Что такое образовательное пространство школы

Что такое образовательное пространство школы

Ранее мы уже рассказывали о «Встречах в Театральной библиотеке», организованных доктором педагогических наук, профессором, членом-корреспондентом РАО Олегом Ермолаевичем Лебедевым, петербургской школой «Унисон» и Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотекой. На них люди, заинтересованные в развитии школьного образования – учителя, учёные, работники культуры Северо-западного региона России, – обсуждают темы, актуальные для современной системы образования.

Одним из вопросов, который обсуждался на первой встрече – «Возможные изменения в образовательной программе школы», – была внутришкольная образовательная среда.

Внутришкольная образовательная среда может включать в себя информационное, коммуникативное, бытовое, игровое, досуговое, познавательное пространство. Можно сказать, что «в школе и стены учат». При каких условиях внутришкольная образовательная среда может стать компонентом образовательной программы школы?

Проектирование современной образовательной среды школы можно начать с обсуждения следующих вопросов в широком профессиональном сообществе и коллективах школ:

Инфраструктура традиционной школы направлена на формирование предметных результатов. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов учащиеся должны получать опыт метапредметной деятельности в ходе урочной и внеурочной работы. В настоящее время выявлена возможность создания более 20 инфраструктурных объектов, которые могут стать элементами образовательной системы школы в целях развития личностных и метапредметных результатов учащихся. Список объектов может быть представлен по профилям в соответствии с требованиями ФГОС СОО.

Социально-экономический профиль

Естественнонаучный профиль

Технологический профиль

Гуманитарный профиль

Образовательное пространство школы может иметь новое назначение и решать задачи развития и поддержки мотивации, предоставления выбора учебной и досуговой деятельности в школе, коммуникации и групповой работы.

Источник

В учёбе и стены помогают. Как планировка школьного здания влияет на успеваемость в классе?

Марина Битянова

Фото: Марина Битянова/ Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Школьное здание перестает быть только инженерным сооружением. Теперь это составляющая образовательного процесса. Сегодня, когда методист садится за разработку учебного курса, он думает еще и том, как лучше расставить парты и где проводить занятие: в классе, рекреации или даже на улице. Как формировать образовательное пространство и почему это важно, «Педсовету» рассказала Марина Битянова — директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», эксперт в области психологии образования.

Образовательное пространство: что это и почему важно

Образовательное пространство — это все то, из чего состоит школа. Это архитектура здания, внутренние планировки, размеры класса, мебель, оборудование. Все эти составляющие взаимосвязаны и влияют на обучение.

Еще лет 30 назад нас мало беспокоил размер вестибюля в школе. Зашли в здание — и бегом дальше, по своим делам. Сейчас ситуация поменялась. В 21 веке, который называют эпохой большого дизайна, человек не столько познает мир, сколько в нем обустраивается. Поменялось представление о том, каким должно быть место, где мы живем, учимся и работаем. Человеку захотелось свободного, функционального, наполненного воздухом пространства, которым получается управлять и трансформировать под свои нужды. Это общая культурологическая тенденция, которая затронула и образование.

Перемены начались совсем недавно: восемь—десять лет назад. Если посмотреть на проекты новых школ, мы увидим очевидный прогресс: мы уходим от традиционных школьных зданий, больше похожих на фабрики, к учебным корпусам совсем другого типа.

Что такое образовательное пространство школы. Смотреть фото Что такое образовательное пространство школы. Смотреть картинку Что такое образовательное пространство школы. Картинка про Что такое образовательное пространство школы. Фото Что такое образовательное пространство школы
Проект лицея в Павловске

Образовательное пространство постепенно начинает выполнять очень важную роль: способствовать достижению образовательных целей. Главное — грамотно его обустроить.

Как создавать образовательное пространство

Проектируя здание школы, необходимо учитывать несколько принципов.

Функциональность

Можно построить очень красивое здание, сделать большой внутренний двор и широкие галереи. Но весь этот комплекс потеряет всякий смысл, если он не будет иметь прямого отношения к обучению.

Функциональность — это когда любое место в школе, даже туалет, решает определенные образовательные задачи. Если управлять пространством исходя из этого принципа, для школьного образования откроются новые возможности.

Например, если разместить кабинеты биологии, химии и физики на одном этаже и сделать для них единую рекреацию, в школе получится создать естественно-научный кластер с единым общественным пространством. Там будет легко организовать экспериментариум, лектории, встречи, различные формы групповой работы.

Безопасность

Безопасная среда — это открытое и защищенное от насилия пространство. Чтобы в школе не было места буллингу, полезно избавиться от темных закутков, «подлестниц» — сделать их проходимыми и открытыми для всех. А большие окна на улицу, прозрачные перегородки между классом и коридором добавят света, открытости и ощущения связи со школьным сообществом и миром за пределами здания.

Мобильность

Мобильность позволяет быстро передвигать мебель и оборудование, устанавливать ширмы и перегородки. Такое пространство обладает важным качеством — способностью к трансформации. В случае необходимости оно становится больше, шире или уже в зависимости от образовательных задач.

Сделать пространство класса мобильнее помогают, например, одноместные парты: они легче, и из них быстро можно создать любые конфигурации. Просто передвигая их во время урока, получится реализовать интегрированный сценарий: кто-то работает самостоятельно в группе, кто-то — индивидуально, кто-то — с учителем. Это зависит от способностей и уровня обученности учеников. При этом у каждого свой темп и все чувствуют себя комфортно.

Мобильность позволяет наладить индивидуальный подход к детям с особенностями развития. Например, ребенку, который устает и начинает мешать другим, можно выделить пространство с ширмой в конце класса.

Проекты школьных помещений

Как писать учебную программу под образовательное пространство

Прежде чем связывать возможности пространства с методической программой, необходимо определиться с целями. Они могут быть:

просветительские: школа передает знания, поэтому программа предполагает много теории.

Следующий шаг — решить, как организовать обучение, чтобы достичь этих целей. И здесь полезно мыслить сценарием: сгенерировать в голове (а может, и на бумаге) своеобразный фильм и расписать, чем конкретно участники образовательного процесса займутся в соответствии с образовательной программой.

Только ответив на эти вопросы, можно обдумывать, как организовать пространство для обучения. Если будет много групповой работы, удобнее использовать одноместные парты: их легче сдвигать и компоновать друг с другом. Если на уроке дети работают с планшетами, доска и фронтальная рассадка не нужны. При гибридном обучении понадобится дополнительное оборудование, а для практикума — специальные рабочие места.

Когда методист пишет учебную программу, его задача — соотнести, каким будет пространство по целеобразованию, и наоборот, продумать, какие цели правильнее всего реализовывать в уже существующем пространстве.

Готовы ли школы к переменам?

На первый взгляд может показаться, что сформировать свое образовательное пространство под силу только частным школам. Там больше денег, больше свободы. На самом деле это не так. Большинство частных школ работают в очень стесненных условиях, арендуют маленькие помещения, где перегораживают все, что только можно. Есть исключения, но их немного.

Государственные школы находятся в более выгодных условиях. Если заглянуть во ФГОС и приказы об оснащении школ, то становится очевидно: в современных образовательных учреждениях хотят видеть просторные классы, много мастерских и общественные пространства. Новые проекты школьных зданий качественно лучше, а деньги на стадии строительства выделяются в достаточном количестве.

Школа от компании «А101» (Новая Москва)

Старые здания глобально переделать не получится. Но в типовой школе можно видоизменить актовый зал, сделать его более комфортным и современным. Поменять рассадку, добавить проходы в центре или убрать часть кресел и сделать танцпол. Столовую можно превратить в современное антикафе, где дети будут сидеть, общаться, делать уроки.

Как научиться мыслить по-новому

Педагогам еще трудно мыслить пространственными сценариями. Этому нигде не учат, а в вузах рассказывают только о том, как мыслить методикой. Студентам не объясняют, как рассадить класс, где стоит или сидит ребенок, который отвечает на вопросы учителя, и что изменится, если будут другие упражнения или вид деятельности.

Сохраняется непонимание: зачем эти большие холлы, атриумы, трехсветные пространства, вместо которых можно сделать много кабинетов. Кажется, что это дорого и бесполезно. Школы по-прежнему на этом пытаются экономить, видимо, не до конца веря, что пространство может стать частью учебного процесса и подчиняться целям образования.

Но скоро у педагогов появится возможность получить практические знания об управлении образовательным пространством. В рамках образовательной программы «Метод», которая будет проходить с 3 декабря 2021 года по 21 января 2022 года, Мария Битянова проведет мастер-класс и расскажет, как методистам думать пространственно. Будут азы теории и много практики. Участники определят образовательную цель, напишут сценарий занятий, сформируют свою программу. И, главное — научатся формировать пространство в зависимости от своих целей и инструментов.

Источник

Под образовательным пространством понимаем…

Такие понятия как «открытая образовательная система», «образовательное пространство» и «открытое образовательное пространство» вошли в употребление в педагогической среде в начале последнего десятилетия прошлого века.

Начало рассмотрения понятия «образовательное пространство»

Впервые эти определения употребили в своих работах К.Ю. Комаров и Б.Эльконин.

Затем вопрос развития образовательного пространства в виде открытой системы исследовали в своих работах такие авторы как И.В. Шумакова, Ф.Т.Михайлов, В.Д.Гатальский, С.Г.Алексеев, Т.А.Фомина, Ю.В.Сенько и другие.

Проблему обозначения границ образовательного пространства рассматривали Г.Н.Прозументова, В.М.Степанов, К.Ю. Комаров, Л.Н.Ковалева, Н.А.Савченко, Г.И.Дубенчак, Ю.А.Джагаров, А.П.Лиферов и другие исследователи.

Что такое «пространство» в целом

Пространство – один из важнейших факторов, определяющих положение вещей в человеческом мире. Оно влияет на протекание ежедневных жизненных процессов, взаимодействие людей между собой, жизненный уклад каждого человека в отдельности. По словам А.В. Лоскутовой, в современном понимании под «пространством» рассматривается не «пространство тел», а «пространство процессов», а также все связанные с ним понятия, их осмысление и реализация на практике.

Пространство в образовании

Как пишет К.Л.Крутий, психолого-педагогическая литература расшифровывает понятие «образовательное пространство» очень многообразно.

Однако в большинстве случаев под термином «образовательное пространство» подразумевается процесс (система, институт) образования, как множество разнообразных форм образовательных возможностей.

Такое определение позволяет представить детско-взрослую группу как пространство выборов и возможностей, являющееся составляющим более широкого социального пространства. Такое понимание «образовательного пространства» является более широким по отношению к ранее принятому, когда педагогическая деятельность подразумевала только взаимодействие педагога и воспитанника.

Образовательное пространство в исследованиях педагогов

При рассмотрении группы как пространства педагогический работник видит все происходящие в ней процессы в объеме. Л.С.Выготский делает вывод о том, что воспитательный процесс «активен трехсторонне»: «активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда».

На основании этого образовательное пространство дошкольного учреждения можно назвать местом активного взаимодействия воспитателя, дошкольника и образовательной среды между ними.

Проводя параллель между образовательным пространством и пространством реальным, можно увидеть, что та или иная образовательная система выглядит и как вместилище, и как набор объектов, его наполняющих. При этом, по мнению И.Д.Фрумина, нельзя забывать о том, что в образовательное пространство включаются не только парты, стулья, портфели, тетради, учебники и сами ученики, но и, что намного важнее, отношения между субъектами образования, условия, факторы и связи между ними.

А.В. Лоскутова подразумевает под «пространством» набор взаимосвязанных условий, оказывающих влияние на ребенка. М.В.Урбанская характеризует «образовательное пространство» как совокупность отношений между членами образовательного процесса.

Хорошее определение «образовательному пространству» дает И.А.Баева, рассматривая его как подсистему социальной и культурной среды, смешение исторически сложившихся факторов, ситуаций и обстоятельств, а также как многообразие и единство организованных для развития ребенка педагогических условий.

И.В. Меньшиков понимает под «образовательным пространством» ту сферу человеческой деятельности, в которой формирование и развитие человеческой личности осуществляется целенаправленно. В рамках такого пространства формируется интеллектуальный, экономический и социально-духовный потенциал новых членов общества.

К.Ю.Комаров указывает, что «образовательным развивающее пространством» можно считать всю систему условий формирования детской личности по конкретному образцу, а также имеющиеся в социальном и физическом окружении возможности для ее развития.

Принципы формирования образовательного пространства

Принципы формирования единого образовательного развивающего пространства дошкольного образовательного учреждения, а также факторы, их обеспечивающие, Е.В. Шаталова определяет следующим образом:

При этом Е.В. Шаталова отмечает, что для реализации целей всестороннего развития подрастающего поколения, образовательное развивающее пространство должно быть системой саморазвивающейся. Обеспечено это может быть только такой формой управления, которая сама представляет из себя и источник, и стимул для развития личности.

Трактовка образовательного развивающего пространства

Современная психолого-педагогическая наука рассматривает образовательное развивающее пространство как единство и тесную связь всех компонентов (пространственно-предметных, социальных).

При этом качество процесса образования в ДОУ напрямую зависит от качества пространственно-предметного наполнения образовательной среды, качества отношений между ее субъектами, а также качества связи между всеми ее компонентами.

Как сказано в работах В.А.Ясвина, способность образовательного пространства обеспечить каждому из членов образовательного процесса возможности для саморазвития личности является главным критерием его качества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) также говорит о необходимости создания новой модели дошкольных образовательных организаций в виде открытой образовательной системы.

Этот образовательный стандарт прописывает изменения в содержании, целях и задачах дошкольного образования, а также указывает на новые требования к условиям воплощения дошкольной образовательной программы, ее результатам и информационной открытости.

Из всего вышесказанного видно, что сегодня открытая образовательная система, являющаяся доступной для каждого участника образовательного процесса, находится в центре внимания дошкольной педагогики.

Таким образом, под образовательным развивающим пространством будем рассматривать сферу человеческой деятельности, в которой формирование и развитие человеческой личности осуществляется целенаправленно. В рамках такого пространства формируется интеллектуальный, экономический и социально-духовный потенциал новых членов общества.

Источник

Образовательное пространство школы

Белякова Наталья Фёдоровна,

Заслуженный учитель Кубани,

детского центра «Орлёнок»

Образовательное пространство школы

(Опыт проектировочной работы)

Актуальность и назначение

Современный образовательный процесс, а уж тем более внеурочную деятельность, невозможно представить без включения в них такого компонента, как образовательное пространство. Обживание физического пространства школы – своего рода модель, проба освоения других пространств, например, образовательного, социального. В образовательном пространстве реализуется и потребность в общении как обучающихся, так и педагогов. Поэтому одно из направлений проектной работы посвящено пространству школы. Особое значение этого направления деятельности школы ВДЦ «Орлёнок» связано ещё и с тем, что педагоги представляют собой постоянный коллектив, а обучающиеся– временный. Интенсивность и комплексность освоения пространства школы обусловлена кроме того кратковременностью пребывания в ней школьников. С обучающимися должна проводиться специальная работа, направленная на то, чтобы дети прижились в новом для себя здании, освоили его, захотели и научились использовать возможности разных уголков школы и расширяли таким образом свои образовательные возможности.

Цель проектировочной работы: представить развёрнутую модель образовательного пространства школы с возможностью внутреннего расширения каждого его кластера.

Провести системную классификацию образовательного пространства школы.

Проанализировать имеющийся продуктивный опыт использования пространства.

Выделить возможные зоны расширения образовательного пространства и наметить как материальные, так и интеллектуальные пути расширения.

За исключением родителей, все остальные творческие личности в образовательной деятельности школы имеются.

Мы рассмотрели образовательное пространство школы с разных сторон, попробовали систематизировать свои наблюдения и выделяем 3 системных кластера:

Территориальный (по месту и по элементам пространства)

А) Прежде всего обратимся к содержательной стороне вопроса: какие функции выполняет образовательное пространство школы? Как и кого оно может образовывать?

По нашему мнению, содержательный кластер может включать в себя

Рассматривая положительный опыт деятельности, мы отмечаем и то, над чем стоит поработать в дальнейшем. Например, разработка и проведение всех внеурочных дел смены осуществляется только педагогами. Здесь есть свои причины: временный детский коллектив, строгие временные рамки пребывания детей в школе. Однако крупицы опыта включения школьников в организацию, разработку творческих дел, оценочную деятельность в жюри конкурсов и т.д. есть, и надо это поддерживать. (конкурс «Классная компания», математические игры на перемене и др.). Кроме того, даже в короткий период учебной смены возможно помочь талантливым ребятам испытать себя во всероссийских конкурсах, публикациях в газетах, журналах, на тематических сайтах.

Следующая содержательная линия – это «развивающий социум», как мы его назвали. Мы имеем в виду продуктивное общение школьников. На этот вопрос, нам показалось, мы не обращали ещё внимания. Такое общение просто стихийное, например, на скамейках и подоконниках. А между тем можно попробовать организовать на переменках группы по интересам, по хобби. Это не обязательно жёстко организовывать, можно просто обозначить темы, место сбора, время. Может быть, всего одну переменку в неделю, а потом по ситуации.

В школе возможна организация «релаксирующего пространства », ведь отвлечься от образовательной нагрузки, расслабиться, посмеяться, отдохнуть – важное дело. Что может входить в релаксирующее пространство? Караоке на переменах (опыт 5 смены этого года доказал интерес, участие ребят), активные переменки в спортзале (опять – таки опыт нынешнего учебного года), а также организация в одном из уголков школы «музыкального релакса» для желающих, свободного показа небольших фильмов или роликов; открыть комнату для разгрузки с креслами или пуфами (хотя бы в неполные смены).

Информационное пространство у нас представлено, например, группой школы ВКонтакте. На этом пока и остановимся с предложениями. Нам кажется, что деятельность группы можно разнообразить. Например, у нас в основном информация о внеурочной деятельности, а можно добавить факты об учебной деятельности, о достижениях школьников. Например, рассказать об интересных детях, имеющих высокие достижения, победы в учёбе, спорте, творчестве и т.д.- «Смотрите, кто приехал!».»BOOK-симпатия» и др. Можно включить в работу группы краткие опросы с выбором ответа по каким-либо темам (у нас почти только про дни рождения), ведь комментарии пишут не многие; предлагаем использовать видеоролики или презентации наряду с фото, придумать какую-то ежедневную «изюминку», как, например, в группе «Орлёнок» у Руслана Марьина: «Ни дня без моря». И, конечно, хотя бы в нескольких сменах организовать участие классов, групп, отдельных школьников.

И «просветительское пространство». Мы посчитали целесообразным его выделить, так как оно чаще всего является для нас неожиданно возникающим и требующим активного приложения сил. Сюда входят различные акции, в которых участвуют сотрудники «Орлёнка». Например, Тотальный диктант, Всероссийское тестирование. Сюда входит программа «Русский язык как иностранный», по которой только в этом году мы принимали немецких, китайских, сирийских школьников. Организация летней программы для детских лагерей «Пушкинский день» и т.д. В чём тут проблема? В стихийности, внеплановости таких дел, в срочной необходимости организовывать школьное пространство для проведения. Какие перспективы? Используя опыт учебного года, включать в перспективный план примерные сроки и мероприятия. Например, Тотальный диктант, Всероссийские акции по истории и географии и др.

Но просветительское пространство школы может и должно действовать не только в ходе порученных администрацией лагеря дел, но и, конечно, самостоятельно. Например, проведение дней открытых дверей для сотрудников разных отделов. Например, экскурсии в маленький музей Чёрного моря. Опыт нынешнего года показал, что для некоторых случайно посетивших школу сотрудников школьное пространство оказалось открытием.

Территориальный кластер мы разделили по месту и элементам помещения. За последние года 3-4 мы приучились вовсю использовать пространство как внутри здания школы, так и снаружи. Мы в кратком виде обозначили имеющийся опыт и рассмотрели объекты, которые могут быть освоены с большей пользой. На развитие личности, формирование её интересов в школе работает всё, в том числе и территория, и архитектура, и оформление.

Что можно использовать с большей эффективностью

Коридоры (использовались для проведения лабораторных работ МО химии, физики, математики, квест-марафонов, которые активно организовывались всеми МО)

Вестибюль (в нём организовывались выставки в рамках общешкольных проектов о войне, о спорте; были развёрнуты импровизированные музеи стекла, мусора, размещались небольших химические лабораторий – с них, кажется, и начиналась наша активная жизнь на переменах)

Крыльцо (интересно использовалось МО физкультуры для публичного награждения спортсменов)

Площадь ( постоянное её использовани е для проведения ежесменных организационных линеек, а в течение смены используется редко – 1 раз флешмоб «День победы» в мае 2016, конкурсы стрит-арт на переменах–МО истории)

Спортивный зал (начал использоваться в этом году для активной спортивной перемены)

Дендропарк (для проведения экскурсий и исследований в природе активно использовался в этом году осенью и весной)

Стекла окон (размещался материал к урокам истории «Лабиринт правовых знаний», МО русского языка, иностранных языков – выставки творческих работ: писем, сочинений, рисунков и т.д.)

Пол ( удобное размещение напольных игр-МО русского языка, заданий к урокам иностранного языка, формул по физике и т.д.)

Колонны (активно использовались в ходе предметных недель отдельными МО: ин.яз., рус.яз., химии); в ходе общешкольных проектов «Год культуры», «Год кино»; на них размещался «Олимпийский словарь» «Литературная колоннада»)

Лестницы (используются для «литературных ступенек», которые действуют как своеобразный рекомендательный список чтения; «исторические ступеньки» в корпусе с кабинетами истории и т.д.)

Крыша (задействовать пространство для выставок на передвижных стендах, а также использовать возможность пространства для ведения урочной и внеурочной деятельности в хорошую погоду; на крыше запланировано обустройство элементов эко-тропы)

Внутренние дворики (проводить в хорошую погоду уроки, конкурсы, квесты, учебные и развивающие игры и т. д.)

Парапет (использовать как концертную площадку, для организации зеркальных выставок на стёклах)

Площадь (продолжить использование в рамках активных перемен, может быть, как-то завершать на ней учебную смену, разместить какой-либо творческий элемент для проведения церемоний многочисленных награждений; сделать комплексное оформление на асфальте, например, карты России, можно использовать многократно разными МО; помнить, что не каждая школа имеет памятник на своей территории, использовать с познавательной целью во время экскурсий памятник Н. Островскому)

Малый актовый зал (29 кабинет) использовать как конференц-зал для проведения семинаров, лекций, дискуссий, конференций, уроков нестандартных форм, кинопоказов и т.д. (к сожалению, кабинет представляет склад разнородной мебели)

Музей Чёрного моря (использовать ежесменно для экскурсий классов, в том числе на переменах; для экскурсий сотрудников лагеря и вожатых)

Колонны ( использовать для оформления познавательного, постоянно необходимого материала, например, по орфоэпии –русский язык, исторические даты, «словарные материалы», связанные с темой года и т.д.)

Подоконники ( предлагаем сделать их рабочими , во время проведения предметных недель размешать информацию с заданиями: собрать пазлы, разгадать головоломки, собрать мозаику, аркады, расположение химических элементов; расположить на них малые лаборатории и т.д.)

Лестничные пролёты (использовать для размещения детских творческих работ, фотографий, например, в цифровых рамках)

Стены, стекла окон, пол активно использовать в учебной и внеурочной деятельности.

Расширить возможности использования за счёт оформление фрагментов стен магнитной или грифельной краской; использование в оформлении пробковых покрытий и другие решения, разработанные экспертами в области дизайна.

Для обновления образовательных ступенек активней использовать мнения и предложения школьников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *