Что такое обходной лист при устройстве на работу

Что такое обходной лист при устройстве на работу

При увольнении и устройстве на работу сотрудник должен совершить ряд обязательных действий. Для того чтобы подтвердить и зафиксировать их выполнение, используется такая форма отчетности как обходной лист. В различных организациях при увольнении сотрудника заполнение обходного листа является обязательным, иногда обходной лист подписывают перед уходом в отпуск, а вот при устройстве на работу используют реже. Разберем подробнее, нужен ли обходной лист при приеме на работу.

Форма обходного листа

Действующее трудовое законодательство не обязывает работника подписывать обходной лист при устройстве на работу. Официально форма его не утверждена, поскольку он не является документом, который требуется при устройстве на работу. Необходимость его оформления устанавливается внутренними правилами организации. Содержание обходного листа и последовательность его заполнения в этом случае будут зависеть от того, какие процедуры должен пройти сотрудник перед началом работы и в каких подразделениях сделать отметки. Скачать примерную форму обходного листа при приеме на работу в формате Word можно по ссылке.

Для чего нужен обходной лист при приеме на работу

Правильнее будет говорить о заполнении обходного листа не при устройстве, а перед началом работы, поскольку заполняет его сотрудник уже подписавший трудовой договор. Кроме документального подтверждения прохождения работником ряда процедур для начала деятельности, оформление обходного листа позволяет ему лично познакомиться с руководителями подразделений, которые должны расписаться в документе. Это поможет сотруднику быстрее понять структуру организации и будет полезно при установлении деловых отношений на новом месте работы.

Работодатель, в свою очередь, контролирует при помощи этого документа не только действия нового сотрудника, но и выполнение должностными лицами, которые отвечают за прием и увольнение сотрудников, их обязанностей. Заполненный соответствующим образом обходной лист при приеме на работу дает возможность руководителю убедиться в том, что процедура приема нового сотрудника на работу проведена в строгом соответствии с действующим законодательством и локальными нормативными актами организации, что он получил все необходимые для начала работы документы, средства и инструменты, прошел инструктаж.

Какие сведения отображаются в обходном листе

Каждый работодатель самостоятельно устанавливает перечень важных фактов и сведений, которые фиксируются в обходном листе. Форма бланка обходного листа и последовательность его заполнения утверждаются локальным нормативным актом, например, положением о персонале либо правилами внутреннего распорядка. Чаще всего в обходном листе отражаются следующие факты:

Образец заполнения обходного листа, оформляемого при приеме на работу, можно посмотреть по ссылке.

Что такое обходной лист при устройстве на работу. Смотреть фото Что такое обходной лист при устройстве на работу. Смотреть картинку Что такое обходной лист при устройстве на работу. Картинка про Что такое обходной лист при устройстве на работу. Фото Что такое обходной лист при устройстве на работу

Иногда работодатели включают в документ сведения, которые якобы могут в некоторых ситуациях организацию подстраховать. Например, работника обязывают расписаться в графе, отражающей информацию о том, что с ним произведен полный расчет, и он к работодателю претензий не имеет. Или он не имеет права приступить к работе, если не собраны все подписи. Однако, если закрепленные в обходном листе положения противоречат трудовому законодательству, в случае судебного разбирательства приниматься во внимание судом не будут.

Работодатель не имеет права задерживать увольнение сотрудника или выполнение им трудовых функций по причине неправильного заполнения обходного листа.

Таким образом, при приеме на работу обходной лист позволяет руководству организации проконтролировать выполнение всех этапов начала трудовой деятельности сотрудника, а работнику помогает последовательно войти в курс дела.

Источник

Образец обходного листа при приеме на работу и порядок его заполнения

Фиксация конкретной информации в обходных листах – действия, которые часто требуют от сотрудников при оформлении на новом рабочем месте или при увольнении. Образец обходного листа при приеме на работу, и его оформление рассмотрим в этой статье.

О законодательном регулировании применения документа

Руководители каждого отдела организации отвечают за заполнение обходного листка. Сами сотрудники за это ответственности не несут. Начальники делают отметки, что гражданин не повредил имущество, что не было замечено краж.Что такое обходной лист при устройстве на работу. Смотреть фото Что такое обходной лист при устройстве на работу. Смотреть картинку Что такое обходной лист при устройстве на работу. Картинка про Что такое обходной лист при устройстве на работу. Фото Что такое обходной лист при устройстве на работу

В случае с приемом на работу документ фиксирует переход ответственности за материальные ценности, от одного гражданина в пользу другого. Когда на документе поставят подпись, будет принято, что:

Закон говорит о добровольном характере любых обходных листов. Но велика вероятность отказа в приеме на работу для тех, кто сам не соглашается заполнить документ.

Порядок оформления документа не закрепляется строго на уровне законодательства. Потому регулировать вопрос рекомендуется с помощью локальных актов, принимаемых на предприятии.

Образец обходного листа при приеме на работу

Так как форма документа официально не утверждена, пример его оформления может быть таким:

Какие требования предъявляют к обходным листам?

Каждое предприятие имеет право устанавливать свой образец документа, унифицированная форма отсутствует. Но следующая информация относительно сотрудников присутствует в большинстве таких бумаг:

Размер таблицы может меняться, в зависимости от количества отделов, начальники которых принимают участие в оформлении.

Особенности применения документа

Что такое обходной лист при устройстве на работу. Смотреть фото Что такое обходной лист при устройстве на работу. Смотреть картинку Что такое обходной лист при устройстве на работу. Картинка про Что такое обходной лист при устройстве на работу. Фото Что такое обходной лист при устройстве на работу

При приеме работника есть несколько причин, по которым вводят такие требования:

Этот документ часто становится поводом для самого сотрудника, чтобы познакомиться поближе с теми, от кого зависят его прямые обязанности.

Свои цели имеются у применения обходных листов и в случае с увольнением:

Указанный перечень явлений, которые можно фиксировать в обходных листах, не исчерпывающий. Каждый руководитель сам определяет список фактов, имеющих значение для конкретного случая. Документы помогают фиксировать действия всех сотрудников, ответственных за решение определенных вопросов.

Благодаря этому упрощается проведение контроля за каждой заинтересованной стороной.

Кого можно указать в документе?

Должностные лица структурных подразделений в этом виде бумаг указываются одни и те же. Неважно, идет речь о приёме на работу или об увольнении. Есть лишь некоторые исключения, связанные с особенностями работы определенной организации.

Обходные бланки: правомерность невыдачи трудовой книжки

Если бланк обходного листа отсутствует – это не причина затягивать увольнение, отказываться выдавать трудовую книжку. В связи с этим появляется право подать исковое заявление в суд и требовать компенсации. Главное – наличие обоснований.Что такое обходной лист при устройстве на работу. Смотреть фото Что такое обходной лист при устройстве на работу. Смотреть картинку Что такое обходной лист при устройстве на работу. Картинка про Что такое обходной лист при устройстве на работу. Фото Что такое обходной лист при устройстве на работу

Для этого решают несколько задач:

В случае оформления письменного заявления на руководителя накладывают обязанность передать второй стороне другие документы, если они связаны с работой.

Алгоритм увольнения нужно соблюдать общий, в любом случае:

При увольнении обходные листы не относят к обязательным документам.

Общий порядок оформления прекращения трудового договора не предусматривает заполнение работником обходного листа. Об этом в сюжете ниже:

Дополнительная информация о порядке заполнения

Работник должен посетить все отделы, связанные с передачей каких-либо документов, других материальных ценностей в его адрес. Подпись ставится, когда ответственное лицо завершает проверку того или иного факта.

В отдел кадров для получения бланка обходного обращаются минимум за три недели до непосредственного увольнения.

Шапка документа содержит следующие несколько разделов:

Руководитель имеет право отказать в расчёте, если при оформлении обходных листов обнаружат задолженность. Отказ действует до тех пор, пока деньги не будут выданы в полном объёме.

Обходные листы при увольнении военнослужащего: особенности

От гражданских такие обходные листы отличаются обязательностью заполнения. Подписи требуется собирать несколько раз, пока проводится служба.Что такое обходной лист при устройстве на работу. Смотреть фото Что такое обходной лист при устройстве на работу. Смотреть картинку Что такое обходной лист при устройстве на работу. Картинка про Что такое обходной лист при устройстве на работу. Фото Что такое обходной лист при устройстве на работу

Вот несколько ситуаций, когда без документа не обойтись:

О сроках, порядке хранения документа

Закон не дает точных указаний по поводу того, сколько времени документ должен оставаться у руководителя. Руководство компании чаще решает этот вопрос самостоятельно. В большинстве случаев опираются на стандартные требования системы делопроизводства. Согласно этим положениям, максимальный срок – три года. Сначала за хранение отвечает кадровый отдел, потом документы передаются в архив.

Дополнительные советы для руководителей

Незаконным будет действие, включающее угрозы за отсутствие документа. То же самое касается принудительного оформления. За подобные факты можно получить серьезный штраф. Потому рекомендуется иначе выстраивать взаимодействие с подчиненными.

Заполнение обходных листов позволяет новичкам сразу погрузиться в работу, познакомиться с ее основными принципами. Легче изучать общую структуру и представителей коллектива. В обходном листе описывают подробно все ценности, с которыми в дальнейшем придется работать.

При увольнении обходные листы тоже используют в качестве отчётности.

О жалобах в адрес трудовой инспекции

Заявление пишут на тех, кто слишком сильно настаивает на оформлении трудового листа, затягивает процедуру увольнения. Подобные действия относят к серьезным нарушениям текущего законодательства. Официально форма жалобы не установлено. Потому разрешается заполнять бланки по своему усмотрению.

Но не стоит избегать некоторых обязательных элементов:

Документ составляют в количестве двух экземпляров. Один из них передается второй стороне, второй остается у заявителя. Инспектор должен поставить на нём отметку, подтверждающую получение.

К жалобе прикладывают трудовой договор и другие подобные бумаги, имеющие отношение к делу.

Есть два варианта отправления документов:

Анонимные сообщения контролирующими органами не рассматриваются, потому приводить личные данные обязательно. Но можно попросить, чтобы сохранили конфиденциальность.

Об обходных листах для студентов

Что такое обходной лист при устройстве на работу. Смотреть фото Что такое обходной лист при устройстве на работу. Смотреть картинку Что такое обходной лист при устройстве на работу. Картинка про Что такое обходной лист при устройстве на работу. Фото Что такое обходной лист при устройстве на работуТакой документ требуется во время выдачи дипломов, перевода в другое учебное заведение. По закону никто не может сделать обходные листы обязательными. Диплом с вкладышем в любом случае обязаны выдать максимум спустя десять дней после подписания соответствующего приказа руководством.

Если выявлены определенные задолженности – вопрос решается в судебном порядке, без исключений. К ректору вуза могут обращаться сами студенты, если им отказались выдавать документ.

Заключение

Обходные листы – документы, содержащие сведения о бывшем сотруднике. Обычно речь идет о распоряжении какими-либо материальными ценностями, передаваемыми от руководства подчиненным.

Бланк не обязателен к заполнению, но компания имеет право разрабатывать собственный унифицированный вариант.

Сведения об отделах на предприятии тоже заносят в этот документ. Остаётся проследить за наличием подписей всех уполномоченных и ответственных лиц. Тогда будет проще доказать свою позицию, если права или интересы одной из сторон оказались нарушены.

Список документов, которые кадровики обязаны запросить у кандидата, а кандидат обязан представить при приеме на работу:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник

Обходные листы: практика применения

Обходные листы применяются в трудовых отношениях практически повсеместно. Заслуженно ли им уделяется столько внимания? Какая важная информация фиксируется в них, что порой без их заполнения работодатель старается задержать работника на работе любой ценой, даже идя наперекор действующему трудовому законодательству? Законны ли такие действия? Об этом и не только вы узнаете из статьи.

Зачем нужны обходные листы?

— п. 16 Служебного распорядка Федеральной службы по тарифам, утвержденного Приказом ФСТ России от 17.07.2008 N 264-к, устанавливает: «До дня увольнения гражданский служащий обязан сдать документы и материальные ценности, которые использовались им в связи с ранее выполняемыми должностными обязанностями, что отражается в обходном листе»;

— п. 16 Служебного распорядка Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, утвержденного Приказом ФСВТС России от 14.09.2009 N 63-од, содержит аналогичное положение: «До дня увольнения гражданский служащий обязан сдать служебное удостоверение, документы и материальные ценности, которые использовались им в связи с ранее выполняемыми должностными обязанностями, что отражается в обходном листе установленной формы»;

— п. 22 Служебного распорядка центрального аппарата Федеральной миграционной службы, утвержденного Приказом ФМС России от 16.07.2009 N 174, определяет: «Гражданский служащий при подаче заявления на увольнение с гражданской службы получает в Управлении по вопросам кадров и государственной службы ФМС России обходной лист, до дня увольнения сдает документы и материальные ценности, которые использовались им в связи с ранее выполняемыми должностными обязанностями, и в день увольнения с гражданской службы сдает служебное удостоверение»;

— п. 2.24 Служебного распорядка Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, утвержденного Приказом Минспорттуризма России от 15.09.2008 N 24, обозначает: «Не позднее дня увольнения гражданский служащий обязан оформить обходной лист установленного образца, сдать документы и материальные ценности, связанные с ранее выполняемыми должностными обязанностями, и в день увольнения с гражданской службы сдать служебное удостоверение в отдел государственной службы, кадров и государственных наград Департамента административного и нормативно-правового обеспечения государственной политики».

Кроме того, упоминание об обходных листах содержалось в ранее действовавшем Перечне типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения, утвержденном Главархивом СССР 15.08.1988.

Приведенные выше выдержки из действующих нормативных правовых актов свидетельствуют о том, что в обходном листе в основном фиксируется передача работником числящихся за ним документов и материальных ценностей при его увольнении. То есть заполнение обходных листов при увольнении работников, по сути, необходимо работодателю, чтобы убедиться в том, что увольняющийся перед прекращением трудовых отношений передал все находившиеся в его распоряжении документы и имущество работодателя. Иногда работодатели связывают подписание обходного лица с подтверждением факта передачи дел другому работнику, если эта процедура специально не регламентирована в локальном нормативном акте организации.

На практике встречаются и ситуации применения обходных листов при приеме сотрудника на работу. Цель их применения на данной стадии может быть различной: отчасти документально подтвердить факт получения работником материальных ценностей и документов для предстоящего выполнения трудовых обязанностей, а также приемку дел от предыдущего работника или иного назначенного лица сразу после оформления приема на работу.

Поэтому рассмотрим подробнее, в чем разница между обходными листами, используемыми при приеме на работу и оформляемыми при увольнении.

Особенности применения обходных листов

Зачем работодателю заставлять работника заполнять обходной лист при приеме на работу?
1. Во-первых, работодатель в обходном листе может зафиксировать факт приема материальных ценностей работником (перечень может быть различным в зависимости от того, с чем именно связана работа конкретного работника), а также иных предметов и документов (пропуск на территорию организации работодателя, полис добровольного медицинского страхования и др.).

2. Во-вторых, он также может удостоверить тот факт, что работник надлежащим образом принял дела у своего предшественника, если он принят на должность, ранее занимаемую уволившимся работником (если порядок передачи дел не прописан в локальном нормативном акте данного работодателя), или иного уполномоченного лица.

3. В-третьих, работодатель может отметить в обходном листе, что при приеме на работу работник должным образом осуществил все действия, предписанные отделом кадров, а также отделом охраны труда и техники безопасности, необходимые в связи с требованиями трудового законодательства.

4. В-четвертых, заполнение работником обходного листа может являться поводом к взаимному «знакомству» работника с ключевыми работниками структурных подразделений, указанными в обходном листе, что немаловажно в крупных организациях, и др.
Приведем образец обходного листа, который на практике применяется при приеме на работу (пример 1).

При увольнении работника работодатель с еще большим рвением применяет обходные листы. Для чего же они ему необходимы?
1. Во-первых, работодатель в обходном листе может указать факт надлежащего возврата ему материальных ценностей, а также иных предметов и документов, полученных работником при приеме на работу и/или в процессе трудовой деятельности.

2. Во-вторых, он также может зафиксировать факт, что работник надлежащим образом передал дела вновь принятому работнику или иному назначенному лицу (если порядок передачи дел не предусмотрен локальными нормативными актами данного работодателя).

3. В-третьих, работодатель может отметить, что работником сданы все отчеты о проделанной работе за определенный период времени.

4. В-четвертых, работодатель может обозначить в обходном листе, что за работником не имеется никаких других задолженностей и др.
Рассмотрим пример обходного листа, который может применяться при увольнении работника (пример 2).

Следует отметить, что перечень того, что можно зафиксировать в обходном листе, безусловно, не является исчерпывающим. Иными словами, каждый работодатель индивидуально определяет важный именно для него и его сотрудников перечень фактов, который впоследствии закрепляется в обходном листе. Более того, как видно из приведенных выше образцов документов, порой работодатели в обходных листах фиксируют не только действия работников, но и действия ответственных лиц указанных в нем подразделений. Такими действиями могут быть оформление приема/увольнения работника с соблюдением процедуры, предусмотренной трудовым законодательством, надлежащая выдача работнику документов, связанных с работой, манипуляции с доступом работника к информационным ресурсам и т.д.

Таким образом, работодатель осуществляет «двойной контроль»: над принимающимся на работу/увольняющимся работником и над работниками, которые в силу своих должностных обязанностей участвуют в его приеме/увольнении.

К сведению. Бывают случаи, когда работодатели, увлекшись возможностями обходного листа, фиксируют в нем явно лишние положения, которые, по их мнению, могут каким-то образом подстраховать организацию от работников, жаждущих восстановить справедливость. Например, закрепление в обходном листе фраз: «С работником произведен расчет при увольнении. Работник не имеет претензий к работодателю» или «Работник получил окончательный расчет и претензий не имеет» не несет никакого практического смысла, о чем справедливо отмечено в Определении Московского городского суда от 26.10.2010 по делу N 33-33478: «То обстоятельство, что в обходном листе П.Н., как утверждает заявитель жалобы, расписалась в том, что претензий не имеет, досудебных претензий не предъявляла, закон не связывает с возможностью обращения ее в суд за защитой нарушенного права». То есть любые положения, закрепленные в обходном листе, противоречащие действующему законодательству, приниматься судом к сведению не будут.

Работник, воспользовавшись установленным в организации порядком оформления обходных листов, тоже может попытаться обратить ситуацию в свою сторону. Рассмотрим на примере случай из судебной практики (из Определения Московского городского суда от 22.11.2010 по делу N 33-33417), в котором работнику не удалось выиграть спор. Причиной возникновения спора, как посчитал работник, было частичное незаполнение обходного листа при увольнении.

15.02.2009 истец обратился к ответчику с письменным заявлением о выдаче трудовой книжки, которая в день увольнения выдана не была в связи с не полностью подписанным обходным листом. Фактически трудовая книжка была выдана истцу только 12.05.2009.
Истец утверждал, что ответчик имел возможность выдать ему трудовую книжку в день увольнения, но при этом в последний день работы потребовал оформить обходной лист. В этот день некоторых должностных лиц, указанных в нем, не оказалось на рабочем месте, и истец ушел, не получив трудовую книжку. По его словам, до 24.07.2008 он появлялся у ответчика еще 2 раза; затем приходил 02.09.2008, но трудовую книжку ему так и не выдали из-за отсутствия всех подписей в обходном листе. В результате он смог получить трудовую книжку только 12.05.2009 после обращения к председателю правления банка.

С доводами истца суд не согласился, поскольку в процессе рассмотрения спора установил, что в день увольнения, 07.07.2008, истец был на работе, оформлял обходной лист, но за трудовой книжкой не явился. Суд отказал в иске, поскольку пришел к выводу, что в день увольнения истец не получил трудовую книжку по не зависящим от ответчика обстоятельствам: истец был в отпуске и ушел с работы, не обратившись за получением трудовой книжки. На 3-й день ему по известному работодателю адресу было направлено уведомление о необходимости получить трудовую книжку, однако истец к ответчику не пришел и не выразил своего согласия на направление трудовой книжки по почте. Доказательств отказа в выдаче трудовой книжки до 12.05.2009 истцом суду не представлено, судом таких доказательств не добыто. Суд не установил со стороны работодателя нарушений норм действующего трудового законодательства, доказательств незаконного удержания им трудовой книжки истца, а потому не усмотрел оснований для внесения в трудовую книжку истца записи об изменении даты увольнения для взыскания с ответчика в пользу истца компенсаций за задержку выдачи трудовой книжки, зарплаты до вступления решения суда в законную силу, морального вреда.

Кого указываем в обходных листах?

Как правило, в обходных листах независимо от того, при приеме на работу или при увольнении они оформляются, должностные лица структурных подразделений перечисляются практически одни и те же, за некоторыми исключениями, обусловленными спецификой работы каждой организации.
В обходных листах обычно указываются:

сотрудник отдела кадров, т.к. он должен подтвердить, что работник надлежащим образом оформлен на работу, у него приняты все необходимые документы, его ознакомили в установленном порядке со всеми действующими в организации локальными нормативными актами;

сотрудник бухгалтерии, т.к. на основании документов, оформленных отделом кадров, бухгалтерия ставится в известность о том, что в организацию принят новый работник, сведения о котором нужно внести в список для расчета заработной платы;

сотрудник отдела материально-технического обеспечения, выдающий материальные ценности работнику, необходимые ему для выполнения своих обязанностей;

сотрудник отдела информационных технологий, выдающий работнику техническое оборудование для выполнения им своих обязанностей (если они связаны с использованием такого оборудования);

сотрудник отдела охраны труда, техники безопасности и экологии, т.к. он подтверждает, что с работником проведены необходимые инструктажи при приеме на работу;

сотрудник отдела безопасности, который выдает работнику ключи, пропуски и др.

К сведению. Обязанность по проверке соответствующих фактов, закрепленных в обходном листе, и подписанию обходных листов ответственными работниками структурных подразделений, перечисленных в нем, должна быть предусмотрена в трудовом договоре и/или должностной инструкции каждого из указанных лиц.

Порядок заполнения обходных листов

Поскольку законодательством никоим образом не определена процедура оформления обходных листов, работодателю остается утвердить форму и порядок заполнения обходных листов в локальных нормативных актах. В данном случае такими актами могут быть правила внутреннего трудового распорядка, положение о персонале и т.п. Приведем в качестве примера фрагмент локального нормативного акта работодателя, описывающего порядок заполнения обходных листов.

Выдержка из правил внутреннего трудового распорядка

«7.2. При поступлении работника на работу работодатель осуществляет в установленном порядке:
— ознакомление его с должностной инструкцией (инструкцией по профессии), условиями труда, настоящими правилами, иными локальными нормативными актами организации, другими организационно-распорядительными документами организации, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника;
— разъяснение его прав и обязанностей;
— проведение вводного инструктажа по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной защите;
— выдачу обходного листа установленной формы (приложение 4 к настоящим правилам) для его оформления в день приема на работу.
7.3. В первый день работы работник обязуется заполнить обходной лист у ответственных лиц в соответствии с определенной в нем очередностью, принять дела, а также необходимые документы и имущество, связанные с его обязанностями.
.
9.7. Не позднее дня увольнения работник обязан оформить обходной лист установленной формы (приложение 5 к настоящим правилам), выданный ему работником отдела кадров, передать дела, а также сдать документы и иное имущество, полученные им при приеме на работу в целях надлежащего выполнения его обязанностей, уполномоченному работодателем лицу».

Надо сказать, что большая часть специалистов считают, что заполнение обходного листа является своего рода обычаем, который принято отражать в локальном нормативном акте работодателя и соблюдать так же, как и другие положения внутренних документов организации. Однако есть корифеи, которые уверены в том, что заполнение обходного листа ухудшает положение работника по сравнению с трудовым законодательством, что недопустимо с точки зрения трудового права. Вероятнее всего, данное мнение основывается на том, что многие работодатели чересчур серьезно относятся к оформлению обходных листов при увольнении работников. Настолько, что забывают: нормы законодательства, регулирующие вопросы увольнения, не должны нарушаться ни при каких условиях.

Если обходной лист не заполнен.

При приеме работника на работу, как правило, не возникает никаких проблем с заполнением обходных листов. Вновь принятый работник, желая трудиться у данного работодателя, вряд ли будет противиться обходу ответственных лиц, указанных в выданном ему бланке листа. Скорее всего, наоборот: он сам захочет побыстрее оформиться на работу, влиться в коллектив и приступить к работе. Поэтому ни со стороны работодателя, ни со стороны работника препятствий такому вхождению работника в коллектив в большинстве случаев не бывает.

Однако оформление обходных листов при увольнении зачастую влечет проблемы. В первую очередь они могут быть связаны с элементарной недостачей материальных ценностей у работника. Также проблемы могут возникнуть, если днем увольнения работника является последний день его отпуска или период нетрудоспособности и у работника физически нет возможности формально обойти всех. Либо он просто не явился по каким-либо причинам на работу в последний день.

Какими способами работодатель пытается стимулировать работника к заполнению обходного листа при возникновении подобных проблем? В основном неподписанием или задержкой подписания приказа об увольнении, неосуществлением или задержкой расчета при увольнении, невыдачей или задержкой в выдаче трудовой книжки. Несомненно, такие действия законными назвать нельзя.

Таким образом, ТК РФ не обусловливает увольнение работника выполнением им обязанности при прекращении трудового договора заполнить обходной лист, передать дела, сдать отчеты, а также имущество, полученное им при приеме на работу. Даже если в локальном нормативном акте закреплена обязанность оформления обходного листа при увольнении, это вовсе не дает работодателю права требовать беспрекословного исполнения работником этой обязанности в нарушение норм трудового законодательства, в частности ст. 84.1 ТК РФ, в том числе отзывать работника из отпуска, если днем увольнения является последний день отпуска, дожидаться окончания периода временной нетрудоспособности, если днем увольнения считается последний день временной нетрудоспособности, не подписывать или задерживать подписание приказа об увольнении, не осуществлять или задерживать расчет при увольнении, не выдавать или задерживать выдачу трудовой книжки. На этот счет в Письме Федеральной службы по труду и занятости от 05.09.2006 N 1551-6 указано, что предупредить работодателя об увольнении работник может не только в период работы, но и в период нахождения в отпуске, в период временной нетрудоспособности. При этом дата предполагаемого увольнения может приходиться также на указанные периоды.

Более того, не выдавая или задерживая выдачу трудовой книжки, работодатель должен будет возместить работнику не полученный им заработок согласно ст. 234 ТК РФ. А в случае неосуществления или задержки выплат, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан будет выплатить их с процентами (денежной компенсацией) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, как это установлено в ст. 236 ТК РФ. Кроме того, если работнику действиями работодателя был причинен моральный вред, он также может потребовать его возместить на основании ст. 237 ТК РФ в судебном порядке. При этом сам работник вправе обратиться с жалобой в государственную инспекцию труда или с иском в суд для реализации данных норм.

К сожалению, работодатели иногда сознательно идут на нарушение сроков расчета с работником при увольнении, особенно при прекращении трудового договора по соглашению сторон с выплатой денежной компенсации, вынуждая работников в обязательном порядке сдать все имеющиеся у них материальные ценности и документы или передать дела назначенному лицу, т.к. порой полагающиеся работнику проценты за такую задержку явно несоразмерны возможному ущербу работодателя в результате несдачи работником ценного имущества или непередачи в установленном порядке дел.
Однако, даже если работник не сдал документы и материальные ценности при увольнении, у работодателя есть другие механизмы воздействия на работника, предусмотренные законодательством. Рассмотрим один из таких распространенных механизмов на примере.

Пример 5. Работник был принят на работу в организацию менеджером по продажам. При приеме на работу ему были выданы мобильный телефон, фотокамера и ноутбук по акту приема-передачи, в котором работник поставил свою подпись. Также об этом была сделана запись в обходном листе, используемом при приеме его на работу. Данное имущество было необходимо работнику для выполнения его должностных обязанностей. Так, мобильный телефон ему требовался для ведения переговоров с потенциальными клиентами организации с целью заключения договоров с ними, а также с имеющимися клиентами для оформления заказов по действующим договорам и обеспечения их выполнения. Фотокамера необходима для того, чтобы работник имел возможность запечатлеть складские мощности и наличие необходимого оборудования у клиентов организации для качественного исполнения обязательств по заключенным договорам. И, наконец, ноутбук ему нужен для составления различного рода документов и построения аналитических графиков и диаграмм, подготовки и демонстрации презентаций.

При увольнении, когда работник с обходным листом обходил ответственных лиц организации, выяснилось, что фотокамера была им утеряна, поэтому вернуть ее работодателю не было возможности. В связи с этим в графе обходного листа, посвященной вверенным работнику материальным ценностям, руководителем отдела материально-технического обеспечения сделана отметка «фотокамера не сдана». На основании этой отметки руководитель отдела кадров взял с работника письменное объяснение для установления причины возникновения ущерба и поднял вопрос о материальной ответственности работника за недостачу вверенного ему имущества в размере стоимости фотокамеры, которая не превышала среднего месячного заработка. По распоряжению работодателя было решено взыскать с работника материальный ущерб в размере стоимости фотокамеры. Работнику было предложено добровольно возместить данный ущерб. Работник согласился с этим и представил работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба, затем в обходном листе руководитель отдела кадров сделал отметку: «Имеется обязательство работника о возмещении ущерба в размере 18 000 (восемнадцать тысяч) руб. в срок до 14 октября 2011 г.» и поставил свою подпись.

В заключение хотелось бы обратить внимание читателей на следующее. Несмотря на то что обходные листы не привносят в нашу практическую деятельность особых проблем, их использование вразрез с действующим законодательством чревато неблагоприятными для работодателя последствиями. Зачастую риск привлечения к административной ответственности руководителя организации, а также должностных лиц, оформляющих документы об увольнении работника, гораздо больше той пользы, которую могут принести широко используемые рычаги воздействия на работника в виде обходного листа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *