Что такое образовательная среда в доу по фгос определение
ДЕТСТВО-ГИД
DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов
Рубрики
Свежие комментарии
Страницы
Что такое образовательная среда ДОУ
Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды, которая:
— гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
— обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
— способствует профессиональному развитию педагогических работников;
— создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
— обеспечивает открытость дошкольного образования;
— создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Образовательная среда ДОУ воздействует на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника
Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.
Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:
— взаимодействие участников педагогического процесса;
— развивающая предметно-пространственная среда;
— содержание дошкольного образования.
1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.
2. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
3. Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта
Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
20 комментариев к записи “Что такое образовательная среда ДОУ”
Здравствуйте, помогите сформулировать тему по самообразованию для музыкального руководителя. Муз.рук.имеет дополнительную специальность дизайнера,поэтому хочет использовать это в своей работе.»Атрибуты для муз. занятий как средство….
Светлана, главная цель, которая должна быть отражена в теме по самообразованию любого педагога — развитие (или оздоровление) ребенка. Поэтому все темы должны отражать только это, а не атрибуты, пособия, оформление и т.д. Атрибуты могут быть только дополнением, а не средством музыкального развития ребенка. Вы спросите у нее, что у нее лучше получается в работе — пение, танцы, творчество. Или пусть сама напишет на сайт. На основе этого я помогу сформулировать тему. Но, с атрибутами, скорее всего, связать тему не получится.
ЗДРАВСТВУЙТЕ.МНЕ НУЖНА ПОМОЩЬ.ИЩУ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДОКЛАДА»МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ- УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»(ТЕОРИЯ)madam.bashtannikova@yandex.ru
Здравствуйте! Честно скажу, у меня нет материала именно для Вашего доклада. Посмотрите, пожалуйста, книги на сайтах книжных издательств.
Ольга, я Вам написала на электронную почту. Посмотрите там, пожалуйста.
Здравствуйте, Бэла Геннадьевна! Помогите, пожалуйста, с материалом по развивающей предметно-пространственной среде музыкального зала. Можно на электронную почту.
Людмила, вообще-то, кроме требований ФГОС я даже не могу Вам что-то конкретное предложить. Других требований и рекомендаций сейчас нет. Посмотрите вот эту мою статью, может какие-нибудь фразы возьмете.
http://detstvogid.ru/chto-pisat-o-predmetno-prostranstvennoy-srede-v-samoanalize/.html
как правильно сформулировать тему, если цель работы раскрыть музыкальную образовательную среду: Обогащение музыкальной образовательной среды доу в приобщении детей к музыкальному искусству или Приобщение детей к музыкльному искусству через обогащение музыкальной образовательной среды. В тексте будет раскрываться музыкальная образовательная среда
Елена, можно так:
1. Проектирование музыкальной образовательной среды в условиях ДОУ. (Формулировка интересная, но о детях ни слова – у проверяющих могут возникнуть вопросы).
2. Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальному искусству посредством обогащения музыкальной образовательной среды.
3. Формирование музыкальной культуры воспитанников посредством обогащения музыкальной образовательной среды.
Доброе утро, Бэла Геннадьевна! Помогите, пожалуйста, разобраться с понятием «информационное поле». В таблице,рекомендованной для написания ежедневного планирования, есть графа «центр деятельности». Воспитатели указывают: «Центр природы», «Центр экспериментирования»… и «Информационное поле». Что это значит?
Вера, может быть, лучше и проще было бы назвать «информационная среда», но любим мы, дошкольники, применять новые непонятные словечки ))) (Это я иронизирую над нами). Теперь серьезно: каналами информации (информационным полем) являются знаково-символические и наглядно-иллюстративные материалы: информационные стенды, карточки, модели, пособия,иллюстрации, поделки и др. Эти материалы могут быть предназначены и для детей, и для родителей
Огромное спасибо за исчерпывающий ответ
Здравствуйте! Являюсь модератором тематической площадки «Современная образовательная среда дошкольных образовательных учреждений». С формой организации деятельности площадки определилась — коучинг-сессия. А вот с темой…Один из вариантов темы (составляющая образовательной среды) — «Взаимодействие участников педагогического процесса»
Очень хочется, чтобы работа была продуктивной и полезной. Можете ли Вы подсказать тему площадки? Заранее спасибо!
Оксана, абсолютно всякие формулировки подойдут под «образовательную среду». Можно так:
1. Активные формы взаимодействия педагога с воспитанниками в условиях развивающейся образовательной среды.
2. Организация информационно-образовательной среды в дошкольном учреждении.
3. Позитивная социализация детей дошкольного возраста в условиях вариативности образовательной среды.
Здравствуйте. Помогите пожалуйста в написании цели и задач, аттестуюсь на 1 категорию воспитатель. Можно ли поставить такую цел:В межаттестационный период основным направлением моей деятельности было: создание развивающей образовательной среды, способствующей становлению личности воспитанников, раскрытию их индивидуальных возможностей, формированию познавательной активности.
Татьяна, лучше бы на первое место поставить не образовательную среду, а развитие ребенка. Образовательная среда будет лишь СРЕДСТВОМ. И Вы написали очень много: личность воспитанников, раскрытие их индивидуальных возможностей, формирование познавательной активности. Предлагаю написать так. Цель: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством эффективной организации образовательной среды в ДОУ и группе. А задачи попробуйте сформулировать на основании этой статьи и потом вышлите мне, я их подкорректирую. Вот ссылка http://detstvogid.ru/kak-formulirovat-tsel-i-zadachi-po-metodicheskoy-teme/.html
Спасибо большое за помощь. Я сформулировала такие задачи:
1.Ссоздать психолого- педагогические условия для познавательного развития детей дошкольного возраста.(входит разработка планирования, УМК, обогащение развивающей среды в соответствии с темой)можно ли сюда включить критерии оценки результата деятельности.
2. Создать систему работы с применением инновационных педагогических технологий для познавательной активности детей дошкольного возраста
3.Совершенствовать педагогический процесс через взаимодействие всех субъктов педагогического пространства
Татьяна, молодец! Хорошие задачи! Насчет критериев: я думаю, их включать в «условия» не надо.
Консультация «Создание образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»
Ольга Миронова
Консультация «Создание образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»
В п. 3.3 ФГОС ДО описаны требования и условия предметно-пространственной развивающей среде (ППРС) в ДОУ.
— Как вы считаете, образовательная среда и предметно-пространственная развивающая среда – это идентичные понятия?
— Если нет, то в чём отличия?
Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.
Функции образовательной среды:
— гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
— воздействует на результаты образовательного процесса,
— обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
— создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
— обеспечивает открытость дошкольного образования; (сайт ДОУ, родительские уголки, газета, стенды в ДОУ, информация через СМИ)
— создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
— способствует профессиональному развитию педагогических работников.
Компоненты образовательной среды в ДОУ:
— взаимодействие участников педагогического процесса;
— развивающая предметно-пространственная среда;
— содержание дошкольного образования.
1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагогов, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.
2. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
3. Содержание дошкольного образования – это комплекс обучающих, развивающих и воспитательных мероприятий, обеспечивающих систему знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.
Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
1. Большое значение в структуре образовательной среды ДОУ придаётся взаимодействию участников образовательного процесса.
Взаимодействие зависит от профессиональной компетентности педагогов ДОУ:
— готовность коллектива к творческой, инновационной деятельности,
— проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями, с педагогическим коллективом в целом.
Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать субъектную позицию каждого участника коррекционного и образовательного процесса в наибольшей мере позволяет личностно-ориентированная модель взаимодействия. Педагог как субъект педагогического процесса обеспечивает развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.
Важной стороной образовательного процесса в ДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.
Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и общие закономерности развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать:
1) Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
2) Возможность двигательной активности детей.
3) Возможность для уединения.
Психолого-педагогические требования к созданию пространственной развивающей среды: среда должна быть
Насыщенность ППР среды предполагает:
— Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе
— Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы
Полифункциональность материалов предполагает
— Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)
Трансформируемость пространства обеспечивает изменения развивающей предметно-пространственной среды в зависимости:
— От образовательной ситуации
— От меняющихся интересов детей
— От возможностей детей
Вариативность среды предполагает:
— Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр.
— Периодическую сменяемость игрового материала
— Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми
— Появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
— Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
— Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
— Исправность и сохранность материалов и оборудования
Безопасность среды:
— Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
При планировании организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды в разновозрастной группе детского сада, также должны учитываться все вышеперечисленные требования.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду и в группе должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Комфортная среда – это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом.
Наличие образовательной среды уже можно увидеть в раздевалке (приёмной комнате). Здесь находятся индивидуальные шкафчики для одежды и скамейки для детей. Здесь же оформлен «Уголок для родителей», где находится много полезной, нужной,познавательной информации для родителей и детей: расписание образовательной деятельности, режим дня, консультации для родителей, полезные советы и многое другое. Так же в раздевалке есть стенды,на которых вывешиваются творческие работы детей: выставки рисунков и поделок. Вниманию родителей предоставляется информация на папках-передвижках о сезонных изменениях в природе и связанные с ними рекомендации.
Обязательно присутствует «Уголок безопасности». Там отображается информация по противопожарной безопасности, безопасности детей на улице и дома, информация по правилам дорожного движения.
Групповая комната условно разделяется на 3 зоны: учебную, игровую и зону отдыха. Вся мебель в группах соответствует возрасту детей и требованиям Сан Пин.
3. Следующий компонент образовательной среды ДОУ – освоение содержания дошкольного образования.
Отмечая, что содержание дошкольного образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, Закон РФ «Об образовании» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе созданиеусловий для самовыражения и самореализации личности: формирование мировоззрения адекватного современному уровню знаний. В современных условиях дошкольным учреждениям доступен достаточно широкий выбор образовательных программ.
Содержание дошкольного образования определяется:
— Федеральными государственными образовательными стандартами;
— Основной образовательной программой, которую разрабатывает ДОУ;
— Возрастными особенностями и спецификой индивидуального развития детей данной группы, данного дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, образовательная среда – это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, помогающая ребенку осваивать генетические задачи возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС
елена рогачева
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная средагруппы должна обеспечивать:
1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.
2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.
3. Реализацию образовательной программы ДОУ.
4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
Насыщенность РПП среды предполагает:
— разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;
— соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность материалов предполагает:
— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
— от образовательной ситуации;
— от меняющихся интересов детей;
— от возможностей детей.
Вариативность среды предполагает:
— наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);
— периодическую сменяемость игрового материала;
— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
— появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
— доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
— свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
— исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды:
— соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная средаделится на пять образовательных областей:
В каждой области имеются свои центры.
Социально-коммуникативное развитие:
— Центр пожарной безопасности;
— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).
Познавательное развитие:
— Центр «Уголок Природы»;
— Центр сенсорного развития;
— Центр конструктивной деятельности;
— Центр математического развития;
Речевое развитие:
— Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;
Художественно-эстетическое развитие:
— Центр ИЗО или уголок творчества;
— Центр музыкально-театрализован-ной деятельности.
Физическое развитие:
— Центр физического развития;
— Спортивный уголок «Будь здоров!»
Социально-коммуникативное развитие.
Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр:
В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.
Большой популярностью у детей пользуется центр науки.В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т. п.
Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.
Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы.
В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними.
Речевое развитие.
Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
Художественно — эстетическое развитие.
В Центре «Творческая мастерская»находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Театрализованные игры решают следующие задачи:
Развивают артикуляционную моторику;
Развивают артикуляционную моторику;
Расширяют словарный запас;
Развивают монологическую и диалогическую речь;
Развивает общую и мелкую моторику.
Физическое развитие:
Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем,что:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды.
Сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.
Определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач.
Определить дополнительное оборудование.
Определить, как разместить оборудование в игровой комнате.
Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Организация развивающая предметно-пространственная среда по речевому развитию в группе с учетом ФГОС Для создания речевого уголка во второй младшей группе были использованы «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.
Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС Доклад на педагогическом совете «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО» «Нет такой стороны воспитания,.
Предметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его.
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы по ФГОС Уважаемые коллеги, позвольте познакомить вас с некоторыми аспектами организации развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС В соответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность.
Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной.
Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе в соответствии с ФГОС Детский сад, это место,где дети получают свой первый опыт общения со взрослыми и сверстниками,проявляют свою индивидуальность и творчество. Вступивший.
Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.