Что такое образная речь определение
Образная речь
Смотреть что такое «Образная речь» в других словарях:
речь — и; мн. речи, ей; ж. 1. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью. Затруднённая речь. Дар речи (умение красиво говорить). Лишиться дара речи (стать немым или утратить… … Энциклопедический словарь
речь — и; мн. ре/чи, е/й; ж. см. тж. речевой, речуга 1) Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью … Словарь многих выражений
Речь ораторская — разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, «бытовому» общению. В противоположность разговорной речи обмену более или менее несложными и короткими репликами (отдельными фрагментарными… … Литературная энциклопедия
речь — безглагольная (Сологуб); благоуханная (Пушкин); бойкая (Горький, Тургенев); буйная (Сологуб); вдохновенная (Надсон); властная (Елпатьевский); восторженно пылкая (Чюмина); выспренняя (Блок); ветряная (Пушкин); гордая (П.Я.); горячая… … Словарь эпитетов
Художественно-образная речевая конкретизация — – это специфическое свойство именно худож. речи, отличающее ее от всех других разновидностей языкового общения. Проявляется оно в такой намеренно созданной по законам искусства организации языковых средств в речевой ткани худож. произведения,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Художественный стиль речи, или художественно-изобразительный, художественно-беллетристический — – один из функциональных стилей (см.), характеризующих тип речи в эстетической сфере общения: словесных произведений искусства. Конструктивный принцип Х. с. р. – контекстуальный перевод слова понятия в слово образ; специфическая стилевая черта –… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Язык художественной литературы — – 1) важнейшая составляющая художественной формы лит. произведений, наряду с композицией выражающая их содержание (см. концепцию В.В. Одинцова, 1980); 2) худож. беллетристический стиль как одна из функц. разновидностей лит. языка, имеющая свои… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Литературоведение и языкознание (книжная серия) — Литературоведение и языкознание Страна … Википедия
ОБРАЗНЫЙ — ОБРАЗНЫЙ, образная, образное; образен, образна, образно (книжн. лит.). Содержащий в себе образ, являющийся образом, изобилующий образами (см. образ1 во 2 и 3 знач.). Образная речь. Образное выражение. Образная форма искусства. Говорить образно… … Толковый словарь Ушакова
образный — ОБРАЗНЫЙ, образная, образное; образен, образна, образно (книжн. лит.). Содержащий в себе образ, являющийся образом, изобилующий образами (см. образ1 во 2 и 3 знач.). Образная речь. Образное выражение. Образная форма искусства. Говорить образно… … Толковый словарь Ушакова
Сущность понятия и виды образной речи
Дата публикации: 30.07.2019 2019-07-30
Статья просмотрена: 864 раза
Библиографическое описание:
Шеенко, И. И. Сущность понятия и виды образной речи / И. И. Шеенко, К. Е. Панасенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 30 (268). — С. 131-133. — URL: https://moluch.ru/archive/268/61830/ (дата обращения: 20.12.2021).
В психологии и педагогике дошкольный возраст рассматривается как период активного речевого развития, в том числе продолжает формироваться связная речь, что дает право констатировать факт того, что в данном возрасте формируется фонетическая, лексико-грамматическая стороны речи, а также происходит развитие таких категорий связной речи, как правильность, точность, содержательность, образность и выразительность. Кроме того, данный период детства — это время пробуждения и интенсивного развития познавательных, творческих, эмоциональных способностей ребенка; развития умения сравнивать, анализировать, обобщать, выделять основное, приводить причинно-следственные связи (5).
Методика развития связной речи, в том числе и словаря, детей дошкольного возраста представлена в работах М. М. Алексеевой, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой и др. Данными исследователями развитие словаря рассматривается как долгосрочный процесс овладения словарным запасом, накопленным человечеством в процессе его истории. Существует две стороны процесса расширения словаря дошкольника: количественная и качественная. Относительно объема словаря у дошкольника в соответствии с возрастом до сегодняшнего дня не существует достаточно аргументированных суждений. Словарный запас ребенка– объект, который тяжело измерить. Границы его постоянно меняются, фиксировать его практически невозможно. Так происходит из-за большой нечеткости расстояния между тем, что ребенок осознает, постигает и тем, что из этого он использует в своей речевой деятельности.
При формировании лексической стороны речи самым важным является семантический компонент, так как понимание дошкольником сущности какой- либо лексемы (в системе синонимических, антонимических, полисемических связей) может привести к рациональному выбору слов и словосочетаний, правильному их использованию в речи (1).
Раскроем содержание основных понятий нашего исследования: «образность», «образная речь», «развитие образной речи».
Большинство ученых (А. В. Потебня, А. М. Петровский, Л. И. Тимофеева, В. М. Мокиенко) рассматривают образность как «способность языковых единиц создавать наглядно-чувственные представления о предметах и явлениях действительности» (4, с.123).
В ряде отечественных исследований (Г. Л. Ветлужских, С. М. Мажура, В. В. Виноградов, М. М. Силакова и др.) образность рассматривается, как часть эстетической функции речи и характерная черта выразительного слова.
Формирование образности как немаловажного признака связной речи С. Л. Рубинштейн считал необходимым условием для обогащения языка новыми речевыми средствами.
Лингвист Е. А. Юрина образную речь рассматривает как «…национально и культурно исторически обусловленная система образов, метафорически реализованная в семантике единиц лексико-фразеологического уровня, регулярно воспроизводимая в актах коммуникации и формирующая языковую картину мира носителей языка» (6, с. 6) Лингвисты определяют образную речь и как познавательную систему, входящую в структуру знаний языковой личности, на которой основываются определенные языковые умения, используемые в речи (6).
Образность языка и речи определяется группой условий, таких как:
– тренировкой речевых навыков;
– ориентацией на осознание живых возможностей языка;
– развитием специальной речевой интенции;
– накоплением опыта применения средств языка;
– развитием познавательных аспектов семантики единиц языка (2).
Итак, в ходе теоретического анализа научной литературы нами было выявлено, что сущность таких понятий, как «образность», «образная речь», «развитие образной речи» имеет схожую семантику. Нами выявлено, что данные определения является синонимичными
Одними из важных источниками развития образной речи выступают тропы. В лингвистике тропы обозначают образы, которые базируются на использовании слова (словосочетания) в переносном значении и используются для усиления яркости речи. Существует два вида троп: «простейшие тропы — сравнение, эпитет и сложные — метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраз» (1).
На основе анализа ряда исследований (Н. В. Гавриш, Н. А. Дмитриева, В. И. Малинина, Г. В. Пархоменко и др.) можно вычленить основные виды троп русской речи: сравнение, метафора, эпитет, фразеологический оборот.
Сравнение, как простейшая форма образной речи, выступает объектом исследования лингвистики, логики, психологии. Оно базируется на уподоблении или противопоставлении одного предмета (явления) другому, когда особенности объектов анализируются под новым, неожиданным углом зрения. В результате этого изображаемое как бы уточняется, становится очевидным и выразительным. Сравнение составляет центр лексических средств образности, так как на нем базируются остальные группы (2).
Сравнение полифункционально и выполняет несколько функций: номинативную (Что это, как снег? (о мороженном)), объяснительную (Они как бы ежики(о каштанах)), эмоционально-оценочную (Он ведет себя, как поросенок), конспирирующую (Ребята, как химики, начали раскладывать карты), игровую (Топор-топор, сиди, как вор, и не выглядывай во двор), ритуальную (Пусть дом твой будет полной чашей) (1,2).
Структура сравнения составляют три неразделимых части: предмет — того, что подвергается сравнению, образа — того, с чем сравнивается, признака — основания для сравнения одного с другим (3).
Метафора в переводе с греческого означает «перемещение». Ее сущность соответствует иностранному переводу: перенос признаков с одного явления на другое на основе сходства или контраста. В этом тропе можно рассмотреть скрытое сравнение. Данное образное средство языка может быть выражено двумя способами: как овеществление и как олицетворение.
Олицетворение — это литературный прием, состоящий в том, что неживым предметам придаются свойства и характерные черты одушевленных. В таких высказываниях неодушевленные предметы имеют возможность говорить, могут вступать в отношения, свойственные только человеку (1,2,).
Являясь подтипом метафоры, олицетворение употребляется в отдельном словосочетании, предложении или более широком фрагменте текста. Этот троп также выступает одним из сильных образных средств, языковым явлением, которое необходимо определять как основной познавательный процесс и важный элемент системы понимания (О. С. Ахманова, В. В. Виноградов, Е. А. Некрасова, Д.Э Розенталь, М. А. Теленкова) (1).
Следующим изучаемым нами тропом является эпитет. Сущность данного понятия рассматривается как образное определение, которое помогает, более выразительно и красочно описать предмет или явление, в котором подчеркивается один из признаков объекта или одно из впечатлений о нем (3).
Особой формой образных средств речи выступает фразеологический оборот, под которым понимается устойчивое сочетание двух или более слов, обладающее целостным значением, т. е. все выражение можно заменить одним словом (как об стенку горох-бесполезно) (1).
Фразеологические выражения «придают языку яркость черт национального характера» (3). В них представлены образы, относящиеся с духовной культуре народа, а также заложена возможность образного высказывания (В. Н. Телия, Л. И. Тимофеев, Б. В. Томашевский).
Критериями высокого уровня сформированности образной речи являются богатство, точность и выразительность. Богатство речи определяется как широкий лексический запас, понимание и рациональное использование в своей речи слов и словосочетаний, разнообразие употребляемых в речи языковых средств. Точность речи предполагает использование таких выражений, которые лучше всего отражают сущность высказывания. Выразительность речи определяется как использование языковых единиц, которые соответствуют задачам и условиям общения.
Таким образом, образная речь — сложное, многогранное понятие и является синонимичным определениям «образность» и «образность речи». Способность слова создавать наглядно-чувственные образы предметов и явлений называют образностью. Видами образной речи, исходя из анализа научной литературы, выступают сравнение, метафора, олицетворение, эпитет и фразеологический оборот. Критериями успешного развития образной речи выступают ее богатство, точность и выразительность. Обучающиеся в дошкольном образовательном учреждении могут овладеть способны умением использовать в своей речи образные средства языка и выражения, разумно и рационально подбирать средства выразительности в связной речи.
Консультация «Образная речь детей»
На современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования речевой культуры. Воспитание речевой культуры подразумевает умение грамматически правильно и связно строить высказывания, а также умение владеть богатством родного языка, его выразительными средствами.
Формирование образных средств языка, развитие выразительности, образности рассматривается, как одно из главных направлений развития речи дошкольников.
Данные программы ориентируют на такое важное условие развития связной речи как взаимосвязь всех речевых задач: словаря, грамматического строя речи, звуковой культуры речи (Ушакова О. С., Сохин Ф. В.). Поэтому, развивая образную связную речь детей, мы включаем все направления работы над словом – лексическое, грамматическое, фонетическое во взаимосвязи с развитием связной речи (описание, повествование, рассуждение).
В работе над лексической стороной речи дошкольника я делаю акцент на понимание смыслового богатства слова и владение запасом грамматических средств, что помогает ребенку чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении, также находить точное по смыслу слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. Именно семантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуацией (раскрытие значений многозначного слова, использование синонимов и антонимов) оказывает самое существенное влияние на формирование образности речи детей.Этому способствуют упражнения типа: подбери точные слова-определения, слова-действия, как можно сказать по-другому, придумай слово, найди слова, похожие и противоположные по значению, скажи ласково и т. п.
Очень важен грамматический аспект развития образности, так как, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений, ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и выразительно.
Практика показывает, что на связность изложения текста ребенка влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения, четкая дикция, темп речи, дыхание. Интонационное оформление высказывания оказывает на эмоциональное воздействие на слушателя.
Все лексические, грамматические и интонационные упражнения провожу на материале загадок, пословиц, поговорок, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров и их образности.
В ходе ознакомления детей с пословицами, поговорками и загадками учу их овладевать выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами) с помощью различных форм и методов работы.
Основным «инструментарием»являются игровые упражнения:
—«Скажи по-другому, по-сказочному»,
—«Кто на кого похож», «Что на что похоже?»
—«Какая пословица здесь спряталась?»,
—«Назови, одним словом»,
Задачи развития образности речи в дошкольном отделении решаются при ознакомлении детей с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства разных жанров.
Для работы в данном направлении отбираю произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения). Известно, что чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки, стихи оказывают свое влияние на язык ребенка. Эти литературные произведения необыкновенно богаты фразеологическими оборотами, сравнениями, метафорами, словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
После чтения произведений дети отвечают на вопросы, выясняющие, как они поняли содержание произведения, обращают внимание на необычные слова, сказанные персонажами. Такая работа позволяет детям успешно выполнять творческие задания,целью которых является:
-выделение образных слов и выражений, встречающихся в тексте, понимание и объяснение их значения;
-придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;
-соединение сюжетов произведений разных жанров;
-подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;
-драматизация наиболее интересных отрывков произведений;
-соотнесение содержания текста с музыкальным произведением, с пословицей, которые могут усилить понимание сюжета литературного произведения.
-перенесение разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.
Эффективно в развитии образной речи ознакомление с разными жанрами живописи, что позволяет детям в линиях, красках, композиции угадывать выражение чувств и мыслей художника, понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа. Это развивает у детей интерес к произведениям искусства, они могут охарактеризовать героев, дать название картинам. В обучение включаю упражнения на развитие умения видеть и понимать художественный образ произведения живописи, высказываться на тему картины, видеть в ней главное.
Обогащает речь детей работа с картиной: рассматривание и рассказывание на тему жанровой картины, пейзажа, натюрморта и портрета, сравнение и рассказывание по двум картинам разных художников на одну тему, использование метода «вхождения» в картину и словесного рисования, синтез искусств – восприятие живописи в сочетании с музыкой и художественным словом, выставки картин.
Таким образом, взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональное впечатление детей, развивает их чувства и образную речь. В высказываниях детей появляется структура, содержатся разнообразные средства выразительности. Ребята учатся составлять рассказ или сказку на тему, изображенную на картине, замечают настроение художника, переданные им чувства, соотносят содержание картины с литературными или музыкальными произведениями, выражая свои впечатления ярко и образно.
Викторины также позволяют в занимательной форме совершенствовать образность речи детей. Материал викторин включает в себя задания на знание произведений художественной литературы, произведений искусства, их содержания, языковых особенностей, толкование фразеологизмов, встречающихся в тексте, объяснение смысла пословиц и поговорок.
Таким образом, работа по развитию образности речи повышает общий уровень развития речи, активизирует речевую активность детей.
«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.
Консультация для родителей «Речь детей 4–5 лет» Консультация для родителей «Речь детей 4–5 лет». Период 4—5 лет очень важный в жизни ребёнка. Уровень мышления намного возрастает. Малыш.
Консультация для педагогов «Речь воспитателя — основной источник речевого развития детей» «Речь воспитателя — основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя» Дети каждой возрастной группы общаются.
Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» для детей от 6 до 7 лет Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» Для детей от 6 до 7 лет «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир.
Консультация для родителей «Речь детей раннего возраста» Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование.
Консультация «Речь воспитателя» Богданова Жанна Владимировна воспитатель высшей категории МБОУ «Металлплощадская СОШ» дошкольные группы «Волшебная страна» Консультация.
Консультация для воспитателей и родителей «Речь и речевое общение взрослых и детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 комбинированного вида «Огонек» Консультация для воспитателей.
Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство развития речи детей» Речь воспитателя как средство развития речи детей Развивающий потенциал речевой среды в ДОУ целиком зависит от качества речи воспитателя.
Консультация «Речь воспитателя как средство развития речи у детей» Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека. Речь педагога является для детей основным образцом родного языка.
Консультация «Развивать речь и воспитывать детей через интересные игры» В возрасте 1-3 лет ребенок переживает очень важный этап своего развития – освоение родного языка. Именно в этом возрасте происходит формирование.
Образность речи в русском языке
Ранее мы пытались выявить механизмы образования омонимов и синонимов в русском языке [1]. Теперь же рассмотрим соотношение смысла и эмоции в образной русской речи.
Напишем простую фразу: «Какая погода!». Однако попытка прочесть её вызовет у нас затруднение. Что имеется в виду? Возможно, здесь сожаление о неудачно проведённом отпуске, но, может и радостное восклицание. Только узнав контекст, мы сможем успешно завершить попытку. Или: «Я прослушал всю симфонию». Это может сказать человек, внимательно выслушавший симфонию всю, до конца. А может быть, и наоборот – человек пропустил всё мимо ушей, так и не услышав ничего. Значит, глагол прослушать в разных значениях выступает в качестве антонима к самому себе.
Подобным качеством обладают и другие слова. Например, прилагательное бесценный, у которого два противоположных значения – «имеющий очень высокую цену» и «не имеющий никакой цены». Наречие наверно тоже можно употреблять в антонимичных смыслах. Я узн;ю это наверно, что означает точно, достоверно; Я, наверно, это узн;ю – то есть с предположением: может быть, узнаю, а может быть, и нет.
На что обращает внимание филология в этом лексическом феномене? На мой взгляд, как всегда, на следствие, а не на причину. В результате энантиосемия, а также и оксюмороны видятся нам лишь забавными казусами. Конечно, при описании этих явлений нельзя не упомянуть причины их образования, и филология называет (но только не главные!): ирония, сарказм, перенос смысла и, конечно – многозначность (без неё нельзя!). Как это соотносится с принципами построения языка, искать здесь бесполезно! Более того, налицо очередная иллюстрация процесса воспитания калейдоскопического восприятия изучаемого явления.
Что к этому представлению добавляет энантиосемия?
Прочтите предыдущий абзац в естественном темпе речи. Вы обнаружите чрезвычайно интересный факт. Оказывается, что частота следования гласных в нашей речи близко совпадает с альфа-ритмом! И если вдуматься, это ожидаемое качество речи, поскольку логическое мышление и речь тесно связаны. Нас, однако, интересует, что имеют в виду, когда говорят об образной речи? Филология учит нас, что лексические средства образности основываются на энантиосемии, оксюморонах, переносном смысле слова, и конечно, его многозначности [4] (метафора, метонимия, синекдоха и т.д.).
Например:
— метафора: гнездо птицы и роман Тургенева «Дворянское гнездо».
— метонимия: «Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою»
— синекдоха: светлая аудитория; способная аудитория
Если судить по примерам, то указанный выше перечень лексических средств здесь совсем не причём. Дело в том, что слово становится членом предложения, смысл которого формируется не столько указанным словом, сколько всеми словами совместно. И привлекать сюда несвойственную исконному русскому языку многозначность слова, совсем не требуется.
Гнездо по Далю – помещение или место, где живут и выводят потомство. Причём указанный смысл одинаков применительно и к птичьему, и к осиному, и даже к воровскому гнезду. А вот в составе предложения происходит уточнение смысла.
Аналогично для других примеров. Важно подчеркнуть, что образ создаётся не отдельным словом, а предложением. Даже, если есть какое-то объемлющее понятие, выражаемое отдельным словом, то смысл его всё равно нам будет ясен только после толкования, то есть в составе законченного по смыслу предложения.
Но есть ещё одна форма образной речи, как вы поймёте далее, вполне очевидная, и умалчиваемая в филологии. Вы, наверное, уже догадались. Образному ритму соответствуют пение и молитва. И то, и другое резко снижает частотные ритмы нашей речи, переводя восприятие, а следовательно, и мышление в область образов. Кстати, отсюда ясны следствия уменьшение числа гласных в азбуке. Речь, произношением преобладающих согласных становится импульсной, то есть высокочастотной и удаляется от частот, соответствующих образности мышления.
Каждый из нас знает, как бывает тяжело иногда выразить свою мысль. Ключевский, будучи великим мастером русского языка, писал: «Легкое дело – тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить – тяжелое дело»…. Почему так? Связано это, в первую очередь с тем, что мы от рутинной логики слов переходим к смысловому содержанию нашего сообщения, то есть, формируем образ. Каждый переход (от слова к предложению, от предложения к абзацу и далее ко всему тексту) связан с изменением частоты речевых смыслов и эмоций в сторону её уменьшения, а значит в сторону образности. И здесь речевой автоматизм в произношении слов становится бесполезным и даже мешающим. На этот случай нужна образность мышления, а высокочастотное произношение затрудняет, зашумливает это качество. Вот почему для выхода в состояние вдохновения так важно уединение мысли.
Вернёмся к приведенным вначале примерам энантиосемии. На мой взгляд приписывание слову внутренних противоречий говорит о том, что авторы не чувствуют присутствия внешнего, низкочастотного (образного) смыслового и эмоционального ритма, в контексте которого находится это слово.
Какая погода! Достаточно прочесть эту фразу с эмоциональным содержанием (иронией или сарказмом), которое изменит частоту безучастного прочтения, и собеседнику будет понятно, о чем идёт речь (частота, при этом, уменьшится, поскольку эмоция одни гласные форсирует, удлиняет, а другие подавляет).
Я прослушал всю симфонию. Для понимания этой фразы достаточно контекста, то есть окружения этой фразы, например: Я прослушал всю симфонию, и она очень понравилась. Удлинение фразы также приводит к уменьшению частоты восприятия в сторону образности.
Заметим, что такое представление не изменяет смысла первокорня, (например, слушать), смысл сообщения определяется предложением или эмоциональной нагрузкой.
Для иллюстрации приведу некоторые примеры из Ключевского, где смысл каждого слова неизменен, но фраза содержит в себе свой неповторимый, а главное не выводимый напрямую из входящих во фразу слов, образ [5].
Стилистическое лукавство:«В университете при Академии наук (речь идет о XVIII веке) лекций не читали, но студентов секли»;
или о времени Петра: «Казнокрадство и взяточничество достигли размеров, небывалых прежде, разве только после…»;
о стихотворстве царя Алексея Михайловича: «Сохранились несколько написанных им строк, которые могли казаться автору стихами».
Антитезы:
об эпохе Петра I: «Личная свобода становилась обязательной и поддерживалась кнутом»;
о воображаемом предке Евгения Онегина: «Он (этот „предок“) старался стать своим между чужими и только становился чужим между своими»;
и ещё раз по нашей теме: «Легкое дело – тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить – тяжелое дело».
А вот Арсений Тарковский:
Не для того ли мне поздняя зрелость,
Чтобы, за сердце схватившись, оплакать
Каждого слова сентябрьскую спелость,
Яблока тяжесть, шиповника мякоть,
* * *
Всё, что мы сказали, приводит к мысли о явном излишестве многих лексикологических разделов, к которым мы сейчас добавили и энантиосемию. Без понимания основополагающих принципов нашей речи и связи её с мышлением и природой, филология очень напоминает первые созерцательные учения о цвете, в которых перечислялись все существующие в природе цвета: от цветов радуги до цвета «вздоха слона» или «бедра испуганной нимфы», но и только. Фолиант с перечисленными цветами, а их многие тысячи, тоже был бы впечатляющим.