Что такое обряд обычай традиция
Обычай и Традиция: Различие Терминов
В каждой стране, этносе, семье или другой группе лиц есть свои обычаи и традиции, которые складываются в период существования данной группы. Не все видят различия традиций и обычаев, но они есть. Чтобы их увидеть, стоит разобраться в данных понятиях.
Понятия традиции и обычая
Традиция – это совокупность ритуальных действий, неких обрядов, правил поведения в обществе, которые передаются от поколения к поколению. Традиции никому не принадлежат. В этом феномене существует территориальная национальная привязка.
Обычай – это способ поведения, укоренившийся в сознании членов определенного общества или группы, вошедший в привычку.
Обычай может быть нескольких видов:
Традиции же делятся на семейные, общественные и народные.
Как правило, обычаи не являются обязательными, но за несоблюдение некоторых обычаев на члена социальной группы может налагаться санкция в виде морального неодобрения других членов.
Различие и схожесть понятий
На первый взгляд, понятия традиции и обычаи полностью идентичны. Изучив понятия глубже, можно сделать вывод, что такое явление как обычай шире, чем традиция. По сути традиция — это глубокий обычай, который стал частью культуры. Главное различие традиций и обычаев в том, что обычаи охватывает большую часть жизни людей, и каждый второй человек придерживается их, даже не подозревая этого. Традиции же могут быть у любой маленькой социальной группой, например, у семьи или рабочего коллектива.
И традиции, и обычаи, как правило, одобряются основной массой людей. Соблюдение такого рода правил поддерживает связь с предками. Этот процесс начался сам по себе и не прерывается уже много веков. Передача знаний от старших к младшим уместно не только в научном плане, но и в области правил поведения. Помимо правил этикета и гигиены невольно от родственников передаются и обычаи с традициями, так как это такие же привычные правила, как, например, мыть руки.
Взаимосвязь понятий
Но несмотря на различия традиций и обычаев между ними есть тесная связь. В первую очередь, как видно из определений, эти понятия являются схожими, многие даже не разграничивают их. Но помимо того, что оба понятия описывают примерно похожие явления, есть прямая связь традиций с обычаями.
Как уже говорилось, обычай охватывает большую сферу жизни и явлений. Это напрямую отражается в природе возникновения традиций. Обычай, передающийся из поколения в поколение, перерождается в традицию. То есть обычай – это недолговременная привычка, а при укоренении такой привычки она уже приминает другую форму.
Объясняя различия традиций и обычаев, следует указать на разный уровень данных понятий. Как уже стало понятно, обычай – всего лишь привычка и имеет простую форму. Ее человек повторяет автоматически и не задумываясь. Традиция же — это определенная осмысленная деятельность, что делает данное понятие более сложным, нежели предыдущее.
То есть получается, что все обычаи – это просто на просто привычки, которые вложились нам от предков, а предкам от их предков. Путешествуя по миру, можно увидеть, что люди разных этносов и народов по-разному совершают всевозможные бытовые действия. Это все обычаи. А традиции существуют не на подсознательном уровне, а принимаются осмысленно. То есть придерживаясь каких-либо традиций человек осознает, что он их выполняет.
Примеры обычаев
Также обычаями является отмечание праздников. Самые известные – это Новый год и дни рождения. Христианским обычаем является и Великая Пасха.
Каждой год в конце зимы славянские народы до сих отмечают масленицу. Сейчас значение и важность этого праздника опускается, но все же почти в каждой семье в этот период пекут блины, кто-то сжигает чучело, в парках проходят общественные мероприятия. В школах детям также рассказывают об этом обычае и организовывают гуляние. Этот обычай символизирует прощание с зимой. Когда он зарождался, ритуалов было больше и им в точности следовали. Сейчас многие моменты опускают, но обычай провожать зиму остался.
На Кавказе все еще существует ужасающий обычай кровной мести. Хотя сейчас законом такие действия запрещены, все равно многие закрывают на это глаза. Это действие вошло в привычку народа, и даже сила закона порой не применяется.
Примеры традиций
Если обычаями являются сами праздники, то различные ритуальные действия, которые выполняются в их период, уже будут называться традициями. Например, ставя елку на Новый год или даря подарок другу на день рождения, человек следует традициям. А на пасху традиционно пекут куличи, красят яйца.
Если справлять масленицу – это следование обычаю, то печь блины и сжигать чучело – это традиция, которая присуща данному празднику. Еще русской традицией является встречать гостей хлебом и солью. Сейчас никто не будет выбегать в коридор и совать всем каравай, но вот почти на любой свадьбе этой традиции придерживаются.
В иностранных праздниках, которые часто справляют и в России, тоже есть свои традиции. Например, вырезать тыквы на Хеллоуин или дарить Валентинки в День Всех Влюбленных
На этих примерах отчетливо проглядывается связь и различие традицией с обычаями. Чаще всего они встречаются именно в виде праздников. Так, когда семья постоянно отмечает какой-то праздник, то она придерживается обычаю, но если в этот праздник члены семьи выполняют какие-то специальные действия, то они еще и придерживаются определенных традиций.
Видео: Обычаи и нравы как понятия культуры: сходства и различия
Традиция и обычай – что это и отличия
В течение всей жизни люди ни один раз слышат такие слова, как традиции и обычаи. Что это такое объяснить могут не многие. Сложнее сказать, какими отличиями обладают рассматриваемые термины. Всем известно, что у каждого человека или семьи имеются действия, которые он совершает постоянно или по привычке. Не многие задумываются над тем, какой истинный смысл скрывается за этими бытовыми действиями. Для того чтобы лучше понять их, нужно провести сравнение.
Определение понятий
Отмечать праздники мы все привыкли с раннего детства. Яркие украшения, ожидание подарков, приготовления и сервировка стола – часть действий, которые осуществляются в любой семье постоянно. Ежедневно большинство людей желают друг другу доброго утра или спокойной ночи, уходя, присаживаются на несколько секунд на стул, а возвращаясь, смотрят в зеркало. Подобные правила поведения возникли благодаря именно традициям и обычаям, которые сформировались в той местности, где родился и вырос человек. Некоторые правила поведения являются признаками хорошего воспитания, но и они также возникли под влиянием культурных норм, принятых в обществе.
Традицией называется комплекс ритуалов, особых действий, который включает в себя обряды, ежедневные повторяющиеся действия, правила поведения в обществе. Они передаются новым поколениям и сохраняются на протяжении длительного периода времени. Главной отличительной особенностью является универсальность использования, принятие всеми в обществе и социуме. Традиции также имеют привязку к местности, стране или определенной нации. Традиции, как культурный элемент, никому не принадлежат. Они могут соблюдаться или игнорироваться.
Обычаи – это действие, поступки и явления, укоренившееся в общественном сознании. Они имеют особенность к частому повторению. К этой категории действий можно отнести правила, сформировавшиеся в определенной сфере деятельности. Ими являются: спорт, политика, повседневное общение. Подчиняется обычаям быт, экономика, право, религия, культурная сфера. В большинстве случаев все люди должны соблюдать их. Если последует отказ, то возникнет негативное следствие – общественное порицание. В некоторых случаях человека принудят выполнить принятый обычай.
Можно рассматривать традиции и обычаи в качестве понятий в большинстве своем равнозначных. Если не вдаваться в подробности, то найти различия достаточно сложно, но они присутствуют. К основным особенностям относится тот факт, что традиция является более глубоким, устоявшимся обычаем, выполняемым на протяжении многих лет, поколениями. Традиции являются неотъемлемой и полноценной частью культуры. Они могут затрагивать различные сферы человеческой жизни. Обычаи являются также широко распространенными в обществе. Традиции присутствуют в профессиональной сфере, в семейных отношениях и в быту. На их появление оказывает влияние уклад и привычки. Объединяет обычаи и традиции то, что они находят одобрение и поддержку в массах. Связано это с тем, что в подобных действиях люди могут найти для себя способ отдохнуть от привычной жизни, погрузиться в мир таинственного, магического, непознанного. Многие традиции демонстрируют людям расположение и доброту к ним со стороны окружающих, другие призваны оберегать от опасностей. Важно помнить, что народные обычаи и привычки могут затормозить процесс развития в обществе, поэтому необходимо гармонично встраивать их в современность.
Глубокие традиции, уходящие своими корнями в века, свидетельствуют о культуре народа, его длительной жизни, насыщенной истории и развитии. Обычаи демонстрируют окружающим уважение к предкам, тому наследию, которое они сохранили и передали своим потомкам.
Выводы
На основе приведенных определений и сравнения по важным параметрам можно сделать вывод о том, что же такое традиции и обычаи. Если рассматривать глубину каждого из терминов, то обычаи будут восприниматься в качестве явления, более широкого и объемного, чем традиция. Обычаи могут быть народными, принятыми в определенной стране или на территории. Традиции же более узкие – семейные, личные, профессиональные. По уровню восприятия в обществе эти термины также различаются. Обычай является привычкой, повторяющийся на уровне автомата. Традиция же направленность и осознанная деятельности, более сложная и многогранная, чем обычай. Укоренение в сознании отсюда — также фактор, по которому можно искать различия. Обычаи могут забываться быстрее, некоторые являются временными.
Традиции тесно связаны с поколениями, исторической памятью. Если обычаи сохраняются и передаются, как часть культурного наследия будущим поколениям, они становятся традициями. Соблюдение традиций в большей степени направлено на информирование народов, проживающих на определенной территории или в стране. Обычай является прежде всего способом активного действия, направленного на то, чтобы получить определенную практическую цель.
Обряд. Обычай. Традиция. Ритуал. Основные понятия и определения.
Обряд. Обычай. Традиция. Ритуал.
Основные понятия и определения.
Говорят, что сейчас в последние годы Россия теряет свои традиции, свое лицо, свою самобытность. Что заполонило нас западное, заокеанское, чужеземное.
Да этому утверждение есть обоснование. Действительно, сейчас в России отмечаются многие зарубежные праздники, к примеру- H allоween, из – за рубежа в Россию пришел карнавал. Да мы много что берем за океаном и многому у них учимся. Но утверждать о вытеснении нашей культуры, искусства, традиций… Наоборот именно в последние годы наблюдается повышенный интерес людей к исконно русской культуре.
В наше время сценарий народных праздников строиться на инсценировках старинных обычаев обрядов и ритуалов.
Обряд – это совокупность установленных обычаев, действ, связанных с религиозным представлением или бытовыми традициями. Есть какой-то символ.
Обычай – стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе и социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития.
Ритуал – церемония обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения. Упорядоченная система действий, выражает определенные социальные, культурные взаимоотношения.
Традиция – (передача)- элементы социального и культурно наследия передающийся в определенных классах и социальных группах в течении длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, ценности, идеи, обычаи.
Обрядность – это самопроизвольное театрализованное игровое действие, которое содержится во многих народных праздниках, торжествах, гуляниях, посвященных важнейшим событиям жизни человека и его трудовой деятельности.
Обрядность – это традиционное общепринятое игровое действие, включающее в себя ряд персонажей, художественных образов, эстетических и эмоциональных приемов. Одной из форм обрядности является ритуал, который может быть частью большого обрядового действия или выполнять самостоятельную функцию торжественного официального акта.
Обряд знают все, его нельзя отрепетировать, в нем должна быть композиция, которая имеет свое развитие.
Обрядовое действие имеет реальную основу, реальных героев.
С проникновением на Русь Христианства появляются новые торжества, но проповедники противостояли их языческим, потому что языческие носят чувственный характер, а христианство превращали их в духовные традиции.
Обычай: Пример – рукопожатие, запускать кошку в дом.
Используется многообразием образов для отражения действительности
Обрядовое передвижение : парадный строй, почетный караул, крестный ход
Жесты несущие определенный смысл: отдавание чести, воинское приветствие и т.д.
Реликвии: жезл, корона и др.
Символ как орудие ориентации в каком-то определенном действии : вымпел, флаг, кубок и т.д.
Символ олицетворения – реальная личность
Понятие обычая, обряда, ритуала, традиции
Мы видим, что стремлением людей ярко, красиво, торжественно и памятно отметить узловые события своей жизни обусловлено придание этим событиям форм праздников и обрядов. Такие события, как свадьба, рождение ребенка, совершеннолетие и др. являются переломными моментами в жизни людей, меняющими их отношения с окружающими, дающими им новые права и предъявляющими новые требования. И вполне объяснимо стремление людей празднично отметить эти события торжественными, запоминающимися обрядами, которые переходят из поколения в поколение в определенной устоявшейся, закрепленной форме и выражают внутренний смысл, содержание данного события.
Историческая смена общественных формаций, жизненных условий, потребностей и взаимоотношений людей оказывает влияние и на развитие праздников и обрядов. Как результат изменения действительности обрядность проходит длинный и сложный путь эволюции. Отмирают одни обряды, вступающие в противоречие с мировоззрением людей, трансформируются другие, в которых новое содержание вкладывается в прежние формы, и, наконец, рождаются новые обряды, отвечающие потребностям и требованиям новой эпохи.
Что же заключается в понятии «обряд»? В чем его сущность? Почему во все времена, начиная с первобытнообщинного строя, люди отмечали торжественными ритуальными действиями наиболее выдающиеся события своей жизни?
Первые элементы обрядности возникли задолго до появления христианской религии из потребностей людей в торжественно-радостные и торжественно-скорбные моменты жизни собираться вместе и определенным образом выражать охватившие их чувства. В этом состоит социально-психологическая природа обрядности.
Обряд является одним из способов существования традиций.
Изменение жизненных условий, потребностей и взаимоотношений людей оказывает свое влияние и на развитие праздников и обрядов. Как результат изменения действительности обрядность проходит длинный и сложный путь эволюции, модифицируется, изменяется.
Между традициями, обычаями и обрядами много общего: все они представляют собой формы передачи новым поколениям социального опыта, накопленного обществом, причем эта передача происходит в яркой образной форме с помощью условно-символических действий.
Традиции охватывают более широкий круг явлений, чем праздники и обряды. Они встречаются во всех сферах общественной жизни.
Таким образом, мы остановимся на следующих определениях основных используемых понятий.
Эти понятия в обыденной жизни имеют тенденцию к расширению их объемов и довольно часто подменяются одно другим. Тем не менее их разведение и определение содержания от более широкого к более узкому представляется нам правомерным, так как позволяет свободно оперировать ими в ходе наших рассуждений и отличать одно от другого.
Календарные обряды
Вообще же календари создавались независимо от Древнего Рима, задолго до и после него в разных уголках Земли, ибо потребность измерять время возникала у всех народов, как только осознавалась периодичность явлений природы (смена дня и ночи, времен года).
В определении сроков и продолжительности времен года крестьянин целиком исходил из реальных климатических условий, которые регулировали его трудовую деятельность и хозяйственный быт. Поворотные точки солнечного движения по небесной сфере делили год на четыре примерно равные части, но в сознании земледельца эти отрезки не полностью совпадали с календарными временами года. Для большинства районов России самым длинным сезоном оказывалась зима. «Народ, чутко следивший за изменениями в природе, остро реагировавший на происходящие перемены, практическими мероприятиями откликался на ощутимое наступление зимы. Ему не было дела до того, что по календарю осень длится три месяца. Холод в октябре говорил крестьянину среднерусской и северной полосы о наступлении зимы, об исчезновении солнечного тепла, об омертвении природы».
С днем Егория вешнего связывался цикл примет, определяющих, каким будет лето. В частности, полагали, что если на Егория будут сильные теплые росы, то и все лето будет теплым и влажным. В духовном стихе говорилось, что Егорий «взял ключи золотые, пошел в поле, росу выпустил, росу теплую». С поверьем был связан и ритуал катания по росе. Его нужно было выполнить, чтобы получить от земли силу для будущих работ.
У всех славянских народов Егорий считался покровителем скота. Ведь к концу апреля уже появлялась первая трава, поэтому ко дню Егория приурочивался первый выгон скота на пастбища. В этот день чествовали пастухов, посвящая им специальный обряд «окликания Егория».
В ночь на 23 апреля, еще затемно, группа мужчин во главе с пастухом обходила все дома и произносила окликание:
Мы ранешенько вставали,
Спаси нашу скотинку,
Обычно каждое утро под звуки барабанки пастух собирал коров в стадо. Иногда барабанку заменяли березовым рожком. После завершения обряда окликальщиков обычно одаривали пирогами и яйцами. Их складывал в мешок мехоноша.
Утром в Егорьев день коров и овец выпускали из хлева и трижды ударяли веткой вербы, обращаясь к святому:
Христос с тобой, Егорий храбрый,
Прими мою животинку
На все полное лето и спаси ее.
Обряд завершался обходом собранного стада. При этом пастух или уважаемый в деревне человек брал в руки решето, в которое насыпали зерно, клали крашеные яйца, иконку святого Георгия, замок и зажженную свечу.
С решетом обходили все стадо, произнося заговор: «Господи, благослови меня, Василия, обнести своих милых животов. Не я обношу, а прошу Николая Чудотворца и Егория Победоносца: обнесите моих милых животов железным тыном, обтяните медной проволокой, покройте святой пеленой, спасите от огня, от воды, от лютого зверя, от ползучего змея, от волшебных стихов. Аминь» (имя просящего соответственно менялось).
Как только обход завершался и обходчик произносил «Аминь», пастух и подпасок ударяли топорами обухом об обух или стреляли из ружья, угрожая воображаемому зверю.
Мы вокруг поля ходили,
Егорий, спаси нашу скотинку.
Потом Юрий делил пирог. Одновременно поворачивали ломти и смотрели, кому достанется кусок с самым большим количеством начинки. Если таковой оказывалась девушка, то считалось, что она обязательно вскоре выйдет замуж.
Полная зависимость от природы заставляла земледельца тщательнейшим образом изучать окружающий его мир, примечать «мельчайшие подробности случайностей природы», улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод правил, примет, тонких и верных наблюдений, знать которые не грех и сегодняшнему сельскому жителю, да и не только ему.
«Пора пахать, когда гром гремит, лес в листву одевается, жаворонок запел, а водяные лягушки начинают квакать».
«Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу ни выпало, зима не наступит, оттепель его сгонит».
«Круг около солнца или месяца зимою предвещает продолжительные метели с морозами» и т.д. и т.п.
Знание природы и жизненный опыт выливались в пословичные выражения, которые зачастую приобретали второй, обобщенный смысл:
«Год на год не приходится».
«Что посеешь, то и пожнешь».
«Время дороже золота».
«Спустя лето по малину в лес не ходят».
«Всякое семя знает свое время».
«Случается такой год, что в нем семь погод».
«Всяк Еремей про себя разумей; когда сеять, когда жать, когда в скирды метать».
Приметам, знаниям, передаваемым из поколения в поколение. установившимся правилам народ доверял больше, чем застывшим данным календаря:
«Кто по календарю сеет, тот редко веет».
«Без примет ходу нет».
«Обычай старше закона».
Знакомясь с народным устным календарем, не перестаешь удивляться поразительному соседству в нем самых тонких наблюдений, точных знаний и самых нелепых (с нашей, материалистической точки зрения) суеверий, основанных на случайном сходстве явлений или на простом созвучии слов. Невероятно переплелись в нем трезвый практицизм и высокая поэзия, явь и фантазия, привычка к тяжелому труду и бесшабашная удаль; скромность, целомудрие и праздничный разгул. Один характерный пример: 16/29 июня церковь отмечает день св. Тихона Амафунтского. в народе про этот день говорят: «С Тихона солнце идет тише». Наблюдение абсолютно верное. По свидетельству астрономов, солнце в эту пору «и взаправду «идет тише»: к концу июня Земля сбавляет скорость движения вокруг Солнца по сравнению со скоростью на 1 января на 3600 километров в час. Эту особенность небесной механики пытливый народный ум подметил как «застаивание солнца»»¹. Не менее интересно другое. Тот же «пытливый народный ум» из всех дней второй половины июня для фиксации данного явления выбрал именно Тихонов день. Поводом послужила звуковая ассоциация имени святого со словами «стихать», «тихо». На том же основании к 16 июня приурочена еще одна верная примета: «На Тихона певчие птицы затихают» (кроме соловья и кукушки). И уже без всякой реальной причины, исключительно на созвучии возникла вера в способность чудотворца снимать боль, что отражено в одной из молитв: «Снятый Тихон, утиши, господи, болезни и вся недуги зубные. «.
Вообще русский аграрный материал очень архаичен и консервативен. Крестьяне в подавляющей массе даже в прошлом столетии плохо понимали истинные причины смены времен года и многих явлений природы, для них причинно-следственные связи были иными, чем это представляется нам сейчас. Крестьянин видел, что приход весны связан с прилетом птиц, поэтому, желая обеспечить своевременное начало весны, обращался к жаворонкам, ласточкам, куликам с просьбой поскорее вернуться в родные края. Так встречали праздник «Зазывание (кликание) весны».
Люди радовались тому, что с каждым днем приближалась Пасха, обозначавшая наступление весны. В этот день женщины выпекали из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями. Печенья назывались «грачами», «жаворонками» или просто «птичками».
Каждый член семьи брал в руку печенье, выходил на улицу и подбрасывал его в воздух. Одновременно произносились заклички:
Принесите нам лето теплое!
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморила.
В некоторых из них содержались заклинания, обращенные к живительным силам природы:
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромною милостию:
С крестообразным печеньем был связан особый ритуал гадания. В отдельные печенья клали зернышки, чешуйку хмеля или монетку. Впрочем, иногда могли запечь и таракана.
Крестики, крестики, жавороночки,
Крест подают и водой обдают,
Половина-то говина перевалится,
Кадка с молоком перекатится.
Крестообразная форма выпечки сложилась под влиянием христианства, а сам обряд сохранился с давних времен. Ритуальное выпекание хлеба должно было способствовать новому урожаю, дать силу земле, а также пахарю, работавшему на ней.
Участие детей тоже не было случайным. В древности обряд закликания совершали взрослые, со временем основными участниками стали дети, заклички вошли в детский фольклор как самостоятельный жанр. Дети собирались на освободившихся от снега лужайках, где водили хороводы и играли с «жаворонками», громко выкрикивая заклички:
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотину поморила.
Когда игры заканчивались, печенье прикрепляли к веткам деревьев или прятали его под застрехи в сараях или домах. Оставшееся печенье съедали или скармливали скоту.
Если после зазывания весны продолжались заморозки, то совершали особый обряд, обращенный к Морозу. Для него пекли небольшие шарики-колобки. Их выбрасывали на улицу, приговаривая:
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся подобру-поздорову.
Иногда вместо колобков варили овсяный кисель и выставляли его в миске на краю поля или просто на крыльцо. Затем Мороз приглашали отведать кушанье:
Мороз-Мороз, не тронь мой овес,
Приходи кисель есть.
Обычно после зазывания весны начиналась активная подготовка к весенним полевым работам. То, что позднее стало восприниматься как поэтическое сравнение, метафора, когда-то было реальной верой, отражало понимание природы: жаворонок, по мнению земледельца, действительно нес весну на своих крыльях. Земля в самом деле засыпала зимой, а в начале лета была беременна будущим урожаем и, страдая (ср.: «страда», «страдная пора»), в муках рожала хлеб, лен, овощи, ягоды (отсюда и слово «урожай»).
Народный земледельческий календарь сохранял такой взгляд на природу, взгляд, по сути, языческий, когда все, что окружает человека, одухотворено, наделено жизненной силой, способно помогать или препятствовать, причинять зло или доставлять радость.
У великороссов обрядовое празднество производилось только с березкой, но не с другими деревьями. В песне поется:
Не радуйтесь, зеленые,
Не к вам девушки идут,
Не к вам пироги несут,
Ио, Ио, Семик да Троица!
К вам девушки идут,
К вам пироги несут,
Ио, Ио, Семик да Троица!
Березовые ветки или молодые березки приносились из леса и расставлялись по домам без особых обрядовых действий. Дома украшались также цветами. Березками украшали дворы, дома, горницы, ворота, отчего деревня приобретала праздничный вид. Для этого праздника мыли, чистили, белили хаты, всюду наводя чистоту. Эти дни в Смоленской губернии и в некоторых других местах назывались «зелеными святками». По-видимому, еще в XIX веке березки освящались в церкви. Народ на церковной службе стоял с березками, и этим березкам приписывалась особая целебная и оберегательная сила. П.В. Шейн сообщает из Смоленской губернии, что освящались не только ветки березок, но цветы и травы.
Более сложное явление представляют собой обряды, связанные с выбором одного молодого дерева в лесу. В состав этого комплекса входят: выбор и зарубка деревьев, украшение его, совместная трапеза под ним, завивание венков, кумление, срубание дерева и торжественное внесение его в деревню, хороводные игры и песни под ним (до порубки в лесу или после внесения его в деревню), уничтожение дерева, гадание на венках, брошенных в воду. Здесь я кратко рассмотрю обряд завивания и внесения березки в деревню.
Березка избирается молодая, сочная, в таком месте, чтобы вокруг нее можно было водить хороводы. Если березка избиралась заранее, ее заламывали, т.е. отмечали. Для совершения празднества девушки шли в лес. Выбранную березку «завивали», т.е. загибали концы веток в кольца и закрепляли их так, чтобы образовались венки, которые как бы росли на дереве. Особый интерес представляет сибирский обычай пригибать вершины березок к траве и делать «косы», связывая эти вершины с травой³. В других местах верхушки двух берез связывались между собой так, что образовывался род арки. Венки могли плестись из веток других березок, переплетаться с травами и цветами и навешиваться на избранное дерево. Завитую березку украшали. «У кого-нибудь из девушек находился шелковый поясок, которым перевязывают березку внизу у корня»¹. На березку навешивали разноцветные ленты, нитки и лоскутки. Иногда украшали березку и цветами. На березку могли также навешиваться «козули», т.е. венки, испеченные из теста. В Европе дерево срубали и вносили в деревню. Это так называемое майское дерево или просто «май». У русских дерево не всегда срубали, оно могло оставаться в лесу. Е.В. Аничков утверждает, что у русских нет майского дерева. Между тем это неверно. Нет в народе слова «майское дерево», как нет и некоторых специфических видов увеселений (влезание на дерево за призом), но у русских явственно наблюдается две формы обряда. Одна, преобладающая, состоит в том, что празднество происходило в лесу вокруг избранного дерева. Другая, более редкая, состояла в том, что дерево срубалось, торжественно вносилось в деревню, устанавливалось здесь, и вокруг него проводились игры. В некоторых местах дерево завивалось в Семик (т.е. в четверг до Троицы), а на Троицу его вносили в деревню. Так, П.В. Шейн сообщает из Владимирской губернии: «В Троицын день девушки меняют свой наряд на лучшие платья, на голову надевают свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе идут в лес развивать березку. Пришедшие туда, они становятся в кружок около завитой березки, и кто-нибудь из них срубает ее и устанавливает посреди кружка. Тут все девушки подходят к березке и начинают ее украшать лентами и цветами. Далее открывается триумфальное шествие девушек попарно, а впереди всех одна из них несет березку и так5им образом обносят ее кругом всей деревни. Пришедши в какую-нибудь из улиц, они втыкают березку в землю и начинают водить вокруг нее хороводы; тут присоединяются к ним парни, и все хором поют».
Под деревом водили хороводы и пели так называемые семицкие песни. Содержание этих песен разнообразно. В них воспеваются березки, восхваляется праздник, девушки величают самих себя. Песни передают радостное весеннее настроение.
Под тобою, березынька,
Под тобою березынька,
Про тебя, березынька,
В песнях поется о венках, гаданиях, замужестве. На Семик поются также обычные, т.е. не приуроченные к праздникам, игровые и хороводные песни любовного содержания.
Хоровод водят вокруг дерева, а там, где верхушки двух березок связаны в форме арки, под ними проходят играющие и поющие. Веселье длится до самого утра.
Каков исконный смысл этого обряда? Исходя из предположения, что сила роста, по представлениям народа, находится в верхушках и в концах веток, откуда идет рост, можно рассматривать загибание в кольцо и связывание как способ уловления и сохранения этой силы. Эту силу надо внести из леса и передать ее земле и людям.
Пригибание верхушки к земле и переплетание ее с травой довольно явно представляют собой попытку передачи вегетативной силы от березки к земле.
На ячмень колосистый,
Вот образец другой подобной же песни. В ней густота молодой листвы сопоставляется с густотой ржи.
А и густо, густо на березе листье,
Ой ли ой люли, на березе листье.
Гуще нету того во ржи, пашеницы.
Господа, бояре, мужики крестьяне!
Не могу стояти, колоса держати,
В этот день девушки, выполняющие обряд, как бы перенимают от березы и венков их силу и предают ее земле:
Умолотишь три мешка.
Иногда место для празднования выбирали такое, которое прилегало бы к полю ржи. Это делалось для того, чтобы рожь была гуще. «Местом для завивания венков преимущественно избирают такую рощу, которая прилегает к ржаному полю, в том поверье, что и от этого, так же, как и завивание ржи в Воскресенье, она будет лучше».
Приведенные материалы дают мне право на вывод, что внесение обряженного дерева из леса на поле и в жилище представляло собой попытку использовать растительную силу дерева в земледельческих целях и передать ее от деревьям земле и злакам.
Припев повторяется после каждой строки.
Собственное имя было у большинства недель: «пестрая», «всеядная», «сырная», Фомина, «зеленая», «сборная» и т.д. Названия имели посты (холодный, голодный, великий, лакомка и пр.) и морозы (Введенские, Никольские, крещенские, афанасьевские, власьевские и пр.).
Сравнивая праздники и обряды земледельческого года между собой, легко убедиться в том, что отдельные компоненты в них совпадают, что повторяются некоторые действия, что употребляются одни и те же ритуальные кушанья, что существуют устойчивые поэтические формулы. Этой проблеме посвящено исследование В.Я. Проппа, на которое я уже не раз ссылалась. Ученый объясняет использование одних и тех же элементов в разных обрядах замкнутостью годового цикла, единой мировоззренческой основой и объединяющей все действия и помыслы земледельца задачей вырастить и сохранить урожай.
Единым является и понимание места человека в мире, взгляд на взаимоотношения его с природой. Давно замечено, что «в бытовой практике крестьянина земледельческие и семейные интересы были неразрывно связаны. Этому единству соответствует и общность аграрной и свадебной обрядности, выполняющей функцию достижения хозяйственного и семейного благополучия, довольства, плодородия и т.п.
От урожая зависело благополучие, да и сама жизнь хлебороба, поэтому он старался в точности выполнять предписанные традицией правила крестьянской агрономии (проведений сева, подготовка седин, пахота, удобрение навозом, уход за всходами, соблюдение севооборота и пр.). Насущный хлеб и другие средства к существованию доставались тяжким трудом и нуждались, по мнению крестьянина, в защите от злых сил и в активном провоцировании на воспроизведение и увеличение достатка. Для этого в течение веков выработалась целая система обрядовых действ, включая песни, пляски, звучание музыкальных инструментов, особые ритуальные тексты (заговоры, заклички, обращения, издевки, плачи и др.).
Ими завершались святочные вечера. Обычно они начинались после того, как девушки собирались домой. Чаще всего каждая из присутствующих поочередно бросала свой сапог через порог в сени. Если он падал носком к порогу, то в текущем году девушку не ожидало замужество. В противном случае считалось, что она может выйти замуж. Местом гадания могли становиться и ворота дома, через которые также бросался башмак. Девушки также гадали на банника и домового.
Поскольку, как и все переходные периоды года, святки считаются временем наибольшей активности нечистых и потусторонних сил, во время праздника стараются выяснить свою будущую судьбу. Святочные же гадания делятся на две группы: простые и сложные.