[9].
В политологической литературе доминирует представление, согласно которому выделяются следующие сферы общественных отношений (и, соответственно, типы социальных институтов):
2) социальная – отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению здоровья, образования, социальных гарантий, жизненного комфорта;
3) политическая – отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями;
4) духовная (иногда ее называют «идеологическая») – отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления.
Думается, есть основания для объединения этих типологий[10]. Кроме того, на мой взгляд, назрела необходимость включить в число социальных отношений, регулируемых специальными институтами, сферу коммуникации[11].
С. Кирдина предложила еще один важный критерий для классификации общественных институтов. По ее мнению, все институты, регулирующие действия людей и организаций, делятся на базовые и комплементарные.
Базовые институты – исторически устойчивые социальные отношения, складывающиеся в ходе взаимодействия социальных групп, позволяющие им совместно выживать и развиваться в данных условиях. Как пишет Кирдина, «в кибернетике доказано, что наиболее экономичным способом воспроизводства живых систем (социальные системы относятся именно к таким) является воспроизводство инструкций, или правил взаимодействия между элементами. В социальных системах такими основополагающими правилами являются базовые институты. Становление, воспроизводство и взаимодействие базовых институтов, получают таким образом дополнительное обоснование с точки зрения общих законов развития сложных систем»[12].
Комплементарные институты носят вспомогательный, дополнительный характер, обеспечивая устойчивость институциональной среды в той или иной сфере общества. Как в генетике доминантный ген, «подавляя» рецессивный, задает проявляющиеся признаки живого организма, так и базовые институты определяют характер складывающейся в обществе институциональной среды, задают рамки и ограничения для действия дополнительных, вспомогательных институтов. Комплементарные институты, дополняющие действие базовых институтов, также обеспечивают необходимую целостность экономических, политических и идеологических структур в обществе, поддерживают непрерывность их функционирования.
Недостаточность комплементарных институтов ведет к кризису или застою, избыток – к социальной напряженности и революциям[13].
На мой взгляд, целесообразно ввести третий критерий, позволяющий классифицировать различные институты по степени формализованности норм и правил, составляющих «тело» института, его суть. С этой точки зрения можно выделить:
· формальные институты (Конституция, законы);
· формализованные институты (кодексы, ритуалы);
Общественные институты
Понятие, типы и функции социальных институтов как механизмов общественной регуляции. Особенности функционирования социальных институтов в современной России. Роль институтов семьи, образования, науки, экономики, религии и политики в развитии общества.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 27.06.2015 |
Размер файла | 41,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Понятие общественного института
1.1 Типы и функции общественных институтов
2. Социальные институты современной России
2.1 Институт семьи и брака
2.2 Институты образования и науки
2.3 Экономические институты
2.4 Политические институты
2.5 Институт религии
Список используемой литературы
общественная регуляция институт семья религия
Для человеческого общества жизненно необходимо закрепить отдельные типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов установленного общества или определенной общественной группы. Это, прежде всего, относится к таким общественным отношениям, в которые вступают члены социальной группы и обеспечивают удовлетворение наиболее значительных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы.как целостной социальной единицы.
Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде общественных институтов, которые являются наиболее сложными и.важными видами социальных связей для общества. Они поддерживают совместную деятельность в организациях, а также определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.
1. Понятие общественного института
Под «институтом» люди понимают разные социальные единицы. Ими могут быть научные или учебные организации и учреждения, а также крупные целевые объединения. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.
Это понятие социологи наделили новым содержанием. Добавились новые детали, но совокупность норм, которые регулируют определенную сферу социальных отношений, осталась прежней.
Любой общественный институт возникает и функционирует, осуществляя ту или, иную социальную потребность.
Выделяют пять основных потребностей и институтов:
1) Потребность в средствах существования (производство, экономические институты);
2) Потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);
3) Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
4) Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
5) Потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Существование института становится бессмысленным, тормозящим общественную жизнь, если такая потребность становится незначительной, или совсем исчезает. Такой институт какое-то время еще может действовать как дань обычая, но в большинстве случаев его существование достаточно быстро прекращается.
· Благодаря наличию норм взаимообусловленность людей в рамках конкретного социального института формализована;
· Любой общественный институт предполагает наличие постоянных признаков объектов общественной регуляции, определяющиеся объективным положением индивида в системе общественных отношений, и фиксируется в социальном статусе;
· Поведенческим воплощением социального статуса служит социальная роль. Он проявляется в динамической форме
Все общественные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Кроме деления институтов на главные, и неглавные, их разделяют и по другим критериям. Институты различаются:
1) Временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (кратковременные и постоянно действующие институты);
2) Жесткостью применяемых санкций за нарушение правил;
3) Условиями существования;
4) Наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Назначение экономических институтов в том, что они обеспечивают распределение индивидов системе отношений собственности и в системе общественной организации труда, а также контролируют процесс распределения, регулируют товарное и денежное обращение.
Функция воспитательных и социокультурных институтов состоит в освоении и воспроизводстве социокультурных ценностей.
Также есть важные, в высшей степени необходимые институты, которые, вызваны к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что в развитых обществах таких институтов пять:
· институт семьи и брака;
Так как ценности и процедуры научной жизни стали важнейшими и стандартизированными, к первым можно отнести и институт науки. Вместе с тем, многие виды деятельности, охватывая социальную деятельность и медицину, также начинают определяться жестко установленными образцами и нормами поведения, обладают системой социальных статусов и ролей и поэтому могут быть отнесены к институтам.
У каждого главного института свои системы наработанных методов, практик, процедур и приемов. Экономические институты не могут обойтись без маркетинга, профессионального подбора, защиты частной собственности, рынка и т.д. Внутри политических институтов мы обнаруживаем институты адвокатуры, президентства, судопроизводства, присяжных, и т. д.
У общественных институтов имеются функции и дисфункции.
2. Социальные институты современной России
2.1 Институт семьи и брака
Несмотря на то, что в нашей стране вследствие общественных изменений многие экономические функции, функции ухода за детьми, их воспитания и обучения перешли от семьи к другим общественным институтам, семья продолжает оставаться социальной ячейкой, которая несет главную ответственность за социализацию детей, продолжение рода, и другие функции.
2.2 Институты образования и науки
Реформы в сфере образования начались задолго до 1992 г. В декабре 1989 г. им положил начало Всесоюзный съезд работников народного образования, где были установлены основные принципы реформирования образования. Это открытость инновациям; демократизация, многовариантность и многоукладность образования; учет национальных особенностей в многонациональной стране; регионализация образовательных систем; гуманизация содержания образования, его разнообразие и дифференциация, развивающий характер, обучения и его непрерывность.
Эти принципы и «изнутри» сформулированные системы образования направляли на изменения задач и методов обучения, но почти не затрагивали организационно-экономический механизм высшей и средней школы. Для их осуществления нужно было расширить права, хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений, экономические возможности и, соответственно, сузить возможности и права всех уровней управленческой надстройки над ними.
В этой сфере нормативной базой преобразований на начальном этапе стали закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (затем его новая редакция от 13 января 1996 г.) и Указ Президента РФ «O первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» от 11 июля 1991 г. № 1.
В наше время нет почти ни одной сферы человеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без применения научного знания. Жизнь современного общества в значимой мере зависит oт успехов науки.
В современной России такой способ организации в ряде случаев противоречит с нынешними потребностями науки. Новейшим направлениям исследований всё труднее завоевать себе место в рамках старых коллективов, устоявшихся организационных форм. В итоге старые институты постепенно разбухают, превращаются в скопление бесчисленных подразделений, перестают быть управляемыми.
Современная наука невозможна без централизации, тем нe менее, чрезмерная централизация вызывает опасность ее бюрократизации. Процесс интеграции наук приводит к тому, что решение большинства значительных проблем зависит от участия в работе специалистов различных профилей, чтo предполагает поиск новых организационных форм. Наука, как общественный институт, становится основным фактором общественно-экономического развития любого общества, требует возрастающих затрат, из-за чего политика в сфере науки обращается в одну из второстепенных сфер общественного управления.
В России наука представляет собой сферу деятельности, подвергающаяся наибольшей опасности в процессе общественной ломки. Это связано со следующими факторами:
1) Практически совершенная государственная институциональность науки и научного образования, делающая эту сферу не просто зависимой от государственной политики, но и, так сказать, ее заложником;
2) Зависимость огромной части современных научных исследований и подготовки кадров от общественно-экономического заказа, что в условиях резких общественных изменений требует быстрой переориентировки в системе образования и в формах, содержании научной работы. Тем нe менее, из-за традиционно скудного финансирования и естественной инерционности этих сфер, такие изменения затруднены;
3) Значительное влияние на ход процессов в науке и образовании общей культурной атмосферы в обществе.
2.3 Экономические институты
В современной России ход экономической реформы зависит oт поддержки населением нового экономического и политического курса. Высокая общественная цена реформ может поставить под угрозу общественную трансформацию, и даже повернуть ее вспять. Поэтому одним из основных условий осуществления экономических преобразований является разработка эффективной системы общественных гарантий населения. На современном этапе становления задача общественно-экономической политики рыночных отношений заключается в том, чтобы для обширных слоев населения общественная цена не была слишком высокой.
В последнее время в нашей стране особое внимание уделяется выработке новой концепции социальной политики, адекватной рыночным условиям хозяйствования и позволяющей смягчить негативные последствия проводимых реформ. Особое внимание в проведении такой политики уделяется системообразующей роли государства.
Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации в период до середины 1998 г., то есть до начала нового финансово-экономического кризиса, было ориентировано, главным образом, на смягчение негативных социально-экономических последствий экономического спада, высокой инфляции и безработицы. В частности, на это были направлены такие нововведения, как система социальных внебюджетных фондов, механизмы индексации социальных выплат, развитие сети учреждений социальной поддержки незащищенных категорий грaждaн.
Однако наращивание доли социальных расходов не смогло предотвратить кризиса в социальной сфере, поскольку эффективность социальных программ была крайне низкой. Сложившаяся в России система социальной помощи похожа на решето, c помощью которого государство пытается переносить воду от богатых к бедным. Финансирование социальной сферы организовано настолько нерационально, что значительная часть ресурсов теряется по дороге, так и не достигая людей, которые действительно нуждаются в социальной защите.
Категориальный принцип, на котором построена традиционная российская система социальных трансфертов, привел к тому, что основная часть реальных выплат направлялась в относительно благополучные семьи, имеющие доходы, превышающие прожиточный минимум. Согласно оценкам Всемирного банка, эффективность программ социальной помощи в России, рассчитанная как удельный вес средств, поступающих беднейшим семьям, в суммарных социальных трансфертах, составляет всего 19%. Аналогичный показатель в большинстве развитых стран колеблется в пределах 30-50%. При этом около 20% бедных домохозяйств и около 30% беднейших домохозяйств в России вообще не получают никакой помощи.
При этом многие льготы и выплаты вводятся в нарушение принципов федерального устройства. Многие федеральные законы декларируют право граждан на различные виды социальных выплат, финансирование которых возлагается на бюджеты субъектов федерации и местного управления. Выплаты фактически не производятся и по существу являются нереальными обязательствами.
Эффективность действий нашего государства постоянно сдерживается ассиметричностью воздействия различных общественных групп. Так, сторонники либерально-консервативных взглядов традиционно критикуют расширение роли государства из-за чрезмерного влияния бюрократии, защищающей свои узкогрупповые интересы, тогда как социал-демократы, подчеркивают «слишком» высокий политический вес крупного капитала.
Эти действия требуют весомой материальной поддержки, при этом в выигрыше оказываются наиболее высоко организованные группы предпринимателей, а вот профсоюзы свои позиции сдают в последнее время. Если раньше высокие издержки организации общенациональных теле- и радиоканалов препятствовали реальному равенству доступа различных политических сил и социальных групп к средствам массовой информации, то сейчас возросла роль СМИ.
Конечно, существующая модель демократии в современной России, действительно крайне несовершенна. Остро ощущаемая невозможность для рядовых избирателей оказывать влияние на курс проводимой государством, федеральными и местными властями политики, вызывает высокий уровень напряженности в обществе.
2.5 Институт религии
Тем не менее, религиозное сообщество объединено с миром сложными, неоднозначными отношениями. Мы видим, что в современной России религиозные институты начали действовать в обществе как стабилизирующий и гармонизирующий фактор, который способствует сохранению сформировавшегося общественного статус-кво и который, тем самым, укрепляет положение государственных структур.
Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.
В современной России в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий.
Список используемой литературы
1. Андреев Ю.П., Коршевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, контроль. Свердловск, 1999.
5. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1989.
7. Клюшкин Г.М. Пути совершенствования финансового нормирования социальных расходов. // Финансы, № 11, 1999 год
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие и основные виды социальных институтов (брака, семьи, образования, политики, экономики, религии). Их функции, роли, физические и символические черты. Типы браков и жизненный цикл семьи. Мотивы и причины разводов. Виды семей. Особенности родства.
презентация [259,6 K], добавлен 28.05.2015
Содержание, структура и функции социальных институтов. Изучение важнейших элементов институционализации. Признаки социальной стратификации. Характеристика патриархальной, традиционной семьи. Роль общественных институтов в развитии современного общества.
контрольная работа [23,6 K], добавлен 01.06.2015
Изучение понятия, функций и предпосылок возникновения социальных институтов духовной сферы. Характеристика роли институтов науки, религии и культуры в развитии современного общества. Анализ отношений, возникающих в процессе создания духовных ценностей.
курсовая работа [46,7 K], добавлен 16.05.2011
Место и значение социальной стратификации и социальной мобильности в характеристике общества на макроуровне. Понятие и описание основных социальных институтов, процесс и этапы их формирования. Функции и дисфункции современных социальных институтов.
реферат [17,6 K], добавлен 20.09.2010
Основные теории о социальных институтах. Теория социальных институтов в исследованиях Р. Мертона: функции и дисфункции. Проблема формальных и неформальных функций социальных институтов в концепции Д. Норта. Роль институциональных факторов в экономике.
курсовая работа [36,7 K], добавлен 05.12.2016
Что такое социальный институт: примеры, виды, функции
Приветствую Вас, друзья!
Современное человеческое общество представляет собой сложную систему, существование которой возможно только благодаря наличию социальных институтов. Они задают правила поведения, диктуют нормы морали, предписывают выполнять одни действия и запрещают другие. Благополучное существование и развитие современного общества возможно именно благодаря тому, что вся наша жизнь подчинена социальным институтам. И сегодня мы поговорим о том, что они собой представляют, как устроены, какими бывают и какие функции выполняют.
Что такое социальный институт?
Социальный институт – исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации взаимодействия людей в определенной сфере жизни общества, в рамках которой реализуются определенные функции, главной из которых является удовлетворение потребностей. Основу социального института составляют правила поведения, которых должны придерживаться все члены общества.
Термин «социальный институт» образован от латинских слов socius (общий, совместный) и institutum (учреждение, обычай). Словом «социальный» обозначают понятия, связанные с обществом. Словом «институт» – определенный класс организаций и общественных явлений.
Социальный институт должен обеспечивать решение таких задач как:
Автором данного понятия считается Герберт Спенсер (правда, он сам предпочитал термин «социальное учреждение»). Он провёл параллель между обществом и обычным биологическим организмом, в котором разные органы отвечают за разные сферы жизнедеятельности (позже эта концепция получила название «органицизм»).
Изучая принципы функционирования общества, Спенсер выделил в нём функциональные элементы, отвечающие за конкретные сферы жизни данного общества, и назвал их социальными учреждениями или институциями. Современный термин «социальный институт» ввёл американский социолог Торстейн Веблен, чьи взгляды на сущность данного понятия несколько отличались. Разница во взглядах Спенсера и Веблена заключалась в том, что первый считал социальный институт органом, осуществляющим регулирующую функцию, а второй – совокупностью принципов поведения.
Примеры социальных институтов
Чтобы лучше понять, что такое социальный институт, рассмотрим основные примеры, наглядно демонстрирующие суть данного понятия:
Разумеется, это далеко не полный список институтов, так или иначе влияющих на нашу жизнь. Важно отметить, что некоторые из них сложились исторически и выглядят примерно одинаково в разных культурах (например, семья). Другие же сформированы целенаправленно для обеспечения порядка и развития (например, право).
Структура социального института
Любой социальный институт – это система с довольно сложной структурой. При этом разные исследователи могут по-разному понимать определение социального института и, соответственно, по-разному интерпретировать его структуру. В качестве основных структурных составляющих социального института можно выделить такие элементы как:
Некоторые исследователи полагают, что уместнее рассматривать не отельные элементы социального института, а его признаки, основными из которых являются следующие:
Функции социальных институтов
С точки зрения современной социологии, социальный институт – это система, основная цель которой заключается в том, чтобы удовлетворять определенные потребности социума. Для этого каждый институт осуществляет специфические функции в рамках сферы жизни общества, которую он регулирует. Таких функций довольно много (мы рассматривали их выше, перечисляя примеры институтов), но четыре из них являются основополагающими:
Социальные институты могут выполнять свои функции только тогда, когда большинство населения признаёт их целесообразность и легитимность.
Классификация социальных институтов
Лучше понять, что такое социальный институт, позволяет изучение существующих подходов к классификации. Существует много способов делить институты на разные виды. Рассмотрим несколько наиболее распространенных подходов:
Классификация по масштабности:
Классификация по сложности:
Классификация по сфере деятельности:
Классификация по наличию нормативной базы:
Институционализация
Развитие общества до современного уровня было бы невозможно без становления и развития социальных институтов – институционализации. Данный процесс продолжается и сегодня, поскольку в предыдущие годы развитие общества не только не остановилось, но и значительно ускорилось. У людей появляются новые потребности, а вместе с этим возникают и новые социальные институты.
Случается и так, что давно сформировавшиеся институты теряют актуальность, что приводит к их реформированию или даже исчезновению. К примеру в XIX веке были ликвидированы такие социальные институты как рабство и крепостное право. К XX веку во многих странах была ликвидирована монархия. В то же время в некоторых странах монархия продолжает благополучно существовать и сегодня, хоть и претерпела значительные изменения. Также в последние годы переживают заметную трансформацию такие институты как семья, брак и религия.