Что такое общественно политическая ситуация
Политическая ситуация
Из Википедии — свободной энциклопедии
Политическая ситуация (др.-греч. πολιτική — «государственная деятельность», лат. Situs — «положение») — совокупность конкретных обстоятельств в политической жизни общества в определённый период времени, политического развития, составляет живую, динамичную картину социально-политического бытия.
Политическая ситуация всегда конкретна для субъектов и объектов политической деятельности. Она определяется расстановкой и взаимодействием политических сил, их деятельностью, мотивами, характером их движения, системой распределения и перераспределения ресурсов и ценностей, уровнем влияния или уровнем сопротивления. Как неотъемлемая составляющая политического процесса, политическая ситуация состоит из взаимодействия различных политических субъектов, рациональной и нерациональной деятельности, институализированных и неинституализованных действий, независимо от воли её участников. Преимущественно, она имеет неоднозначный и противоречивый характер.
Различают следующие типы и виды политических ситуаций:
Определение характера и типа политической ситуации является необходимым элементом принятие политического решения, выработки стратегии и тактики, важной составляющей политической деятельности и политического прогнозирования.
Анализ любой какой-либо политической ситуации, как правило, предусматривает учёт таких главных параметров:
Необходимыми условиями адекватной оценки политической ситуации является её всесторонний социально- политический и экономический анализ, знание традиций данного региона, владение многочисленными методологическими подходами и наличие высокой методологической культуры исследователя.
Что касается практически-политического овладения определенной ситуацией, то искусство политического руководства заключается прежде всего в том, чтобы контролировать её в процессе развития.
Это означает, что политический субъект должен влиять на другие политические субъекты и политические силы таким образом, чтобы не допустить кризисных явлений и экстремистских действий, направить ту или иную политическую ситуацию в нужном направлении.
Ситуация политическая
Смотреть что такое «Ситуация политическая» в других словарях:
СИТУАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — конкретное соотношение политических сил, совокупность событий, результат политической деятельности. С.п. подразделяются на стабильные и нестабильные (конфликтные); простые и сложные; реальные, текущие и возможные; благоприятные и неблагоприятные; … Политология: словарь-справочник
Политическая партия «Демократический фронт» — (Украина) политическая партия Украины (называвшаяся первоначально «Народная трудовая партия»), зарегистрированная в Министерстве юстиции Украины и представленная в официальном Перечне политических партий на Украине (на момент написания этих… … Википедия
Политическая партия «Демократический фронт» (на Украине) — Политическая партия «Демократический фронт» (Украина) политическая партия Украины (называвшаяся первоначально «Народная трудовая партия»), зарегистрированная в Министерстве юстиции Украины и представленная в официальном Перечне политических… … Википедия
Политическая партия «Демократический фронт» (в Украине) — Политическая партия «Демократический фронт» (Украина) политическая партия Украины (называвшаяся первоначально «Народная трудовая партия»), зарегистрированная в Министерстве юстиции Украины и представленная в официальном Перечне политических… … Википедия
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ — наука, изучающая законы, управляющие производством, обменом, потреблением и распределением материальных благ в обществе на разных этапах его развития. Термин «П.э.» образован из трех греч. слов: «политейа» общественное устройство, «ойкос»… … Философская энциклопедия
Политическая партия — (Political party) Определение политической партии. программа и деятельность политической партии Информация о политических партиях, программы и деятольность политических партий, современные политические партии Содержание Содержание Определение… … Энциклопедия инвестора
Политическая партия — У этого термина существуют и другие значения, см. Партия (значения). Политическая партия (греч. Πολιτική «искусство управления государством»; лат. pars «часть») особая общественная организация (объединение), непосредственно … Википедия
Политическая ситуация в России в 1917—1918 годах — Смена власти в России в 1917 1918 годах … Википедия
ситуация — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? ситуации, чему? ситуации, (вижу) что? ситуацию, чем? ситуацией, о чём? о ситуации; мн. что? ситуации, (нет) чего? ситуаций, чему? ситуациям, (вижу) что? ситуации, чем? ситуациями, о чём? о ситуациях… … Толковый словарь Дмитриева
Политическая проститутка — беспринципный политический деятель, готовый поступиться честью, совестью, долгом (перед народом и отечеством) и другими высокими ценностями ради собственной выгоды. Автор выражения доподлинно неизвестен. Выражение было типично для языка… … Википедия
Политическая ситуация
Политическая ситуация всегда конкретна для субъектов и объектов политической деятельности.
Она определяется расстановкой и взаимодействием политических сил, их деятельностью, мотивами, характером их движения, системой распределения и перераспределения ресурсов и ценностей, уровнем влияния или уровнем сопротивления.
Как неотъемлемая составляющая политического процесса, политическая ситуация состоит из взаимодействия различных политических субъектов, рациональной и нерациональной деятельности, институализированных и
неинституализованных действий, независимо от воли её участников. Преимущественно, она имеет неоднозначный и противоречивый характер.
Различают следующие типы политических ситуаций :
* ситуации выбора и ситуации риска;
стабильные политические ситуации (устойчивые и неустойчивые) и тому подобное.Определение характера и типа политической ситуации является необходимым элементом принятие политического решения, выработки стратегии и тактики, важной составляющей политической деятельности и политического
Анализ любой какой-либо политической ситуации, как правило, предусматривает учёт таких главных параметров:
* главные социально-психологические группы;
* организованность и институализованисть групп;
* система главных групповых интересов;
* доминирующие групповые и общественные мысли;
* главные источники и каналы распространения информации;
* отношение населения к власти, уровень поддержки её политического курса;
* степень удовлетворенности и неудовлетворенности различных групп населения имеющейся политической ситуацией вообще и её отдельными параметрами, в частности, имеющимися представлениями о возможных и надлежащих решениях, способных решить проблему;
ресурсное обеспечение оппонентов (оппозиции).Необходимыми условиями адекватной оценки политической ситуации является её всесторонний социально-
политический и экономический анализ, знание традиций данного региона, владение многочисленными
методологическими подходами и наличие высокой методологической культуры исследователя.
Что касается практически-политического овладения определенной ситуацией, то искусство политического руководства заключается прежде всего в том, чтобы контролировать её в процессе развития.
Это означает, что политический субъект должен влиять на другие политические субъекты и политические силы таким образом, чтобы не допустить кризисных явлений и экстремистских действий, направить ту или иную политическую ситуацию в нужном направлении.
ОБСТАНОВКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
Смотреть что такое «ОБСТАНОВКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ» в других словарях:
ОБСТАНОВКА ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ — ВОЕННО ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА … Юридическая энциклопедия
Политическая карьера Арнольда Шварценеггера — Арнольд Шварценеггер Arnold Alois Schwarzenegger … Википедия
Политическая борьба вокруг русского языка на Украине — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Политическая борьба вокруг русского языка на Украине комплекс действий различных общественных и политических сил Украины, связанный со статусом … Википедия
Политическая ситуация в России в 1917—1918 годах — Смена власти в России в 1917 1918 годах … Википедия
обстановка — и; ж. 1. Убранство жилища или другого помещения; меблировка. Убогая о. Роскошная о. Безвкусная о. Стол и четыре стула составляют всю обстановку жилища. Я не заботился об обстановке квартиры. О. была с претензией на изысканность. 2. Театр.… … Энциклопедический словарь
обстановка — и; ж. см. тж. обстановочка 1) Убранство жилища или другого помещения; меблировка. Убогая обстано/вка. Роскошная обстано/вка. Безвкусная обстано/вка. Стол и четыре стула составляют всю обстановку жилища … Словарь многих выражений
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА — доминирующее состояние военно политических отношений субъектов политики и их военных организаций на данный момент (период) времени. Важнейшим параметром В. п.о. мирного времени является степень опасности развязывания войны (военного конфликта) … Юридическая энциклопедия
Партийно-политическая работа — ПАРТИ́ЙНО ПОЛИТИ́ЧЕСКАЯ РАБÓТА в Сов. Вооруж. Силах, составная часть руководства КПСС Вооруж. Силами, идеологич. и организаторская деятельность воен. советов, командиров, политорганов и парт. орг ций по проведению в жизнь политики партии в армии… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия
Революционная ситуация (политич. обстановка) — Революционная ситуация, политическая обстановка, предшествующая революции и характеризующаяся массовым революционным возбуждением, включением широких слоев угнетённых классов в активную борьбу против существующего строя. Р. с. служит показателем… … Большая советская энциклопедия
Методология оценки конфликтогенности общественно-политической обстановки
Зеленков Михаил Юрьевич |
доктор политических наук, кандидат военных наук
профессор, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации
125993, Россия, г. Москва, ул. Ленинградский Проспект, 49
Professor, the department of Sociology, Financial University under the Government of the Russian Federation
125993, Russia, g. Moscow, ul. Leningradskii Prospekt, 49
Просмотров статьи: 7535 c 5.5.2015
Дата направления статьи в редакцию:
Аннотация: Объектом исследования выступает общественно-политическая обстановка. Предметом исследования – методологические аспекты оценки ее конфликтогенности. Автор поставил цель на основе результатов исследования структуры и связей между элементами общественно- политической обстановки выявить и обосновать критерии, позволяющие анализировать имеющиеся в социуме противоречия и оценить уровень ее конфликтогенности. Теоретическую базу исследования составила совокупность работ по методологии оценки военно-политической обстановки и общественно-политической ситуации. Особая роль отведена обоснованию методов анализа конфликтогенности общественно-политической обстановки в социуме, регионе, мире, выявлению критериев, их характеризующих. При этом автор учитывал как солидаризирующиеся научные труды, так и альтернативные теоретические подходы и выводы. Методологической базой исследования выступил комплекс методов, эвристически и гносеологически оправданных целями и задачами работы. В первую очередь применена совокупность методов системного анализа – системно-компонентный, системно-структурный, системно-функциональный и системно-эволюционный, давшие возможность логически стройно выстроить алгоритм оценки конфликтогенности общественно-политической обстановки. Гносеологический потенциал общенаучных методов (синтез и сравнение) позволил классифицировать виды общественно-политической обстановки и адекватно выстроить последовательность оценки ее конфликтогенности. Научная новизна работы состоит в теоретическом и практическом обосновании выбора методов исследования на каждом этапе оценки конфликтогенности общественно-политической обстановки. Полученные в ходе исследования результаты привели автора к выводу о том, что каждая общественно-политическая обстановка обладает рядом факторов, которые при воздействии на общественно-политические отношения способны повысить напряженность во взаимоотношениях акторов общественно-политического процесса и привести к возникновению конфликта.
Ключевые слова: социум, общественно-политическая обстановка, актор, конфликт, общественно-политические отношения, системный анализ, прогнозирование, методы познания, этапы анализа, конфликтогенность обстановки
Abstract: The object of this research is the sociopolitical situation. The subject is the methodological aspects of assessing its conflictogenity. Based on the results of studying the structure and relations between the elements of sociopolitical situation, the author sets a goal to determine and substantiate the criteria allowing analyzing the existing social contradictions and assessing their conflictogenity. The theoretical foundation contains the works of assessment methodology for military-political and sociopolitical situation. Special role is assigned to substantiation of the tools for analyzing conflictogenity of sociopolitical situation in society, region and worldwide, as well as determination of the criteria for their characteristic. The article applies the set of methods of systemic analysis – system-component, system-structural, system-functional, and system-evolutionary for logical and neat structuring of the algorithm of assessing conflictogenity of sociopolitical situation. Gnoseological potential of general scientific methods (synthesis and comparison) allows classifying the types of sociopolitical situation and adequately structuring the sequence of assessment of its conflictogenity. The scientific novelty consists in theoretical and practical substantiation of the choice of research methods at each stage of the assessment of conflictogenity of sociopolitical situation. The acquired results lead to a conclusion that each sociopolitical situation is characterized with a number factors, which may escalate tension in relationship between actors of sociopolitical process and generate a conflict.
methods of cognition, forecasting, system analysis, socio-political relations, conflict, actor, socio-political situation, society, the stages of analysis, the conflict potential of the situation
Общественно-политическую обстановку по масштабу, числу участников, спектру действия условий и факторов ее определяющихцелесообразно классифицировать в следующем виде:
общественно-политическая обстановка в мире (международная) – расстановка акторов, их деятельность и характеристика отношений в целом мировом сообществе;
общественно-политическая обстановка в отдельном укрупненном регионе ( региональная ) планеты Земля (Восточная, Центральная и Западная Европа, Ближний, Средний или Дальний Восток, Северная, Центральная или Южная Америка и т.п.);
общественно-политическая обстановка в отдельном государстве ( национальная ) – результат изменения и усложнения внутренних условий развития государства и социума. В этом плане особое внимание привлекает внутреннее положение дел в Сирии, Ираке, Иране, Израиле, Палестине, Ливане, Афганистане, в ряде стран Европы, СНГ и Юго-Восточной Азии;
Анализ научной литературы по данной проблематике показывает, что интерес к методам выделения факторов, оказывающих влияние на конфликтогенность общественно-политической обстановки и методам их познания волнует ученый мир достаточно давно. В новейшей научной истории данный поиск стал особенно актуален после развала СССР, когда в бывших союзных республиках общественно-политическая обстановка трудно поддавалась анализу с точки зрения прогнозирования возникновения конфликтов в социуме. Среди ученых, активно работавших в данной сфере можно назвать O.A. Белькова, А.П. Дмитриева, А.Х. Шаваева, Е.В. Березкина, А.И. Позднякова, В.В. Радаева, А.И. Подберезкина, М.В. Александрова, А.В. Войтеховского, Г.М. Евелькина, С.Ю. Малкова, Л.М. Исаева, Е.В. Кузьминову и др.
Организация и запуск процедуры выработки консенсуса при наличии противоречий между акторами общественно-политического процесса являются непростой задачей, особенно когда вовлечено много сторон. Исходным пунктом данного действия выступает наличие адекватных реальности выводов о том, есть ли разумный шанс на успех. Однако, несмотря на довольно внушительный и авторитетный приведенный нами список ученых, в научной среде эффективных методологических подходов к оценке конфликтогенности общественно-политической обстановки так и не выработано. Данное обстоятельство и определяет актуальность настоящей работы.
Критерии оценки состояний общественно-политической обстановки и их характеристика
Проведенное исследование показало, что важным методологическим основанием оценки конфликтогенности будет выступать классификация основных типичных состояний общественно-политической обстановки по уровню напряженности отношений между ее акторами. По данному основанию можно выделить четыре вида общественно-политической обстановки. При этом истинность полученного результата будет зависеть от правильного выбора и обоснования системы признаков (критериев), под которыми понимаются субъективные эквиваленты наиболее важных сторон и аспектов обстановки, сложившиеся и нашедшие свое подтверждение в ходе практики. Особо следует отметить, что определение конкретных признаков (критериев) и расстановка соответствующих акцентов на тех или иных характеристиках обстановки будут зависеть от целей ее оценки. В нашем случае – это определение уровня конфликтогенности общественно-политической обстановки.
Перечислим и раскроем виды общественно-политической обстановки и их признаки (критерии).
1. Спокойная (мирная, стабильная, нормальная) обстановка. Данный вид обстановки характеризуется тем, что в нем преобладают мирные, добрососедские партнерские или даже дружеские (союзнические) отношения между акторами общественно-политического процесса. Конкретными признаками (критериями) этого состояния выделим следующие:
между акторами общественно-политической жизни поддерживаются стабильно конструктивные отношения, идет процесс прогрессивного развития социума, по спорным вопросам или появляющимся разногласиям проводятся переговоры в интересах достижения консенсуса, расширяются меры доверия;
отношения между акторами общественно-политической жизни строятся в рамках политических, дипломатических, этнических, национальных и правовых норм, с соблюдением заключенных договоров, соглашений и т.д., а общественно-политическая деятельность и действия, предпринимаемые в ее рамках акторами, не выходят за границы обычного и не вызывают особых опасений в социуме;
в средствах массовой информации, сети Интернет нет «нагнетания страстей», политическая риторика не содержит конфликтогенов, возникающие проблемы и противоречия излагаются в спокойном тоне.
2. Напряженная (обостренная) обстановка. Эта обстановка возникает тогда, когда между акторами общественно-политической жизниусиливаются, обостряются противоречия, растет взаимное недоверие. Признаки (критерии) такого обострения, как правило, следующие:
в публичных выступлениях, средствах массовой информации, сети Интернет, особенно в социальных сетях появляются устные и письменные заявления лидеров общественно-политических объединений, социальных групп (общностей), содержащие ярко выраженные конфликтогены, резкие выпады в адрес противоборствующей стороны, предъявление взаимных претензий;
происходит свертывание добрососедских контактов, переговорного процесса по урегулированию имеющихся разногласий, осуществляются «резкие движения» в силовой и правовой сфере, опасные передвижения сил и средств правоохранительных органов и силовых ведомств, демонстрация силы, изменения установок доктрин, стратегий, концепций и т.д.;
3. Предконфликтная обстановка. Данная обстановка характеризуется тем, что отношения между общественно-политическими акторами по разрешению имеющихся противоречий доходят до взрывоопасной черты, ярко выражается потенциальная опасность, готовая перерасти в прямую угрозу оппонентам. Основные признаки (критерии) предконфликтного состояния:
действия одного из акторов общественно-политического процесса существенно дестабилизируют сложившейся порядок, затрагивают потребности и интересы других акторов, противоречат ранее принятым стратегиям, доктринам и концепциям, подписанным договорам, конвенциям и соглашениям;
лидеры общественно-политических объединений, социальных образований выступают с жесткими заявлениями, угрозами, предупреждениями, ультиматумами по отношению к оппонентам;
расширяется спектр конфронтационных действий, осуществляются угрозы силой, нарушения общественного порядка, перемещения в «горячие районы» представителей силовых и правоохранительных структур, вооружений и т.д.;
ужесточается тон средств массовой информации, сети Интернет, разворачиваются идеологические, политические и информационно-психологические акции и операции, существенно увеличивается число фейковых новостей провокационного характера.
Таким образом, рассмотренные нами виды оценки конфликтогенности общественно-политической обстановки и выведенные их критерии имеют важное методологическое значение для темы исследования, поскольку от адекватности оценки зависят дальнейшие действия акторов по снижению или повышению уровня конфликтогенности обстановки.
Проведенное исследование позволило также выявить и обосновать два важных обстоятельства, характерные для современного мира, о взаимном влиянии процесса зарождения конфликта в социуме и смены состояний общественно-политической обстановки.
Во-первых,обострение общественно-политической обстановки, возникновение предконфликтного состояния и конфликта может стать следствием преднамеренных действий одной или обеих сторон (конфликт на Украине в 2014 г. – Майдан), могут быть спровоцированы внешними силами (действия США по развязыванию конфликта на Украине в 2014 г. и свержению законно избранного президента Украины В.Ф. Януковича) или наступить случайно в ходе урегулирования противоречий на фоне общей напряженности общественно-политических и международных отношений (появление на территории Украины такого «горячего» региона как Донбасс – образование ДНР и ЛНР или на территории Грузии – Абхазии и Южной Осетии).
Во-вторых,упомянутые состояния общественно-политической обстановки не следует рассматривать как обязательно последовательно сменяющие друг друга, как своего рода ступени эскалации. Общественно-политический процесс развивается под влиянием многих объективных и субъективных факторов. Здесь действуют и соображения секретности, маскировка подлинных намерений, дезинформация. В этих условиях возможны резкие и неожиданные переходы к любому возможному состоянию общественно-политической обстановки, минуя промежуточные фазы. Спокойная обстановка может мгновенно перерасти в предконфликтную и конфликт (например, отношения между Израилем и Палестиной, которые, начиная с 1947 г. прошли через все эти фазы как линейно последовательно, так в отдельных случаях и минуя промежуточные). Конфликт, в свою очередь, может благополучно разрешиться и перейти в фазу нормальных и стабильных общественно-политических отношений (например, конфликт на территории Казахстана, возникший на этнической почве после развала СССР и преодоленный в короткие сроки благодаря грамотным действиям президента Н. Назарбаева).
Методологические аспекты этапов оценки конфликтогенности общественно-политической обстановки
Результаты исследования научных работ, раскрывающих содержание различных видов обстановки [4-6; 10-13] позволяют сделать вывод, что наиболее часто в ее содержание включают: характеристику состава, расстановки и соотношения различных акторов (противники, союзники, нейтральные силы), их интересы, цели, решения, планы, практические действия и их результаты, уровень напряженности и стабильности отношений между акторами, общее соотношение слагаемых потенциала данных акторов и др. Применив к полученным результатам нашего анализа метод синтеза, дадим определение: « Общественно-политическая обстановка – это состав общественно-политических акторов в оцениваемом географическом пространстве (мире, регионе, государстве и т.д.), их потребности, интересы, цели, планы, возможности (средства), состояние отношений между ними, характер предпринимаемых действий, а также условия и факторы, влияющие на использование ими силы при разрешении возникающих противоречий».
Однако традиционный структурно-компонентный подход в данном случае не позволяет однозначно провести выделение всех акторов. Проблема здесь кроется в том, что на состояние конфликтогенности общественно-политической обстановки в большей степени влияют не сколько сами акторы, а сколько связи между ними, которые укоренены в системности обстановки. Решение данной проблемы возможно в случае применения аналитиком системно-компонентного анализа, позволяющего рассматривать акторов общественно-политической обстановки как ее подсистемы.
Кроме того, данный метод дает возможность оценки совокупного потенциала акторов (политического, духовного, социального, экономического, морально-психологического, информационного, конфликтогенного и т.д.). Для его оценки автором была выведена линейка критериев:
связность – степень, в которой влияние акторов на развитие общественно-политических отношений осуществляется в тесной взаимосвязи с деятельностью других акторов.
Таким образом, применение системно-компонентного подхода позволяет аналитику более четко выделить всех общественно-политических акторов, действующих в заданном географическом пространстве, рассмотреть их как сложные системы с выделением как частного, так и общего, а также внутрисистемных связей между ними.
Методологический аспект данного этапа состоит в обоснованном и адекватном выборе метода анализа. В арсенале теории познания имеется широкий спектр методов. Как правило, аналитики применяют на данном этапе системный подход. Однако опыт практической деятельности автора позволяет утверждать, что системный анализ в чистом виде сосредоточивает внимание аналитика преимущественно на системности исследуемых отношений. При этом проблема их генезиса и развития остается в тени. Так, например, многие политологи, анализируя конфликтогенность общественно-политической обстановки на Украине в 2014 г. и причины свержения законного президента страны В.Ф. Януковича, очень часто в качестве источника конфликта называли отказ главы государства от сближения с ЕС. В то же время, как показали дальнейшие события, спектр источников состоявшегося майдана был представлен широкой палитрой отношений в социуме: от коррупции верхних и средних эшелонов власти до этнических и религиозных разногласий среди украинского народа.
Дружеские общественно-политические отношения – это такие отношения сотрудничества, при которых помощь может быть оказана и в ущерб собственным интересам акторов, но интересам несущественным. Именно такой характеристикой сегодня можно назвать отношения России и Белоруссии, России и Казахстана.
Союзнические общественно-политические отношения предполагают взаимопомощь в т.ч. в ущерб жизненно важным интересам акторов, вплоть до вступления в войну в случае нападения на союзника. Данный вид отношений ярко выражен в социумах государств, входящих в те или иные союзы: ОДКБ, НАТО, СНГ, ЕС, ШОС и т.п.
Враждебные общественно-политические отношения отличаются от напряженных тем, что борьба между акторами выходит за рамки морали и права, но до применения вооруженного насилия дело не доходит. Наиболее характерны данные отношения для современных обществ Западной Европы (Испания, Франция, Великобритания).
Конфликтные общественно-политические отношения характерны применением акторами насилия во всех масштабах, формах и способах, включая и войну. Сегодня к данному виду относятся отношения между различными этническими и религиозными группировками на территории Сирии, Афганистана, Сомали, Украины, Нигерии и др.
Таким образом, применение системно-структурного анализа позволяет более полно раскрыть статику общественно-политических отношений в заданном географическом пространстве, системно оценить их преемственность, характер, статус, полноту по всему спектру масштаба, выявить степень соответствия реального характера этих отношений и его оценки акторами общественно-политического процесса. При этом из общего комплекса общественно-политических отношений предусматривается выделение процесса нарастания конфликтогенности обстановки в качестве самостоятельной функциональной подсистемы со своей внутренней организацией акторов и связей между ними.
Третий этап. Цель данного этапа – на основе полученных статических данных проведение анализа динамической составляющей общественно-политической обстановки. Функциональное взаимодействие одного актора общественно-политической обстановки в системе отношений с другими акторами есть общественно-политическая деятельность, которую целесообразно всесторонне изучить, оценивая конфликтогенность общественно-политической обстановки в динамическом аспекте. Отметим, что данная деятельность развертывается как линейная последовательность формирования потребностей, интересов, целей, разработки и принятия решений, их практической реализации и контроля получаемых результатов.
Апробация результатов исследования на практике показала, что в ходе анализа следует выделить отдельно функции ведущих и второстепенных акторов. Для каждой из них должны быть обозначены функции, выполняющие инициирующую роль в зарождении или урегулировании конфликтной ситуации. В качестве показателей (критериев), которые необходимо оценивать применительно к каждому актору в заданном географическом пространстве (применительно к отдельной стране, союзу государств и т.п.) были выбраны следующие:
политические, экономические, духовные, социальные потребности, интересы, мотивы и стимулы действий одного актора, представляющие опасность или угрозу для другого актора общественно-политического процесса;
уровень и содержание знаний актора о реально сложившейся общественно-политической обстановке в заданном географическом пространстве, его намерения и цели;
разрабатываемые и принятые к реализации решения, планы и программы по снижению социальной напряженности, урегулированию конфликтной ситуации или существующего конфликта;
реально осуществляемые действия актора (акции, мероприятия, операции и т.п.), их средства, методы, способы и формы, результаты, а также уровень организации и управления;
степень соответствия поставленных целей и реально получаемых результатов.
Таким образом, применение системно-функционального анализа дает возможность понять цели акторов общественно-политической обстановки посредством познания функций их общественно-политической деятельности.
Четвертый этап. Цель данного этапа – оценка конфликтогенности общественно-политической обстановки с точки зрения необратимости эволюции состава ее элементов (подсистем), структуры, процесса функционирования. Выявление тенденций эволюции как раз и составляет сущность данного этапа. Научная и политическая практика показывают, что эволюция конфликтогенности общественно-политической обстановки должна анализироваться по фазам, которые характерны для развития конфликтов (зарождение, протекание и затухание конфликта) и по ступеням шкалы характера общественно-политических отношений (союзнические – дружеские – партнерские – нейтральные – напряженные – конфликтные – враждебные отношения и наоборот).
Как показывает мировой и отечественный опыт, наибольший эффект для аналитика дает применение на данном этапе системно-эволюционного анализа, позволяющего исследовать конфликтогенность общественно-политической обстановки как систему, изменение которой характеризуется в таких системных характеристиках как устойчивость, стабильность, целостность, равновесие и др. Использование идей и принципов системно-эволюционного подхода позволит учесть сложность конфликтогенности общественно-политической обстановки, ее связь с политическими, экономическими, духовными, социальными, трудовыми, информационными и другими входными и внутренними потоками, каждый из которых может выступить в роли конфликтогенного фактора.
Потребность применения системно-эволюционного подхода в методологии нашего исследования объясняется также тем, что он позволяет на комплексной основе проводить оценку эффективности применяемых на том, или ином временном интервале способов и средств снижения уровня конфликтогенности обстановки, искать причины нарастания конфликтной ситуации, а не фрагментарно ее фиксировать. В качестве показателей (критериев) были выбраны: состояние общественно-политической обстановки, его уровень устойчивости и надежности в заранее оговоренных временных и пространственных параметрах; тенденции развития общественно-политической обстановки, а также основные факторы, детерминирующие ее необратимые изменения.
С появлением в XXI веке высокоскоростных компьютеров и адекватного программного обеспечения для прогнозирования тенденций эволюции развития общественно-политической обстановки применяются разнообразные цифровые модели, которые весьма широко используются аналитиками и ситуационными центрами при различных органах власти и управления, аналитическими организациями. Известны также модели оценки конфликтогенности общественно-политической обстановки, построенные по типу экспертных систем. Можно утверждать, что применение интеллектуальных систем поддержки процесса оценки конфликтогенности общественно-политической обстановки является одним из наиболее перспективных направлений качественного совершенствования данной деятельности. Разработка интеллектуальных систем для ситуационных центров, занимающихся оценкой общественно-политической обстановки, сегодня рассматривается как задача, которая в ближайшем будущем может дать значительный прирост эффективности предупреждения и урегулирования конфликтов в социуме, особенно по части выявления и оценки конфликтной ситуации, а также выбора стратегии поведения в конфликте. Представляется, что методологической основой данного вида деятельности должны стать методы: экстраполяции тенденций, факторного анализа, сценариев.
Применение метода экстраполяции тенденций в прогнозировании обосновывается тем, что общественно-политические процессы и тем более тенденции обычно инерционны. Поэтому логично предположить, что имевший место в прошлом и настоящем вектор изменений отдельных элементов общественно-политической обстановки сохранит свое направление и в будущем. Однако здесь возникает проблема периодичности обновления информации об общественно-политической обстановке. В этой связи представляют интерес расчеты одного из руководителей американской военной разведки в годы первой и второй мировых войн, бригадного генерала В. Плэтта, который считал, что:
«оперативно-тактическая разведывательная информация теряет ценность по норме – 10% в день (полное «обнуление» за 2 месяца);
информация стратегической разведки во время войны – 10% в месяц (50% – потеря информации за 6 месяцев; близка к нулю – за 2,5 года);
информация стратегической разведки в мирное время – 20% в год (потеря 50% информации за 3 года);
Методология применения метода сценариев базируется на необходимости составления наиболее вероятных нормативных, вариантных, контурных (общие) планов-прогнозов возможного хода событий в имеющихся конфликтной ситуации или конфликте, включающих описание содержания и порядка действий противоборствующих сторон, делающих этот ход событий более или менее предопределенным. Построение вероятностных, альтернативных сценариев возможных событий в будущем или настоящем конфликте, даже если на практике ни один из них полностью не реализуется, всегда целесообразно, ибо помогает понять ход этих событий, уменьшает риск быть застигнутым врасплох.
Обобщение результатов реализации системного подхода к оценке конфликтогенности общественно-политической обстановки и принятие решения о присвоении ей того или иного статуса проводится на основе использования двух методов познания.
Во-первых, метода синтеза. Обоснование применения данного метода познания вытекает из необходимости объединения результатов этапов проведенного анализа в единое целое. Связано это с тем, что конфликтогенность общественно-политической обстановки представляет собой целое, которое, говоря словами Аристотеля, «больше, чем сумма его частей».
Во-вторых, метода сравнения, который необходим аналитику для того, чтобы сопоставить полученные результаты целого с выявленными нами ранее критериями оценки вида обстановки и принять решение об уровне ее конфликтогенности: спокойная, напряженная, предконфликтная или конфликтная.