Что такое общее тьюторское сопровождение

Общее тьюторское сопровождение — специальное условие образования обучающегося с ОВЗ

Что такое общее тьюторское сопровождение. Смотреть фото Что такое общее тьюторское сопровождение. Смотреть картинку Что такое общее тьюторское сопровождение. Картинка про Что такое общее тьюторское сопровождение. Фото Что такое общее тьюторское сопровождение юлия гладкова
Общее тьюторское сопровождение — специальное условие образования обучающегося с ОВЗ

В декабре 2021 года в психолого-педагогический консилиум МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» поступил запрос от родителя ребёнка с ОВЗ на сопровождение ребенка тьютором. Он аргументировал тем, что в заключении ТПМПК написано «осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП».

Что же такое «осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа)»? Это означает, что ребенок с ОВЗ находится на учете психолого-педагогического консилиума детского сада, специалисты которого (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог) осуществляют его сопровождение в рамках своей компетентности:

— проводят коррекционно-развивающие занятия;

— консультируют педагогов, родителей по проблемам обучения, воспитания, социальной адаптации ребенка.

Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно больших образовательных результатов при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты.

Рекомендация о необходимости предоставления услуг по тьюторскому сопровождению указывается в заключении ТПМПК в графе «Тьюторское сопровождение обучающихся». Формулировка должна быть такая «педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП», это подразумевается работа индивидуального тьютора с ребенком с ОВЗ. В его обязанности в данном случае входят:

— проведение диагностики для выявления индивидуальных образовательных потребностей ребенка. Тьютор должен уметь видеть ресурсы и дефициты ребенка, чтобы найти вместе с ним пути решения возникающих в процессе обучения проблем. Надо понять, что ребенок может сделать, что ему помогает, что его ограничивает. Есть множество различных диагностических методик, помогающих оценить те или иные критерии. Однако главным методом остается наблюдение за ребенком, дополненное медицинскими сведениями, результатами диагностики, личными данными о ребенке. Оцениваются такие параметры, как моторные навыки, навыки самообслуживания, навыки общения, речь, когнитивная деятельность, особенности поведения.

— участие в разработке индивидуального образовательного маршрута ребенка, учебного плана, по которому будет обучаться ребенок;

— индивидуальная работа с ребенком по формированию и развитию его познавательных интересов на уроках, занятиях узких специалистов;

— участие в реализации АООП ДО;

— взаимодействие с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов ребенка, анализу и обсуждению с ними хода и результата реализации образовательной работы с ребенком.

Формулировка в заключениях ТПМПК «разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)» подразумевает работу индивидуального тьютора, который будет находиться с ребенком по мере необходимости на отдельных уроках (занятиях, разрабатывая и подбирая методические средства для освоения ребенком АООП ДО в рамках индивидуализации образовательного процесса: ведение визуального расписания, подбор наглядного материала для опоры при изучении той или иной темы.

Формулировка в заключениях ПМПК «индивидуальное сопровождение на период адаптации в условиях инклюзивного образования» означает, что тьютор может сопровождать ребенка на период адаптации к 1 классу, при переходе с одной ступени обучения на другую (с начальной ступени обучения на основную общую ступень, при переходе из одной образовательной организации в другую. На этапе адаптации идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, постепенное включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается также приспособление помещений детского сада (школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с ОВЗ. Сроки адаптации детей в ДОО (школе) очень разнятся и зависят от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у некоторых детей могут растягиваться до года. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения. На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности их решения, определяет позитивные и негативные факторы, влияющие на ситуацию. Ведет индивидуальную работу с ребенком по формированию личностной мотивации к обучению. Важным моментом на этом этапе должна стать работа тьютора, направленная на успешное вхождение ребенка с ОВЗ в детский коллектив.

Таким образом, родитель ребенка с ОВЗ после разъяснения руководителя ППк, что такое тьюторское сопровождение и что делает данный специалист в образовательной организации сделал вывод нуждается ли его ребенок в данном специалисте.

Что такое общее тьюторское сопровождение. Смотреть фото Что такое общее тьюторское сопровождение. Смотреть картинку Что такое общее тьюторское сопровождение. Картинка про Что такое общее тьюторское сопровождение. Фото Что такое общее тьюторское сопровождениеАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Что такое общее тьюторское сопровождение. Смотреть фото Что такое общее тьюторское сопровождение. Смотреть картинку Что такое общее тьюторское сопровождение. Картинка про Что такое общее тьюторское сопровождение. Фото Что такое общее тьюторское сопровождениеПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Что такое общее тьюторское сопровождение. Смотреть фото Что такое общее тьюторское сопровождение. Смотреть картинку Что такое общее тьюторское сопровождение. Картинка про Что такое общее тьюторское сопровождение. Фото Что такое общее тьюторское сопровождениеФотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Источник

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ

Цели и задачи тьютора

Цель тьютора — успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации.

1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе.

Помочь родителям в выборе школы и поступленнии в нее, в том числе с оформлением документов (частное тьюторство).

Организовать в классе и школе рабочее место и место отдыха ребенка: парта ученика в классе и место тьютора, бумажные и электронные учебные материалы, освещение, специальные сенсорные принадлежности, помещение для индивидуальных занятий.

Организовать пространство школы в соответствии с реальными возможностям «особого» ученика: навигация по школе с указателями, разметкой, табличками-текстами, карточками-пиктограммами, пандусы.

Обеспечить ребенку особый школьный режим.

Сотрудничать с педколлективом школы, родителями, одноклассниками для создания комфортной психологической атмосферы.

2. Обеспечить социализацию ребенка.

Помочь ребенку с ОВЗ войти в коллектив класса, установить и сохранять дружеские отношения со сверстниками.

Помочь здоровым детям принять «особого» одноклассника, помогать ему и дружить с ним.

3. Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы.

Адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его психические, физические особенности и ресурсы.

Корректировать учебный маршрут в зависимости от прогресса развития ребенка.

Вместе с ребенком преодолевать затруднений в учебе.

Свести всех специалистов (учителя, психолога, дефектолога, логопеда, завуча) и родителей в единую систему для реализации образовательного маршрута.

Тьюторские функции

Тьютор, находясь с ребенком в течение всего школьного дня

Корректно и четко помогает ученику встраиваться в учебный процесс.

Поддерживает школьника в новой, непривычной, постоянно меняющейся ситуации.

Ведет дневник наблюдений.

Содействует учителю таким образом, чтобы обучение ребенка с ОВЗ не влияло на качество образования всего класса.

Черты характера, необходимые тьютору для выполнения функций: терпение и коммуникабельность, умение строить грамотные, очень тактичные отношения.

Что такое общее тьюторское сопровождение. Смотреть фото Что такое общее тьюторское сопровождение. Смотреть картинку Что такое общее тьюторское сопровождение. Картинка про Что такое общее тьюторское сопровождение. Фото Что такое общее тьюторское сопровождение

Коммуникация со школой

Тьютор или предоставляется школой по решению ПМПК и является членом ее коллектива, или нанимается родителями. Тогда образовательное учреждение заключает с ним договор о волонтерской работе.

Чтобы дети с ограниченными возможностями могли успешно участвовать и реализовываться в учебном процессе, тьютору необходимо соблюдать следующие принципы коммуникации со школой

1. Открытость. Согласованный с учителем выход за рамки стандартной программы и использование всех культурно-социальных ресурсов, включая музеи, дома науки и творчества и т.п.

2. Вариативность. Использование всех имеющихся ресурсов школы (кружки, секции, библиотека, доолнительные занятия) и создание новых: «Комната тишины» для детей с РАС, «Комната с батутом» для гиперактивных школьников.

3. Непрерывность. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют постоянного последовательного сопровождения в школе на всех возрастных этапах, но с изменением содержания работы. Первый класс — сопровождение на всех уроках и переменах. Далее, в зависимости от успехов ребенка — помощь на письменных предметах, в решении конфликтных ситуаций в классе. В старшей школе —участие в подготовке учебно-исследовательских проектов и в профориентации.

4. Индивидуальный подход. Выбор наиболее удобных форм, темпов и способов обучения. Единая система коммуникации тьютора и учителя с учеником в зависимости от его ведущей системы восприятия: визуальной, аудиальной, кинестетической. Например, ребенок с проблемой мелкой моторики пишет на доске пример не мелом, а губкой и решает до того, как вода высохнет.

5. Индивидуализация. Совместное с учителем принятие и следование индивидуальным приоритетам ребенка. Обучение тому, что именно сейчас для этого ребенка наиболее важно. Так на уроке географии все дети зачитывают доклады о природе Севера, а «особый» ребенок показывает подборку ярких видеосюжетов о народных традициях региона. Или при сильной антипатии ребенка и учителя-предметника тьютор предлагает дистанционный вариант.

Еще не все учителя психологически готовы принять тьютора. У одних присутствие на уроках другого специалиста подсознательно вызывает негативные эмоции. Другие контактирую с «особым» учеником исключительно через тьютора. Но стоит учителю осознать, что тьютор — это дополнительный профессиональный ресурс и партнер, как начинается процесс взаимодействия.

Ставятся общие образовательные цели и задачи с учетом харатера ребенка и его поведенческих реакций. Намечаются пути преодоления трудностей. Решаются технические задачи: на каком уроке тьютор нужен, на каком нет. Или когда тьютор может на несколько уроков оставить подопечного и поработать в другом классе (если у специалиста несколько тьюторантов). В итоге, эффективно сотрудничая с учителем и формируя у ребенка понимание о главной роли учителя в обучении, тьютор становится связующим звеном между учеником и школой.

Что такое общее тьюторское сопровождение. Смотреть фото Что такое общее тьюторское сопровождение. Смотреть картинку Что такое общее тьюторское сопровождение. Картинка про Что такое общее тьюторское сопровождение. Фото Что такое общее тьюторское сопровождение

Коммуникация с родителями.

Помогает осознать и принять индивидуальность ребенка и на ее основе выбрать индивидуальную учебную стратегию.

Вместе с родителями развивает положительное отношение ребенка к самому себе, уверенность в своих силах.

Рассказывает родителям, как прошел учебный день, с какими трудностями столкнулся ребенок и как их преодолел.

Обсуждает с родителями свои записи в дневнике наблюдений.

Вместе с родителями контролирует выполнение домашних заданий.

Организует совместное посещение (ребенок-тьютор-родитель) индивидуальных корреционных занятий у психолога и дефектолога.

Вместе с родителями консультируется у учителей-предметников.

Знакомит родителей с одноклассниками ребенка.

Помогает наладить общение с родительским коллективом класса.

Коммуникация с ребенком

Тьютор встречает ребенка в школе, помогает раздеться, ведет на урок

Привлекает внимание к учителю: «Смотри На Анну Ивановну». «Слушай». «Смотри на доску». «Открой учебник». «Напиши слово. ».

Использует письмо «рука в руке».

Дозирует учебную нагрузку, определяя, когда остановиться и переключиться на новое задание. Выбирает для выполнения более доступные задания.

Следит за физическим и эмоциональным состоянием: применяет точечный массаж пальцев, мочек ушей, выводит в игровую комнату и там проводит занятие адаптивного ФК.

Наблюдает за общением детей и подключает к нему тьюторанта.

Во время общения с одноклассниками учит ребенка строить диалог, обращаться с просьбой, благодарить.

Помогает ребенку решать конфликты.

Отвечает на нетактичные вопросы детей, используя алгоритм: «Когда он был маленьким, то заболел. Ему трудно (что трудно). А в остальном Саша такой же как и все. Он любит. Ему нравится. Ему интересно. »

Главное для тьютора — иметь доверительные и эмоциональные отношенй с тьюторантом, быть его проводником, защитником, помощником, выразителем желаний.

В результате тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании у детей с ОВЗ выявляются и развиваются образовательные мотивы и интересы. Дети включаются в школьную жизнь и успешно проходят образовательный маршрут. Значит, профессия «тьютор» выполняет свою миссию.

Что такое общее тьюторское сопровождение. Смотреть фото Что такое общее тьюторское сопровождение. Смотреть картинку Что такое общее тьюторское сопровождение. Картинка про Что такое общее тьюторское сопровождение. Фото Что такое общее тьюторское сопровождение

Источник

Тьюторское сопровождение как современная технология

Что такое общее тьюторское сопровождение. Смотреть фото Что такое общее тьюторское сопровождение. Смотреть картинку Что такое общее тьюторское сопровождение. Картинка про Что такое общее тьюторское сопровождение. Фото Что такое общее тьюторское сопровождение Людмила Белых
Тьюторское сопровождение как современная технология

Современным ФГОС дошкольного образования установлено, что один из основных принципов образования — индивидуализация, которая понимается как построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (п. 1.4.2.).

ФГОС начальной школы прямо упоминает тьютора и его функции. Исходя из того, что современному педагогу начальных классов необходимо хорошо владеть технологиями личностно развивающего взаимодействия с детьми младшего школьного возраста, учитывая закономерности их развития, в том числе создавать условия для формирования учащимися своего образовательного заказа, можно сделать вывод, что основой такого заказа должен стать познавательный интерес ребенка.

В данном случае под познавательным интересом мы понимаем избирательную направленность, включающую в себя мотивационный, содержательно-деятельностный и эмоционально-оценочный компонент и возникающую при включении младших школьников в лично значимую для них деятельность.

Особенность младшего школьного возраста — наличие большого числа стихийных познавательных интересов, из которых школьник продолжает делать выбор. Стихийные интересы не отличаются глубиной и устойчивостью. Индивидуальный процесс их выбора, развития и упрочнения чрезвычайно сложно напрямую задать какими-то внешними рамками и нормами. Для него необходимо сопровождение, подразумевающее такое взаимодействие педагога и учащегося, в ходе которого учащийся, реализуя свой познавательный интерес, осваивает новые способы действий, приобретает компетенции, важные для дальнейшей учебы и реализации жизненных планов.

Адекватные средства такой работы не могут быть найдены, пока педагог работает только в традиционной образовательной парадигме «посредника», обеспечивающего передачу от взрослых к детям некоего социального опыта, норм поведения и деятельности. Можно предположить более продуктивный иной подход, при котором педагог является не только и не столько посредником в передаче опыта, сколько «доверительным лицом» школьника через тьюторское сопровождение. Обеспечивает становление его субъектности, ответственности за реализацию задуманного.

Сразу хочется отметить. Что условия, которые определяют эффективность роли педагога в формировании у детей интереса к знаниям, к процессу умственного труда, многообразны. Это и эмоциональность, и творческая индивидуальность педагога, и изучение психолого-педагогической литературы. Передового опыта по проблеме, и знание психолого- физиологических особенностей младших школьников и индивидуальных особенностей каждого в группе.А также : направленность обучения не только на результат, но и на процесс получения знаний (деятельность); осуществление диагностической работы с помощью различных тестовых заданий и методик для выявления уровней развития познавательного интереса и его показателей; коррекция деятельности ученика, ее контроль и оценка; создание на уроке комфортной и дружеской атмосферы для каждого ребенка; регуляция стиля общения и поведения учителя на уроке; самосовершенствование учителя, подведение итогов своей работы, определение дальнейших перспектив, наличие программы самообразования.

Однако принятие педагогом оснований тьюторского подхода и реализация его на практике обеспечит приобретение младшими школьниками следующих (не свойственных младшему школьному возрасту)качественных характеристик познавательного интереса:

1. устойчивости (длительность, осознанный выбор);

2. глубины (выход в проектную или исследовательскую позицию на основании познавательного интереса,

Тьюторское сопровождение в начальной школе выступает как технология,ориентированная на обеспечение условий выявления, реализации и осознания индивидуальных познавательных интересов.

При этом миссия педагога-тьютора (или учителя, который работает в позиции тьютора) состоит не только в оказании помощи младшему школьнику в совершении выбора, но и в предупреждении ограничения свободы этого выбора.

Этапы тьюторского сопровождения в начальной школе:

Выявление и фиксация познавательного интереса. Естественно следует учитывать, что у детей уже сложились какие-то познавательные предпочтения, может быть, в каких-то семьях развитие познавательных интересов входило в практику семейного воспитания, дети имеют определенный объем знаний по интересующей теме и т. д.

В рамках тьюторского сопровождения ставится цель : провести фиксацию познавательного интереса не единичным и случайным образом, а последовательно и обдуманно. Результат- осознание младшим школьником своих целей, интересов и планов.

1.способы работы педагога:

— работа с портфолио ученика;

2.Способы работы ученика:

— представление имеющегося объема знаний по теме;

— рассказ об истории возникновения познавательного вопроса.

Данный этап служит для организации сбора и анализа информации по теме, включает в себя следующие способы работы педагога и ученика.

1.способы работы педагога:

— нахождение вопросов в представленном материале;

— сужение или расширение темы;

— консультации по «портфолио»;

— помощь в составлении карты интереса.

2.Способы работы ученика:

— составление карты интереса;

— выявление познавательного вопроса;

— определение темы выступления.

Данный этап включает в себя организацию презентации познавательного интереса. Суть этого этапа — представление младшим школьником своего интереса другим детям и взрослым и участие в обсуждении. На этом же этапе педагог вместе с учеником определяет перспективы работы с познавательным интересом.

Обратите внимание! На этом этапе важно подчеркнуть важность тьюторской помощи в оформлении презентации, выборе формы представления, отражающую не только особенности познавательного интереса, но и индивидуальность младшего школьника.

Аналитический этап — анализ выступления

Возможны несколько способов организации такого анализа.

1. из числа выступающих назначается «эксперт», специалист в данной теме. Перед групповым анализом он еще раз внимательно просматривает видеозапись выступления, осмысливает полученные результаты, а затем делится своими впечатлениями с группой.После выступления рецензента начинается коллективное обсуждения : младшие школьники размышляют о том новом, что узнали во время выступлений, отмечают наиболее интересные моменты и эпизоды, находки выступающих.

2. Эксперт выступает после группы. Наконец, разговор может вести сам учитель. Постепенно включая в обсуждение всех членов группы.

После анализа выступления наступает стадия определения планов на будущее,включающая в себя следующие напраления: определение перспектив развития познавательного интереса; определение темы (содержательных перспектив); определение сроков (временные перспективы). Этот блок с одной стороны завершает технологическую цепочку, а с другой — словно становится началом нового технологического развертывания. Тем самым осуществляется «спираль практики» тьюторского сопровождения.

Хотелось бы также отметить, что работа тьютора не исчерпывается собственно применением технологии тьюторского сопровождения,а также включает в себя:

• создание банка информациионных ресурсов подготовки и реализации работы с познавательным интересом;

• доведение информации по вопросам сопровождения познавательных интересов до учителей-предметников, родителей;

• составление индивидуальных договоров с родителями учащихся;

• организация реализации индивидуальных договоров с родителями;

• мониторинг результатов тьюторского сопровождения в начальных классах и некоторые другие обязанности.

Детское экспериментирование как педагогическая технология Детское экспериментирование как педагогическая технология Важным фактором развития современного дошкольного учреждения выступает организация.

Презентация «Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками» Консультация для воспитателей на тему: «ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ».

Метод проектов — современная технология организации деятельности в детском саду Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребенку радость, оказывает.

Педагогический квест как технология Я как педагог нахожусь в поиске новых методов, приемов, знаний, как правильно организовать деятельность воспитанников, как сделать так,.

Что такое общее тьюторское сопровождение. Смотреть фото Что такое общее тьюторское сопровождение. Смотреть картинку Что такое общее тьюторское сопровождение. Картинка про Что такое общее тьюторское сопровождение. Фото Что такое общее тьюторское сопровождениеСовременная технология «Модель трех вопросов» Современная образовательная технология «Модель трёх вопросов» ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ? Содержание, то что дети уже знают.

Технология как часть общечеловеческой культуры Культура – понятие историческое. Она возникла вместе с появлением на Земле человека и развивалась по мере овладения им силами природы,.

Консультация «Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ как важнейшее условие эффективной коррекционной работы» Работа ведется с учетом индивидуальных качеств ребенка На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного.

Электронное портфолио как современная форма самопрезентации и самообразования педагога В условиях реализации ФГОС и предъявляемых в них требованиях к уровню компетентности педагогов, одним из необходимых составляющих педагогической.

Источник

КЗ Тьюторское сопровождение, как эффективная форма индивидуальной работы с детьми. Проблемы и сложности в современной России

«Институт по повышению квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»

Тема: « Тьюторское сопровождение, как эффективная форма индивидуальной работы с детьми. Проблемы и сложности в современной России »

ФИО: Качанова Надежда Викторовна

Специальность: «Воспитатель детей дошкольного возраста»

Профессия «тьютор» в мире профессий

Новое время требует новых профессий и специальностей, которые обслуживают потребности современного человека. Это связано с непрерывным образованием личности, с поиском новых обучающих технологий. Современный мир характеризуется ростом индивидуального самосознания. Для личности актуальным становится поиск своего пути в профессии, обретение авторского стиля деятельности.

Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия, которую он несет сам. Для осуществления права свободного выбора необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

В настоящий момент различного рода сопровождения личности осуществляют психологи, психотерапевты, социальные педагоги, коучи, менторы и т. д. Особое место в этом ряду принадлежит тьютору.

Тьютор – это новая профессия для российского образования. Тем не менее, в настоящий момент услуги тьютора достаточно востребованы. Реформируемая образовательная среда нуждается в новом специалисте, который поможет обучаемому выстраивать свою индивидуальную образовательную программу. Сопровождение тьютора предполагает выявление и «продвижение» интереса тьюторанта, т.е. сопровождаемого. Тьютор создаёт избыточную образовательную среду, насыщенную множеством предложений, которые потенциально могут быть интересны обучаемому, затем он сопровождает движения тьюторанта в этом пространстве предложений, обсуждая при этом различные стратегии.

Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы.

Человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи);

Позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск;

Культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения;

Профессия «тьютор» является своеобразным «ответом» на «вызов» современного общества, способный удовлетворить потребность человека в расширении образовательного пространства, в самоопределении, самоактуализации, в возможности осуществить выбор своего жизненного пути.

Сущность и специфика профессиональной тьюторской деятельности

В настоящий момент профессия «тьютор» быстро завоёвывает популярность, становится весьма востребованной, а само тьюторство воспринимается как тренд развития современного образования.

Такой популярности и востребованности профессии способствуют следующие факторы.

Во-первых, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны государства. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов, основанных на принципах индивидуализации и других принципах открытого образования. Полноценная реализация стандартов возможна при наличии в образовании профессиональных тьюторов и/или педагогов с тьюторской компетентностью.

Именно профессиональный тьютор организует совместное обсуждение с обучающимся, его семьёй индивидуальных образовательных запросов, потребностей, целей, помогает оформить заказ на образование, сопровождает продвижение обучающегося по индивидуальной траектории в пространстве образовательных учреждений.

Реализация концепции профильного обучения в старших классах школы предполагает соблюдение принципа индивидуализации, «держателем», «гарантом» которой в образовательном учреждении становится тьютор.

Государство четко определило курс на развитие научно-технического творчества, на организацию проектной, исследовательской и иной деятельности детей и юношества. Тьюторское сопровождение на данном направлении придаст новый импульс этим видам деятельности, позволит в полном объеме реализовать их потенциал. Тьютор создает условия для осознания молодыми людьми проектной и исследовательской деятельности как культурных способов взаимодействия человека и ситуации, решения человеком образовательных, профессиональных, производственных и жизненных проблем.

Новая система оплаты труда также содействует распространению профессии «тьютор» в системе образования, так как дает возможность стимулировать тьюторов, поощрить их за инновационность, особую значимость и сложность профессиональной деятельности.

Во-вторых, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны общества. Это связано с существующими политическими, социально-экономическими и нравственными тенденциями в современной России. Прежде всего, эта потребность продиктована становлением и развитием гражданского общества, принципиально новой позицией человека в нем. Передовая часть общества поддерживает модернизацию системы образования, так как стремится к возможности иметь диплом о высшем образовании международного образца.

В-третьих, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны обучающегося. У современного человека значительно возрастает потребность в самоактуализации, самообразовании, самореализации, что может стать результатами тьюторского сопровождения.

Обучающийся осознает необходимость разработки и реализации личной образовательной, профессиональной, жизненной программы, продвижения по индивидуальной образовательной траектории. Также растет востребованность приобретения им опыта осознанного и ответственного выбора, включая опыт осознанного отказа от чего-либо. Актуализируется необходимость формирования субъектной позиции, позволяющей добиваться успеха в различных сферах жизни личности и общества.

Целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы.

Основные принципы и функции тьюторской деятельности

Целью деятельности тьютора является создание социально- педагогических условий для самосовершенствования и профессионального становления учащегося посредством оказания помощи в проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы.

Под тьюторским сопровождением одарённых и высокомотивированных учащихся понимается педагогическая деятельность, в ходе которой тьютор создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления учащимся своего познавательного интереса и построения индивидуальной образовательной траектории.

Основными принципами, которыми руководствуется в своей деятельности тьютор, являются принципы открытого образования:

Тьюторское сопровождение обучающегося в самом общем виде представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностический, проектировочный, реализационный, аналитико-рефлексивный и обобщающий

На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество.

Таким образом, аналитический (рефлексивный) этап направлен на рефлексию тьюторантом с помощью тьютора своего пройденного пути, достигнутых на данном этапе результатов. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения.

Каждый из этих этапов имеет свою специфику, которая отражается как в содержании деятельности тьюторанта, так и в соответствующих способах работы тьютора.

Содержание работы на этапах тьюторского сопровождения

Составление индивидуального плана работы с тьюторантом; диагностика обученности и обучаемости учащегося; выявление познавательных интересов тьюторанта.

Выполнение уточняющих тестов по выявлению и конкретизации познавательных интересов; самоопределение.

Оказание помощи учащемуся в определении собственного индивидуального пути саморазвития; построение индивидуальной образовательной траектории.

Составление «карты» познавательных интересов; проектирование индивидуального плана по саморазвитию; разработка индивидуальной образовательной программы; определение структуры тематического портфолио.

Создание условий для реализации тьюторантом индивидуального плана по саморазвитию и освоению индивидуальной образовательной программы тьюторанта; вовлечение учащегося в научно-исследовательскую деятельность и интеллектуально-творческие состязания; содействие в обеспечении тьюторанта специальной научно-методической литературой, условиями для проведения экспериментальной деятельности; осуществление обратной связи, консультирование; организация тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития.

Освоение индивидуальной образовательной программы посредством посещения учебных занятий, факультативов, объединений по интересам, индивидуальных занятий с педагогами, самообразования; учебно- и научно-исследовательская деятельность; наполнение тематического портфолио, структурирование и анализ собранных материалов; участие в интеллектуально- творческих состязаниях; установление социального партнёрства и сотрудничества, как очного, так и дистанционного с использованием возможности сети Интернет

Фиксация движения учащегося в формировании индивидуальной учебной деятельности и исследовательских компетенций; удержание проблем и трудностей процесса самообразования и самоопределения в фокусе контроля; осуществление мониторинга процесса реализации индивидуальной образовательной программы учащегося, при необходимости, внесение корректив; установление обратной связи; формирование адекватной самооценки и рефлексивного самоконтроля; расширение социального партнёрства и сотрудничества, как очного, так и дистанционного, используя возможности сети Интернет

Анализ, самооценка и рефлексия проделанной работы; коррекция; оформление портфолио достижений, осуществление обратной связи; расширение социального партнёрства и сотрудничества как очного, так и дистанционного с использованием возможности сети Интернет

Обеспечение координации всех многообразных структур, с целью помочь учащемуся в осознанном профессиональном выборе; оказание помощи в разработке и реализации дальнейшей программы самообразования и саморазвития.

Оформление презентационного портфолио; презентация полученных результатов; постановка задач следующего этапа индивидуальной образовательной программы; осознанный выбор профессии; подготовка к поступлению в учреждения высшего образования.

Обучающиеся, как правило, выбирают тьютора из числа претендентов, рекомендуемых администрацией и педагогом-психологом учреждения образования на основе проведенного анализа. Если в роли тьютора выступает педагог-предметник, тогда комплектуется группа по интересам и в течение месяца апробируется ее работа с точки зрения психологической совместимости участников и эффективности деятельности, далее утверждается ее состав, после чего она приобретает статус тьюторской группы.

Участие в работе групп, руководимых тьюторами, является добровольным: обучающиеся выбирают тьютора в соответствии с интересующим их направлением деятельности. Каждая группа насчитывает от 3 до 5 обучающихся. Они могут участвовать в работе одной или нескольких групп. Тьютор помогает учащимся в решении задач по самообразованию и самовоспитанию, стимулирует их общественную активность, оказывает психологическую поддержку. Он встречается со своими подопечными не реже одного-двух раз в неделю.

Однако, если речь идёт о сопровождении учебной деятельности одарённого учащегося, тогда целесообразно организовать индивидуальную работу с каждым. Для эффективности работы по совершенствованию и профессиональному становлению одарённых учащихся важно, чтобы у них был человек (это может быть педагог, преподаватель учреждений высшего образования, родитель и т.д.), к которому он может обратиться за советом или помощью. Его можно называть по-разному, однако значимо то, чтобы он обладал тьюторской компетентностью. Тьютор здесь выступает в качестве организатора условий, направленных на выявление и поддержку образовательных интересов учащегося, реализацию индивидуальных образовательных программ; мотивирует включение ребенка в проектную, исследовательскую, авторскую деятельность; помогает в формировании избыточной образовательной среды; организует индивидуальную и групповую самоподготовку учащихся; диагностирует интересы и способности тьюторанта; проводит встречи, так называемые тьюториалы, индивидуальные консультации по анализу самими учащимися образовательных успехов и трудностей и многое др.

Таким образом, тьюторство как ресурс индивидуального личностного развития представляет собой эффективное использование потенциала открытого образования для построения собственной индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Проблемы и сложности в современной России

Несмотря на интерес отечественных исследователей к данной области педагогического знания, обобщение опыта деятельности тьютора в работе с детьми, до настоящего времени оказывается весьма проблематичным, особенно это касается дошкольного возраста. Сегодня в условиях реформирования системы образования РФ, принятия нового закона «Об образовании в РФ», ФГОС нового поколения для различных уровней системы образования, стали появляться практические наработки, посвященные опыту внедрения тьюторской практики в условиях инклюзивного обучения. Данный опыт накоплен в Москве, Чебоксарах, Пермском крае, Челябинске.

Таким образом, в настоящий момент феномен тьюторства в педагогических исследованиях изучен недостаточно подробно, при этом существуют различные трактовки понятия «тьюторство» и представления педагогов о его модели, отсутствует описание процесса зарождения и развития данного понятия России. Опыт тьюторской деятельности в российской системе образования является фрагментарным и, как следствие, тьюторство – понятие для отечественной педагогики новое и недостаточно осмысленное. В связи с этим проблема разработки и практической реализации тьюторского сопровождения детей с комплексными нарушениями в развитии в системе коррекционно-педагогической помощи, обеспечивающей максимальную компенсацию нарушений развития и его социальную адаптацию приобретает особую актуальность.

Анализ современных теоретических и практических исследований позволяет сделать вывод о том, что тьюторское сопровождение на сегодняшний момент является ресурсом в реализации нового качества образования, что позволяет увидеть актуальность принципа индивидуализации, что и является на сегодня основной тенденцией развития тьюторства в России

Список использованной литературы.

1. Курс лекций «Организация тьюторского сопровождения детей»

4. Ковалева, Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1-4 / Т.М. Ковалёва,- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

6. Педагогический терминологический словарь. / Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. — М., 2004.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *