Что такое нужда в трактовке древних мыслителей

Нужда – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово нужда? Пытаешься разобраться, что такое нужда? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «нужда» в словарях русского языка

Нужда это:

1.Отсутствие средств на самое необхолимое; нищета, бедность.

2.Потребность в ком-либо или в чем-либо. II ж. разг.Потребность в естественном отправлении.

Нужда

ж.
1) Состояние, при котором испытывается острый недостаток в средствах к существованию; нищета, бедность.
2) Потребность, необходимость, надобность в чем-л.
3) разг.-сниж. Потребность в естественном отправлении.

Нужда

Нужда

недостаток в необходимом, бедность Вырос в нужде. нужда == потребность Н. в деньгах. Нужды новоселов.

Нужда

нужда ж.
1) Состояние, при котором испытывается острый недостаток в средствах к существованию; нищета, бедность.
2) Потребность, необходимость, надобность в чем-л.
3) разг.-сниж. Потребность в естественном отправлении.

Нужда

нужды (нужда, нужды устар. обл.), мн. нужды, ж.

1. только ед. Недостаток в необходимом, бедность, нищета. покуда богатые остаются богатыми, покуда они держат в своих руках большую часть и земли, и скота, и орудий, и денег, – до тех пор не только бедноте, но и средним крестьянам никогда из нужды не выбиться. Ленин. Уж на Что бывал я в нужде и скорби, а этакой нужды и я не видывал: в доме иной день даже корки черствой не увидишь. Салтыков-Щедрин. Нужда, голод настает. Крылов. Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет. Пословица.

2. Потребность в чем-н., необходимость. Что нужды мне в твоем

Нужда

Нужда

потребность, необходимость в чём-либо (обычно острая) недостаток в самом необходимом, бедность

Где и как употребляется слово «нужда»?

Кроме значения слова «нужда» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «нужда».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «нужда» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «нужда»

В то же время потребителям нет нужды знать, почему они находят некоторые продукты более удовлетворительными, чем другие.

Тротуары местами покрываются льдом – в том числе из-за довольно противной привычки некоторых людей справлять нужду где попало, и искоренить это, похоже, не под силу даже правительству.

Например, вам нужно позвонить по телефону, но запоминать этот номер надолго особой нужды нет.

Источник

Проблема потребностей у мыслителей античности

Человек в первобытном обшестве

За всеми потребностями людей первобытной эпохи стояли биологические особенности человеческого организма. Эти особенности нашли выражение в так называемых насущных,или витальных, первичныхпотребностях — в пище, одежде, жилище. Главная особенность насущных потребностей, как уже отмечалось, состоит в том, что они обязательно должны удовлетворяться — иначе человеческий организм вообще не может существовать. К вторичным, ненасущнымотносят потребности, без удовлетворения которых жизнь возможна, хотя и полна лишений. Главные отличия человека от животных — трудовая деятельность и развивавшееся в процессе труда мышление.

Общество выработало и ряд механизмов, позволяющих разрешать конфликты между личностными и общественными потребностями. Этот механизм — мораль.Мораль закреплялась через воспитание и традиции. Она стала первым мощным социальнымрегулятором человеческих потребностей, управляющим распределением жизненных благ.

Несколько позже морали в первобытном обществе возникают ми­фология, религияи искусство.Их появление — это крупнейший скачок в развитии потребности в познании.

Итак, в развитии потребностей первобытного человека обнару­живается ряд закономерностей.

1. Человек всегда был вынужден удовлетворять насущные, первичные, преимущественно биологические потребности.

2. Удовлетворение простейших материальных потребностей вело к формированию все более сложных, вторичных потребностей, имевших преимущественно социальный характер,

3. Древние люди на опыте убедились в необходимости удовлетворения общественных потребностей и начали создавать необходимые для этого механизмы регуляции социального поведения — прежде всего мораль (нравственность).

4. Наряду с базовыми, насущными потребностями у всех племен древних людей на каком-то этапе их развития появляется потребность в формировании мировоззрения. Только мировоззренческие идеи (мифология, религия, искусство) могли придать смысл человеческой жизни, создать систему ценностей, выработать стратегию жизненного поведения отдельного человека и племени в целом.

Первые цивилизации и «осевое время»

Экономической основой первых цивилизаций стали так называемые раннеземледельческие культуры. В бассейнах крупных рек в теплом поясе Земли (Нил, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы, Тигр и Евфрат) около восьми тысяч лет назад стали возникать оседлые поселения.

Удовлетворение потребностей все сильнее зависит не только от производства материальных и духовных благ, но и от места человека в общественной системе.

Возникновение письменностирезко расширило возможности опосредованного общения между людьми с помощью знаковых систем (языка). Потребности в познании, общении, обучении, передаче и хранении информации обслуживаются теперь путем создания письменных текстов.

Крупный сдвиг в понимании человеком мира, этот период известный немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс (1831-1969) назвал «осевым временем».

Если при первобытном строе это были моральные, а затем и связанные с ними религиозные нормы, то после возникновения государства человеческое поведение регулируют и нормы права.

Библия о потребностях человека

В иудаизме общественные потребности, понимаемые как воля Бога, обобщены в десяти заповедях.Первые четыре из них носят чисто религиозный характер. Последние шесть являются набором требований, соблюдение которых необходимо для нормального функционирования любого общества (и, следовательно, полезно для составляющих его индивидов):

1. Почитай отца твоего и мать твою.

3. Не прелюбодействуй.

5. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Для оценки человеческих действий в христианской теологии развивается учение о грехеи концепция семи смертных грехов,которые необходимо изживать путем нравствен­ного самосовершенствования. К семи смертным грехам относятся:

2. Лихоимство (жадность).

7. Праздность (безделье).

Эта система ценностей включала в себя умеренность в потребностях, их постоянство и неизменность. Удовлетворение индивидуальных потребностей должно было строго соответствовать нормам морали и закона — иначе следовали суровые наказания. В религии с древности утвердилось представление о более высокой ценности духовных — особенно религиозных потребностей по сравнению с материальными. Последние должны удовлетворяться в минимальной степени, так как они не ведут к развитию личности и не угодны Богу.

Проблема потребностей у мыслителей античности

Так, первый греческий философ — Фалес из Милета (ок. 625 г. — ок. 547 г. до н. э.) он стремился и учить индивида разумному поведению в человеческом сообществе умению сочетать личные и общественные интересы, не удовлетворять индивидуальные потребности в ущерб согражданам.

Основоположник материалистического направления в западной философии Демокрит из Абдер (род. ок. 460 г. до н. э., дата смерти не известна) обратил внимание на возрастание потребностей, существование потребностей разумных и неразумных. Демокрит одним из первых стал доказывать, что для достижения счастья необходима не безудержная погоня за удовольствиями, а контроль над своими потребностями, разумное ограничена желаний: Неумеренной погоне за материальными благами древние мыслители противопоставляли стремление к благам духовным.

Античные мыслители считали материальные потребности менее важными, чем духовные. Это относилось и к материальной трудовой деятельности. Аристотеля (384-322 г. до н. э.) об орудиях труда. Согласно его классификации, орудия труда делятся на три типа: неодушевленные (например, сельскохозяйственный инвентарь), одушевленные (сельскохозяйственные животные) и говорящие — рабы. Культ тела, физической силы порождал потребности в спортивных сооружениях, соревнованиях, постоянном физическом совершенствовании.

Первая классификация человеческих потребностей была дана последователем Демокрита — древнегреческим атомистом Эпикуром (341-270 г. до н. э.). Похожей классификацией фактически пользуются и современные ученые.

разумные («естественные») неразумные («пустые»).

Необходимые не являющиеся необходимыми.

необходимые для счастья, необходимые для человека как живого организма (тела

насущные (т. е. абсолютно необходимые, без удов­летворения которых жизнь в принципе невозможна).

Эпикур создал этическое учение, получившее впоследствии его имя — эпикурейство.Согласно этому учению, главная цель всех живых существ — получение удовольств. Удовольствие является следствием удовлетворения потребностей. Но не все потребности будет разумно удовлетворять, не все удовольствия имеют для человека равную ценность: Согласно Эпикуру, наиболее ценные и важные для человека удовольствия дают дружба и познание мира. Им провозглашается большая ценность духовных и творческих потребностей по сравнению с чисто потребительскими и материальными.

В последующие века идеи Эпикура были искажены. В настоящее время под эпикурейством обычно понимают безудержную погоню за удовольствиями и наслаждениями, пустое «прожигание» жизни.

Софисты впервые в истории науки объ­явили главным, стержневым вопросом не учение о мире (космосе), а проблему человека. Человеческую жизнь надо строить, сообразуясь не с законами природы, а с миром наших потребностей и интересов, той новой мерой всего сущего. Софисты учили граждан полиса отстаивать свои интересы, удовлетворять свои потребности невзирая ни на что. Главное — не постигать истину, а добиваться осуществления своих целей.

Кинизм(цинизм), (основатели — Антисфен из Афин, ок. 450 — ок. 360 гг. до н. э. и Диоген Синопский — умер ок. 330-320 гг. до н. э.) возник как движение социального протеста среди людей, считавших себя незаслуженно обиженными существовавшей тогда общественной системой. Идеология кинизма предполагает демонстративное неуважение к существующим в обществе законам, обычаям и ценностям, стремление жить автономно, независимо от окружающего мира. Такая независимость, самодостаточность, апатия и безразличие ко всему получила название «автаркия».В отношении к человеческим потребностям автаркия проявилась в аскетизме— стрем­лении не зависеть от них, обходиться самым минимальным набором материальных благ.

Скептицизм(основатель — Пиррон из Элиды, ок. 360 — ок. 275/270 гг. до н. э.) впервые в истории европейской мысли усомнился в возможностях достоверного познания мира человеком. После скептиков представление об ограниченности разума, неспособности человека понять сущность окружающего мира получает широкое распространение в европейской культуре. Школа скептиков впервые заявила, что потребность в достоверном познании мира, по-видимому, вообще не может быть удовлетворена.

Наконец, стоицизм,основанный Зеноном из Китиона (336-264 гг. до н. э.), был особенно популярен в Риме эпохи империи. При постоянной фрустрации этой потребности стоики объявили единственно разумным мировоззрением спокойную, мудрую покорность року, судьбе. Таким образом, у стоиков духовные потребности считались выше материальных, а общественные — выше личных. Это мировоззрение противостоит упрощению потребностей, сведению их только к базовым и самым примитивным (как делали киники).

Источник

Понимание категории «потребность» в Древней Греции

Проблема человеческих потребностей как социокультурного явления, их природа и роль в жизни, детерминирование общественными отношениями. Становление данной категории, а также ее толкование философами Античности в русле материалистических воззрений.

РубрикаФилософия
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления10.05.2018
Размер файла18,0 K

Что такое нужда в трактовке древних мыслителей. Смотреть фото Что такое нужда в трактовке древних мыслителей. Смотреть картинку Что такое нужда в трактовке древних мыслителей. Картинка про Что такое нужда в трактовке древних мыслителей. Фото Что такое нужда в трактовке древних мыслителей

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понимание категории «потребность» в Древней Греции

Любые потребности всегда детерминированы общественными отношениями и, с этой точки зрения, они представляют собой социаокультурное явление. История развития потребностей, их осмысление, есть история развития общества, писал К. Маркс: «…Размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большей мере от культурного уровня страны…» [1].

Как же происходило становление категории «потребность»?

Интерес к потребностям человека отмечается уже у Античных философов. Рассматривая человеческую природу, они фиксировали ее социальную детерминацию.

Демокрит также сравнивал потребность с нуждой, считая, что последняя является побудительной силой действий человека: «Действительно, сама нужда служила людям учительницей во всем, наставляя их соответствующим образом в познании каждой вещи…» [4]. Он обращал внимание на отличие самой потребности от средств ее удовлетворения, говоря, что человек не знает границ удовлетворения своих потребностей.

Кроме философов-материалистов потребности изучали и философы-идеалисты, делавшие основной акцент на разграничении животных и человеческих потребностей.

По мнению философа, в качестве основы для социального деления общества выступают различия в способностях. А различие людей по способностям обусловлено развитием различных искусств для удовлетворения необходимых потребностей. Высшей потребностью человека является потребность в удовольствии и наслаждении, так как удовольствие ведет к добродетели [См.: 9, с. 351-357]. Стремление к счастью, одна из важнейших потребностей человека, а счастье, есть занятие в духе добродетели. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы человек становился добродетельным, ибо такой человек перенесет любые невзгоды [См.: 9, с. 613].

Изучение потребностей в Античности происходило, как в русле материалистических воззрений и было связано, в основном, с гедонизмом и эвдемонизмом, основу которых составляло обоснование человеческого поведения стремлением к счастью и наслаждению, так и в рамках философско-материалистических учений, делавших основной акцент на разграничении животных и человеческих потребностей.

потребность философ античность

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Стремление первых греческих философов построить гармоничные отношения человека с миром. Возникновение мировоззренческих проблем при формировании потребностей. Демокрит и Аристотель. Классификация человеческих потребностей Эпикура. Школа софистов.

реферат [21,4 K], добавлен 21.01.2009

Понимание смысла жизни в эпоху Античности, в Новое и Новейшее время. Средневековое понимание этого вопроса. Смысл человеческой жизни в марксистской философии. Религиозное и атеистическое его истолкование в философии. Проблема самореализации человека.

реферат [26,8 K], добавлен 09.02.2013

Идеи о смысле жизни человека Древней Греции и Рима, средневековой Европы и Индии. Понимание этого вопроса в иррационализме, экзистенциализме. Право человека на счастье по теории философов гуманизма. Понимание смысла жизни в психологии и мировых религиях.

реферат [30,2 K], добавлен 02.04.2015

Основа и проблематика древнегреческой философии. Главные постулаты философии софистов. Космоцентризм как общая черта античной философии. Понимание первоосновы мира философами милетской и эфесской школы. Числа и атомистическое учение в пифагорействе.

реферат [40,6 K], добавлен 29.10.2011

Общая характеристика политических и правовых учений Древней Греции. Исторические особенности формирования и этапы политико-правовых воззрений Древней Греции. Политико-правовые учения эллинистического периода и софистов, Сократа, Платона, Аристотеля.

контрольная работа [38,1 K], добавлен 05.02.2015

Источник

Реферат: Проблема потребностей у мыслителей античности и взгляды на потребности в cредние века

Федеральное агентство по высшему образованию РФ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

“Человек и его потребности”.

“Проблема потребностей у мыслителей античности и взгляды на потребности в средние века”

Екатеринбург 2008 г.

1. Проблема потребностей у мыслителей античности. 3

1.1. Учение Эпикура. 7

1.2. Школа софистов. 8

1.5. Школа стоиков. 10

2. Взгляды на потребности в Средние века. 12

Список используемой литературы. 16

1. Проблема потребностей у мыслителей античности

В последующие века идеи Эпикура были искажены. В настоящее время под эпикурейством обычно понимают безудержную погоню за удовольствиями и наслаждениями, пустое “прожигание” жизни. В действительности греческий философ мыслил гораздо масштабнее. Он одним из первых поставил проблему формирования потребностей и ограничения тех из них, которые препятствуют творческому развитию человеческой личности.

В поздней греческой философии (III-I в. до н.э.) наряду с эпикурейством сформировались еще три типа мировоззрения, которые с небольшими изменениями существуют до сих пор. Это кинизм (цинизм), скептицизм и стоицизм. Каждое из этих философских и мировоззренческих течений выработало свои подходы к человеческим потребностям. С этими подходами мы по сей день сталкиваемся в практике экономической деятельности.

В целом можно сделать вывод, что в Древней Греции не только в полной мере сформировались основные группы человеческих потребностей, но и началось их теоретическое осмысление в философских учениях этой эпохи. Возникшие тогда представления в несколько измененном виде мы встречаем у потребителей в современном обществе. Однако до научного анализа соотношения материальных и духовных, личных и общественных, рутинных и творческих потребностей грекам было еще далеко. Следующий крупный скачок в осмыслении потребностей оказался под силу только мыслителям эпохи Возрождения.

Например, христианство стремилось воспитать в людях умение анализировать, оценивать свои поступки (исповедь). Результатом такого анализа должна была стать способность избегать мыслей, влечений и тем более поступков, которые осуждались церковным мировоззрением. Люди, подавившие в себе греховные влечения и потребности, объявлялись примером для подражания как праведники и святые. Созданный христианством стандарт поведения людей и человеческих сообществ в целом требовал жесткого контроля над потребностями и управления ими. Подчиненность личности социальной общности с ее непримиримой религиозной идеологией могла сохраняться только при условии этого жесткого контроля над потребностями и путями их удовлетворения.

Однако даже в Средние века церковь была не в состоянии полностью подчинить себе всю культуру, весь образ мыслей людей. Поэтому в обществе возникали разные, даже противоположные представления о человеке, его поведении и потребностях. Рассмотрим эти противоположные подходы на примере средневековой России.

Как отмечает А.Ф. Замалеев, русская православно-церковная концепция человека основывалась на трех главных постулатах:

Отрицание земного человека и пренебрежение его чувственно-плотским, “тварным” (т.е. сотворенным, материальным) бытием, осуждение любви к реальному миру. Согласно Феодосию Печерскому (1036-1074) и Нилу Сорскому (1433-1508), воспитание православного христианина должно основываться только на “божественной истине”, а земные, светские науки заслуживают строгого осуждения.

Одобрение таких черт характера, как “тихость” и “коснение” (медлительность, нерешительность, неисполнение). Любое дело должно делаться не торопясь, медленно, неспешно.

Как видим, средневековая идеология стремилась превратить веру и исполнение религиозных предписаний в первую жизненную потребность человека. Все другие материальные и духовные нужды (труд, развитие личности, удовлетворение базовых потребностей) православная церковь пыталась подчинить этому главному стремлению к праведной богоугодной жизни.

Таким образом, утверждения о поголовной религиозности и богобоязненности русского народа искажают историческую правду. Наряду с официальной религиозней идеологией выдающиеся российские мыслители почти тысячу лет назад начали создавать по существу антицерковную, еретическую концепцию человека, в чем-то созвучную с идеологией гуманизма и с представлениями современной науки. В этой концепции религиозные потребности и ценности не отрицались, но все же оттеснялись на второй план. Наиболее важными и требующими первоочередного удовлетворения признавались даже не простые базовые потребности, а потребности в познании, в труде, развитии личности и благе социальной общности (хотя их реализацию и считали угодной Богу). Признание потребности в активной деятельности предвосхищало мировоззрение эпохи капитализма и позже было широко использовано в протестантских религиях.

1. Замалеев А.Ф. Человек в мировоззрении русского средневековья. Л.: Издательство ЛГУ, 1991 г.

2. Орлов С.В., Дмитренко Н.А. Человек и его потребности. – СПб.: Питер, 2007.

3. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1.М.: Наука, 1989 г.

Источник

ПОНИМАНИЕ КАТЕГОРИИ «ПОТРЕБНОСТЬ» В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Петров И.Ф. 1 Петрова С.И. 2

1 Доктор философских наук, профессор, Академия маркетинга и информационных технологий (Краснодар)

2 Кандидат культурологии, преподаватель, Академия маркетинга и информационных технологий (Краснодар)

ПОНИМАНИЕ КАТЕГОРИИ «ПОТРЕБНОСТЬ» В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Аннотация

В статье рассматривается проблема человеческих потребностей, их природа и роль в человеческой жизни. Любые потребности всегда детерминированы общественными отношениями и, с этой точки зрения, они представляют собой социокультурное явление. Авторы обращается к становлению категории «потребность» и в, частности, к их толкованию философами Античности. И приходят к выводу, что изучение потребностей в Античности происходило, в том числе, в русле материалистических воззрений и было связано, в основном, с гедонизмом и эвдемонизмом.

Ключевые слова: Античность, потребности, человек, нужда, общество.

Petrov I. F., Petrov S. I. 2 ;

1 PhD in Philosophy, Professor, Academy of marketing and information technology (Krasnodar)

2 PhD in Culture Studies, teacher, Academy of marketing and information technology (Krasnodar)

UNDERSTANDING THE CATEGORY OF NEED IN ANCIENT GREECE

Abstract

The problem of human needs, their nature and role in life are considered in the paper. Any needs are always determined by social relations, and, from this point of view, they represent a social and cultural phenomenon. The authors refer to the formation of the “need” category and, in particular, to its interpretation by the philosophers of antiquity. The authors come to the conclusion that the study of needs in antiquity took place, among other things in the mainstream of materialistic views and was associated mainly with the hedonism and eudemonism.

Keywords: Antique, needs, people, poverty, society.

Любые потребности всегда детерминированы общественными отношениями и, с этой точки зрения, они представляют собой социаокультурное явление. История развития потребностей, их осмысление, есть история развития общества, писал К. Маркс: «…Размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большей мере от культурного уровня страны…» [1].

Как же происходило становление категории «потребность»?

Интерес к потребностям человека отмечается уже у Античных философов. Рассматривая человеческую природу, они фиксировали ее социальную детерминацию.

Именно в эпоху Античности было отмечена роль потребностей в жизни человека и общества, а также произошло разделение потребностей на материальные и идеальные (духовные). Так, например, Гераклит Эфесский (544 – 483 гг. до н. э.), изучая социальное назначение золота, благодаря которому возможен обмен, то есть, сопоставляя потребности людей и общества, по сути, показывает, что вне потребностей невозможно познание основ бытия человека и его сущности. Хотя Гераклит в своих сочинениях и не говорит напрямую о потребностях, для нас интересно его представления о человеке. Гераклита волнует связь человека с мировым разумом. Все матери­альные превращения, считает философ, осуществляются «законосообразно», при этом часть людей следуют им, другие нет. В основании же отличий потребностей человека находятся его “грубые психеи” [2]. Всякое желание покупается ценой психеи, «поэтому злоупотребление вожделениями ведет к ее ослаблению». Умеренность в удовлетворении потребностей содействует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. При этом Гераклит не придерживался мысли, что различие человеческих потребностей зависит от происхождения, богатства и иных особенностей. Рассматривая потребности человека, Гераклит считал, что они зависят от условий жизни, поэтому свиньи радуются грязи, ослы золоту предпочитают солому, птицы купаются в пыли и золе.

О потребностях писали Антифонт из Афин (V в. до н. э.), Демокрит Абдерский (460 – 370 гг. до н. э.), Эпикур (342 – 271 гг. до н. э.) [Cм.: 3, с. 321, 344]. Их изыскания происходили в русле материалистических воззрений и были связаны, в основном, с гедонизмом и эвдемонизмом, ядро которых составляло обоснование человеческого поведения стремлением к счастью и наслаждению.

Антифонт, например, утверждал, что все люди, по своей природе, равны, так как «…у всех людей нужды от природы одинаковы… И в самом деле, мы все одинаково дышим воздухом – через рот и нос – и едим мы все одинаково – при помощи рук» [3, с. 321].

Демокрит также сравнивал потребность с нуждой, считая, что последняя является побудительной силой действий человека: «Действительно, сама нужда служила людям учительницей во всем, наставляя их соответствующим образом в познании каждой вещи…» [4]. Он обращал внимание на отличие самой потребности от средств ее удовлетворения, говоря, что человек не знает границ удовлетворения своих потребностей.

Эпикур отождествляя потребности и желания попытался дать их классификацию, выделяя естественные и необходимые потребности: «одни – естественные, другие – пустые, и из числа естественных одни – необходимые, а другие – только естественные; а из числа необходимых одни необходимы для счастья, другие – для спокойствия тела, третьи – для самой жизни» [3, с. 357]. Таким образом, Эпикур обуславливал существование человека с обязательным удовлетворением своих необходимых потребностей: «Путь к счастью возможен тогда, когда человек, руководствуясь разумом и волей, удовлетворяет эти естественные и необходимые потребности» [5].

Кроме философов-материалистов потребности изучали и философы-идеалисты, делавшие основной акцент на разграничении животных и человеческих потребностей.

По Платону (428 – 348 до н. э.) носителем потребностей человека является не его тело, а душа. Поэтому их особенности объясняются жизнью души в прошлых существованиях. А так как существование души имеет телесную оболочку и при физической жизни имеет определенную свободу выбора, человек может приобрести дурные привычки, и, как следствие, сформировавшие­ся в результате жизнедеятельности разнообразные потребности человека, оказывают опосредованное влияние на будущее существование души. Роль потребностей здесь проявляется в том смысле, что одних людей по жизни ведет материальный (телесный) интерес, других духовный (идеальный). Отсюда, душа не бывает полностью чистой и при своих следующих существованиях опосредуется определенными потребностями человека.

Под потребностью Платон понимал нужду. Потребностью (нуждой) каждого общества является стремление «к сожитию многих общников и помощников» [6, с. 369]. Сожитие есть потребность (нужда) – «когда, имея нужду во многом, мы располагаем к сожитию многих общников и помощников, тогда это сожитие получает у нас название города» [3, с. 396]. По Платону потребность была основой формирования государства. Государство «…возникает тогда, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности…» [7].

Исходя из того, что потребность есть нужда, Платон выводит базовые потребности, руководствуясь их возрастанием: «Первая и самая большая потребность – это добыча пищи для существования и жизни; вторая потребность – жилье, третья – одежда и так далее» [7].

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) выделил следующие потребности человека: государство, семья, взаимное сохранение и общение. Семья, по его мнению, это и есть «общение», служащее удовлетворению «повседневных надобностей». «А тот (человек), кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребностей ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством» [8, с. 379]. Таким образом, Аристотель обращает внимание на то, что одной из важнейших потребностей человека является принадлежность к обществу (государству).

По мнению философа, в качестве основы для социального деления общества выступают различия в способностях. А различие людей по способностям обусловлено развитием различных искусств для удовлетворения необходимых потребностей. Высшей потребностью человека является потребность в удовольствии и наслаждении, так как удовольствие ведет к добродетели [См.: 9, с. 351-357]. Стремление к счастью, одна из важнейших потребностей человека, а счастье, есть занятие в духе добродетели. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы человек становился добродетельным, ибо такой человек перенесет любые невзгоды [См.: 9, с. 613].

Аристотель отмечает, что все люди «от природы» равны между собой, а социальное неравенство возникает вследствие различной деятельности свободных граждан и рабов: «…жизнь – активная деятельность, а не продуктивная… чья деятельность заключает­ся в применении физических сил, и это наилучшее, (что могут делать рабы), …ведь раб по природе – тот, кто может принадлежать другому, …(он) способен понимать …приказания, но сам рассудком не обладает. Что же касается остальных живых существ, то они не способны к пониманию приказаний рассудка, но повинуются движениям чувств …своими физическими силами оказывают помощь в удовле­творении наших насущных потребностей». И дальше: «…свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни… Очевидно, во всяком случае, что одни люди по природе свободны, другие – рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо» [9, с. 384].

Другой Античный философ Сократ (ок. 469 – 399 гг. до н. э.) говорил о необходимости соединения личных и социальных потребностей. Только разум, по его мнению, в состоянии анализировать потребности, преодолевать неразумное отношение к жизни и неразумным потребностям. Тем самым Сократ обосновал проблему разумных потребностей человека. Отождествляя добродетель и знание, он считал, что потребности обуславливаются требованиями сознательного разума. Мудрость, всеблагость, справедливость, благочестие и добродетель должны составлять структуру нравственных принципов человека и, в конечном счете, стать его потребностью. Высшей потребностью по Сократу, является добродетель, как главная цель жизни человека, а ее основным источником является творческое начало нравственности [См.: 10, с. 31 – 40].

Нужно отметить, что проблема потребностей человека занимала умы и других древних философов. Таких, например, как Диоген Синопский (ок. 412 – 323 гг. до н. э.), Антисфен (444 – 370 гг. до н. э.), Протагор (490 – 420), Аристипп (435 – 355 гг. до н. э.), Тит Лукреций Кар (ок. 99 – 55 гг. до н. э.), Сенека Луций (4 до н. э. – 65 н. э.) и др. Все они, в основном, рассматривали потребности через нравственную призму поведения человека или через его отношение к миру.

Так, например, Лукреций считал, что в качестве движущая силы поведения человека лежит «нужда» и потребность. В своей книге «О природе вещей» Лукреций описывает первобытного человека более сильным, в сравнении с современником. Скромные потребности первобытных людей легко удовлетворялись, и не было необходимости в каких-то усовершенствованиях. Лукреций демонстрирует природные свойства человека, которые, по его мнению, приобретены благодаря цивилизации – изначально «природным» в человеке было только эгоистическое стремление к удовольствию. Лукреций показывает первобытного человека, как одиночку, не знающего никаких моральных норм, у которого отсутствуют социальные связи, стремящегося лишь к удовлетворению своих примитивных потребностей. Таким образом, Лукреций указывает на характер первичных свойств человека, лежащих в основе его поведения.

Понимание и становление категории «потребность» уходит своими корнями к самым началам философской рефлексии и берет свое начало в Античной, древнекитайской и восточной мысли. Однако именно в эпоху Античности была отмечена роль потребностей в жизни человека и общества, а также произошло разделение потребностей на материальные и идеальные. Уже тогда, рассматривая природу человека, философы обращали внимание на ее общественную обусловленность. Так, например, считалось, что потребности человека – это форма его зависимости от общества.

Изучение потребностей в Античности происходило, как в русле материалистических воззрений и было связано, в основном, с гедонизмом и эвдемонизмом, основу которых составляло обоснование человеческого поведения стремлением к счастью и наслаждению, так и в рамках философско-материалистических учений, делавших основной акцент на разграничении животных и человеческих потребностей.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Проблема потребностей у мыслителей античности и взгляды на потребности в cредние века
Раздел: Рефераты по философии
Тип: реферат Добавлен 12:47:33 16 января 2009 Похожие работы
Просмотров: 1021 Комментариев: 20 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать