Что такое обращение в музыке

Обращение интервалов или волшебство на уроках сольфеджио

Обращение интервалов – это превращение одних интервала в другие путём перестановки верхнего и нижнего звука. Как известно, нижний звук интервала называется его основанием, а верхний – вершиной.

И, если, поменять местами вершину и основание, или, другими словами, попросту перевернуть интервал вверх тормашками, то в результате получится новый интервал, который и будет являться обращением первого, исходного музыкального интервала.

Как выполняются обращения интервалов?

Сначала разберём манипуляции только с простыми интервалами. Обращение выполняется путём переноса нижнего звука, то есть основания, на чистую октаву вверх, или перемещением нижнего звука интервала, то есть вершины, на октаву вниз. Результат получится один и тот же. Перемещается только один из звуков, второй звук остаётся на своём месте, его трогать не нужно.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Например, возьмём большую терцию «до-ми» и обратим её любым способом. Сначала, основание «до» перенесём на октаву вверх, у нас получится интервал «ми-до» — малая секста. Затем попробуем поступить наоборот и перенесём вниз на октаву верхний звук «ми», в результате также получаем малую сексту «ми-до». На картинке желтым цветом выделен звук, который остаётся на месте, а сиреневым – тот, который перемещается на октаву.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Ещё пример: дан интервал «ре-ля» (это чистая квинта, так как ступеней между звуками пять, а качественная величина – три с половиной тона). Попробуем сделать обращение этого интервала. Переносим «ре» выше – получаем «ля-ре»; или переносим «ля» ниже и тоже получаем «ля-ре». В обоих случаях чистая квинта обратилась в чистую кварту.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Кстати, путём обратных действий, можно вернуться к исходным интервалам. Так, сексту «ми-до» можно обратить в терцию «до-ми», от которой мы сначала отталкивались, ну а кварту «ля-ре» легко снова превратить в квинту «ре-ля».

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

О чём это говорит? Это говорит о том, что между разными интервалами есть какая-то связь, и о том, что существуют пары взаимно обращаемых интервалов. Эти интересные наблюдения легли в основу законов интервальных обращений.

Законы обращения интервалов

Мы знаем, что у любого интервала есть два измерения: количественная и качественная величина. Первая выражается в том, сколько ступеней охватывает тот или иной интервал, обозначается числом, и от неё зависит название интервала (прима, секунда, терция и другие). Вторая указывает на то, сколько в интервале тонов или полутонов. И, благодаря ей, у интервалов появляются дополнительные уточняющие названия из слов «чистый», «малый», «большой», «увеличенный» или «уменьшённый». Следует отметить, что оба параметра интервала меняются при обращении – и ступеневый показатель, и тоновый.

Законов-правил всего два.

Правило 1. Чистые интервалы при обращении остаются чистыми, малые превращаются в большие, а большие, наоборот, в малые, уменьшённые делаются увеличенными, ну а увеличенные интервалы, в свою очередь, уменьшёнными.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Правило 2. Примы обращаются в октавы, а октавы – в примы; секунды переходят в септимы, а септимы – в секунды; терции становятся секстами, а сексты – терциями, кварты перевоплощаются в квинты, а квинты, соответственно, в кварты.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Сумма обозначений взаимообращающихся простых интервалов равна девяти. Например, прима обозначается числом 1, октава – числом 8. 1+8=9. Секунда – 2, септима – 7, 2+7=9. Терции – 3, сексты – 6, 3+6=9. Кварты – 4, квинты – 5, вместе снова получается 9. И, если вдруг вы забыли, кто куда обращается, то просто из девятки вычитайте числовое обозначение данного вам интервала.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Давайте посмотрим действие этих законов на практике. Даны несколько интервалов: чистая прима от ре, малая терция от ми, большая секунда от до-диеза, уменьшённая септима от фа-диеза, увеличенная кварта от ре. Обратим их и выявим изменения.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Итак, после обращения чистая прима от ре превратилась в чистую октаву: тем самым находят подтверждения два момента: во-первых, чистые интервалы и после обращения остаются чистыми, а, во-вторых, прима стала октавой. Далее, малая терция «ми-соль» после обращения явилась как большая секста «соль-ми», что снова подтверждает уже сформулированные нами законы: малое выросло в большое, терция стала секстой. Следующий пример: большая секунда «до-диез и ре-диез» превратилась в малую септиму из тех же звуков (малое – в большое, секунда – в септиму). Аналогично и в других случаях: уменьшённое становится увеличенным и наоборот.

Проверь себя!

Предлагаем немного потренироваться для лучшего закрепления темы.

ЗАДАНИЕ: Дан ряд интервалов, нужно определить, что это за интервалы, затем мысленно (или письменно, если трудно так сразу) обратить их и сказать, во что они превратятся после обращения.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

1) даны интервалы: м.2; ч.4; м.6; б.7; ч.8;

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

2) после обращения из м.2 получаем б.7; из ч.4 – ч.5; из м.6 – б.3; из б.7 – м.2; из ч.8 – ч.1.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Фокусы с составными интервалами

Составные интервалы тоже могут участвовать в обращении. Напомним, что составными называются интервалы, которые шире октавы, то есть ноны, децимы, ундецимы и другие.

Чтобы получить при обращении из простого интервала составной, нужно переместить одновременно и вершину, и основание. Причём, основание – на октаву вверх, а вершину – на октаву вниз.

Например, возьмём большую терцию «до-ми», переместим основание «до» на октаву выше, а вершину «ми», соответственно, на октаву ниже. В результате такого двойного перемещения у нас получился широкий интервал «ми-до», секста через октаву, или, если быть точнее, малая терцдецима.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Подобным же образом, и другие простые интервалы можно превратить в составные и, наоборот, из составного интервала можно получить простой, если вершину его на октаву опустить, а основание поднять.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Какие будут соблюдаться закономерности? Сумма обозначений двух взаимообращаемых интервалов будет равна шестнадцати. Так:

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Применение обращений интервалов

Не стоит думать, что обращения интервалов, так подробно изучаемые в курсе школьного сольфеджио, не имеют никакого практического применения. Напротив, это очень важная и нужная штука.

Практическая область применений обращений связана не только с пониманием того, как возникли некоторые интервалы (да-да, исторически некоторые интервалы были обнаружены путём обращения). Если брать теоретическую область, то обращения очень помогают, например, в запоминании тритонов или характерных интервалов, изучаемых в старших классах и в колледжах, в понимании устройства некоторых аккордов.

Если брать область творческую, то обращения широко применяются при сочинении музыки, причём иногда мы даже их не замечаем. Послушайте, например, кусочек красивой мелодии в романтическом духе, он весь построен на восходящих интонациях терций и секст.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Вы, кстати, тоже легко можете попробовать сочинить нечто подобное. Даже, если взять те же терции и сексты, только в нисходящей интонации:

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

P.S. Дорогие друзья! На этой ноте мы завершаем сегодняшний выпуск. Если у вас остались ещё вопросы об обращениях интервалов, то, пожалуйста, задайте их в комментариях к этой статье.

P.P.S. Для окончательного усвоения данной темы предлагаем вам посмотреть забавное видео от замечательного учителя сольфеджио наших дней Анны Наумовой.

Источник

Обращение трезвучий: как возникают обращения, виды обращений, как строятся?

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыкеОбращение трезвучий – это такое изменение исходной структуры аккорда, при котором из тех же самых звуков получается новый родственный аккорд. Обращаться могут не только трезвучия (аккорд из трёх звуков), но и любые другие аккорды, а также интервалы.

Принцип обращения (или если хотите вращения вокруг) одинаков во всех случаях: все звуки, которые есть в данном исходном аккорде, остаются на своих местах кроме одного – верхнего или нижнего. Этот верхний или нижний звук – подвижный, он перемещается: верхний на октаву вниз, а нижний – наоборот, на октаву вверх.

Как видите, техника выполнения обращения аккорда – простейшая. Но нас интересуют, главным образом, результаты обращения трезвучий. Так вот, в результате обращения, как мы уже отметили, образуется новый родственный аккорд – он состоит абсолютно из тех же звуков, но эти звуки по-другому расположены. То есть, иначе говоря, меняется структура аккорда.

Давайте взглянем на пример:

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Было дано до-мажорное трезвучие (из звуков до, ми и соль), это трезвучие состояло, как и положено, из двух терций, а крайние ноты этого аккорда отстояли друг от друга на чистую квинту. Теперь побалуемся обращениями, их у нас получится всего два:

Как называются обращения трезвучий?

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Разные трезвучия дают разные обращения

Чтобы понять структурные различия, давайте снова обратимся к примеру. Здесь будут построены 4 вида трезвучия от ноты «ре» и для каждого из четырёх трезвучий будут выписаны их обращения:

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыкеМажорное трезвучие (Б53) состоит из двух терций: одна большая (ре и фа-диез), вторая – малая (фа-диез и ля). Его секстаккорд (Б6) состоит из малой терции (фа-диез ля) и чистой кварты (ля-ре), а квартсекстаккорд (Б64) – из чистой кварты (той же ля-ре) и большой терции (ре и фа-диез).

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыкеМинорное трезвучие (М53) тоже образуется из двух терций, только первая будет малой (ре-фа), а вторая – большой (фа-ля). Секстаккорд (М6), соответственно, начинается с большой терции (фа-ля), к которой затем присоединяется чистая кварта (ля-ре). Минорный квартсекстаккорд (М64)складывается из чистой кварты (ля-ре) и малой терции (ре-фа).

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыкеУвеличенное трезвучие (Ув53) получается благодаря сложению двух больших терций (1-я – ре и фа-диез; 2-я – фа-диез и ля-диез), секстаккорд (Ув6) составляют большая терция (фа-диез и ля-диез) и уменьшённая кварта (ля-диез и ре). Следующее обращение – увеличенный квартсекстаккорд (Ув64) кварта и терция меняются местами. Любопытно, что все обращения увеличенного трезвучия благодаря своему составу тоже звучат как увеличенные трезвучия.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыкеУменьшённое трезвучие (Ум53) состоит, как вы догадались, из двух малых терций (ре-фа – 1-я; и фа с ля-бемолем – 2-я). Уменьшённый секстаккорд (Ум6) образуется из малой терции (фа и ля-бемоль) и увеличенной кварты (ля-бемоль и ре). Наконец, квартсекстаккорд этого трезвучия (Ув64) начинается с увеличенной кварты (ля-бемоль и ре), над которой надстраивается малая терция (ре-фа).

Давайте обобщим наш практически полученный опыт в нескольких схемах-формулах:

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Можно ли строить обращения от звука?

Да, зная структуру любого обращения, можно легко построить все аккорды, про которые вы сегодня узнали, от любого звука. Для примера построим от ми (уже без комментариев):

Источник

Главные трезвучия лада и их обращение

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Обращение главных трезвучий — ключевая тема в теории музыки.

Главными трезвучиями называются трезвучия, построенные на I, IV, V ступениях гаммы.
Они называются Тоническое трезвучие (T 53 ), Субдоминантовое трезвучие (S 53 ), Доминантовое трезвучие (D 53 ).

Что такое обращение трезвучий

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Обращением в музыке ( будь то интервал, трезвучие, септаккорд) называется перенос нижнего звука (интервала, трезвучия или септаккорда) на октаву вверх. Или перенос верхнего звука — на октаву вниз.

Например, задано трезвучие До-Ми-Соль. Нижний звук — До — переносим на октаву вверх. Получается аккорд Ми-Соль-До.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Теперь в аккорде Ми-Соль-До переносим ноту Ми на октаву вверх. Получится аккорд Соль-До-Ми.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Если же в аккорде Соль-До-Ми перенести ноту Соль на октаву вверх, то получится исходное трезвучие До-Ми-Соль.

Таким образом, трезвучие имеет два обращения.

Как называются обращения трезвучий

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Итак, трезвучия имеют два обращения.

Это означает, что между крайними звуками секстаккорда образуется интервал секста. Как в секстаккорде Ми-Соль-До. Крайние звуки Ми-До образуют интервал сексту.

Свое название квартсекстаккорд получил по своей структуре — расстояние от нижнего до среднего звука равно кварте. А расстояние между крайними звуками равно интервалу сексте.

ИНТЕРЕСНО: Некоторые любознательные читатели заметили некоторую нелогичность в названии аккордов. Ведь и трезвучия, и его обращения состоят из двух интервалов.

Трезвучие состоит из двух терций. Секстаккорд состоит из терции и кварты. А квартсекстаккорд — из кварты и терции.

Почему же трезвучие называется просто трезвучием, а не терцквинтаккордом? Это сразу бы указывало на его строение.
Почему секстаккорд называется не терцсекстаккорд — по аналогии с квартсекстаккордом?

Никто не даст вам точного ответа, потому что названия эти формировались исторически, по мере появления самих аккордов. Да и не так-то их много, чтобы затрудняться запомнить их все!

Обращение главных трезвучий — построение

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Обращение главных трезвучий мажоре

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Приведем еще примеры обращения главных трезвучий в мажорных тональностях:

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Обращение главных трезвучий миноре

В минорных тональностях обращения главных трезвучий выполняются аналогичным способом.

Не забывайте, что в миноре главные трезвучия и их обращения пишутся с малой буквы, кроме доминантовых аккордов.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

И еще несколько примеров построения главных трезвучий с обращением в минорных тональностях:

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Обращение главных трезвучий и их разрешение

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Разрешением называется переход неустойчивой ступени в ближайшую устойчивую ступень.

Так, тоническое трезвучие (Т 53 ) и его обращения состоят только из устойчивых ступеней — I, III, V. Поэтому их разрешать не надо. А субдоминантовое (S 53 ) и доминантовое (D 53 ) трезвучия состоят из одного устойчивого и двух неустойчивых звуков.

Запомните, что трезвучия и их обращения надо разрешать в ближайшие устойчивые ступени тонического трезвучия.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Заключение

Итак, главные трезвучия лада и обращения главных трезвучий состоят из устойчивых и неустойчивых ступеней.

Вы помните, что тоническое трезвучие и его обращения состоят только из устойчивых ступеней. А субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения имеют по одному устойчивому звуку и два неустойчивых.

Источник

Четыре вида трезвучий и их обращения

Трезвучием в музыке называется аккорд, составленный из трёх звуков, которые расположены по терциям. Для того чтоб получилось трезвучие, нужно соединить всего лишь две терции, но, так как интервал терция может быть большой или малой, комбинации этих терций могут быть различными, и, соответственно, в зависимости от состава можно выделить различные виды трезвучий.

Всего применяется четыре вида трезвучий: мажорное (или большое), минорное (или малое), увеличенное и уменьшённое. Все трезвучия обозначаются с помощью двух чисел – 5 и 3, которые и передают суть структуры аккорда (трезвучие образуется при добавлении к основанию интервалов квинты и терции).

Мажорное трезвучие

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыкеВ основе мажорного трезвучия лежит большая терция, над которой сверху надстраивается малая. Таким образом, интервальный состав этого трезвучия – большая терция + малая терция. Для обозначения мажорного (или по-другому большого) трезвучия используют заглавную букву Б, полное обозначение – Б53.

Например, если мы хотим построить большое трезвучие от «до», то отложим от этой ноты сначала большую терцию «до-ми», потом сверху прибавим ещё и малую от «ми» — «ми-соль». Трезвучие получилось из звуков ДО, МИ и СОЛЬ.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Или, если строить такое трезвучие от «ре», сначала пишем большую терцию «ре фа-диез», затем к «фа-диезу» прицепляем малую – «фа-диез ля». Таким образом, мажорное трезвучие от «ре» — это звуки РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

УПРАЖНЕНИЕ: постройте устно или письменно, либо сыграйте на своём инструменте мажорные трезвучия от остальных звуков, которые можно сыграть на белых клавишах фортепиано, то есть от МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Мажорное трезвучие очень часто можно встретить в музыке – в мелодиях песен или инструментальных пьес, а также в фортепианных или гитарных аккомпанементах, или в оркестровых партитурах.

Яркий пример использования мажорного трезвучия в мелодии песни, всем знакомая «Песня про капитана» Исаака Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта». Помните знаменитый припев со словами: «Капитан, капитан, улыбнитесь…»? Так вот, в основе его мелодии как раз и лежит движение вниз по звукам мажорного трезвучия:

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Минорное трезвучие

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыкеВ основе минорного трезвучия лежит, соответственно, минорная малая терция, и над ней уже надстраивается большая. Таким образом, его интервальный состав будет таким: малая терция + большая терция. Для обозначения такого трезвучия используют заглавную букву М, и, как всегда, числа 5 и 3 – М53.

Если строить малое трезвучие от «до», сначала откладываем «до ми-бемоль» — малую терцию, затем к «ми-бемолю» добавляем большую – «ми-бемоль соль». В итоге у нас получается аккорд из звуков ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Ещё один пример – построим минорное трезвучие от «ре». Малая терция от «ре» — это «ре-фа», плюс от «фа» большая терция – «фа-ля». Все звуки искомого трезвучия, таким образом, это РЕ, ФА и ЛЯ.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

УПРАЖНЕНИЕ: постройте минорные трезвучия от звуков МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ и СИ.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Минорное трезвучие тоже широко используется в музыке в самых разных композициях, иногда и с его звучания начинаются песни. Так, например, с малого трезвучия начинается мелодия известнейшего хита своего времени – песни «Подмосковные вечера» композитора Василия Соловьева-Седого. В самом начале на словах «Не слышны в саду…» мелодия как раз и проходит по звукам малого трезвучия:

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Увеличенное трезвучие

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыкеУвеличенное трезвучие получается в том случае, когда соединяются две большие терции. Для записи трезвучия используют сокращённое обозначение «Ув», к которому прибавляются числа 5 и 3, указывающие на то, что аккорд является именно трезвучием – Ув53.

Рассмотрим примеры. От звука «до» увеличенное трезвучие идёт по нотам ДО, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ. Обе терции – «до ми» и «ми соль-диез», как и должно быть, большие.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

От остальных звуков вы, уже имея некоторый опыт, можете легко построить такие трезвучия самостоятельно, что мы и предлагаем вам сделать незамедлительно. Для того чтобы вы могли себя проверить, ответы мы пока спрячем в спойлер.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Увеличенное трезвучие, как и мажорное, и минорное, естественно, применяется в музыке во многих случаях. Но из-за того, что оно звучит неустойчиво, с него музыкальные произведения, как правило, не начинают. Увеличенное трезвучие можно встретить, главным образом, в середине песни или инструментальной пьесы.

Уменьшённое трезвучие

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыкеУменьшённое трезвучие является полной противоположностью по отношению к увеличенному аккорду. Оно состоит из двух малых терций. Принцип обозначения – аналогичный: сокращённая запись «Ум» и числа трезвучия (5 и 3) – Ум53.

Если мы строим уменьшённое трезвучие от звука «до», то нужно построить и соединить две малых терции: первая – «до ми-бемоль», вторая – «ми-бемоль соль-бемоль». Итак, мы получили следующее: ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ-БЕМОЛЬ – вот те звуки, которые образуют нужное нам трезвучие.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Уменьшённые трезвучия от остальных основных ступеней (РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ) постройте самостоятельно. Ответы для самопроверки вы можете посмотреть в спойлере ниже.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Так же, как и увеличенное трезвучие, уменьшённое звучит напряженно и неустойчиво, поэтому его очень редко применяют вначале произведения, гораздо чаще можно встретить этот аккорд в середине или конце песни или пьесы для какого-нибудь инструмента.

Как научиться различать 4 вида трезвучий на слух?

На уроках сольфеджио в музыкальных школах или колледжах есть форма работы, как слуховой анализ, когда ученику предлагают угадать, какой аккорд или интервал звучит в данный момент на фортепиано или на другом инструменте. Как же запомнить звучание четырех видов трезвучий, как научиться различать их и не путать меж собой?

Возможно, вы слышали поговорку: «Всё познаётся в сравнении». Эта мысль из народной мудрости применима здесь как нельзя кстати. Нужно и петь, и играть все виды трезвучий, запоминать их звучание и выявлять их сходство и разность.

Попробуем охарактеризовать каждое из трезвучий:

Послушайте эти виды трезвучий, построенные от звука РЕ, несколько раз и постарайтесь запомнить особенности каждого из них.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Обращение трезвучий: секстаккорд и квартсекстаккорд

Любые созвучия, в том числе и трезвучия, можно обращать – то есть путём перестановки звуков получать новые виды аккордов. Все обращения выполняются по единому принципу: нижний звук исходного аккорда переносится на октаву выше, в результате получается другой аккорд.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыкеВсе трезвучия имеют по два обращения: первое называется секстаккордом, а второе – квартсекстаккордом. Секстаккорды обозначаются числом 6, квартсекстаккорды – с помощью двух чисел: 6 и 4.

Например, выполним обращение мажорного трезвучия «до-ми-соль». Нижний звук «до» переносим на октаву выше, остальные звуки просто переписываем, оставляя их на своих местах. У нас получился секстаккорд «ми-соль-до».

Теперь выполним следующее обращение, работать мы будем уже с полученным нами секстаккордом. Нижний звук «ми» переносим вверх на интервал чистой октавы, остальные звуки просто переписываем. Получаем, таким образом, квартсекстаккорд из звуков «соль-до-ми». Это обращение было второе и последнее.

Если же попытаться сделать ещё одно обращение, то мы вернёмся к тому, от чего изначально отталкивались. То есть если в квартсекстаккорде «соль-до-ми» перенести бас «соль» на октаву выше, то получится обыкновенное трезвучие «до-ми-соль». Таким образом, мы убеждаемся в том, что трезвучие действительно имеет только два обращения.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Как определить интервальные составы секстаккордов и квартсекстаккордов?

Так как трезвучие имеет всего четыре вида, значит, секстаккордов тоже и квартсекстаккордов также будет по четыре штуки – мажорные, минорные, увеличенные и уменьшённые. Чтобы определить интервальные составы новых аккордов, давайте их построим.

Для примера возьмём трезвучия от звука МИ и сразу же выполним их первое и второе обращения, чтобы получились секстаккорды и квартсекстаккорды. Затем мы проанализируем полученные аккорды и увидим, из каких интервалов они состоят.

Мажорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Мажорное трезвучие от МИ, это звуки МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ и СИ. Следовательно, мажорный секстаккорд (Б.6) будет образован звуками СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ и МИ – именно в таком порядке. А большой квартсекстаккорд (Б.64) будет сложен из нот СИ, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Само по себе большое трезвучие состоит из двух терций – большой и малой, это мы уже знаем.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыкеМажорный секстаккорд складывается из малой терции (в нашем примере это «соль-диез си») и чистой кварты (ход «си-ми»).

Мажорный квартсекстаккорд начинается с чистой кварты (звуки «си-ми» в основании аккорда), к которой затем прибавляется большая терция (в примере – «ми соль-диез»).

Таким образом, мы получили следующее правило: Б.6 = малая терция + чистая кварта; Б.64 = чистая кварта + большая терция.

Минорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Малое трезвучие от МИ строится по звукам МИ, СОЛЬ, СИ (без лишних знаков альтерации). Значит, минорный секстаккорд (М.6) – это ноты СОЛЬ, СИ, МИ, а минорный квартсекстаккорд (М.64) – СИ, МИ, СОЛЬ.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Минорное трезвучие образовано двумя терциями – малой «ми-соль» и большой «соль-си».

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыкеМалый секстаккорд состоит из большой терции (звуки «соль-си») и чистой кварты (звуки «си-ми»), а малый квартсекстаккорд, наоборот, начинается с кварты (в примере – «си-ми»), к которой добавлена малая терция (в примере это звуки «ми-соль»).

Таким образом, мы выяснили, что: М.6 = большая терция + чистая кварта; М.64 = чистая кварта + малая терция.

Увеличенный секстаккорд и квартсекстаккорд

Увеличенное трезвучие от МИ – это аккорд МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ. Секстаккорд этого трезвучия – СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ, МИ, а квартсекстаккорд – СИ-ДИЕЗ, МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ. Интересной особенностью всех трёх аккордов является то, что все они звучат как увеличенное трезвучие (только построенное от разных звуков).

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Увеличенное трезвучие, как нам уже известно, состоит из двух больших терций (в примере это «ми соль-диез» и «соль-диез си-диез»).

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыкеСекстаккорд увеличенного трезвучия – это большая терция (в примере – «соль-диез си-диез»), к которой добавлена уменьшённая кварта (в примере – «си-диез ми»).

Квартсекстаккорд этого же трезвучия — уменьшённая кварта (ми соль-диез) и большая терция (от соль-диеза до си-диеза).

Вывод следующий: Ув.6 = большая терция + уменьшённая кварта; Ув.64 = уменьшённая кварта + большая терция.

Уменьшённый секстаккорд и квартсекстаккорд

Уменьшённое трезвучие от звука МИ представляет собой созвучие из нот МИ, СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ. Секстаккорд данного трезвучия – СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ и МИ, а его квартсекстаккорд – СИ-БЕМОЛЬ, МИ, СОЛЬ.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Само рассматриваемое трезвучие симметрично, состоит из двух малых терций (в нашем случае – это звуки «ми соль» и «соль си-бемоль»).

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыкеУменьшённый секстаккорд получается при сцеплении малой терции (у нас – «соль си-бемоль») с увеличенной квартой (в примере – «си-бемоль ми»).

Уменьшённый квартсекстаккорд начинается с увеличенной кварты (по примеру – «си-бемоль ми»), к которой присоединяется малая терция («ми соль»).

Итак, в результате выясняется вот что: Ум.6 = малая терция + увеличенная кварта; Ум.64 = увеличенная кварта + малая терция.

Таблица интервальных составов трёхзвучных аккордов

ТРЕЗВУЧИЯ

КВАРТСЕКСТ-
АККОРДЫ

МАЖОРНЫЕ

МИНОРНЫЕ

УВЕЛИЧЕННЫЕ

УМЕНЬШЁННЫЕ

Ум.53 = м.3 + м.3Ум.6 = м.3 + ув.4Ум.64 = ув.4 + м.3

Зачем вообще нужно знать, из каких интервалов сложен тот или иной аккорд? Это нужно для того, чтобы легко строить нужное созвучие от любого музыкального звука.

Например, построим все рассмотренные сегодня нами аккорды от звука РЕ.

Что такое обращение в музыке. Смотреть фото Что такое обращение в музыке. Смотреть картинку Что такое обращение в музыке. Картинка про Что такое обращение в музыке. Фото Что такое обращение в музыке

Все обращения трезвучий обладают собственной выразительной силой и широко используются в музыке в самых разных произведениях.

Дорогие друзья, на этом мы остановим наш большой урок. Если у вас появились вопросы по теме выпуска, пожалуйста, напишите их в комментариях к данной статье. Если что-то, вам кажется, разъяснено не очень понятно, также не стесняйтесь высказывать своё мнение на этот счёт. Мы постоянно трудимся над улучшением качества наших материалов.

В следующих выпусках мы вернёмся к изучению трезвучий ещё неоднократно. Очень скоро вы узнаете о том, что такое главные трезвучия лада, и о том, какие важные функции они выполняют в музыке.

На прощание подкинем вам немного замечательной музыки. Музыка эта, кстати, начинается с минорного квартсекстаккорда!

Л. ван Бетховен — Лунная соната (исп. Валентина Лисица)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *