Что такое обряд шахсей вахсей
Что такое обряд шахсей вахсей
Каждый год в определённый день среди последователей самой крупного течения в Исламе – шиизма – можно наблюдать случаи добровольного самобичевания и самоистязания. Люди бьют себя плетьями, цепями, наносят себе увечья острыми предметами.
Так шииты в Иране отмечают день Ашура, а точнее гибель Имам Хусейна, внука Пророка Мухаммада (с.а.с) произошедшую в 680 г. в битве при Кербеле.
Данный день, день Ашура, является днем скорби и траура для шиитов. Но что же такое Ашура? И для всех ли мусульман данный день является днём траура и скорби? Почему подавляющее большинство мусульман по всему Миру не занимаются самобичеванием? И как они отмечают данный день?
Ашура (от араб. корня ‘ашр «быть десятым» ) Десятый день первого месяца мусульманского календаря Мухаррам, одного из четырех запретных месяцев. Запретного для войн, мести и сражении.
Чем же примечателен данный праздник для большинства мусульман и почему он так важен для них?
Согласно Исламу множество событий истории человечества произошло именно в день Ашура. На него приходится сотворение Господом Небес, Земли, Ангелов, первого человека и Пророка Адама (согласно Исламу Адам также является пророком). В этот день произошло много событий, связанных с Пророками (мир им):
— Бог принял покаяние от Пророка Адама ;
— корабль Нуха (Ноя) причалил к горе Джуди (Ирак) после Великого потопа;
— родился Пророк Ибрахим (Авраам) ;
— были вознесены на небо Пророки Иса (Иисус) и Идрис, мир Им;
— Пророк Ибрахим спасся от огня, разожженного язычниками;
— Пророк Муса (Моисей) и Его последователи ушли от преследования фараона, который в этот день погиб, поглощенный морем;
— Пророк Юнус вышел из чрева рыбы;
— Пророк Аюб (Иов) исцелился от тяжких болезней;
— Пророк Якуб (Иаков) встретился с сыном;
— Пророк Сулейман (Соломон) стал царем;
— Пророк Юсуф (Иосиф) вышел из тюрьмы.
Из всего выше перечисленного становится ясно что в этот день также произошло много радостных событий для верующих людей и он не может быть просто днём траура и скорби.
Как отмечают данный день мусульмане-сунниты?
Мусульмане отмечают праздничные даты так как их отмечал Пророк Мухаммад (с.а.с.) и его сподвижники.
Наилучший источником касающегося жизни Пророка (с.а.с) является Сунна (предания о высказываниях и деяниях Пророка (а.с.с).
Абу Муса аль-Аш‘ари:
«Иудеи возвеличивали и почитали день ‘Ашура’. Пророк сказал: «Поститесь в этот день [о, мусульмане]».
Жена Пророка Мухаммада (с.а.с) достопочтимая Аиша (р.а.) передала:
«День ‘Ашура был днем поста для арабов еще до начала пророческой миссии Пророка Мухаммада. Когда Пророк прибыл в Медину, он сам постился в этот день и приказал другим постится. После становления месяца Рамадана месяцем обязательного поста, Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал людям: «Кто желает, тот может поститься [в ‘Ашура’], а кто хочет, тот может не поститься».
Сподвижник Пророка Мухаммада (с.а.с) Ибн ‘Аббас передает:
«Я не знаю день, который Пророк Мухаммад считал более значительным для поста, чем день ‘Ашура’
Мусульмане-сунниты отмечат данный день соблюдением дополнительного поста с восхода до захода Солнца. Арабы Мекки держали пост в данный день еще до принятия Ислама и меняли покрывало Каабы именно в этот день.
Согласно другому из хадисов (предании), пост в день Ашура очищает мусульманина от грехов за предыдущий год, а за крупицу подаяния (садака) в день Ашура Всевышний даст вознаграждение величиной с гору Ухуд ( гора близ г.Медина, Саудовская Аравия).
В день Ашура раздают милостыню (садака), читают Коран. Также в этот день совершают дополнительный намаз, радуют детей и близких, а также совершают другие богоугодные дела.
Во времена династии Омейядов (661-750) в день Ашуры мусульмане одевались в новые и нарядные одежды, веселились и устраивали праздничное угощение
Почему же большинство мусульман не занимаются самоистязанием ни в этот день, ни в какой бы то ни было другой?
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал (смысл):
«Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев в двенадцать согласно Писанию Своему. Четыре месяца из них запретные, и этот закон религии вечен. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе…» (9:36)
Напоминаю, что месяц Мухаррам, в котором отмечается день Ашура, является одним из четырех запретных месяцев. А самоистязание и бичевание есть причинение вреда себе, своему телу.
Хадисы (предания), второй по важности источник в Исламе.
Передают, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: « Не причиняйте вред себе или другим» (Имам Ахмад)
Вышеприведенное является достаточным основанием для вынесения запретности самобичевания и самоистязания. Так, шиитские богословы также как и сунитские богословы запрещают практику самоистязания. Ниже приведена фетва (богословское решение) шиитского богослова Шейха Мохаммада Хуссейн Фадулла:
ФЕТВА ШИИТСКИХ БОГОСЛОВОВ ОТНОСИТЕЛЬНО САМОИСТЯЗАНИЙ В ДЕНЬ АШУРА
«Шариатом не запрещается проявлять грусть и печаль по случаю смерти дорогих нам людей. Это – врожденное человеческое чувство. Однако свои чувства надлежит проявлять, не нарушая при этом правил, установленных в Исламе.
Если люди совершают подобные вещи с тем, чтобы выразить свою привязанность к имаму Хусейну (да будет доволен им Аллах), то не лучше ли будет сделать это, приложив собственные усилия для распространения в мире справедливости, подобно тому, как поступал имам Хусейн?
Более того, Шариатом не дозволяется повторять траур еще и еще, спустя некоторое время после смерти человека. Поэтому траурные церемонии проходят исключительно в первые три дня после смерти.
Таким образом, бытующий среди шиитов обычай траурных самоистязаний в память об имаме Хусейне (да будет доволен им Аллах) не имеет никаких оснований в Исламе и в фикхе (праве) шиитов.
Это не более чем индивидуальная практика, которая со временем превратилась в традицию для миллионов людей. Но и сегодня ученые, выступающие против этого, часто сталкиваются с возмущением верующих.
Резюмируя, можно сказать, что большинство современных шиитских богословов запрещают самоистязания и считают их устаревшими предрассудками.»
Шейх Мохаммад Хуссейн Фадулла, шиитский богослов (Ливан)
КОРОТКО О ШИИТАХ
(По данным «Исламского Энциклопедического Словаря»)
От себя скажу, что в наше время большинство шиитов предпочитают сдавать кровь в этот день. Например в Азербайджане в День траура собирают кровь для детей больных талассемией.
Однако сами театрализованные представления, напоминающие о событиях близ Кербалы, не порицаются.
День Ашура в исламе: что он значит для мусульман и как его проводить
Отметим, что название этого дня, «ашура», переводится как десять и сделано это не просто так, ведь это десятый день священного для мусульман месяца Мухаррам. В это период мусульмане стараются посетить своих больных родственников и друзей. Считается, что именно в этот день моральная и физическая помощь и поддержка становится особенно ценной и засчитывается перед Аллахом.
Традиции
В День Ашура, а также девятого и одиннадцатого числа месяца Мухаррам желательно соблюдать пост и раздавать милостыню.
Главные традиции Дня Ашура: соблюдать пост, раздавать садака, помогать и радовать близких людей, читать Коран и совершать добрые дела.
Стоит подчеркнуть, что пост соблюдается только до вечера, а с заходом солнца начинается праздничная трапеза. На стол обязательно ставят ашуре (подобие пудинга из нута, пшеницы, фасоли и сухофруктов).
Ашуре — главное блюдо первого месяца мусульманского года, сейчас набор для приготовления этого продукта можно найти даже на витринах магазинов и именно это угощение принято раздавать в День Ашура бедным.
Также, помимо ашуре, на праздничный стол подают блюда из фасоли, чечевицы и мяса, а на сладкое печенье (чареки и шербет).
История священного дня
История Дня Ашура насчитывает много важных событий – кроме сотворения небес и создания Адама, который был первым человеком и пророком, Всевышний на 10-й день священного месяца Мухаррам принял и его покаяние.
Большое историческое значение День Ашура имеет и для общины пророка Мухаммеда. Десятого числа месяца Мухаррам, на четвертом году переселения, должно было произойти сражение, называемое Зат Ар-рика, но враг убежал с поля боя, бросив имущество и семьи.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
в прдолжение.. «зеленой темы»
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Праздник Ашура
Праздник Ашура
У мусульман-шиитов этот пост обязателен, так как день Ашура совпал с главной датой шиитского религиозного календаря — днем поминовения внука пророка Мухаммеда имама аль-Хусейна ибн Али (626 — 680), который в этот день пал смертью шахида (борца за веру). После этих событий содержательная сторона 10-го дня месяца Мухаррам приобрела другое значение, они отмечают этот день как Шахсей-вахсей.
Шииты первые десять дней месяца посвящают оплакиванию мученической смерти Хусейна, а затем в течение всего месяца проводят различные религиозные обряды, в процессе выполнения которых воспроизводятся в театральном импровизированном представлении события 10-го дня Мухаррама.
Религиозные церемонии, связанные с шахсеем-вахсеем, сопровождаются постом, молитвенными песнопениями; поощряется самоистязание (участники процессий бичуют себя, восклицая: «Шах Хусейн, вах, Хусейн!» (что было воспринято европейцами как восклицание «Шахсей-вахсей!»), наносят себе раны саблями, кинжалами (по преданию, Хусейну были нанесены 33 колотые и 34 рубленые раны); тут же разыгрывают театрализованные мистерии, изображающие эпизоды из жизни халифа Али, а также Хусейна и эпизоды убийства последнего. С 16 в. день памяти Хусейна отмечается шиитами официально.
Для суннитов Ашура – не особенно значимый праздник. Как считают сунниты, именно в этот день, в Ашуру, встретились Адам и Ева, а позднее Ной высадился из ковчега на землю – словом, к этому дню приурочено несколько ветхозаветных событий. Для шиитов Ашура – поминки по имаму Хусейну, кульминационное событие годового цикла.
В России большинство мусульман исповедуют ислам суннитского толка; единственный на территории России город, в котором традиционно проживает шиитская община – Дербент. Шиитами дербентцы стали во времена шаха Исмаила – в XVI веке, хотя ислам на территории Дагестана укрепился значительно раньше. Дербентские шииты компактно проживают на территории Магалы – верхней старой части города, примыкающей к дербентской крепости. Старый Дербент – типичный мусульманский средневековый город с сетью узких кривых улиц, на которые выходят глухие фасады одно- и двухэтажных домов. В центре этого квартала располагается Джума – мечеть, в которой проходят основные события Ашуры.
Ашурой шииты называют ежегодный десятидневный период поминовения Хусейна и сам десятый день, в который он был убит. Именно поэтому в шиитских общинах основные обрядовые действия Ашуры разворачиваются в ночь с девятого на десятый день муххарама. В Ашуру шииты вспоминают Хусейна, и весь комплекс обрядов Ашуры направлен на это «коллективное вспоминание», о котором, по-видимому, можно говорить как об одном из самых эффективных средств консолидации общины.
Женщины, которые весь день готовили стол к поздней вечерней трапезе (ведь на следующий день заниматься домашними хлопотами уже нельзя!), проходят на женскую половину мечети, мужчины занимают мужскую, многие стоят во дворе мечети. Внутри мечети в это время читают молитвенник и вспоминают трагические события десяти дней муххарама. Люди скорбят, многие из них плачут и бьют себя в грудь. Одно из выражений скорби и мучения – самобичевание.
Дети, скорее, в шутку, стегают себя металлическими плетками: пока для них это забава, но на самом деле участие детей в Ашуре – один из механизмов передачи традиции от поколения к поколению.
К ночи, после собрания в мечети, все расходятся по близлежащим домам. В каждом доме собираются родственники и друзья, такие собрания в домах называют хусейнии. Здесь читают Коран и жития святых имамов, здесь же проходит уникальный обряд «Шахсей-Вахсей»: в знак преданности Хусейну мужчины разрезают себе затылки, их кровь – доказательство отваги и верности имаму. Принять участие в этом обряде имеют право только мужчины. Считается, что, если будут женщины присутствовать во время совершения обряда, непременно «превратят все в балаган». Несколько пожилых людей в папахах – распорядители – следят за очередностью и правильностью исполнения обряда, заранее оттачивают кинжалы. Под крики «Шахсей-Вахсей» старшины (или сами участники) наносят несколько ударов по голове спинкой кинжала, а затем делают надрез.
Шииты считают, что в обряде может участвовать только истинно, искренне верующий: если человек не верит, сомневается, боится, то кровь из раны не пойдет. Обычно в «Шахсей-Вахсей» участвуют взрослые мужчины-добровольцы, однако случается, что по «назиру» (по обету) в обряде принимают участие и дети. Если ребенок болеет, слаб, то участие в обряде укрепит его силы – считают шииты.
В белых простынях мужчины постоянно скандируют: «Хусейн, мы с тобой! Хусейн, мы не предадим тебя! Мы защитили бы тебя, если бы были тогда с тобой!»
Власти всегда опасались столь сильных в эмоциональном отношении обрядов, считали их «дикими», «кровавыми». В дореволюционное время Ашуру пытался запрещать наместник императора на Кавказе, естественно, что и в советское время обряд был запрещен. Однако приверженцы шиизма не отказались от своего обряда: ночью люди собирались на кладбище, где в свете фар грузовиков мужчины выбривали затылки и резали головы. Отношение официального ислама к этой практике не менее настороженное. Кстати, именно поэтому обряд совершается не в мечети, где нельзя проливать кровь, а в хусейниях.
К утру, еще до рассвета, все жители вновь собираются во дворе мечети. В толпе снуют подростки и женщины, которые раздают собравшимся саадака – печенье или конфеты. Кульминацией праздника считается раннее утро – в шесть утра были убиты Хусейн, его двоюродный брат Аббас и другие сторонники. Голос чтеца дрожит, кажется, что он не читает, а плачет, собравшиеся люди скорбят вместе с ним. В час смерти Хусейна в мечети появляются мрачные мужчины с зелеными повязками на головах – сеиды. Они выносят портрет Али и выпускают голубей – это как бы повторение, символ того, как Хусейн перед смертью послал голубя-вестника своему брату.
С этого дня начинается сорокадневный траур по погибшим у Кербелы. Женщины, которые дали соответствующий обет, надевают черные платья, шииты не справляют в этот период свадеб, не проводят праздников (и даже Навруз – Новый год, – если он приходится на один из траурных дней, не отмечают).
Интересно, что сейчас в Дербенте сталкиваются две разные традиции Ашуры и шиизма вообще. Дело в том, что в советское время религиозная традиция так или иначе была прервана, однако уже в 1990-е годы сотни молодых людей получили религиозное образование за границей – в Иране, Ираке, Пакистане. Этот «экспортированный» вариант ислама во многом отличается от того, который традиционен для Дербента. Вот и во время Ашуры те шииты, которые читали тексты в мечети, разошлись по домам, не участвовали в «Шахсей-Вахсей» и не пустили туда своих детей.
Все остальное время в году, за исключением этих десяти дней, шииты – обычные горожане. Торговцы на рынке, учителя, маршрутчики – они ничем не отличаются от остальных жителей Дагестана. Но в следующем году, в ночь на десятый день муххарама за древними крепостными стенами эти люди будут вновь скорбеть и чувствовать, что сегодня они едины и отличны от тех, кто спокойно спит в Ашуру, в ночь гибели Хусейна.
Мухаррам
Месяц Мухаррам
В доисламской Аравии этот месяц был особенно почитаем, наряду с месяцами Раджаб, Зулькада и Зульхиджа. Это были так называемые «запретные» месяцы, в которые не допускалось ведение войны и кровопролитие вокруг Каабы.
Самым почитаемым днем месяца мухаррам считается десятый день или День Ашура, который отмечается как мусульманами-шиитами, так и суннитами.
Другие дни месяца мухаррам также отмечены знаменательными событиями:
Ашура
Шахсей-вахсей
В связи с этим шииты ежегодно справляют в первые десять дней Мухаррама траур по убитому и обезглавленному Хусейну, которого они считают своим третьим непогрешимым имамом. Кульминация траурных мероприятий приходится на день Ашура.
В память о мученической смерти Хусейна в шиитских общинах принято проводить ряд траурных церемоний. В их число входят мемориальные службы (маджалис аль-тазия); посещение гробницы Хусейна в Кербеле, в особенности в день Ашура и в 40-й день поминок после Ашуры (зиярат аль-арбаин), религиозные церемонии оплакивания (аль-мавакиб аль-Хусейния), театрализованные представления битвы при Кербеле (шабих), самобичевания (татбир) 10 .
В 2017 году Совет кадиев Управления мусульман Кавказа призвал к донорству крови вместо самобичевания. В Баку на этот призыв отозвались как минимум 2500 человек.
День Ашура для суннитов
Календарь
Ашура:
Примечания:
Автор: Кавказский Узел
Стражи, цепи, кнуты и пряники таинственной Ашуры
Секретный ритуал
— Снимать запрещено. Сдавайте фотоаппараты!
Следить за мной и фотографом Сашей начали еще в селении. Мужчина с мобилой в руке всю дорогу шагал рядом, чтобы мы не исчезли в толпе. Сотни сельчан шли на церемонию мимо старых домов с тонкими колоннами, поющих нищих и детей с бархатистыми темными стягами. Стражи на окрестных холмах с раннего утра защищали святилище со стороны гор. У входа на поляну для церемоний нас обступила толпа крепких ребят. Они знали: чужаки планируют дерзкое преступление — фотосъемку одного из самых интересных и красивых обрядов, которые только можно увидеть в России.
Фото: Александр Федоров
Мискинджа — единственный шиитский аул в горах Дагестана
Фото: Александр Федоров
Здесь сохранилась старинная традиция отмечать Ашуру
Фото: Александр Федоров
Ашура в ауле Мискинджа: юный Алипаша ведет детей на мавлид
Иногда Ашуру ошибочно называют праздником. И действительно, сунниты 10 числа месяца Мухаррам постятся в знак благодарности Аллаху за спасение пророка Мусы (Моисея) от фараона. Также они верят, что в этот день Ноев ковчег причалил к суше. Но самые известные ритуалы Ашуры проходят у шиитов. Для них это — день траура в память о мученической гибели имама Хусейна, его сводного брата Аббаса и семидесяти их сподвижников. В 680 году умер Муавия, первый халиф Омейядов. В Дамаске воцарился его сын Язид, жестокий властитель и плохой мусульманин. Внук Пророка имам Хусейн отказался присягать ему: ведь по давнему уговору Муавия не имел права назначать преемника. Отовсюду к имаму стекались жалобы недовольных правлением Язида. Весть об этом дошла до халифа. Положение Хусейна стало опасным, и он откликнулся на призыв жителей города Куфы на территории нынешнего Ирака, обещавших ему поддержку.
По пути в Куфу, близ местечка Кербела, караван Хусейна был окружен огромным войском Язида и отрезан от воды. Немногочисленный отряд имама погиб, спутницы мучеников попали в плен.
Церемония Ашуры в память об этой трагедии проходит во всех странах с крупными шиитскими общинами: Иране, Бахрейне, Азербайджане, Афганистане, Ираке… В России шииты живут в основном на крайнем юге Дагестана. Большинство из них — азербайджанцы из Дербента и его пригородов. Но в горах, в окружении суннитских соседей, чудом сохранилось лезгинское селение Мискинджа — единственный горный аул страны, населенный представителями этой веры. Многие мискинджинцы убеждены, что они происходят от персидских воинов. Здесь ритуалы — самые красочные. Если в Дербент на Ашуру стекаются шииты из Москвы и Баку, в Мискинджу приезжают сами дербентцы, а порой даже сунниты из соседних селений. Люди, целый год не заглядывавшие в мечеть, приходят на обряд, а затем нередко обращаются к вере. Вот только о том, как проходит церемония в горах, за пределами Южного Дагестана не знает почти никто. И теперь мы понимаем почему.
Базар смерти
Наши камеры сложили в небольшой мечети возле деревянного ковчега, разрисованного портретами мучеников Кербелы и их родных. Спереди властно сжимал меч имам Али — отец Хусейна. Его голову окутывало золотое сияние, напоминающее нимб. Этот ковчег символизировал палатку юного Касема, племянника имама. По легенде, он отправился навстречу гибели сразу после свадьбы. Неподалеку колыхался транспарант: «Вся земля — Кербела, каждый день — Ашура». Это не просто красивая фигура речи. Каждый день молящиеся шииты преклоняют голову на турба — кусочек глины из Кербелы — и вспоминают о трагедии.