Что такое общественное движение в 19 веке

Общественное движение в XIX веке

Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке

Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке

Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке

Общественное движение в XIX в. подразумевает два не связанных между собою до конца XIX в. движения: 1) освободительное (с 1860-х гг.— революционное) и 2) рабочее.

1. Освободительное движение

Ленин делил историю освободительного движения в России на три периода, назвав их по сословному положению основной движущей силы:

1) дворянский (с 1825 г.);

2) разночинский, или революционно-демократический (с 1861 г.);

3) пролетарский (с 1895 г.).

1. дворянский период (1825–1861) — начинается с восстания декабристов на Сенатской площади в Петербурге и продолжается в форме различных политических кружков. Его представители были главным образом дворяне.

2. разночинский, или революционно-демократический, период (1861–1895) — начинается после отмены крепостного права. Его главными деятелями были разночинцы-народники — студенты, демократическая интеллигенция (преимущественно не дворяне). По своему политическому содержанию и направленности (цели) он может быть также назван революционно-демократическим.

Этот период также начинался с различных политических кружков и тайных революционных обществ и организаций: первая «Земля и Воля», кружки «ишутинцев», «долгушенцев», «чайковцев» (названы по именам руководителей) и др.

В 1860 – начале 1870-х гг. они много сделали для развития общественной мысли и пропаганды революционных идей. С этого времени освободительное движение принимает форму революционного движения. Главным его представителем было зародившееся в конце 1860-х гг. революционное народничество. наиболее рельефно оно проявило себя в 70-е гг. XIX в.

Начав с теоретических споров, народники в 1874 г. перешли к практическим делам — пропаганде среди крестьян. «Хождение в народ» охватило около 40 губерний. Большинство пропагандистов (социалистически настроенных студентов) были выданы самими крестьянами и арестованы. Вторая попытка — «оседлая пропаганда» в 1876 г.— тоже не удалась.

В 1876–1879 гг. в Санкт-Петербурге действует тайная революционная организация — вторая «Земля и воля» (Г. В. Плеханов, С. М. Степняк-Кравчинский, Софья Перовская, А. И. Желябов, Вера Засулич, Вера Фигнер). Она выступала за насильственный переворот. В 1878 г. народники переходят к методам террора, чтобы запугать правительство и вынудить его дать конституцию.

В 1879 г. возникает законспирированная террористическая организация «Народная воля». Народовольцы ставили целью переворот, цареубийство и создание революционного правительства. Их последним актом было убийство 1 марта 1881 г. Александра II.

После этого народничество принимает форму легального народничества с его «теорией малых дел».

3. пролетарский период (1895–1917). В 1880-е гг. в России распространяются марксистские идеи. В 1895 г. молодые социалисты Ленин и Мартов создают в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» с целью привнесения революционной социалистической идеологии в рабочее движение. Поэтому Ленин и датирует третий период 1895 г.

С конца 1880-х гг. в России возникают первые национальные социал-демократические партии: армянская, литовская, польская, в 1897 г.— «Бунд» (партия еврейского пролетариата). В 1898 г. в Минске проходит I съезд РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия), которая на своем II съезде в 1903 г. раскололась на большевиков и меньшевиков.

В 1902 г. из народнических кружков возникает партия эсеров (социалистов-революционеров).

Таким образом, в конце XIX – начале XX в. в России складываются партии социалистического толка, заявившие о защите интересов пролетариата и крестьянства. Они были немногочисленны (от силы несколько тысяч человек) и существовали на нелегальном положении. Ведущую роль в их руководстве играли представители интеллигенции.

Буржуазные партии возникают позднее — в ходе Первой русской революции.

2. Рабочее движение

Рабочее движение зарождается в России в 60-е годы XIX в.в период ускоренного развития капитализма после отмены крепостного права.

Его цель — улучшение условий и оплаты труда, оно выдвигает экономические требования. Основная форма борьбы за свои интересы — стачки (забастовки). Сначала рабочее движение носит стихийный и неорганизованный характер, но постепенно оно становится более организованным.

Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке

В 1870-е гг. возникают первые рабочие организации«Южно-российский союз рабочих» (в Одессе) и «Северный союз русских рабочих» (в Петербурге). Они существуют по одному году, потом разгромлены полицией. Знаменитая Морозовская стачка в 1885 г. показала властям силу рабочего класса. В 1890-е гг. рабочее движение окрепло, увеличивается число политических требований. по инициативе социал-демократов начинается соединение рабочего движения с революционным.

Развитие революционной мысли и организации, крепнущее рабочее движение стали ответом общества на неспособность властей разрешить кардинальные проблемы России. Все это свидетельствовало о назревании революционного кризиса, который особенно обострился с вступлением России в империализм. Это привело к трем революциям начала XX в.

Источник

Общественное движение России конца 19 века

Общественно-политическое движение в конце 19 века в России имело следующие направления:

Остановимся более подробно на каждом из этих течений, поскольку в совокупности они формировали социальный и политический фон страны.

Таблица: Общественное движение в России в конце 19 века

НаправлениеРазветвленияПредставители
ТрадиционализмГосударственный консерватизмКонстантин Победоносцев, Михаил Катков, Владимир Мещерский
Религиозно-философскийКонстантин Леонтьев, Лев Тихомиров
Новое славянофильствоНиколай Данилевский, Николай Страхов
ЛиберализмЗемскийИван Петрункевич
Интеллектуальный (профессорский)Петр Шереметьев, князья Трубецкие, князья Долгорукие
НародничествоРеволюционноеП.Ф.Якубович, П.В.Шевырев,
ЛиберальноеНиколай Михайловский, Василий Воронцов, Сергей Кривенко, Сергей Южаков
НеореволюционноеВиктор Чернов
АнархизмРеволюционныйПетр Кропоткин, Михаил Бакунин
МирныйЛев Толстой
Марксизм (социал-демократы)ЛегальныеПетр Струве, Николай Бердяев, Сергей Булгаков
РеволюционныеВладимир Ленин, Георгий Плеханов, Вера Зусилич

Традиционализм

Традиционализм пережил свою высшую точку в период правления императора Александра 3. Во многом это стало реакцией на предыдущие годы правления, когда излишний либерализм привел к росту революционного движения в России. Особенно сильным оно было в 70-ые годы 19 века.

Представители традиционного общественного движения характеризовались строгой приверженность идеалам власти, политическим консерватизмом, сохранением текущих духовных и моральных ценностей общества. Основная задача традиционных партий и учреждений заключалась в том, чтобы создать в России такую социальную базу, которая защитит страну от любых политических потрясений, а также от любых попыток изменения социальной структуры общества. Иными словами речь идет о сохранении стабильности любой ценой, даже когда это запрещает логичное и необходимое развитие определенных отраслей и направлений.

Выделяются 3 основные течения традиционализма в российском общественно-политическом движении конца 19 века:

Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке

Несмотря на то, что идеи традиционализма достаточно хорошо воспринимаются обществом, данные общественные организации успеха не достигли, поскольку были гораздо менее организованы, чем, например, либеральные организации. Представители традиционализма несколько раз пытались создать политические организации, но каждый раз это заканчивалась неудачей.

Священная дружина

В марте 1881 года была создана тайная традиционная монархическая организация под названием «Священная дружина». Деятельность данной организации до сих пор мало изучена историей. Считается, что ее руководителями были Граф Шувалов, министр императорского двора Воронцов-Дашков, генерал губернатора Москвы князь Долгоруков, Витте, министр внутренних дел граф Игнатьев, обер прокурор святейшего Синода Победоносцев. По некоторым данным членами организации были Владимир и Алексей Александровичи, великие князья династии Романовых.

«Священная дружина» это классический пример того, как ограниченность мышления традиционного течения не позволяет донести эти идеи до широких масс. Одна из причин, почему традиционные организации не смогли проявить себя, заключается в том, что согласно манифесту «Священной дружины» организация должна была решать следующие задачи:

Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке

Либеральные организации конца 19 века

Либерализм, как общественно-политическое движение в конце 19 века в России, развивался в двух основных направлениях:

Изначально наибольшую власть имели земские либеральные движения, пик могущества которых пришелся на период с 1878 по 1882 годы. В этот период было создано общество «Земского союза и самоуправления», а также направленно 50 ходатайств на имя императора, в которых предлагалось при земствах создать дополнительный народный орган контроля. После убийства Александра 2 земский либерализм практически полностью исчез.

Ему на смену пришел либерализм интеллектуальный. Его представителями были видные историки, юристы, экономисты, философы своего времени. Основное направление деятельности этого движения заключалась в создании независимой и демократичной судебной системы, а также эффективной работе органов городского и земского самоуправления.

Интеллектуальный либерализм в основном функционировал вокруг Вольного экономического общества и Русского юридического общества. Организации пытались донести свою идею до масс, в частности публикуя различные газеты и журналы, среди которых можно выделить «Вестник Европы», «Русская мысль» и «Русские ведомости». К концу 19 века либеральные организации создали кружок «Беседа», который состоял из 50 видных дворян Российской Империи, среди которых было 9 князей, 8 графов и 2 барона.

Народничество

Народничество, как элемент общественно-политической мысли России в конце 19 века подразделялся на 3 направления:

Анархисты

В общественных движениях России конца 19 века можно выделить 2 основные группы анархистов: революционные и мирные. Лидером революционного анархизма выступал Пётр Алексеевич Кропоткин. Основная идея революционного анархизма заключалась в уничтожение государства как структуры, а также в уничтожении любой системы, практикующей эксплуатацию человека. Князь Кропоткин полагал, что уничтожить государство возможно только социальной революцией. После нее должны были сформироваться федерации трудовых коллективов, а также объединения людей с общей целью и идеей. Эта идеология в дальнейшем трансформировалась в 4 направления:

Идейным вдохновителем мирного анархизма был Лев Николаевич Толстой. Он говорил о том, что власть и государство должны трансформироваться с точки зрения принципов религии раннего христианства, а также на принципе русских духоборов. Духоборы ранее проповедовали принципы равенства, полного отсутствия насилия, а также отречения личности ради достижения духовного идеала. Идеи выражены в знаменитом произведении «Учение о непротивлении злу насилием».

Марксисты или социал-демократы

Идейным лидером марксизма считается Карл Маркс, который в 1867 году издал свой знаменитый труд «Капитал». В этом труде с точки зрения теории описывается гибель капиталистической системы мира, а также создание новой социалистической или пролетарской системы. В марксизме Российской Империи принято выделять следующие основные течения:

В последней четверти 19 века активно формируются марксистские общественные движения России, которые сыграли значительную роль в последующих событиях 1917 года.

Источник

Общественно-политические движения в России 19 века

19 век в России замечателен тем, что за сто лет общественная мысль прошла путь от полного понимания божественности и непогрешимости царской власти, до такого же полного понимания необходимости коренных перемен в государственном устройстве. От первых небольших групп заговорщиков, не совсем ясно представляющих себе цели и пути их достижения (декабристы), до создания массовых, хорошо организованных партий с конкретными задачами и планами по их достижению (РСДРП). Как это происходило?

Предпосылки

К началу 19 века основным раздражителем общественной мысли было крепостное право. Прогрессивно мыслящим людям того времени, начиная с самих помещиков и заканчивая членами царской семьи, становилось понятно, что крепостное право необходимо срочно отменять. Разумеется, основная масса помещиков никак не хотела менять существующее положение вещей. В России появилось новое общественно-политическое движение — это движение за отмену крепостного права.

Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке

Таким образом, стали появляться основы для организационного оформления консерватизма и либерализма. Либералы выступали за перемены, инициатором которых должна была стать власть. Консерваторы стремились сохранить существующее положение вещей. На фоне борьбы этих двух направлений у отдельной части общества стали появляться мысли о революционном переустройстве России.

Более активно общественно-политические движения в России стали проявляться после похода русской армии в Европу. Сравнение европейских реалий с жизнью на родине было явно не в пользу России. Первыми начали действовать революционно настроенные офицеры, вернувшиеся из Парижа.

Декабристы

Уже в 1816 году в Петербурге этими офицерами было образовано первое общественно-политическое движение. Это был «Союз спасения» из 30 человек. Они ясно видели цель (ликвидацию крепостничества и введение конституционной монархии) и совсем не представляли, как этого можно добиться. Следствием этого стал распад «Союза спасения» и создание в 1818 году нового «Союза благоденствия», в который входили уже 200 человек.Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке

Но из-за разного взгляда на будущую судьбу самодержавия и этот союз просуществовал всего три года и в январе 1821 года самораспустился. Бывшие его члены в 1821—1822 годах организовали два общества: «Южное» в Малороссии и «Северное» в Петербурге. Именно их совместное выступление на Сенатской площади 14 декабря 1825 года впоследствии стало называться восстанием декабристов.

Поиск путей

Следующие 10 лет в России были отмечены жёсткой реакционностью режима Николая I, стремившегося подавить всякое инакомыслие. О создании каких-либо серьёзных движений и союзов не было речи. Всё оставалось на уровне кружков. Вокруг издателей журналов, столичных салонов, в университетах, среди офицеров и чиновников собирались группы единомышленников, обсуждавших общий больной для всех вопрос: «Что делать?». Но и кружки довольно жёстко преследовались, что привело к угасанию их деятельности уже в 1835 году.

Тем не менее за этот период достаточно чётко определились три основные общественно-политические движения по своему отношению к существующему в России режиму. Это консерваторы, либералы и революционеры. Либералы, в свою очередь, разделились на славянофилов и западников. Последние считали, что России необходимо догонять Европу в своём развитии. Славянофилы, наоборот, идеализировали Русь допетровскую и призывали вернуться к государственному устройству тех времён.

Отмена крепостного права

К 40-м годам надежды на реформы от власти стали гаснуть. Это вызвало активизацию революционно настроенных слоёв общества. В Россию из Европы стали проникать идеи социализма. Но последователи этих идей были арестованы, судимы и отправлены в ссылки и на каторгу. К середине 50-х годов никаких активных не только действий, но и просто разговоров о переустройстве России вести было некому. Самые активные общественные деятели жили в ссылке или отбывали каторгу. Кто успел — эмигрировал в Европу.

Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке

Но свою роль общественно-политические движения в России первой половины 19 века всё-таки сыграли. Вступивший на престол в 1856 году Александр II с первых дней заговорил о необходимости отмены крепостного права, предпринял конкретные шаги по его юридическому оформлению и в 1861 году подписал исторический Манифест.

Активизация революционеров

Однако половинчатость реформ, не оправдавших ожидания не только крестьян, но и российской общественности вообще, вызвала новый всплеск революционных настроений. В стране стали распространяться прокламации от разных авторов, носившие самый разнообразный характер: от умеренных обращений к власти и обществу о необходимости более глубоких реформ, до призывов к свержению монархии и революционной диктатуре.

Вторая половина 19 века в России отмечена образованием революционных организаций, имевших не только цель, но и разрабатывавших планы их реализации, пусть и не всегда реальные. Первой такой организацией стал в 1861 году союз «Земля и воля». Реализовать свои реформы организация планировала с помощью крестьянского восстания. Но когда стало понятно, что революции не будет, «Земля и воля» самоликвидировалась в начале 1864 года.

В 70—80-х годах получило развитие так называемое народничество. Представители зарождавшейся в России интеллигенции считали, что для ускорения перемен необходимо обратиться напрямую к народу. Но среди них тоже не было единства. Одни считали, что нужно ограничиться просвещением народа и разъяснением необходимости перемен и только потом говорить о революции. Другие призывали к ликвидации централизованного государства и анархической федерализации крестьянских общин как основы общественного устройства страны. Третьи планировали захват власти хорошо организованной партией посредством заговора. Но крестьяне не пошли за ними, и бунта не случилось.Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке

Тогда в 1876 году народники создали первую по-настоящему крупную, хорошо законспирированную революционную организацию под названием «Земля и воля». Но и здесь внутренние разногласия привели к расколу. Сторонники терроризма организовали «Народную волю», а те, кто рассчитывал добиваться изменений с помощью пропаганды, собрались в «Чёрный передел». Но и эти общественно-политические движения ничего не достигли.

В 1881 году народовольцы убили Александра II. Однако ожидаемого ими революционного взрыва не случилось. Ни крестьяне, ни рабочие восстания не подняли. Более того, большая часть заговорщиков была арестована и казнена. А после покушения на Александра III в 1887 году «Народная воля» была окончательно разгромлена.

Самые активные

В эти годы началось проникновение в Россию идей марксизма. В 1883 году в Швейцарии была образована организация «Освобождение труда» под руководством Г. Плеханова, который обосновывал неспособность крестьянства к переменам посредством революции и возлагал надежду на рабочий класс. В основном общественно-политические движения 19 века к концу столетия в России находились под сильным влиянием идей Маркса. Велась пропаганда среди рабочих, они призывались к стачкам и забастовкам. В 1895 году В. Ленин и Ю. Мартов организовали «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», ставший основой для дальнейшего развития различных течений социал-демократического направления в России.Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке

Либеральная оппозиция тем временем продолжала выступать за мирное проведение реформ «сверху», стараясь не допустить революционного решения проблем, стоящих перед российским обществом. Таким образом, активная роль общественно-политических движений марксистской направленности имела определяющее влияние на судьбу России в 20 веке.

Источник

Общественно-политические движения 19 века

В начале столетия именно дворянству, как самому просвещенному слою общества, принадлежала ведущая роль в процессе осознания необходимости перемен в общественно-экономическом укладе России. Именно представители дворянства создали первые организации, ставящие перед собой не просто замену одного монарха другим, но изменение политического и экономического строя страны. Деятельность этих организаций вошла в историю как движение декабристов.

«Союз спасения» – первая тайная организация, созданная молодыми офицерами в феврале 1816 года в Петербурге. Она насчитывала не более 30 человек, и представляла собой не столько организацию, сколько клуб, объединивший людей, желавших уничтожить крепостное право и вести борьбу с самодержавием. Ни четких целей, ни тем более методов их достижения у этого клуба не было. Просуществовав до осени 1817 года, «Союз спасения» был распущен. Но в начале 1818 года его же членами был создан «Союз благоденствия». В него вошло уже около 200 военных и гражданских чинов. Цели этого «Союза» не отличались от целей предшественника – освобождение крестьян и проведение политических реформ. Наступило понимание с методами их достижения – пропаганда среди дворянства этих идей и поддержка либеральных намерений правительства.

Но в 1821 году тактика организации изменилась – мотивирую тем, что самодержавие не способно к реформам, на московском съезде «Союза» было решено свергнуть самодержавие вооруженным путем. Изменилась не только тактика, но и сама структура организации – вместо клуба по интересам были созданы законспирированные, четко структурированные организации – Южное (в Киеве) и Северное (в Санкт-Петербурге) общества. Но, несмотря на единство целей – свержение самодержавия и отмена крепостного права – между этими организациями не было единства в будущем политическом устройстве страны. Эти противоречия отразились в программных документах двух обществ – «Русской правде» предложенной П.И. Пестелем (Южное общество) и «Конституции» Никиты Муравьева (Северное общество).

П. Пестель видел будущее России как буржуазной республики, во главе с президентом и двухпалатным парламентом. Северное общество во главе с Н. Муравьевым предлагало в качестве государственного устройства конституционную монархию. При таком варианте император, как государственный чиновник, осуществлял исполнительную власть, законодательная власть находилась у двухпалатного парламента.

По вопросу крепостного права оба лидера сходились в том, что крестьян освобождать нужно. Но вот наделять их при этом землей или нет – это было предметом споров. Пестель считал, что наделять надо, отобрав землю и слишком крупных землевладельцев. Муравьев считал, что не надо – достаточно будет огородов и двух десятин на двор.

Апофеозом деятельности тайных обществ стало восстание 14 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге. По сути, это была попытка государственного переворота, последняя в череде переворотов, сменявших императоров на Российском престоле на протяжении XVIII столетия. 14 декабря, в день коронации Николая I, младшего брата Александра I умершего еще 19 ноября, заговорщики вывели на площадь перед Сенатом войска, всего около 2500 солдат и 30 офицеров. Но, по ряду причин, решительно действовать они не смогли. Восставшие так и остались стоять в «каре» на Сенатской площади. После продолжавшихся весь день безрезультатных переговоров между восставшими и представителями Николая I, «каре» было расстреляно картечью. Много восставших было ранено или убито, все организаторы были арестованы.

К следствию было привлечено 579 человек. Но всего 287 были признаны виновными. 13июля1826 г. пятеро руководителей восстания были казнены, еще 120 были осуждены на каторгу или поселение. Остальные отделались испугом.

В историю эта попытка государственного переворота вошла как «восстание декабристов».

Значение движения декабристов в том, что оно дало импульс развитию общественно-политической мысли в России. Будучи не просто заговорщиками, а имея политическую программу, декабристы дали первый опыт политической «внесистемной» борьбы. Идеи, изложенные в программах Пестеля и Муравьева, нашли отклик и развитие у следующих поколений сторонников переустройства России.

Восстание декабристов имело и еще одно значение – оно породило ответную реакцию власти. Николай I был серьезно напуган попыткой переворота и за годы своего тридцатилетнего правления сделал все, что бы она не повторилась. властями был установлен жесткий контроль за общественными организациями и настроением в различных кругах общества. Но карательные меры были не единственным, что могла предпринять власть для недопущения новых заговоров. Она попыталась предложить свою общественную идеологию, призванную сплотить общество. Ее сформулировал С. С. Уваров в ноябре 1833 года при вступлении в должность министра народного просвещения. В своем докладе Николаю I он достаточно емко преподнес суть этой идеологии: «Самодержавие. Православие. Народность».

Эта консервативная идеология была принята в качестве государственной и власть успешно ее придерживалась все правление Николая I. И вплоть до начала следующего столетия эта теория продолжала успешно существовать в российском обществе. Идеологией официальной народности было положено начало русскому консерватизму, как части общественно-политической мысли. Запад и Восток.

Как бы ни старалась власть выработать национальную идею, поставив жесткие идеологические рамки «Самодержавия, Православия и Народности», именно в годы правления Николая I зародился и сформировался как идеология русский либерализм. Первыми его представителями были клубы по интересам в среде зарождавшейся русской интеллигенции, получившие названия «западники» и «славянофилы». Это были не политические организации, а идейные течения единомышленников, в спорах создававших идейную платформу, позже на ней возникнут полноценные политические организации и партии.

К славянофилам себя относили писатели и публицисты И. Киреевский, А. Хомяков, Ю. Самарин, К. Аксаков и другие. Наиболее яркими представителями лагеря западников были П. Анненков, В. Боткин, А. Гончаров, И. Тургенев, П. Чаадаев. Солидарны с западниками были А. Герцен и В. Белинский.

Оба эти идеологические течения объединяла критика существующего политического строя и крепостного права. Но, будучи солидарными в признании необходимости перемен, западники и славянофилы по-разному оценивали историю и будущее устройство России.

— Европа исчерпала свой потенциал, и будущего у нее нет.

— Россия – это отдельный мир, в силу своей особенной истории, религиозности, ментальности.

— Особые отношения между русским народом и властью. Народ и власть жили по не писанному договору: есть мы и они, община и власть, у каждого своя жизнь.

— Критика реформ Петра I – реформирование России при нем привело к нарушению естественного хода ее истории, нарушило общественный баланс (договор).

— Европа – это и есть мировая цивилизация.

— Нет самобытности русского народа, есть его отсталость от цивилизации. Россия долгое время была «вне истории» и «вне цивилизации».

— положительно относились к личности и реформам Петра I, его главной заслугой считали вхождение России в лоно мировой цивилизации.

— Россия идет по стопам Европы, поэтому должна не повторять ее ошибок и перенимать положительный опыт.

— Двигателем прогресса в России считали не крестьянскую общину, а «образованное меньшинство» (интеллигенцию).

— Приоритет свободы личности над интересами власти и общины.

Общее между славянофилами и западниками:

— Отмена крепостного права. Освобождение крестьян с землей.

— Неприятие революции. Только путь реформ и преобразований.

Дискуссии между западниками и славянофилами имели огромное значение для становления общественно-политической мысли и либерально-буржуазной идеологии.

А. Герцен. Н. Чернышевский. Народничество.

— Россия идет по своему историческому пути, отличному от Европы.

— капитализм – не характерное, а значит не приемлемое для России явление.

— самодержавие не вписывается в социальный строй русского общества.

— Россия неизбежно придет к социализму, минуя стадию капитализма.

— крестьянская община – прообраз социалистического общества, а значит, Россия готова к социализму.

Идеи «общинного социализма» нашли отклик в среде разночинной интеллигенции, с середины XIX века начавшую играть все более заметную роль в общественном движении. Именно с идеями А. Герцена и Н. Чернышевского связано движение, в 18601870 годах вышедшее на передний план российской общественно-политической жизни. Оно будет известно как «Народничество».

Целью этого движения было коренное переустройство России на основе социалистических принципов. Но вот по способам достижения этой цели единства среди народников не было. Выделялись три основных направления:

Пропагандисты. П. Лавров и Н. Михайловский. По их мнению, социальная революция должна быть подготовлена пропагандой интеллигенции среди народа. Отвергали насильственный путь переустройства общества.

Заговорщики. Лидер – П. Ткачев. Представители этой части народников считали, что не просвещение и пропаганда готовит революцию, а, революция даст народу просвещение. Поэтому, не теряя времени на просвещение, нужно, создав тайную организацию профессиональных революционеров, захватить власть. П. Ткачев считал, что сильное государство необходимо – только оно способно превратить страну в большую коммуну.

С разгромом народнических организаций и краха их идеологии, революционное поле общественно-политической мысли не осталось незаполненным. В 1880 годах в Россия познакомилась с учением К. Маркса идеями социал-демократов. Первой русской социал-демократической организацией стала группа «Освобождения труда». Она была создана в 1883 году в Женеве эмигрировавшими туда членами организации «Черный передел». Группе «Освобождение труда» принадлежит заслуга в переводе на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, что позволило их учению быстро распространиться в России. Основа идеологии марксизма была изложена еще 1848 в «Манифесте коммунистической партии» и к концу века не изменилась: на острие борьбы за переустройство общества выходил новый класс – наемные рабочие на промышленных предприятиях – пролетариат. Именно пролетариат совершит социалистическую революцию, как неизбежное условие перехода к социализму. В отличии от народников, марксисты понимали социализм не как прототип крестьянской общины, а как следующий за капитализмом естественный этап развития общества. Социализм – это равноправие на средства производства, народовластие и социальная справедливость.

С начала 1890 годов в России один за другим возникают социал-демократические кружки, их идеологией и был марксизм. Одной из таких организаций стал созданный в Петербурге в 1895 году «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Основателями его были будущие лидеры РСДРП – В. Ленин и Ю. Мартов. Целью этой организации было пропаганда марксизма и содействие рабочему стачечному движению. В начале 1897 года организация была ликвидирована властями. Но уже в следующем, 1898 году, на съезде представителей социал-демократических организаций в Минске была заложена основа будущей партии, окончательно оформившуюся в 1903 году на съезде в Лондоне в РСДРП.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *