Что такое обгонный пункт на железной дороге
Обгонный пункт
Обгонный пункт — простейший вид раздельных пунктов с путевым развитием на двухпутных железнодорожных линиях. Имеет пути для обгона одних поездов другими. На обгонных пунктах также обычно предусматривается посадка и высадка пассажиров.
Кроме главных и обгонных путей, эти раздельные пункты имеют здание дежурного по обгонному пункту, пассажирские платформы (при наличии посадки и высадки пассажиров), устройства связи и СЦБ, освещение и жилые здания.
При переустройстве однопутной линии в двухпутную обычно часть разъездов закрывают, превращая их в обычные остановочные пункты, а остальные развивают в обгонные пункты или промежуточные станции.
Классификация
Обгонные пункты бывают трех типов:
Первая схема получила наибольшее распространение, поэтому она и считается основной.
В каждом конце обгонного пункта располагаются два (или один) диспетчерских съезда, дающие возможность переводить движение с одного главного пути на другой в случае закрытия движения по одному из них.
Особенности
Обгонные пункты, расположенные на подходах к участковой или сортировочной станции, могут иметь один обгонный путь для поездов, следующих в сторону этих станций.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Обгонный пункт» в других словарях:
обгонный пункт — раздельный пункт на двухпутных железнодорожных линиях, имеющий путевое развитие, допускающее обгон поездов и в необходимых случаях перевод поезда с одного главного железнодорожного пути на другой; Источник: Правила технической эксплуатации… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ОБГОННЫЙ ПУНКТ — один из типов раздельных пунктов на ж. д., устраиваемый на двухпутных линиях исключительно для обгона попутно следующих поездов меньшей скорости поездами большей скорости. На О. п. обгон поездов м. б. односторонним или двусторонним в зависимости… … Технический железнодорожный словарь
Флюс (обгонный пункт) — Обгонный пункт Флюс Свердловская железная дорога Свердловское отделение Количество платформ 2 … Википедия
Обгонный ж/д пункт — Обгонный пункт. Раздельный пункт на двухпутных линиях, имеющий путевое развитие, допускающее обгон поездов и в необходимых случаях перевод поезда с одного главного пути на другой. Источник: Правила технической эксплуатации железных дорог… … Официальная терминология
ПУНКТ РАЗДЕЛЬНЫЙ — пункт (станция, разъезд, обгонный пункт, путевой пост, проходной светофор), разделяющий железнодорожную линию на перегоны (Болгарский язык; Български) разделителен пункт (Чешский язык; Čeština) dopravna (Немецкий язык; Deutsch) Blockstelle;… … Строительный словарь
пункт раздельный — Пункт (станция, разъезд, обгонный пункт, путевой пост, проходной светофор), разделяющий железнодорожную линию на перегоны [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики дороги, мосты, тоннели, аэродромы… … Справочник технического переводчика
пункт обгонный — Раздельный пункт на двухпутных линиях железных дорог, имеющий путевое развитие, допускающее обгон поездов, и, в необходимых случаях, перевод поезда с одного главного пути на другой [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС… … Справочник технического переводчика
ПУНКТ ОБГОННЫЙ — раздельный пункт на двухпутных линиях железных дорог, имеющий путевое развитие, допускающее обгон поездов, и, в необходимых случаях, перевод поезда с одного главного пути на другой (Болгарский язык; Български) rapa за разминаване и изпреварване… … Строительный словарь
РАЗДЕЛЬНЫЙ ПУНКТ — граница между перегонами. Р. п. являются станции, разъезды, обгонные пункты и путевые посты, а при автоблокировке и проходные светофоры. Путевой пост является Р. п., не имеющим путевого развития; обгонный пункт Р. п. на двухпутной линии с путевым … Технический железнодорожный словарь
Населённый пункт — (н.п.) населённое людьми место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, посёлок городского типа, село и пр.). Обязательный признак населённого пункта постоянство… … Википедия
Назначение обгонных пунктов, их основные виды и схемы (Савченко-75-77)
Обгонные пункты, устраиваемые на двух- и многопутных линиях, предназначены для обгона более срочным поездами менее срочных, перевода поезда с одного главного пути на другой и для выполнения пассажирских, а в некоторых случаях и грузовых операций.
Приемоотправочные пути для обгона одних поездов другими называются обгонными путями. Различают обгонные пункты:
с поперечным расположением путей
продольным расположением путей
полупродольным расположением путей
с одним обгонным путем
На обгонных пунктах, помимо двух главных путей, сооружают обгонные пути, диспетчерские съезды, служебное здание, устройства СЦБ и связи, входные и выходные светофоры, контактную сеть, а в необходимых случаях пассажирскую платформу и погрузочно-разгрузочный тупик. Обычно укладывают один или два приемо-отправочных пути. На предузловых обгонных пунктах число приемоотправочных путей может быть увеличено.
Инструкцией по проектированию станций и узлов рекомендуется применение четырех типов схем обгонных пунктов:
поперечного (схема I)
полупродольного (схема II)
продольного (схема III)
с последовательным расположением пассажирских устройств и путей для грузового движения (схема IV).
Инструкцией по проектированию станций и узлов рекомендуется применение четырех схем обгонных пунктов поперечного (схема /), полупродольного (схема //), продольного типов (схема ///) и с последовательным расположением пассажирских устройств и путей для грузового движения (схема /V). Из этих схем наибольшее распространение получила схема /, которую следует считать основной для всех двухпутных дорог. Ее достоинство—возможность размещения обгонного пункта на короткой площадке, а недостаток — неудобство прохода пассажиров к поезду на пути 4, если путь 3 занят обгоняемым грузовым поездом.
Обгонный пункт в каждом своем конце имеет по два диспетчерских съезда, которые дают возможность переводить движение с одного главного пути на другой в случае закрытия движения по одному из них (в связи с ремонтом искусственных сооружений, капитальным ремонтом пути и другими причинами). Иногда на первую очередь вместо четырех съездов укладывают лишь два. Марки переводов диспетчерских съездов на обгонных пунктах и станциях — не круче 1/11. За пределами диспетчерских съездов производится сужение междупутий с 5,3 до 4,1 м с соблюдением норм проектирования главных путей.
На обгонных пунктах укладывают один или два приемо-отправочных пути. На предузловых обгонных пунктах число приемо-отправочных путей может быть увеличено на один.
На дорогах с небольшими размерами пассажирского движения, при преимущественно односторонних обгонах и в сложных топографических условиях, когда путь 4 уложить трудно, можно применять схему с расположением обгонного пути с одной стороны главных путей (схема /). На существующих обгонных пунктах ранее имела место схема с одним обгонным путем, расположенным между главными. Обгонный путь в этом случае используется попеременно в одном и другом направлениях в соответствии с графиком движения поездов или по указанию диспетчера.
Требования к расположению обгонных пунктов в плане и профиле и к размещению переездов те же, что и для разъездов.
Схему // полупродольного типа со смещенным расположением обгонных путей (см. рис. 48) применяют в тех случаях, когда надо облегчить разгон грузовых поездов после остановки или разместить погрузочно-выгрузочные площадки по обе стороны главного пути. В этой схеме по сравнению с другими создаются более удобные условия посадки и высадки пассажиров. Если на обгонном пункте регулярно происходит посадка и высадка пассажиров, то в схемах предусматривают две боковые платформы.
Схема /// продольного типа может применяться, когда необходимо иметь погрузочно-выгрузочные площадки по обе стороны главных путей и осуществлять передачу вагонов (или поездов) с одного направления на другое.
Схема IV может применяться при значительных размерах пассажирских перевозок, при этом требуется большей длины станционная площадка, чем в схеме /.
Расположение во всех схемах боковых пассажирских платформ (отсутствуют платформы между главными путями) является лучшим вариантом при скоростном движении по главным путям.
26) Определение объемов работ по развитию промежуточных станций, разъездов и обгонных пунктов (Савченко-98-99+лист)
Чтобы определить стоимость переустройства или развития раздельного пункта, вначале подсчитывают объемы работ по
1. земляному полотну
2. искусственным сооружениям
3. верхнему строению пути
4. устройствам и СЦБ
5. энергетическому хозяйству
При необходимости сносов существующих зданий и расширения полосы отвода с занятием территории садов, огородов и т. д. учитывают связанные с этим затраты.
В пределах полосы отвода размещаются земляное полотно со всеми водоотводными устройствами, путевые и другие здания, линии связи и при необходимости снегозащитные заборы. Ширина полосы отвода зависит от высоты насыпи или глубины выемки, причем минимальное расстояние от оси край него станционного пути до границы полосы отвода принимают при переустройстве 10 м.
1) Объем земляных работ подсчитывают отдельно для насыпи и выемки по поперечным профилям, запроектированным на пикетах и в характерных местах.
Вначале определяют площадь поперечного сечения земляного полотна на поперечных профилях. При предварительных подсчетах площадь сечения можно определить планиметром, а при более точных—аналитическим способом, для чего площадь нового или расширяемого земляного полотна делят на элементы вертикальными линиями (ординатами) и подсчитывают площади отдельных элементов (трапеций, треугольников), а затем находят суммарную площадь F данного поперечного профиля (отдельно для насыпи и выемки).
Объем земляных работ подсчитывают также отдельно для насыпи и выемки по формуле
где — площадь насыпи или выемки на смежных поперечных профилях, м 2 ;
— расстояние между смежными поперечными профилями или от поперечного профиля до нулевого места, где насыпь переходит в выемку и площадь сечения равна нулю, м.
Для удобства и систематизации подсчетов составляют ведомости с графами: пикеты и плюсовые точки, расстояние , площадь поперечного сечения F, полусумма площадей на смежных поперечных профилях и объем V между смежными профилями. Графы F, и V повторяются отдельно для насыпи и выемки.
Пример: Ведомость объемов земляных работ
№ п/п | Пикеты и плюсы | Площадь поперечного сечения, , м | Расстоян. межд. попер. проф, м. | Полусумма площадей смежных поперечников , | Объем земляных работ между смежными поперечниками, V, | ||
Насыпи | Выемки | Насыпи | Выемки | Насыпи | Выемки | ||
1801 | 0,72 | 11,1925 | 424 1,535 | 0,96 1,535 | 25,8462 20,615 | 407,04 2990,18 | 10958,8 40158 |
1841 | 1,2 | 40,5 | |||||
2038 | 1,87 | 0,73 |
Площади суммируются, находится средняя величина и умножается на расстояние между сечениями. Получаем объем земляных работ. Желательно, чтобы объемы работ по насыпе и выемке были примерно одинаковые.
3) Объем работ по верхнему строению включает укладку и перекладку пути, укладку и перекладку стрелочных переводов и глухих пересечений (отдельно по каждому типу), количество противоугонов, объем балласта (отдельно по видам), число упоров,
Протяженность укладки пути определяют отдельно для главных, приемо-отправочных и прочих путей по запроектированному плану станции за вычетом длин стрелочных переводов, так как рельсы и переводные брусья, необходимые для укладки каждого стрелочного перевода, входят в его стоимость, подсчитываемую отдельно. Если при переустройстве часть путей и стрелок разбирают, они могут быть использованы для укладки соответствующих станционных путей и стрелок, но не полностью, а в зависимости от процента их годности. Для укладываемых путей подсчитывают количество шпал и объем балласта отдельно для главных, приемо-отправочных, прочих путей и щебеночного балласта для стрелок, оборудованных электрической централизацией, и изолирующих стыков.
7) Протяженность автодорог, а также лотков (по типам) и площадь пассажирских платформ измеряют по плану станции. Для всех других устройств станции (зданий, малых искусственных сооружений и т. д.) объем работ определяют на основе типовых проектов.
Имея полную ведомость всех работ, составляют сметы стоимости работ. Для предварительных расчетов и при сравнении вариантов ограничиваются подсчетами ориентировочной стоимости работ по укрупненным измерителям, пользуясь данными о стоимости работ за единицу, приведенными в справочниках.
Обгонный пункт
Обгонный пункт — раздельный пункт на двухпутной железнодорожной линии, имеющий путевое развитие для обгона одних поездов другими (более срочными) и допускающий в необходимых случаях перевод поезда с одного главного пути на другой.
По схеме различают обгонные пункты четырёх типов: поперечного, полупродольного и продольного, а также с последовательным расположением пассажирских устройств и путей для грузового движения.
Наибольшее распространение получила схема I (поперечного типа), которую следует считать основной для всех двухпутных железных дорог. Её достоинство — возможность размещения обгонного пункта на короткой площадке, а недостаток — неудобство прохода пассажиров к поезду на 4 пути, если путь 3 занят обгоняемым грузовым поездом. Схема II (полупродольного типа) со смещённым расположением приёмо-отправочных путей применяют в тех случаях, когда надо облегчить разгон грузовых поездов после остановки или разместить погрузочно-выгрузочные площадки. Схема III (продольного типа) может применяться, когда необходимо иметь дополнительную длину участка пути для погрузки и выгрузки грузов, осуществлять передачу вагонов (или поездов) с одного направления на другое, а также на линиях со скоростным (более 140 км/ч) движением пассажирских поездов. Схема IV (с последовательным расположением пассажирских устройств и путей для грузового движения) может применяться при значительных размерах пассажирских перевозок.
На обгонном пункте обычно укладывают 1—2 приёмо-отправочных пути; на обгонных пунктах, расположенных на многопутных линиях, число таких путей достигает 3—4. На предузловых обгонных пунктах число приёмо-отправочных путей может быть увеличено на один.
Для посадки и высадки пассажиров обгонные пункты оборудованы пассажирскими платформами.
Обгонный пункт в каждом своем конце имеет по два диспетчерских съезда, которые дают возможность переводить движение с одного главного пути на другой в случае закрытия движения по одному из них (в связи с ремонтом искусственных сооружений, капитальным ремонтом пути и другими подобными причинами). На первую очередь строительства и при условии отсутствия затяжных спусков можно предусматривать два диспетчерских съезда (по одному в каждом конце обгонного пункта), укладываемых так, чтобы на одном из главных путей были обращены друг к другу остряки стрелочных переводов, а на главном пути встречного направления — крестовины. В этом случае обеспечивается перевод движения поездов с правильного пути на неправильный и наоборот.
Кроме того, на обгонном пункте имеются здание дежурного по пункту, стрелочные посты, устройства связи и СЦБ.
Разъезды, обгонные пункты и промежуточные станции
На разъездах обычно бывает один главный и один-два приемо-отправочных пути для скрещения и обгона поездов, пассажирское здание, совмещенное с помещением дежурного по станции, платформы для посадки и высадки пассажиров с пешеходными переходами, устройства СЦБ и связи, стрелочные посты.
Скрещение поездов заключается в приеме первого поезда на один из приемоотправочных путей с остановкой. Поезд противоположного направления пропускают через разъезд по главному пути без остановки, после чего отправляется ранее прибывший поезд. Обгон поездов состоит в приеме с остановкой первого поезда на приемоотправочный путь и пропуске второго поезда того же направления по главному пути.
Кроме скрещения и обгона поездов на разъездах осуществляются посадка и высадка пассажиров, а в некоторых случаях — грузовые операции (в небольшом объеме). Разъезды бывают с продольным, полупродольным и поперечным расположением путей (рис. 21.1).
Схема с продольным односторонним расположением приемоотправочных путей обеспечивает некоторое сокращение длины прилегающих перегонов и возможность пропуска удлиненных поездов, что позволяет увеличить пропускную способность линии. Учитывая это, а также исходя из наиболее целесообразной этап-ности развития, ее рекомендуют в качестве основной для участков, на которых в ближайшее время намечено строительство двухпутной вставки или второго главного пути либо предусматривается пропуск длинносоставных и соединенных поездов.
Если длина площадки недостаточна, то применяют схему с полупродольным расположением путей. При этом смещение путей должно быть достаточным для установки пассажирского поезда в пределах полезной длины главного пути у пассажирского здания.
Разъезд с поперечным расположением путей требует короткой площадки. Его применение рекомендуется на железных дорогах III и ГУ категорий, а также в тяжелых топографических условиях на дорогах I и II категорий.
На обгонных пунктах (рис. 21.2) для обгона поездов, как правило, имеется по одному приемоотправочному пути (кроме главных) в каждом направлении, а для перевода поездов с одного
Рис. 21.1. Схемы разъездов с продольным односторонним (а), полупро-дольным (б) и поперечным (в) расположением путей:
ПЗ — пассажирское здание; 1,1 а — главный путь; 2, 3 — приемоотправочные пути; 5,30 — междупутное расстояние, м;—-удлинение разъездного пути для пропуска соединенных поездов;—-удлинение разъездного пути до требуе мой длины двухпутной вставки для безостановочного скрещения поездов главного пути на другой между главными путями в горловинах укладывают диспетчерские съезды.
Обгонные пункты оснащены теми же устройствами, что и разъезды. Обгонные пункты бывают с поперечным, полупродольным и продольным расположением приемоотправочных путей, причем первый тип является основным. Полупродольное расположение обгонных путей применяется в случае, когда необходимо облегчить трогание поезда с места и его разгон, а продольное, кроме того, — на линиях скоростного движения пассажирских поездов.
Промежуточные станции сооружают на одно-,, двух- и многопутных железнодорожных линиях. Они предназначены для скре-
Рис. 21.2. Схема обгонного пункта поперечного типа:
Промежуточные станции имеют следующий комплекс устройств: путевое развитие, состоящее из приемоотправочных, погрузочновыгрузочных, выставочных и вытяжных путей; пассажирское здание и платформы, грузовой район, устройства СЦБ, связи, электроснабжения, освещения, водоснабжения и канализации.
В полосе отвода со стороны пассажирского здания сооружают поселки для работников станции и их семей, а также работающих на соседних разъездах или обгонных пунктах.
Расстояние между промежуточными станциями составляет 40. 60 км, а на линиях, прокладываемых в суровых климатических условиях Крайнего Севера, — 60. 80 км.
Существует три основных типа промежуточных станций: с продольным, полупродольным (рис. 21.3) и поперечным расположением путей.
Число приемоотправочных путей на промежуточных станциях составляет от двух до четырех (без главных) в зависимости от размеров движения. Для работы со сборными поездами укладывают погрузочно-выгрузочные, выставочные и вытяжные пути. Во избежание случайного выхода подвижного состава с путей, на которых проводятся маневровые работы, на главные пути или пути приема пассажирского поезда предусматривают предохранительные тупики. Грузовой район располагают со стороны, противоположной пассажирскому зданию, во избежание пересечения главных путей при маневровой работе.
Маневровая работа на промежуточных станциях со сборными поездами в значительной степени зависит от схемы путевого раз-
Рис. 21.3. Схема промежуточной станции на однопутной линии с полупродольным расположением путей:
ПЗ — пассажирское здание; ГУ — грузовые устройства; 1 — главный путь; 2—4 — приемоотправочные пути; 5 — выставочный путь; 6 — погрузочно-выгрузочный путь; 7 — вытяжной путь; 8 — предохранительный тупик; 4,80; 5,30; 7,50; 11,80 —
междупутные расстояния, м;—-удлинение пути для безостановочного скрещения поездов вития и расположения прицепляемых или отцепляемых вагонов в составе поезда и на погрузочно-выгрузочных путях станции. При этом маневры могут выполняться локомотивом сборного поезда или специальным маневровым локомотивом, обслуживающим станцию.
Сборные поезда обоих направлений принимают, как правило, на приемоотправочный путь, прилегающий к грузовому району.
Отцепление вагонов от состава сборного поезда и подача их на пути грузового района, а также уборка вагонов с путей грузового района и прицепка их к составу сборного поезда осуществляются с использованием вытяжного пути.
Общий курс железных дорог
Электродинамический тормоз электровозов ЧС2 Т и ЧС200
Рассмотрены устройство и работа основного электронного оборудования, применяемого в электродинамическом (реостатном) тормозе системы «Шкода». Применительно к электродинамическому тормозу электровозов ЧС2 Т и его модификации на скоростном электровозе ЧС200