Что такое обертоны в голосе

Обертонное пение

Обертон (overtone) дословно «надзвук» или «сверхзвук».
Обертоны присутствуют практически в каждом звуке.

Большая Советская Энциклопедия определяет обертон как «составляющую сложного колебания (механического, в том числе звукового, электрического) с частотой более высокой, чем основной тон. Соотношение частот обертона и основного тона выявляется при разложении сложного колебания в ряд. Обертоны частоты которых относятся к частоте наинизшего, основного тона как целые числа 1:2:3 и т.д., называется гармоническими, или гармониками, если же зависимость оказывается более сложной — негармоническими»

Что такое обертоны в голосе. Смотреть фото Что такое обертоны в голосе. Смотреть картинку Что такое обертоны в голосе. Картинка про Что такое обертоны в голосе. Фото Что такое обертоны в голосе

Так же и в человеческом голосе. Основной тон задается голосовыми связками, но, отражаясь от разных участков-резонаторов (костей, хрящей, полостей) звук обогащается дополнительными тонами. У каждого человека внутренняя резонирующая «конструкция» уникальная, как отпечатки пальцев. Поэтому в мире нет абсолютно одинаковых голосов.
Тембр голоса зависит также от личной телесной истории. Телесно-ориентированный подход в психологии, говорит, что вся наша психическая история записывается в теле в виде мышечных зажимов, которые в свою очередь образуют мышечные блоки. По мере работы над собой телесные блоки могут сниматься – и это напрямую влияет на голос. Он меняется, становится свободнее, глубже, более насыщенным жизнью. Более подробно об этом на странице работа с голосом.

Итак, благодаря обертонам формируется уникальный тембр человеческого голоса.

А что же такое обертонное пение?

Обертоны слабее основного тона, поэтому напрямую их услышать сложно. Но если вслушаться в звук голоса, например, Снатам Каур

То можно услышать, что тембр ее голоса включает в себя разные по высоте звуки. Очень ярко слышен высокий стеклянный звук. Это и есть один из обертонов. Богатый обертонами тембр, говорит либо о хороших природных данных, либо о хорошей и глубокой проработке голоса.

В обертонном пении, обертоны усиливают сознательно за счет умелого управления мышцами губ, челюсти и языка. Когда мы слушаем обертонное пение, мы слышим два или более звуков одновременно. Особенно ярко обертоны выражены в горловом пении. Так называют обертонное пение народов Сибири, Монголии, и некоторых других.

Обертонное пение – это один из лучших способов войти в глубокую медитацию. Причем как исполнителю, так и слушателям. Обертоны обладают магическим свойством очищать сознание, успокаивать ум, уравновешивать энергетическое тело. Несмотря на глубокое медитативное состояние, звук обертонов способствует сохранению полной ясности восприятия.

На наших семинарах мы прикасаемся к основам обертонного пения, делаем упражнения, которые помогают усилить и услышать наши собственные обертоны.

Источник

Что такое обертоны в голосе

Образ жизни. Технология пения. Развитие диапазона голоса

Глава 1. Мой образ жизни. Связь вокальной деятельности и физической активности

Привет, меня зовут Андрей, я являюсь автором канала «Andre Serba» на видеохостинге YouTube.

Канал посвящен изучению физиологии и техники пения. На своем канале в течение пяти лет я рассказываю о голосовом аппарате, визуализирую сложную информацию, открываю приемы, средства и методы развития певческого голоса, показываю примеры звукообразования собственным пением. Я являюсь онлайн-педагогом по вокалу, поддерживая три формы обучения: вербальная консультация, дистанционный урок пения по видео-связи, а также монтированный видео-анализ голоса ученика со своими комментариями, анимациями и методическими указаниями. Кроме этого я самостоятельно изучаю основы звукорежиссуры, практикуясь в записи и сведении собственного вокала, чистке интонации, корректировке темпа, динамического баланса и т. д. Данная деятельность также помогает мне изучать голос, закономерности его образования, объективное и субъективное его восприятие на слух, благодаря компьютерным программам и оценке моего исполнительства зрителями канала. За пять лет такой работы на канале постепенно появились новые рубрики (разделы, плейлисты, темы):

1. Анимации биомеханизмов пения

2. Важный урок пения

3. Понижение голоса

4. Видео-анализ голоса

5. Хор из меня (хор из одного человека)

На данный момент мне 35 лет (1985 год рождения), из них 20 лет я занимаюсь физической культурой (начиная с 15 лет), стараюсь вести здоровый образ жизни. По первому образованию я являюсь учителем физической культуры и руководителем спортивной секции (клуба) по легкой атлетике, а так же организатором спортивно-массовых мероприятий.

В 16 лет я поступил в педагогический колледж имени Л. С. Выготского на физкультурный факультет, где получил много знаний из анатомии, спортивной физиологии, гигиены и биохимии. Здесь я твердо освоил принципы обучения, которые впоследствии стал применять в своей педагогической вокальной практике: принцип объективности и научности; принцип связи теории с практикой; принцип доступности при необходимой степени трудности; принцип наглядности, разнообразия методов; принцип активности обучаемых; принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.

Пою я 15 лет (начиная с 20 лет, когда поступил в колледж искусств имени Н. Ф. Соколовского на вокальный факультет). В 29 лет я закончил БГАМ (Белорусская государственная академия музыки) по специальности «академическое пение».

За весь свой певческий период я успел поработать в разных сферах вокальной деятельности: около пяти лет пел в православных храмах Беларуси, был членом трех мужских вокальных ансамблей, а так же работал в хоре Белорусской государственной филармонии.

Гомель, мужской ансамбль «Глас»

Что такое обертоны в голосе. Смотреть фото Что такое обертоны в голосе. Смотреть картинку Что такое обертоны в голосе. Картинка про Что такое обертоны в голосе. Фото Что такое обертоны в голосе

Хор кафедрального собора св. Петра и Павла г. Гомеля. Регент – протоиерей Владимир Петручик

Что такое обертоны в голосе. Смотреть фото Что такое обертоны в голосе. Смотреть картинку Что такое обертоны в голосе. Картинка про Что такое обертоны в голосе. Фото Что такое обертоны в голосе

Мужской ансамбль кафедрального собора г. Гомеля. Руководитель – протоиерей Владимир Петручик

Что такое обертоны в голосе. Смотреть фото Что такое обертоны в голосе. Смотреть картинку Что такое обертоны в голосе. Картинка про Что такое обертоны в голосе. Фото Что такое обертоны в голосе

Народный академический хор Гомельского государственного колледжа искусств им. Н. Ф. Соколовского

Руководитель Маргарита Варфоломеева

Что такое обертоны в голосе. Смотреть фото Что такое обертоны в голосе. Смотреть картинку Что такое обертоны в голосе. Картинка про Что такое обертоны в голосе. Фото Что такое обертоны в голосе

Что такое обертоны в голосе. Смотреть фото Что такое обертоны в голосе. Смотреть картинку Что такое обертоны в голосе. Картинка про Что такое обертоны в голосе. Фото Что такое обертоны в голосе

Город Минск, хор «Всехсвятский». Руководитель и преподаватель вокала – Дмитрий Токмаков

Что такое обертоны в голосе. Смотреть фото Что такое обертоны в голосе. Смотреть картинку Что такое обертоны в голосе. Картинка про Что такое обертоны в голосе. Фото Что такое обертоны в голосе

Ансамбль «Vies Bonum», мужское трио

Тенор – Буренков Семен, баритон – Эдуард Орловский, бас – Андрей Щербаков

Что такое обертоны в голосе. Смотреть фото Что такое обертоны в голосе. Смотреть картинку Что такое обертоны в голосе. Картинка про Что такое обертоны в голосе. Фото Что такое обертоны в голосе

На протяжении всего периода я, как истинный приверженец физической культуры (по первому образованию), не оставлял телесных практик:

– стретчинг (развитие гибкости)

– домашняя аэробная тренировка

– контрастные процедуры (душ, баня, обливания)

Поначалу, когда я стал вокалистом, физическая активность, временами, вызывала сухость слизистой поверхности дыхательных путей, а так же нарушала процесс приобретения навыка певческого дыхания. Но временами, наоборот, я чувствовал подъем работоспособности, хороший смык и запас дыхания. Данные состояния были изменчивы и непредсказуемы, голос был нестабилен. В начале вокального пути у меня не было нужных вокальных навыков, достаточной подготовки фонаторных мышц, не было опыта совмещения активного образа жизни и пения. Я просто, можно сказать, насильно совмещал физическую активность и процесс вокального обучения, не особо заботясь о правильном питании, сне, умеренности физической нагрузки на организм. Со своим юношеским максимализмом я, скорее, относился к организму, как к совершенной машине, способной восстанавливаться, независимо от интенсивности и размеренности нагрузки. Такой подход к себе вызывал противоречия в общем состоянии организма, дыхательной системы и голосового аппарата. Во время исполнения романсов и арий зачастую был кашель с мокротами, поверхностное (ключичное) дыхание, ощущения зажатия в области живота и гортани (особенно, если в день, предшествующий уроку вокала, я яростно закачивал прямую мышцу живота (пресс) или гонял спринт). Но были и положительные моменты. Благодаря физическим упражнениям я был организован, дисциплинирован, достаточно вынослив физически, эмоционально устойчив. Такие качества, конечно же, способствовали не оставлять начатое и продолжать учиться и развиваться мне, как вокалисту.

Со временем я приобрел опыт совмещения телесной нагрузки с пением, чем хочу поделиться с Вами… Важно понимать, что наш организм – это совокупность тканей, органов и систем органов, подчиняющихся высшей нервной деятельности, а высшая нервная деятельность (центральная нервная система), в свою очередь, напрямую зависит от их состояния, работоспособности, адекватного взаимофункционирования. В организме различают 12 взаимосвязанных систем: центральная нервная система, периферическая нервная система, система органов дыхания, система органов кровообращения, система органов кроветворения, система пищеварения, система органов выделения и кожа, репродуктивная система, эндокринная система, костно-мышечная система, лимфатическая система, иммунная система. Все это – один организм, но скорость восстановления каждой из систем различна. Именно в этом заключаются подводные камни, проблемы и ошибки человека, желающего развить все и сразу. Неграмотно построенная система физических нагрузок, несбалансированное питание и хроническое обезвоживание может вызвать состояние перетренированности, что обязательно скажется на состоянии голосового аппарата, дыхательных путей, на гормональной и нервной системе. В таком случае человек получает букет функциональных нарушений: перепады настроения, тревожный сон, дистабилизация пульса и кровяного давления, нарушение аппетита (как в сторону обжорства, так и в сторону отсутстия аппетита), пониженное либидо (половые функциональные нарушения), панические атаки и тревога. Но в случае методичной физической активности, грамотного, последовательного подхода к своему телу вокалист защищен: его настроение устойчивое (он уверен в своих начинаниях и мотивах); сон глубокий (полное восстановление энергии и нейромедиаторов); сексуальная активность в норме (что позволяет получать примитивное удовольствие и не терять вкус к жизни); он стрессоустойчив (например, перед экзаменом по вокалу его не бросает в пот, благодаря чему вокалист не обезвоживается и не теряет жизненно важные электролиты); давление стабильно (это сохраняет нормальную работу внутренних и внешних мышц гортани, их питание и насыщение кислородом); правильный аппетит (употребляет пищу с удовольствием, получает все необходимые жиры, белки, углеводы, минералы и витамины для восстановления гладкой мускулатуры дыхательных путей, фонаторных мышц, хрящей трахеи и гортани, слизистой оболочки дыхательных путей, диафрагмы, гормонов радости и роста, а так же для восстановления иммунитета в целом, как основы вокальной профессиональной деятельности). Иммунитет, в свою очередь, это совокупность органов иммунной системы, центральным из которых является ТИМУС (вилочковая железа), который, кстати, находится в верхней части грудной клетки. При правильном, свободном пении вилочковая железа подвергается благотворным вибрациям, исходящим от голосовых связок и проходящим путь резонирования в трахее (см. «Низкая певческая форманта»), что способствует его функциональной стимуляции, кровоснабжению и межклеточному обмену веществ в данном органе.

Источник

Что такое обертоны в голосе

Что такое обертоны в голосе. Смотреть фото Что такое обертоны в голосе. Смотреть картинку Что такое обертоны в голосе. Картинка про Что такое обертоны в голосе. Фото Что такое обертоны в голосе

В древних шаманских ритуалах Монголии, Африки, Мексики и арабских стран, в тайных обрядах каббалы и в священных тибетских церемониях гласные звуки и гар­моники, или обертоны, с давних времён использовались для исцеления и совершенствования тела и духа. Глас­ные и гармоники позволяли путём резонанса воздейство­вать на различные участки мозга, уравновесить и приве­сти в гармонию энергетические центры человеческого организма, а, кроме того, — вступить в контакт с духами и божествами.

Я занимаюсь терапевтическими свойствами звука на протяжении многих лет. И за все это время мне не удалось найти более мощного и действенного орудия исцеления, чем гармоники. Секрет обертонов заключается в том, что издаваемые Вами звуки составляют стройный аккорд со звучанием Вашего тела. Стоит Вам овладеть хотя бы азами этого искусства, как Ваше слуховое восприятие и принцип работы голосового аппарата немедленно и навсегда из­менятся. Вам откроются новые, доселе неведомые воз­можности бесчисленного разнообразия звуков, перепол­няющих Вселенную.

Именно обертоны, на мой взгляд, наиболее пол­но воплощают в себе божественную силу звука. Само по себе умение производить несколько тонов одновремен­но — уже волшебный дар. А тот факт, что эти необычные звуки способны воздействовать на физическое, эмоциональ­ное, ментальное и духовное тела, наделяет их ещё большей ценностью.

Видео YouTube

Видео YouTube

Видео YouTube


Пение гласных звуков

Первый шаг на пути к обертональному пению — пение гласных звуков. Каждый гласный сопровождает собственная гармоника. Пропев слитно, на одном дыхании звуки «У», «У-у», «О», «А», «Ай», «Э-э», «И-и», Вы без труда различите эти гармо­ники в собственном голосе. Поскольку каждый гласный обладает своими особыми формантами, выпевая разные гласные, Вы будете произ­водить разные гармоники. Это явление и лежит в основе гармонического пения.

Сядьте поудобнее и сложите руки на коленях. Выберите подходящий тон — не слишком низкий для Вашего голоса, но и не слишком высокий. И начинайте петь гласные, переходя от одной к другой слитно, на одном дыхании: «У» — «У-у-у» — «О» — «А» — «Ай» — «Э-э» — «И-и».

Чем более размытыми будут звуковые очертания самих гласных, тем отчетливее будут звучать гармоники. Поэто­му не старайтесь ясно выговаривать «О» или «И»: удер­живайте гласные в глубине гортани и концентрируйте вни­мание на звуковой энергии, средоточием которой являют­ся гармоники. То есть Вы снова и снова должны придавать ротовой полости нужную форму, поднимать и опускать язык и челюсть, не стремясь при этом четко произнести опре­деленный гласный.

Чтобы различить гармоники, производимые Вашим соб­ственным голосом, Вам поначалу потребуется приложить к уху сомкнутую чашечкой ладонь так, словно Вы пытае­тесь расслышать чей-то голос в шумном помещении. Рука продолжает и расширяет объём ушной раковины, что даёт возможность воспринимать звук более отчетливо. Вторую же руку поместите ладонью к себе, в нескольких дюймах от своего рта. Звук будет отражаться от ладони в направ­лении Вашего уха, и Вам будет легче уловить гармоники.

Важно понять, что громкий основной тон не влечет за собой столь же громких обертонов — зависимость здесь скорее обратная. Если звук громкий, основная доля его энергии концентрируется за пределами человеческого рта. Именно эту цель преследуют многие вокальные техники, но только не обертональное пение. В Центральной Азии обертональное пение носит название «горлового». Этот термин отражает суть процесса: помещайте основной тон в глуби­ну гортани, чтобы не выпустить звуковую энергию за пре­делы ротовой полости. А затем используйте полость рта и остальные голосовые резонаторы — носовую полость, щеки и губы — для создания вокальных гармоник. Тогда гармоники обретут большую силу и чёткость. Полезнее всего начинать тренировку с негромких звуков, напрягая голос не больше, чем в обыденной речи. А научившись сознательно производить вокальные гармоники, Вы сможете увеличить силу звука.

Учимся производить гармоники

Выполнив вышеописанное упражнение, Вы, возможно, уже смогли различить в собственном голосе какие-то новые, ра­нее неслышимые высокие тона. Это может напоминать свист, пронзительное жужжание. А возможно, к основному звуку Вашего голоса добавилась вторая нота. Эти звуки могут быть очень высокими, почти за пределами человеческого слуха, а могут и лишь немного отличаться от привычного Вам основ­ного тона. Может оказаться, что Вы уже раньше слышали эти звуки во время пения. Это — обертоны. Обычно неслыш­ные, они присутствуют изначально в каждом производимом нами звуке. Выполняя упражнение, мы про­сто выделяем их, концентрируем на них своё внимание.

Существует набор фонем, произнесение и пение кото­рых поможет Вам освоить элементарный уровень техники гармонического пения. Попробуем поэкспериментировать с этими звуками.

Начнем со звука «М». Тяните его на той ноте, которая не требует от вас напряжения: «М-м-м». Направьте звуковую энергию на губы так, чтобы они сильно завибрировали. При­коснитесь к губам пальцем, чтобы ощутить их вибрацию.

Теперь поэкспериментируйте с этим звуком, приставляя к нему различные гласные — «М-м-м-у-у-у», «М-м-м-о-о-о», «М-м-м-а-а-а», «М-м-м-а-а-а-й», «М-м-м-э-э-й», «М-м-м-э-э-э», «М-м-м-и-и-и». Пойте тихо, мягко. Пусть Ваши губы слегка вибрируют, а потом раскрываются лишь настолько, чтобы стал различим следующий за «М-м-м» гласный звук. В результате Вы услышите и ощутите, как гармоники буквально отскакивают от ваших губ.

Теперь сложите губы трубочкой, будто собираетесь сви­стнуть, и начинайте постепенно открывать рот, не нару­шая при этом форму губ. Представьте, что Вы изобража­ете рыбу или кролика. Итак, Ваши губы сжаты трубочкой и слегка вибрируют под действием энергии звука «М-м-м». Начинайте приот­крывать рот (как описано выше), произнося «М-м-м-о-о-о-р» (причем «р» произносится, как в английском слове «more»: язык практически не касается нёба). Протяните этот слог на одном дыхании.

Важно помнить, что каждый из голосовых резонаторов — губы, щеки, язык и т.д. — играет в создании вокальной гар­моники свою роль. Особенно важна в этом отношении но­совая полость. Многим западным певцам умение направ­лять звук в носовую полость практически недоступно. Тем не менее при создании определенных гармоник необходимо участие именно этого голосового резонатора. Чем более носовым становится звук, тем выше поднимаются тоны вхо­дящих в него гармоник. Попробуйте проверить это само­стоятельно. Пропойте слог «Н-н-н-и-и-и». Приложив к крыльям носа два пальца, Вы ощутите в них вибрацию. Поначалу это может показаться вам странным, особенно если прежде вам никогда не приходилось использовать носо­вую полость в таком необычном качестве. Вибрация в но­совой полости может повлечь за собой очищение ноздрей от жидкости так, что Вам понадобится носовой платок.

Поработав с носовым слогом «Н-н-н-и-и-и» и заставив резонировать носовую полость, перейдем к следующему слогу, который также необходимо освоить — слогу «Н-н-н-ё-р». Сочетание «ё-р-р-р» произносится, как в английском слове «her» (язык практически не касается нёба). Упражнения с этим слогом очень полезны. Итак, для на­чала вновь приведём носовую полость в состояние вибра­ции при помощи звука «Н-н-н». Затем добавим к «Н-н» звук «ё-р-р-р». В результате произойдет следующее: стен­ки носовой полости будут вибрировать под воздействием звука «Н», а одновременно с этим поддействием звука «ё-р-р-р» начнет вибрировать задняя стенка гортани.

Проследите, чтобы при произнесении звука «Р» язык находился вблизи верхнего нёба, всё же не касаясь его. Именно такое расположение языка необходимо для созда­ния высших гармоник. Если Вы поместите язык примерно в 1 см от передних зубов, едва касаясь кончиком верхнего нёба, он начнет вибрировать наподобие язычка фагота или гобоя. Помните: язык не должен прижиматься к нёбу. Виб­рация происходит лишь на самой поверхности языка и в покрывающем его слое слюны. Прижавшись к нёбу, язык лишь заглушит и блокирует звук.

Интересно, кстати, что, по представлениям йогов, на по­верхности нёба имеется крохотная «кнопка», на которую нажимают языком, чтобы стимулировать шишковидную железу. Располагается эта кнопка примерно в той же точ­ке, в которой язык касается нёба в вышеописанном уп­ражнении.

Теперь пропойте слог «Н-н-н-ё-ё-р-р», медленно про­двигая язык от задней части нёба к передней. В какой-то момент Вы услышите, что на определённом участке звуча­ние обертона, напоминающее пронзительный свист, ста­нет отчётливее и громче. Установив эту точку, задержите на ней язык и одновременно поэкспериментируйте с фор­мой ротовой полости — к примеру, сделайте «рыбьи губы», как в одном из предыдущих упражнений. Это по­зволит Вам произвести несколько различных гармоник.

Перейдем к следующему упражнению. Оно основано на слоге «Н-Н-о-о-Н-Н», состоящем из носовых согласных и гласного. В процессе пения этого слога открывается и закрывается голосовая щель (образованная мускулом на задней стенке гортани). Там располагается ещё одна об­ласть образования гармоник. Для начала пропойте носо­вой звук «Н-Н-Н», а затем добавьте к нему слог «а-а-Н». Получится — «Н-Н-а-Н». Затем пропойте носовой звук «Н-Н-Н» и добавьте к нему слог «о-о-Н». Повторите то же самое со слогами «Н-Н-Н-е-е-Н» и «Н-Н-Н-и-и-Н» (наподобие английского sing).

Теперь свяжите эти четыре слога — «Н-Н-а-Н-Н», «Н-Н-о-о-Н-Н», «Н-Н-Н-е-Н» и «Н-Н-Н-и-и-Н» — воеди­но, пропев их на одном дыхании. По существу, Вы просто тянете звук «Н», периодически приоткрывая голосовую щель, чтобы пропеть тот или иной гласный. В процессе пения Вы заметите, как в глубине Вашей гортани, у задней стенки, образуются гармоники разной высоты.

Теперь, освоив слоги «МОР», «НЁР» и «НОН», по­пробуйте объединить их в непрерывную линию. Пропойте их по очереди, плавно переходя от одного к другому; Вы услышите, что каждому из этих слогов сопутствуют свои особые гармоники.

Попробуйте поменять порядок слогов: начните с «НОН», затем перейдите к «НЁР» и закончите «МОР». Потом по­меняйте порядок следующим образом: «МОР», «НЁР», «НОН».

Это упражнение — наиболее лёгкий путь к созданию вокальных гармоник. Однако той же цели могут служить и некоторые другие фонемы. Попробуйте самостоятельно ис­пытать их:

«У-у-у-а-а-а-у-у»: медленно тяните этот звук на од­ном дыхании. В те моменты, когда Вы будете откры­вать и закрывать рот, Вы услышите гармоники раз­ной высоты. Если Вы назализуете звук, число отчёт­ливо слышимых обертонов увеличится.

«Х-х-х-х-ё-ё-ё-р-р-р — И-и-и-и»: этот звук, очень похожий на уже известный нам «НЁР», переносит место образования основного тона и обертонов из глубины гортани в переднюю часть ротовой полос­ти. Пропойте этот слог на одном дыхании, но разде­лив его на две части: «Х-х-х-ё-ё-ё и «Р-и-и-и-и» (на звуке «р» язык практически не касается неба).

«У-у-у-у-и-и-и-и»: этот звук больше всего подходит людям с высоким голосом или фальцетом. «У-у-у» создает более низкие гармоники, тогда как«И-и-и» — гармоники более высокие. Некоторые люди считают это упражнение самым лёгким и действенным.

Пение слогов — это лишь начальный этап обучения тех­нике обертонального пения. Следующая задача, стоящая перед Вами, — обрести контроль иад гармониками, воз­никающими во время пения.

Разные гласные позволяют производить гармоники раз­ных тонов. В ряду гласных от «У» до «И» (У, О, А, Э, И) заключена серия формант, тоны которых последовательно перемещаются вверх по гармоническому ряду. Немного по­тренировавшись, Вы, скорее всего, уже научитесь произ­водить и различать по меньшей мере девять обертонов.

Учимся регулировать звучание гармоник

Если Вы освоили сам принцип гармонического пения, пере­ходите к следующему этапу. Теперь Вам предстоит научить­ся сосредоточивать внимание на одной из гармоник и уве­личивать её громкость. При этом не важно, какую именно фонему Вы используете. Если Вам удалось выполнить эту задачу с одной гармоникой, переходите к следующей.

Поскольку все мы обладаем разными вокальными воз­можностями, можно предположить, что и обертональный диапазон у каждого из нас свой. Если Вы выполнили все вышеописанные упражнения, но так и не сумели различить в своём голосе гармоники, попробуйте немного поднять — или, наоборот, понизить — высоту основного тона. Вполне возможно, что хватит лишь небольшого изменения.

Помните, что путь к успеху лежит через упорные трени­ровки. Чем больше Вы практикуетесь, тем совершеннее ста­новится Ваша техника. Не забывайте, что рано или поздно Вы сможете добиться желаемого результата, хотя одни ус­лышат в своём голосе гармоники после первого же упраж­нения, а другим для этого понадобится несколько дней.

Во время тренировок Вам придётся напрягать мышцы голосового аппарата совершенно новым, непривычным способом. Кроме того, Вам, вероятно, понадобится неко­торое время на то, чтобы освоить те области гортани, ротовой и носовой полости, которые прежде не участвова­ли в процессе звукообразования.

Во многих магических и религиозных традициях гармо­ники почитаются как священные звуки. Сейчас Вы гото­витесь пробудить их божественную силу, дремлющую в Ва­шем собственном теле. Отнеситесь к этим волшебным звукам с должным почтением и трепетом. Но, помимо про­чего, процесс обучения принесет Вам море радости и ве­селья. Испытайте счастье и благодать, что несёт в себе звук. Шагните в распахнутые врата нового мира.

Джонотан Голдмен. «Целительные звуки».
Источник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *