Что такое обратный франчайзинг

Сравниваем прямую и обратную франшизу: что лучше?

В последние годы активно набирает обороты обратный франчайзинг. Большое число компаний останавливаются именно на нем, если хотят расширяться в регионы и тратить при этом минимум средств. Репутация бренда при этом сохраняется, а обратная франшиза выступает выгодной обеим сторонам: и головной фирме, и тем, кто работает с ней в других городах. Мы попросили экспертов рынка подробнее рассказать об основных отличиях, а также о плюсах и минусах обоих способов ведения бизнеса.

По завершению зафиксированного в договоре временного периода обладатель бренда платит тому, кто купил франшизу, процент от полученной прибыли. Выходит, что при инвестиции достаточно малой суммы можно начать собственное дело и не выплачивать паушальный взнос и роялти. А руководить бизнесом станет профессиональная команда, вот почему рассматриваемая схема хороша даже для новичков в сфере предпринимательства. Но, несмотря на это, стоит просчитать вероятные риски, провести анализ целевой аудитории продукции и ее соответствие тому населенному пункту, где планируется открыть филиал.

Сотрудничество по схеме обратного франчайзинга предполагает участие в сделках коммерческого банка в роли посредника. Следовательно, доходы от бизнеса хранятся на открытых финансовых счетах, обладатель франшизы подсчитывает свое вознаграждение и себестоимость продукции. Ему достается разница между ними, но не стоит забывать откладывать с этой суммы на ведение предпринимательской деятельности. Доход при обратной франшизе не слишком велик, но он стабилен, конкурентов бояться не стоит, а раскруткой вам заниматься не понадобится. На выходе чистая прибыль может составлять до трети заработка, что достаточно много при столь безопасной схеме.

Контроль за франчайзи осуществляется посредством специальной программы, которая следит за работой, поставками продукции и доходами. В ходе этого франчайзер, если требуется, вмешивается в процесс и направляет его в нужное русло для более эффективного результата.

Источник

Рассказываю про прямой и обратный франчайзинг

Франчайзинг подразумевает разные схемы сотрудничества. Чтобы понять, какой именно вариант выгоднее для вас, стоит разобраться в существующих моделях. Например, есть прямой и обратный франчайзинг, причём оба вида присутствуют на начало 2021 года на российском рынке довольно давно. Какой из них предпочтительнее? Давайте разберёмся.

Суть прямого (классического) франчайзинга

Непосредственно прямой франчайзинг – это взаимодействие по стандартной схеме, в рамках которой франчайзер передаёт второй стороне право на свою торговую марку, предоставляет контакты поставщиков, возможность пользоваться проверенными бизнес-процессами и т. п. Остальное уже зависит от позиции франчайзи, от того, насколько он активен.

Взаимодействие происходит по следующему сценарию:

Предприниматель вкладывает деньги, чтобы получить право пользования конкретной торговой маркой.

Франчайзер помогает франчайзи запустить точку. Он передаёт конкретные рекомендации, контакты поставщиков, бренд-бук, скрипты разговоров с клиентами, предоставляет место на сайте.

Франчайзи сам ищет место, арендует офис, нанимает персонал, делает ремонт помещения.

Франчайзер раскрывает основной секрет ведения бизнеса, делится ноу-хау.

В процессе ведения бизнеса франчайзи отчитывается перед франчайзером и получает от него поддержку.

Также франчайзи отдаёт по соглашению % от прибыли в виде роялти. Но такой вариант далеко не всегда предусматривается.

Суть обратного франчайзинга

Теперь нужно понять, что собой представляет обратный франчайзинг, что это такое. Здесь гораздо больше контроля остаётся у франчайзера. Но и ответственность тоже преимущественно лежит на нём:

Предприниматель покупает право использовать торговую марку франчайзера.

Франчайзер предоставляет бизнес-процессы, подробные скрипты, меню, рецептуру, оборудование, сырьё. Он также обучает персонал франчайзи.

Франчайзер готовит точку к открытию. Именно он назначает дату старта, проверяет готовность.

Контроль всего бизнеса остаётся за франчайзером. Он совершенствует сервис, постоянно следит за соблюдением рецептуры, поставляет товар, общается с клиентами. Часто организовывает службу техподдержки. Плюс франчайзер отвечает за дальнейшую раскрутку, например, за маркетинговую компанию.

Франчайзи получает % от прибыли, с которого в некоторых случаях выплачивает роялти. Всё остальное уходит к франчайзеру.

Основные отличия прямого и обратного франчайзинга

Как можно увидеть, речь идёт о разных схемах. Прямой франчайзинг и обратный отличаются друг от друга следующим:

    При использовании классической схемы основной контроль над ситуацией оказывается у франчайзи. Именно от него зависит, будет ли его точка приносить прибыль или нет. В случае обратного франчайзинга такой контроль получает франчайзер.

    Прямой франчайзинг означает больше риска для франчайзи. Однако он также получает серьёзный предпринимательский опыт.

    При обратном франчайзинге более жёстко соблюдаются единые стандарты сети, что положительно сказывается на репутации бренда и в итоге на прибыли.

    Меньше риска разориться именно при обратном франчайзинге, поскольку ситуацию контролирует опытный предприниматель, который уже вник в процесс.

    Прямой франчайзинг означает, что франчайзи выплачивает франчайзеру роялти, а остальную прибыль забирает себе. Обратный же подразумевает, что основной доход идёт франчайзеру. Франчайзи получает только %, с которого должен выплатить роялти (последнее уже по договорённости).

    Выбрать прямой или обратный франчайзинг

    Стоит отметить, что у каждого варианта есть свои преимущества и недостатки. Что же выбрать? Необходимо изучить, какие есть варианты, как это всё применяется на практике.

    Выбираем прямой франчайзинг

    Рассмотреть прямой франчайзинг можно на примере сферы услуг, в частности, по франшизе «Грузовичкоф». В данном случае франчайзер предоставляет право пользования своей маркой, оказывает всестороннюю поддержку франчайзи, чтобы тот мог развиваться в определённом регионе. Однако именно франчайзи должен найти и оформить аренду помещений, выбрать грузовики (купить или договориться о лизинге).

    То есть определённые стандарты существуют. Тем не менее именно франчайзи оценивает риск в своём регионе, анализирует рынок, изучает конкурентов, принимает решение о старте и т. п. И непосредственно от него будет зависеть размер прибыли. Чтобы выполнять условия концессионного соглашения, франчайзи достаточно оказывать услуги по единым стандартам сети.

    Выбираем обратный франчайзинг

    То, насколько обратный франчайзинг отличается от прямого, становится заметно при внимательном изучении такого бизнеса. По данной схеме, например, работает Х5 Retail Group, успешно открывающий «Пятёрочки» и «Перекрёстки». В указанном случае отделить франчайзера от его партнёров становится уже гораздо труднее: есть единый финансовый центр, общее для всех программное обеспечение.

    Retail Group даже подписал с банками соглашение, по которому обслуживание тоже должно идти по единому алгоритму. При этом у франчайзера остаётся финансовый контроль за всеми потоками. Такая схема позволяет компании привлекать серьёзных инвесторов, но вместе с тем не рисковать наработанной репутацией сети, очень жёстко следить за выполнением всех стандартов. Плюс большое значение имеет финансовая прозрачность.

    Обратите внимание: обратный франчайзинг в сфере розничной торговли подразумевает, что приём и возврат товаров тоже контролируются. Таким образом, франчайзер следит за всеми ключевыми процессами в бизнесе. Франчайзи в основном вкладывает деньги, выполняет распоряжения и получает за всё процент. И для него такой вариант вполне выгодный, поскольку означает уменьшение рисков.

    Как у обратного франчайзинга, так и у прямого есть свои достоинства и недостатки. При выборе вам нужно разобраться с тем, что лучше всего подходит именно вам. Если определиться сложно, можно обратиться за помощью к профессионалам, которые ответят на конкретные вопросы, проанализируют отдельные взятые соглашения и т. д.

    Есть вопросы? Напишите нам, постараемся помочь! Написать

    Источник

    ОБРАТНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ

    Есть ли «обратная сторона медали» у классического франчайзинга? В статье разберем: в чем суть обратного франчайзинга, его основные отличия от классического, сферы применения и узнаем, кто является посредником в этой загадочной модели ведения бизнеса.

    Введение

    Прототип классической системы франчайзинга появился в 19 веке (1850-е годы), и с тех пор данная схема претерпевала различные изменения, которые только совершенствовали её. Сегодня такой метод ведения и расширения бизнеса является одним из популярных, и его давно уже выбрали такие крупные компании, как McDonald’s, KFC, СДЭК, Coffee Like, Wildberreis и так далее.

    Большинство компаний используют для развития именно классический франчайзинг, у которого, как выяснилось, есть «обратная сторона медали», которая также имеет свои преимущества. В статье расскажем, что такое обратный франчайзинг простыми словами, в чем его основные отличия от прямой франшизы, кто играет роль посредника в данной схеме, и разберем примеры тех компаний, который практикуют метод обратного франчайзинга.

    Суть обратного франчайзинга и его основные отличия от классического

    Схема классического франчайзинга знакома почти каждому бизнесмену: франчайзер (продавец) продает право на использование торговой марки франчайзи (покупатель), а также передает контакты поставщиков, стандарты и бизнес-процессы компании, полностью доверяя ведение бизнеса партнеру, получая регулярные платежи от продаж.

    Что такое обратный франчайзинг. Смотреть фото Что такое обратный франчайзинг. Смотреть картинку Что такое обратный франчайзинг. Картинка про Что такое обратный франчайзинг. Фото Что такое обратный франчайзинг

    Обратный франчайзинг – совершенно противоположный процесс. Это тип предпринимательской деятельности, при которой контроль и управленческие процессы полностью «ложатся на плечи» франчайзера.

    Отличия обратного франчайзинга от классического:

    Участие посредника в схеме обратного франчайзинга

    Что такое обратный франчайзинг. Смотреть фото Что такое обратный франчайзинг. Смотреть картинку Что такое обратный франчайзинг. Картинка про Что такое обратный франчайзинг. Фото Что такое обратный франчайзинг

    В данной модели взаимодействия франчайзера и франчайзи имеется посредник. Таким посредником выступает коммерческий банк.

    Дело в том, что все доходы от деятельности компании поступают на определенные финансовые счета. В установленный срок франчайзер отсчитывает размеры своего вознаграждения и стоимость товара, который идет на реализацию. Оставшаяся сумма перечисляется франчайзи.

    Примеры применения обратного франчайзинга на практике

    Применение обратного франчайзинга на практике не так распространено, как классического. По такому принципу работают, например:

    Что такое обратный франчайзинг. Смотреть фото Что такое обратный франчайзинг. Смотреть картинку Что такое обратный франчайзинг. Картинка про Что такое обратный франчайзинг. Фото Что такое обратный франчайзинг

    «Пятерочка» (сеть супермаркетов), «МТС» (российская телекоммуникационная компания, которая специализируется на предоставлении сотовой связи), «Терранова» (интернет-магазин одежды и аксессуаров).

    В частности обратный франчайзинг считается наиболее выигрышным для малого бизнеса, так как франчайзи получает мощную поддержку от франчайзера. Наиболее перспективно применение данной схемы, например, в сфере недвижимости и авто, продажа техники и мягкой мебели, деятельность супермаркетов и магазинов одежды и обуви.

    Заключение

    Обратный франчайзинг – совсем непривычная модель ведения бизнеса таким образом. На практике немного примеров ее применения, возможно, поэтому бизнесмены не рискуют отказываться от классического франчайзинга в пользу обратного. Тем не менее, он позволяет снизить риски, избавить франчайзи от выплаты паушального взноса и роялти, да и в целом контроль осуществляет профессионал, который может предостеречь от ошибок и потерь.

    Если же вы заинтересованы в приобретении франшизы либо размещения франчайзингового предложения, то смело заходите в каталог проверенных франшиз.

    Источник

    Что такое обратный франчайзинг?

    Следом за классическим франчайзингом в нашей стране появился обратный франчайзинг. В России эти виды развивались параллельно и приносили стабильный доход правообладателям. После кризисов экономики с учетом полученного опыта немалое количество больших компаний решили пересмотреть подход бизнеса и свои отношения с дочерними предприятиями. Модель обратного франчайзинга дает возможность осуществлять торговлю на обширных территориях, используя минимальные затраты и сохраняя экономический рост и репутацию компании.

    Что такое классическая франшиза

    Плюсы и минусы прямой франшизы

    К плюсам работы на условиях прямой франшизы следует отнести:

    Но классическая франшиза имеет свои минусы:

    При начале торгового бизнеса по прямой франшизе нередко случается, что товароведы не способны оптимально осуществить организацию закупок. Поэтому сложно спрогнозировать товарооборот. Важно, чтобы магазины получали столько товара, сколько нужно. Например, товар закупили в неправильном количестве. Полки магазина или остаются пустыми, или товар залеживается на складе, что особенно неприятно в случае со скоропортящимися продуктами. Еще одной проблемой являются трудности в ведении финансовой деятельности. Часто они появляются из-за действий самого предпринимателя, берущего деньги из кассы в личных нуждах. Это выливается в невозможность сделать закупку необходимого количества товара.

    Отличия обратной схемы франчайзинга

    Суть модели обратного франчайзинга

    В этой модели франчайзинга передается право на торговую марку, но обязательные платежи за осуществление деятельности выплачиваются не правообладателю бренда, а самому покупателю. Подразумевается, что франчайзер обеспечивает возможность открыть под именем своего бренда торговую точку и осуществляет поставку товара. После франчайзер сам разрабатывает и приводит в действие технологию реализации продукции. После подведения итогов продаж за выделенный период времени владелец бренда выплачивает деньги пользователю франшизы. Эта франшиза обладает рядом преимуществ. Самое главное, она снижает затраты при открытии своего дела, ведь предприниматель избавляется от обязательных выплат паушального взноса и роялти. Также ведение бизнеса практически находится в руках опытных специалистов крупного бренда, что позволяет избежать множества ошибок и проблем. Сложно однозначно сказать, какая модель ведения бизнеса позволит владельцу франшизы возможность больше зарабатывать. Выбор бизнес-модели франшизы при старте деятельности зависит от ряда факторов. Следует учесть размеры начальных и регулярных материальных затрат, ассортимент товара, возможные риски и др.

    Кто такой посредник в этой схеме

    Осуществление контроля бизнеса

    Плюсы

    Несмотря на ограничения в ведении деятельности, контроль обладает преимуществами, которые помогут обойти подводные камни в начале своего бизнеса. В ведении бизнеса франчайзер помогает предпринимателю избежать ошибок и не потерять прибыль, помогает при открытии точки, закупке товара, обеспечивает собственными торговыми мощностями. Правообладатель использует свой опыт, учитывая все недостатки и особенности бизнеса, помогая избежать рисков и ошибок. Правообладатель открывает свою дочернюю точку. При этом получает вознаграждение за свои услуги, но остальной доход оставляет франчайзи.

    Минусы

    Отрицательные стороны бизнеса с обратной моделью франчайзинга:

    Отрасли, где востребован обратный франчайзинг

    Рассматриваемая схема франшизы отлично зарекомендовала себя в развитии малого бизнеса, где предприятию требуется сильная поддержка. Также важную роль играют крупные вложения, что делает владелец франшизы. Эта модель развития сети отлично работает в следующих видах торговли:

    В сфере услуг эту схему часто используют:

    Комнании, работающие по схеме обратного франчайзинга

    В 2010 г. Х5 Retail Group сообщили о запуске механизма обратного франчайзинга. Но первый франчайзи начал работу лишь в 2011 г. На разработку документов, программного обеспечения и обсуждение условий с банками ушел год. Сегодня по модели обратного франчайзинга открыты десятки магазинов «Перекресток» и «Пятерочка», а Х5 Retail Group выплачивает франчайзи вознаграждение от объема продаж супермаркетов. Модель ведения бизнеса по обратному франчайзингу используют самые разные магазины (Терранова), сотовые операторы (МТС), рестораны и кафе (Море суши).

    Источник

    Обратная франшиза: что это такое?Характеристика и особенности

    Некоторое время назад я уже поднимал тему обратной франшизы в статье-сравнении и получил комментарии читателей с просьбой рассказать подробнее о том, что это такое и как она работает. Поэтому я постарался собрать максимально подробную информацию о том, что собой представляет обратная франшиза, в каких областях бизнеса работает эффективнее, и какие проблемы обычной (прямой) франшизы решает. Моим консультантом при подготовке настоящей статьи стал Евгений Добринин, Коммерческий директор АО «Навиком», официального российского дистрибутора Garmin — разработчика «умных» носимых гаджетов.

    Обратная франшиза – что собой представляет и почему используется

    Обратная франшиза – это такой тип предпринимательской деятельности, в ходе которой франчайзи может вести бизнес под торговой маркой франчайзера, однако при этом все управленческие функции ложатся на плечи франчайзера за некоторый процент выплат. Сегодня подобная схема нашла свое активное применение в области ритейла.

    Франчайзер может открыть торговую точку под собственной маркой, завезти необходимый товар. После этого франчайзер налаживает метод реализации продукции, и на базе показателей продаж он уже платит вознаграждение франчайзи.

    Такая франшиза относительно нова на рынке РФ, однако у нее есть многочисленные перспективы развития. В частности, она неплохо подходит для малого и среднего бизнеса. С ее помощью можно существенно снизить инвестиции, требуемые для открытия собственного дела. Благодаря такой схеме предпринимателю не нужно платить паушальный взнос. Всеми бизнес-процессами руководят профессионалы.

    Прямая франшиза и ее проблемы

    Франчайзи, который приобретает прямую франшизу, получает примерно те же самые преимущества, что и в случае с обратной франшизой. В частности, стоит выделить следующие пункты:

    · Возможность ведения бизнеса под торговой маркой франчайзера;

    · Консультации со стороны франчайзера;

    · Активная помощь и детальный контроль на всех этапах;

    · Получение готового бизнес-плана, который поможет понять все вложения и сроки окупаемости;

    · Эффективное обучение персонала;

    · Советы по покупке техники, установка программного обеспечения;

    · Доступ к технологической базе франчайзера.

    В основном именно прямая франшиза пользуется высоким спросом со стороны предпринимателей в РФ. Однако у нее имеются свои недостатки.

    К примеру, если торговая точка работает по прямой франшизе, то в первое время продажи идут слабо. Всему виной нестабильность закупок – их либо слишком много, либо слишком мало. В итоге товар либо отсутствует на полках, либо начинает портиться из-за больших объемов.

    Также при любых проблемах лояльность покупателей будет понижаться. Отсюда и спад потока посетителей, и снижение выручки.

    Как с этими проблемами позволяет справиться обратная франшиза?

    Для открытия торговой точки используются средства франчайзи, однако весь контроль над процессом продаж ложится на плечи головной компании, то есть франчайзера. Поначалу это кажется странным, но если вдуматься в такое положение вещей, то можно понять все выгоды данного подхода.

    Франчайзер использует имеющийся опыт, чтобы избежать проблем при ведении бизнеса. Весь контроль над деятельностью франчайзи производится при помощи программ. Они помогают отследить и проанализировать такие аспекты, как поставка продукции, деятельность персонала, а также финансовые показатели. В итоге франчайзер может быстро корректировать данный процесс, чтобы поднять эффективность торговой точки.

    Все это позволяет минимизировать имеющиеся риски, избежать популярных ошибок при ведении бизнеса.

    Технические нюансы бизнеса по обратной франшизе

    Чтобы запустить обратную франшизу, потребуется заключить несколько договоров: во-первых, потребуется стандартный договор франчайзинга; во-вторых, нужен будет также агентский договор с компанией. По этому договору франчайзер будет обязан доставлять продукцию в торговую точку в необходимых объемах.

    Франчайзеру потребуется искать ответственных поставщиков, заключать с ними соглашения, выполнять оперативную доставку товара, высчитывать его стоимость, разрабатывать маркетинговые материалы и проводить рекламные акции. Оборотный капитал также будет ложиться на его плечи.

    Единственная продукция, недоступная для прямых поставок от франчайзера – это алкоголь, поскольку на него необходимо получать отдельные лицензии и разрешения. Однако франчайзер может помочь с ним, предоставив свои рекомендации и советы, как установить партнерские отношения.

    Как формируется доход франчайзи? В данном ключе есть серьезные отличия от работы прямой франшизы. Доход франчайзи формируется в зависимости от продаж магазина. Вся выручка идет на специальный счет, открытый в банке. Соответственно банк выступает в роли посредника между франчайзером и франчайзи. Периодически деньги выводятся на счет франчайзера, который уже удерживает сумму, равную стоимости товара, а также свое вознаграждение. Остальное уже выплачивается франчайзи.

    Практика показала, что в данной схеме прибыль магазина в первое время работы примерно до 30% выше, чем в случае с прямой франшизой. Однако франчайзи в таком случае теряет часть денег, поскольку он платит прямое вознаграждение за эти труды франчайзеру. Для новичков обратная франшиза является хорошим способом ведения бизнеса. Она помогает понять все аспекты этой деятельности и избежать популярных ошибок. Но впоследствии многие предприниматели все равно переходят к прямой франшизе.

    Сферы, в которых часто используется обратная франшиза

    Обратная франшиза хорошо подходит для малого бизнеса – в данном случае франчайзи получает мощную поддержку со стороны франчайзера. В частности, такая схема хорошо себя зарекомендовала в следующих видах бизнеса:

    Многие операторы связи, интернет-провайдеры, сетевые магазины и кафе часто прибегают к обратной франшизе. Примеры – МТС, «Терранова», «Море суши» и др.

    Самый яркий пример – корпорация Х5 Retail Group, которая в 2010 году внедрила механизм обратной франшизы. Первый франчайзи открыл свой магазин в 2011 году. Сегодня по такой модели функционируют многочисленные магазины «Пятерочка» и «Перекресток». Корпорация выплачивает некоторое вознаграждение франчайзи в зависимости от продаж магазинов.

    Не секрет, что бизнес по обратной франшизе является более дорогим. Иногда предприниматели выбирают обычный франчайзинг и открывают точку питания с первичным взносом в пределах пятисот-шестисот тысяч рублей. В дальнейшем их прибыль вряд ли превысит ежемесячный доход самозанятого. Стать обратным франчайзи означает вложить в бизнес серьезные инвестиции, начиная от нескольких миллионов рублей. Однако, и размер прибыли, гарантированного дохода от таких вложений будет существенно выше.

    Промежуточные варианты франшизы

    Некоторые ведущие мировые бренды предлагают промежуточные варианты сотрудничества между прямым и обратным франчайзингом. В этом случае в одном бизнесе могут сочетаться элементы прямой и обратной франшизы.

    В случае специализированной франшизы, когда партнер сам открывает фирму, очень важно подготовить площадь, выстроить правильную стратегию коммуникаций с клиентами и воронку продаж, продумать концепцию каждой торговой точки. Потребуется больше специфического опыта и соответствующей экспертизы от самого партнера, чем, например, в случае с кафе или аптекой: эффективность бизнеса зависит от этого опыта. Участие франчайзи должно быть более полным, чем в случае с продуктами и услугами масс-маркета.

    В таких случаях применимы либо обратная франшиза, либо более полное участие специалистов компании в бизнесе франчайзи. Это могут быть как аренда управляющего, так и консультации экспертов, которые принимают участие в работе торговой точки на разных этапах бизнеса, помогая партнерам. Это группа специалистов, которая обеспечивает более тесное взаимодействие с франчайзи.

    Итак, обратная франшиза нуждается в минимальном вмешательстве и потому идеальна даже для начинающих предпринимателей, у нее практически отсутствуют риски как у варианта вложения средств. Помните, что, выбирая любой вид бизнеса, важно вначале оценить все преимущества и недостатки каждого из них, с учетом индивидуальных возможностей и опыта предпринимательской деятельности.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *