Что такое объекты коммунальной инфраструктуры
Что такое объекты коммунальной инфраструктуры
ГрК РФ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1 ГрК РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 29.12.2017 N 463-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 21.10.2013 N 282-ФЗ, от 01.07.2017 N 135-ФЗ, от 29.07.2017 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 10.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
(п. 10.2 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(п. 10.3 введен Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
(п. 11 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 14 в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 14.1 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 215-ФЗ)
(п. 14.2 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 215-ФЗ)
(п. 14.3 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 215-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 14.4 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 418-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 18 введен Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ)
(п. 19 введен Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ)
(п. 20 введен Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ)
(п. 21 введен Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 23 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 456-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 24 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 25 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 43-ФЗ)
(п. 26 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 264-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 27 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 456-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 264-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 28 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 456-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 264-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 29 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 315-ФЗ)
(п. 30 в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 31 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 369-ФЗ)
(п. 32 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 369-ФЗ)
(п. 33 в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 191-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 33.1 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 191-ФЗ)
(п. 34 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 35 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
(п. 36 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 463-ФЗ)
(п. 37 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 463-ФЗ)
(п. 38 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 463-ФЗ)
Объект ИЖС может превышать параметры, установленные п. 39 ст. 1, если разрешение на строительство получено до 04.08.2018, и его параметры соответствуют требованиям разрешения (ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ).
(п. 39 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
Что такое объекты коммунальной инфраструктуры
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 января 2016 г. № 1055-АЧ/04 О возможности закрепления на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) за государственными и муниципальными унитарными предприятиями такого вида государственного и муниципального имущества как системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства
При этом частью 3 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ установлено, что передача прав владения и (или) пользования объектом водоснабжения и (или) водоотведения, который введен в эксплуатацию более чем за 5 лет до даты опубликования извещения о проведении конкурса, осуществляется только по концессионным соглашениям за исключением предоставления указанных нрав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными.
В соответствии с частью 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом являются вещными правами лиц, не являющихся собственниками.
Отношения по передаче прав владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры по договору аренды или концессионном) соглашению регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом № 416-ФЗ, Законом № 190-ФЗ и Законом № 115-ФЗ, тогда как право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом устанавливаются в соответствии с главой 19 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и не являются предметом правового регулирования Закона № 115-ФЗ.
Согласно статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления относится организация теплоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения.
Статьей 17 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.
С учетом изложенного, Минстрой России считает возможным закрепление объектов коммунальной инфраструктуры за государственными или муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в случае возникновения угрозы безопасности теплоснабжения, нарушения обеспечения надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения при реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, установленных Законом № 131-ФЗ, до передачи таких объектов концедентом концессионеру по концессионному соглашению.
Вместе с тем, Минстрой России обращает внимание на необходимость неукоснительного исполнения подпункта «а» пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 августа 2015 г. № Пр-1608 о реализации в установленные сроки графиков передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства всех государственных и муниципальных унитарных предприятий, управление которыми было признано неэффективным.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, следует учитывать, что письма федеральных органов исполнительной власти, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Обзор документа
Даны разъяснения о возможности закрепления на праве хозведения (оперативного управления) за ГУПами и МУПами государственных (муниципальных) объектов коммунальной инфраструктуры. Речь идет об объектах тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованных системах горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектах таких систем.
По мнению Минстроя России, это возможно до передачи таких объектов концедентом концессионеру по концессионному соглашению в случае возникновения угрозы безопасности теплоснабжения, нарушения обеспечения надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения при решении вопросов местного значения.
Подраздел II.3.4. Объекты социальной инфраструктуры
Подраздел II.3.4. Объекты социальной инфраструктуры
Организации обслуживания всех видов и форм собственности следует размещать с учётом градостроительной ситуации, планировочной структуры города Краснодара и населённых пунктов сельских округов, деления на жилые районы и микрорайоны (кварталы) в целях создания единой системы обслуживания.
118. Расчёт количества и вместимости объектов обслуживания, размеры их земельных участков следует принимать по нормативам обеспеченности, приведённым в приложении N 7 к настоящим нормативам градостроительного проектирования.
При расчёте количества, вместимости, размеров земельных участков, размещении организаций обслуживания микрорайона (квартала) и жилого района следует исходить из необходимости удовлетворения потребностей различных социальных групп населения, в том числе с ограниченными физическими возможностями, нормативы обеспеченности не менее приведённых в приложении N 7 настоящим нормативам градостроительного проектирования.
Количество, вместимость организаций обслуживания, их размещение и размеры земельных участков, не указанные в приложении N 7 настоящим нормативам градостроительного проектирования, следует устанавливать по заданию на проектирование.
Кроме этого, при определении количества, состава и вместимости объектов обслуживания в городе Краснодаре и населённых пунктах сельских округов следует дополнительно учитывать туристов и сезонное население.
120. Расчёт организаций обслуживания для сезонного населения садоводческих или дачных некоммерческих объединений и жилого фонда с временным проживанием допускается принимать по нормативам, приведённым в таблице 21.
«Проблемы модернизации коммунальной инфраструктуры»
Рекомендации
Участники «круглого стола», проведенного 19 мая 2021 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, профессионального сообщества в сфере жилищно-коммунального хозяйства, всесторонне обсудив вопросы модернизации коммунальной инфраструктуры, отмечают следующее.
Процесс реформирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации продолжается более 20 лет. За указанный период удалось выстроить определенный алгоритм решения таких сложных и важных для отрасли и населения проблем, как проведение капитального ремонта, а также ликвидация непригодного для проживания жилищного фонда. Однако проблему высокой изношенности объектов и систем коммунальной инфраструктуры, их своевременного обновления решить в полной мере до сих пор не удалось.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 21 апреля 2021 года Президент Российской Федерации обозначил обновление систем жилищно-коммунального хозяйства в качестве одного из приоритетов развития регионов.
Названный приоритет напрямую согласуется с закрепленной в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»[1] национальной целью по созданию комфортной и безопасной среды для жизни, достичь которой невозможно без обновления ветхой коммунальной инфраструктуры.
В настоящее время износ коммунальных сетей в целом по стране составляет порядка 58%, при этом деградация системы жилищно-коммунального хозяйства нарастает. По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в стране ежегодно должны заменяться не менее 5% труб с высоким износом (в первую очередь, это объекты тепло- и водоснабжения), но меняется лишь 2%[2].
Это, в свою очередь, негативно сказывается на увеличении числа аварийных ситуаций. По информации Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации И.Э. Файзуллина, за отопительный период 2020–2021 годов на объектах ЖКХ в России произошло более 7,3 тыс. аварий, причинами которых является повышенный износ сетей[3].
В некоторых регионах уровень износа коммунальных сетей существенно выше, чем в целом по стране. Так, в Калининградской области доля водопроводной сети, нуждающейся в замене, составляет 82%, в Карачаево-Черкесской Республике и Псковской области – 69%, Республике Тыва – 67%.
Доля канализационной сети, нуждающейся в замене, составляет в Ставропольском крае 94%, Республике Калмыкия – 89%, Республике Тыва – 84%, Курганской области – 82%[4].
Наиболее высокий износ коммунальной инфраструктуры отмечается в регионах Северо-Кавказского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
В качестве отдельной проблемы в системе коммунальной инфраструктуры можно выделить неудовлетворительное состояние очистных сооружений.
В соответствии со Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года[5] строительство и модернизация очистных сооружений обозначены в качестве одного из приоритетных направлений в решении задачи по обеспечению экологической безопасности.
Согласно данным Минприроды России[6], доля загрязненных сточных вод в 2019 году составила 32,8% от суммарного показателя сброса всех сточных вод, при этом главными загрязнителями, сбрасывающими в поверхностные водоемы почти 59% всех загрязненных вод, названы канализации коммунального и близкого им характера[7].
По данным Росстата, исходя из общего объема пропущенных недостаточно очищенных сточных вод через очистные сооружения (4,7 млрд куб. метров), общая потребность в модернизации очистных сооружений оценивается в 366–732 млрд рублей – на реализацию программ повышения экологической эффективности организаций водопроводно-канализационного хозяйства, вклад которых в суммарные сбросы загрязняющих веществ составляет не менее чем 60 процентов, и до 330 млрд рублей – на модернизацию существующих очистных сооружений систем водоотведения.
Всего, по данным Минстроя России, для замены и модернизации коммунальной инфраструктуры требуется не менее 4 трлн рублей[8].
Среди причин, препятствующих своевременному обновлению коммунальной инфраструктуры, характеризующейся высоким физическим и моральным износом, профессиональным сообществом, помимо дефицитности бюджетов большинства субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований, выделяются такие причины, как:
— несоответствие действующих коммунальных тарифов реальным потребностям в финансовых ресурсах, необходимых для модернизации коммунальной инфраструктуры;
— непривлекательность для инвесторов систем и объектов коммунальной инфраструктуры в малых и средних городах с небольшим количеством потребителей.
В связи с обозначенными причинами, учитывая накопленные объемы ветхой коммунальной инфраструктуры, для решения проблемы по ее модернизации требуются значительные финансовые ресурсы и вложение не только средств бюджетов всех уровней, но и привлечение частных инвестиций в инфраструктурные проекты.
С 2016 года предоставление государственной финансовой поддержки на реализацию проектов по модернизации систем и объектов коммунальной инфраструктуры с привлечением внебюджетных средств в такие проекты в субъектах Российской Федерации осуществляется государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд ЖКХ) в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года № 1451[9].
Финансовая поддержка Фонда ЖКХ субъектам Российской Федерации предоставляется на подготовку проекта модернизации (5% от стоимости проекта, но не более 5 млн рублей); реализацию проекта модернизации (60% от стоимости проекта, но не более 300 млн рублей); субсидирование процентной ставки по кредитам или облигационным займам (65% от величины ключевой ставки Банка России).
По информации, представленной Фондом ЖКХ[10], за период действия программы были одобрены заявки 40 субъектов Российской Федерации на подготовку и реализацию 118 проектов модернизации на общую сумму 32,04 млрд рублей, из которых 16,6 млрд рублей (52%) средства Фонда ЖКХ, 9,8 млрд рублей (31%) составили внебюджетные средства.
На текущий момент нераспределенный остаток общего лимита средств Фонда ЖКХ на модернизацию коммунальной инфраструктуры составляет 0,25 млрд рублей, при этом средств на реализацию программы в 2021 году Фонду ЖКХ не выделено.
Отдельные мероприятия по модернизации очистных сооружений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, а также систем водоснабжения осуществляются в рамках реализации федерального проекта «Оздоровление Волги» в составе национального проекта «Экология», а также федерального проекта «Чистая вода», реализация которого с 2021 года осуществляется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда».
Кроме того, Минстроем России запущен пилотный проект по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, износ которых достиг более 60%.
В настоящее время указанный пилотный проект реализуется в 5 городах: Орск (Оренбургская область), Козьмодемьянск (Республика Марий Эл), Переславль-Залесский (Ярославская область), Новоалтайск (Алтайский край), Белово (Кемеровская область – Кузбасс), для чего из федерального бюджета выделено 1,26 млрд рублей.
Вместе с тем следует констатировать, что объемы выделяемых из федерального бюджета средств на модернизацию систем и объектов коммунальной инфраструктуры не соответствуют реальным потребностям в них.
Участники «круглого стола», обсудив текущее состояние систем и объектов коммунальной инфраструктуры, а также проблемы, связанные с ее модернизацией, решили рекомендовать:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
— ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 1143824–7 «О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона „О концессионных соглашениях“ (об условиях и порядке трансформации договоров аренды имущества в концессионные соглашения), предусматривающего право заключения концессионных соглашений без проведения торгов в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в аренде у будущего концессионера, при условии принятия концессионером инвестиционных обязательств.
2. Правительству Российской Федерации:
— рассмотреть вопрос о разработке в рамках национального проекта «Экология» федерального проекта «Строительство и реконструкция (модернизация) очистных сооружений централизованных систем водоотведения»;
— ускорить разработку и принятие нормативной правовой базы, регламентирующей порядок предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры по ставке, не превышающей 3 процентов годовых, со сроком погашения до 15 лет и более;
— в целях продолжения предоставления Фондом ЖКХ финансовой поддержки на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований в виде имущественного взноса Российской Федерации в Фонд ЖКХ в размере 5 млрд рублей ежегодно;
— рассмотреть вопрос о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года № 1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры» в части установления возможности определения размера предоставляемого Фондом ЖКХ софинансирования проектов модернизации исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, ежегодно устанавливаемого Министерством финансов Российской Федерации;
— рассмотреть вопрос о целесообразности снятия предусмотренного Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» ограничения по общему размеру финансовой поддержки Фонда ЖКХ (1 млрд рублей), предоставляемой субъекту Российской Федерации на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, в целях продолжения ее предоставления регионам, практически выбравшим свой лимит;
— рассмотреть возможность введения механизма стимулирования субъектов Российской Федерации к установлению ими льгот по налогу на имущество в части построенных (модернизированных) объектов коммунальной инфраструктуры через учет выпадающих доходов регионов в дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности.
3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства:
— рассмотреть вопрос о разработке и внедрении методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния объектов коммунальной инфраструктуры, предусматривающей показатели физического износа и энергетической эффективности, порядок проведения обследования и анализа текущего состояния объектов и сетевого хозяйства;
— содействовать проведению в субъектах Российской Федерации инвентаризации систем и объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в целях получения полной и достоверной информации о фактическом технико-экономическом состоянии объектов коммунальной инфраструктуры.
4. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
проработать вопрос о целесообразности наделения субъектов Российской Федерации правом разработки региональных программ развития систем коммунальной инфраструктуры, аккумулирующих в себе мероприятия по развитию стратегически значимых объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальных образованиях.
5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления:
— провести инвентаризацию систем и объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в целях получения полной и достоверной информации о фактическом технико-экономическом состоянии объектов коммунальной инфраструктуры;
— рассмотреть вопрос о консолидации муниципальных предприятий в сфере водоснабжения и водоотведения, действующих на территории региона, в целях создания одного или нескольких водоканалов под управлением регионального оператора;
— рассмотреть возможность использования облигационных займов (инфраструктурных облигаций) в целях финансирования строительства (реконструкции) объектов коммунальной инфраструктуры.
6. Органам местного самоуправления:
— обеспечить актуализацию схем водоснабжения и водоотведения, на основании которых осуществляется развитие централизованных систем горячего, холодного водоснабжения и водоотведения, в соответствии с документами территориального планирования;
— в документах стратегического планирования, разрабатываемых на уровне муниципальных образований, предусматривать мероприятия по развитию системы ливневой канализации.
[1] Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
[2] «Минстрой сообщил об износе коммунальных сетей в России на 58%». ИНТЕРФАКС, 26 марта 2020 года.
[3] Совещание Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации, 10 марта 2021 года. kremlin.ru/events/president/news/65134.
[4] По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС).
[5] Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года».
[6] Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году». М.: Минприроды России; МГУ имени М.В. Ломоносова, 2020.
[7] Государственный доклад «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2017 году». М.: НИА-Природа, 2018.
[8] «Минстрой сообщил об износе коммунальных сетей в России на 58%». ИНТЕРФАКС, 26 марта 2020 года.
[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года № 1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры».
[10] Письмо Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 30 апреля 2021 года № ОС-04/14.