Что такое объекты внешнего благоустройства
Статья 15. Объекты (элементы) внешнего благоустройства
Статья 15. Объекты (элементы) внешнего благоустройства
1. К объектам (элементам) внешнего благоустройства относятся стационарные (капитальные) или временные (мобильные) сооружения и устройства, возводимые или устанавливаемые на территориях, зданиях и сооружениях в целях повышения комфортности городской среды, информирования и ориентации граждан, обеспечения безопасности движения пешеходов и транспорта, обеспечения эксплуатации инженерных коммуникаций, а также в коммерческих и рекламных целях. Объекты (элементы) внешнего благоустройства являются частью пространственной среды города и влияют на ее эстетические качества.
2. К объектам (элементам) внешнего благоустройства относятся:
временные сооружения для мелкорозничной торговли и иных форм обслуживания населения (павильоны, киоски, лотки, навесы, мини-рынки и т.д.);
павильоны остановок общественного транспорта;
произведения монументально-декоративного искусства (скульптуры, декоративные композиции, обелиски, стелы, произведения монументальной живописи);
знаки инженерных коммуникаций и сооружений;
знаки охраны памятников истории и культуры, границ особо охраняемых территорий;
памятные доски, межевые охранные знаки;
знаки зон безопасности специальных режимных (охраняемых) территорий и объектов;
временные ограничители и указатели строительных площадок;
элементы праздничного оформления.
3. Размещение, установка, содержание объектов (элементов) внешнего благоустройства регламентируются областными, местными правилами внешнего благоустройства, а также специальными федеральными правилами и нормами.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Что относится к объектам благоустройства?
Вопрос:
Какие объекты включаются в объекты благоустройства территории городского округа?
Под благоустройством территории в соответствии с п. 36 ст. 1 ГрК РФ понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная:
Согласно п. 3.2 СП 82.13330.2016 [1] благоустройство территории – это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
К элементам благоустройства территории данный документ относит:
Благоустройство территории – это комплекс мероприятий, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
В соответствии с указанными рекомендациями благоустройство территории включает в себя следующее:
– детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга;
– площадки для выгула и дрессировки собак;
– улицы (в том числе пешеходные) и дороги;
– парки, скверы, иные зеленые зоны;
– площади, набережные и другие территории;
– технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны;
– контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов
– уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование;
– игровое и спортивное оборудование;
– средства размещения информации и рекламные конструкции;
– малые архитектурные формы и городская мебель;
– некапитальные нестационарные сооружения
Вопрос:
Могут ли в рамках благоустройства территории создаваться объекты капитального строительства?
В силу пп. 10 ст. 1 ГрК РФ объектами капитального строительства являются:
Исключение составляют временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки.
Законодательство РФ не устанавливает ограничений на включение в проекты по благоустройству, реализуемые в рамках государственных (муниципальных) программ, мероприятий, связанных с созданием объектов капитального строительства.
Таким образом, средства, выделяемые на благоустройство, могут быть направлены на строительство объектов капитального строительства, относящихся к элементам благоустройства, в случае, если их строительство предусмотрено государственной программой субъекта РФ и (или) муниципальной программой либо проектом по благоустройству. Такое разъяснение дано в Письме Минстроя РФ от 16.12.2017 № 47268-АЧ/06.
Вопрос:
Какие расходы могут учитываться в работах по благоустройству территорий муниципального образования?
Правилами благоустройства территорий муниципальных образований устанавливаются (абз. 21 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ):
Правила благоустройства территории муниципального образования могут включать, в частности, следующее (ст. 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ):
Вопрос:
По каким статьям КОСГУ отражаются расходы на благоустройство?
Согласно Указаниям № 65н [3] для отражения расходов на благоустройство территорий могут применяться:
[1] СП 82.13330.2016 «Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75», утв. Приказом Минстроя РФ от 16.12.2016 № 972/пр.
[2] Федеральный закон от 06.12.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
[3] Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.
Объекты внешнего благоустройства
«Бухгалтерский бюллетень», 2007, N 6
Вопрос благоустройства прилегающей территории достаточно актуален для целого ряда организаций. В частности, строительные нормы и правила предусматривают обязательные мероприятия по благоустройству и озеленению территорий строительства.
Действующими нормативными актами не определено понятие «объекты внешнего благоустройства».
Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, установлен перечень имущества, которое относится к основным фондам.
В соответствии с ОКОФ основными фондами являются произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг.
По ОКОФ к основным фондам не относятся объекты внешнего благоустройства.
Вместе с тем в п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» в редакции Приказа Минфина России от 12.12.2005 N 147н в перечне основных средств поименованы многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
К работам по благоустройству территории можно отнести асфальтирование, озеленение территории, разбивку газонов, устройство стоянок для автотранспорта, установку скамеек, фонтанов и т.д.
Кроме того, необходимость благоустройства прилегающей территории предусмотрена нормативными актами. Так, строительные нормы и правила предусматривают обязательные мероприятия по благоустройству и озеленению территорий строительства. Создание данных объектов предусмотрено проектами и обусловлено решениями органов местного самоуправления и инвестиционно-тендерных комиссий как условие получения разрешения на строительство объекта недвижимости. В связи с этим у организаций возникают вопросы, касающиеся учета расходов на благоустройство в бухгалтерском и налоговом учете.
Согласно редакции ПБУ 6/01, действовавшей до 1 января 2006 г., по объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам амортизация не начислялась.
С 1 января 2006 г. из перечня объектов основных средств, не подлежащих амортизации, исключены объекты жилищного фонда, объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты, а также продуктивный скот, буйволы, волы и олени, многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста. Эта поправка вызвана сложившейся практикой. Производственные, административные и офисные здания не могут быть введены в эксплуатацию до того, как прилегающая территория не будет благоустроена. Следовательно, затраты на объекты внешнего благоустройства на полном основании могут быть отнесены к амортизируемым основным средствам.
Новая редакция ПБУ 6/01 применяется начиная с бухгалтерской отчетности 2006 г. Поэтому у организаций, имевших на балансе объекты внешнего благоустройства, принятые к учету до 1 января 2006 г., возникает вопрос: нужно ли теперь (с 2006 г.) амортизировать эти объекты внешнего благоустройства в бухгалтерском учете?
Порядок внесения изменений в учетную политику регламентируется ПБУ 1/98 «Учетная политика организаций», утвержденным Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н. Согласно п. 18 ПБУ 1/98 изменение в учетную политику (в том числе по причине внесения поправок в нормативные акты по бухгалтерскому учету) должно вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения. Значит, изменение учетной политики в части начисления амортизации по объектам внешнего благоустройства обоснованно только по отношению объектов внешнего благоустройства, принятых к бухгалтерскому учету после 1 января 2006 г. Аналогичные разъяснения, правда, в части начисления амортизации по объектам жилого фонда, были приведены в Письмах Минфина России от 06.07.2006 N 03-06-01-04/141 и от 20.09.2006 N 03-06-01-02/41.
Налог на имущество
В п. 1 ст. 374 НК РФ определены объекты, облагаемые налогом на имущество организаций.
К ним относится движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств. Это означает, что объекты внешнего благоустройства подлежат налогообложению налогом на имущество. По объектам внешнего благоустройства, по которым амортизация не начисляется (принятым на учет до 1 января 2006 г.), начисляется износ на забалансовом счете. Причем по правилам ПБУ 6/01 износ по объектам внешнего благоустройства начисляется в конце отчетного года. Но для определения налоговой базы по налогу на имущество износ на забалансовый счет нужно начислять ежемесячно. Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 19.05.2004 N 04-05-06/57.
По второй группе объектов внешнего благоустройства, принятых на учет после 1 января 2006 г., амортизация начисляется в общеустановленном порядке. Срок полезного использования этих объектов организация устанавливает самостоятельно. При расчете налога на имущество по объектам внешнего благоустройства данной группы принимается остаточная стоимость объектов.
Налог на добавленную стоимость
Очевидно, что объекты внешнего благоустройства для осуществления облагаемых НДС операций не используются.
Поэтому «входной» НДС со стоимости подрядных работ, когда объекты внешнего благоустройства создаются сторонней организацией, к вычету не принимается.
Бухгалтерский учет
Рассмотрим порядок учета объектов внешнего благоустройства первой и второй группы на условном примере.
При вводе в эксплуатацию по автостоянке установлен срок полезного использования 160 месяцев.
В бухгалтерском учете ООО «Весна» должны быть сделаны следующие записи.
По дебету счета 010 «Износ основных средств» начислен износ на забалансовом счете на конец 2006 г.:
(100 000 руб. : 60 мес. x 23 мес.)
Налог на прибыль
В Налоговом кодексе «объекты внешнего благоустройства» выделены в отдельную группу амортизируемого имущества, не подлежащего амортизации (пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ). Это означает, что для целей налогообложения первоначальная стоимость (расходы на создание) этих объектов не учитывается.
В ст. 256 НК РФ к объектам внешнего благоустройства отнесены объекты лесного и дорожного хозяйства, сооруженные с привлечением источников бюджетного финансирования, а также специализированные сооружения судоходной обстановки и другие аналогичные объекты. То есть к объектам внешнего благоустройства можно отнести те объекты, которые делают территорию удобной для использования, но непосредственно в коммерческих целях не используются. В частности, в Письме Минфина России от 30 мая 2006 г. N 03-03-04/1/487 к таким объектам отнесены асфальтирование территории вокруг магазинов, включая подъездные пути, парковка для грузового и легкового автотранспорта, устройство тротуаров и пешеходных дорожек, газоны, зеленые насаждения. В Письме говорится о том, что указанные объекты не подлежат амортизации для целей налога на прибыль.
Вместе с тем к отдельным объектам внешнего благоустройства может быть применена ст. 252 НК РФ, то есть эти объекты связаны с получением дохода. Только в этом случае расходы на создание таких объектов можно будет учесть при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. Например, если перед торговым центром фирма организовала платную автостоянку, то расходы по созданию такой автостоянки (как и сумма НДС по ним) будут приниматься в налоговом учете в общеустановленном порядке.
Налоговые последствия внешнего благоустройства
Что такое внешнее благоустройство?
Начнем с того, что как таковое понятие «благоустройство территории» отсутствует в законодательстве. На этом основании чиновники советуют руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства. Итак, под расходами в объекты внешнего благоустройства следует понимать затраты, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации (письмо Минфина от 30.10.2007 г. № 03-03-06/1/745).
К внешнему благоустройству относятся асфальтирование, устройство дорожек, газонов, посадка кустарников, установка внешнего электрического освещения и т.д. (письмо Минфина от 25.04.2005 г. № 03-03-01-04/1/201). Сюда также можно включить фонтаны, памятники, малые архитектурные формы (письмо Минфина от 23.06.2006 г. № 03-06-02-04/92). У санаториев внешним благоустройством являются внутрисанаторные дороги, терренкуры, подпорные стенки, лестницы, скульптуры и пляжные сооружения (письмо Минфина от 13.10.2004 г. № 03-03-01-04/1/73).
Налоговый учет
налог на прибыль
Расходы на создание объектов внешнего благоустройства не учитываются в составе первоначальной стоимости основных средств, а формируют первоначальную стоимость объектов внешнего благоустройства, которые являются самостоятельным амортизируемым имуществом (письмо Минфина от 25.04.2005 г. № 03-03-01-04/1/201). В налоговом учете предметы внешнего благоустройства не подлежат амортизации. В данном случае речь идет об объектах лесного хозяйства, дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированных сооружениях судоходной обстановки (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ). Если прямо читать Налоговый кодекс, то получается, что факт наличия бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования относится только к объектам лесного и дорожного хозяйства.
Судебно-арбитражная практика
Судьи поддержали налоговиков, сказав, что, исходя из буквального толкования Налогового кодекса, наличие бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования относится только к объектам лесного и дорожного хозяйства. К специализированным сооружениям судоходной обстановки данное условие не применяется и, следовательно, не является обязательным в отношении иных, не поименованных в данной правовой норме объектов внешнего благоустройства (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.03.2006 г. № А33-22400/04-С3-Ф02-858/06-С1).
Судебно-арбитражная практика
Арбитры установили, что спорный объект «Благоустройство, озеленение и МАФ» сооружен ОАО «Северо-Западная ТЭЦ» без привлечения источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования. Поэтому под понятие «внешнего благоустройства» данный объект не подходит (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.07.2005 г. № А56-11749/04).
Судебно-арбитражная практика
Налоговики посчитали, что расходы на благоустройство экономически не обоснованы. Однако судьи с ними не согласились. Арбитражный суд отметил, что Налоговый кодекс не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиком расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности. Причем по смыслу правовой позиции Конституционного Суда, выраженной в постановлении от 24.02.2004 г. № 3-П, судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности (постановления ФАС Дальневосточного округа от 04.05.2008 г. № Ф03-А73/08-2/1322).
Учтите, что предприятия не вправе учесть для целей исчисления налога на прибыль расходы по содержанию прилегающих к зданию территорий, если при этом у компании отсутствуют документы, подтверждающие ее права пользования данными земельными участками (письмо УФНС по г. Москве от 13.10.2005 г. № 18-11/2/73604).
Чиновники уверены, что по работам, связанным с благоустройством, налоговый вычет по НДС не применяется. Тем не менее хотелось бы напомнить, что вычет по НДС становится возможным при наличии счета-фактуры и если приходованные товары (работы, услуги) используются в операциях, облагаемых НДС. Так что если вы сумеете доказать экономическую обоснованность расходов, то сможете воспользоваться и правом на вычет налога.
Судебно-арбитражная практика
Налоговый орган отказал в применении вычета по НДС по работам, связанным с асфальтированием дорожек, подъездных путей, озеленением и устройством внешнего ограждения и освещения. Чиновники объяснили это тем, что объекты внешнего благоустройства в целях налогообложения являются амортизируемым имуществом, не подлежащим амортизации. Поэтому НДС, уплаченный за выполнение данных работ, следует включить в стоимость объектов основных фондов.
Суд не согласился с требованиями налоговиков. Арбитры сказали, что созданные объекты используются для производственных целей и способствуют извлечению доходов. А в связи с тем, что реализация произведенной обществом продукции облагается НДС, вышеперечисленные работы подлежат налогообложению НДС (постановления ФАС Московского округа от 16.01.2008 г. № КА-А41/14082-07 и от 14.06.2007 г. № КА-А40/4876-07).
Озеленение
Достаточно часто возникает вопрос, как списывать затраты по озеленению наружных производственных территорий, а также работы по реставрации газонного покрытия.
Итак, если благоустройство территории, прилегающей к офисному зданию, производится после сдачи объекта строительства в эксплуатацию, то затраты по озеленению рассматривают как расходы капитального характера. Как мы уже писали, финансисты считают, что в данном случае в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса указанные объекты внешнего благоустройства относятся к амортизируемому имуществу, по которому в целях налогообложения прибыли начисление амортизации не производится (письмо Минфина от 25.05.2007 г. № 03-03-06/1/309). Поэтому расходы, связанные с озеленением территории земельного участка предприятия, не уменьшают базу по налогу на прибыль (письмо Минфина от 07.11.2007 г. № 03-03-06/1/777).
В свою очередь в письме УФНС по г. Москве от 17.03.2006 г. № 18-11/20791 указано, что затраты по озеленению имеют непроизводственный характер (объекты озеленения не относятся к основным средствам) и не соответствуют положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса. Причем, по мнению налоговиков, расходы по устройству газонов невозможно учесть, даже если указанные работы производятся по распоряжению органов местного самоуправления. Чиновники объясняют это тем, что устройство газонов напрямую не связано с производством и реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг (письмо УФНС по г. Москве от 18.11.2005 г. № 18-11/85322).
Однако не стоит забывать, что закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязывает обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Причем во многих и многих случаях нельзя использовать здания без соответствующего благоустройства прилегающих территорий.
При этом для оправдания затрат на озеленение территории можно опираться на соответствующие вашему виду деятельности санитарно-гигиенические нормы. В этом случае озеленение попадает под подпункт 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса в качестве материальных расходов на формирование санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Судебно-арбитражная практика
Арбитры напомнили, что согласно пункту 3.77 Строительных норм и правил «Генеральные планы промышленных предприятий» СНиП 11-89-90 на предприятия возложена обязанность по благоустройству принадлежащих им территорий (в т.ч. озеленение). В свою очередь для предприятий, производящих цемент, санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона установлена в размере 1000 м. Исходя из этого затраты на благоустройство и озеленение территории следует относить к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (постановление ФАС Центрального округа от 04.04.2008 г. № А09-3658/07-29).
Судебно-арбитражная практика
Судом было установлено, что работы по озеленению производственных территорий являлись необходимыми в целях соблюдения требований санитарно-гигиенических норм, установленных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 для предприятий, производящих гипс. Поэтому у налогоплательщика имелись все законные основания отнести полную стоимость спорных работ в состав расходов (постановление ФАС Центрального округа от 26.04.2007 г. № А68-АП-400/14-04).
Судебно-арбитражная практика
Арбитры постановили, что ОАО «Славнефть-ЯНОС» правомерно включило в состав расходов затраты, связанные с благоустройством территории (озеленение газонов и уничтожение нежелательной древесно-кустарниковой растительности). При этом судьи опирались на пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса, статью 20 Градостроительного кодекса, статью 12 закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, а также на приказ Госстроя от 15.12.1999 г. № 153 (постановление ФАС Московского округа от 11.01.2008 г. № КА-А40/13672-07).
Вырубка деревьев
С расходами на вырубку деревьев налоговики также вряд ли согласятся. Однако можно упирать на характер осуществляемой деятельности либо на наличие на территории предприятия опасных производственных объектов. А в связи с тем, что законодателем не установлен исчерпывающий перечень расходов, связанных с производством и реализацией продукции, наиболее логичным будет применить подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса – «другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией».
Судебно-арбитражная практика
Учитывая характер осуществляемой заявителем деятельности (выработка и реализация тепловой и электрической энергии), а также наличие опасных производственных объектов, суд правомерно посчитал, что вырубка деревьев на территории ОАО «Территориальная генерирующая компания № 6» связана с осуществлением основной деятельности предприятия (постановление ФАС Поволжского округа от 19.09.2007 г. № А49-500/07-35А/21).
Теперь рассмотрим порядок признания расходов, связанных с асфальтированием площадок и тротуаров у зданий офисов и на территории промышленных предприятий. Финансисты в письме от 28.03.2007 г. № 03-03-06/1/178 напомнили, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса в целях налогообложения прибыли объекты внешнего благоустройства не подлежат амортизации. Поэтому расходы, связанные с мощением земельного участка (объекта основных средств), не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
Тем не менее отстоять затраты на асфальтирование можно. Для этого следует опираться на соответствующие виду деятельности организации санитарные правила. Например, у предприятий продовольственной торговли подъездные пути, тротуары и разгрузочные площадки должны быть заасфальтированы или замощены (п. 3.2.3 СанПиН 2.3.5.021-94 «Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли», утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора от 30.12.1994 г. № 14).
Опасные производственные объекты
В свою очередь при работе с опасными производственными объектами при обосновании расходов на благоустройство можно сослаться на закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ (далее – Закон о промышленной безопасности). Ведь согласно пункту 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны соблюдать законодательные и нормативно-правовые акты в области промышленной безопасности.
Например, на основании подпункта 2.1.4 Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов от 01.12.2000 г. ВРД 39-1.10-006-2000 установлено, что открытые участки земли вблизи компрессорного цеха со стороны воздухозаборных устройств газоперекачивающих агрегатов должны быть засеяны газонной травой либо заасфальтированы. Получается, что производственные объекты благоустройства созданы в соответствии с требованиями актов нормативного правового регулирования безопасности и технической эксплуатации магистральных газопроводов. Поэтому даже чиновники согласны с тем, что затраты на ремонт и техническое обслуживание указанных объектов могут быть учтены в составе прочих расходов налогоплательщика в соответствии с положениями статьи 260 Налогового кодекса (письмо Минфина от 02.04.2007 г. № 03-03-06/1/203).
Судебно-арбитражная практика
Арбитражный суд решил, что затраты на асфальтирование площадок и тротуаров у здания заводоуправления уменьшают налогооблагаемую прибыль. Дело в том, что указанные расходы на благоустройство территории направлены на создание организацией производства, обеспечивающего нормальное функционирование опасных производственных объектов (постановление ФАС Московского округа от 10.04.2008 г. № КА-А40/2263-08).
Для любого развлекательного комплекса важным является наличие благоустроенной территории. К примеру, для аквапарка имеет большое значение присутствие на его территории искусственной растительности, бетонных площадок и тротуарной плитки вокруг бассейнов, устройство малых архитектурных форм, а также декоративное освещение парка. Вот здесь и возникает вопрос, являются ли в нашем случае объекты благоустройства амортизируемым имуществом для налогообложения? Ответ чиновников не может не удручать. Дело в том, что финансисты считают, что все перечисленные выше объекты внешнего благоустройства согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса не подлежат амортизации (письмо Минфина от 30.01.2008 г. № 03-03-06/1/63).
Как видите, специалисты Минфина решили «не обращать внимание» на то, что в данном случае указанные затраты напрямую связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. И, как следует из рассмотренного нами ранее письма чиновников от 30.10.2007 г. № 03-03-06/1/745, данные затраты должны удовлетворяют критериям, предусмотренным статьей 252 Налогового кодекса.
Для справки напомним, что гигиенические требования к устройству аквапарков прописаны в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.1.2.1331-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.06.2003 г.
Автостоянки
Чиновники отмечают, что обустроенная бесплатная автостоянка для сотрудников и клиентов также является объектом внешнего благоустройства территории. При этом в целях налогообложения прибыли по объектам внешнего благоустройства амортизация не начисляется (письмо Минфина России от 15.11.2006 г. № 03-03-04/2/241). В более раннем разъяснении финансисты уточнили, что по ОКОФ к основным фондам не относятся следующие объекты благоустройства: подъездные пути, погрузочно-разгрузочные площадки, парковки для транспорта, тротуары, пешеходные дорожки и газоны (письмо Минфина РФ от 30.05.2006 г. № 03-03-04/1/487).
Тем не менее московские налоговики считают, что гостевая парковка у торгового центра не только является основным средством, но и непосредственно влияет на торговлю. При этом гостевая парковка, в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1, может быть отнесена к седьмой амортизационной группе (письмо УФНС по г. Москве от 14.02.2006 г. № 20-12/11368).
Судебно-арбитражная практика
Налоговый орган посчитал, что ЗАО «Символ» неправомерно включило в состав расходов амортизационные отчисления по автостоянке, прилегающей к зданию торгового комплекса.
Арбитражный суд не согласился с налоговиками. Дело в том, что согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса объект внешнего благоустройства не подлежит амортизации, только если он сооружен с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного финансирования. В свою очередь гостевая автостоянка была построена без привлечения источников финансирования и непосредственно связана с осуществляемой организацией деятельностью. Причем указанная автостоянка была предусмотрена (согласно СНиП 02.07.01-89 и ТСН 30-305-2002) проектом строительства как необходимый элемент функционирования объекта торговли (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2008 г. № А56-4910/2007).
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина