Что такое общедоступность образования
Статья 43 Конституции России
Текст Ст. 43 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Комментарий к Ст. 43 Конституции Российской Федерации
Право на образование — это право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Комментируемая статья определяет базовые начала регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией права на образование.
Основным законодательным актом в данной сфере является Закон РФ № 3266-1 «Об образовании».
В соответствии с его статьей 1 под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
В части 1 ст. 43 признается право каждого человека на образование в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст. 26) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13).
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного уровня (ценза), что удостоверяется соответствующим документом.
В Законе «Об образовании» определены принципы государственной политики в области образования. В ст. 1 Закона сфера образования рассматривается в качестве приоритетной (наиболее важной, требующей первоочередного обеспечения).
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
Все субъекты Российской Федерации, образовательные учреждения, органы местного самоуправления обязаны в своей деятельности проводить в жизнь эти принципы.
В части 2 ст. 43 Конституции РФ с поправками 2020 гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения. Получение полного (среднего) общего образования в объеме 10-11 классов является личным делом каждого.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.
Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.
Статья 43 Конституции РФ
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Комментарий к Статье 43 Конституции РФ
Право на образование закреплено в важнейших международно-правовых актах. В ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. говорится, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и осознание ее достоинства, оно должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.
Образование в России регулируется несколькими законами: Законом об образовании, Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 15.07.2008) и другими актами. На уровне субъектов РФ иногда принимаются законы о тех или иных сторонах дошкольного и начального образования. В некоторых субъектах РФ (Пермском крае, Томской области, Чеченской Республике и др.) министры образования издают свои акты. Постановления по вопросам деятельности конкретных муниципальных дошкольных и начальных образовательных учреждений принимаются органами местного само управления.
Закон об образовании характеризует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Он сопровождается требованием констатации (в форме экзаменов и др.) достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов). Такие уровни в России определяются в федеральных государственных образовательных стандартах. Это необходимый объем знаний, обязательный для получения соответствующего документа об образовании.
Политика государства в сфере образования основывается на следующих принципах: уважение к правам и свободам человека; единство федерального образовательного пространства (отсюда и федеральные стандарты) при условии учета региональных национальных традиций и особенностей (федеральные стандарты могут быть дополнены региональным компонентом) и при учете особенностей специализации определенного вуза (в вузах возможен вузовский компонент); общедоступность образования; адаптивность (приспособленность) системы образования к особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников (например, в дошкольном образовании); светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (в России есть и религиозные образовательные учреждения, которые вправе выдавать теперь свои официальные документы, признаваемые государством, а в государственных и муниципальных учреждениях могут преподаваться различные дисциплины религиоведения факультативно); свобода и плюрализм образования (речь идет прежде всего об академической свободе и ознакомлении обучающихся с различными научными взглядами); демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.
Государственные элементы управления образованием означают существование соответствующего законодательства, государственных стандартов, определяющих минимум обязательных знаний (стандарты утверждены Минобрнауки России в качестве временных мер), управленческую деятельность министерств и их местных органов, ведающих образованием, и др. Общественный характер управления образованием обеспечивается созданием общественных советов при Минобрнауки России, включением в коллегию Министерства выдающихся ученых в сфере образования, выборностью руководителей некоторых образовательных учреждений, существованием попечительских советов учреждений, созданием педагогических советов в школах, ученых и диссертационных советов в вузах, родительских комитетов классов и школ, студенческих советов, составлением учебных планов, программ курсов самим преподавательским коллективом и т.д.
В соответствии с законодательством РФ граждане имеют право на получение основного общего образования на родном языке. Они могут выбирать язык обучения, но в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. В республиках в составе РФ, имеющих наряду с русским свой государственный язык (в единичных республиках, например в Карачаево-Черкесской, несколько государственных языков), изучение предметов в образовательном учреждении может вестись в равном объеме на двух государственных языках (если их два, из чего исходил Конституционный Суд РФ), это не противоречит Конституции (см. Постановление от 16.11.2004 N 16-П*(579)).
В России действуют несколько типов образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. По завершении каждой ступени или уровня образования выдаются документы государственного образца.
Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и частными. В государственных и муниципальных учреждениях обучение бесплатное; студенты, которые учатся не ниже, чем на «хорошо», получают небольшую государственную стипендию. Передача определенных полномочий в сфере образования на муниципальный уровень не противоречит Конституции, но одновременно Суд сформулировал важное положение более общего значения, имеющее отношение к известному Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ: при такой передаче Федерация или субъект РФ сохраняют свои конституционные обязанности (см. Постановление КС РФ от 15.05.2006 N 5-П*(580)). В частных учреждениях обучение платное, стипендии могут выплачиваться лишь некоторым студентам из благотворительных фондов и иных негосударственных источников. Образовательные учреждения могут сдавать в аренду свое имущество, независимо от формы собственности. Они освобождаются от уплаты налогов в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной их уставами, но некоторые другие налоги они уплачивают.
При поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, требующие наличия у поступающих творческих способностей физических или психологических качеств, а также в те учреждения, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу, учреждения вправе вводить по предметам, по которым не проводился ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания. Их результаты учитываются наряду с данными ЕГЭ при проведении вступительного конкурса.
Вне конкурса в учреждения среднего и высшего профессионального образования принимаются дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп (если им не противопоказано обучение в таких учебных учреждениях), граждане до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида, граждане, уволенные с военной службы, поступающие в высшие образовательные учреждения (по рекомендациям командитов), участники боевых действий. Некоторые категории лиц пользуются преимущественным правом на поступление (дети военнослужащих, погибших или умерших на военной службе или вследствие травм, заболеваний и др.). Победители и призеры заключительного этапа школьных олимпиад, победители спортивных олимпиад, чемпионы и др. принимаются без вступительных экзаменов в вузы, соответствующие профилю олимпиад. Лицам, окончившим вузы, присваиваются звания «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр».
3. По статье 43 Конституции России Каждый гражданин РФ может получить на конкурсной основе бесплатно высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении (неграждане России могут получить его за плату). Кроме того, каждый гражданин России и не имеющий российского гражданства может получить высшее образование в частном образовательном учреждении (за плату). Такое учреждение, если оно прошло лицензирование, а затем аккредитацию (особую проверку состояния образования), также выдает диплом государственного образца. Обучающиеся в таких вузах имеют отсрочку от призыва на военную службу, студенты негосударственных вузов, не имеющих аккредитации, такой отсрочкой не пользуются (см. Постановление КС РФ от 21.10.1999 N 13-П*(583)). Преподавание в высшей школе строится с учетом академической свободы. Преподаватель обязан дать обучающимся учебный материал в объеме стандарта и учебной программы, но возможно изложение его с позиций различных взглядов.
Лица, у которых есть диплом о высшем образовании, имеют возможность получить послевузовское профессиональное образование (аспирантура и др.), готовиться к научной или педагогической работе, создавать исследования для получения ученой степени.
Статья 43 Конституции РФ гласит, что государство различными способами поддерживает развитие образования. Создаются новые крупные государственные университеты (в 2006 г. создан Южный федеральный университет с крупными научными центрами и почти 50 тыс. студентов, создаются аналогичные университеты в Сибири и некоторых других регионах страны), государство выделяет средства из бюджета, платит небольшие стипендии студентам (они повышены в 2008 г.), в последние годы неоднократно повышалась заработная плата преподавательскому составу.
Что такое общедоступность образования
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 321-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.
Право на получение общедоступного среднего образования
Что означает доступность среднего образования? Могут ли отказать в приеме в старшие классы школы? А могут ли если уже исполнилось 18 лет?
Право:
В нашей стране право каждого на образование гарантировано статьей 43 Конституции РФ:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования
1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Что такое общедоступность, бесплатность и обязательность образования?
Общедоступность образования означает, что
Что такое общедоступность образования
Вследствие расширения рынка труда и появления новых демократических прав и свобод, отечественное образование стало испытывать влияние процесса диверсификации, что обусловило возникновение конкуренции. Развитие конкурентных отношений является объективным экономическим законом, который действует в системе производственных отношений капиталистического типа экономики [7].
Таким образом, к качеству подготовки специалиста предъявляются всё новые требования в области экономической, производственно-хозяйственной деятельности, то есть появляется необходимость в повышении уровня конкурентоспособности, что влияет на общедоступность образования. Всё это порождает потребность в анализе данной проблемы, чем обусловлена актуальность статьи [6].
Организацию системы образовательного процесса при функционировании в стране демократии и рыночной системы называют диверсификацией [7]. Термин «диверсификация» используется в педагогической литературе в разных значениях. Многие исследователи изучали рассматриваемый процесс: Г.А. Халипов [10], А.М. Новиков [8] (диверсификация различных образовательных структур и программ), В.И. Байденко [1] (диверсификация среднего профессионального образования), И.П. Смирнов [3] (диверсификация деятельности и задач структур управления), Е.В.Ткаченко [9] (диверсификация мер по модернизации образования, которые предпринимаются правительством) и другие.
Диверсификация предполагает собой усложнение внутренней инфраструктуры системы образования. Осуществляется это за счёт того, что в образовании происходят следующие процессы:
— возникают новые виды и типы образовательных учреждений;
— одни формы образования проникают в другие;
— различные виды, типы и формы образования, ранее не связанные между собой, объединяются;
— расширяются различные сферы деятельности образовательных учреждений;
— содержание образовательных программ становится многообразным, свободно используются образовательные технологии [6].
Если же говорить о стремящихся получить образование, то их целями являются следующие: занять свое место в социальной структуре общества и удовлетворить свои экономические потребности, что в современном мире нельзя осуществить без получения качественного образования [3].
Достижение упомянутых целей не представляется возможным для всех, так как образование в Российской Федерации не в силах обеспечить социальную мобильность населения, условия равного старта, качественное образование фактически становится недоступным, если у человека нет «связей», отсутствует прочная система социальной поддержки тех учащихся, которые живут в семьях с малыми доходами [4].
Проблема обеспечения общедоступности и качества образования в условиях диверсификации исследуется в работах Оганесова В.А., Виноградовой С.А., Давыдовой Е.С. и других. Оганесов В.А. выявил ряд противоречий, которые связаны с влиянием процесса диверсификации образования на его общедоступность. По его мнению, противоречия возникают следующим образом:
— между постоянно нарастающими потребностями осуществления качества образования и его фактическим соответствием актуальным потребностям личности и государства;
— между избранным образовательным учреждением перечнем специальностей и возникающими потребностями у работодателей региональной производственно-хозяйственной сферы;
— между ускоряющимся развитием общества и способностью системы образования подготовить специалистов к трудовой деятельности в соответствующих условиях;
— между нарастающей конкуренцией и уровнем готовности выпускников к конкурентной борьбе.
Оганесов В.А. считает, что развитие российского образования определяется потребностями, связанными с подготовкой специалиста, который способен действовать в условиях рыночных отношений и обладает конкурентоспособностью на рынке труда. Он приходит к выводу о том, что возникновение рынка образовательных услуг порождает конкуренцию внутри самой системы образования, которая не может находится вне закона конкуренции, и сущность которого коренится в том, что с рынка неизбежно вытесняются некачественные услуги, в том числе и образовательные [6].
По мнению Виноградовой С.А., для того, чтобы решить рассматриваемую проблему, следует осуществить формирование нового мышления, которое способно без трудностей включаться в анализ всех возникающих в образовании проблем и чувствовать себя конкурентоспособным в сложном и противоречивом устройстве обновляющейся образовательной системы. Автор говорит о том, что необходимо научить выпускников жить и трудиться в обществе, где именно человек, а не государство, несет полную ответственность за себя, за уровень жизни своих близких [2].
Давыдова Е. С. говорит о том, что процесс диверсификации образования обусловливает растущее неравенство среди образовательных учреждений, в первую очередь – высшего образования.
Она считает, что перемены в политическом и социальном климате создают благоприятные условия для реформ, в том числе и в сфере образования, но эти же перемены вызывают рост коррупции, преступности, а также другие негативные последствия. Также она говорит, что развитие негосударственного сектора образовательной сфере и официальное предоставление образовательных услуг на платной основе (включая платные формы обучения в учебных заведениях, находящихся в ведении государства) с точки зрения общедоступности неоднозначны.
Развитие системы платных образовательных услуг в некоторой степени расширяет доступ к профессиональному образованию за счёт введения платного профессионального образования, что в результате вывело Россию на одно из лидирующих мест в мире по численности студентов высших учебных заведений. С другой стороны, платность образования в некоторой мере снижает уровень доступности образования для малоимущих граждан Российской Федерации.
Рассуждая о конституционных гарантиях предоставления всем детям нашей страны бесплатного общего образования, Давыдова Е.С. говорит, что в основном эти гарантии реализуются на практике.
Однако, она отмечает что родители, которые имеют сильно выраженную установку на то, чтобы их дети получили высшее профессиональное образование и добились дальнейшего социального роста, предпочитают уже с первого класса определить ребёнка не в любую, а только в ту школу, которая даёт высокий уровень социализации, то есть сумму знаний, навыков и целевых установок.
Можно сделать вывод о том, что при формальной общедоступности образования всё же существует неравенство возможностей при получении качественного школьного образования, которое обусловлено социально-экономическим расслоением общества. Если говорить о возможностях россиян для получения более высокого уровня образования, то процесс диверсификации сказался на этом. Для решения данной проблемы государственным властям следует значительно увеличить затраты на данную сферу из государственного бюджета [4].
Всё же, если опираться на недавно проведённые социологические опросы, то они в большинстве случаев они показывают, что граждане настроены вполне оптимистично, и данная проблема не так сильно затрагивает их. По данным опросов ВЦИОМ сентября 2017 г., ответы на следующий вопрос: «Сейчас я зачитаю Вам список сфер. Оцените, насколько Вы благодаря только своим способностям сможете преуспеть в следующих сферах: получить хорошее образование» распределились следующим образом: 39% ответили «Смогу, уже добился», 11% ответили «Скорее смогу», 3% ответили «Скорее не смогу», 9% ответили «Не смогу», 35% ответили «Я этого не планировал» и 3% затруднились ответить на вопрос [5].
Если проводить анализ результатов данного социологического опроса, то можно сказать, что примерно половина россиян всё же имеет возможность получить хорошее образование, опираясь только на свои силы, или же скорее имеет, то есть образование для них является вполне доступным. Но больше четверти россиян не планирует преуспеть в том, чтобы получить хорошее образование, и, возможно, на это повлияло то, что они как раз не имеют возможности получить хорошее образование, так как для этого нужны «связи» и относительно хорошее материальное положение.
Таким образом, диверсификация – процесс, который является новым этапом в постоянно развивающейся системе образования. Конечно, в связи с появлением современных условий в образовательной среде и нарастанием в ней конкуренции, принцип общедоступности образования принимает несколько иной вид. Но всё же это не должно являться крайне сильным препятствием для тех, кто стремится получить качественное образование, так как в современном мире необходимо уметь приспосабливаться к меняющимся условиям образовательной системы. На данную проблему несомненно необходимо обращать внимание, но всё же результаты приведённого социологического опроса показывают, что население относится вполне оптимистично к рассматриваемой проблеме.