Что такое обертоны в голосе
Обертонное пение
Обертон (overtone) дословно «надзвук» или «сверхзвук».
Обертоны присутствуют практически в каждом звуке.
Большая Советская Энциклопедия определяет обертон как «составляющую сложного колебания (механического, в том числе звукового, электрического) с частотой более высокой, чем основной тон. Соотношение частот обертона и основного тона выявляется при разложении сложного колебания в ряд. Обертоны частоты которых относятся к частоте наинизшего, основного тона как целые числа 1:2:3 и т.д., называется гармоническими, или гармониками, если же зависимость оказывается более сложной — негармоническими»
Так же и в человеческом голосе. Основной тон задается голосовыми связками, но, отражаясь от разных участков-резонаторов (костей, хрящей, полостей) звук обогащается дополнительными тонами. У каждого человека внутренняя резонирующая «конструкция» уникальная, как отпечатки пальцев. Поэтому в мире нет абсолютно одинаковых голосов.
Тембр голоса зависит также от личной телесной истории. Телесно-ориентированный подход в психологии, говорит, что вся наша психическая история записывается в теле в виде мышечных зажимов, которые в свою очередь образуют мышечные блоки. По мере работы над собой телесные блоки могут сниматься – и это напрямую влияет на голос. Он меняется, становится свободнее, глубже, более насыщенным жизнью. Более подробно об этом на странице работа с голосом.
Итак, благодаря обертонам формируется уникальный тембр человеческого голоса.
А что же такое обертонное пение?
Обертоны слабее основного тона, поэтому напрямую их услышать сложно. Но если вслушаться в звук голоса, например, Снатам Каур
То можно услышать, что тембр ее голоса включает в себя разные по высоте звуки. Очень ярко слышен высокий стеклянный звук. Это и есть один из обертонов. Богатый обертонами тембр, говорит либо о хороших природных данных, либо о хорошей и глубокой проработке голоса.
В обертонном пении, обертоны усиливают сознательно за счет умелого управления мышцами губ, челюсти и языка. Когда мы слушаем обертонное пение, мы слышим два или более звуков одновременно. Особенно ярко обертоны выражены в горловом пении. Так называют обертонное пение народов Сибири, Монголии, и некоторых других.
Обертонное пение – это один из лучших способов войти в глубокую медитацию. Причем как исполнителю, так и слушателям. Обертоны обладают магическим свойством очищать сознание, успокаивать ум, уравновешивать энергетическое тело. Несмотря на глубокое медитативное состояние, звук обертонов способствует сохранению полной ясности восприятия.
На наших семинарах мы прикасаемся к основам обертонного пения, делаем упражнения, которые помогают усилить и услышать наши собственные обертоны.
Что такое обертоны в голосе
Образ жизни. Технология пения. Развитие диапазона голоса
Глава 1. Мой образ жизни. Связь вокальной деятельности и физической активности
Привет, меня зовут Андрей, я являюсь автором канала «Andre Serba» на видеохостинге YouTube.
Канал посвящен изучению физиологии и техники пения. На своем канале в течение пяти лет я рассказываю о голосовом аппарате, визуализирую сложную информацию, открываю приемы, средства и методы развития певческого голоса, показываю примеры звукообразования собственным пением. Я являюсь онлайн-педагогом по вокалу, поддерживая три формы обучения: вербальная консультация, дистанционный урок пения по видео-связи, а также монтированный видео-анализ голоса ученика со своими комментариями, анимациями и методическими указаниями. Кроме этого я самостоятельно изучаю основы звукорежиссуры, практикуясь в записи и сведении собственного вокала, чистке интонации, корректировке темпа, динамического баланса и т. д. Данная деятельность также помогает мне изучать голос, закономерности его образования, объективное и субъективное его восприятие на слух, благодаря компьютерным программам и оценке моего исполнительства зрителями канала. За пять лет такой работы на канале постепенно появились новые рубрики (разделы, плейлисты, темы):
1. Анимации биомеханизмов пения
2. Важный урок пения
3. Понижение голоса
4. Видео-анализ голоса
5. Хор из меня (хор из одного человека)
На данный момент мне 35 лет (1985 год рождения), из них 20 лет я занимаюсь физической культурой (начиная с 15 лет), стараюсь вести здоровый образ жизни. По первому образованию я являюсь учителем физической культуры и руководителем спортивной секции (клуба) по легкой атлетике, а так же организатором спортивно-массовых мероприятий.
В 16 лет я поступил в педагогический колледж имени Л. С. Выготского на физкультурный факультет, где получил много знаний из анатомии, спортивной физиологии, гигиены и биохимии. Здесь я твердо освоил принципы обучения, которые впоследствии стал применять в своей педагогической вокальной практике: принцип объективности и научности; принцип связи теории с практикой; принцип доступности при необходимой степени трудности; принцип наглядности, разнообразия методов; принцип активности обучаемых; принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.
Пою я 15 лет (начиная с 20 лет, когда поступил в колледж искусств имени Н. Ф. Соколовского на вокальный факультет). В 29 лет я закончил БГАМ (Белорусская государственная академия музыки) по специальности «академическое пение».
За весь свой певческий период я успел поработать в разных сферах вокальной деятельности: около пяти лет пел в православных храмах Беларуси, был членом трех мужских вокальных ансамблей, а так же работал в хоре Белорусской государственной филармонии.
Гомель, мужской ансамбль «Глас»
Хор кафедрального собора св. Петра и Павла г. Гомеля. Регент – протоиерей Владимир Петручик
Мужской ансамбль кафедрального собора г. Гомеля. Руководитель – протоиерей Владимир Петручик
Народный академический хор Гомельского государственного колледжа искусств им. Н. Ф. Соколовского
Руководитель Маргарита Варфоломеева
Город Минск, хор «Всехсвятский». Руководитель и преподаватель вокала – Дмитрий Токмаков
Ансамбль «Vies Bonum», мужское трио
Тенор – Буренков Семен, баритон – Эдуард Орловский, бас – Андрей Щербаков
На протяжении всего периода я, как истинный приверженец физической культуры (по первому образованию), не оставлял телесных практик:
– стретчинг (развитие гибкости)
– домашняя аэробная тренировка
– контрастные процедуры (душ, баня, обливания)
Поначалу, когда я стал вокалистом, физическая активность, временами, вызывала сухость слизистой поверхности дыхательных путей, а так же нарушала процесс приобретения навыка певческого дыхания. Но временами, наоборот, я чувствовал подъем работоспособности, хороший смык и запас дыхания. Данные состояния были изменчивы и непредсказуемы, голос был нестабилен. В начале вокального пути у меня не было нужных вокальных навыков, достаточной подготовки фонаторных мышц, не было опыта совмещения активного образа жизни и пения. Я просто, можно сказать, насильно совмещал физическую активность и процесс вокального обучения, не особо заботясь о правильном питании, сне, умеренности физической нагрузки на организм. Со своим юношеским максимализмом я, скорее, относился к организму, как к совершенной машине, способной восстанавливаться, независимо от интенсивности и размеренности нагрузки. Такой подход к себе вызывал противоречия в общем состоянии организма, дыхательной системы и голосового аппарата. Во время исполнения романсов и арий зачастую был кашель с мокротами, поверхностное (ключичное) дыхание, ощущения зажатия в области живота и гортани (особенно, если в день, предшествующий уроку вокала, я яростно закачивал прямую мышцу живота (пресс) или гонял спринт). Но были и положительные моменты. Благодаря физическим упражнениям я был организован, дисциплинирован, достаточно вынослив физически, эмоционально устойчив. Такие качества, конечно же, способствовали не оставлять начатое и продолжать учиться и развиваться мне, как вокалисту.
Со временем я приобрел опыт совмещения телесной нагрузки с пением, чем хочу поделиться с Вами… Важно понимать, что наш организм – это совокупность тканей, органов и систем органов, подчиняющихся высшей нервной деятельности, а высшая нервная деятельность (центральная нервная система), в свою очередь, напрямую зависит от их состояния, работоспособности, адекватного взаимофункционирования. В организме различают 12 взаимосвязанных систем: центральная нервная система, периферическая нервная система, система органов дыхания, система органов кровообращения, система органов кроветворения, система пищеварения, система органов выделения и кожа, репродуктивная система, эндокринная система, костно-мышечная система, лимфатическая система, иммунная система. Все это – один организм, но скорость восстановления каждой из систем различна. Именно в этом заключаются подводные камни, проблемы и ошибки человека, желающего развить все и сразу. Неграмотно построенная система физических нагрузок, несбалансированное питание и хроническое обезвоживание может вызвать состояние перетренированности, что обязательно скажется на состоянии голосового аппарата, дыхательных путей, на гормональной и нервной системе. В таком случае человек получает букет функциональных нарушений: перепады настроения, тревожный сон, дистабилизация пульса и кровяного давления, нарушение аппетита (как в сторону обжорства, так и в сторону отсутстия аппетита), пониженное либидо (половые функциональные нарушения), панические атаки и тревога. Но в случае методичной физической активности, грамотного, последовательного подхода к своему телу вокалист защищен: его настроение устойчивое (он уверен в своих начинаниях и мотивах); сон глубокий (полное восстановление энергии и нейромедиаторов); сексуальная активность в норме (что позволяет получать примитивное удовольствие и не терять вкус к жизни); он стрессоустойчив (например, перед экзаменом по вокалу его не бросает в пот, благодаря чему вокалист не обезвоживается и не теряет жизненно важные электролиты); давление стабильно (это сохраняет нормальную работу внутренних и внешних мышц гортани, их питание и насыщение кислородом); правильный аппетит (употребляет пищу с удовольствием, получает все необходимые жиры, белки, углеводы, минералы и витамины для восстановления гладкой мускулатуры дыхательных путей, фонаторных мышц, хрящей трахеи и гортани, слизистой оболочки дыхательных путей, диафрагмы, гормонов радости и роста, а так же для восстановления иммунитета в целом, как основы вокальной профессиональной деятельности). Иммунитет, в свою очередь, это совокупность органов иммунной системы, центральным из которых является ТИМУС (вилочковая железа), который, кстати, находится в верхней части грудной клетки. При правильном, свободном пении вилочковая железа подвергается благотворным вибрациям, исходящим от голосовых связок и проходящим путь резонирования в трахее (см. «Низкая певческая форманта»), что способствует его функциональной стимуляции, кровоснабжению и межклеточному обмену веществ в данном органе.
Что такое обертоны в голосе
В древних шаманских ритуалах Монголии, Африки, Мексики и арабских стран, в тайных обрядах каббалы и в священных тибетских церемониях гласные звуки и гармоники, или обертоны, с давних времён использовались для исцеления и совершенствования тела и духа. Гласные и гармоники позволяли путём резонанса воздействовать на различные участки мозга, уравновесить и привести в гармонию энергетические центры человеческого организма, а, кроме того, — вступить в контакт с духами и божествами.
Я занимаюсь терапевтическими свойствами звука на протяжении многих лет. И за все это время мне не удалось найти более мощного и действенного орудия исцеления, чем гармоники. Секрет обертонов заключается в том, что издаваемые Вами звуки составляют стройный аккорд со звучанием Вашего тела. Стоит Вам овладеть хотя бы азами этого искусства, как Ваше слуховое восприятие и принцип работы голосового аппарата немедленно и навсегда изменятся. Вам откроются новые, доселе неведомые возможности бесчисленного разнообразия звуков, переполняющих Вселенную.
Именно обертоны, на мой взгляд, наиболее полно воплощают в себе божественную силу звука. Само по себе умение производить несколько тонов одновременно — уже волшебный дар. А тот факт, что эти необычные звуки способны воздействовать на физическое, эмоциональное, ментальное и духовное тела, наделяет их ещё большей ценностью.
Видео YouTube
Видео YouTube
Видео YouTube
Пение гласных звуков
Первый шаг на пути к обертональному пению — пение гласных звуков. Каждый гласный сопровождает собственная гармоника. Пропев слитно, на одном дыхании звуки «У», «У-у», «О», «А», «Ай», «Э-э», «И-и», Вы без труда различите эти гармоники в собственном голосе. Поскольку каждый гласный обладает своими особыми формантами, выпевая разные гласные, Вы будете производить разные гармоники. Это явление и лежит в основе гармонического пения.
Сядьте поудобнее и сложите руки на коленях. Выберите подходящий тон — не слишком низкий для Вашего голоса, но и не слишком высокий. И начинайте петь гласные, переходя от одной к другой слитно, на одном дыхании: «У» — «У-у-у» — «О» — «А» — «Ай» — «Э-э» — «И-и».
Чем более размытыми будут звуковые очертания самих гласных, тем отчетливее будут звучать гармоники. Поэтому не старайтесь ясно выговаривать «О» или «И»: удерживайте гласные в глубине гортани и концентрируйте внимание на звуковой энергии, средоточием которой являются гармоники. То есть Вы снова и снова должны придавать ротовой полости нужную форму, поднимать и опускать язык и челюсть, не стремясь при этом четко произнести определенный гласный.
Чтобы различить гармоники, производимые Вашим собственным голосом, Вам поначалу потребуется приложить к уху сомкнутую чашечкой ладонь так, словно Вы пытаетесь расслышать чей-то голос в шумном помещении. Рука продолжает и расширяет объём ушной раковины, что даёт возможность воспринимать звук более отчетливо. Вторую же руку поместите ладонью к себе, в нескольких дюймах от своего рта. Звук будет отражаться от ладони в направлении Вашего уха, и Вам будет легче уловить гармоники.
Важно понять, что громкий основной тон не влечет за собой столь же громких обертонов — зависимость здесь скорее обратная. Если звук громкий, основная доля его энергии концентрируется за пределами человеческого рта. Именно эту цель преследуют многие вокальные техники, но только не обертональное пение. В Центральной Азии обертональное пение носит название «горлового». Этот термин отражает суть процесса: помещайте основной тон в глубину гортани, чтобы не выпустить звуковую энергию за пределы ротовой полости. А затем используйте полость рта и остальные голосовые резонаторы — носовую полость, щеки и губы — для создания вокальных гармоник. Тогда гармоники обретут большую силу и чёткость. Полезнее всего начинать тренировку с негромких звуков, напрягая голос не больше, чем в обыденной речи. А научившись сознательно производить вокальные гармоники, Вы сможете увеличить силу звука.
Учимся производить гармоники
Выполнив вышеописанное упражнение, Вы, возможно, уже смогли различить в собственном голосе какие-то новые, ранее неслышимые высокие тона. Это может напоминать свист, пронзительное жужжание. А возможно, к основному звуку Вашего голоса добавилась вторая нота. Эти звуки могут быть очень высокими, почти за пределами человеческого слуха, а могут и лишь немного отличаться от привычного Вам основного тона. Может оказаться, что Вы уже раньше слышали эти звуки во время пения. Это — обертоны. Обычно неслышные, они присутствуют изначально в каждом производимом нами звуке. Выполняя упражнение, мы просто выделяем их, концентрируем на них своё внимание.
Существует набор фонем, произнесение и пение которых поможет Вам освоить элементарный уровень техники гармонического пения. Попробуем поэкспериментировать с этими звуками.
Начнем со звука «М». Тяните его на той ноте, которая не требует от вас напряжения: «М-м-м». Направьте звуковую энергию на губы так, чтобы они сильно завибрировали. Прикоснитесь к губам пальцем, чтобы ощутить их вибрацию.
Теперь поэкспериментируйте с этим звуком, приставляя к нему различные гласные — «М-м-м-у-у-у», «М-м-м-о-о-о», «М-м-м-а-а-а», «М-м-м-а-а-а-й», «М-м-м-э-э-й», «М-м-м-э-э-э», «М-м-м-и-и-и». Пойте тихо, мягко. Пусть Ваши губы слегка вибрируют, а потом раскрываются лишь настолько, чтобы стал различим следующий за «М-м-м» гласный звук. В результате Вы услышите и ощутите, как гармоники буквально отскакивают от ваших губ.
Теперь сложите губы трубочкой, будто собираетесь свистнуть, и начинайте постепенно открывать рот, не нарушая при этом форму губ. Представьте, что Вы изображаете рыбу или кролика. Итак, Ваши губы сжаты трубочкой и слегка вибрируют под действием энергии звука «М-м-м». Начинайте приоткрывать рот (как описано выше), произнося «М-м-м-о-о-о-р» (причем «р» произносится, как в английском слове «more»: язык практически не касается нёба). Протяните этот слог на одном дыхании.
Важно помнить, что каждый из голосовых резонаторов — губы, щеки, язык и т.д. — играет в создании вокальной гармоники свою роль. Особенно важна в этом отношении носовая полость. Многим западным певцам умение направлять звук в носовую полость практически недоступно. Тем не менее при создании определенных гармоник необходимо участие именно этого голосового резонатора. Чем более носовым становится звук, тем выше поднимаются тоны входящих в него гармоник. Попробуйте проверить это самостоятельно. Пропойте слог «Н-н-н-и-и-и». Приложив к крыльям носа два пальца, Вы ощутите в них вибрацию. Поначалу это может показаться вам странным, особенно если прежде вам никогда не приходилось использовать носовую полость в таком необычном качестве. Вибрация в носовой полости может повлечь за собой очищение ноздрей от жидкости так, что Вам понадобится носовой платок.
Поработав с носовым слогом «Н-н-н-и-и-и» и заставив резонировать носовую полость, перейдем к следующему слогу, который также необходимо освоить — слогу «Н-н-н-ё-р». Сочетание «ё-р-р-р» произносится, как в английском слове «her» (язык практически не касается нёба). Упражнения с этим слогом очень полезны. Итак, для начала вновь приведём носовую полость в состояние вибрации при помощи звука «Н-н-н». Затем добавим к «Н-н» звук «ё-р-р-р». В результате произойдет следующее: стенки носовой полости будут вибрировать под воздействием звука «Н», а одновременно с этим поддействием звука «ё-р-р-р» начнет вибрировать задняя стенка гортани.
Проследите, чтобы при произнесении звука «Р» язык находился вблизи верхнего нёба, всё же не касаясь его. Именно такое расположение языка необходимо для создания высших гармоник. Если Вы поместите язык примерно в 1 см от передних зубов, едва касаясь кончиком верхнего нёба, он начнет вибрировать наподобие язычка фагота или гобоя. Помните: язык не должен прижиматься к нёбу. Вибрация происходит лишь на самой поверхности языка и в покрывающем его слое слюны. Прижавшись к нёбу, язык лишь заглушит и блокирует звук.
Интересно, кстати, что, по представлениям йогов, на поверхности нёба имеется крохотная «кнопка», на которую нажимают языком, чтобы стимулировать шишковидную железу. Располагается эта кнопка примерно в той же точке, в которой язык касается нёба в вышеописанном упражнении.
Теперь пропойте слог «Н-н-н-ё-ё-р-р», медленно продвигая язык от задней части нёба к передней. В какой-то момент Вы услышите, что на определённом участке звучание обертона, напоминающее пронзительный свист, станет отчётливее и громче. Установив эту точку, задержите на ней язык и одновременно поэкспериментируйте с формой ротовой полости — к примеру, сделайте «рыбьи губы», как в одном из предыдущих упражнений. Это позволит Вам произвести несколько различных гармоник.
Перейдем к следующему упражнению. Оно основано на слоге «Н-Н-о-о-Н-Н», состоящем из носовых согласных и гласного. В процессе пения этого слога открывается и закрывается голосовая щель (образованная мускулом на задней стенке гортани). Там располагается ещё одна область образования гармоник. Для начала пропойте носовой звук «Н-Н-Н», а затем добавьте к нему слог «а-а-Н». Получится — «Н-Н-а-Н». Затем пропойте носовой звук «Н-Н-Н» и добавьте к нему слог «о-о-Н». Повторите то же самое со слогами «Н-Н-Н-е-е-Н» и «Н-Н-Н-и-и-Н» (наподобие английского sing).
Теперь свяжите эти четыре слога — «Н-Н-а-Н-Н», «Н-Н-о-о-Н-Н», «Н-Н-Н-е-Н» и «Н-Н-Н-и-и-Н» — воедино, пропев их на одном дыхании. По существу, Вы просто тянете звук «Н», периодически приоткрывая голосовую щель, чтобы пропеть тот или иной гласный. В процессе пения Вы заметите, как в глубине Вашей гортани, у задней стенки, образуются гармоники разной высоты.
Теперь, освоив слоги «МОР», «НЁР» и «НОН», попробуйте объединить их в непрерывную линию. Пропойте их по очереди, плавно переходя от одного к другому; Вы услышите, что каждому из этих слогов сопутствуют свои особые гармоники.
Попробуйте поменять порядок слогов: начните с «НОН», затем перейдите к «НЁР» и закончите «МОР». Потом поменяйте порядок следующим образом: «МОР», «НЁР», «НОН».
Это упражнение — наиболее лёгкий путь к созданию вокальных гармоник. Однако той же цели могут служить и некоторые другие фонемы. Попробуйте самостоятельно испытать их:
«У-у-у-а-а-а-у-у»: медленно тяните этот звук на одном дыхании. В те моменты, когда Вы будете открывать и закрывать рот, Вы услышите гармоники разной высоты. Если Вы назализуете звук, число отчётливо слышимых обертонов увеличится.
«Х-х-х-х-ё-ё-ё-р-р-р — И-и-и-и»: этот звук, очень похожий на уже известный нам «НЁР», переносит место образования основного тона и обертонов из глубины гортани в переднюю часть ротовой полости. Пропойте этот слог на одном дыхании, но разделив его на две части: «Х-х-х-ё-ё-ё и «Р-и-и-и-и» (на звуке «р» язык практически не касается неба).
«У-у-у-у-и-и-и-и»: этот звук больше всего подходит людям с высоким голосом или фальцетом. «У-у-у» создает более низкие гармоники, тогда как«И-и-и» — гармоники более высокие. Некоторые люди считают это упражнение самым лёгким и действенным.
Пение слогов — это лишь начальный этап обучения технике обертонального пения. Следующая задача, стоящая перед Вами, — обрести контроль иад гармониками, возникающими во время пения.
Разные гласные позволяют производить гармоники разных тонов. В ряду гласных от «У» до «И» (У, О, А, Э, И) заключена серия формант, тоны которых последовательно перемещаются вверх по гармоническому ряду. Немного потренировавшись, Вы, скорее всего, уже научитесь производить и различать по меньшей мере девять обертонов.
Учимся регулировать звучание гармоник
Если Вы освоили сам принцип гармонического пения, переходите к следующему этапу. Теперь Вам предстоит научиться сосредоточивать внимание на одной из гармоник и увеличивать её громкость. При этом не важно, какую именно фонему Вы используете. Если Вам удалось выполнить эту задачу с одной гармоникой, переходите к следующей.
Поскольку все мы обладаем разными вокальными возможностями, можно предположить, что и обертональный диапазон у каждого из нас свой. Если Вы выполнили все вышеописанные упражнения, но так и не сумели различить в своём голосе гармоники, попробуйте немного поднять — или, наоборот, понизить — высоту основного тона. Вполне возможно, что хватит лишь небольшого изменения.
Помните, что путь к успеху лежит через упорные тренировки. Чем больше Вы практикуетесь, тем совершеннее становится Ваша техника. Не забывайте, что рано или поздно Вы сможете добиться желаемого результата, хотя одни услышат в своём голосе гармоники после первого же упражнения, а другим для этого понадобится несколько дней.
Во время тренировок Вам придётся напрягать мышцы голосового аппарата совершенно новым, непривычным способом. Кроме того, Вам, вероятно, понадобится некоторое время на то, чтобы освоить те области гортани, ротовой и носовой полости, которые прежде не участвовали в процессе звукообразования.
Во многих магических и религиозных традициях гармоники почитаются как священные звуки. Сейчас Вы готовитесь пробудить их божественную силу, дремлющую в Вашем собственном теле. Отнеситесь к этим волшебным звукам с должным почтением и трепетом. Но, помимо прочего, процесс обучения принесет Вам море радости и веселья. Испытайте счастье и благодать, что несёт в себе звук. Шагните в распахнутые врата нового мира.
Джонотан Голдмен. «Целительные звуки».
Источник