Что такое общественное развитие
Общественное развитие.
Общество – динамическая система, то есть система, которая всегда в развитии. Общество может развиваться как в лучшую, так и в худшую сторону.
Формы общественного развития:
1. Прогресс – направление развития общества, характеризующееся движением от низшего к высшему, от простого к сложному
2. Регресс – понятие обратное прогрессу, то есть деградация общества, движение в худшую сторону.
Прогресс применительно к обществу – понятие очень относительное. Прогресс в одной сфере может привести к регрессу в другой. Возникает так называемый вопрос о критериях прогресса. К критериям общественного прогресса относятся:
1. Уровень экономического развития
2. Уровень нравственного развития общества
3. Уровень развития прав и свобод человека
4. Возможность доступа к социальным благам (образование, здравоохранение)
5. Уровень жизни общества (уровень минимального размера оплаты труда, количество людей, относящихся к среднему классу)
Также есть такое понятие как стагнация – остановка в развитии. Это очень опасное явление. Оно означает, что общество не способно воспринимать новое, стремится сохранить порядки, которые уже реально устарели и не подходят новому времени. На мой взгляд, неплохой пример стагнации – это правление Николая II: он изо всех сил пытался сохранить уже отжившие устои общества, сохранить абсолютную монархию. В итоге его упорство, желание стоять на месте привело к революции.
Пути осуществления изменений в обществе:
1. Эволюция – длительные, постепенные изменения, не предполагающие резких перемен, осуществляемые путем накапливания новшеств.
Внешним проявлением эволюции является реформа – усовершенствование в какой-либо сфере общественной жизни, проводимое через ряд постепенных преобразований, не затрагивающее фундаментальных основ жизни общества.
Реформы бывают прогрессивными, то есть они создают то, чего не было ранее (реформы Александра II – он провел крестьянскую реформу, дав крепостным, пусть пока относительную, но все же свободу) и регрессивными (контрреформы Александра III привели к тому, что много вернулось к дореформенным временам, то есть общество повернуло назад).
Реформа является деятельностью «сверху», инициатива изменений исходит от власти.
2. Революция – коренное изменение всех или большинства сфер общественной жизни, приводящее к переходу общества в качественно новое состояние.
Революции происходят в условиях острого кризиса, когда власти не готовы к изменениям, противостоят им. Февральская революция в России произошла из-за нежелания крестьян и рабочих смиряться со своим бесправным положением.
Революции освобождают значительную социальную энергию, которую не всегда удается контролировать инициаторам революции.
3. Инновация – однократное улучшение какой-либо сферы общества, связанное с повышением адаптационных возможностей индивида. Инновация является «профилактикой болезни» в то время как реформу можно сравнить с лечением уже имеющегося заболевания, в революцию с кардинальным вмешательством в эту болезнь (операция, к примеру).
Главное в этом разделе – понять относительность прогресса и научиться отличать реформы от революций. Еще раз напомню: реформа проводится по инициативе власти, революция – по инициативе народа. Реформа – изменение в какой-либо сфере общественной жизни, революция – кардинальное изменение почти всех сфер жизни общества. Реформа предполагает постепенные преобразования, революция же протекает стихийно, изменения происходят резко.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества.
В этой теме важно понять, в чем отличие этих подходов.
Цивилизация – исторически сложившаяся социо-культурная целостность, обладающая особыми формами материальной и духовной культуры. Также это определенный уровень, стадия развития общества.
Цивилизационный подход делает акцент на уникальности и самобытности каждой цивилизации.
По мнению большинства ученых, в мире 6 цивилизаций:
Культура каждой из этих цивилизаций отличается от других.
Формация – определенный этап в развитии общества, характеризующийся уровнем развития производственных сил и отношений, экономики в целом.
Формационный подход был предложен Марксом и Энгельсом. По их мнению, каждое общество обязательно проходит через определенные стадии. Таким образом, акцент в этом подходе на общих чертах, на общности пути, который проходит каждый народ, страна или государство.
Маркс и Энгельс выделили следующие формации, то есть стадии, через которые проходит любое общество:
По мнению Маркса, классовое общество капиталистической формации изживет себя, и после этого классы исчезнут, будет создано социалистическое общество, а позже и коммунистическое. Именно коммунизм ученый считал идеалом, к которому рано или поздно придут все.
Запомните: цивилизационный подход предполагает уникальность пути развития каждой цивилизации, а формационный подход ориентируется на общность пути развития.
ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Смотреть что такое «ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ» в других словарях:
Экономическое и общественное развитие греческих городов-государств IV в. до н. э. — Кризис полиса После Пелопоннесской войны греческие государства вступили в период хронических потрясений социально политических и военных. Эти события знаменовали собой кризис полиса, как особой, типичной для древней Греции формы… … Всемирная история. Энциклопедия
Общественное телевидение России — АНО Общественное телевидение России Файл:Russian Public Television.jpg Страна … Википедия
Развитие компетенций — Развитие компетенций, или наращивание потенциала (англ. Capacity building, также Capacity development) процесс реализации, поддержки и развития способностей людей, правительств, международных и неправительственных организаций и… … Википедия
ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЕ — организация управления делами общества при коммунизме. Уже в первых произведениях утопич. социализма общество будущего характеризовалось совершенной организацией управления (Мор, Кампанелла). Сен Симон и Фурье высказали мысль о том, что в … Философская энциклопедия
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — категории историч. материализма, выработанные для решения основного вопроса философии применительно к обществу. Обществ. бытие это материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие вместе со становлением человеч. общества … Философская энциклопедия
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. О. м. выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях… … Философская энциклопедия
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — в наиболее общем значении это одобрение или неодобрение публично наблюдаемых позиций и поведения, которые выражаются определенной частью общества или обществом в целом. О.М. представляет собой оценку значимого происходящего. В теории… … Новейший философский словарь
Развитие психики ребёнка — Развитие психики ребенка процесс созревания и усложнения психич. функций и личности. Содержание 1 Факторы, которые влияют на развитие психики ребёнка … Википедия
Общественное — мнение одна из сил, действующих на правительство, атакже на отдельных лиц, не будучи, в то же время, властью. Зародилось О.мнение весьма давно; еще у Гомера есть ясные указания на страх перед О.мнением (Одиссей после убийства женихов), на его… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Общественное мнение — У этого термина существуют и другие значения, см. Общественное мнение (значения). Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Общественное мнение … Википедия
Что такое ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ? кто подскажет? гугл молчит что-то.
Знаете, что интересно… Человек прошел путь от волосатого, покрытого шкурами, убийцы мамонтов до вполне интеллигентного, гуманистичного создания, способного рационально мыслить и самостоятельно, вполне осознанно, познавать окружающий мир. Примечателен тот факт, что окружающий нас мир развивается постоянно, цивилизация людей и “паровозов” общественной мысли и современной науки эволюционирует ежесекундно.
А те, кто не поспевает за прогрессом общества, сдается мне, – они деградируют. Реально, пока топчетесь на месте, ленитесь или еще чего – за это время многое успевает измениться, и, чтобы догнать развитие и идти с ним вплотную, вровень, придется прикладывать больше усилий, что не всегда возможно даже теоретически.
Вы случайно ни разу не задумывались о том, почему кто-то развивается более успешно, а кто-то – менее? Все дело в упорстве, усидчивости и в целеустремленности – остановившийся во велению слабости своего характера на середине легкого пути человек никогда не получит больше, чем человек, “промучившийся” с достижением какой-то цели, успевший перепробовать многочисленные подходы, но так и не добившийся ее в силу сложившихся обстоятельств.
Кто больше получил? Второй, естественно. Он получил: опыт, бесценные знания, закалку характера и еще много чего. Эта ситуация явилась импульсом к развитию. И, в следующий раз, когда сложная цель встанет перед лицом первого человека – он просто сломается, не пройдя и половины пути, а второй – быть може, будучи опытным, реализует свои возможности и получит необходимое.
Дело же действительно в степени развития личностных и профессиональных качеств человека. Я очень рад, что еще есть такие люди – “паровозы” общественной мысли и современной науки – благодаря которым общество, весь мир не стоит на месте и постепенно развивается. Это замечательно, что существуют такие люди, для которых деньги – менее значимая вещь, чем саморазвитие, накопление и передача опыта.
Это замечательно, что есть за кем гнаться, есть к чему стремиться, есть с кем можно плодотворно работать и есть вещи, мотивирующие нас на это. Я рад, что постепенно многие люди начинают обращать больше внимания на саморазвитие и вещи с ним связанные. Рад, потому что знаю, если каждый будет стараться быть лучше, то, в конце концов, пороки человечества искоренятся и от этого всем будет гораздо лучше (и легче) жить.
Развивайтесь, друзья, не топчитесь на месте!
Формы общественного развития
Тема 5. Развитие общества.
Понятие развития общества. Социальное развитие и социальные изменения. Виды социальных изменений. Диалектика. Эволюционное и революционное развитие.
Формы общественного развития
Основными формами общественного развития являются: эволюция, революции и реформы.
Развитие общества может происходить как эволюционным, так и революционным путем. Эволюция предполагает плавные изменения в обществе, которые постепенно и естественным образом вырастают из существующих в нем исторических условий. В отличие от этого революция означает резкие и глубокие изменения во всей общественной жизни, в результате которых общество переходит из одного качественного состояния в другое.
Революции могут концентрироваться в отдельных сферах (например, промышленная, научно-техническая, культурная революции), но при этом они изменяют и другие стороны жизни людей. Революционные преобразования, далее, могут быть долго- или кратковременными, могут касаться одного или нескольких обществ, или быть глобальными (как, скажем, современная HTP или одна из ее «ветвей» – «компьютерная революция»). Когда же они в корне меняют все общественное устройство в целом, имеет место социальная революция.
Эволюция, революция и реформа в развитии общества
В борьбе нужно руководствоваться высшим принципом – «революционной целесообразностью», и «если закон препятствует развитию революции, он отменяется или исправляется». (5) Тяготы и гибель людей в революциях неизбежны, поэтому лидеры марксизма относятся к ним рассудительно и спокойно. «. Во время революции, – изящно и образно констатировал6 Карл Маркс, – не пахнет розовым маслом и. время от времени кто-нибудь даже оказывается забрызганным грязью. » С большей прямолинейностью высказался Владимир Ленин: «. Как бы не ошеломляли нас потоки крови и тысячи жертв, – ничто и никогда не сравнится с тем огромным воспитательным значением, которое имеет революционная борьба для классов и масс».
Эволюционное развитие общества часто сопровождают те или иные реформы. Реформа(от лат. reformo – преобразовываю) – это комплекс различных мероприятий по переустройству тех или иных сторон общественной жизни. К примеру, знаменитая Крестьянская реформа 1861 г. в России отменила крепостное право и определила новые условия хозяйствования для освобожденных от феодальной зависимости крестьян.
Практическое осуществление реформ происходит через принятие и обеспечение выполнения государственной властью соответствующих законов, постановлений, указов и других решений и мер. Бывает, правда, что такие решения остаются лишь на бумаге, а сами реформы «не идут».
Так, к сожалению, случалось не раз в Советском Союзе в 1960-х – 1980-х гг. с «реформами» образовательной системы, хозяйственного механизма страны, отдельных отраслей производства и особенно многострадального агропромышленного комплекса (сельское хозяйство и сопряженные, с ним сферы экономики). Теоретические разработки этих реформ (замысел на бумаге) были весьма впечатляющи, и если бы они претворялись в жизнь, СССР наверняка существовал бы и по сей день. Более того, он еще заметнее укрепился бы в роли мирового лидера не только из-за своей военной и космической мощи (как это было), но и благодаря общеэкономическому, культурному процветанию и высокому благосостоянию своих граждан.
Обычно реформы связаны с прогрессивными нововведениями. К примеру, начавшаяся в России в конце 1990-х гг. реформа жилищно-коммунального хозяйства призвана (1) освободить государство от неэффективных расходов и неоправданного вмешательства в частный сектор жилья, (2) прекратить порочную практику финансовой поддержки богатых владельцев шикарных квартир и (3) перевести ремонтно-эксплуатационное обслуживание жилья на конкурентно-рыночную основу, повысив качество и снизив стоимость услуг.
Однако не исключен и регрессивный характер реформ. Так, принятие в 1994 г. «Закона о гражданстве» в Латвийской Республике разделило население этой страны на «граждан» и «неграждан», что вряд ли способствует согласию и прогрессу латвийского общества. «Неграждане», оказавшиеся апатридами (от греч. – лишенный отечества, родины – лица, оказавшиеся без гражданства, подчиняются законам страны проживания, но ограничены в правах) в стране, где они привыкли жить, ущемлены во многих правах. В мае 1997 г. без латвийского гражданства было примерно 700 тыс. живущего в Латвии русскоязычного населения (более 26% всех жителей страны). Правда, около одной пятой из них имеют право на натурализацию (от лат. – природный, естественный, родной – предоставление государством своего гражданства иностранцу или другому лицу без гражданства данной страны), но, по мнению латвийских властей, сами не спешат этим правом воспользоваться. Тем не менее в стране, видимо, растет понимание несправедливости «Закона о гражданстве»: в октябре 1998 г. большинство населения проголосовало за смягчение некоторых его требований при получении латвийского гражданства.
Вопросы и задания
1. Назовите основные формы общественного развития, что они собой представляют?
2. Какая из форм общественного развития, на ваш взгляд, наиболее оптимальна для общества?
3. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является (-ются)
Б) революционный характер перемен;
Г) насильственные методы.
Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существования социальной структуры, – это
4. Написание эссе на тему: «Есть ли предел развития человечества»; рассмотрение основных концепций и теорий развития общества
Понятие общественного развития и его основные теории
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ МОДУЛЯ
Понятие «общественное развитие» применяется для характеристики динамики общественной жизни, отражения содержания процесса изменений, происходящих в различных сферах жизнедеятельности людей. Этим понятием обозначается не любое изменение в системе общественных отношений, а вся совокупность динамических процессов, развертывающихся в данном обществе и определяющих возрастание его способности постоянно адаптироваться к усложняющимся условиям, быстро и эффективно реагировать на появление новых общественных интересов и требований, создавать новые социальные институты и вырабатывать адекватные складывающимся условиям формы их деятельности.
Государственная идеология и стратегия общественного развития Беларуси в XXI в
План
Понятие общественного развития и его основные теории
СТРАТЕГИЯ – искусство руководства общественным и политическим развитием, общие принципы и способы достижения цели;
ЭВОЛЮЦИЯ – одна из форм движения, постепенное количественное изменение, которое приводит при определенных условиях к новому началу путем скачка;
ПРОГРЕСС – тип развития сложных систем от простого к сложному от низшего к высшему;
РЕГРЕСС – вспять, от более высоких и совершенных форм к менее совершенным.
Понятие общественного развития и его основные теории
Влитературе приводятся самые разные типологии обществ. Они делятся на закрытые и открытые, дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся, дикие, варварские и цивилизованные и т.д.
Общество индустриального типа характеризуется крупным машинным производством, развитой и сложной системой разделения труда при его сильной специализации, массовым производством товаров, ориентированных на рынок. Следствием этого являются высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности населения и его урбанизации. Критерием развитости общества этого типа являются экономическая эффективность и/или военное могущество. Массовое производство, рассчитанное на массовое же и потребление, переносит конвейерную организацию производства материальных товаров из экономической подсистемы общества и на его другие сферы, в том числе и на культуру, создаются индустрия печати, индустрия средств массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), кинотеатры, порноиндустрия и т.п.
На смену такому обществу приходит общество постиндустриального типа. Д. Белл, Дж. Гэлбрэйт, Ж. Фурастье, О. Тоффлер и др. утверждают, что в отличие от индустриального общества, символами которого были фабричная труба и паровая машина, символом постиндустриального общества становится компьютер. Массовое производство товаров заменяется демассифицированной продукцией, выпускаемой быстро, по заказу, под интересы и потребности определенных групп или покупателей и даже отдельных индивидов. Возникают новые виды промышленного производства: радиоэлектронная промышленность, нефтехимия, полупроводники, биотехнология, космические станции; водное хозяйство, ориентированное на разведение и откорм рыбы с последующим фабричным «сбором урожая». Резко возрастает роль знания, вследствие чего на смену пролетариату индустриального общества приходит «когнитариат», т.е. работники, способные качественно трудиться с применением глубокого знания все более сложной и разнообразной информации. Осуществляется широкое применение компьютерно-коммуникационных средств, которые являются не только олицетворением новой экономики, но и универсальной производительной силой. В постиндустриальном обществе научное знание становится не только важнейшим ресурсом новых, высоких технологий и связанной с ними новой экономики, но и всех других сфер человеческой деятельности, включая появление новых властных возможностей.
Постиндустриальную фазу характеризуют, помимо услуг, направленность в будущее, межличностная коммуникация, большая роль научных исследований, так же как и теоретических знаний и образования.
По причине использования принципиально новой технологии постиндустриальное общество стали называть также и «информационным обществом», в котором «умственная технология», информация, и обработка знаний занимают все большее и большее место. Повышение роли знаний повысило и престиж образования в обществе. Уже до постиндустриальной стадии говорилось об «обществе образования», позже этот термин приобрел новый оттенок — «образование взрослых, переквалификация и дополнительное образование», которые из-за быстро меняющейся профессиональной и промысловой структуры и постоянно обновляющейся технологии вышли на передний план в адаптации человека в современном обществе.