Что такое обособленный земельный участок
Пресс-центр
Каждому объекту недвижимости, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на которые подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) присваивается кадастровый номер.
Под единым землепользованием понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров, не являющихся самостоятельными земельными участками.
В ЕГРН по Тульской области содержатся сведения о более 7 тыс. земельных участков, представляющих собой единое землепользование, общей площадью более 358 тыс. га.
До 1 марта 2008 года несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могли быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера.
Таким образом, под единым землепользованием понимается владение и пользование земельным участком, состоящим из нескольких обособленных земельных участков, как единым объектом недвижимости с единым кадастровым номером.
В настоящее время понятие единое землепользование исключено из законодательства, таким образом, подобные земельные участки не создаются и не регистрируются. Ведется лишь учет в отношении подобных участков, зарегистрированных до 1 марта 2008 года.
В земельном законодательстве появилось новое понятие — «многоконтурный участок», заменившее «единое землепользование».
Многоконтурный участок имеет в своем составе несколько закрытых контуров и имеет следующие отличия от единого землепользования:
— в состав единого землепользования входили отдельные участки, которые могли иметь свои кадастровые номера. Отдельные же контуры в составе многоконтурного участка объектами недвижимости не являются, это очерченные границы территории;
— контуры не могут иметь общих границ, а вот единое землепользование могло включать в свой состав условные (смежные) участки.
Из-за этих различий участки, ранее учтенные как единые землепользования, не переименовываются в многоконтурные участки, а продолжают существовать под теми же названиями и с теми же характеристиками в ЕГРН.
Кадастровая палата по Тульской области напоминает, что граница земельного участка с кадастровым номером единого землепользования не отображается на Публичной кадастровой карте, однако входящие в единое землепользование земельные участки, можно посмотреть на Публичной кадастровой карте, если их границы установлены на местности в соответствии с нормами действующего законодательства.
Единое землепользование: что это такое и для чего нужно?
Единое землепользование – это термин для обозначения земельного участка с кадастровым номером, состоящий из 2 и более участков, имеющих обособленные контуры и собственные кадастровые номера, размеры которых в целом дают размер полного участка согласно кадастру.
Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
При присвоении участку данного статуса, выдавался кадастровый номер для участка в целом и для каждой обособленной его части.
Область применения
На данный период времени единое землепользование как таковое не применяется. Точнее не появляются новые участки данного типа, так как в 2008 году создание участков единого землепользования отменили. Тем не менее, существующие участки данной разновидности не преобразовывали и до сих пор считают именно единым землепользованием и рассматривают в соответствии с имеющимися для них нормативами.
Постановлением Федерального закона №221 от 24.07.2007 года введены так называемые многоконтурные участки земли, которые стали альтернативой применения единого землепользования. Отличие многоконтурных участков земли заключается только в наличии немного другой классификации этих земельных участков и отсутствии кадастровых номеров для обособленных территорий, то есть кадастровый номер присваивается всему многоконтурному участку и только.
Состав
Под составом единого землепользования понимается то или иное количество обособленных участков, которые являются частью данного участка. Эти участки имеют собственные границы и геодезические данные, внесены в кадастровый реестр под отдельными номерами и могут отдельно уточняться, объединяться и подобное.
Следует отметить различие между обособленными и условно обособленными участками, которое заключается в расположении контуров этих участков. Так, обособленные участки имеют контур который прилегает к другим территориям, не входящим в единое землепользование.
Примеры
Наиболее характерным примером современного единого землепользования является садоводство, в котором имеются отдельные участки. В кадастре общее пространство садоводства имеет собственный номер и является участком единого землепользования, в котором имеются участки с собственными кадастровыми номерами, то есть обособленные участки.
Помимо этого, ранее отмечался пример совхоза или подобного сельскохозяйственного предприятия, которое имеет общий участок, но может подразделяться на обособленные.
В целом примеров может существовать огромное количество, но если представлять себе суть подобных участков, то не трудно определить является ли то или иное объединение участков единым землепользованием или не является. Следует только различать многоконтурные участки и участки единого землепользования, так как для них применяется разная правовая база, но в целом система кадастрового учета фактически идентична.
Правовое регулирование
Правовое регулирование в данной области выполняется на основании нормативных актов (правила присвоения номеров кадастровым участкам, приказы о кадастровом делении и подобное) в сфере кадастрового учета. Основным федеральным законом, который используется в практике правового регулирования в данной области, является Федеральный закон № 221, новая редакция которого появилась 13.07.2015 года.
Методы и порядок формирования
На данный период времени, как сказано ранее, единое землепользование не формируется, существуют только участки, созданные ранее, до 2008 года. С того времени появился новый термин – многоконтурный участок земли. Регулируется образование таких участков в соответствии с Федеральным законом под номером 221.
Существуют разновидности формирований:
Таким образом, ныне формируются только многоконтурные участки, в том числе и из существующих участков единого землепользования. К примеру, если требуется отделить определенное количество участков от единого землепользования, то эти участки оформляются как отдельные, а остальные становятся многоконтурным участком.
Для объединения участков используется межевой план, который предоставляется в кадастровую палату и утверждается регулирующими органами.
Уточнение
Данный процесс предполагает создание межевого плана, в который вносятся сведения об имеющихся участках.
По итогам выполнения уточнения сотрудниками кадастровой службы, могут вноситься изменения в кадастровую документацию, переформировываться участки (объединяться, разделяться, обосабливаться) и меняться другие параметры, используемые в кадастровой документации и фактическом землепользовании.
Каким образом выполняется?
Наиболее распространенным вариантом для выполнения уточнения является использование специализированных программ, которые дают возможность грамотно и тщательно составить межевой план для выполнения уточнения. Существует ряд распространенных программ, которые используются для этой цели и предоставляют после заполнения определенных сведений XML-документ, то есть подробные таблицы с межевым планом.
Как правило, программы имеют понятный интерфейс и там требуется внести:
После внесения обозначенных данных программа предоставит межевой план, хотя есть возможность составить такой план и просто в таблице Excel, но данный способ не является целесообразным, учитывая доступность и наличие специализированного программного обеспечения.
Раздел
Для выполнения раздела единого землепользования могут выбираться различные варианты в зависимости от собственности земли и других особенностей участка. К примеру, если требуется отделить какие-то участки, то для них составляется межевой план, который предоставляется в кадастровую палату на утверждение с межевым планом для участков, которые остаются в едином землепользовании.
Полезные советы
Предоставленные сведения помогут лучше разобраться в сфере единого землепользования.
Кратко резюмируем вышесказанное:
Безусловно, каждый конкретный вариант единого землепользования является уникальным и для выполнения тех или иных потребностей владельцев участка нужно детально изучить возможные варианты использования такого участка и взаимодействия с органами кадастрового учета. Предложенные сведения дают только обобщенное понимание данного порядка землепользования.
Что такое обособленный земельный участок
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 ноября 2019 г. N 18/1-10968-ВС/19 Об уточнении местоположения обособленного и/или условного участка, входящего в состав единого землепользования, полностью расположенного в кадастровом квартале, в котором проводятся комплексные кадастровые работы
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев в рамках установленной компетенции письмо по вопросу проведения комплексных кадастровых работ, сообщает следующее.
земельных участков, образование которых предусмотрено документами, указанными в части 6 статьи 42.1 Закона о кадастровой деятельности;
зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Действующим законодательством не запрещено осуществлять уточнение местоположения границ единого землепользования в части уточнения местоположения границ обособленного и/или условного земельного участка, входящего в состав этого единого землепользования (при этом кадастровые работы должны проводиться непосредственно в отношении единого землепользования).
Решение об осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости при проведении комплексных кадастровых работ, приостановлении или отказе в их осуществлении принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором прав самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных карт-планов территорий.
Учитывая изложенное, по мнению Росреестра, в случае, если обособленный и/или условный участок, входящий в состав единого землепользования, полностью расположен в кадастровом квартале, в котором проводятся комплексные кадастровые работы, уточнение местоположения такого обособленного земельного участка допускается в составе единого землепользования.
При этом если кадастровым инженером выявлено наличие реестровой ошибки в местоположении границ других обособленных и/или условных земельных участков, входящих в состав единого землепользования, то кадастровые работы возможно провести в отношении нескольких обособленных и/или условных участков, входящих в состав единого землепользования. В данном случае осуществление государственного кадастрового учета не предусмотрено Законом о кадастровой деятельности в рамках проведения комплексных кадастровых работ.
Обзор документа
Если если обособленный и/или условный участок, входящий в состав единого землепользования, полностью расположен в кадастровом квартале, в котором проводятся комплексные кадастровые работы, то местоположение такого участка можно уточнить в составе единого землепользования.
При этом если кадастровый инженер выявил реестровую ошибку в местоположении границ других обособленных и/или условных земельных участков, входящих в состав единого землепользования, то кадастровые работы можно провести в отношении нескольких таких участков. В данном случае в рамках комплексных кадастровых работ кадастровый учет не предусмотрен.
Что такое обособленный земельный участок
Основным документом, регулирующим раздел, выдел земельных участков, является Земельный Кодекс РФ (далее – ЗК РФ).
Раздела земельного участка – это один из способов образования одного участка или нескольких самостоятельных земельных участков.
Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, являются:
1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
3) иной документ, на основании которого в соответствии с Законом о регистрации и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
По общему правилу п. 2 ст. 11.2 и п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ исходный земельный участок, из которого при разделе образованы земельные участки, прекращает свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из него земельные участки. При этом имеется в виду, конечно, не фактическое, а юридическое прекращение существования разделенного земельного участка, который перестает существовать в качестве объекта земельных и гражданско-правовых отношений.
В соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ).
При этом не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В соответствии с п. 5 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними. Исключение составляет выдел земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Порядок выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения установлен статьями 13, 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Данной нормой установлено, что, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленных ЗК РФ и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером.
Проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей.
Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо.
При подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей, органу местного самоуправления поселения и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем земельного участка или земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке.
Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации.
В случае если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным.
Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка.
главный специалист-эксперт Омского отдела
Минэкономразвития РФ от 22.12.2009 N 22409-ИМ/Д23 «Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках»
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 декабря 2009 г. N 22409-ИМ/Д23
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДОКУМЕНТОВ,
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО
УЧЕТА МНОГОКОНТУРНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ТАКОГО УЧЕТА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ О МНОГОКОНТУРНЫХ
Часть земной поверхности в пределах отдельного контура границы многоконтурного земельного участка не является земельным участком (объектом недвижимости) либо частью многоконтурного земельного участка. Граница отдельного контура может совпадать с границей части многоконтурного земельного участка, если в пределах указанного контура установлено либо устанавливается ограничение (обременение) вещных прав на такой многоконтурный земельный участок.
2. Каждый контур границы многоконтурного земельного участка отделяется от других контуров его границы иными земельными участками или землями (т.е. контуры границы многоконтурного земельного участка не имеют общих характерных точек границ).
Ранее учтенные земельные участки, границы которых
представляют собой несколько замкнутых контуров
4. Согласно части 1 статьи 45 Закона о кадастре земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре, либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (например, лесные участки), считаются ранее учтенными земельными участками.
Сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 7 статьи 45 Закона о кадастре при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом.
6. Подготовка необходимых для государственного кадастрового учета документов, государственный кадастровый учет и предоставление сведений государственного кадастра недвижимости в отношении иных ранее учтенных земельных участков, границы которых представляют собой несколько замкнутых контуров, осуществляются с учетом настоящих особенностей.
7. При предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о ранее учтенных единых землепользованиях в соответствующем документе, предусмотренном частью 2 статьи 14 Закона о кадастре, приводится наименование ранее учтенного земельного участка («единое землепользование») и его состав (количество, кадастровые номера входящих в состав ранее учтенного единого землепользования земельных участков, а также их наименования («условные» или «обособленные» земельные участки).
8. Особенности раздела ранее учтенных единых землепользований установлены пунктом 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20 февраля 2008 г. N 35. При этом образуемым при разделе ранее учтенного единого землепользования земельным участкам в случае многоконтурности их границ наименование «единое землепользование» при осуществлении государственного кадастрового учета не присваивается.
Образование многоконтурных земельных участков и их частей
В отношении многоконтурных земельных участков применимы следующие способы образования земельных участков:
— образование из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
— образование из земельных участков в результате раздела, выдела и перераспределения.
10. Многоконтурный земельный участок не может быть образован в результате объединения обычных земельных участков (т.е. земельных участков, не являющихся многоконтурными), поскольку в соответствии со статьей 11.6 Земельного кодекса объединение применяется только в отношении смежных земельных участков (земельных участков, имеющих общие границы (части границы)).
В связи с чем многоконтурные земельные участки не могут быть образованы в результате объединения земельных участков, не имеющих общих границ (частей границ).
11. Между тем поставленный на государственный кадастровый учет многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование могут быть источником образования новых земельных участков.
В данном случае многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование могут быть объединены с другим земельным участком, в том числе многоконтурным, при условии, что такие земельные участки по одному или более контуров их границ являются смежными.
В результате указанных объединений может быть образован новый многоконтурный земельный участок либо (если в результате объединения будет утрачен признак многоконтурности границы) обычный земельный участок, а существование исходных земельных участков (включая исходный многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование) прекращено с даты государственной регистрации прав на образуемые земельные участки (статья 11.6 Земельного кодекса).
12. Перераспределение может быть осуществлено как между несколькими смежными многоконтурными земельными участками, так и между несколькими смежными многоконтурными земельными участками и обычными земельными участками. В результате такого перераспределения может быть образовано несколько других многоконтурных земельных участков и (или) обычных земельных участков, а существование исходных земельных участков прекращено с даты государственной регистрации прав на образуемые земельные участки (статья 11.7 Земельного кодекса). Обязательным условием осуществления перераспределения является наличие у исходных земельных участков смежных границ.
13. При выделе земельного участка из многоконтурного земельного участка одновременно могут быть образованы один или несколько многоконтурных земельных участков и (или) один или несколько обычных земельных участков. При этом многоконтурный земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (статья 11.5 Земельного кодекса).
15. Образуемые многоконтурные земельные участки должны соответствовать требованиям действующего законодательства к земельным участкам, в частности, требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса.
16. Часть многоконтурного земельного участка может быть образована:
— в пределах одного контура границы (такая часть может полностью совпадать с контуром либо может быть образована из части контура);
— в пределах нескольких контуров границы (такая часть может полностью совпадать с несколькими контурами либо может быть образована из частей контуров).
Во втором случае образуется часть многоконтурного земельного участка, граница которой представляет собой несколько контуров (многоконтурная часть многоконтурного земельного участка).
В отношении многоконтурной части многоконтурного земельного участка применяются по аналогии особенности подготовки межевого плана в отношении многоконтурного земельного участка.
Особенности подготовки межевого плана в отношении
многоконтурного земельного участка
18. В отношении многоконтурного земельного участка оформляется один межевой план независимо от количества кадастровых кварталов, в границах которых расположен такой многоконтурный земельный участок.
19. Количество контуров границы многоконтурного земельного участка дополнительно указывается при заполнении реквизита «1» титульного листа межевого плана.
20. При заполнении межевого плана обозначение контура границы многоконтурного земельного участка приводится в виде обозначения (либо кадастрового номера) земельного участка и заключенного в скобки числа, записанного арабскими цифрами (например, 19:01:010203:123(1), 19:01:010203:124:ЗУ1(1), :ЗУ1(1). При этом число в скобках обозначает порядковый номер контура границы.
21. Для обозначения характерных точек границы многоконтурного земельного участка применяется сквозная нумерация.
22. В случае, если новые земельные участки образуются в результате перераспределения земельных участков, в том числе многоконтурного земельного участка, протокол образования земельных участков заполняется в соответствии с пунктом 31 Требований без указания в обозначении частей исходных земельных участков, включаемых в состав образуемых земельных участков, порядкового номера контура границы.
23. В случае, если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по образованию земельных участков и при таком образовании исходный многоконтурный земельный участок сохраняется в измененных границах (является измененным земельным участком), при подготовке межевого плана контурам границы измененного многоконтурного земельного участка присваиваются новые обозначения (с учетом порядкового номера контура границы).
24. При заполнении реквизитов «1» и «2» раздела «Сведения о выполненных измерениях и расчетах» в графе «3» соответствующих таблиц при необходимости указываются обозначения контуров либо учетные номера контуров границы многоконтурного земельного участка.
26. Сведения о каждом контуре образуемого (уточняемого) многоконтурного земельного участка в таблицах реквизитов «1» и «2» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» и раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» отделяются строкой, в которую включаются обозначение контура границы или его учетный номер. При этом сведения вносятся в порядке возрастания порядкового номера контура границы.
Часть земной поверхности, ограниченная замкнутым контуром границы многоконтурного земельного участка, помимо внешней границы может иметь внутреннюю границу. При заполнении вышеуказанных таблиц в данном случае сначала приводится список характерных точек внешней границы или соответственно частей внешней границы, а затем сведения о внутренней границе. Сведения о внешней и внутренней границе отделяются в таблицах друг от друга одной незаполняемой строкой.
27. В графе «3» таблицы реквизита «4» разделов «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» и раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» указывается площадь многоконтурного земельного участка и величина предельной допустимой погрешности определения площади многоконтурного земельного участка (P +/- дельта P), а также в порядке возрастания порядковых номеров контуров границы многоконтурного земельного участка: порядковый номер контура в скобках, площадь контура границы и величина предельной допустимой погрешности определения такой площади (например, (1) 560 кв.м +/- 30 кв.м).
28. В случае, если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по образованию земельных участков из ранее учтенного единого землепользования и при этом новые земельные участки образованы в результате раздела земельных участков, входящих в состав единого землепользования, такие входящие в состав единого землепользования земельные участки сохраняются в измененных границах (измененные обособленные или условные земельные участки). В данном случае сведения о таких измененных обособленных или условных земельных участках включаются в реквизит «2» и «3» раздела «Сведения об измененных земельных участках и их частях». При этом вместо учетного номера части указывается кадастровый номер такого земельного участка, в качестве характеристики части указывается наименование земельного участка («обособленный земельный участок» или «условный земельный участок»).
29. Каждый контур образуемого (или измененного) многоконтурного земельного участка должен быть обеспечен доступом от земель или земельных участков общего пользования. Такой доступ может быть обеспечен посредством:
— установления зоны с особыми условиями использования территории (например, охранной зоны), если установление такой зоны предусмотрено в соответствии с действующим законодательством применительно к соответствующему земельному участку или объекту недвижимости, расположенному на таком земельном участке;
— обеспечения доступа от земель или земельных участков общего пользования (в том числе посредством установления сервитута) к каждому контуру границы многоконтурного земельного участка.
В случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о зоне с особыми условиями использования территории, посредством которой обеспечен доступ для многоконтурного земельного участка к землям или земельным участкам общего пользования, копия документа, подтверждающего установление указанной зоны, включается в состав приложения межевого плана.
При образовании многоконтурного земельного участка из ранее учтенного единого землепользования на Схеме отображаются все земельные участки, входящие в состав данного единого землепользования и являющиеся источником образования многоконтурного земельного участка (обособленные или условные земельные участки).
В случае, если доступ для многоконтурного земельного участка к землям или земельным участкам общего пользования обеспечен посредством установления зоны с особыми условиями использования территории, дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктами 75 и 76 Требований, на Схеме отображается границы такой зоны.
Особенности осуществления государственного кадастрового
учета многоконтурных земельных участков
32. Государственный кадастровый учет образуемого многоконтурного земельного участка осуществляется в кадастровом квартале, в котором указанный многоконтурный участок располагается целиком (в том числе в условном кадастровом квартале с границами, проходящими по границе кадастрового района или соответствующего кадастрового округа).
Учет образуемого многоконтурного земельного участка может быть осуществлен в условном кадастровом квартале с границами, проходящими по границе соответствующего кадастрового округа, при условии соблюдения требований о принадлежности указанного земельного участка одной категории земель и непересечении его границ с границами муниципальных образований.
33. Многоконтурному земельному участку независимо от количества контуров его границы присваивается один кадастровый номер.
Каждому контуру границы многоконтурного земельного участка при осуществлении государственного кадастрового учета присваивается учетный номер контура, состоящий из кадастрового номера земельного участка и заключенного в скобки порядкового номера контура (например, 50:01:0:12(5).
На кадастровой карте контур границы многоконтурного земельного участка обозначается в виде двоеточия, номера земельного участка в соответствующем кадастровом квартале и заключенного в скобки порядкового номера контура (например, :123(1)).
34. Государственный кадастровый учет многоконтурного земельного участка осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и межевого плана.
Государственный кадастровый учет многоконтурного земельного участка осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.
При осуществлении государственного кадастрового учета наименование многоконтурному земельному участку присваивается, если это предусмотрено действующим законодательством (например, лесной участок).
35. В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о кадастре площадью земельного участка является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. Площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость (площади контуров границы).
Соответственно проверка соблюдения требований, установленных в статье 11.9 Земельного кодекса к предельным минимальным или максимальным размерам земельных участков, осуществляется в отношении указанной суммы площадей.
36. Согласно пункту 3 статьи 11.9 Земельного кодекса границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Под пересечением границы многоконтурного земельного участка с границами муниципальных образований или границами населенных пунктов понимается:
— фактическое пересечение границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта любым контуром границы многоконтурного земельного участка;
— расположение хотя бы одного из контуров границы многоконтурного земельного участка за границей соответствующего муниципального образования и (или) населенного пункта (то есть расположение какого-либо контура границы на территории другого муниципального образования и (или) населенного пункта).
Таким образом, все контуры границы многоконтурного земельного участка должны располагаться на территории одного муниципального образования (населенного пункта).
37. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 Закона о кадастре осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
Под пересечением границы многоконтурного земельного участка с границами учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участков понимается:
— фактическое пересечение границы учтенного в государственном кадастре недвижимости земельного участка с любым контуром границы многоконтурного земельного участка;
— расположение одного из контуров границы многоконтурного земельного участка в границах учтенного земельного участка (то есть наложение контура границы многоконтурного земельного участка на часть территории учтенного земельного участка).
38. Пересечение границы многоконтурного земельного участка с границами единиц кадастрового деления не является основанием для принятия решения о приостановлении либо решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурного земельного участка.
39. Проверка обеспечения доступа (прохода или проезда от земель или земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному многоконтурному земельному участку, установленная пунктами 3 и 4 части 3 статьи 27 Закона о кадастре, осуществляется с учетом положений пункта 29 настоящего документа.
40. Образование многоконтурных земельных участков не нарушает требований пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса в части недопустимости чересполосицы при образовании земельных участков.
Особенности предоставления сведений, внесенных
в государственный кадастр недвижимости о многоконтурных
Если весь список учетных номеров контуров границы не умещается в указанном реквизите, допускается оформлять его на отдельном листе. В данном случае в строке «16» разделов В.1 и КВ.1 указываются слова: «Граница земельного участка состоит из _____ (указывается количество) контуров. Список учетных номеров контуров границы земельного участка приведен на листе N ___». На указанном листе в виде таблицы приводится список учетных номеров контуров границы многоконтурного земельного участка с указанием их площади и графы для примечаний. Данный лист удостоверяется подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета и заверяется оттиском печати указанного органа.
42. При оформлении раздела В.2 кадастрового паспорта многоконтурного земельного участка или раздела КВ.2 кадастровой выписки о многоконтурном земельном участке в поле изображения строки «4» отображается план (чертеж, схема) многоконтурного земельного участка в масштабе, обеспечивающем читаемость изображения (положение характерных точек границы). Если при соблюдении данного условия изображение не умещается на одном листе, допускается размещать его на нескольких листах данного раздела, в том числе с применением выносок (врезок).
43. Объем сведений государственного кадастра недвижимости, предоставляемых в виде кадастровой выписки о многоконтурном земельном участке, может быть установлен заявителем в запросе о предоставлении сведений.
В частности, в запросе могут быть перечислены учетные номера отдельных контуров границы, сведения о которых необходимы заявителю. В данном случае в строке «16» раздела КВ.1 указываются слова: «Разделы КВ.2, КВ.5 и КВ.6 содержат сведения о контурах границы земельного участка с учетными номерами: ____________ (приводится список соответствующих учетных номеров) в соответствии с запросом о предоставлении сведений N ___________ (приводится регистрационный номер запроса)».
45. Разделы КВ.3 и КВ.4 включаются в кадастровую выписку о многоконтурном земельном участке при наличии соответствующих сведений в государственном кадастре недвижимости и указании на необходимость предоставить данные сведения в запросе.
46. При оформлении кадастрового плана территории в графе «2» таблицы раздела КПТ.2 (строка «4») после кадастрового номера многоконтурного земельного участка дополнительно указывается количество контуров его границы.
Судебная практика и законодательство — Минэкономразвития РФ от 22.12.2009 N 22409-ИМ/Д23 «Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках»
При этом, как отмечалось ранее в письме Минэкономразвития России от 22 декабря 2009 г. N 22409-ИМ/Д23, площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость (площади контуров границы). Следовательно, проверка соблюдения требований, связанных с соответствием предельным минимальным размерам таких земельных участков, осуществляется в отношении указанной суммы площадей.