Что такое общественная мысль

§ 3. Общественная мысль

Консервативная оппозиция. Идеолог родовитого дворянства, государственный деятель и историк М.М. Щербатов из всех форм правления отдавал предпочтение самодержавной монар­хии, в которой бы у кормила власти стояла дворянская аристо­кратия. Он отстаивал исключительные права и привилегии дво­рянства, не признавая «худородных» выскочек, получивших дворянство по Табели о рангах. В Уложенной комиссии и в сво­их сочинениях он выступал за незыблемость крепостного права, полагая, что освобождение крестьян приведет к запустению страны и разорению дворянства. Щербатов критиковал прави­тельство и Екатерину II с консервативных позиций. В памфлете «О повреждении нравов в России», написанном в 1786—1789 гг. (опубликован А.И. Герценом в 1858 г.), он выступал с осуждени­ем политики и морали екатерининского царствования. Щерба­тов считал, что разлад в русском обществе начался с петровских реформ, которые нарушили «простоту» русской жизни. Свой идеал государства он представил в сочинении «Путешествие в землю Офирскую», написанном в фантастическом жанре.

Н.И. Новиков и русское просветительство. Н.И. Новиков (1744—1818) олицетворял русское просветительство со всеми его лучшими чертами — обличением помещичьего произвола, со­чувствием к крестьянам, гуманностью, патриотизмом, любовью к просвещению. Он верил в просвещенного монарха и благо­творную роль воспитания в переустройстве общества.

Новиков не оставил обширных сочинений с изложением своих взглядов. Он выразил их в просветительской издательской деятельности. В сатирическом журнале «Трутень», выходившем с эпиграфом «Они работают, а вы их труд ядите», он обрушился на «жестокосердие» помещиков. Смело Новиков вступил с по­лемику со «Всякой всячиной», журналом, за изданием которого стояла сама императрица, осмеивая безликость «улыбчивой» са­тиры. После закрытия «Трутня» Новиков продолжил критику крепостничества и защиту крестьян в журнале «Живописец», обличение галломании дворянства в журналах «Пустомеля» и «Кошелек». Объектом сатиры в новиковских журналах были не только дворянство, опора империи, но и государственная систе­ма, построенная на взяточничестве, казнокрадстве и судебном произволе. Новиков видел причину тяжелого положения кресть­янства в крепостной зависимости, но не предлагал путей иско­ренения существовавшего положения, кроме воспитательных мер. Ему казалось, что можно убедить монарха и помещиков в негуманности крепостничества и деспотизма, и власть восста­новит справедливость.

Книгоиздательская деятельность Новикова в Москве и по­мощь крестьянам во время голода в 1787 г. вызвали недовольство Екатерины II. Подозрения усиливались из-за того, что он был влиятельной фигурой в масонских кругах. В масонских ложах императрица видела возможность заговора против власти. По­пытки Новикова установить масонские связи с наследником пре­стола Павлом Петровичем только усугубили положение.

В развитие общественной мысли второй половины XVIII в. внесли свой вклад и другие просветители — А.Я. Поленов, С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский, И.А. Крылов, Д.И. Фонви­зин. Профессор Московского университета Десницкий, полу­чивший степень доктора права в университете Глазго, отстаивал право свободно распоряжаться собственностью по отношению к вещам, но не к людям. Продажу крепостных крестьян без семьи и земли считал противной «человеколюбию» и «пагубной» для государства. Природу неравенства людей и основу власти он свя­зывал с отношениями собственности. Он выступал за гуманизацию наказаний и равенство всех сословий перед судом, полагая, что за равное преступление должно следовать равное наказание.

В отличие от других просветителей Козельский придержи­вался взгляда о необходимости сначала изменить правовое по­ложение народа, а затем заниматься его просвещением, так как просвещение еще не есть условие «истинной справедливости». Он не отвергал идею просвещенного монарха, но оставлял за народом право бороться за изменение своего положения. Его идеалом было общество, в котором не было богатых и бедных, а частная собственность существовала только за счет личного труда граждан.

«Бунтовщик хуже Пугачева». С радикальными идеями в от­ношении самодержавия и крепостного права выступил А.Н. Ра­дищев (1749—1802). Наиболее известным его сочинением явля­ется книга «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), напечатанная в домашней типографии автора тиражом в 650 эк­земпляров. Радищев видел причину всех зол в крепостничестве и тирании. В «Путешествии. » поначалу приводится либераль­ный «Проект в будущем», согласно которому в процветающем государстве царит мудрый монарх — сторонник свободы и ра­венства людей перед законом, умеренности наказаний, граж­данского равноправия крестьян и их права собственности на землю.

Вольтерьянство и масонство. Последние десятилетия XVIII в. отмечены напряженными духовными исканиями в среде обра­зованной части русского общества. Просветительские идеалы несли с собой не только освобождение личности и пробуждение ее гражданского достоинства, но и разрушительный заряд отри­цания традиционной системы ценностей. Философы века Про­свещения выступали с критикой церкви, обрушивались на ре­лигиозные суеверия и предрассудки, отвергали догмы и культ церкви. Поиски смысла и правды жизни, разочарование в окру­жающем мире, антиклерикальные настроения вылились для не­которых дворян в явление, названное самими современниками вольтерьянством. В России оно представляло не столько знание учения Вольтера, сколько «дух отрицания», определенный образ мыслей и поведения. Для одних Вольтер оставался лишь модой,

у других его сочинения рождали мучительные сомнения в вере, давали толчок к формированию критического отношения к окру­жающему миру.

Увлеченность Вольтером «подогревалась» сверху: императри­ца с ним переписывалась, его сочинения издавались в России. Но вольтерьянство по сути подтачивало основы общества. Фран­цузская революция стала рубежом в восприятии русским обще­ством Вольтера.

Вольтерьянство часто отождествляется с масонством, но это не совсем верно. Не все русские вольтерьянцы были масонами, но многие будущие масоны испытали на себе сильное воздей­ствие французских просветителей, в том числе и Вольтера. Но­виков стал масоном, находясь «на распутье между вольтерьян­ством и религией».

Крестьянская война 1773—1775 гг. поставила просветителя перед тяжелым выбором: униженные крестьяне продемонстри­ровали не меньшую жестокость, чем угнетатели. Идеи француз­ских просветителей давали различные варианты объяснения со­циальных явлений с точки зрения разумного начала, масонство предлагало познать самого себя, воздвигнуть «внутренний храм», приблизиться к евангельским идеалам путем самосовер­шенствования.

Масонство отличается сложной внутренней структурой и сим­воликой в сочетании с многочисленными идейными течениями. В России масонство было представлено различными ложами, подчинявшимся английской, шведской и шведско-берлинской системам. Мистическое течение в масонстве было представлено розенкрейцерством, центром которого в России в 80-е гг. стала Москва.

Практическая деятельность, книгоиздание и благотвори­тельность московских розенкрейцеров стала заметным обще­ственным явлением. Культу разума, материализму и атеизму французских просветителей московские розенкрейцеры пыта­лись противопоставить истинную веру. Если у Вольтера обще­ственные пороки — следствие предрассудков, условностей и не­справедливости, то у масонов они вытекают из несовершенства человеческой природы и первородного греха. Единственный путь спасения они видели в возвращении к Богу по пути, ука­занному Христом, воплотившим идеал человека. Для этого ма­соны предлагали совершенствовать не столько разум, познаю­щий внешнюю сторону явлений, сколько нравственную сторону личности, через самопознание добиваться внутренней связи с Богом.

Источник

2. Общественная мысль

2. Общественная мысль

Общественная мысль не только отражала глубинные процессы, происходившие в России, но и оказывала на них заметное влияние.

2.1. В центре внимания общественной мысли первой четверти XVIII в. находились основные экономические и политические проблемы страны, цели и результаты петровских реформ.

• Выдающиеся мыслители этого периода Ф. Прокопович, А. Кантемир, П. П. Шафиров с рационалистических позиций обосновывали необходимость преобразований для преодоления экономической и культурной отсталости России. Сочинения Прокоповича («Правда воли монаршей», «Слово о власти и чести царской») отстаивали право монарха на неограниченную власть, исходя из «особой природы» русского народа.

И. Т. Посошков («Книга о скудости и богатстве», переданная Петру I и опубликованная значительно позднее), в целом одобряя преобразования, пытался совместить элементы рационализма, идеи «государственной пользы» с развитием русских традиций, требовавших освящения любых перемен воздействием «Божьей благодати».

2.2. К середине столетия все большее распространение в общественной мысли России получали понятия «общего добра» и «общего блага», которые постепенно наполнялись новым содержанием. Под общим благом чаще понималось благо укреплявшегося российского государства.

2.3. В общественном сознании все более возрастал интерес к человеческой личности, но представления о несовместимости крепостничества с естественными правами человека еще не начали формироваться.

2.4. В 30-х гг. в России получили распространение идеи масонства – религиозно-этического движения, охватившего в XVIII в. практически всю Европу. Проблемы происхождения и развития масонства в России относятся к числу наиболее запутанных и сложных в истории русской культуры. Характер деятельности масонских лож претерпел существенные изменения на протяжении своей истории. Наиболее распространена точка зрения, что на первом этапе масонство в России было исключительно модным явлением, заимствованным с Запада; вступление в орден давало возможность приобщиться к знаменитой масонской «тайне» и войти в круг представителей «сильных мира сего». Один из первых русских масонов И. П. Елагин назвал масонство «игрушкой для праздных умов». К середине столетия отчетливо проявился филантропический, религиозно-просветительский характер деятельности масонов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 2. Общественная мысль и культура Древней Руси

§ 2. Общественная мысль и культура Древней Руси Духовная жизнь древнерусского общества перед крещением. В X в. в культурном отношении древнерусское общество было еще достаточно однородным, несмотря на выделение княжеской дружины с ее особым образом жизни, резко отличным

§ 1. Общественная мысль

§ 1. Общественная мысль Русское общество и идеи Французской революции. Нарубеже XVIII–XIX вв. русское общество находилось под прямым и сильным впечатлением событий и идей Французской революции. Взятие Бастилии 14 июля 1789 г., присяга Людовика XVI конституции, принципы

Сёгунат Токугава. Культура, общественная мысль и религия

Сёгунат Токугава. Культура, общественная мысль и религия С установлением власти Токугава в Японии широкое распространение получили конфуцианские идеи в интерпретации философа Чжу Си. Он провозглашал незыблемость существующего порядка, обязательное подчинение младших

ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ, ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ, ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО Макиавелли (1469–1527), секретарь флорентийского правительства в период антимедичейской республики, в трактате «Государь» обращается к дому Медичи с призывом освободить Италию от варваров. Гвиччардини пишет первую «Историю

Глава 6. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ XIX в.

Глава 6. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ XIX в. § 1. Национальные корни отечественной культуры и иностранные влияния.«Золотой век» русской культурыТермин «культура» происходит от латинского слова «cultura», означающего возделывание, обрабатывание. В широком

2. Общественная мысль

2. Общественная мысль Общественная мысль не только отражала глубинные процессы, происходившие в России, но и оказывала на них заметное влияние.2.1. В центре внимания общественной мысли первой четверти XVIII в. находились основные экономические и политические проблемы

2. Общественная мысль

2. Общественная мысль Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную.2.1. Идеи

3. Быт и общественная мысль

3. Быт и общественная мысль В сочинениях религиозных вольнодумцев-еретиков XVI в. проповедуются смелые суждения о необходимости «дешевой» церкви, бессмысленности церковных таинств, икон. Оспариваются тезисы о троичности Бога, непорочном зачатии. Провозглашается

4. Литература и общественная мысль. Театр

4. Литература и общественная мысль. Театр В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской. Народное творчество было устным. Дворянская литература XVIII в. развивалась в русле классицизма. Основным направлением в литературе был

3. Литература и общественная мысль

3. Литература и общественная мысль В литературе 1-й половины XIX в. сосуществовали различные художественные направления:1) классицизм;2) сентиментализм;3) предромантизм;4) романтизм;5) реализм.В это время создают свои произведения А С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В.

4. Литература и общественная мысль

4. Литература и общественная мысль Художественная литература 2-й половины XIX в. продолжала традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Столкновение идей, нравственные проблемы, новые явления в общественной жизни, пути развития России – эти и другие темы волновали героев

4. Общественная мысль. Уровень жизни

4. Общественная мысль. Уровень жизни Во 2-й половине 1960-х гг. в стране начинается рост диссидентского движения. Оно получило широкое распространение среди интеллигенции крупных городов. Понятие «диссидентство» включало в себя различные проявления. Деятели культуры,

2. Наука, литература и общественная мысль

2. Наука, литература и общественная мысль В эпоху Возрождения были сделаны великие открытия в:1) астрономии (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей);2) медицине (Ф. Парацельс и др.);3) математике (Дж. Кардано и др.);4) географии;5) геологии;6) зоологии;7) ботанике и

4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода

4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода Человек перестал быть мерой всех вещей, как это было в эпоху Просвещения. Активно развивалось движение за равноправие полов. Ослабло влияние религии на человека.Стремясь распространить католицизм, церковь начинает

Источник

Социальное мышление: происхождение, из чего оно состоит, примеры

Содержание:

Всоциальное мышление Это своего рода рефлексия, которая анализирует различные элементы общества, в котором живет человек. С его помощью люди задают себе вопросы о том, почему все так, как есть, и ищут способы их улучшить.

С другой стороны, это также подразумевает все те мысли, которые возникают у человека из-за принадлежности к определенному обществу. Таким образом, социальная мысль изучается несколькими различными дисциплинами; среди них социальная психология, социология, история и философия.

По мнению некоторых социологов, социальная мысль возникает из-за потребности высших классов оправдать свое господство над низшими. Впервые он был зарегистрирован в Древней Греции, в таких произведениях, как Платон или Аристотель; в них эти философы стремились создать идеальное общество или исследовать современное.

В этой статье мы рассмотрим некоторые из наиболее распространенных идей социальной мысли, а также их эволюцию на протяжении всей истории.

Происхождение

Ранние мыслители

Социальная мысль как таковая возникла в трудах некоторых из первых великих западных философов. Одним из тех, кто приложил максимум усилий для изучения того, как работает общество и как его улучшить, был Платон, написавший такие произведения, как «Республика».

В этой работе философ проанализировал различные секторы, составлявшие общество того времени. Позже он попытался разработать систему, в которой все они были бы бесшовно интегрированы; таким образом, он хотел добиться максимальной эффективности для своей страны посредством рационального анализа.

Позднее самый важный ученик Платона, Аристотель, решил заняться работой своего учителя о структуре общества. Однако вместо того, чтобы пытаться создать идеальную систему, он был озабочен только тем, чтобы больше исследовать ту, которая существовала в то время.

Таким образом Политика Аристотеля. В этой работе он проанализировал греческое общество, взяв в качестве точки анализа различные существующие классы и взаимодействие между ними. Таким образом, он пытался понять, почему дела обстоят определенным образом, в дополнение к некоторому оправданию установленного порядка.

Средние века и современность

В течение столетий после падения Римской империи в центре внимания исследователей социальной мысли прошел ряд отдельных этапов. Первый был связан с попыткой оправдать сословия и феодальные общества с религиозной точки зрения.

Таким образом, такие мыслители, как Санто-Томас де Акино или Агустин де Хипона, пытались изучить, какой тип общества Бог хотел, чтобы оно существовало; и в своей теоретической работе они пытались разработать систему, с помощью которой можно было бы достичь этого идеала.

Спустя столетия, уже в эпоху Просвещения, философы и мыслители начали беспокоиться о других вопросах. Одной из важнейших идей того времени была идея общественного договора: причина возникновения первых обществ и способ их возникновения.

В это время выделяются такие авторы, как Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо или Джон Локк. Эти три философа полностью разошлись в своих представлениях об изначальной природе человека, о смысле существования современных обществ и о том, нужно ли их поддерживать или нет.

Наконец, в конце Нового времени возникло несколько течений, которые изучали все неудачи обществ и пытались обосновать необходимость их уничтожения или отказа от них. Среди них самыми известными, несомненно, были Карл Маркс и Фридрих Ницше.

Их идеи сильно повлияли на несколько великих трагедий 20 века, таких как Русская революция или Вторая мировая война. Однако они заложили основы критического мышления об обществе и последующих попыток улучшить его или превзойти его.

Что такое общественная мысль?

Социальная мысль на протяжении всей истории затрагивала несколько центральных тем. Даже сегодня они остаются практически такими же. Далее мы увидим, какие из них самые важные.

Идеальное общество

Таким образом, некоторые мыслители считают, что было бы лучше жить в обществе, в котором все люди были бы полностью свободны. Другие, напротив, считают, что жесткий контроль со стороны какой-то власти необходим для обеспечения благополучия населения.

Возникновение обществ

С одной стороны, такие философы, как Агустин де Гуадаликс, рассматривали общества как продолжение воли Бога. Другие, например Джон Локк, были более прагматичными и думали, что это способ защитить частную собственность.

Маркс, со своей стороны, считал, что общества возникли для того, чтобы немногие могли контролировать средства производства.

Влияние общества на людей

В основном со времен постмодернизма социальные мыслители начали беспокоиться о том, как общество, в котором мы живем, влияет на наш образ мышления. Это работа таких дисциплин, как социальная психология и социология.

Таким образом, в последнее время была предпринята попытка деконструировать убеждения, отношения и точки зрения, которые предположительно внушались обществом. Эта область еще недостаточно изучена, но приобретает все большее значение.

Примеры

Вот конкурирующие примеры анализа общества двумя наиболее известными авторами социальной мысли: Руссо и Гоббсом.

Руссо считал, что в естественном состоянии люди хороши и невинны. Сначала мы счастливо жили на природе.

Однако появление частной собственности заставило нас не доверять друг другу, и мы увидели необходимость создания правительства, которое защищало бы нашу собственность. Поэтому он считал современные общества ошибкой.

Гоббс, со своей стороны, считал, что люди злы по своей природе. Согласно его теории, до общества мы все были в постоянной войне со всеми.

Таким образом, общество возникло как способ контролировать и защищать себя. Таким образом, он считал, что это что-то необходимое для достижения определенного благополучия.

Ссылки

Углерод: свойства, структура, получение, применение

План Такубая: предыстория, цели, последствия

Источник

История России XVII–XVIII вв.

Что такое общественная мысль. Смотреть фото Что такое общественная мысль. Смотреть картинку Что такое общественная мысль. Картинка про Что такое общественная мысль. Фото Что такое общественная мысль

Общественная мысль

Два великих события второй половины XVIII в. потрясли умы: Великая французская революция, имевшая международное значение, и Крестьянская война в России, показавшая непримиримость интересов помещика и крепостного крестьянина.

И если Крестьянская война показала иллюзорность официальной концепции о гармонии интересов сословий, то события во Франции указывали возможный путь разрешения этого противоречия и одновременно наталкивали на мысль об особом пути для России, отличном от Запада. Но каким должен быть этот путь? Так или иначе, росло осознание необходимости изменения в существующем порядке вещей. Полемика вокруг этого развернулась еще в Уложенной комиссии.

Идеолог родовитого дворянства, видный историк и государственный деятель князь Михаил Михайлович Щербатов (1733–1790) ратовал за безусловное сохранение самодержавия и крепостного права при ведущей роли в обществе родовитого дворянства. И с этих позиций он критиковал петровскую Табель о рангах, благодаря которой в среду дворян проникли выходцы из «подлых» сословий. Его идеалом здесь была допетровская Россия, которую он противопоставлял современному ему обществу, где господствовала, как он полагал, свобода нравов. Эту мысль он выразил в «Записке о повреждении нравов», не предназначенную для публикации. Она издана была впервые почти через 100 лет только А.И. Герценым.

В дворянской среде во второй половине XVIII столетия четко обозначается мысль о том, что крепостное право – та платформа, которая определяла главные стороны жизни общества – есть зло, и в связи с этим ставился вопрос о путях совершенствования общественных отношений. И здесь отчетливо прослеживаются две тенденции. В основе первой – принцип нравственного совершенствования человека. Наиболее видным представителем, проповедующим этот принцип, был Н.И. Новиков. На другом полюсе – А.Н. Радищев и его немногие единомышленники, полагавшие необходимость насильственного уничтожения самодержавия и крепостнических отношений. Между этими крайностями располагались иные точки зрения.

Николай Иванович Новиков (1744–1818) – выдающийся русский просветитель, писатель-сатирик, журналист, книгоиздатель. В молодые годы служил в гвардии и как участник дворцового переворота, приведшего к власти Екатерину II, был ею замечен. Принимая участие в работе Комиссии по составлению нового Уложения, он мог увидеть российские реалии во всей их противоречивости. В эти годы сложились его просветительские убеждения. Он был преисполнен чувства активного неприятия того, что видел вокруг себя.

Выйдя в отставку, Новиков стал издавать сатирический журнал «Трутень». Уже само его название свидетельствовало о сатирической направленности. Праздная жизнь одних, утверждал Новиков, возможна только потому, что ее обеспечивал тяжкий труд подневольных людей. Праздность сопровождали бездуховность, невежество и, как следствие, карикатурное подражание зарубежной моде – вот те пороки, которые он беспощадно бичевал с позиций высокого нравственного идеала. Его оппонентом стал журнал «Всякая всячина». В противовес Новикову он выступал с позиции «улыбательной сатиры». Издателем журнала была сама императрица. Проявив мужество, Новиков смело и весьма успешно вступил с ней в полемику. В итоге его журнал был закрыт, но на смену пришли журналы того же направления: «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек», пользовавшиеся большим успехом у нового демократического читателя.

Издание сатирических журналов стало лишь прелюдией к главному делу жизни Новикова – просветительской деятельности. В ее основе лежала убежденность, что общество можно изменить, нужно только, чтобы его члены строили свою жизнь исходя из высоких нравственных принципов, идеи братства всех людей. Одним из препятствий для этого является невежество. Став членом масонской ложи, Новиков свою задачу видел в проповеди идеалов христианства, в распространении знаний. Реальным путем для этого стала широкая издательская деятельность. Масштабы ее поражали. В отдельные годы на его долю приходилось до одной трети книг, изданных в России. Этому способствовала взятая в аренду типография Московского университета. Его критические статьи появляются в газете «Московские ведомости». Но особо следует отметить выпуск двух серий «Древней Российской Вивлиофики», в основном книг духовного и нравственного содержания, сочинений на историческую тему, а также большое количество учебных пособий, книг по всем отраслям знаний. Открытые Новиковым книжные магазины, расширили возможность приобретения литературы более широким слоям городского населения. Вокруг Новикова сложился круг единомышленников.

Напуганная революционными событиями во Франции, Екатерина II увидела в деятельности Новикова угрозу существующему порядку вещей. Масонские ложи представлялись ей организацией заговорщиков. Учрежденная ее распоряжением следственная комиссия, куда входили московский градоначальник и глава московской епархии митрополит Платон, должна была собрать материал для его сурового обвинения и, в частности, найти компромат в содержании издаваемых им книг. Однако Платон нашел в себе мужество охарактеризовать Новикова как человека, чьи религиозно-нравственные устои могли служить образцом для других, то же было сказано и о содержании изданных им книг. Несмотря на это, Новиков был обвинен «в развращающей общество деятельности» и как опасный государственный преступник заключен в Шлиссельбургскую крепость. Он был освобожден Павлом I, но с предписанием жить в своем имении. Сломленный тюрьмой, отошедший от активной деятельности, Николай Иванович Новиков, выдающийся русский просветитель XVIII столетия скончался в 1818 г.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802) был первым, кто выступил с открытым призывом уничтожить революционным путем крепостное право и самодержавие. По рождению он принадлежал к элите дворянского общества. Обучался в университете в Германии, где наряду с другими науками глубоко изучил философию просветителей, приняв ее наиболее радикальные идеи – о правах человека, о предназначении личности человека. Будучи хорошо знакомым с реалиями крепостной России, он проникся глубокой ненавистью к рабству и мыслью о необходимости уничтожить его в России. Об этом свидетельствуют его письма «К другу, жительствующему в Тобольске», адресованные его товарищу Ф. Ушакову.

Вернувшись в 1771 г. в Россию, он занимает пост военного обер-аудитора дивизии. Знакомство с делами беглых рекрутов раскрыли перед ним подробности жизни крепостной деревни. Это были годы Крестьянской войны под предводительством Пугачева, показавшей непримиримость сословных интересов помещика и крестьянина. Постижению российской действительности способствовали и сатирические журналы, обличавшие жизнь «трутней», живущих за счет чужого труда. Он впервые открыто заявил, что существующий общественный строй, самодержавие, которое он охарактеризовал как «наипротивнейшее человеческому существу состояние», это и есть основа несправедливости. Воспользовавшись указом (1783), разрешавшим иметь собственную типографию, в 1790 г. он издает свою знаменитую книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой выразил итоги своих наблюдений и размышлений. Тираж по тому времени был весьма большим – 650 экземпляров, т. е. рассчитан на широкую читательскую аудиторию.

Автор подчеркнуто пристрастен. В изображении действительности крепостной России, давая образы крестьян и помещиков, он употребляет две краски – белую и черную.

Изложение ведется от имени путешественника. В соответствии с жанром, каждая глава именуется по названию почтовой станции: Любань, Спасская Полесь, Чудово, Зайцево… Виденное там – лишь средство показать отрицательные стороны крепостной России. Ее основное содержание – обличение крепостного права и самодержавия. «Я взглянул окрест меня, душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Он говорит о бездушных чиновниках, о несправедливости в судах, невежественных вельможах, но, в первую очередь, – о помещиках. Все они противопоставлены простому народу, прежде всего крепостному крестьянину. Радищев называет крепостное право стоглавым злом, порабощение – преступлением. «Тут, пишет он, – видна алчность дворянства, грабеж, мучительство наше и беззащитное нищеты состояние». Характеризуя помещиков, он восклицает: «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, – воздух. Да, один воздух». Но всем этим создаются условия для очистительного народного бунта: «Свободы (должно) ожидать… от самой тяжести порабощения». Рабы только «ждут случая и часа». О восстании «рабов» повествует ода «Вольность», написанная ранее и включенная в одну из глав книги. В ней есть такие строки: «Возникнет рать повсюду бранна, надежда всех вооружит; в крови мучителя венчанна омыть свой стыд уж всяк спешит».

Экземпляр книги попал в руки Екатерины II. О том напряженном внимании, с котором она была прочитана, свидетельствуют многочисленные, сделанные ею замечания. Секретарь императрицы, Храповицкий, записал в своем дневнике: «Говорено о книге «Путешествие от Петербурга до Москвы»… Сказать изволила, что он (автор) бунтовщик хуже Пугачева». Острота восприятия от прочитанного усиливалась революционными событиями во Франции. Радищев был арестован, посажен в Петропавловскую крепость. Книга его была запрещена к распространению. Ее тираж уничтожен. По требованию императрицы судьи приговорили Радищева к смертной казни, которая «милостиво» была заменена ссылкой в Илимский острог, в Сибирь «на десятилетнее безвыходное пребывание». Он был освобожден Павлом I, но только после его смерти ему было разрешено возвратиться в Петербург. После воцарения Александра I Радищев был привлечен для работы в Комиссию для составления законов. Поверив в возможность кардинальных изменений, он пишет «Проект гражданского Уложения Российского», является автором и других сочинений по той же тематике. И здесь, программа им сформулированная, включала требование уничтожения крепостного права, произвола властей и сословных привилегий. Он попытался объединить вокруг себя силы передовой русской общественности (И.П. Пнин, А.Р. Воронцов, В.Н. Каразин), составлял «особые мнения».

Лучше всех об этом периоде деятельности А.Н. Радищева сказал А.С. Пушкин: «Император Александр, вступив на престол, вспомнил о Радищеве. Он определил Радищева в Комиссию для составления законов и приказал ему изложить свои мысли касательно некоторых гражданских постановлений. Бедный Радищев, увлеченный предметом, некогда близким к его умозрительным занятиям, вспомнил старину и в проекте, представленном начальству, предался своим прежним мечтаниям. Граф Завадовский удивился молодости его седин и сказал ему с дружеским упреком: «Эх, Александр Николаевич, охота тебе пустословить по-прежнему, или мало тебе было Сибири». В этих словах Радищев увидел угрозу. Огорченный и испуганный, он возвратился домой… и отравился».

В развитии общественной мысли второй половины XVIII столетия большая роль принадлежит профессорам Московского университета С.Е. Десницкому, Д.С. Аничкову, Я.П. Козельскому.

Семен Ефимович Десницкий (ок. 1740–1789), родом из мещан г. Нежина. Был первым русским профессором права, читавшем лекции на родном языке. Противоречивость эпохи, в которой он жил (год рождения не известен, ум. в 1789 г.) способствовала повышенному интересу к проблемам общественной жизни. Происхождение государства, неравенство людей он связывал с отношениями собственности. Именно богатство одних, утверждал он, является основой их власти. Он ратовал также за ограничение власти монарха. Его законодательная власть, утверждал он, должна осуществляться совместно с представительным органом – Сенатом, избираемым из людей состоятельных сроком на 5 лет. В области судопроизводства, полагал он, суд должен осуществляться публично, гласно, с участием адвоката. Им был разработан проект городского самоуправления: городская власть, по его утверждению, должна состоять из выбираемых лиц, преобладающая часть которых должна быть из купечества, что позволит стимулировать экономическое развитие города.

Особое внимание Десницкий уделял основной социальной проблеме своего времени – крепостному праву. Он решительно осуждал те формы, в которых оно существовало. Таким образом, во второй половине XVIII столетия четко обозначились те основные направления общественной мысли, которые получили развитие в последующие дореформенные десятилетия. Необходимость перемен осознавалась многими.

НазадЧто такое общественная мысль. Смотреть фото Что такое общественная мысль. Смотреть картинку Что такое общественная мысль. Картинка про Что такое общественная мысль. Фото Что такое общественная мысльОглавление Что такое общественная мысль. Смотреть фото Что такое общественная мысль. Смотреть картинку Что такое общественная мысль. Картинка про Что такое общественная мысль. Фото Что такое общественная мысльДалее

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *