Что такое образовательное учреждение начального профессионального образования
НПО: начальное профессиональное образование – это какое образование
При обучении молодых людей рабочим профессиям значительная роль отводится учреждениям среднего профессионально образования. Как ни странно, но в современном мире наблюдается недостаточная подготовка специалистов-практиков. Нехватку рабочих рук может возместить начальная профессиональная подготовка, уровень которой со временем повышается благодаря использованию высоких технологий….
Основные приоритеты
Возместить недостаток рабочих кадров помогает среднее профессиональное образование (СПО). Профессии начального профессионального образования, которые ранее считались не престижными, сегодня стали востребованными. Обусловлено это недостатком технических специалистов. Учреждения начального профессионального образования, которые готовят кадры среднего звена становятся популярны, их рейтинг постоянно возрастает. Молодёжь обучают по 280 специальностям, и этот перечень непрестанно растёт вместе с появлением новых технологий.
Где можно получить профессию
Поступающим доступны образовательные учреждения начальной и повышенная ступеней. Что относится к начальному профессиональному образованию. Это в основном средние специальные учебные заведения (ссузы).
Разновидности:
По окончании СПО студенты получают диплом НПО с квалификацией «специалист начального уровня». Организации с углублённым преподаванием присваивают квалификацию «младшего специалиста».
Современные стандарты
Что такое образование начального уровня? Как уже было сказано, НПО обеспечивают лицеи и ПТУ (расшифровка профессиональное техническое училище). Они довольно востребованы: по последним данным в них обучаются до полутора миллионов человек. Выпускники ПТУ получают не только диплом НПО, но и дополнительные права:
По окончании учебы можно по желанию
Училища обеспечивают профессиональную подготовку, дают минимум теории и максимум практики, учат рабочим профессиям.
Стандарты повышенного уровня
Кто решил стать компетентным специалистом среднего звена в определенной области или производственником, обязательно должен поступить в техникум или колледж. Они дают теоретические знания, совмещенные с определенным практическим обучением. В России насчитывается 2,5 тысячи подобных заведений, в которые обучаются до 2,3 миллиона человек. Квалификацию «специалист» студенты получают за счёт введения в программу специальных предметов с углубленным изучением, наличия профессиональной практики и введения дополнительной специальности, которая приобретается параллельно с основной. Уровень подготовки максимально приближен к высшим учебным заведениям по таким критериям, как:
В отличие от университетов, требования в ссузах более щадящие, поэтому колледжи и техникумы считаются начальной ступенью получения высшего образования. Они готовят студентов к успешному поступлению по специальности сразу на второй курс вуза. После окончания студентам предоставляется возможность продолжить обучение в ВУЗе по сокращённой программе. Выпускники пользуются различными льготами при поступлении в вуз, к которому прикреплен их колледж. Продвинутые студенты совмещают учебу с работой по избранной специальности (например, во время учебы в медицинском училище работают медсестрой в поликлинике). Это существенный плюс.
Поступление
Кто имеет возможность поступать в средние специальные учебные заведения и на каких условиях? Данное право получают:
Перед поступлением необходимо предоставить в приемную комиссию пакет документов:
Дополнительные условия поступления:
Что касается колледжа и техникума, то зачисление в них осуществляется по результатам вступительных экзаменов, зачастую, с учётом среднего балла аттестата.
Важно! Основным условием для оказания образовательных услуг является наличие лицензии. Поэтому при поступлении в учебное заведение старайтесь убедиться, что такой документ имеется и срок его действия не истек.
Какие предоставляются льготы
Как и в любых других учебных учреждениях, при поступлении в ссуз или профессиональное училище существует перечень льгот, которыми могут воспользоваться абитуриенты:
Стоит уделить внимание способу подачи документов. Для удобства абитуриентов, особенно тех, кто проживает достаточно далеко от образовательного учреждения, сегодня предусмотрена возможность подачи документов посредством интернет-технологий. Для этого достаточно лишь заполнить анкету и представить копии документов. Оригиналы можно будет принести после поступления.
Особенности обучения
Среднее профессионально-техническое образование можно получить с помощью следующих форм:
Диплом об окончании НПО выдается через 2–3 года, если вы поступали после окончания девяти классов, и через 1–3 года, если сначала получили базовое образование (11 классов в школе). Сроки также зависят от выбранной специальности.
Важно! Для девятиклассников срок учебы в колледже и техникуме составляют 3 – 4 года, а для всех остальных – до трех лет.
Преимущества заочной формы
Ошибочным является мнение многих абитуриентов, которые считают, что заочное обучение влечёт за собой много неоправданных проблем. Совсем наоборот, данная форма обучения открывает много возможностей. Кроме этого, можно будет обучаться дистанционно, совмещая учебу с работой. Многие учреждения практикуют обучение через интернет. Это довольно просто: получив определённые задания и рекомендации, необходимо их выполнить и отправить ответы и выполненные задания преподавателю в электронном виде. Посетить учреждение понадобится только во время сдачи сессии.
Заочная форма обучения предполагает вначале получение среднего образования. В этом случае профессиональную практику студент проходит на протяжении всего курса обучения: повышает уровень знаний по специальности и одновременно нарабатывает опыт. Это очень цениться работодателями.
Начальное и среднее профобразование
Каким должно быть современное профессиональное образование?
Вывод
Ознакомившись с информацией о том, что такое начальная профессиональная подготовка и чем отличается НПО от других учреждений, абитуриентам будет намного проще определиться с реализацией своих запросов, достичь поставленных целей. Если планируется дальнейшее обучение в высших учебных заведениях, значит, приоритет следует отдать колледжу. Советуем выбирать учебные заведения, находящиеся под патронатом соответствующих ВУЗов.
Технические профессии можно получить в лицее или ПТУ. Что касается специальностей гуманитарной направленности (бухгалтер или воспитатель), то лучше выбрать колледж. Какое из учебных заведений является более подходящим – решать только вам.
Начальное профессиональное образование
Начальное профессиональное образование (НПО) — начальный уровень профессионального образования. В основном, представлен ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования). В советское время состоял из ПТУ (полное название — Среднее Городское Профессионально-техническое училище — СГПТУ). В настоящее время значительная часть российских ПТУ переименована в ПТЛ (Профессионально-технические лицеи). Некоторые ПТУ переименованы в колледжи. Приём осуществляется на базе 9-ти и 11-ти классов. НПО как и СПО состоит из федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего (11 классов) и профессионального образований.
Учреждения НПО и СПО (Среднего профессионального образования) объединяют под общим термином ССУЗ (Среднее специальное учебное заведение).
ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» от 10.07.1992 N 3266-1 Статья 22. Начальное профессиональное образование (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 92-ФЗ) 1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего (9 классов) и среднего (полного) общего (11 классов) 2. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.
НПО в СССР
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Начальное профессиональное образование» в других словарях:
Начальное профессиональное образование — 1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. 2. Начальное… … Официальная терминология
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям начальное профессиональное образование… … Словарь по профориентации и психологической поддержке
Начальное профессиональное образование — первый уровень профессионального образования, который базируется на основном (общем базовом) и/или среднем общем образовании; предоставляется учебными заведениями начального профессионального образования или другими учебными… … Педагогический терминологический словарь
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — образование, целью которого является подготовка работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования, а по отдельным профессиям на базе среднего (полного) общего… … Профессиональное образование. Словарь
Начальное народное образование — I Содержание: I. Начальное народное образование вообще. II. Начальное народное образование за границей: Австро Венгрия, Англия, Бельгия, Болгария, Германия, Голландия, Дания, Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Румыния, Сербия,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Профессиональное образование — социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и … Педагогический терминологический словарь
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Процесс трудовой подготовки личности, обеспечивающий ее ориентацию в мире профессий и овладение конкретной специальностью. В Законе РФ «Об образовании» в редакции 1996 г. зафиксированы соответствующие уровни… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Профессиональное образование — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Профессиональное образование (также профессионально техническое образование) система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально… … Википедия
Профессиональное образование — система знаний, практических умений и навыков в определенной области трудовой деятельности. По уровню квалификации подготавливаемых специалистов профессиональное образование принято делить на начальное, среднее и высшее … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Среднее профессиональное образование — (СПО) средний уровень профессионального образования. Содержание 1 Среднее профессиональное образование в России … Википедия
Что такое образовательное учреждение начального профессионального образования
1. Учреждение начального профессионального образования является государственным, муниципальным или негосударственным образовательным учреждением и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности согласно Перечню профессий (специальностей), утверждаемому Правительством Российской Федерации.
2. Главной задачей учреждения начального профессионального образования является создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования, конкретной профессии (специальности) соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) общего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.
3. К учреждениям начального профессионального образования относятся:
учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) и другие образовательные учреждения данного уровня.
Профессиональное училище (строительное, швейное, электротехническое, сельское и т.п.) осуществляет реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования. Профессиональное училище является основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих. На базе профессионального училища может осуществляться разработка и внедрение передовых методик в области начального профессионального образования по соответствующему профилю подготовки квалифицированных кадров, обеспечивающих высокий уровень профессионального образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих запросы личности и производства.
Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) учреждение начального профессионального образования осуществляют реализацию образовательных программ переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов, а также подготовки рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обучения.
4. Учреждение начального профессионального образования по договорам с органами по труду и службами занятости, производственными объединениями, предприятиями, учреждениями, фирмами и другими организациями может осуществлять профессиональную подготовку, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися трудовых навыков выполнения определенной работы или группы работ и не сопровождается повышением образовательного уровня.
При учреждении начального профессионального образования могут быть организованы курсы (группы) профессиональной подготовки отдельных лиц за счет их средств или средств объединений, предприятий, учреждений, фирм и других организаций, направивших их на обучение.
Подготовка, переподготовка, обучение вторым профессиям и повышение квалификации рабочих (служащих), а также граждан, не занятых в народном хозяйстве, и высвобождаемых работников осуществляется по дневной, вечерней (сменной) формам обучения, с отрывом и без отрыва от производства, путем сочетания этих форм, а также посредством индивидуального обучения или в рамках экстерната, положение о котором утверждается федеральным органом управления образованием.
Профессиональная подготовка может быть получена также в профессиональных образовательных подразделениях производственного объединения, предприятия, учреждения, фирмы и других организаций, в которых могут создаваться условия для получения профессиональной подготовки лицами, не имеющими основного общего образования.
5. Учреждение начального профессионального образования создается учредителем по собственной инициативе, регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Права юридического лица у учреждения начального профессионального образования возникают с момента регистрации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)
(см. текст в предыдущей редакции)
Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму образовательного учреждения.
Учредителями государственного учреждения начального профессионального образования могут быть органы государственной власти и управления, в том числе государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), ведомственные, республиканские, краевые, областные, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Учредителями муниципального учреждения начального профессионального образования являются органы местного самоуправления.
Допускается совместное учредительство образовательных учреждений, основанное на объединении имущества, находящегося в федеральной, субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности, а также собственности общественных объединений (организаций), иностранных государств, юридических и физических лиц.
Учредительными документами учреждения начального профессионального образования являются решение о его создании или договор учредителей и Устав.
6. Учреждение начального профессионального образования получает право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, с момента выдачи ему государственным органом управления образованием или по его поручению местным органом управления образованием лицензии (разрешения), в которой фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся и срок ее действия.
7. Лицензия может быть изъята у учреждения начального профессионального образования государственным органом, выдавшим ее, в случае нарушения требований и нормативов, содержащихся в лицензии.
8. Учреждение начального профессионального образования получает право на выдачу выпускникам документа об образовании государственного образца, на включение в схему централизованного государственного финансирования, на пользование печатью установленного образца после государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством (вступает в силу по мере развертывания государственной аттестационной службы).
9. Аттестация учреждения начального профессионального образования проводится по его заявлению государственной аттестационной службой в установленном порядке один раз в пять лет.
Учреждение начального профессионального образования может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.
Федеральным законом от 20.04.2007 N 56-ФЗ аттестация исключена из числа процедур, регламентирующих деятельность образовательных учреждений. Вопросы, рассматриваемые ранее при аттестации, отнесены к процедуре аккредитации образовательных учреждений.
10. Учреждение начального профессионального образования может иметь филиалы, вечерние (сменные) отделения (группы), которые проходят регистрацию по фактическому месту нахождения, лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».
Филиал учреждения начального профессионального образования создается образовательным учреждением по согласованию с учредителями, а создание вечерних (сменных) отделений (групп) осуществляется с последующим уведомлением учредителей и внесением в установленном порядке изменений в свой Устав.
11. Учреждение начального профессионального образования может получать общественную аккредитацию в различных российских, зарубежных и международных общественных (образовательных), научных и промышленных структурах, что не влечет за собой дополнительных финансовых обязательств со стороны государства.
12. Учреждение начального профессионального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации может образовывать ассоциации, комплексы, союзы и иные объединения, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций в целях развития и совершенствования образования.
14. Передача государственных учреждений начального профессионального образования федерального подчинения в ведение органов местного самоуправления может осуществляться с согласия последних.
15. Учреждение начального профессионального образования разрабатывает и утверждает на основе Закона Российской Федерации «Об образовании» и настоящего Типового положения свой Устав, в котором в обязательном порядке указываются:
наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус учреждения начального профессионального образования;
организационно-правовая форма учреждения начального профессионального образования;
цели образовательного процесса, тип и виды реализуемых образовательных программ;
основные характеристики организации образовательного процесса;
структура финансовой и хозяйственной деятельности учреждения начального профессионального образования;
порядок управления учреждением начального профессионального образования;
права и обязанности участников образовательного процесса;
перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других), регламентирующих деятельность учреждения начального профессионального образования.
Устав учреждения начального профессионального образования в части, определенной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается по согласованию с учредителем.
16. В своей деятельности учреждение начального профессионального образования руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Положением и своим Уставом.
17. Для негосударственного учреждения начального профессионального образования настоящее Положение выполняет функцию примерного.
Что дает начальное профессиональное образование и где с ним работать
Начальное профессиональное образование в России известно ещё со времён Советского Союза. Именно тогда зародилась эта система. Вновь образовавшемуся тогда строю, как никогда, требовались квалифицированные кадры. К сожалению, в 90-е годы спрос на рабочие специальности упал. Однако сегодня подобное образование опять стало популярным. Ведь оно позволяет даже подросткам получить вместе с аттестатом ещё и какую-нибудь профессию.
Что такое начальное профессиональное образование
Начальное профессиональное образование – это первая ступень в системе профобразования. Его основная цель – подготовка квалифицированных рабочих. Проводится она обязательно на базе основного общего образования. А некоторым специальностям можно обучиться только на основе среднего (полного) общего образования. Соответственно, программы обучения будут разные, в зависимости от полученной ранее основы.
Преимущество профессионального образования в том, что оно позволяет не только получить теоретические знания, но и приобрести профессиональные навыки. В условиях активно развивающейся рыночной экономики это особенно востребовано.
Специалисты подсчитали, что сегодня выпускники начального профобразования составляют приблизительно 1 % от экономически активного российского населения.
Ещё один существенный плюс такого вида образования — его доступность. Поступить в учебное заведение профессионального типа гораздо проще, чем в вуз, где конкурс на новомодные сегодня специальности невероятно высок. Кроме того, устроиться на работу выпускнику среднестатистического вуза иногда гораздо сложнее, чем человеку с рабочей специальностью.
Стоит отметить тот факт, что студентам НПО всегда предоставляют место в общежитии, бесплатное питание и медицинское обслуживание.
Где получить средне-техническое образование
В России существует около 4000 учебных заведений, включая негосударственные, в которых существует возможность получить начальное профессиональное образование. Количество выпускников таких учреждений по некоторым данным составляет 1 700 000 человек.
Учебные учреждения начального профессионального образования делятся на два типа:
Обязательно стоит отметить тот факт, что документ о получении образования в таких учебных учреждениях будет существенно отличаться.
Выпускники профтехучилища получат диплом, который предоставит им возможность работать по той специальности, на которую они выучились.
После окончания они могут продолжить своё обучение в высших заведениях не университетского уровня (колледжей и техникумов). К тому же, если профиль в таких заведениях совпадает, то срок обучения будет сокращён. Однако окончание профессионального училища не даёт права на поступление в заведения высшего университетского уровня.
Выпускники профессиональных лицеев получают другой документ об образовании. Выданные дипломы, содержат отметки не только о профессиональном образовании, но и сведения об освоении общеобразовательной программы, соответствующей десятому и одиннадцатому классу средней школы. Наличие такого документа предоставляет возможность поступления в высшие учебные заведения, как не университетского, так и университетского типа.
Как поступить в профессиональное техническое училище
Поступить в учреждения НПО гораздо проще, чем может показаться. Некоторые училища, например, принимают даже таких выпускников школ, которые не справились с обязательным госэкзаменом. И таких заведений немало. Без сдачи обязательного госэкзамена, зачисляют в профессиональные училища, как правило, на рабочие специальности. В частности, к ним относятся, автослесари, слесари-сантехники, сварщики, водители и т.п.
В редких случаях могут назначить какое-нибудь дополнительное испытание или собеседование. Но это происходит редко.
Скорее тогда, когда на какую-то отдельную специальность происходит увеличенный приток выпускников школ.
В медучилища, спту с педагогической направленности могут потребоваться результаты о сдачи ЕГЭ и по окончании можно будет получить диплом медико-профилактического направления или воспитателя дошкольного учреждения.
Обязательным условием для поступления является предоставление документа о школьном обучении. Чаще всего это может быть аттестат о начальном или полном среднем образовании. Некоторые учебные заведения устраивают конкурс аттестатов, но не требуют сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Медицинские, педагогические и другие специальности после окончания ПТУ
Перечень профессий, на которые можно выучиться в НПО, достаточно обширен: делопроизводители, реставраторы, рекламные и страховые агенты, ветеринарные фельдшеры, операторы, машинисты, слесари, сварщики, монтажники, механики, лаборанты, станочники, кондитеры, менеджеры, бригадиры, монтёры и многие другие.
Большой популярностью пользуются востребованные на рынке труда профессии.
К ним можно отнести: операторы ЭВМ, автослесари, специалисты в сфере торговли, секретари, кондитеры, служащие. Железнодорожные лицеи готовят дежурных по станции, проводников, помощников машинистов, электромонтёров.
На базе училища можно получить профессию в творческой области. Например, существуют заведения, которые готовят художников-оформителей, декораторов, работников ювелирной обработки. Многие профессиональные училища выпускают парикмахеров, визажистов.
Для желающих обучаться в сфере предпринимательства и туризма существуют учреждения, готовящие квалифицированные рабочие кадры по программам «гостиничное дело», «коммерция» и др.
Какой уровень образования, какие перспективы у окончивших профтехучилище
Выпускники начальных профессиональных образовательных заведений после окончания ликбеза редко остаются без работы. Ведь их основная цель поступления была именно в получении конкретной профессии. Закончив учебный процесс, они уже имеют опыт практической деятельности.
К слову сказать, выпускники ВУЗов редко после окончания института или университета обладают хорошо развитыми рабочими навыками. Летняя вузовская практика не может дать полное представление о тонкостях той или иной профессии.
По окончании обучения студенты сдают экзамены по предметам и по рабочей специальности
Нередки случаи, когда люди, окончившие НПО, поступили на работу и были обеспечены целевым направлением на дальнейшее высшее образование.
Иногда работодатель больше заинтересован в таких кадрах, обучающихся без отрыва от производства, и применяющий свой уже имеющийся опыт на практике.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система начального профессионального образования в существующий сегодня период активного развития производства и сферы услуг весьма необходима.
Она позволяет не только наполнить рынок труда квалифицированными рабочими кадрами, но и избавить людей от безработицы. Ведь с рабочей профессией остаться без дела практически невозможно. Несмотря на бурно развивающуюся компьютеризацию и автоматизацию, рабочие руки будут ещё долго популярными и востребованными.
- Что такое образовательное учреждение впо
- Что такое образовательное учреждение по очной форме обучения