Что такое общее руководство деятельностью
Потенциал общего руководства организации
Если на ранней стадии стратегического планирования новая стратегия вырабатывалась с учетом традиционных преимуществ организации, то в сегодняшних быстро изменяющихся условиях «плюсы» прошлой деятельности могут обернуться «минусами» в будущем. Следовательно, концепцию сильных и слабых сторон необходимо было заменить более общейконцепцией организационного потенциала.
В предыдущей главе учебника уже рассмотрено, как с помощью критериев стратегического успеха на практике определяется положение организации в области ее деятельности.
Несоответствие между факторами сегодняшнего и будущего успеха ведет к изменению условий в стратегической зоне хозяйствования организации. Стратегическая активность измеряется степенью соответствия между характеристиками стратегии организации в условиях конкуренции и важнейшими факторами достижения стратегического успеха. Критерий открытости – это соответствие между важнейшими факторами стратегического успеха и диапазоном потенциальных возможностей организации.
Функциональный потенциал – диапазон потенциальных возможностей, включающий функциональные службы организации: маркетинг, производство, НИОКР, финансы и так далее, а также навыки общеорганизационного (общего) управления, например, развитием, диверсификацией.
За период эволюционного развития накопились обширные знания о природе функциональных возможностей и процессе создания функционального потенциала.
У каждой функции одинаковые составляющие: квалификация (профессиональный уровень), техническая база, оборудование, объем знаний и опыт. Но понятие потенциала есть нечто большее, нежели совокупность всех элементов: оно обладает системными свойствами, основными из которых являются:
1) способы разделения задач – при узкой специализации задач потенциал достигает высокой эффективности, но лишается гибкости. Агрегированные* и нежестко определенные задачи повышают возможности творчества в ущерб эффективности;
*Агрегировать [
2) способы взаимосвязи задач – разграничение задач способствует функциональной стабильности, а их объединение повышает гибкость;
3) культура организации, общие нормы, ценности, модели действительности, вознаграждения, материальные стимулы – культура, которая не стремится к переменам, способствует повышению эффективности, но не оставляет простора для гибкости;
4) структура полномочий внутри функций и между ними, а также способы реализации этих полномочий – авторитарная структура способствует повышению стабильности и эффективности, разделенные полномочия повышают возможность перемен, но при этом эффективность снижается.
Все перечисленные системные характеристики имеют такое же большое значение для качества функционального потенциала, как и конкретные навыки, технология и способности. Еще большую роль они играют в повышении эффективности общего руководства организацией.
На раннем этапе развития организации было сделано еще одно открытие, которое по важности не уступало изобретению функциональных служб. По мере того как были выделены функции различных видов деятельности, возникла необходимость в их интеграции, координации и руководстве для достижения общих целей организации. Такая работа по интеграции и координации стала называтьсяобщим (общеорганизационным) руководством.
Поначалу общее руководство являлось исключительной прерогативой главного руководителя, но по мере роста организации руководитель все больше был вынужден делить свои полномочия и обязанности с другими. Сегодня общее руководство осуществляется членами верхней части управленческой пирамиды, т.е. теми, кто имеет перед собой необходимую перспективу и обладает полномочиями, чтобы направлять общую деятельность организации.
По мере возрастания значимости правильного взаимодействия с внешней средой организации, стало очевидно, что общее руководство – это нечто большее, нежели простое суммирование руководства всеми функциями. Чтобы стать стратегом, недостаточно знать работу всех функций. Углубление в специфические проблемы функций может привести к стратегической близорукости. Управляющему стратегического уровня мало иметь навыки функционального управления, т.е. уметь решать высокоструктурированные проблемы в духе конвергенции*. Настоящийруководитель-стратег должен уметь творчески решать слабоструктурированные проблемы, чувствовать среду организации, иметь опыт в анализе стратегий и проектировании стратегических гибких структур. Его способности и стиль руководства аналогичны способностям предпринимателя: он должен видеть перспективу, уметь рисковать, проводить реорганизацию, обладать обаянием и в какой-то мере быть политическим деятелем.
Конкретные функции управления
В больших организациях, имеющих многоступенчатую вертикальную структуру, полномочия первого лица по управлению организацией делегируются нижестоящим руководителям (заместителям этого руководителя, руководителям структурных подразделений, руководителям первичных коллективов). Кроме того, при управлении большой организацией возникает необходимость в выделении работников, которые разрабатывают проекты решений (планов, документов и т.п.), учитывают работы и расходы (учетчики, бухгалтеры и т.п.), многие другие работники. Совокупность служб и отдельных работников, осуществляющих руководство предприятием и его структурными подразделениями, образуют собой аппарат управления организацией.
Аппарат управления представляет собой систему взаимоувязанных и взаимодействующих звеньев (служб, отделов, секторов) и отдельных работников, наделенных соответствующими полномочиями и располагающими материально-технической базой для осуществления эффективного управления всеми сторонами деятельности объекта. В этой связи имеют большое значение выделение и классификация функциональной деятельности работников аппарата управления. Эти функции получили название производственно-хозяйственных или специфических, конкретных.
В условиях сельскохозяйственной организации можно выделить следующие конкретные функции управления.
Стратегическое планированиеосуществляют в первую очередь директор организации и его заместители, которым помогают работники службы маркетинга и планово-экономической службы. Эти работы, как правило, включают в себя: разработку долгосрочных прогнозов, основных разделов бизнес-плана, технико-экономическое обоснование направлений капиталовложений, определение экономической эффективности подготовленных решений, разработку мероприятий по стимулированию деятельности всех участников производственного процесса в достижении заданного результата и т.д.
Общее (линейное) руководство предприятием и его подразделениями: решение проблемных вопросов развития хозяйства, мобилизация коллектива на их выполнение, контроль исполнения принятых решений, внешние связи предприятия. Организация работы коллективных органов управления предприятием (собрание акционеров, совета директоров)
Функции общего руководства выполняют руководители предприятий (их заместители), руководители производственных подразделений (заведующие производственными участками: бригадиры, заведующие фермами), руководители обслуживающих подразделений (заведующие ремонтными мастерскими, гаражом, начальник строительного цеха и т.п.), а также частично руководители ряда функциональных звеньев.
Функции общего руководства различаются в зависимости от уровня (ступени) управления и прямо связаны с иерархичностью структуры аппарата управления, т.е. с его построением по вертикали. Специализация работников по уровням управления составляет основу линейного (прямого) соподчинения.
Линейное управление производством: распределение материальных и трудовых ресурсов, контроль и регулирование хода производства, проведение диспетчерских совещаний, информационное обеспечение всех должностных лиц и тому подобное.
Управление трудовыми ресурсами и социальным развитием коллектива – функция, выполнением которой заняты, кроме руководителей организаций и подразделений, специалисты по кадрам, планово-экономического отдела. К числу их работ относятся: комплектование и учет кадров, подготовка, переподготовка и повышение их квалификации, научная организация труда и заработной платы, охрана труда и техника безопасности. Все большее значение приобретает создание благоприятного социального и психологического климата в трудовых коллективах.
Управление научно-техническим развитием производства (технологическое руководство)в современных условиях является одной из важнейших функций, которая обеспечивает разработку и внедрение прогрессивной технологии и связанной с ней технической подготовкой производства, с капитальным строительством. Также эта деятельность связана с реорганизацией производства и труда: участие в разработке организационно-производственной структуры хозяйства, специализации и концентрации производства по подразделениям и т.д.
В процессе выполнения этих действий составляются технологические карты, инструкции и другие руководящие документы.
Выполняют эту группу функций отраслевые специалисты: зоотехники, агрономы, ветеринарные врачи, частично инженеры, руководители обслуживающих подразделений и др.
Управлением материально-техническим снабжением и сбытом продукции в организациях в основном заняты руководитель организации и его профильные заместители, маркетинговая служба, заведующие складом. Очевидно, что в небольшой организации все эти функции будут в сфере деятельности заместителя директора по коммерции и, быть может, одного агента-экспедитора, совмещающего свою работу с работой шофера.
Бухгалтерский учетявляется одной из очень ответственных функций в управлении организацией. Он очень жестко регламентируется государством и служит двум целям:
составить руководству организации представление о финансовом состоянии организации в каждый конкретный момент времени (месяц, квартал, год) в целом и в разрезе основных статей прихода и расхода ресурсов;
представить государству и всем заинтересованным лицам сведения о финансовом состоянии организации, с четким выделением налогооблагаемых статей доходов организации и работающих в ней лиц.
В последе время очень большое внимание уделяют управлению финансами и финансовому управлению, зачастую смешивая представления об этом. В больших многопрофильных организациях выделение функции управления финансами вполне правомерно, так как очень часто проблемы управления заключаются в том, что на всех финансов не хватает. Надо прекрасно владеть ситуацией по поводу финансовых резервов, возможности их получения в будущем и оптимизации использования в настоящем. В больших сельскохозяйственных организациях для этой работы целесообразно выделение в помощь высшему руководству одного специалиста-аналитика. В общем случае указанные функциональные обязанности могут быть возложены на экономиста, но не на бухгалтера. Функциональные обязанности бухгалтера заключаются в адекватном отражении в отчетности всех оборотов денежных средств и материальных ресурсов.
Таким образом, весь комплекс указанных функций управления организацией можно разделить на функции: общего руководства, специализированного (функционального) и технического обслуживания. Соответственно и управленческий персонал принято делить на три категории: линейный, функциональный и вспомогательно- технический.
Работников управления, исходя из выполняемых ими функциональной роли и вида работ, можно разделить на три большие группы: руководители, к которым относятся работники, наделенные правом принятия решений, специалисты – работники, осуществляющие управление техническими, технологическими и другими отдельными процессами и элементами производства и обеспечивающие подготовку решений для руководителей по своей области деятельности; вспомогательно-технические работники, обеспечивающие первые две группы своевременной и достоверной информацией для принятия решений, создающие условия для реализации основных функций управления.
Специализация управленческих работников составляет основу функционального построения аппарата управления, тогда как специализация по уровням управления – основу линейного соподчинения нижестоящих вышестоящим.
Высокий уровень управления производством достигается тогда, когда функции четко распределены между конкретными исполнителями и выполняются ими ответственно, при тесном взаимодействии руководителей, специалистов и технических исполнителей.
Сущность, задачи и функции общего руководства деятельностью предприятия
Любая организация представляет собой иерархию функционально и административно обособленных исполнителей (подразделений, групп или отдельных должностных лиц), между которыми сознательно созданы вертикальные связи, обеспечивающие руководство в виде доведения до нижестоящих звеньев решений, принятых на более высоком уровне, и контроля их исполнения. Вершиной этой иерархии является высшее должностное лицо менеджмента организации, которое подчиняется только ее собственникам (Совету директоров, собранию собственников или иному представительному органу). Юридически высшее должностное лицо – единоличный исполнительный орган организации, однако в ходе делегирования полномочий оно, сохраняя всю полноту ответственности, передает решение большинства задач управления своим подчиненным, оставляя за собой общее руководство: определение целей организации как единого субъекта хозяйствования, задач непосредственных подчиненных (высшего менеджмента) и выполнение в их отношении всех базовых функций управления. Фактически высшее должностное лицо организации формирует ситуацию, при которой обеспечивается согласование между ее развитием как элементом окружающей среды и состоянием ее внутренней среды, позволяющим эффективно обеспечить это развитие.
Главной задачей общего руководства предприятием является комплексное производственное, экономическое, социальное и техническое развитие, обеспечивающее стабильное финансовое и рыночное положение, юридическую и хозяйственную самостоятельность и целостность, а также эффективную защиту интересов субъекта хозяйствования.
Локальные задачи общего руководства, совокупность решений которых формирует решение главной, совпадают с должностными обязанностями высшего должностного лица, к которым, в общем случае, следует относить:
· регулярный мониторинг рынков, на которых действует предприятие, и тех, которые могут представлять для него интерес в перспективе;
· определение перспективных направлений производственной деятельности предприятия, его стратегии в каждом из этих направлений, состава и уровня стратегических показателей его деятельности;
· определение стратегии развития внутренней среды предприятия и формулирование соответствующих задач непосредственных подчиненных;
· формирование портфеля заказов и заключение договоров с заказчиками предприятия, заключение хозяйственных договоров и сделок предприятия;
· утверждение, контроль и анализ выполнения стратегических и тактических планов работы предприятия, принятие адекватных оперативных решений по регулированию и корректировке деятельности предприятия.
При этом высшее должностное лицо несет персональную ответственность за постоянный и стабильный рост доходов и рентабельности предприятия, за сохранность, приумножение и эффективное использование его капитала и ресурсов, соблюдение трудовой, финансовой, правовой дисциплины и морально-этических норм работниками предприятия.
Рациональное решение задач общего руководства требует реализации при их решении всех базовых функций менеджмента, содержание которых адаптируется к специфике этой области управленческой деятельности.
Планированиев рамках общего руководства должно рассматриваться в двух аспектах: участие высшего должностного лица в процессе планирования деятельности предприятия и планирование им работы непосредственных подчиненных.
Как участник процесса планирования руководитель предприятия действует главным образом на уровне стратегического и тактического планирования, организуя разработку соответствующих планов, проверяя соответствие параметров тактических планов принятой стратегии развития предприятия и проводя анализ и контроль выполнения утвержденных стратегических, годовых, квартальных и месячных планов. Вопросы оперативного планирования работы отдельных структурных единиц предприятия не входят в компетенцию первого руководителя, и нарушение этого правила имеет самые вредные последствия для его эффективного управления.
Планирование работы непосредственных подчиненных (руководителей ведущих служб и отделов предприятия), как функция общего руководства, заключается в формировании общего состава задач, которые они должны решать в силу своего должностного положения и в определение сроков и форм отчетности по итогам их решения. Важным требованием к реализации этой подфункции является строгое соблюдение баланса между обязанностями, правами и ответственностью высших менеджеров предприятия, а также неукоснительное следование установленным формам взаимодействия между ними и высшим должностным лицом. Оперативный режим такого взаимодействия должен быть исключением из правил, допустимым при создании кризисных ситуаций.
Круг задач организации, решаемых высшим должностным лицом, должен включать в себя:
· участие в разработке организационной структуры предприятия и ее утверждение;
· разработка основных требований к должностным инструкциям высших менеджеров предприятия и к положениям о подчиненных им структурных подразделениях и утверждение этих документов;
· подбор и расстановка кадров высшего менеджмента предприятия;
· анализ, корректировка и утверждение штатного расписания предприятия.
Кроме этих внутренних задач организации, руководитель предприятия должен непосредственно участвовать в налаживании и поддержании контактов с элементами внешней микросреды, оказывающими сильное влияние на его состояние. К таким элементам относятся, например, государственные органы, регулирующие деятельность предприятия, наиболее значимые производственные партнеры, финансово-кредитные организации, обслуживающие предприятия, и др. Состав таких предприятий и организаций должен быть уточнен в каждом конкретном случае и ограничен теми, взаимодействие с которыми действительно требует личного участия высшего должностного лица.
В области мотивации главной задачей общего руководства является создание такой системы управления персоналом предприятия, которая создает условия максимальной отдачи каждого работника. Для этого первое должностное лицо должно обеспечить и лично принять участие в разработке:
· концепции мотивации как системы целей и принципов регулирования трудовой деятельности на предприятии;
· целостной системы морального и материального стимулирования работников;
· системы оплаты труда, основанной на принятой концепции мотивации и являющейся частью системы стимулирования труда;
· мер по социальной защите и росту благосостояния работников предприятия, по созданию деловой атмосферы и благоприятного психологического климата на предприятии.
Помимо этих глобальных задач мотивации на уровне общего руководства должен быть решен ряд важных вопросов управления той частью персонала предприятия, которая непосредственно подчинена высшему должностному лицу. Состав этих вопросов в целом совпадает с перечисленными выше, но их решение должно быть предельно конкретным и ориентироваться на воздействия, учитывающие личные особенности каждого из ведущих менеджеров.
Основным подходом к реализации функции контроля в рамках общего руководства должно быть его разделение на регулярный, осуществляемый по установленному плану (в определенные сроки, в отношении определенных объектов и в определенных формах), и оперативный, который осуществляется как реакция на возникшую в данный момент ситуацию. Безусловный приоритет при этом должен отдаваться регулярному контролю, а оперативный следует применять только тогда, когда недостаток информации о действительном состоянии дел может рассматриваться как прямая угроза интересам всего предприятия. Кроме того, к крайне негативным последствиям в современных условиях хозяйствования приводит стремление к тотальному (в отношении множества объектов) контролю со стороны высшего руководства. Как правило, предполагаемых результатов такой контроль не дает, но приводит к расходованию больших ресурсов, отвлекаемых из основной деятельности.
Регулирование как функция общего руководства состоит в решении трех основных задач:
· издание приказов, распоряжений, указаний, положений, инструкций и других нормативных документов предприятия в соответствии с принятыми управленческими решениями;
· принятие оперативных управленческих решений в кризисных ситуациях, вызванных объективными изменениями во внешней среде предприятия;
· принятие оперативных управленческих решений в кризисных ситуациях, вызванных неисполнением или нарушением должностных обязанностей непосредственных подчиненных.
Наиболее важным направлением общего руководства является реализация стратегического подхода к управлению предприятием, создающего надежные перспективы его стабильности и развития.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.)
В жизни общества постоянно происходят различные процессы взаимодействия, и их основа – руководство. Это, в самом общем виде, деятельность по контролю над ходом каких-либо процессов. Оно всегда связано с ответственностью и результатами. Расскажем об основных характеристиках руководства, его функциях и разновидностях, а также о методах и стилях его осуществления.
Понятие руководства в менеджменте и психологии
Управление различными процессами нуждается в централизации, которая позволяет повысить эффективность. Руководство – это сложное, многоаспектное понятие. Первое значение этого слова связано с осуществлением контроля над ходом какой-либо деятельности. Во втором случае под руководством подразумевают людей, которые принимают решения и осуществляют контроль.
В психологии этим термином обозначают механизм, мотивирующий коллектив на выполнение поставленных задач. В менеджменте руководством называют процесс, в рамках которого руководитель наделяется властью над подчиненными. Чаще всего понятия «руководство» и «менеджмент» синонимизируются, при этом они обозначают ответственное и квалифицированное управление различными ресурсами в организации или в коллективе.
Менеджмент как наука и практика
Системное изучение управления начинается вместе со становлением капиталистического способа производства. Менеджмент – это управление различными процессами, это системное осуществление различных действий по достижению поставленных целей и задач.
Для повышения эффективности производственные процессов, увеличения сбыта и оптимизации затрат ведется активное изучение методов и способов управления. Традиционно у менеджмента выделяется несколько функций: контроль, прогнозирование, планирование, анализ. Все они взаимосвязаны между собой и объединяются деятельностью, известной как руководство. Это главная функция менеджмента, связанная с воздействием на коллектив с целью повышения эффективности предприятия или подразделения.
В науке об управлении термин «руководство» применяется для наименования людей, осуществляющих влияние на подчиненных, и для обозначения данного процесса в целом. На практике это слово обычно употребляется для выделения одного человека или группы людей, осуществляющих управление.
Субъект и объект руководства
Рассматривая управление людьми как процесс, следует определить его стороны, т.е. субъект и объект. Субъектом руководства является менеджер, человек, непосредственно осуществляющий управление. Объектом менеджмента могут выступать структурные подразделения организации, самостоятельные предприятия, персонал, отдельно взятые сотрудники.
Парадоксально, но одна и та же структурная единица в организации может одновременно выступать и объектом и субъектом управления. К примеру, на комбинате игрушек директор будет субъектом, а сотрудники отделов и цехов со своими руководством являются объектами менеджмента. Но на уровне структурного подразделения начальник цеха уже будет субъектом, а персонал – объектом. При этом директор комбината становится объектом управления, если рассматривать его во взаимоотношениях с министерством, президентом страны.
Функции руководителя
Менеджер в рамках выполнения своей профессиональной деятельности реализует основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль. Эти глобальные производственные цели и задачи в деятельности отдельного руководителя преобразуются в частные функции. Исследователи менеджмента говорят о следующих разновидностях функций руководства:
Виды руководства
Менеджмент предполагает существование различных вариантов осуществления управления. В связи с этим выделяется несколько видов руководства:
Также есть классификация, в рамках которой выделяют руководство разных уровней: низшего, среднего и высшего звена. Каждый уровень имеет свою специфику.
Руководство организацией
Успех и продуктивность предприятия во многом зависит от профессионализма менеджера. При этом он не только должен отлично разбираться в тонкостях производственного процесса, но и обладать многими личностными и психологическими качествами.
Руководитель должен осознавать, что он – важнейшая часть своего предприятия. В связи с этим появляется термин «организационное руководство», который подразумевает осуществление деятельности по установлению должностных обязанностей членов коллектива, выработке корпоративных правил поведения, разработке стратегии развития организации.
Естественными «продолжателями» организационного руководства являются проектный и операционный менеджмент.
Стили руководства
Под стилем понимается некий устойчивый образец. Руководитель с опытом вырабатывает типичный для себя способ решения повторяющихся задач. Стиль складывается из мировоззрения, личностных особенностей, темперамента. Психологи говорят, что у каждого человека есть уникальный стиль общения, но при этом есть и типичные черты. Поэтому и можно говорить о том, что существуют общие стили и методы руководства.
Традиционно выделяют три основных стиля:
В первом случае вся полнота власти сосредоточена в одних руках. Например, все ключевые решения принимает исключительно генеральный директор, не советуясь с подчиненными и не прислушиваясь к ним. Авторитарный руководитель часто ошибается, так как не может охватить всю полноту информации и находится во власти своих стереотипов.
Второй стиль еще называют коллегиальный. В этом случае решения принимаются на основании совещаний и мнения большинства. По этому принципу обычно работают советы директоров, в которых один руководитель не может принять важного решения. Считается, что это самый продуктивный метод руководства.
Третий стиль именуют также разрешительным. Руководитель в этом случае многие, если не все, решения отдает в сферу своих подчиненных. Либерал рассчитывает на совесть сотрудников, но обычно бесконтрольность приводит к халатности.
Характеристики руководителя
Руководство – это сложная деятельность, требующая большого количества знаний и умений, кроме того, она предполагает наличие у менеджера определенных качеств. Психологи говорят, что хороший руководитель должен быть ответственным. Умение принимать решения и всю полноту их последствий на себя – чрезвычайно важно для руководителя.
Также профессиональный менеджер должен быть компетентным в той сфере, где ему приходится работать. Руководителю необходимо обладать целым комплексом эмоционально-волевых качеств, например, целеустремленность, решительность, дисциплинированность, принципиальность. Он должен быть увлечен своим делом и уметь «заразить» этим своих подчиненных.
Важными интеллектуальными качествами руководителя являются способность к анализу и прогнозированию, наблюдательность, логика, стремление к знаниям.
Основные проблемы менеджмента
Управление людьми – процесс нелегкий и не всегда радостный. Только человек, далекий от менеджмента, может думать, что быть руководителем – это просто и всегда приятно. Менеджмент связан со многими проблемами как личностного, так организационного характера.
Руководитель всегда несет ответственность за свое предприятие, за сотрудников. Он ответственен перед партнерами, обществом, своей семьей, перед собой. Такой груз сложно нести. Кроме того, к основным проблемам руководителя относят высокие риски и стрессы. Он должен побуждать, а иногда и принуждать работников хорошо выполнять свои обязанности. Это нередко приводит к конфликтам и к психологическим проблемам руководства.