Что такое обливная керамика
Все о майолике
Майолика – это подвид керамики, который изготавливается по особой технологии. Первоначально этим термином называли практически все глиняные изделия, изготовление которых подразумевало обжиг и покрытие красками или специальной глазурью.
Изделия из майолики всегда покрываются в конце глазурью (белой эмалью), так что практически любую керамику, которая предварительно глазуровалась (исключение составляет фаянс и каменная разновидность), можно называть майоликой.
Довольно часто майолику путают с изразцами. К последним относится плитка с румпой (объёмным фрагментом на изнаночной стороне). Такая плитка может изготавливаться по технологии майолики, но это необязательно, поскольку майолика – это более обширное понятие. Изразец – это лишь один из подвидов архитектурной керамики.
Историческая справка
Крупнопористая глина использовалась людьми в ремесле уже не одно тысячелетие. Ещё в Древнем Египте и Вавилоне использовали образцы изделий из такого материала.
Во времена Средневековья технология производства предметов из пористой глины проникло из азиатских регионов в Европу. Первыми освоили искусство изготовления глиняной плитки испанские мастера. Они активно использовали материал при постройке различных архитектурных ансамблей. Изделия из керамики, которые изготавливали мастера Испании, быстро начали продаваться не только внутри страны, но и за её пределами. В частности, в Италии.
Это стало переломным моментов для ремесла. В XI в. мастер Лукка делла Робиа, проживавший во Флоренции, додумался покрывать изделия из пористой глины особой глазурью молочно-белого оттенка. Именно такие изделия и получили название майолика (наименование было заимствовано у острова Мальорка, который был своеобразным таможенным пунктом, пропускавшим керамику из Испании в Италию).
Довольно быстро другие мастера добавили к палитре цветов глазури синий, фиолетовый и зелёный оттенки. Уже к середине XVI века открылось множество мастерских, изготавливавших изделия из пористой глины и покрывавших их цветной глазурью. Среди них Губбио, Пезаро, Урбино. К началу XVIII в. начинают активно работать мастерские юга Италии.
Проникла майолика и в Голландию. Туда её завезли всё те же итальянские мастера ещё в XVI веке. Они сменили имена на голландские и открыли там несколько школ, в которых учили изготовлению различных изделий из этого материала.
Особенности производства
Работа с такой керамикой требует от мастера особой внимательности, ловкости и достаточного воображения. Обычно расписываются глиняные изделия «по сырому», так что права на ошибку нет.
При производстве майолики используются виды глины, которые легко поддаются плавлению. Обычно глина берётся в чистом виде, но некоторые современные производители подмешивают к ней синтетические добавки, чтобы сделать готовое изделие ещё более прочным.
Обжигается керамика два раза:
Несмотря на то, что майолика существует уже не одно столетие, технология её производства постоянно совершенствуется.
В каких странах производят
Рынок керамики предлагает покупателям майолику, изготавливаемую в следующих странах:
Русская майолика
Первые образцы русской майолики появились в России в XVIII веке благодаря князю Меньшикову. Именно он открыл первую фабрику в стране, которая производила изделия из этой керамики по голландской технологии.
В основном материал использовался для украшения светских построек, храмов и дворцов. Считалось, что майолика – это признак богатства и роскоши, так что позволить себе её могли только привилегированные слои общества. Особенно большим спросом пользовалась посуда из этого материала.
К майолике относятся и изразцы, и мелкая пластика, и посуда. Керамика пользовалась огромным успехом, даже знаменитые русские художники (Васнецов, Врубель, Головин) создавали изображения для росписи русской майолики.
Посуда из майолики
Основная сфера применения этого вида керамики – это, конечно же, декорирование построек и интерьеров. Однако посуда из майолики тоже пользовалась и пользуется большой популярностью.
Преимущество таких сервизов в том, что они одновременно практичны и декоративны. При этом стоимость изделий из этого материала гораздо ниже, чем, например, стоимость фарфора или фаянса.
Виды керамики
Керамические изделия есть в каждом доме, и это не только посуда. Элементы электроустановочных изделий (патроны, предохранители), сантехника, кафель на стене/полу – всё это тоже керамика. А что вообще такое керамика? Это изделия из глины или других неорганических веществ, которые после формования подвергаются высокотемпературному обжигу и в результате приобретают нужную твёрдость и прочность.
В быту мы сталкиваемся с несколькими видами керамики. Самые распространённые – это, конечно, фарфор и фаянс. Но есть и другие виды, о которых понемногу и поговорим.
Основные компоненты, из которых делают фарфор, – белая глина (каолин), полевой шпат и кварц. В зависимости от соотношения этих веществ, получают разный по свойствам и назначению фарфор, но все его виды отличает высокая плотность и прочность черепка*, просвечиваемость в тонких местах, устойчивость к высоким температурам. Ещё одно отличие фарфора – мелодичный звон, издаваемый при постукивании изделия, что объясняется отсутствием пор в черепке.
*Черепок в керамике – обожжённая глиняная масса.
Фарфор
Вообще, весь фарфор делится на две большие группы – твёрдый и мягкий.
Твёрдый фарфор в своём составе содержит много каолина и обжигается при очень высокой температуре за счёт тугоплавкости последнего. На сколе твёрдый фарфор белый и блестящий, однако просвечивается меньше, чем мягкий фарфор. Изделия из твёрдого фарфора – очень прочные и устойчивые не только к высоким температурам, но и к воздействию химических веществ. Из твёрдого фарфора делают посуду (в т.ч. химическую) и электротехнические изделия.
Состав мягкого фарфора более сложный, многокомпонентный. Пониженное содержание каолина и повышенное – плавней (веществ, способствующих образованию легкоплавкой массы) способствует снижению температуры обжига. Черепок светлый, но не белый, а скорее кремовый, хорошо просвечивающийся. Прочность мягкого фарфора ниже, чем у твёрдого, термостойкость тоже. Из этого фарфора делают посуду, сувениры, скульптуры, декоративные изделия. Всем им свойственна высокая художественность.
Плотность и непроницаемость черепка фарфора таковы, что возможно не покрывать его глазурью. Такой неглазурованный фарфор называется бисквитным.
Следующий вид керамики – фаянс. Производят его из тех же компонентов, что и фарфор, но приобретает фаянс иные свойства. Фаянсовый черепок получается пористым и непрозрачным, т.к. при обжиге не происходит образования стеклоподобной структуры, как у фарфора. Поэтому фаянс не такой прочный и никогда не просвечивается, даже обладая тонким черепком. Фаянс всегда покрывают глазурью, т.к. сквозь поры он поглощает воду и газы из окружающей среды. Со временем глазурь на фаянсе может потрескаться. А вот фарфору растрескивание глазури не грозит, если, конечно, это не специальный эффект старения. Фаянсовый черепок желтоватого цвета, и покрывают его как прозрачными, так и глухими (непрозрачными) глазурями.
Ассортимент выпускаемых фаянсовых изделий широк: посуда и предметы декора, сантехнические изделия, облицовочные плитки.
Фаянс. На фото хорошо заметна характерная шершавость скола.
Если для производства вышеописанных видов керамики используют светлоокрашенные глины, то для майолики сырьём могут быть любые глины – и светлые, и красные. Цвет черепка всё равно часто скрывают тонким слоем белой глины, который затем покрывают бесцветной глазурью; либо же сразу используют непрозрачную цветную глазурь. В составе майоликовой массы – легкоплавкие глины, песок, мел, кварц.
Черепок майолики крупнопористый, водопроницаемый и не очень прочный, изделия зачастую массивные. Но отличает майолику высокая декоративность: помимо красочной росписи характерно наличие рельефов на изделии. Поэтому из майолики делают красивую облицовочную плитку, изразцы, предметы интерьера, скульптуры.
Майоликовый горшок для запекания
Отдельную группу керамических изделий составляют терракота и т.н. гончарная керамика. Их делают из естественноокрашенных глин, и цвет изделий может быть разным – серым, коричневым и даже чёрным. Особенность терракоты и гончарной керамики в отсутствие глазури при довольно пористом черепке. И, несмотря на это, такие изделия могут быть непроницаемыми для воды. Достигается это сглаживанием поверхности. Процесс схож с полировкой, только называется по-другому – лощением. После формовки и сушки поверхность изделия натирают специальными приспособлениями, уплотняя верхний слой. Поверхность приобретает маслянистый блеск, и после обжига становится водонепроницаемой.
Из терракоты делают предметы декора и такие стройматериалы, как плитку и черепицу, а гончарная керамика в основном представлена хозяйственной посудой.
Терракотовая крынка
Если в состав керамической массы в большом количестве вводят шамот – обожжённую и достаточно крупно перемолотую глину, то получают одноимённые изделия, отличающиеся светло-серым цветом и зернистой фактурой. Благодаря этому шамот нашёл применение в оформлении интерьеров и садов: скульптуры и предметы декора из него весьма схожи с каменными. Другое направление применение шамота основано на его огнеупорности, поэтому из него делают стройматериалы с аналогичным свойством – кирпич, бетон, штукатурку.
Что такое майолика на самом деле?
Многие считают, что майолика — это такая техника росписи… ан нет… это керамика :), а вернее вид керамики, как фаянс, полуфарфор и фарфор. Отличительные характеристики: очень пористый черепок (т.е. заготовка), окрашенный и покрытый глазурью. Окрашенный это значит, что в нем много разных примесей, органики, оксидов, которые не позволяют получить белый черепок.
И, чтобы укрыть этот черепок, изделия покрывают глухими глазурями.
Белой глухой глазурью покрывают, чтобы нанести на нее роспись. А еще майоликой называется поливная керамика: вроде бы и черепок белый, а глазурь не белая. НО! Черепок при этом все равно очень пористый, и недостаточно белый, чтобы отнести его к фаянсу и фарфору. Эта майолика в свое время называлась полумайоликой. Черепок покрывали свинцовыми глазурями (поливами). Люди, которые готовили такие глазури, перетирая свинцовый глёт, редко доживали до 30 лет. но это много позже.
Майолика появилась еще тысячелетия назад еще в Древнем Египте, Вавилоне, куда она попала из Средней Азии. В Италию она прибыла из мавританской Испании через остров Майорка. Это была плитка и сосуды, которые послужили для итальянцев образцами для развития у себя огромного направления в искусстве.
Вот так, зачастую, начинают одни, а развивают и совершенствуют другие.
А мы для изготовления майолики используем красную глину!
Красная глина в природном виде, когда это только комки с карьера, может иметь разные оттенки: светло-рыжий, серый, зеленый, голубой. Отчего?
Все от того, что в ее составе до обжига есть органические вещества, которые выгорают и перестают окрашивать глину. А красный цвет, терракотовый, придает глине оксид железа. Чем его больше, тем краснее будет глина.
Красная глина не особо ценится эстетами: она грубая и в ней то самое железо, которого очень боится фарфор.
При очищении фарфоровой массы прилагают немалые усилия, чтобы избавиться от железистых включений, чтобы отбелить его и придать тем самым лучшие свойства фарфору.
А мы даже не пытаемся удалять это железо, мы укрываем цветной черепок белой глазурью.
А вот ценность нашим работам придает роспись. Только в майоликовой росписи можно передать живость и теплоту.
Майолика: что это такое, русская майоликовая посуда и керамика, изразцы
Что такое майолика
Майолика — это технология или способ изготовления керамики. Майолику отличает от других видов керамики крупнопористый черепок, покрытый белой эмалью с последующим декорированием, которое может быть очень разным — от однородного глазурования полупрозрачными глазурями до росписи и живописи по эмали. Черепок может быть сделан из любой глины — терракотовой, фаянсовой, полуфаянсовой и т.д. и т.п.
Главный общий признак такой керамики — достаточно высокая пористость на молекулярном уровне, как следствие, относительно сильная гигроскопичность (способность поглощать воду) и покрытие белой эмалью. Строго говоря, вся глазурованная керамика, кроме фарфора и т.н. «каменной» керамики — это майолика, если говорить о технологии и особенностях ее изготовления.
Родина
Хотя название обливной керамики отсылает нас к острову Мальорка или Майорка, в действительности создавать керамику с глазурованной поверхностью стали гораздо раньше – в Древнем Египте. Изделия из пористой цветной глины покрывались красками, содержащими различные окиси металлов, обжигались. Кирпичи из майолики использовали при украшении дворцов, но с падением Египетского царства искусство это было утрачено на века.
Второе рождение
В XI-XII веках испанские путешественники, возвращаясь из Азии, привозили чудесную керамику, не похожую на ту, что производили дома. Яркие краски, глянцевая поверхность притягивали взгляд. Однако свой расцвет майолика получила только в руках итальянских мастеров, к которым попала в XI веке.
Итальянцы назвали этот вид керамики в честь испано-мавританского острова Мальорка, с которым торговали и воевали генуэзцы.
Испано-мавританская керамика совсем не походила на ту майолику, которую мы знаем сегодня. Она была грубовата, выполнена из плотной глины, расписана небрежными мазками щелочной глазурью низкого качества. Именно Италия стала настоящей родиной изысканных майоликовых изделий.
Особенности производства
Работа с такой керамикой требует от мастера особой внимательности, ловкости и достаточного воображения. Обычно расписываются глиняные изделия «по сырому», так что права на ошибку нет.
При производстве майолики используются виды глины, которые легко поддаются плавлению. Обычно глина берётся в чистом виде, но некоторые современные производители подмешивают к ней синтетические добавки, чтобы сделать готовое изделие ещё более прочным.
Обжигается керамика два раза:
Несмотря на то, что майолика существует уже не одно столетие, технология её производства постоянно совершенствуется.
Итальянские изделия
Итальянцы не сразу поняли, что это такое — майолика.
Сначала они делали так:
Такую технологию впоследствии назовут полумайоликой. Краска на выполненных таким методом изделиях была непрочной, да и сама керамика выглядела грубовато.
Но уже в XIII-XIV веках итальянская майолика становится утонченной и изящной, достигнув расцвета в XVII веке и распространившись с Апеннинского полуострова на всю Европу. В Италии керамику такого типа производили в более чем ста городах, в том числе в Деруте, Сиене, Кальтаджире, Урбино, Фаэнце, Кафаджоло, Кастельдуранте. Кстати, именно Фаэнца подарил новое слово – фаянс.
Для керамики использовали только мягкую цветную глину. Готовое изделие покрывали непрозрачной белой глазурью, в состав которой входило олово.
Узор наносили синим кобальтом, поэтому майолика эпохи Возрождения выдержана в сине-зеленой гамме.
Все мастера старались найти свой стиль, придумывали свои технологии нанесения изображения. В рисунках использовали орнаменты из геральдических символов, рисовали портреты и фигурки зверей, часто воссоздавали восточные орнаменты.
Готовое керамическое изделие покрывали бесцветной прозрачной глазурью, содержащей щелочь, и обжигали. Благодаря этому краски становились мягче, теплее, а само изделие более прочным.
У истоков русской майолики
Историю русской майолики принято начинать с рассказа о керамической фабрике, открытой в Стрельне князем Меньшиковым, и заводе Гребенщикова в Москве. Первая была построена по образцу голландских мануфактур и развернула выпуск богатых изразцов с шикарным декором, которые, в основном, предназначались для оформления дворцов и храмов.
Что касается московского завода Гребенщикова, здесь с 1724 года было налажено производство крупной массивной плитки с монохромной росписью. Глиняная основа ее имела желтовато-розовый цвет, а эмаль – синевато-белую окраску. Кроме того, завод освоил выпуск майоликовой посуды и мелкой пластики.
Далее производство майолики было налажено в подмосковном поселке Гжель, где на первых порах выпускалась разноцветная майолика. Параллельно выпуск красивых поливых изразцов начинается и в Ярославле.
Первоначально русские мастера керамической росписи опирались на опыт западноевропейских и китайских художников, однако с течением времени декор плитки и посуды приобретает национальные черты. Эти художественные особенности стали главным свидетельством рождения уникального стиля под названием «русская майолика».
Португальские майолики
Традиционные бело-голубые керамические тона сплелись с современным паблик-Артом, и получилось азулежу – декоративный материал, гордость Португалии. Глиняная основа, покрытая глазурью плюс искусство ручной росписи: такими работами полон Лиссабон, да и вся страна!
Из плиток составляются масштабные полотна, которые украшают как станции метро, так и дворцовые стены. Обычные дома тоже декорируются азулежу, к которому здесь питают особую страсть.
Северные майолики
Франция, Германия, Великобритания – это узнаваемый белый фаянсовый или полуфаянсовый черепок, покрытый белой эмалью. Однажды керамисты этих стран стали добавлять в глину каолин, черепок стал кремово-белым, и впоследствии его стали называть фаянсом. Образцы северной майолики не перестают использоваться в качестве источника вдохновения для сегодняшних керамистов и дизайнеров.
Майолика – характерные отличия
У керамических изделий, выполненных в технике майолики, всегда есть ряд общих признаков:
Зная вышеперечисленные признаки, легко разобраться, что такое майолика. Это позволит отличать ее от прочей керамики.
Роль в интерьере
Использование изразцов при отделке квартиры является стильным вариантом оформления помещения. Этот вид декоративной керамики применяется в дизайне ванной, прихожей. Цветовая гамма майолики позволяет создать уютную атмосферу в средиземноморском или другом стиле в кухне и столовой комнате.
Отлично сочетается майолика в интерьере с природными материалами, такими как камень, дерево, ткань, необработанная штукатурка. Коллекция керамической плитки Виченца майолика отражает стиль, созданный архитектором Палладио.
Материал позволяет воплотить дизайнерские решения благодаря наличию деталей, необходимых для воссоздания классического интерьера в римском стиле. Декоративное квадратное панно или напольная плитка является отличным решением для осуществления художественных проектов.
Фасадная майолика позволяет украсить дом с наружной стороны. Керамогранит является одним из видов плиток, который производится методом прессования смеси из глины и силикатных материалов (кварц) под высоким давлением. В состав вводятся красящие пигменты.
После обжига образуется монолит, по прочности превышающий природный материал. Керамогранит отличается устойчивостью к износу, воздействию агрессивной среды, характеризуется низким показателем поглощения влаги. Поверхность материала бывает полированной, может иметь рельеф и структуру.
В центре народного гончарства в течение нескольких веков изготовляется гжельская майолика. Технология декора изделий предусматривает роспись по белой эмалированной поверхности.
Изделия из глины, покрытые специальной глазурью, можно встретить среди бижутерии. Бусины, изготовленные по технике майолика, иногда по внешнему виду путают с жемчугом, добытым из морских раковин.
Наиболее известные майолики
Итальянские майолики — это, как правило, разнообразные изделия из красной и розовой (терракотовой) глины, покрытые эмалью и расписанные в ренессансном стиле: растительные и геометрические орнаменты, гротески и т. д.
Арабские и турецкие майолики — это также красная или желтовато-белая глина черепка, плюс покрытие белой эмалью и свои собственные росписи — опять же орнаменты, в основном геометрические и довольно специфические растительные, а также различная каллиграфия.
Португальские майолики — это, конечно, азулежу — красная или розовая глина, по-прежнему покрытая белой эмалью и расписанная, как правило, бело-синими бароккальными орнаментами и различными сюжетными композициями.
Северные майолики — Франции, Германии, Великобритании, северной Италии — это в основном белый полуфаянсовый или фаянсовый черепок, покрытый белой эмалью, хотя на заре их возникновения также использовались и красные глины, как наиболее распространенные на нашей планете. Однако в последствии большинство керамистов этих регионов стали добавлять в глиняную массу каолин и другие добавки, сделавшие черепок кремово-белым, получившим позднее название фаянс с легкой руки мастеров города Фаэнцы, давших название этой глине.
Предыстория возникновения майолики — в попытках копирования белого китайского фарфора и его имитация. Отсюда покрытие белой глазурью керамических изделий из цветных глин, доступных мастерам прошлого. В России майолика заменила собой технологию ангобирования, т.е. покрытия красного черепка «ангобом» (жидкой белой глиной), как более легкая с технологической точки зрения. Наши предки не пытались имитировать китайский фарфор, но белая основа ярче проявляла краски, которые на белом фоне смотрелись намного лучше, чем на красном.
Майолика как арт-объект
Майолика прекрасна и сама по себе. Сделайте для гостиной или спальни панно из самых красивых изразцов – поместите их в раму или просто наклейте на стену в манере коллажа. Добавьте в ваш интерьер прекрасные вазы и статуэтки из майолики: такие аксессуары украсят любую гостиную. Их можно разыскать в европейских путешествиях – или купить у российских ремесленников: в Гжели и Ярославле делают художественную керамику мирового класса.
Цена майолики
Цена майолики зависит от вида изделия, характера его росписи, размеров продукции, именитости сделавшего ее мастера или предприятия. Так, квадратный метр расписной плитки стоит минимум 7 тысяч рублей. Небольшие вазы с простым рисунком оцениваются обычно примерно в 700 рублей. Кашпо можно приобрести за 800. Глиняная клубника, яблоко, слива или другой плод для декоративной корзины стоит около 450-ти рублей. Продают баклажаны, чеснок, помидоры, огурцы.
Еще из майолики делают украшения, к примеру, кулоны, бусины. Подвеска на шнуре обходится, в среднем, в 500 рублей. Ручным производством занимаются как частники, так и крупные предприятия типа ярославской мастерской. Кстати, первым в России майолику стал делать на продажу завод Афанасия Гребенщикова. Предприятие работало в Москве, основано в 1744-м году.