Что такое общая полезность
Полезность — что это такое
Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В сегодняшней статье поговорим о таком экономическом термине как полезность. Вы узнаете что это такое простыми словами и в чем основная суть полезности. Также познакомитесь с такими понятиями как обычная полезность, количественная полезность, общая и предельная полезности. Обо всем этом далее в статье.
Содержание статьи:
Что такое полезность?
Полезность — это термин в экономике, который означает полное удовлетворение, полученное от потребления товара или услуги. Экономические теории, основанные на рациональном выборе, обычно предполагают, что потребители будут стремиться максимизировать свою полезность. Важно понимать экономическую полезность товара или услуги, поскольку она напрямую влияет на спрос и, следовательно, на цену этого товара или услуги. На практике полезность потребителя невозможно измерить и определить количественно. Однако некоторые экономисты считают, что они могут косвенно оценить полезность экономического товара или услуги, используя различные модели.
Суть полезности
Определение полезности в экономике происходит от концепции полезности. Экономический товар приносит пользу в той степени, в которой он полезен для удовлетворения нужд или потребностей потребителя. Различные школы отличаются в том, как моделировать экономическую полезность и измерять полезность товара или услуги. Полезность в экономике впервые была придумана известным швейцарским математиком XVIII века Даниэлем Бернулли. С тех пор экономическая теория развивалась, что привело к появлению различных типов экономической полезности.
Ординалисткая (порядковая ) полезность
Ранние экономисты испанской схоластической традиции 1300-х и 1400-х годов описывали экономическую ценность товаров как проистекающую непосредственно из этого свойства полезности и основывали свои теории цен и денежных обменов. Эта концепция полезности не была количественной, а была качественной характеристикой экономического блага. Более поздние экономисты, особенно представители австрийской школы, развили эту идею в ординалистскую (порядковую/объективную) теорию полезности или идею о том, что индивиды могут упорядочивать или оценивать полезность различных дискретных единиц экономических благ.
Австрийский экономист Карл Менгер в своем открытии, известном как маргинальная революция, использовал этот тип структуры, чтобы помочь ему разрешить парадокс алмаз-вода, который раздражал многих прежних экономистов. Поскольку первые доступные единицы любого экономического блага будут использоваться для наиболее ценных целей, а последующие единицы — для менее ценных видов использования, эта порядковая теория полезности полезна для объяснения закона убывающей предельной полезности и фундаментальных экономических законов спроса и предложения.
Кардиналистская (количественная) полезность
Для Бернулли и других экономистов полезность моделируется как количественное (субъективное) или кардинальное свойство экономических благ, которые потребляет человек. Чтобы помочь в этом количественном измерении удовлетворенности, экономисты принимают единицу, известную как «утилита», для представления количества психологического удовлетворения, которое определенный товар или услуга создает для подгруппы людей в различных ситуациях. Концепция измеримой полезности позволяет рассматривать экономическую теорию и отношения с помощью математических символов и расчетов.
Однако он отделяет теорию экономической полезности от реальных наблюдений и опыта, поскольку «полезности» на самом деле нельзя наблюдать, измерять или сравнивать между различными экономическими благами или между людьми.
Если, например, человек считает, что кусок пиццы дает 10 утилит, а порция макарон дает 12 утилит, этот человек будет знать, что съесть макароны будет более полезным. Производители пиццы и макаронных изделий, зная, что средняя порция макаронных изделий дает два дополнительных продукта, поможет им установить цену на макароны немного выше, чем на пиццу.
Кроме того, полезность может уменьшаться по мере увеличения количества потребляемых продуктов или услуг. Первый кусок пиццы может принести 10 утилит, но по мере того, как будет потреблено больше пиццы, утилиты могут уменьшиться по мере того, как люди насытятся. Этот процесс поможет потребителям понять, как максимизировать их полезность, распределяя деньги между несколькими типами товаров и услуг, а также поможет компаниям понять, как структурировать многоуровневое ценообразование.
Экономическую полезность можно оценить, наблюдая за выбором потребителя между аналогичными товарами. Однако измерение полезности становится сложной задачей, поскольку между вариантами появляется все больше переменных или различий.
Определение общей полезности
Если полезность в экономике количественна и измерима, общая полезность (TU) определяется как сумма удовлетворения, которое человек может получить от потребления всех единиц определенного продукта или услуги. Используя приведенный выше пример, если человек может съесть только три ломтика пиццы, и первый кусок потребленной пиццы дает десять утилит, второй кусок потребленной пиццы дает восемь утилит, а третий ломтик дает две утилиты, общая полезность пиццы будет быть двадцать утилит.
Определение предельной полезности
Предельная полезность (MU) определяется как дополнительная полезность, полученная от потребления одной дополнительной единицы товара или услуги или дополнительного (порядкового) использования, которое человек имеет для дополнительной единицы. Используя тот же пример, если экономическая полезность первого ломтика пиццы составляет десять утилит, а полезность второго ломтика — восемь утилит, MU поедания второго ломтика составляет восемь утилит. Если полезность третьего слайса равна двум утилитам, MU поедания этого третьего слайса составляет две утилиты. С точки зрения обычной полезности, человек может съесть первый кусок пиццы, поделиться вторым с соседом по комнате, сохранить третий кусок на завтрак и использовать четвертый как сэндвич.
Резюме
А на этом сегодня все про полезность в экономике. Надеюсь статья оказалась для вас полезной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!
Понятие полезности. Общая и предельная полезность
Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, которые руководствуются своими потребностями и наличными средствами. Но для того чтобы распределить свои средства между разнообразными потребностями, необходимо иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце XIX в. экономисты приняли полезность.
Потребление – это процесс использования продукта с целью удовлетворения потребностей. Целью потребления является полезность.
Полезность – удовлетворение, которое потребитель получает от потребления товаров или услуг или от какой-либо деятельности.
Было принято, что при заданных ценах покупатель стремится так распределить свои средства на покупку различных благ, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность от их потребления. При этом он руководствуется своими личными вкусами и представлениями.
Очевидно, что определяемая таким образом полезность имеет сугубо личностный, субъективный или индивидуальный характер.
Целью потребителя, ради которой он покупает товар, является удовлетворение своих запросов и потребностей и получение удовольствия от потребления товаров и услуг. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара.
Полезность (utility) – это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.
Понятие «полезность» было введено в экономическую науку английским философом Иеремией Бентамом (1748–1832). Сегодня вся наука о рыночной экономике, по сути, держится на двух теориях: полезности и стоимости. С помощью категории полезности объясняется действие закона спроса, т.е. почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот.
Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого.
Теория субъективной полезности опирается на следующие основные предположения:
1. Потребитель стремится получить максимальное субъективное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход.
2. Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара (предельная полезность), меньше полезности предыдущей единицы.
Различают две формы полезности: общую и предельную.
Общая полезность (total utility) (TU) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля рис. 26.1.
Рисунок 26.1 – График отображения общей полезности
Предельная полезность (MU) представляет собой дополнительную полезность, извлекаемую потребителем из добавочной единицы конкретной продукции.
Общая полезность определяется как сумма полезности, которую получает потребитель от потребления данного количества товара в течение определенного периода времени. Total Utility = TU = f(Q, предпочтения)
Полезность повышается только до определенного уровня потребления товаров, (максимальное значение составляет 27 утилей), затем снижается при дополнительном потреблении единиц товаров.
Предельная полезность удовлетворение, получаемое от потребления дополнительной единицы блага рис. 26.2.
Рисунок 26.2 – График отображения предельной полезности
Между общей и предельной полезностью существуют зависимости. Общая полезность равна сумме всех предельных полезностей, добавленных с самого начала. Общая полезность увеличивается с ростом потребления, но уменьшающимся темпом, означающим убывание предельной полезности по мере насыщения потребности в данном благе.
Например, если индивид, съев две порции мороженого, ест третью, то общая полезность увеличится, а если он съест и четвертую, то она будет продолжать расти. Однако предельная (приростная) полезность четвертой порции мороженого не будет столь же велика, как предельная полезность от потребления третьей порции.
Общая полезность (TU), как следует из ее названия, характеризует суммарную полезность некоторого количества единиц определенного блага. Механизм формирования данного показателя может быть представлен в виде функции общей полезности TUΣ ф-ла 26.1:
(26.1)
где f — символ функции; U — уровень полезности; QX, QY — количество товаров Х и Y, потребленных за определенный период. В данную функцию можно включить любое количество переменных. Эта функция демонстрирует, что полезность, получаемая человеком, зависит только от количества потребляемых благ. Различают предельную и совокупную полезность блага.
Совокупная полезность определяется суммированием показателей предельной полезности и рассчитывается следующим образом ф-ла 26.2:
(26.2)
где TU — совокупная полезность; MU — предельная полезность.
где TU1 и TU2 — первоначальная и новая величина совокупной полезности; Q1 и Q2 — первоначальное и новое количество блага.
Предельная полезность определяется как отношение изменения величины совокупной полезности к изменению количества потребленного блага ф-лы 26.3, 26.4:
(26.3)
Предельная полезность (MU) представляет собой прирост общей полезности i-го блага в результате увеличения потребления его на одну единицу ф-ла 26.5:
MUi = TUi(Qi + 1) – TUi(Qi), (26.5)
где TUi(Qi) – общая полезность Q единиц i-ro блага;
TUi(Qi+l) – общая полезность Q+1 единиц i-ro блага.
ΔQi – увеличение объема потребления i-ro блага на одну единицу.
Пример. Предположим, потребитель читает журналы и слушает музыку, записанную на диски. Ниже приведена таблица 26.1, которая показывает полезность, которую потребитель получает от потребления различного количества журналов и дисков.
Таблица 26.1 – Полезность, которую потребитель получает от потребления различного количества журналов и дисков
Количество | Полезность журналов (ютил) | Полезность дисков (ютил) |
Цена журнала – 1,5 ден. ед., а цена диска – 7,5 ден. ед. Обычно потребитель покупает 2 диска и 10 журналов.
Необходимо определить:
1. Сколько денег тратит потребитель на покупку этого количества дисков и журналов?
2. Какую полезность получает потребитель от этой комбинации товаров?
3. Какова предельная полезность, которую получает потребитель от потребления кассет и дисков? Каково отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров?
4. Максимизирует ли потребитель полезность?
5. Какую полезность получает потребитель, если весь свой бюджет он будет тратить на покупку дисков?
6. При какой комбинации двух товаров полезность окажется максимальной?
Решение задачи:
Рассчитываем, сколько денег тратит потребитель на покупку этого количества дисков и журналов: 2*7,5+10*1,5=30 ден. ед.
Два диска приносят 630 ютил, десять журналов – 371 ютил, итого – 1001 ютил.
Для расчета предельной полезности, которую получает потребитель от потребления кассет и дисков, заполняем таблицу, в которой рассчитываем отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров табл. 26.2, 26.3:
Таблица 26.2 – Отношение предельной полезности к цене для журналов
Количество | Полезность журналов (ютил) | Предельная полезность журналов | Отношение предельной полезности к цене журналов |
— | — | ||
111-60=51 | 51/1,5=34 | ||
156-111=45 | 45/1,5=30 | ||
196-156=40 | 40/1,5=26,7 | ||
232-196=36 | 36/1,5=24 | ||
265-232=33 | 33/1,5=22 | ||
295-265=30 | 30/1,5=20 | ||
322-295=27 | 27/1,5=18 | ||
347-322=25 | 25/1,5=16,7 | ||
371-347=24 | 24/1,5=16 |
Таблица 26.3 – Отношение предельной полезности к цене для дисков
Количество | Полезность дисков (ютил) | Предельная полезность дисков | Отношение предельной полезности к цене дисков |
— | — | ||
630-360=270 | 270/7,5=36 | ||
810-630=180 | 180/7,5=24 | ||
945-810=135 | 135/7,5=18 | ||
1050-945=105 | 105/7,5=14 | ||
1140-1050=90 | 90/7,5=12 | ||
1215-1140=75 | 75/7,5=10 | ||
1275-1215=60 | 60/7,5=8 | ||
1320-1275=45 | 45/7,5=6 | ||
1350-1320=30 | 30/7,5=4 |
Если потребитель приобретет два диска и десять журналов, он не сможет максимизировать свою полезность, поскольку не будет соблюдаться условие максимизации полезности, при котором предельные полезности приобретаемых товаров в расчете на одну денежную единицу совпадают. А в данном случае: 36>16, т.е. правило не соблюдается.
Если весь свой бюджет потребитель будет тратить на покупку дисков, то купит 4 диска, которые дадут 945 ютил полезности.
Полезность окажется максимальной при покупке следующей комбинации товаров: 3 диска и 5 журналов. При этом соблюдается правило максимизации полезности, речь о котором шла выше: 24=24.
Понятие полезности. Общая и предельная полезность
Полезность экономического блага. Экономический
Микроэкономика – отдел экономической науки, который имеет дело с поведением отдельных экономических единиц – потребителями, фирмами, рабочими и инвесторами, – а также с рынками, в состав которых они входят.
Микроэкономика занимается как нормативными, так и позитивными вопросами.
Позитивные вопросы связаны с объяснением и прогнозированием. Нормативные вопросы с желаемым результатом.
Микроэкономика является одной из двух составных частей современной экономической теории, исследующей деятельность отдельных экономических субъектов, играющих существенную роль в функционировании экономики. Таких как: правительственные организации и учреждения, отрасли, фирмы, домохозяйства, индивидуумы, а также отдельные рынки, товары и услуги и цены на них.
Микроэкономика рассматривает экономическую систему на микроуровне, характеризует поведение участников экономической деятельности и объясняет кем, как и почему экономические решения принимаются на этом уровне, что, сколько и когда купить или продать. Из нее можно узнать, как устанавливаются цены на тот или иной товар, какими явными или неявными, объективными или субъективными факторами определяется их повышение или понижение.
Микроэкономика изучает также развитие и функционирование отраслей и отдельных рынков, каналы и рычаги, через которые государство может влиять и воздействовать на них, ускоряя или замедляя их развитие.
Задача микроэкономической теории состоит в том, чтобы научить человека, семью, предприятие (фирму) выбирать наилучший путь достижения поставленных целей, исходя из определенных возможностей и ограничений, с которыми экономические субъекты сталкиваются. Она призвана вооружить их экономическими знаниями в единстве их теоретических и практических аспектов. Ее особенность состоит в тесной связи с непосредственной практикой, предпринимательской деятельностью, бизнесом.
Микроэкономика сопряжена с другими разделами экономической науки и опирается на их фундаментальные теоретические основы и выводы. Особенности методологии микроэкономики состоят в том, что микроэкономика использует общенаучные способы, приемы познания экономических явлений и процессов, словесного, математического и графического моделирования применительно к отдельным экономическим субъектам.
Понятие полезности. Общая и предельная полезность
Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, которые руководствуются своими потребностями и наличными средствами. Но для того чтобы распределить свои средства между разнообразными потребностями, необходимо иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце XIX в. экономисты приняли полезность.
Потребление –это процесс использования продукта с целью удовлетворения потребностей. Целью потребления является полезность.
Полезность – удовлетворение, которое потребитель получает от потребления товаров или услуг или от какой-либо деятельности.
Было принято, что при заданных ценах покупатель стремится так распределить свои средства на покупку различных благ, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность от их потребления. При этом он руководствуется своими личными вкусами и представлениями.
Очевидно, что определяемая таким образом полезность имеет сугубо личностный, субъективный или индивидуальный характер.
Целью потребителя, ради которой он покупает товар, является удовлетворение своих запросов и потребностей и получение удовольствия от потребления товаров и услуг. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара.
Полезность (utility) – это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.
Понятие «полезность» было введено в экономическую науку английским философом Иеремией Бентамом (1748–1832). Сегодня вся наука о рыночной экономике, по сути, держится на двух теориях: полезности и стоимости. С помощью категории полезности объясняется действие закона спроса, т.е. почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот.
Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого.
Теория субъективной полезности опирается на следующие основные предположения:
1 Потребитель стремится получить максимальное субъективное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход.
2 Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара (предельная полезность), меньше полезности предыдущей единицы.
Различают две формы полезности: общую и предельную.
Общая полезность (total utility) (TU) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля рис. 26.1.
Рисунок 26.1 – График отображения общей полезности
Предельная полезность (MU)представляет собой дополнительную полезность, извлекаемую потребителем из добавочной единицы конкретной продукции.
Общая полезность определяется как сумма полезности, которую получает потребитель от потребления данного количества товара в течение определенного периода времени. Total Utility = TU = f(Q, предпочтения)
Полезность повышается только до определенного уровня потребления товаров, (максимальное значение составляет 27 утилей), затем снижается при дополнительном потреблении единиц товаров.
Предельная полезность удовлетворение, получаемое от потребления дополнительной единицы блага рис. 26.2.
Рисунок 26.2 – График отображения предельной полезности
Между общей и предельной полезностью существуют зависимости. Общая полезность равна сумме всех предельных полезностей, добавленных с самого начала. Общая полезность увеличивается с ростом потребления, но уменьшающимся темпом, означающим убывание предельной полезности по мере насыщения потребности в данном благе.
Например, если индивид, съев две порции мороженого, ест третью, то общая полезность увеличится, а если он съест и четвертую, то она будет продолжать расти. Однако предельная (приростная) полезность четвертой порции мороженого не будет столь же велика, как предельная полезность от потребления третьей порции.
Общая полезность (TU), как следует из ее названия, характеризует суммарную полезность некоторого количества единиц определенного блага. Механизм формирования данного показателя может быть представлен в виде функции общей полезности TUΣ ф-ла 26.1:
(26.1)
где f — символ функции; U — уровень полезности; QX, QY — количество товаров Х и Y, потребленных за определенный период. В данную функцию можно включить любое количество переменных. Эта функция демонстрирует, что полезность, получаемая человеком, зависит только от количества потребляемых благ. Различают предельную и совокупную полезность блага.
Совокупная полезность определяется суммированием показателей предельной полезности и рассчитывается следующим образом ф-ла 26.2:
(26.2)
где TU — совокупная полезность; MU — предельная полезность.
где TU1 и TU2 — первоначальная и новая величина совокупной полезности; Q1 и Q2 — первоначальное и новое количество блага.
Предельная полезность определяется как отношение изменения величины совокупной полезности к изменению количества потребленного блага ф-лы 26.3, 26.4:
(26.3)
Предельная полезность (MU) представляет собой прирост общей полезности i-го блага в результате увеличения потребления его на одну единицу ф-ла 26.5:
MUi = TUi(Qi + 1) – TUi(Qi), (26.5)
где TUi(Qi) – общая полезность Q единиц i-ro блага;
TUi(Qi+l) – общая полезность Q+1 единиц i-ro блага.
ΔQi – увеличение объема потребления i-ro блага на одну единицу.
Пример. Предположим, потребитель читает журналы и слушает музыку, записанную на диски. Ниже приведена таблица 26.1, которая показывает полезность, которую потребитель получает от потребления различного количества журналов и дисков.
Таблица 26.1 – Полезность, которую потребитель получает от потребления различного количества журналов и дисков
Количество | Полезность журналов (ютил) | Полезность дисков (ютил) |
Цена журнала – 1,5 ден. ед., а цена диска – 7,5 ден. ед. Обычно потребитель покупает 2 диска и 10 журналов.
1. Сколько денег тратит потребитель на покупку этого количества дисков и журналов?
2. Какую полезность получает потребитель от этой комбинации товаров?
3. Какова предельная полезность, которую получает потребитель от потребления кассет и дисков? Каково отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров?
4. Максимизирует ли потребитель полезность?
5. Какую полезность получает потребитель, если весь свой бюджет он будет тратить на покупку дисков?
6. При какой комбинации двух товаров полезность окажется максимальной?
Рассчитываем, сколько денег тратит потребитель на покупку этого количества дисков и журналов: 2*7,5+10*1,5=30 ден. ед.
Два диска приносят 630 ютил, десять журналов – 371 ютил, итого – 1001 ютил.
Для расчета предельной полезности, которую получает потребитель от потребления кассет и дисков, заполняем таблицу, в которой рассчитываем отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров табл. 26.2, 26.3:
Таблица 26.2 – Отношение предельной полезности к цене для журналов
Количество | Полезность журналов (ютил) | Предельная полезность журналов | Отношение предельной полезности к цене журналов |
— | — | ||
111-60=51 | 51/1,5=34 | ||
156-111=45 | 45/1,5=30 | ||
196-156=40 | 40/1,5=26,7 | ||
232-196=36 | 36/1,5=24 | ||
265-232=33 | 33/1,5=22 | ||
295-265=30 | 30/1,5=20 | ||
322-295=27 | 27/1,5=18 | ||
347-322=25 | 25/1,5=16,7 | ||
371-347=24 | 24/1,5=16 |
Таблица 26.3 – Отношение предельной полезности к цене для дисков
Количество | Полезность дисков (ютил) | Предельная полезность дисков | Отношение предельной полезности к цене дисков |
— | — | ||
630-360=270 | 270/7,5=36 | ||
810-630=180 | 180/7,5=24 | ||
945-810=135 | 135/7,5=18 | ||
1050-945=105 | 105/7,5=14 | ||
1140-1050=90 | 90/7,5=12 | ||
1215-1140=75 | 75/7,5=10 | ||
1275-1215=60 | 60/7,5=8 | ||
1320-1275=45 | 45/7,5=6 | ||
1350-1320=30 | 30/7,5=4 |
Если потребитель приобретет два диска и десять журналов, он не сможет максимизировать свою полезность, поскольку не будет соблюдаться условие максимизации полезности, при котором предельные полезности приобретаемых товаров в расчете на одну денежную единицу совпадают. А в данном случае: 36>16, т.е. правило не соблюдается.
Если весь свой бюджет потребитель будет тратить на покупку дисков, то купит 4 диска, которые дадут 945 ютил полезности.
Полезность окажется максимальной при покупке следующей комбинации товаров: 3 диска и 5 журналов. При этом соблюдается правило максимизации полезности, речь о котором шла выше: 24=24.