Что такое оборот табачной продукции
Что такое оборот табачной продукции
Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 19
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции или никотинсодержащей продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Информация о табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянах, которые предлагаются для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Розничная торговля сигаретами в количестве более чем двадцать штук в упаковке (пачке), произведенными в РФ или импортированными в РФ до 01.07.2016, допускается до их полной реализации (ФЗ от 26.04.2016 N 115-ФЗ).
6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем или более чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией без потребительской тары, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции в следующих местах:
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;
3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.
8. Запрещается оптовая и розничная торговля насваем, табаком сосательным (снюсом), пищевой никотинсодержащей продукцией, а также никотинсодержащей продукцией, предназначенной для жевания, сосания, нюханья.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Запрещается розничная торговля никотином (в том числе полученным путем синтеза) или его производными, включая соли никотина, а также никотинсодержащей жидкостью и раствором никотина (в том числе жидкостями для электронных средств доставки никотина), если концентрация никотина в никотинсодержащей жидкости или растворе никотина превышает 20 мг/мл.
(часть 9 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
Роспотребнадзор держит на контроле реализацию табачной продукции и соблюдение антитабачного законодательства
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в отношении табачной продукции» с 01 июля 2020г. не допускается оборот табачной продукции без маркировки средствами идентификации.
Управлением Роспотребнадзора по Калужской области с начала 2020 года проведено 11 мероприятий по контролю за маркировкой табачных изделий средствами идентификации.
В 8 предприятиях торговли установлено реализация табачных изделий без маркировки специальными (акцизными) марками Российской Федерации.
По результатам проверок в отношении индивидуальных предпринимателей составлено 4 протокола по ч.4 ст.15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые направлены в суд для рассмотрения.
Из проинспектированных около 2 тысяч единиц табачной продукции из оборота изъято 650 единиц табачной продукции иностранного производства без акцизных марок (респ.Беларусь) на общую суму 38,5 тыс.рублей.
Обращения на нарушения требований 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействий окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»
За истекший период 2020 года в отдел защиты прав потребителей поступило 148 обращений граждан на нарушение требований 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействий окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее Закона), в том числе:
— 8 обращений на нарушение п.2 ч.7 ст. 19 Закона, т.е « на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией предназначенной для оказания образовательных услуг»;
— 90 обращений на нарушение п.3 ст. 18 Закона, т.е. «в целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании»;
— 22 обращений ч.4 ст. 19 Закона, т.е «Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи;
— 28 обращений ч.5 ст. 19 Закона, т.е «Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.
За допущенные нарушения на ответственные лица в рамках КоАП РФ были составлены протоколы об административном правонарушении 11 протоколов по ст. 14.53 ч.1, и по ст. 15.12 КоАП РФ. Материалы по ст. 15.12 КоАП РФ направлены в суд. По 7 протоколам принято 7 решений судов о наложении штрафа на общую сумму 70,0 тыс. рублей с конфискацией, по 2 материалам вынесено постановление по 14.53 ч.1 о наложении штрафа на общую сумму 10,0 тыс.рублей.
Версия для печати | Версия для MS Word | Защита прав потребителей |
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2021 г. Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта Оборот табачной продукцииОБОРОТ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ Правила устанавливают порядок маркировки средствами идентификации табачной продукции, порядок предоставления участниками оборота табачной продукции информации об обороте табачной продукции оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, характеристики средств идентификации табачной продукции, требования к техническим средствам, используемым участниками оборота табачной продукции, требования к участникам оборота табачной продукции, получающим указанные технические средства, а также порядок взаимодействия информационной системы мониторинга с государственными информационными системами и информационными системами участников оборота табачной продукции. — производителей и импортеров табачной продукции; — участников оборота табачной продукции, осуществляющих розничную продажу табачной продукции; — организаций оптовой торговли табачной продукцией, приобретающих табачную продукцию непосредственно у производителей и импортеров; — прочих организаций оптовой торговли табачной продукцией. В частности, указанные участники оборота табачной продукции (за исключением прочих организаций оптовой торговли табачной продукцией), обязаны зарегистрироваться в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, до 30 июня 2019 года (включительно). Прочие организации оптовой торговли табачной продукцией обязаны зарегистрироваться в государственной информационной системе до 30 июня 2020 года. На территории РФ ввод в оборот сигарет (код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности 12.00.11.130, код по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 2402 20) и папирос (код по классификатору 12.00.11.140, код по товарной номенклатуре 2402 20 900 0) без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке указанных видов табачной продукции средствами идентификации и их первой продаже (передаче, реализации) допускается до 1 июля 2019 года. Розничная продажа указанных видов табачной продукции, произведенных (ввезенных) после 1 июля 2019 г., допускается только при условии передачи в информационную систему мониторинга сведений об их продаже. (Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 N 224) Что такое оборот табачной продукцииС 01.07.2022 наименование ст. 18 излагается в новой редакции (ФЗ от 31.07.2020 N 303-ФЗ). Статья 18. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями С 01.07.2022 абз. 1 ч. 1 ст. 18 излагается в новой редакции (ФЗ от 31.07.2020 N 303-ФЗ). 1. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя: С 01.07.2022 п. 1 ч. 1 ст. 18 излагается в новой редакции (ФЗ от 31.07.2020 N 303-ФЗ). (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2) отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции; (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) (п. 3 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) (см. текст в предыдущей редакции) С 01.07.2022 в ч. 2.1 ст. 18 вносятся изменения (ФЗ от 31.07.2020 N 303-ФЗ). (часть 2.1 введена Федеральным законом от 29.07.2018 N 272-ФЗ) Со дня вступления в силу технического регламента на никотинсодержащую продукцию в ч. 3 ст. 18 вносятся изменения (ФЗ от 31.07.2020 N 303-ФЗ). 3. В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке средствами идентификации, а также маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3.1. Запрещается перемещение по территории Российской Федерации физическими лицами табачной продукции и табачных изделий, не маркированных специальными (акцизными) марками в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе продукции, являющейся товаром Союза, за исключением перемещения по территории Российской Федерации физическими лицами, достигшими возраста восемнадцати лет, указанных табачной продукции и табачных изделий в количестве не более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 граммов табака, или указанных табачных изделий в ассортименте общим весом не более 250 граммов на одного человека. (часть 3.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 506-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Со дня вступления в силу технического регламента на никотинсодержащую продукцию в ч. 5 ст. 18 вносятся изменения (ФЗ от 31.07.2020 N 303-ФЗ). 5. Проверка средств идентификации проводится организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю табачной продукцией и табачными изделиями, уполномоченными органами с использованием систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации. (часть 5 введена Федеральным законом от 29.07.2018 N 272-ФЗ) РоспотребнадзорРоспотребнадзорО реализации табачной продукции и табачных изделиях (ограничения и запреты в сфере торговли)»О реализации табачной продукции и табачных изделиях (ограничения и запреты в сфере торговли)»Оборот табачных изделий в России строго регулируется действующим законодательством, в том числе и порядок их продажи. Поэтому как при производстве, так и при реализации подобной продукции есть целый ряд нюансов, незнание которых может привести к ответственности, как административного, так и уголовного характера. Действующие нормативы и правила продажи сигарет и иных табачных изделий, в соответствии с ФЗ РФ от 23.02.2013 №15 являются достаточно жесткими и учитывают множество факторов, которые следует знать и соблюдать при розничной торговле. Порядок демонстрации и размещения сигарет и табачной продукции. Действующее законодательство запрещает открытую демонстрацию любой табачной продукции покупателям любым образом. Это касается как рекламных изображений сигарет, сигаретных пачек или иной табачной продукции, так и непосредственной выкладки табачных изделий на витрине. Покупатели могут ознакомляться с ассортиментом табачных изделий только посредством таблиц с указанием наименования и цены сигарет, выполненных одинаковым шрифтом в алфавитном порядке. Количество сигарет в одной розничной продажной пачке. С 2016 года действует ограничение продажи сигарет, касающееся поштучной их реализации либо изготовления и продажи изделий с нестандартным числом сигарет в пачке. На текущий момент допускается исключительно производство и продажа сигарет в пачках в количестве 20 штук в одной упаковке – не больше, и не меньше. Цена на сигареты. Действующим законодательством на акцизных марках устанавливается минимальная и максимальная цена для розничной продажи сигарет, выход за рамки которой является недопустимым для продавцов, обеспечивающих реализацию сигарет их конечным потребителям. Законодательством определены места, в которых допускается продажа сигарет, а также способы таковой продажи. Разрешается продавать сигареты в стационарных магазинах и павильонах. Развоз сигарет и табачной продукции, продажа их с лотка и иные способы реализации допускаются в случае, если в населенном пункте полностью отсутствуют магазины или павильоны, реализующие табачные изделия. Виды продукции. Действующим законодательством ограничиваются допустимые к продаже виды табачных изделий. Однако полного перечня разрешенных табачных продуктов законодательство не предусматривает – вместо этого антитабачный закон регулирует лишь запреты продажи отдельных видов табакосодержащей продукции. Запреты на продажу сигарет. В настоящее время действует большое количество запретов, связанных с продажей сигарет. Одним из наиболее известных запретов является абсолютное ограничение продажи табачных изделий и никотинсодержащей продукции, а также безникотиновых курительных средств и смесей несовершеннолетним лицам. Касательно места продажи, законодательство строго ограничивает возможность реализации сигарет ближе, чем в 100 метрах от учебных заведений, спортивных учреждений или организаций здравоохранения. Следует отметить, что в данном случае расстояние измеряется от самых близких точек территории объектов, а именно – участка, на котором располагается продавец сигарет и непосредственно границ участка вышеозначенных заведений. Также запрещается торговля сигаретами и табачными изделиями на железнодорожных и автотранспортных вокзалах, аэропортов, водных вокзалов, метро и других транспортных объектах, в гостиницах и жилье, сдаваемом в аренду. Действующие ограничения для продажи сигарет в аэропортах и вокзалах не затрагивают магазины беспошлинной торговли «дьюти-фри», сигареты и иные табачные изделия в них могут продаваться свободно. Многочисленные меры по дестимулированию приобретения табачной продукции предусмотрены ст. 16 Закона РФ N 15-ФЗ. Так, ч. 1 указанной статьи полностью запрещается реклама табака, а также спонсорство табака. Согласно ч. 1 ст. 2 Закона РФ под спонсорством табака следует понимать любой вид вклада в любое событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно. Также наложен запрет на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведений, то есть для видеофильмов, телепрограмм и т.п.Исключения предусмотрены для случаев, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.
|