Что такое образы главных героев
Образы героев в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Автор: Guru · 01.04.2019
В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» множество героев, судьбы которых так или иначе перекликаются с жизнью главного героя — Григория Печорина.
Григорий Печорин
Основной персонаж произведения – это собирательный образ современного человека, по мнению Лермонтова. Печорин — человек чрезвычайно харизматичный и обаятельный, иначе возникающую к нему симпатию не объяснить. Григорий по натуре своей эгоист, зачастую его поступки рушат жизнь других людей или приносят непоправимый вред.
Молодой офицер дворянского происхождения, привлекательной внешности и крупного телосложения, жизнь ему давно наскучила, и он потерял ее смысл. Этим и объясняется большинство его циничных поступков, Печорин глубоко несчастен, и пустоту в душе он пытается заполнить различными «развлечениями». Характер главного героя парадоксален, как и он сам: обладая светлой, белокурой шевелюрой, имеет черные бороду и усы.
Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади…
Максим Максимыч
Также этому героя присуща такая черта характера как эмоциональность. Свою эмоции и чувства Максим Максимыч сдерживать совсем не умеет, если ему грустно — на его глазах слезы, если он смеется, то раскатисто и от души. Однако, своих чувств офицер не привык стесняться, он человек негордый и не стыдливый.
Грушницкий
Молодой юнкер-приятель Печорина со службы на Кавказе, небогатый дворянин из глубинки. Хорошо сложен, миловиден и воспитан, соблюдает все правила этикета. Гордый, самолюбивый Грушницкий погибает на дуэли с Печориным из-за своих необдуманных слов, сказанных в запале. Он понимает, что это решение будет стоить ему жизни, однако, считает ниже своего достоинства признаться.
Грушницкий любит красивые слова и выражениями, ими и насыщена его речь. Его главная цель — произвести впечатление на окружающих: «…Грушницкий успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне…». Ради собственной выгоды способен на подлость, труслив: на дуэли с Печориным соглашается вынуть пули.
Доктор Вернер
Человек обаятельный, располагает к себе людей и нравится женщинам несмотря на то, что не очень привлекателен внешне:
Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой. Бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту…
Доктор Вернер имеет схожий с Печориным характер и взгляды на жизнь: «мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя». Однако, Вернер лишь на словах отвергает людей и считает жизнь унылой и скучной. В реальности же это человек порядочный и способный на сострадание. Любит острить, образован и наблюдателен. Соглашается стать секундантом Печорина на дуэли, раскрывает заговор Грушницкого, однако, после его убийства отправляет Григорию колкое письмо: «Можете спать спокойно, если вы конечно сможете…»
Молодая шестнадцатилетняя девушка, дочь богатого князя. У девушки черные как смоль глаза с густыми ресницами и волосами: «Глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу…». Девушка хороша собой, тоненькая, высокая, румяная.
Всю свою жизнь Бэла провела в горах на Кавказе, она не имеет образования, ведь выросла на народных традициях и обычаях. Девушка с сильный характером и гордым нравом: «Я не раба его – я княжеская дочь. ». Частично из-за своего упрямства и погибает Бэла, ослушавшись Печорина. Она вышла из крепости к речке, где и была похищена, а позже убита Казбичем. Первое время девушка дичилась, Печорин был ей неприятен, и она всем своим видом это показывала. Языка русского Бэла не знала, начала обучаться ему, живя у Печорина. Юная Черкешенка- мастерица на все руки, обладает веселым нравом, умеет хорошо танцевать и петь: «Как она пляшет! Как поет! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха…»
Княжна Мэри
Княжна Лиговская приезжает в Пятигорск на отдых с матерью, где и знакомится с Печориным. Молоденькая, стройная, с нежными ручками и щечками, талия ее гибкая, а волосы ее густы и блестящи. Лицо девушки живое и подвижное, а глаза «бархатные»:
У нее такие бархатные глаза – именно бархатные…нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят… Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего…
Мэри — завидная невеста с богатым приданным, хорошо образована и пользуется популярностью у противоположного пола. Девушка живет в своем собственном вымышленном мире, отличать настоящие чувства от дежурного кокетства она не умеет, поэтому все слова и действие принимает за правду. Лиговская умна, но неопытна, поэтому она поддается на провокации Печорина и влюбляется в него, после чего получает отказ и жизненный урок:
Сказал какой-то комплимент княжне: она, видно, не очень разборчива, ибо с тех пор отвечает на его поклон самой милой улыбкою…
Возлюбленная Печорина, с которой он был в романтических отношениях. Сейчас Вера замужем, приехала в Пятигорск с мужем и повстречала там Григория. Женщина искренне любит Печорина, ему она готова все простить. Миловидная блондинка среднего роста с запоминающейся особенностью — черной родинкой на правой щеке. Вера кажется больной, ей цвет лица нездоровый, чахоточный:
Вера больна, очень больна, хотя в этом и не признается; я боюсь, чтобы не было у нее чахотки или той болезни, которую называют fievre lente – болезнь не русская вовсе, и ей на нашем языке нет названия…
Для Печорина Вера особенная, кажется, только с ней он настоящий и только рядом с ней мы видим, что он способен на искренние чувства: «Она единственная женщина в мире, которую не в силах был бы обмануть». Она принимает Григория таким, какой он есть. Женщина постоянно жертвует собой ради него, встречается с ним в тайне от мужа, в конце она раскрывает обман, и супруг увозит ее.
Система персонажей. Виды персонажей в художественных произведениях
Существует целая система персонажей, которые различаются по своим характеристикам и ролям в художественном произведении.
В этой системе различные виды персонажей могут переплетаться друг с другом самым непредсказуемым образом: все персонажи могут соотноситься с каждым, а каждый – со всеми.
Система персонажей
Типы связей между персонажами:
В результате в произведении между персонажами возникает целая система параллелей и противопоставлений.
В системе персонажей есть персонажи:
Виды персонажей
Герой произведения/протагонист. Так называют главное действующее лицо литературного произведения, которое является носителем авторских идеалов, мыслей и чувств. Как синоним, сегодня часто используют слово протагонист (в пер. с греч. «первый», «борец») – главный герой, т.е. тоже означает «главное действующее лицо».
Антигерой. Тип литературного героя, который занимает в художественном произведении центральное место, но не пользуется авторскими симпатиями, антипод героя. Да, он не наделен героическими качествами, а иногда и вовсе действует сомнительно, а то и весьма отрицательно, но он тоже может быть именно в центре повествования.
Антагонист – персонаж какого-либо произведения, активно противодействующий протагонисту на пути к достижению его целей. Это яростный противник главного героя, соперник, в большинстве случаев – а иногда и вовсе злодей. Антагонистом может стать не только персонаж, но и силы природы, традиции, законы общественной жизни («Старик и море» Хемингуэя, «Гроза» Островского).
Автор. Образом-персонажем перед читателями может предстать автор (как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). Автор также может быть представлен как рассказчик (рассказ «Бежин луг» И.Тургенева) и как нейтральный повествователь (М. Е. Салтыков-Щедрин, сказки).
Роль рассказчика автор может передать персонажу. Так, в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» историю Печорина и Бэлы герою-рассказчику и читателям поведал штабс-капитан Максим Максимыч, а о честных контрабандистах, событиях повести «Княжна Мери», истории Вулича рассказал главный персонаж романа, Григорий Печорин.
Антропоморфные персонажи. Это растения, животные, природные стихии, роботы, фантастические существа, вещи (например, сказочная избушка на курьих ножках). В таких жанрах художественных произведений, как сказка, баллада, басня, научная фантастика, анималистическая литература они вероятны или обязательны.
Собирательные персонажи. Прообраз – хор в античной драме. С 19-20 веков в сюжеты вводятся массовые сцены: например, толпа в «Соборе Парижской богоматери» Виктора Гюго, базар в «Чреве Парижа» Эмиля Золя, рабочая слободка в романе Максима Горького «Мать», «старухи», «соседи», «гости», «пьяницы» в пьесе Л. Андреева «Жизнь человека»; толпа на площади в нескольких сценах «Бориса Годунова» А.С. Пушкина, свидетельствующая о мнении народном и его выражающая.
Внесценические персонажи. Или упоминаемые. Об них подробно говорим здесь:
Есть произведения, где внесценический герой является главным. Так, в пьесе М. Булгакова «Александр Пушкин (Последние дни)» действие происходит после гибели поэта.
По воспоминаниям Е.С. Булгаковой, В.В. Вересаев сначала «был ошеломлен, что М.А. решил писать пьесу без Пушкина (иначе будет вульгарной), но, подумав, согласился».
Символичным может быть ожидание героя или героини, которые так и не появляются (Таньчора в повести В. Распутина «Последний срок»).
Заимствованные персонажи. Как теперь говорят, «раскрученных» персонажей берут из произведений других писателей. Такие герои естественны, если заимствовался сюжет (Федра и Ипполит в трагедиях «Ипполит» Еврипида, «Федра» Сенеки, «Федра» Расина).
В современной массовой литературе распространен жанр римейка: известный читателю герой, имя которого стало нарицательным, вводится в новый ансамбль персонажей, в новый сюжет. Заимствование в таком случае показывает условность искусства и способствует лаконизму текста, т.к. читатель уже знает героев, автору не надо характеризовать их.
Примеры: Молчалин в цикле Салтыкова-Щедрина «В среде умеренности и аккуратности»; Чичиков, Ноздрев и др. герои «Мертвых душ» в «Похождениях Чичикова» Булгакова. В «Евгении Онегине» на именины Татьяны приезжают
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов…
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком.
Как вам, конечно, он знаком…
И становятся понятны строки из письма Татьяны: «Вообрази: я здесь одна, / Никто меня не понимает…». Ее одиночество – одиночество романтической героини, которое помогают понять ожившие герои «Недоросля» и озорной поэмы «Опасный сосед» (литературный «отец» Буянова – В.Л. Пушкин).
Персонажи-двойники. Их фантомное существование порождает раздвоенность сознания героя: традиция имеет глубокие корни в мифологии и религии. Таковы спутник главного героя в «Повести о Савве Грудцыне», тень в «Приключениях Петера Шлемиля» А.Шамиссо, черт Ивана Карамазова у Достоевского, черный монах в одноименном рассказе Чехова. Не менее условен древний мотив превращения, метаморфозы героя («Человек-невидимка» Г. Уэллса, «Клоп» В. Маяковского, «Собачье сердце» М. Булгакова, «Заводной апельсин» Э.Берджеса).
Разнообразие видов персонажей показывает: нечеловеческие персонажи выступают носителями нравственных, т. е. человеческих, качеств; существование собирательных героев выявляет интерес писателей к общему в разных лицах. В центре внимания художественной литературы всегда человек, в первую очередь, как социальная личность.
Переработано. Основная информация — отсюда:
Предлагаю также прочесть:
Если публикация «Система персонажей. Виды персонажей в литературных произведениях» была полезной, делитесь ею в соцсетях с друзьями!
«Герой нашего времени» главные герои
«Герой нашего времени» — социально-психологический роман, одно из выдающихся произведений М. Ю. Лермонтова, в котором отображён глубокий внутренний конфликт главного героя как с самим собой, так и с окружающим миром. В своём произведении автор продолжил тему «лишнего человека», не сумевшего раскрыть свой потенциал, обрести самого себя в этой жизни. В романе «Герой нашего времени» герой наиболее полно раскрывается благодаря характеристике второстепенных героев, с которыми он вступает в сложные, порой весьма драматические взаимоотношения.
Характеристика героев «Герой нашего времени»
Главные герои
Печорин
Русский офицер, богатый дворянин, молодой человек лет 25-ти.
Молодой человек, который безуспешно пытается отыскать своё место в жизни. Умный, тонкий, прекрасно образованный, он занимается бесконечным самоанализом, но не находит ответы на волнующие его вопросы. Броня из холодности, равнодушия и эгоизма, страх близости не позволяет Печорину ни дружить, ни любить. Бесконечно одинокий, он скитается по свету в поисках смысла жизни, но так и не находит его.
Подробная характеристика Печорина.
Второстепенные герои
Максим Максимыч
Старый офицер, комендант крепости на Кавказе.
Максим Максимыч — штабс-капитан, мужчина преклонных лет, который большую часть жизни провёл на Кавказе. Добрый, милосердный, дружелюбный, немного наивный. Кочевая жизнь не позволила ему создать семью, и он так и остался старым холостяком. Максим Максимыч всем сердцем привязывается к Бэле, к которой относится, как к дочери. Тяжело переживает холодность и пренебрежение Печорина после разлуки.
Подробная характеристика Максима Максимыча.
Юная девушка-горянка, княжеская дочь, возлюбленная Печорина.
Бэла — юная красавица-черкешенка, дочь богатого и влиятельного князя. Красивая, яркая, гордая и неприступная девушка, «дитя гор». Становится игрушкой в руках скучающего Печорина, решившего сделать её своей наложницей. Со временем влюбляется в своего похитителя, любит его нежно и страстно, однако быстро надоедает утончённому офицеру. В итоге Бэла погибает от рук разбойника Казбича.
Подробная характеристика Бэлы.
Княжна Мери
Богатая аристократка, завидная невеста, красивая девушка.
Княжна Мэри (Мария Лиговская) — представительница столичного высшего общества, богатая и красивая невеста. Будучи прекрасно образованной, умной девушкой, она привлекает к себе внимание Печорина. Однако отсутствие жизненного опыта делает её лёгкой добычей искусного манипулятора. Знакомство с Печориным оборачивается для юной княжны глубокой личной драмой.
Подробная характеристика Мэри.
Грушницкий
Юнкер, молодой человек, сослуживец Печорина.
Жена богатого аристократа, возлюбленная Печорина.
Вера — молодая красивая дворянка, в которую Печорин был некогда влюблён. От первого брака у Веры остался сын, и, желая обеспечить ему достойное будущее, она выходит замуж за старого и больного, но очень богатого аристократа. Большая любовь к Печорину вынуждает её обманывать мужей. Она видит все его недостатки, но принимает таким, каков он есть на самом деле. Вера вынуждена навсегда покинуть Печорина, когда об их связи становится известно её мужу.
Подробная характеристика Веры.
Вернер
Доктор, приятель Печорина, зрелый мужчина.
Это, пожалуй, единственный человек, который хорошо знает и понимает Печорина, его душевные переживания. Они имеют много общего: оба умны, проницательны, хорошо разбираются в людях, эгоистичны. Вернер — мужчина средних лет, на редкость некрасив, но способен нравиться женщинам.
Подробная характеристика Вернера.
При анализе романа «Герой нашего времени» герои были собраны в список, который для большего удобства оформлен в виде таблицы. Данный материал будет особенно полезен при подготовке к уроку по литературе, написании сочинения на заданную тему.
Что такое образы главных героев
О библиотеке
Читателям
Услуги
Ресурсы
Краеведение
Коллегам
Герои литературы: типы героев и примеры
Итак, давайте поближе познакомимся с миром литературных героев.
6 типов литературных героев
1. Добровольный герой
Примеры: Тарзан, Геркулес, Робин Гуд.
Преданы приключениям и не боятся рисковать или жертвовать собой для общего блага. Всегда смело идут вперед и обычно завершают свое путешествие героическим поступком. Добровольный герой самомотивирован и «питается» адреналином. Когда все остальные убегают, он остается или сразу бежит навстречу опасности.
2. Невольный герой
Примеры: Фродо Бэггинс, Китнисс Эвердин, Человек-паук.
Невольный герой часто оказывается без отличительных качеств. А если, и обладает сверхъестественными способностями, то либо он боится их использовать, либо просто не знает, как это делать.
Их путешествие начинается с неуверенности в себе и желания вернуться к нормальной жизни, поэтому они могут даже попытаться убежать от ситуации.
В отличие от добровольного героя, он не в восторге от приключений. Может быть, пассивен, и нуждаться в небольшом толчке со стороны. Но как только этот герой приступает к героическому долгу, то преодолеет препятствия и достигнет конечной цели.
3. Трагический герой
Примеры: Эдип, Макбет, Ромео.
Аристотель считается первым, кто определил трагического героя в своей «Поэтике». Греческий философ считал, что хорошая трагедия должна вызывать страх и жалость. И именно недостатки и неудачи трагического героя делают их интересными и вызывают эмоциональный отклик.
4. Классический герой
Примеры: Гарри Поттер, Геракл, Король Артур.
Они всегда идут по добродетельному пути и хотят поступать правильно, и именно на них можно сделать ставку, ведь они никогда не терпят неудач.
5. Эпический герой
Примеры: Беовульф, Зигфрид, Одиссей.
Эпический герой отражает ценности и убеждения своей культуры и использует экстраординарные или сверхчеловеческие способности для достижения великих целей. В самом раннем виде эпический герой был главным героем эпической поэмы.
Его славные дела известны всем, но перед международной славой эпический герой должен быть легендой в своей культуре. Он бескорыстен, и предназначен для другой страны или народа.
6. Антигерой
Примеры: Гамлет, Билли Кид, Джек Воробей.
Антигерои далеки от образцов для подражания, которые мы ассоциируем с героями, но часто ими движет чувство справедливости. Этот персонаж, противоречив и имеет туманные моральные устои, и именно это делает его реалистичным, сложным и даже симпатичным.
Антигерой не злодей и со временем поступит правильно, доказав, что внутри него было всегда героическое сердце.
Запоминающиеся герои в литературе
1. Робин Гуд, Робин Гуд, М.Гершензон
2. Дон Кихот, Дон Кихот: гениальный джентльмен из Ла Манчи Мигель де Сервантес
4. Джо Марч, Маленькие женщины Луизы Мэй Олкотт
5. Лисбет Саландер, Девушка с татуировкой дракона Стига Ларссона
Автор: Печерская М.А., главный библиотекарь
Отдел развития информационной среды
Главные герои «Герой нашего времени» характеристика персонажей романа Лермонтова, описания списком
«Герой нашего времени» — социально-психологический роман, одно из выдающихся произведений М. Ю. Лермонтова, в котором отображён глубокий внутренний конфликт главного героя как с самим собой, так и с окружающим миром. В своём произведении автор продолжил тему «лишнего человека», не сумевшего раскрыть свой потенциал, обрести самого себя в этой жизни. В романе «Герой нашего времени» герой наиболее полно раскрывается благодаря характеристике второстепенных героев, с которыми он вступает в сложные, порой весьма драматические взаимоотношения.
Характеристика героев «Герой нашего времени»
Главные герои
Печорин
Григорий Печорин — молодой русский офицер, богатый дворянин, который безуспешно пытается отыскать своё место в жизни. Умный, тонкий, прекрасно образованный, он занимается бесконечным самоанализом, но не находит ответы на волнующие его вопросы. Броня из холодности, равнодушия и эгоизма, страх близости не позволяет Печорину ни дружить, ни любить. Бесконечно одинокий, он скитается по свету в поисках смысла жизни, но так и не находит его.
Второстепенные герои
Максим Максимыч
Максим Максимыч — штабс-капитан, мужчина преклонных лет, который большую часть жизни провёл на Кавказе. Добрый, милосердный, дружелюбный, немного наивный. Кочевая жизнь не позволила ему создать семью, и он так и остался старым холостяком. Максим Максимыч всем сердцем привязывается к Бэле, к которой относится, как к дочери. Тяжело переживает холодность и пренебрежение Печорина после разлуки.
Подробная характеристика Максима Максимыча.
Бэла — юная красавица-черкешенка, дочь богатого и влиятельного князя. Красивая, яркая, гордая и неприступная девушка, «дитя гор». Становится игрушкой в руках скучающего Печорина, решившего сделать её своей наложницей. Со временем влюбляется в своего похитителя, любит его нежно и страстно, однако быстро надоедает утончённому офицеру. В итоге Бэла погибает от рук разбойника Казбича.
Подробная характеристика Бэлы.
Княжна Мери
Княжна Мэри (Мария Лиговская) — представительница столичного высшего общества, богатая и красивая невеста. Будучи прекрасно образованной, умной девушкой, она привлекает к себе внимание Печорина. Однако отсутствие жизненного опыта делает её лёгкой добычей искусного манипулятора. Знакомство с Печориным оборачивается для юной княжны глубокой личной драмой.
Подробная характеристика Мэри.
Грушницкий
Подробная характеристика Грушницкого.
Вера — молодая красивая дворянка, в которую Печорин был некогда влюблён. От первого брака у Веры остался сын, и, желая обеспечить ему достойное будущее, она выходит замуж за старого и больного, но очень богатого аристократа. Большая любовь к Печорину вынуждает её обманывать мужей. Она видит все его недостатки, но принимает таким, каков он есть на самом деле. Вера вынуждена навсегда покинуть Печорина, когда об их связи становится известно её мужу.
Подробная характеристика Веры.
Вернер
Вернер — доктор, приятель Печорина. Это, пожалуй, единственный человек, который хорошо знает и понимает Печорина, его душевные переживания. Они имеют много общего: оба умны, проницательны, хорошо разбираются в людях, эгоистичны. Вернер — мужчина средних лет, на редкость некрасив, но способен нравиться женщинам.
Подробная характеристика Вернера.
При анализе романа «Герой нашего времени» герои были собраны в список, который для большего удобства оформлен в виде таблицы. Данный материал будет особенно полезен при подготовке к уроку по литературе, написании сочинения на заданную тему.