Что такое общеразвивающие упражнения определение

«Общеразвивающие упражнения как средство физического воспитания и развития дошкольников». Самообразование

Что такое общеразвивающие упражнения определение. Смотреть фото Что такое общеразвивающие упражнения определение. Смотреть картинку Что такое общеразвивающие упражнения определение. Картинка про Что такое общеразвивающие упражнения определение. Фото Что такое общеразвивающие упражнения определение Лариса Шабалина
«Общеразвивающие упражнения как средство физического воспитания и развития дошкольников». Самообразование

Существуют различные определения понятия «общеразвивающие упражнения».

ОРУ (общеразвивающими упражнениями) называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, а также спортивной разминки.

ОРУ ещё называют абстрактными или аналитическими, т. к. они почти не встречаются в повседневной жизни человека и состоят из элементов, которые, могут выполняться отдельно.

Общеразвивающие упражненияимеют ряд особенностей:

• просты и доступны всем категориям занимающихся. Большинство упражнений просты по своей структуре, они состоят из элементов, которые могут быть выполнены отдельно;

• они точно дозируются;

• могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях;

• оказывают относительно изолированное (избирательное) воздействие на отдельные части тела и группы мышц;

• позволяют легко регулировать нагрузку.

Обеспечивая разностороннюю подготовку организма, общеразвивающие упражнения помогают освоить различные виды движений (ходьба, бег, прыжки, метание, катание на коньках, лыжах, и др.).

Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку.

ОРУ способствуют активному развитию:

— гибкости, как способности организма ребенка выполнять движения с большей амплитудой;

— координации, как способности организма ребенка согласовывать одновременные движения разных частей тела;

а) равновесию как способности организма ребенка удерживать устойчивое положение тела на уменьшенной или повышенной опоре;

б) точности выполнения задания, как способности организма ребенка фиксировать движение в пространстве в соответствии с каким-либо сигналом;

в) пространственным и временным ориентировкам, как способности организма ребенка выполнять движения в заданном направлении с соответствующим ритмом и темпом.

Основная классификация общеразвивающих упражнений (в соответствии с их воздействием на отдельные части тела)проводится по анатомическому признаку: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для туловища и шеи, упражнения для ног.

Упражненияуказанных групп могут быть направлены:

Все общеразвивающие упражнения могут проводиться без предметов или с использованием различных предметов и снарядов (упражнения с палками, мячами, обручами, флажками, скакалками, на гимнастической скамейке, у гимнастической стенки, стульев и пр.)

Упражнениядля рук и плечевого пояса:

1. Поднимание и опускание прямых рук вперед, вверх, в стороны одновременно, поочередно и последовательно, то же со сжиманием и разжиманием кистей рук;

2. Сгибание и разгибание рук в разном темпе, в различных исходных положениях;

3. Круговые движения рук в разном темпе, в лицевой и боковой плоскости, поочередно, последовательно и одновременно;

4. Повороты рук внутрь и наружу из положения руки вперед, вверх, в стороны, назад;

5. Взмахи и рывковые движения рук;

6. Свободное потряхивание расслабленных рук.

Упражнения для туловища:

1. Наклоны, повороты, круговые движения головой;

2. Повороты головы и туловища вправо, влево;

4. Круговые движения туловища с различными положениями рук;

5. Поднимание и опускание туловища, лежа на животе, на спине;

Упражнения для туловища и шеи влияют на развитие гибкости, подвижности позвоночника, ног, т. к. способствуют растягиванию связок, а это определяет анатомическую подвижность суставов. Упражнения с наклонами вперед и в стороны позволяют добиться нормального поясничного изгиба.

Особенно полезны упражнения из исходного положения лежа на спине и животе, т. к. позвоночник освобожден от тяжести тела и может избирательно укреплять мышцы. В упражнениях с наклонами при сгибании и выпрямлении туловища из исходного положения лежа на спине укрепляются мышцы брюшного пресса, что положительно влияет на процесс пищеварения. У детей эти мышцы слабы, поэтому эти упражнения очень полезны. Упражнения для туловища и шеи выполняются в различных пространственных соотношениях, поэтому они оказывают воздействие на развитие координации, пространственных ориентировок.

Упражнения для ног:

1. Поднимание и опускание ног из исходных положений сидя, стоя, лежа;

2. Сгибание и выпрямление ног;

3. Махи ногами вперед, назад, в стороны с опорой и без опоры руками;

4. Приседы и полуприседы, пружинящие движения в приседе;

5. Круговые движения стоп ног из разных исходных положений;

Классификация ОРУ может быть выполнена и на основе других признаков.

1) По признаку принадлежности к той или иной системе (европейской, восточной, евроамериканской, ритмопластической и т. п.).

2)Форму ОРУ определяют основные движения в суставах: сгибания, разгибания, приведения, круговые движения, повороты. Характер упражнений во многом зависит от степени напряжения и расслабления мышц, быстроты движений. Поэтому все упражненияв свою очередь делятся на три группы: силовые и скоростно-силовые; на растягивание; на расслабление.

4) По признаку развитию определенных двигательных способностей и физических качеств (на силу, скоростно-силовые качества, гибкость, быстрота движений, выносливость, координацию движений).

5) По признаку использования упражнений: без предметов, с предметами (гимнастическая палка, гантели, набивные и резиновые мячи, скакалки); на гимнастических снарядах (перекладине, брусьях и др.) и со снарядами (скамейка).

6)По признаку организации группы: выполняемые индивидуально, вдвоем, втроем,

7)Пространственного размещения занимающихся: в кругу, в сомкнутых колоннах, шеренгах, в сцеплении и в движении.

8) По признаку исходных положений, из которых выполняются упражнения: из стоек, приседов, упоров, положения сидя, лежа.

9)По методу проведения: игровым методом (эстафеты, полосы препятствий, сюжетно-образные и др., поточным методом (на месте, с продвижением, серийно-поточным методом, методом круговой тренировки и др. Метод проведения во многом определяет подбор ОРУ.

10) По прикладному характеру применения. В частности, в лечебной физкультуре классификация ОРУ подразделяется на пассивные (с ограниченной и полной амплитудой) и активные упражнения (с помощью здоровой симметричной конечности, без снарядов, со снарядами, с помощью медицинского персонала, на суше, в воде,) с возрастающим усилием, с напряжением, с сопротивлением; коррегирующие, дыхательные.

Итак, общеразвивающие упражнения являются одним из самых распространенных средств физического воспитания в дошкольном учреждении. Они различны по структуре, сложности выполнения, нагрузке, воздействию. Общеразвивающие упражнения играют важную роль в развитии и оздоровлении ребенка, формируют психофизические качества, способствуют развитию двигательного анализатора, нервных центров, управляющих работой тела.

Предназначенные для развития отдельных мышечных групп, общеразвивающие упражнения являются мощным средством укрепления здоровья вообще: они активизируют обмен веществ, тренируют сердечно-сосудистую систему и дыхательный аппарат. В результате повышается общая работоспособность организма.

2. Исходные положения

Исходными называются положения тела, рук, ног перед началом выполнения упражнения.

Многообразие исходных положений из различных позиций представлено в таблице 1.

Исходные положения из различных позиций

Положение ног Положение рук Исходные положения сидя Исходные положения лежа

3. Стойка ноги слегка расставлены (на ширину ступни) для дошкольников наиболее целесообразна, т. к. обеспечивает устойчивость;

3. Требования к отбору ОРУ

При подборе отдельных упражнений и составлении комплексов ОРУ необходимо, прежде всего, руководствоваться тем, для кого предназначены данные упражнения и с какой целью они будут использоваться. Иными словами, следует четко определить педагогические задачи.

Отбор ОРУ зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации физического воспитания.

Формы организации, а также педагогические задачи занятий зависят от того, с кем (контингент) и с какой целью проводятся упражнения. Следует учитывать, что каждое упражнение носит универсальный характер и должно применяться с учётом тех задач, которые надо решать с помощью данного упражнения. К примеру, приседания на обеих ногах на занятиях с детьми раннего возраста способствуют развития чувства равновесия при изменении позы.

Внешне одинаковые по форме упражнения (те же приседания) будут оказывать различное воздействие в зависимости от характера их исполнения (быстрые или медленные приседания, с отягощением или без него и т. п.).

Вместе с тем руководящие условия воспитателяконцентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические моменты:

1. Построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений.

3. Способы подачи упражнений.

4. Контроль в ходе выполнения детьми упражнений.

С помощью общеразвивающих упражненийпедагог решает задачи:

• обеспечить формирование правильной осанки;

• содействовать подготовке организма ребенка к будущей нагрузке, для того с помощью определенных упражнений разогреть различные части тела, что предупредит травматизм и обеспечит наилучший результат в выполнении движения;

• применять подводящие упражнения для создания условий успешного овладения разучиваемых движений.

Подбор физических упражнений, по данным Ю. Ю. Рауцкиса, должен основываться на трех основных принципах.

Прежде всего, необходимо учитывать функциональный принцип подбора, при котором выделяется ведущее движение, выполняющее функцию разучивания и уточнения техники осуществления. Все другие движения на данном занятии могут находиться на стадии закрепления и совершенствования.

Целесообразное сочетание физических упражнений будет достигнуто в том случае, если педагог одновременно использует движения, входящие в одну группу. Это объясняется тем, что для правильного выполнения сложных двигательных действий следует обеспечить хорошую работоспособность мышц. Если последующее упражнение снова требует напряжения только что работавших мышечных групп, то это приведет к снижению точности передачи параметров движения, а также к травматизму. Вместе с тем будет происходить одностороннее физическое развитие.

Совсем иное дело, если упражнения будут воздействовать преимущественно на разные части тела. Смена движений обеспечивает нагрузку и отдых для различных мышечных групп. Это позволит достигать хорошего качества всех выполняемых движений, предупреждать травматизм, обеспечивать высокую работоспособность на протяжении всего занятия и содействовать разностороннему физическому развитию детей. Анатомический принцип подбора осуществляется по отношению к ведущему основному движению.

Общеразвивающие упражнения могут выполняться:

• при свободном построении в звенья, в круг,

• при построении в колонны (передача предметов друг другу, в кругу с большой веревкой,

• группами с большими гимнастическими обручами, веревками,

При отборе ОРУ учитывается возраст детей. Постепенно увеличивается количество упражнений и дозировка их выполнения (таблица №2).

Требования к количеству упражнений и дозировке ОРУ

в разных возрастных группах

Возрастная группа Количество упражнений Дозировка выполнения упражнений

младшие группы 3-4 имитационного характера 4-5 раз

Средняя 4-5 4-6 раз

Подготовительная 6-7 6-8 раз

Подбор ОРУ обуславливается целью постепенного вовлечения крупных мышечных групп в интенсивную работу, влияющую на повышение функционального состояния всего организма.

Педагог подбирает упражнения, которые, соответствуя функциональным и приспособительным возможностям детского организма, не наносят ущерба его здоровью.

Быстрота усвоения физических упражнений зависит от строгого соблюдения принципа их последовательности. Основой успешного обучения является правильно составленная педагогом программа, в которой каждое разучиваемое последующее движение опирается на предыдущие умения.

В этом случае старшие дошкольники могут понять структуру нового движения по объяснению.Выполнение по объяснению содержит значительные преимущества: оно не только формирует тело, но и активизирует мыслительную деятельность детей, развивает самостоятельность.

Нередко нагрузка связана не только с видом движения, но и со степенью его усвоения и местом проведения. Так, если разучиваются прыжки, то ребенок выполняет их медленно, а поэтому за отведенное время получается незначительное число повторений. Когда они будут освоены, то время, потраченное каждым ребенком на одно выполнение, значительно сокращается, а отсюда увеличивается количество повторов на одном занятии, что, несомненно, сказывается на увеличении нагрузки. Новое движение ребенок выполняет осторожно, с большим психическим напряжением, его амплитуда движения незначительная. Усвоенные движения выполняются размашисто, с большими количественными показателями, при этом ребенок прилагает максимальные усилия, что способствует увеличению физиологической нагрузки.

Физические упражнения, дающие высокую физическую нагрузку, должны сочетаться с двигательными действиями средней и низкой интенсивности.

Для развития самостоятельности при выполнении общеразвивающих упражнений необходимо обеспечить усвоение определенных знаний.

Воспитанию самостоятельности будут способствовать и упражнения с частичной регламентацией, которые должны широко использоваться в работе со старшими дошкольниками. Так, например, воспитатель предлагает выполнить приседание с прямой спиной, а положение рук ребенок придумывает сам; или дети сами определяют исходное положение для выполнения наклонов и т. д.

Общеразвивающие упражнения должны подбираться для всех мышечных групп, чтобы обеспечить их пропорциональное развитие и разогреть, подготовить организм для выполнения более сложных основных движений.

Предъявляются разные требования к качеству, темпу выполнения ОРУ в зависимости от уровня физической подготовленности детей. От старших детей требуется более точное и качественное выполнение движений.

В 70-е годы XX столетия исследования А. В. Кенеман и Г. П. Лесковой убедительно доказали, что в ходе обучения физическим упражнениям важно давать детям знания о технике выполнения движений, чтобы формирование двигательных умений и навыков осуществлялось не только через большое количество повторений, а влияло на быстроту усвоения движений через реализацию принципа осознанности в обучении.

Осознанное выполнение характеризуется следующими показателями: знание структуры общеразвивающих упражнений; понимание последовательности выполнения двигательного действия от принятия исходного положения до достижения конечного результата; умение рассказать о выполняемых движениях, используя пространственную терминологию; анализировать и сравнивать собственные движения и движения других детей;переход от усвоения движения и осознанного его выполнения к овладению возможностями варьирования движений; сознательный перенос полученных знаний, умений, навыков в разнообразные формы организованной двигательной деятельности и повседневную жизнь.

Каждые 2 недели составляется новый комплекс общеразвивающих упражнений (например, для утренней гимнастики).

4. Использование предметов в ОРУ

Чаще всего в работе с детьми используются следующие предметы.

• Флажки – действия с ними требуют большой координации кистей, с ними удобно выполнять вращательные движения, покачивания, взмахи. Физическую нагрузку флажки увеличивают незначительно, поэтому их применяют преимущественно в младшей и средней группах.

• Кубики помогают развивать пространственную ориентацию, кубики также мало влияют на напряжение мышц, туловища, ног.

• Мячи резиновые – они способствуют развитию координации, ловкости, скорости движений, быстроте двигательной реакции, глазомера, ориентировки в пространстве, однако нагрузка на мышцы плечевого пояса и туловища увеличивается незначительно. Упражнения с набивными мячами более полезны для развития силы мышц, формирования стопы.

• Гимнастические палки, шест – увеличивается мышечное напряжение, происходит более точная фиксация различных положений рук, туловища, головы и ног.

• Обручи – упражнения дают интенсивную физическую нагрузку на все крупные группы мышц, эти упражнения развивают согласованность действий, координацию, а кроме того, сюда можно включить простейшие элементы художественной гимнастики.

• Скакалки, веревки – упражнения развивают ловкость, координацию, ритмичность движений.

• Гимнастическая скамейка – в этих упражнениях значительно возрастает нагрузка на определенные группы мышц, т. к. здесь появляются необычные исходные положения.

• Гимнастическая лестница создает возможность для увеличения нагрузки на крупные группы мышц, постоянно работают кисти, при этом хорошо формируется осанка.

Действия с предметами дают возможность добиться большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях.

Все упражнения с предметами в той или иной степени требуют работы пальцев рук – это активизирует деятельность анализаторных систем.

Использование предметов придает упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, достать, дотянуться, делает понятной поставленную двигательную задачу, помогает детям контролировать свои действия.

В этом плане вызывает сомнение полезность упражнений с круговой веревкой: дети разного роста, с разной длиной рук, «связанные одной веревочкой», невольно тянут ее каждый в свою сторону.

Что такое общеразвивающие упражнения определение. Смотреть фото Что такое общеразвивающие упражнения определение. Смотреть картинку Что такое общеразвивающие упражнения определение. Картинка про Что такое общеразвивающие упражнения определение. Фото Что такое общеразвивающие упражнения определениеОтчет по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у младших дошкольников» Фототчет «Чему мы научились» Моя тема по самообразованию ««Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у младших дошкольников».

Кинезиологические упражнения как средство развития умственных способностей и физического здоровья детей Кинезиологические методы влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы.

Консультация для родителей дошкольников «Музыка — средство физического развития» Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением.

Консультация для родителей «Игра как средство воспитания и развития дошкольников» «Игра как средство воспитания и развития дошкольников» Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в.

Общеразвивающие упражнения для старших дошкольников в рамках опытно-экспериментальной работы по олимпийскому движению страна: Финляндия муз. сопровождение: финская полька атрибуты: без атрибутов выполняется в парах 1. и. п. о. с. руки на поясе 1-2 – наклон.

Патриоизм как средство духовного и физического развития дошкольников 23 Февраля — один из немногих дней в календаре, когда сильная половина человечества получает законное право принимать от женщин и детей.

Самообразование «Интегрированные занятия, как средство познавательного развития дошкольников» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 114» Самообразование Тема.

Самообразование «Фольклор как средство развития творческих и музыкальных способностей дошкольников» Тема самообразования: «Фольклор, как средство развития творческих и музыкальных способностей дошкольников» Данная тема по самообразованию.

Экологические сказки как средство развития экологического воспитания дошкольников ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В. А. Сухомлинский писал: «…Сказка неотделима от красоты….

Источник

Что такое общеразвивающие упражнения определение

Автор: Шакирова Диля Габдулхаметовна

Организация: МБДОУ «ДСОВ № 20»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Усинск

Введение

Общеразвивающие упражнения (далее ОРУ) занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма.

ОРУ используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

ОРУ – специально разработанные движения для шеи, плеч, рук, туловища, ног и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

ОРУ развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку.

ОРУ имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Например, для формирования правильной осанки подбираются упражнения, которые больше всего укрепляют крупные группы плечевого пояса и спины, улучшают дыхание (укрепляются, диафрагма, межрёберные мышцы и т.д.).

В результате систематического повторения ОРУ создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых, как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков.

Большую роль играют ОРУ в формировании осанки: благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы. Это важно для физического развития детей, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование изгибов позвоночника, окончательно завершающиеся в 11-13 лет. Значительную нагрузку получают и мышцы брюшного пресса (в особенности из исходного положения лёжа). Их укрепление положительно сказывается на процессах дыхания и пищеварения.

Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата ОРУ являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму – основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Ритмичность, аналитический характер движений позволяют формировать навыки рационального дыхания, заключающиеся в умении регулировать силу и длительность вдоха и выдоха, сочетать ритм и частоту дыхания со структурой движения.

Чёткий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в ОРУ способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объём сердца, улучшают ритмичность сокращений. Общеразвивающие упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное овладение движениями имеют значение и для умственного развития детей.

Таким образом, систематические применения ОРУ оказывают всестороннее оздоровительно-развивающее воздействие на организм и способствует:

— формированию базовой координации движений;

— развитию физических качеств (сила, гибкость, скорость, координация, выносливость);

— развитию у детей организованности, дисциплины, повышению внимания.

Классификация общеразвивающих упражнений.

Для удобства ориентировки в многообразии ОРУ приведем несколько их классификаций, имеющих практическое значение.

1. Классификация ОРУ по анатомическому признаку. В зависимости от того, какие мышечные группы обеспечивают движения, ОРУ делятся на: упражнения для рук и плечевого пояса; упражнения для ног и тазового пояса; упражнения для туловища и шеи; упражнения для всего тела. Классификация предусматривает и дальнейшее дробление с выделением упражнений для конкретных мышечных групп и даже отдельных мышц.

2. Классификация по признаку преимущественного воздействия. В зависимости от направленности воздействия ОРУ делятся на: упражнения на силу, упражнения на растягивание и упражнения на расслабление. Сочетания упражнений этих трех типов являются содержанием и всех других упражнений, которые, однако, принято выделять, учитывая их методическую значимость. Это упражнения на осанку, упражнения на координацию и дыхательные упражнения.

3. Классификация по признаку использования предметов и снарядов. ОРУ могут выполняться без предметов; с предметами (погремушки, флажки, палка, скакалка, обруч, гантели, набивной мяч и т.д.); на снарядах и со снарядами (гимнастическая стенка, скамейка, стул и др.), на тренажерах и с тренажерами.

4. Классификация по признаку организации группы. ОРУ можно разделить на одиночные упражнения; упражнения вдвоем; упражнения втроем; упражнения в кругу в сцеплении; упражнения в сомкнутых колоннах и шеренгах; упражнения в движении.

5. Классификация по исходным положениям. В зависимости от исходных положений, из которых выполняется ОРУ, их можно разделить на: упражнения,

выполняемые из стоек; из седов; из приседов; из положений лежа; из упоров; из висов и т.п. При выполнении упражнений в положении лежа, упражнения описываются по отношению к основной стойке.

Для точного обозначения конкретного упражнения могут быть использованы все данные классификации, например: упражнение вдвоем на силу мышц живота с набивным мячом из исходного положения лежа на спине.

Упражнения, указанных классификаций, могут быть направлены:

— на развитие свойств психики – внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и др.;

— на повышение функционального уровня систем организма – упражнения для тренировки дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов.

Составление комплекса ОРУ.

Составляя комплекс общеразвивающих упражнений, необходимо учитывать следующие факторы:

— возраст и пол занимающихся;

— имеющиеся отклонения в состоянии здоровья;

— уровень подготовленности занимающихся;

— тип занятия, его направленность;

— определиться в выборе упражнений: подобрать наиболее эффективные, решающие поставленные задачи, рационально распределить упражнения в комплексе.

решаться задачи общеукрепляющего воздействия, охватывающего все основные мышечные группы, задачи разминки и подготовки организма к основной части занятия. В основной части, общеразвивающие упражнения могут быть направлены на решение задач развития физических качеств (силы, гибкости, выносливости, координации). Необходимо учитывать и возраст занимающихся, а так же место проведения и погодные условия (спортивный зал или открытая спортивная площадка, солнечный день или прохладная погода), уровень физической и технической подготовленности занимающихся.

Очень часто встречаются неграмотно составленные комплексы ОРУ, где нет последовательности чередования движений, например, в комплексе первым упражнением идут наклоны туловища, вторым упражнением – приседы, третьим упражнением – махи ногами, четвертым упражнением – поднимание и опускание рук. То есть, при составлении комплекса ОРУ необходимо учитывать последовательность упражнений. Наибольшее распространение в практике физического воспитания в определении последовательности упражнений в комплексе ОРУ получил принцип «сверху вниз». Принцип «сверху-вниз» достаточно прост в понятии, то есть при составлении комплекса ОРУ необходимо придерживаться следующей очередности:

— упражнения для мышц шеи (наклоны, повороты, круговые движения головы);

— упражнения для плеч и рук (подъёмы, отведения, круговые движения);

— повороты, наклоны, круговые движения туловища;

— махи, выпады ногами;

— упражнения в стойках и упорах на коленях;

— упражнения, выполняемые в положении сидя;

— упражнения, выполняемые в положении лежа;

Это и есть принцип «сверху-вниз».

Комплекс завершается упражнениями преимущественно направленными на улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы. Обычно это различные варианты прыжков или бега на месте с согласованными движениями рук и ног с обязательным переходом на ходьбу с восстановлением дыхания.

В зависимости от возраста комплекс ОРУ состоит из 6-12 упражнений для различных мышечных групп и систем организма, каждое из которых составляется и выполняется четное количество раз на 4, 8, 16… счетов.

Основы терминологии общеразвивающих упражнений

Для того, чтобы назвать упражнение, требуется знание терминов, обозначающих каждое положение, входящее в состав упражнения. Общепринятыми терминами основных положений, используемых в ОРУ, являются:

Стойки: основная стойка, стойка ноги врозь, стойка ноги врозь широкая, стойка ноги врозь узкая, стойка ноги врозь правой (левой), скрестная стойка правой (левой), стойка на коленях, стойка на правой левая согнута вперед, стойка на правой левая вперед (в сторону) на носок, стойка на правой левая в сторону.

Упоры: упор присев, упор сидя, упор лежа, упор лежа сзади, упор лежа правым (левым) боком, упор лежа на предплечьях, упор стоя на коленях.

Приседы: присед руки на пояс, полуприсед руки назад; присед на правой левая вперед, руки вперед.

Седы: сед руки на пояс; сед углом, руки в стороны; сед с захватом; сед на пятках, руки на пояс; сед ноги врозь с наклоном, руки вверх.

Выпады: выпад левой (правой), руки на пояс; выпад влево (вправо), руки в стороны; выпад правой (левой) назад, руки вперед; скрестный выпад правой (левой) руки в стороны.

Наклоны: наклон вперед, руки вперед; наклон вниз, руки вниз; наклон влево (вправо) руки на пояс.

После обозначения положения основным термином к нему добавляются термины дополнительные, для уточнения положений частей тела, например: стойка на левой, правая согнута назад, руки за голову.

Положения рук: руки вниз, руки вперед, руки в стороны, руки назад, руки на пояс, руки на голову, руки за голову, руки за спину, руки перед грудью, руки к плечам, руки вверх- в стороны, руки в стороны –книзу, руки вперед-кверху, руки вперед-книзу.

Применение специальных терминов облегчает процесс записи упражнений, устанавливает правила сокращений и формы записи упражнений.

Термины должны быть краткими, точными и доступными.

И.п. – исходное положение;

О.с. – основная стойка.

В соответствии с правилами сокращения гимнастической терминологии принято опускать некоторые слова:

«нога» — практически во всех случаях;

«вперед» — при выполнении шагов и выпадов;

«туловище» — при наклонах;

«поднять» — при выполнении движений руками или ногами;

«ладонь внутрь» — в положении рук вперед, назад, вверх или вниз;

«ладони книзу» — в положении рук в стороны, влево или вправо;

«вернуться» — при возвращении в и. п

Например, вместо полного описания «выпад правой ногой вперед, руки в стороны ладонями книзу» записывается — «выпад правой вперед, руки в стороны». Вместо «наклон туловища влево, поднять руки вверх ладонями внутрь» — «наклон влево, руки вверх» и т. д. Не указывается также обычный, наиболее распространенный способ хвата сверху (при упражнениях с предметами – обруч, гимнастическая палка и т.д.).

Также существуют термины неприменяемые при названии и записи упражнений – это:

Рассмотрим первое, так как мы не земной шар и у нас нет собственной оси, поэтому вращать ни головой, ни тазом, ни туловищем мы не можем. Мы можем совершать только круговые движения руками вперед (назад), головой, туловищем и тазом вправо и влево.

1-2 – отведение согнутых рук в стороны.

И.п. – стойка ноги врозь, левая рука вверх, правая вниз,

1-2 – отведение прямых рук назад

3-4 – тоже со сменой рук – левая рука вниз, правая вверх.

Правила записи общеразвивающих упражнений.

Существует три формы записи ОРУ:

1) обобщенная запись;

2) конкретная терминологическая запись;

3) графическая запись.

Обобщенная запись упражнений предусматривает запись только названий, возможных направлений выполнения, исходных и конечных положений, без конкретизации движений по счетам. Например: “наклоны

вперед и назад”, “круговые движения руками”, “сгибания-разгибания рук в упоре лежа”. Такая запись используется при составлении всевозможных учебных пособий, программ, рабочих планов.

Конкретная терминологическая запись применяется при непосредственной подготовке к занятию и составлении конспекта. Она предусматривает точную запись движений по счетам. При записи отдельного движения необходимо указывать:

а) исходное положение, из которого начинается движение;

б) название движения (наклон, присед, поворот, выпад и др.);

в) направление движения (вправо, назад, влево и т. п.);

г) конечное положение (как правило, в общеразвивающих упражнениях, им является исходное положение, так как упражнение выполняется несколько раз).

При конкретной терминологической записи, комплекс общеразвивающих упражнений, как правило, оформляется следующим образом, где в графе «№ п/п» указывается порядковый номер упражнения; в графе «содержание упражнения» описывается название упражнения, исходное положение, и описывается само движение под счет; «дозировка» – следующая графа – подразумевает количество движений (раз) или время выполнения упражнения (в секундах, минутах); в последней графе «методические указания» даются рекомендации по технике выполнения упражнения, особенностям дыхания, амплитуде, темпу, способу организации группы, (таб. 1):

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *