Что такое образ в рисовании

Живой, неповторимый и сильный образ отличает все гениальные произведения искусства. Что такое художественный образ, как художники его создают, разбираем на примерах.

Художественный образ – есть первичная и универсальная клеточка искусства, в которой перекрещиваются все его функции и задачи. Без образности – нет искусства. Образ можно назвать формой мышления в искусстве, чувственным механизмом вызывающим эмоции. Сложность в том, чтобы на основании фактов создать живой, неповторимый и сильный образ.

Любая художественная идея требует опредмечивания. Опредмечивание происходит за счет создания художественного произведения, которое существует во времени и пространстве. Оно объективно. Именно поэтому защите интеллектуальной собственности (авторскими правами) облагаются лишь объективные творения, а не идеи. Ни одно произведение, ни одного вида искусства не может существовать без создания художественного образа. Но художественный образ и произведение – не одно и тоже.

Кто и что изображено на фотографии сверху? В этом человеке есть что-то очень неуловимо «типичное», во внешнем виде, манере держаться. Чем, любительское фото отличается от профессиональной фотографии как искусства? В первом случае, конечно, тоже могут проскальзывать некие типические черты, но они скорее случайны. В художественной же фотографии – и выбор натуры, и организация композиции, и умение распределить свет и тень, подчеркнув как Тарасевич, главные черты в облике своего героя. Ощущается рука художника – он создает художественный образ. Это и есть главная цель творчества.

Образ в театральном искусстве определяется драматургическим действием, это может быть конкретный характер человека и метафора его внутреннего состояния.

Художественный образ в романе – это история человеческой жизни. Автор раскрывает при помощи образов свое отношение к поведению людей в различных обстоятельствах и пытается вызвать такое же отношение к ним у читателя при помощи средств выразительности. Воссоздает образ действительности.

Музыкальный образ характеризуется интонационно-мелодическим строем, выразительными особенностями ритма, темпа, лада, гармонии, композицией музыкального произведения и т.д.. Исполнитель является необходимым посредником между композитором и слушателем.

Образ в кинематографе согласно Ж. Делезу – это единство двух реальностей — физической (образ-движение) и психической (образ-время).

Художественный образ не может и не должен быть абсолютной копией единичного явления. Художник не копирует натуру, а творит. Широко известно замечание О. Бальзака, что гипсовая копия превращает руку в труп, а резец скульптора выражает «жизнь руки» – этот резец выделяет характерное, существенное в запечатлеваемом им явлении.

Гете говорил, что если художник точно воспроизвел живого пуделя, надо радоваться не рождению нового произведения искусства, а новой собаки. Поэтому бессмысленны попытки отождествить литературных героев с реальными людьми. Хотя у многих и были реальные прототипы.

В-принципе невозможно воспроизвести в романе или фильме и тем более на холсте реальную жизнь реального человека. Нельзя получить исчерпывающую информацию о чьем-то внутреннем мире. Кроме того жизнь отдельного человека, даже самого выдающегося интересна, имеет общезначимый интерес далеко не полностью – необходим творческий отбор наиболее главного, наиболее существенного.

Драма – это жизнь, из которой вырезаны скучные места. Альфред Хичкок.

Каждый талантливый художник обогащает и утончает видение всего человечества. Мы по-иному прочувствовали среднерусскую природу после знакомства с полотнами Саврасова и Левитана, Шишкина и Перова. Англичане говорят, что Тернер и Моне показали миру своеобразную красоту лондонских туманов.

Настоящий художник видит тоже самое, что и мы, и одновременно, иное – его восприятие богаче, глубже нашего. Настоящий художник постоянно открывает новые подробности, детали, свойства предметов, которые либо вообще не замечались людьми, либо не были ими оценены в достаточной степени.

Художественный образ – это всегда художественное обобщение. Художественное обобщение – процесс и результат создания образов в искусстве. В нем два главных момента:

Художественный образ – это единство смыслового содержания и материального воплощения.

Важнейшая особенность художественного образа – это его субъективность. Кутузов в романе «Война и мир» – это Толстовский Кутузов. Петр I на картине Сурикова «Утро Стрелецкой казни» – это Суриковский Петр. Французская женщина на картинах Ренуара – это ренуаровская женщина. Алтай в пейзажах Рериха – это Рериховский Алтай и так далее.

Портреты французского арт-дилера Амбруаза Воллара, известного тем, что открыл Сезанна, начал карьеру Пикассо, Матисса, выполненные разными художниками, его современниками. Если вы обратите внимание на портреты известных людей, то обнаружите, что видение этого человека разными художниками очень сильно различалось. Каждый художник видит своего героя по-своему.

Художественный образ – это создание смыслов. Возьмём, к примеру, художественную и не художественную фотографии. На обеих – изображение обнажённого тела. На не художественной фотографии обнажённая женщина изображает обнажённую женщину и больше ничего. Нет смысла этого обнажения. На художественной фотографии (или картине) обнажённая женщина может изображать: красоту, демоническую тайну, изящество, одиночество, преступление, разврат. Может изображать разные эпохи, порождать разные культурные смыслы, поскольку она является знаком.

В знаменитой картине Сергея Эйзенштейн «Броненосец Потемкин» заменитого эпизода с лестницей не было вообще. Сегодня – это самый цитируемый образ в кино. Когда Эйзенштейн оказался около Одесской Лестницы, его осенило: «Вот он, центральный образ! Вот он, самый короткий путь между городом и морем, самый наглядный способ связать одесситов и потёмкинцев».

Эйзенштейн часами гулял по лестнице. Высматривал новые образы, лица, а потом скорее спешил в гостиницу — буквально в 50 метрах жила вся съемочная группа и уже там, в номере записывал новые детали. Эйзенштейн рассказывал: «встретил женщину с коляской. Такая же могла не просто гулять в дни революции, но и выпустить коляску из рук. детская коляска, выпущенная из рук матерью и одиноко скачущая по каскадам лестницы, становится элементом драматического действия». Непридуманных героев и играть должны были не актеры. «Типажи» нашли по объявлению: «требуется женщина, еврейка, брюнетка, высокого роста» или: «Мужчина, рост и лета безразличны, наглое выражение лица».

Художник собирает, группирует, шлифует выразительность и создает собирательный образ – нечто промежуточное между объективным и субъективным, между сходством и несходством. Субъективность видения художника через образ становится объективной в восприятии многих людей.

Литература: Кривцун О.А. Эстетика; Громов Е.С. Начала эстетических знаний.

Источник

Дизайн персонажа. От простого к замысловатому. Часть 1. Основы

Искусство дизайна персонажей годами накапливало знания, приёмы и хитрости, которые художники используют сегодня, чтобы воплотить в жизнь самые разные замыслы. Попробуем заглянуть за кулису этого процесса и понять, как устроена работа над внешним обликом персонажа для мультфильмов и мультсериалов.

Прежде чем углубиться в то, какого оттенка голубого должны быть глаза у прекрасного принца, необходимо заложить надёжный фундамент для образа героя.

Дизайн персонажа держится на трех китах: форма, силуэт, цвет. Вокруг этих понятий вращается всё, что связано с визуальной разработкой героев. Почему это так важно?

Миллионы лет назад, до появления зубных врачей и счетов за коммунальные услуги, наши предки больше всего боялись природы. И вопрос “быть или не быть” решался скоростью реакции. Пара секунд, чтобы отделить крадущегося тигра от мирно бредущего по своим делам муравьеда, оценить устойчивость камня, отличить дружелюбного соплеменника от разозленного соседа с острой палкой — вот какие задачи нам приходилось решать.

Поэтому наш мозг выработал своеобразные схемы, в рамках которых определенные формы и их сочетания вызывают у нас моментальные реакции. Хотя сегодня нам не грозит встреча с диким зверем, стремление как можно быстрее идентифицировать объект как угрожающий или безопасный — у нас в подкорке.

Пока философы гадают: определяет ли бытие сознание или сознание определяет бытие, художники по персонажам давно знают, что сознание определяет лежащую в основе героя форму. Скажем, что общего у Малефисенты и Джафара?

Гордая осанка, отвратительный характер, магическое могущество и треугольники.

Естественно, при создании персонажа мы не можем целиком полагаться только на одну фигуру, ведь характеры наших персонажей редко укладываются в одно слово. Например, «злой тупой великан» и «злой коварный волшебник», безусловно, будут иметь сходные черты, но показать различия между ними помогут сочетания и вариации трёх основных форм.

Вот пара известных персонажей с не совсем неоднозначными характерами.

Кроме того, для коммерческой анимации яркий и уникальный силуэт — жизненная необходимость. Он понадобится для продвижения бренда и производства различного мерча.

Во имя чистоты силуэта создатели иногда закрывают глаза на законы логики и биологии. Например, уши Микки Мауса всегда выглядят, как два идеальных круга независимо от того, как он поворачивает голову.

Источник

Консультация для воспитателей «Создание в рисунке выразительного образа»

Что такое образ в рисовании. Смотреть фото Что такое образ в рисовании. Смотреть картинку Что такое образ в рисовании. Картинка про Что такое образ в рисовании. Фото Что такое образ в рисовании Нина Окорокова
Консультация для воспитателей «Создание в рисунке выразительного образа»

Дошкольный возраст –это сенситивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.

В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

В художественно-эстетическом развитии детей важным является – способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью и самостоятельностью. Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи.

Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятий рисованием. Продумывая занятие, я подбираю тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если они хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала.

Для рисования в детском саду можно представить различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангину; пластилин и тушь. В практике обучения детей изобразительной деятельности я широко использую разнообразные материалы,и убедилась: детям нравится новизна. Они с большим интересом рисуют даже простым графитным карандашом, используя различный нажим для передачи оттеков предмета.

Эстетическое воздействие занятий на детей зависит и от того, какие предметы и явления отбираются для изображения. Необходимо обратить внимание на красоту предмета или явления, найти для этого образные, выразительные слова. Привлечение стихотворного, песенного текста всегда усиливает эстетическое впечатление. Чтобы создать образ ребёнок должен уметь передавать присущие предметам свойства: форму, строение, цвет.

В самый ранний период творчества, когда форма изображения бывает очень примитивна, ребенок мыслит образ живым, конкретным, действующим. Выразительные черты в работах младших дошкольников носят непреднамеренный характер. Т. С. Комарова выразительность рисунков 2-4 летних детей видит в разнообразии форм, их линейных контурах, цветовых, красочных пятнах. Не владея в этот период достаточной мере изобразительными средствами, он выражает эту действенность звуками, жестами, движением. «Вот мотор завели, ж-ж-ж, машина поехала! А это мальчик бежит за машиной»,— говорит ребенок и начинает двигать рисунком по столу, изображая движение.

Даже старшие дошкольники, когда у них есть необходимые навыки, иногда используют речь для усиления выразительности образа. К созданному ребенком целостному образу нужно относиться с учетом его возраста. Маленький ребенок не может дать полное изображение предмета (со всеми частями и деталями в их соотношениях). В первых рисунках, часто отсутствуют самые существенные детали.

Даже у старшего дошкольника формы предмета и его частей обобщены (округлая, продолговатая, без всего разнообразия их вариантов и мелких изгибов, но вся конструкция предмета, наличие разнообразных деталей говорит о желании ребенка создать образ, соответствующий реальному.

Большое значение для успешного обучения и развития творческих способностей детей имеют игровые приёмы, применяемые на занятиях по изодеятельности. Одним из признаков игрового приёма является игровая задача. Игровая задача – это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми. Например, воспитатель предлагает детям: «Построим мишке домик», «Подумайте, как можно помочь зайчику перебраться через речку». Включаясь в предлагаемую игровую ситуацию, дети сами ставят игровые задачи. Так прежде чем выполнить изображение на бумаге,ребенок проговаривает: «Посажу божью коровку на листочек, сейчас она как будто ползёт. А сейчас ещё одна прилетит». Умело используя игровой прием, можно увеличивать количество игровых задач, развивать сюжетно-игровой замысел. Применение игровых задач должно быть связано с учетом знаний детей, иначе у детей будет потерян интерес к занятию.

На свои занятия я стараюсь приносить новые игрушки, потому что считаю, что детям они будут интересны. И действительно замечаю, что детей привлекает новизна предметов, игрушек. При этом так же использую игровые ситуации со знакомыми, любимыми игрушками, так как с ними связаны эмоциональные переживания ребенка. В нашей группе любимая игрушка – Мишка. Дети с интересом воспринимают любимый персонаж в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми, стараются позаботиться о медвежатах или научить глупого Мишку той или иной деятельности.

Игровые приёмы зависят также от игрового материала. Можно использовать прием обыгрывания предметов, игрушек (объемных и плоскостных, картин и т. п. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т. п.). С кисточками и карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать», как зайчик, «ходить», как медведь, и т. п.).

Для развития творчества детей я практикую различные формы работы с использованием разнообразных изобразительных и наглядных материалов. Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать и другие изобразительные материалы. Лучше всего для этого подходит коллаж (приклеивание к какой- либо основе, выбранной как фон, материалов, отличающихся по цвету и фактуре).При работе над коллажем детям предоставляется возможность познакомиться с различными материалами: бумагой разной фактуры, красками, кружево, ткань, бросовым материалом. Большой простор для детской фантазии и творчества представляет использование нетрадиционной техники рисования. На своих занятиях с детьми мы рисовали ладошками, пальчиками, ватными палочками, использовали различные печатки, рисовали солью, пробовали метод «тычка» жесткой полусухой кистью, пластилинографию, брали восковые мелки + акварель.

Формирование технических навыков рисования происходит не только во время организованной совместной деятельности воспитателя с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей. Для этого в уголке изобразительной деятельности в достаточном количестве в нашей группе постоянно находятся различные материалы для рисования. В работе с детьми я предлагаю для большей выразительности использовать сочетание разных материалов. Дети на своем опыте убеждаются в том, что, если трудно передать одним материалом, можно дополнить другим.

Рассматривание книжных иллюстраций – метод, который я широко использую в обучении детей. В беседах я подвожу детей к тому, что иллюстрация – это рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащающий её декоративный строй.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Мой опыт работы показывает, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Нужно помнить, что оценивать выразительность образов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе анализа самого рисунка. Необходимо наблюдать и анализировать процесс создания образа, учитывать особенности личности маленького художника.

Консультация «Цвета в рисунке детей» Цвета в детском рисунке. Где-то до 6-5 лет цвет для ребенка является выразительным средством, чем изобразительным. Поэтому цветовая палитра.

Формирование здорового образа жизни. Лекция для воспитателей «Здоровая спина» Работа с детьми любого возраста заставляет много находиться в движении. Это, конечно же, хорошо, ведь всем известно, что движение – жизнь.

Консультация для воспитателей «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников» Консультация для воспитателей «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников» Зятикова Елена Владимировна Консультация для воспитателей.

Консультация для воспитателей «Родители как субъекты образовательной деятельности и создание единой образовательной среды» Дошкольные образовательные учреждения работают по ФГОС ДО. Согласно этому документу в обществе идет становление новой системы дошкольного.

Что такое образ в рисовании. Смотреть фото Что такое образ в рисовании. Смотреть картинку Что такое образ в рисовании. Картинка про Что такое образ в рисовании. Фото Что такое образ в рисованииКонсультация для воспитателей «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни» Консультация для воспитателей на тему: «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей».

Консультация для воспитателей «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков у младших дошкольников» Моя работа по трудовому воспитанию началась с приходом ко мне детей раннего возраста. Как они стараются сами зачерпнуть кашу ложкой и поднести.

Консультация для воспитателей «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ» Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой развивается ребенок, зависят от взрослых, отвечающих за его физическое.

Проект «Создание условий для здорового образа жизни в дошкольном учреждении через здоровьесберегающие технологии» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Степашка» ПРОЕКТ Создание условий для здорового образа.

Создание условий для формирования основ здорового образа жизни дошкольников В условиях современной российской действительности одной из актуальных является проблема сохранения здоровья детей. Остро назрела необходимость.

Источник

«Развитие образа в рисунке»

Передача образа — важнейшая часть рисования. Рисунок, в котором нет внимания к образу, неполон, мало интересен.

В своей работе я поставила задачу развить в рисунке не только образ, но и реальное, близкое детям, в создании которого участвует и воображение, и непосредственное наблюдение окружающего.

Научить детей передавать образ в связи с сюжетом, на фоне сюжета и было моей задачей. Для осуществления ее и подбирала задания в определенной последовательности, намечала развитие нужных детям изобразительных умений, например, умение рисовать различных людей, животных, деревья, птиц, чтобы путем изображения найденный ребенком образ закреплялся наряду с приобретением новых умений. Часто предыдущее задание подсказывало последующее.

Первые несложные задания были даны детям на основе их небольших наблюдений. Внимание детей сосредоточилось на образе близком, возникшем из свежих впечатлений. На первых порах мы еще не ставили перед детьми задачи раскрывать сюжет. Нужно было подготовить их к этому. Первыми заданиями было нарисовать спортсмена и солдата, которые всегда вызывают интерес детей.

Спортсменов дети видели в парке, наблюдали, как они занимаются спортом: бегают, прыгают, играют в футбол. Я говорила детям, что спортсмены — смелые, ловкие, здоровые люди, обращала внимание детей на их одежду, на принадлежности спорта.

Также дети беседовали с военными, которые рассказывали о военной службе. Дети внимательно рассматривали их одежду, погоны, звездочки.

Давая детям эти задания, я стремилась к тому, чтобы спортсмен, военный были изображены в соответствующих костюмах, с характеризующими их предметами. Дети справились с заданиями и старались даже воспроизвести некоторые движения спортсменов: они нарисовали их в спортивных костюмах, бегающими, бросающими мяч. Саму фигуру человека дети изобразили плохо: длинные руки, большая голова. Но они любовались своими рисунками и живо обсуждали их содержание: «Вот как ловко спортсмен мяч бросил кончиком ноги», «А у меня спортсмен мяч высоко бросает».

Солдата нарисовали в военной форме с погонами. Все старались изобразить в своих рисунках солдата большим и сильным.

Следующие задания были более широкого содержания. Это рисование на темы: «Осень в гости к нам пришла», «Дети на елке», «День защитника Отечества». Ребенок должен был из своих праздничных впечатлений отобрать и передать в рисунке образы детей в костюмах овощей, образ Осени, изобразить Деда Мороза, зверей. В задачи постепенно вошло требование изображать персонажи не только в соответствующей одежде, но и с характерными движениями. Рисуя сюжеты осеннего праздника и праздника Нового года, детям удалось изобразить одежду. Они нарисовали, например, Деда Мороза в тулупе, шапке, рукавицах. При этом объяснили, что он пляшет, а снежинки танцуют. Но это передавалось лишь словами. Дети, за исключением двух-трех, еще не умели изобразить действие. И только позже, при рисовании на тему «День защитника Отечества», впервые почти все хорошо справились с данной задачей. Это можно объяснить тем, что у детей накопились наблюдения над движениями человека, сыграло роль и выполнение заданий на передачу позы, движений.

Затем перешли к более сложным заданиям — к изображению персонажей того или иного эпизода рассказа, сказки, причем перед детьми ставилась задача передать, как они могут, и некоторые состояния действующего лица.

Однако у большей части детей еще преобладало описание словами, а не рисунком.

В последующие задания я внесла еще некоторые усложнения, например, предложила передать несколько образов в одном эпизоде сказки. При рисовании сказки «Гуси-лебеди» детям была поставлена задача нарисовать девочку, ее братца, речку с кисельными берегами или яблоню, т.е. обратить внимание на один какой-либо образ, но отразить и другие образы сказки, дать образ девочки в действии — ест пирожок, спряталась под яблоньку, под бережок.

Многие дети смогли изобразить намеченное: как девочка спряталась под бережок, как ест пирожок. Света нарисовала, как девочка спряталась под ветку, а гуси ее ищут. Дети высказывали свое отношение к девочке из сказки.

Рисунки детей стали более живописными. Рисуя сюжет из сказки, Юля нарисовала полянку, усеянную цветами, и голубое небо с розовыми облаками, на рисунке Дениса — расписная печка и цветные гуси.

Я предложила детям нарисовать интересный случай из своей жизни, чтобы развить у них умение отобрать из запаса личных впечатлений интересный эпизод, приятное или веселое приключение, попутно с этим выделить в рисунке центральную фигуру, передать переживания действующего лица.

Это своеобразное задание представлялось мне заманчивым, но гораздо более сложным, чем предыдущее, было опасение, что дети с ним не справятся. Но опасения были напрасны.

Предварительная работа обеспечила успех занятия. Прежде всего надо было, чтобы дети поняли, что от них требуется. С этой целью за несколько дней до рисования я предложила им вспомнить что-либо интересное из их жизни. На следующий день дети рассказали то, что они вспомнили. И только тогда, когда я убедилась, что детям все ясно, я предложила им рисовать на эту тему.

Задача была детьми выполнена. Из своих воспоминаний дети отобразили отдельный забавный случай, интересное воспоминание.

Аня нарисовала, как пчелка укусила ее, и она плачет (слезы на щеках). Кирилл изобразил, как обезьяна смешит всех.

Итак, последующие задания усложнялись новыми заданиями, которые я ставила перед детьми, иногда задачи, недостаточно разрешенные в предыдущих заданиях, повторялись. Например, при рисовании сюжетов из сказки «Царевна-лягушка» я ставила перед детьми повторную задачу: передать образ в каком-либо действии.

Здесь, так же, как и на предыдущем занятии, детям были даны предварительные задания: рассказать сказку дома родным, подумать и рассказать в детском саду, что им больше всего хочется нарисовать. Эта активная подготовка к рисованию по заданию была детьми хорошо проведена. Они с большим увлечением рассказывали, что и как нарисуют. Даша, играя в лото «Сказки Пушкина», выбрала карточку с изображением царевны и спросила меня, не нарисовать ли ей у Василисы Премудрой такой же головной убор. Рита заявила, что она нарисует красивый ковер, который соткала Василиса Премудрая. Дима решил нарисовать красивый дворец. Никто из детей не отклонился от намеченного. Все изобразили центральные фигуры сказки: Ивана-царевича, Василису Премудрую или обоих вместе. Сказочные персонажи у всех детей одни и те же, но выполнены по-разному. Дети выбрали и различные эпизоды сказки. Они передали изображенных людей в движении: Иван-царевич пускает стрелу, подает ковер царю, Василиса Премудрая танцует, вышла на крыльцо.

В различных заданиях перед детьми ставились задачи и технического порядка, например, рисовать предметы сплошным пятном, не обводить контуром, подбирать соответствующие краски к своему рисунку, составлять дополнительные цвета, тщательно и аккуратно закрашивать рисунки.

Постепенно это становилось достоянием каждого ребенка и играло положительную роль в передаче образа.

Также я намечала и индивидуальную работу с детьми над развитием умений, над воспитанием устойчивости замысла, над отбором впечатлений.

Это было вызвано тем, что некоторые дети не умели выбирать положительные впечатления.

Рисованию всегда предшествовали наблюдения, беседы, чтение. Я стремилась развивать воображение детей, освобождая его от посторонних, случайных явлений: с этой целью иногда предлагала детям закрыть глаза и представить себе тот или иной образ.

Когда дети, по моему совету, закрыли глаза, чтобы вообразить Василису Премудрую, Карина с большим чувством воскликнула: «Ой! Какая она у меня красивая!» Саша сказала: «Она в голубом платье и танцует». В другой раз Вова заметил: «Я придумал Бабу Ягу: она с длинным носом крючком, страшная-страшная!» Как видно, отчетливость персонажей в воображении облегчала детям и передачу образа словом, что прежде было трудно для них.

Руководство во время занятия — одно из важнейших условий развития детского творчества. На первых же занятиях возникла необходимость направить внимание детей на расположение рисунка. Некоторые дети не задумывались над тем, где и как надо разместить предметы на рисунке, поэтому они иногда рисовали сбоку листа половину домика, часть дерева, солнца у Вовы не поместилась даже птица в небе, и он нарисовал ее с одним крылом. Я предлагала детям подумать до начала работы, как лучше расположить персонажи на рисунке. Умение продумывать композицию развивается быстро, если педагог в беседе с детьми помогает им выделить главное в рисунке, уяснить приблизительное соотношение частей предмета. Однако это довольно сложная работа для педагога, и она еще не дала мне желаемых результатов.

Наряду с этим шла работа над формой. Путем наблюдений с детьми над отдельными предметами я постепенно добивалась того, что в рисунках исчезли, например, толстые обрубленные сверху стволы деревьев с короткими ветками, вместо них появилось более правдоподобное изображение той или иной породы дерева.

А вот пример усвоения технического приема. Вначале дети, рисуя краской, наносили контур кистью, а потом закрашивали его. Я обратила внимание детей на то, как сразу рисовать пятном, показала рисунок ребенка, который применял этот прием, отметила, что так получается красивее.

Дети постепенно освоили этот прием, полюбили его.

Хотя робота детей в моей группе над образом еще продолжается, но уже можно подвести некоторые предварительные итоги.

Дети полюбили рисовать. Охотно садятся за работу даже те дети, которые слабо рисуют. Такие дети стараются рисовать лучше, а если что-либо не получается, они заявляют: «Я научусь». Дети часто приносят рисунки из дома, чтобы показать мне и своим товарищам.

У детей развилась способность замысла. Раньше они не задумывались над заданием, а теперь умеют предварительно наметить содержание рисунка. Они с возможной полнотой иллюстрируют небольшие стихотворения, а также могут выбрать тему или передать образы довольно большой сказки или найти их среди широкого запаса своих впечатлений.

Образ вошел в сюжет, наблюдается самостоятельность и смелость ребенка в его передаче.

Дети приобрели навыки в подборе подходящих красок, в составлении дополнительных цветов, полутонов, улучшились формы изображаемых предметов.

При свободном рисовании дети также довольно самостоятельны в выборе сюжета, в работе над образом. Их рисунки на свободную тему разнообразны по содержанию. В рисунках на свободную тему дети рисовали иллюстрации сказок «Золотая рыбка», «Кот, петух и лиса», «Колобок», отразили свои впечатления от праздника в детском саду, посещения цирка, причем персонажи рисунка наделены теми или иными выразительными чертами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *